Является ли медитация религией?
На этой неделе в Вашингтоне на массовую буддистскую церемонию медитации собрались 100 тыс. человек. Возникает вопрос — является ли медитация религией?
Как выяснили на прошлой неделе журналисты On Faith, миллионы жителей Запада, в том числе многие последователи Калачакры, усвоили некоторые буддистские практики — направление мысли, медитация или изучение наставлений Далай-ламы, — но не живут согласно всем канонам ортодоксального тибетского буддизма.
Медитация в Северной Америке переживает период расцвета. Недавнее исследование, проведенное Национальными институтами здравоохранения, показывает, что в прошлом году медитировали 9,4% американцев. Это большой прирост в сравнении с 7,6 % в 2009 году.
В одной из крупнейших медитационных групп, Insight Meditation Community of Washington, посещаемость главного еженедельного собрания выросла с 25 человек в конце 1990-х до 250 сегодня, не говоря уже о сотнях людей, посещающих более мелкие собрания в остальные шесть вечеров недели. Новая маленькая группа, организованная только в прошлом году в Университете им. Джорджа Мейсона, уже насчитывает 25 учеников.
Специалисты говорят, что в том, как американцы воспринимают медитацию, за последние два десятилетия произошли большие перемены: теперь она воспринимается в отрыве от своих религиозных корней. Потоки новичков, приходящих на сеансы медитации, делают это для выполнения задания, полученного в средней школе, или для исцеления от хронической боли. На сеансах речь о жизни после смерти или о буддизме даже не заходит. Даже люди, которые приходят на собрания групп, изначально ориентированных на духовные поиски, часто описывают свои переживания в совершенно земных терминах и преследуют совершенно земные цели. Во время занятий люди высказывают желание бросить курить или отказаться от кофеина столь же часто, как и желание стать более сострадательными.
И потому меня заинтересовал вопрос, как люди, движимые вполне земными желаниями, могут понять Калачакру — древний религиозный ритуал, совершаемый на протяжении более 10 дней монахами, давшими обет безбрачия. За шесть лет знакомства с предметом я ни разу не видела, чтобы кто-то смотрел на Далай-ламу как на альтернативу своему католическому духовнику.
Возможно, это объясняется тем, что нынешний Далай-лама позволяет очень большую свободу в толковании буддизма. Ричард Дэвидсон, профессор психиатрии из Университета штата Висконсин, изучающий воздействие медитации на мозг, называет Далай-ламу «одним из главных сторонников секуляризации этих методик». Причина, по словам Дэвидсона, кроется в том, что, по мнению Далай-ламы, эти методики могут «уменьшить страдание», что и является главной задачей буддизма.
Хью Берн, старший учитель в группе Insight Meditation Community of Washington, говорит, что многие приходят на занятия, побуждаемые «проблемами или затруднениями, которые они испытывают с собственными верованиями, и не ищут новых обрядов и учений». По словам Берна, он и сам подходит к медитации с более приземленной точки зрения. На этой неделе он поведал мне, что некоторых людей, занимающихся медитацией по системе Калачакры, отталкивает буддистская практика поклонов или простирания ниц, потому что они видят в этом «предрассудок» или поклонение какому-то конкретному объекту — возможно, идолу или божеству. В оправдание подобных методик Берн посоветовал принять во внимание, что цель их вполне приземлена — отказ от гордыни, смирение.
Тем не менее, когда Берн описывает, как действует медитация, его слова звучат как религиозный символ веры, и довольно убедительный. По его словам, то, что многие люди считают абсолютной истиной, — это всего лишь мысли, основанные на физических стимулах, или стереотипы, сложившиеся давным-давно.
«Многое из того, что мы считаем реальностью, — это наши мысли. Одна мысль влечет за собой другую. Медитация и практика направления мысли помогает сказать: мысль — это мысль. Неприятное физическое ощущение — это неприятное физическое ощущение», — говорит он. Медитация помогает людям понять , что неприятные переживания не вечны . Конечный итог ? «Для меня это путь к окончательному избавлению от страданий», — говорит он. — «Я верю в возможность полного избавления от страданий, и не в сверхъестественном мире, а в этой земной жизни».
Дэвидсон говорит, что нынешний рост популярности медитативных практик напоминает расцвет популярности физических упражнений в 1970-х и 1980-х годах. «Мы наблюдаем рост популярности того, что считаю душевными упражнениями. Лет через двадцать люди будут относиться к таким упражнениям как к обыденности, так же как мы сегодня относимся к физическим упражнениям», — говорит он. — «И это произойдет совершенно светским образом. Люди не будут знать, что источником этих упражнений был традиционный буддизм».