Насколько опасны «Свидетели Иеговы»
Деятельность религиозной организации «Свидетели Иеговы» в Армении продолжает оставаться предметом самых жарких споров. Неприятие вызывает главным образом отказ иеговистов от службы в армии, ну и от переливания крови.
Учитывая сложившееся в республике негативное в целом отношение к сектантам и иеговистам в частности, армянские и зарубежные правозащитные организации время от времени предпринимают попытки переломить ситуацию. Одну из таких попыток предпринял председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян, организовав круглый стол по проблемам деятельности и правам религиозных организаций в Армении.
Правозащитник призвал армянские СМИ отказаться от выражения «секта» по отношению к религиозным меньшинствам, действующим на территории республики. Он обосновал свою позицию тем, что «секта» - не юридический термин, а в христианском и мусульманском вероисповедании воспринимается как оскорбление и ярлык.
Власти Армении иначе относятся к проблеме и пытаются разрешить ее, борясь с сектантами на законодательном уровне, но соответствующий законопроект парламентом страны так и не был принят.
В ответ на эту и так еле заметную борьбу Госдеп США в отчете за 2009 год подверг Армению форменной обструкции за осуществляемую, по мнению американцев, дискриминацию в отношении «Свидетелей Иеговы». В частности, Госдеп раскритиковал правовое определение христианства в Армении как «веры в Иисуса Христа как в Бога и Спасителя и принятия Святой Троицы», под которое никак не подпадают иеговисты.
Также были упомянуты «распространение листовок и показ телефильмов с критикой и клеветой на «Свидетелей Иеговы», именование организации «Свидетелей Иеговы» «сектой» в средствах массовой информации». В прошлом году Госдепартамент опубликовал доклад «О религиозных свободах 2010», в котором отмечается, что религиозные меньшинства время от времени становятся мишенью для Армянской Апостольской Церкви, представляющей их как врагов государства и помеху для воссоединения нации.
Примечательно, что в реальности вся деятельность ААЦ в этом направлении сводится к предложению, чтобы традиционные вероисповедания, имеющие вековое присутствие, разделили часть прав ААЦ и не ставились бы в правовом отношении в один разряд с сектами. Армянские священнослужители неоднократно обращались к Национальному Собранию с просьбой, чтобы в Закон «О свободе совести и религиозных организациях» была введена трехступенчатая градация: Армянская Церковь, традиционные вероисповедания и все остальные. Этим все «притеснения» ААЦ в отношении «свидетелей», собственно, и ограничиваются.
Однако следует отметить и другую сторону медали: помимо иеговистов, ААЦ активно критикует и деятельность других христианских религиозных организаций в Армении, придерживающихся библейских постулатов, - к примеру, Церковь христиан веры евангельской.
Для того, чтобы обеспокоенность ААЦ стала понятна, опишем методы «работы» иеговистов. «Свидетели» приходят домой к незнакомым людям или же подходят на улице, предлагая изучать Святые Писания. Их миссионеры долго внушают потенциальному члену секты, что его жизнь вскоре должна измениться к лучшему, внушают надежду на счастливую и вечную жизнь. Изучение Библии мягко перетекает в изучение «Сторожевой Башни» и «Пробудитесь!» - журналов, являющихся главными идеологическими изданиями этой организации. Иеговисты интерпретируют текст Библии в соответствии со своими задачами, а через некоторое время Библия вообще подменяется «Новым переводом Священных Писаний». Примечательно, что в реальности этот перевод имеет очень мало общего с Библией, поскольку в нем все основные догматы христианской веры сильно видоизменены.
На все возражения и сомнения потенциальной жертвы они с постоянной счастливой улыбкой на лице безапелляционно заявляют, что Истина - только и только то, что они проповедуют, все остальное от сатаны, мир вскоре погибнет, останутся лишь «Свидетели Иеговы».
Меж тем на днях глава Центра реабилитации и помощи жертвам деструктивных культов Александр Амарян сообщил журналистам, что 24 молодых человека из числа «свидетелей Иеговы» отказались проходить альтернативную воинскую службу. Согласно вступившему в 2004 году в силу Закону РА «Об альтернативной службе» в Армении действуют два типа альтернативной воинской службы: специальная государственная служба в Вооруженных силах Армении, которую выбирают молокане, и альтернативная рабочая служба, не военная.
Если срок службы в ВС – 24 месяца, то альтернативной – 36 месяцев, а альтернативной рабочей службы уже 42 месяца. Более того, альтернативники по закону впоследствии не могут носить оружие, а также назначаться на высокие государственные должности.
Однако закон не привнес ничего нового в сложившуюся ситуацию. Сразу же после его вступления в силу 22 «свидетеля Иеговы» были направлены в больницы и сиротские приюты в качестве обслуживающего персонала, однако уже через пять месяцев они отказались служить, обосновав это тем, что надзор над ними осуществляет Министерство обороны.
