Наука и христианство, возраст Земли, СТЭ
Вопрос
Здравствуйте! Мой вопрос будет касаться науки и христианства . Как христиане, можем ли мы доверять Большому Взрыву,или же нам верить что и Земле и космосу 6000 лет? Можем ли мы совместить христианство с теорией эволюции?Ведь самые лучшие апологеты мира(Уильям Лейн Крейг, Джон Леннокс и др.) верят, что Вселенная существует 13 миллиардов лет.
Ответ
Уважаемый Михаил,
Я думаю, Ваш вопрос разделить на три разные части. 1 – наука и христианство; 2 – датировка возраста Земли; 3 – Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и христианство, так как чисто дарвинистский подход уже давно не используется.
Итак, наука и христианство, как Вы понимаете, что это две разные области знания человека. Наука опирается на повторяемый опыт, христианство – на откровение, наука пытается решить вопросы существования человека в этом мире, христианство нацелено на спасение души в мире будущем. Есть еще немало различий в методологии познания, систематике знаний, авторитете и отношении к истине, но есть и много общего. Например, как наука, так и христианство исходят из метафизических предпосылок. Возможность познания мира нашим несовершенным разумом и чувствами – это лишь гипотеза, которую наука постоянно пытается подтвердить, хотя философия (Кант. «Критика чистого разума») и нейрология вместе со СТЭ, постоянно подвергают эту гипотезу сомнению. Проще говоря, если наш мозг является следствием спонтанных эволюционных процессов, то он настроен больше на выживание, чем на познание вселеной (систематическим познанием человек стал заниматься сравнительно недавно, что недостаточно для формирования нужных структур под действием эволюционного процесса) значит мозг сам в себе все еще должен заключать бесконечное количество ошибок познания. Как тогда мы можем говорить о достоверности познания, если его главный инструмент – результат слепой случайности и мы вряд ли ему можем доверять?
Другой метафизический пример связан с вопросом, что открывают ученые? Если они пытаются систематизировать хаос, согласно натуралистическим или эволюционным подходам, тогда они придумывают законы природы, для того чтобы объяснить этот хаос. Но если природа гармонично устроена, то ученые открываю уже существующие законы, что непосредственно указывает на Антропный принцип и Создателя. То есть это чисто метафизическая позиция – как устроен мир и какие законы в нем присутствуют. Можно еще вспомнить теорию информации Клода Шеннона, которая в своей главной схеме предполагает наличие Источника информации, т.е. информация не рождается ниоткуда, или теорему о неполноте Курта Гёделя, которая говорит, что любая полная система аксиом – противоречива. Кстати, когда А. Вассерман критикует использование этой теоремы для существования Бога, он обращается к Богу, как к пантеистическому началу, такому богу, который является неотъемлемой частью природы, но даже без Гёделя и Вассермана пантеизм внутренне противоречив, это ясно. Анатолий Вассерман не понимает, или скорее всего сознательно отказывает этому, что Бог Библии – это трансцендентный Бог, поэтому Он не может быть включен в систему уравнений мира, но Он является Сам высшим уровнем объяснения, надмирным, как Творец мира. Есть еще немало метафизических начал науки, которые постоянно забывают приверженцы сциентизма и жесткого натурализма.
Другая сторона науки связана с ограниченностью круга ее познания, и это ее сознательное ограничение. Как наука не призвана учить о спасении души, так и Библия не является учебником физики. Более того, научное знание постоянно уточняется или даже меняется на более совершенные объяснения. Кстати и с богословскими взглядами случается так же, они не меняются в своей главной сути, но уточняются формулировки и позиции. Даже в недавней истории мы помним, как научное знание уточнялось на столько, что приходилось переписывать учебники. Другими словами, трудно утверждать, что наука является истиной в последней инстанции.
Но где тогда наука и религия могут сотрудничать? Наверное, лучше всего в описании самого человека. Например, медицина и психология серьезным образом обращают внимание на религиозный опыт, в первую очередь для того чтобы помочь человеку. Если юриспруденция и философия – это гуманитарные науки, то они теснейшим образом сотрудничают с христианским мировоззрением и описываемой картиной мира и общества. История, исследование текстов и археология без библейских свидетельств вряд ли пришли бы к таким открытиям, которые сейчас есть. Хотя бы потому, что многие археологи XIX-XX были движимы именно идеей доказательства библейской истории и совершили великие открытия на пути к этому.
