Проповедь преуспевания
Golders Green Hippodome |
Я приехал на шоу за час до начала, однако очередь длиной в триста или четыреста человек уже аккуратно вытянулась вдоль заграждений безопасности у входа в зал Golders Green Hippodome (бывший театр, в 2003 году выкупленный независимой харизматичекой церковью «Международный христианский центр „Эл Шаддай“»), рассчитанный на 700 сидячих мест. Толпа на 80-90% состояла из чернокожих, где-то на 30% — из мужчин, в большинстве своем молчаливых, приветливых и вежливых. Многие держали в руках тетради и Библии. Они пришли послушать проповедников, которые объясняют им, что, жертвуя деньги Богу или Его помазанным пророкам, человек, словно по волшебству, станет богатым. Главная звезда предстоящего шоу, Кеннет Коупленд, таким образом ежегодно собирает пожертвований на 100 млн. долларов; а проповедник по имени Крефло Доллар, который должен выступать сегодня вечером, в настоящий момент выступает ответчиком по иску, поданному его бывшим сотрудником, который утверждает, что составленные им тексты ежегодно приносят Доллару по 50 млн. долларов. Так что не усмехайтесь — у некоторых получается .
И Коупленд, и Доллар в настоящий момент являются в США объектами сенатского расследования.
Это было уже четвертое выступление за день — на протяжении всей недели они ежедневно устраивали, как минимум, по три выступления. У входа нам выдали не сборники гимнов и не Библии, а конверты для пожертвований: естественно, устроители принимали их в любом виде — наличные, чеки, кредитные карты. Помимо «пожертвований» мы могли также уплатить «десятину», указав, на какую именно цель должны пойти эти деньги — на нечто под называнием «Get Understanding Television», или в «Строительный фонд». Присутствовал и вариант «Прочие нужды». К конверту для пожертвований прилагался каталог товаров, в котором числились записи выступлений с текущей конференции (22 фунта на компакт-диске или 52 фунта на DVD) и еще 39 аудио-CD с выступлениями разных проповедников на разные полезные и практичные темы, например «Как победить дух критики».
Самостоятельно делать аудио- и видеозаписи слушателям было запрещено.
К тому времени, когда очередь дошла до меня, партер и первый ярус балкона были уже битком забиты; я нервно отношусь к высоте, а также к массовой истерии, так что я решил наблюдать за происходящим из приходского дома через улицу, где еще примерно сто человек, которым не хватило места в главном зале, смотрели прямую трансляцию выступлений на большом экране. Здесь среди зрителей тоже преобладали чернокожие, однако рядом со мной сидела худенькая белая женщина средних лет — у нее на коленях лежала раскрытая Библия с пометками карандашом, зеленым и желтым маркером. Сидевшая впереди женщина в ожидании начала проповеди водила золотой кредиткой по конверту для пожертвований.
«Как долго это обычно продолжается?» — спросил я свою соседку. «О, я думаю, сегодня будет выступать Крефло. Иногда он может говорить по два часа!» — ответила она. Я сделал заметку в своей тетрадке под названием «Признаки слабости, признаки проклятия».
Шоу началось с музыки, чтобы привести нас всех в соответствующее расположение духа, — неуклюжего гимна размером 4/4, адресованного Святому Духу. За этим последовало вступление: невысокий белый проповедник в изящном пиджаке и дорогих с виду джинсах повествовал о грядущих благословениях, раскачиваясь на носках, — похоже, даже ради Иисуса белые мальчики не станут танцевать. Проповедник начал что-то напевать, временами переходя на непонятные языки. Музыка приобрела проникновенное, неземное звучание — по всему залу люди типичным для пятидесятников жестом начали воздевать руки; проповедник, поначалу говоривший с брэдфордским акцентом, теперь с американским прононсом выпевал: «Господь, Ты прекрасен».
Потом настала очередь пастора центра «Эл Шаддай», который организовал выступления «звездных» проповедников. «Я убежден, что нельзя выразить в цифрах все, что произошло на этой неделе в духовном мире», — провозгласил он. — «И сегодня я говорю вам, что нас ждет прорыв в Святом Духе! Аминь, аминь, аминь, аминь!»
Вокруг меня энтузиазм перерастал в истерию. Это было еще хуже, чем коммерческая презентация. Но на коммерческую презентацию это было похоже больше, чем на христианство. Ключевое учение «евангелия преуспевания» заключается в том, что мир нужды и страданий, в котором мы живем, менее реален, чем воображаемый мир, который они называют «духовным миром». По их словам, позитивное мышление может преодолеть все — сначала это происходит в духовном мире, а потом в жизни верующих.
Конечно, в такой формулировке это звучит нелепо. Но я думаю, что откровенная нелепость этого учения как раз и привлекает людей. Коупленд, к примеру, абсолютно серьезно заявил, что тем самым вечером Бог сказал ему: «Теперь все будет расти с большой выгодой — это и есть уплотнение». Доллар выслушал это заявление с монументальным спокойствием, а под конец вскочил с распростертыми руками, словно чертик из коробочки. Он угадал нужный момент. Он мог бы сделать отличную карьеру на сцене, если бы ему когда-нибудь понадобились деньги, — после часовой проповеди он привел слушателей именно туда, где хотел их видеть: «Врач не может вылечить то, чем я, по его словам, болен, но я блажен! У меня есть власть преуспевать!»
«Я хочу, чтобы вы повторили за мной: „Я успешен, я здоров, я богат!“». Все слушатели , как один человек , повторили .
«Кто-нибудь, крикните: „Нерушимое спокойствие!“». И весь зал проревел: «Нерушимое спокойствие!»
Бедность, вещал Доллар, — это нечистый дух: «Люди не просто так держатся за свои деньги — это дух бедности. Сегодня мы сломаем этому духу хребет». Естественно, для этого нужно было дать Доллару еще денег.
И как же объяснить то, что многие давали Доллару деньги, но так и не стали ни богатыми, ни даже здоровыми? «Многие люди жертвуют», — объяснил он, — «но не получают Божьих благословений. Они жертвуют, но они не сделали Бога своим единственным источником… Проклят человек, который надеется на человека».
Потом Доллар переключился на учение Иисуса о материальном преуспевании. В конце концов, Иисус сказал — по крайней мере, в Евангелии от Матфея: «Трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Но, вероятно, по провидению Божьему, есть и другая версия этой истории, у Марка, где Иисус также говорит: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» Именно этот вариант цитировал пастор Доллар, потому что надеяться на богатство и иметь богатство, конечно, не одно и то же. Кому придет в голову усомниться, что пастор Доллар близок к небесам? Его искренность просто заполняла собой зрительный зал.
Я заглянул в Библию своей соседки, теперь открытую на 17-й главе Иеремии: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»
Я нашел предлог и удалился; когда я шел по дорожке, один из ашеров подошел ко мне, преисполненный заботы: «Ну, что», — спросил он, — «Вы получили благословение?»