После этого 15 человек были осуждены на 2-3-летние сроки заключения по обвинению в дезертирстве и оставлении места службы, однако, проведя в тюрьме около 7 месяцев, вышли на свободу.
Еще 35 иеговистов были осуждены за уклонение от альтернативной воинской службы с 1 июля 2009 года по 1 июня 2010 года. Сегодня в уголовно-исправительных учреждениях отбывают сроки наказания 76 иеговистов - за отказ от несения альтернативной трудовой службы по религиозным или идеологическим мотивам.
В целом же за годы независимости Армении за отказ служить в армии были осуждены 364 члена этой организации. Таким образом, несмотря на закон об альтернативной службе, «свидетели» отказываются проходить ее, предпочитая тюремное заключение. Более того, они начали обращаться по этому поводу в Европейский суд по правам человека. В конце минувшего года в Европейском суде по правам человека прошли слушания по иску члена религиозной организации «Свидетели Иеговы», гражданина Армении некоего Баядяна.
Отбыв уголовное наказание за уклонение от воинской службы, он обратился в ЕСПЧ с иском, считая, что уголовная ответственность за уклонение от предусмотренной Конституцией всеобщей воинской повинности является нарушением свободы вероисповедания, предусмотренной Конвенцией по правам человека. После того как нижняя палата ЕСПЧ со «свидетелем» не согласилась, он обжаловал ее решение уже в верхней палате, в которой ему было обещано вынесение решения в течение года.
Учитывая, что за последние два года в Армении не было зафиксировано ни одного случая прохождения альтернативной воинской или трудовой службы, можно решить, что эта практика в республике не прижилась. Однако в экспертном сообществе существует и другая точка зрения, согласно которой Армения практически не выполняет взятые на себя перед Советом Европы обязательства по внесению поправок в действующий Закон «Об альтернативной службе». В 2007 году СЕ призвал армянские власти пересмотреть принятый в 2003 году закон, однако до сих пор никаких шагов в этом направлении предпринято не было. Закон не работает, его положения не соответствуют международным стандартам, посему и члены «Свидетелей Иеговы» предпочитают альтернативной службе тюрьму.
Арман Торосян |
С членами «Свидетелей Иеговы» связано и несколько громких преступлений в Армении. Так, 8 ноября прошлого года в городе Севан произошло зверское двойное убийство 23-летним Арманом Торосяном своих родителей – 64-летнего Хачика Бабаяна и 57-летней Мариетты Торосян. Торосян, называвший себя «свидетелем Иеговы», в разгар ссоры с родителями кричал, что, убивая дьяволов, выполняет приказы Иеговы. Он также заявил полицейским, что убитые не являются ему отцом и матерью, это два сатаны, которых он уничтожил по указу своего истинного отца - бога Иеговы…
А в ночь с 28 на 29 января нынешнего года некий Арман 25 лет, разбив в щепки двери ереванской церкви Сурб Саркис, расположенной в микрорайоне 5-й Нор-Норкский массив, метнул в помещение церкви мусорные урны, стоявшие у входа. После этого молодой человек зажег все свечи на алтаре храма и стал громко читать Евангелие, которое находилось на алтарном престоле. Чтение продолжалось до тех пор, пока подоспевшие полицейские не арестовали его. На расспросы о родителях и о том, с какой целью он осквернил храм, Арман отвечал, что у него нет родителей, оным является «только Святой Дух», и что его поступок был «Божьим велением».
97% населения Армении, подавляющее большинство, за небольшим исключением армян-католиков, являются приверженцами Армянской Апостольской Церкви. Число православных, приверженцев Евангелистской церкви, молокан, пятидесятников, баптистов, «свидетелей Иеговы», и прочих составляет лишь очень небольшой процент. При этом большинство граждан республики относятся к носителям традиционных религий толерантно, чего нельзя сказать об их отношении к сектантам.
Однако это не помешало официально зарегистрироваться в Армении 64 сектам и более 100 неофициальным религиозным организациям. Всего в сектах состоит порядка 100 тысяч человек. Более того, члены религиозных организаций работают во всех государственных учреждениях. По данным Министерства юстиции Армении, официально зарегистрированная в Армении только в 2004 году после 15 предшествовавших этому отказов, организация «Свидетели Иеговы» еще в 80-х годах насчитывала 100 членов, в середине 90-х - 8 тысяч, а сегодня уже 20 тысяч.
Подводя итоги, следует отметить, что в силу сложившихся исторических обстоятельств борьба армянского народа за сохранение своей веры приобрела характер борьбы за сохранение национальной идентичности, а Армянская Апостольская Церковь в условиях многовекового отсутствия государственности была важнейшим национальным объединяющим институтом. Именно отсюда и исходит особое отношение армянского народа к ААЦ как к символу единения армян всего мира.
Поэтому властям Армении, несмотря на их тяготение к Западу и западным льготным кредитам, рано или поздно, но придется определиться в своем отношении к нежелающим служить в армии, спасать своих детей от смерти посредством переливания крови и уничтожающим христианские святыни армянским последователям «Свидетелей Иеговы».