Так что мы должны понимать, где наука и религия имеют разные методы и задачи в своем поиске истины, а где они могут сотрудничать или даже помогать друг другу. Поэтому те, кто совершенно отрицают религиозное познание мира, серьезно ограничивают свои способности к познанию. По этой теме выпущено немало литературы, Вы можете обратить внимание, например, на эти книги: Брук Д. Х. «Наука и религия: Историческая перспектива». 2004; Пикок А. «Богословие в век науки». 2004.
Датировка возраста земли. Этот вопрос тесно связан не столько с идеологией, сколько с используемой методологией. Если современные научные данные интерпретируются верно, или не слишком ошибочно, и все процессы проходили линейно, то возраст Земли оценивается, как 4,54 млрд. лет. Если допустить, что Бог может создать вселенную не из Большого взрыва, а уже полностью в современном состоянии, значит процессы происходили нелинейно и мы правильно датируем возраст по родословным Библии, то 6000 или 10000 лет земле мне не кажутся невозможным. Как Вы видите, как в той, так и в другой точке зрения есть сильные и слабые стороны. Сама Библия нигде прямо не утверждает возраст Земли, из этого можно предположить, что точное исчисление возраста не является для нас спасительным или неспасительным учением. Богословский опыт Церкви в Символах Веры нигде не обращался к датировке и не считал ее значимым для нашей веры. Поэтому и мы можем продолжать наши изыскания, но не делать наши выводы критерием спасения.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – весьма популярный в науке подход. Многие критики креационизма утверждают (особенно в нашей стране), что эволюционизм окончательно победил «на всех фронтах» и СТЭ уже доказана и подтверждена. Однако это не совсем так. С одной стороны, существует т.н. «Проект Стива», где ученые подписываются под утверждением о верности СТЭ и на сайте (https://ncse.com/list-of-steves) мы можем найти около 1500 подписей серьёзных исследователей. Но есть также и другой сайт https://dissentfromdarwin.org/scientists/ где более 1000 не менее известных и серьёзных учёных подписались под своим сомнением в верности СТЭ. Кстати, примерно такие же соотношения показывают опросы о вере и неверии в среде ученых. Можно, конечно говорить о предвзятости религиозно настроенных ученых, но такой аргумент срабатывает только для тех, кто не понимает, как высоко ценится научная степень и если ученый проявляет свою ангажированность в чем-либо, то он теряет свой авторитет в научном сообществе.
Когда атеисты или христиане начинают спор о СТЭ, чаще всего они сами, не являясь специалистами, вынуждены ссылаться на чье-то авторитетное мнение и обычно такие разговоры ни к чему не ведут. Поэтому лучше всего оставить решение этого вопроса тому, кто глубоко изучает тему СТЭ и понимает принципы креационизма. Возможно, слабостью креационистов является их неорганизованной и отсутствие единого мнения или единой теории в противовес СТЭ. Я сам склоняюсь к тому, что какие-то развивающие процессы однозначно происходят, но не понимаю, как сама жизнь, информация в ДНК, разнообразие видов и мн. др. может произойти без творения и Божьей воли. Как-то на подобный вопрос У. Крейг ответил примерно так: «Для теории эволюции нужна еще большая вера, чем в то, что мир был создан Богом». И опять же, в этом вопросе Церковь никогда не настаивала на однозначной позиции, поэтому и нам, возможно, не стоит торопиться, ведь самой эволюционной теории всего лишь чуть больше 150 лет и на ее смену, я уверен, придут новые объяснения. Могу посоветовать еще одну книгу по этим темам и подходу христиан к теории эволюции: Динеш Д'Суза, «Чем замечательно христианство». 2012.
С уважением,
Вопрос-ответ
Здравствуйте! Смерть и страдания вызваны падением людей, значит те звери что жили до людей не мог
Ярослав Возняк. Здраствуйте. Есть вопрос по упорядочености ископаемых в геохронологической шкале.
Здравствуйте! Мой вопрос будет касаться науки и христианства . Как христиане, можем ли мы доверят