C-038

Золотые листы

У Aртура Будварзона, который оставил мормонскую церковь, когда стал христианином, есть свинцовая копия золотых листов Книги Мормона. Согласно описанию, данному основателем церкви, Иосифом Смитом-младшим, подлинные золотые листы были размером 15 на 20 сантиметров, а их общая толщина достигала 15 сантиметров. Золото примерно в два раза плотнее свинца, однако даже свинцовый муляж весит более 87 килограмм.

Будварзон и его друг Хэл Хоуги предложили награду в 1000 долларов тому, кто может сделать то, что, по рассказам, сделал Иосиф Смит. По словам матери Иосифа-младшего, получив золотые листы, будущий пророк зажал их под мышкой и бежал с ними больше трех километров до своего дома. По пути он перепрыгивал через упавшие деревья и свободной рукой отбивался от врагов. Несколько человек пытались остановить Иосифа и отнять у него добычу, но никому это не удалось.

Мормоны, которые принимают эту историю за чистую монету и видят проблему, попытались “уменьшить” вес листов. В конце концов, ведь Смит, как говорят, вручил листы своей матери, а его жена Эмма, по рассказам, передвигала их с места на место во время уборки дома. При том, что листы весили добрый центнер, вообще непонятно, как эти женщины могли хотя бы сдвинуть их с места.

Теперь мормоны ссылаются на недавние исследования, которые показали, что некоторые доколумбовы племена в перуанских Андах и Центральной Америке разработали технологию так называемого золотого покрытия. Эти древнеамериканские металлурги, очевидно, могли нанести слой золота на медную основу (Scientific American, июнь 1984, сс. 56-63). Такой “пирог” из золота и меди назывался тумбаго.

Как отмечают защитники той точки зрения, что Иосиф получил настоящие золотые листы, в своем рассказе Иосиф говорит, что листы лишь “выглядели” золотыми. Более того, в Книге Мормона перечисляются несколько металлов: медь, серебро и золото, — однако про Нефия сказано лишь, что он сделал листы из “руды” (1 Нефий 18:25; 19:1; РСПД — 1 Нефий 5:217, 218). Признавая, что листы Ефера были сделаны, как написано, “из чистого золота”, они утверждают, что листы Книги Мормона в их окончательном варианте были сделаны из тумбаго. Такое допущение позволило им снизить вес стопки листов до 21-39 килограмм, в зависимости от количества золота в сплаве (The Improvement Era, сентябрь 1966; The Witness, октябрь 1988).

20-40 килограмм — это все еще слишком значительный вес, чтобы листы можно было запросто отдать матери Иосифа, или чтобы Эмма могла жизнерадостно таскать их по комнате. Однако справедливости ради, критики мормонизма должны признать, что такое объяснение возможно, и прекратить настаивать на том, что листы были почти неподъемной тяжести.

Но, даже признав возможность существования 20-килограммовых листов, не следует забывать о других аспектах этого вопроса.

Прежде всего, следует упомянуть, что Иосиф вообще не нуждался в этих листах, чтобы переводить Книгу Мормона. Хью Нибли, известный апологет мормонизма, отметил этот факт в своей работе Abraham in Egypt (с. 4). Один из Свидетелей Книги Мормона, Дэвит Уитмер, имевший возможность неоднократно наблюдать за работой Иосифа Смита, когда тот жил в его доме, настаивал на том, что Иосиф никогда не использовал листы в процессе перевода (The Кansas City Daily Journal, 5 июня 1881). Тесть Иосифа был весьма озадачен этим обстоятельством, и в нотариально заверенном заявлении выразил свое удивление тем, как Иосиф мог находиться дома и переводить, в то время как листы были зарыты в лесу.

Возможно, Иосиф не нуждался в листах, поскольку изначально он утверждал, что может переводить таким же образом, как он искал спрятанные сокровища. Близкий друг и покровитель Иосифа, Джозеф Найт, в одном из самых ранних свидетельств описывает процесс перевода так: Иосиф клал Урим и Туммим (т.е. камни видения) в шляпу и, опуская туда лицо, читал перевод, который Божественной силой появлялся на камнях. И Уитмер, и Мартин Харрис, главные очевидцы этих событий, подтверждают описание Найта. Уитмер даже добавил к этому, что перевод оставался на камнях до тех пор, пока писец, которому Иосиф диктовал слова, не записывал их без ошибок.

Во-вторых, даже допустив, что пресловутые золотые листы могли быть сделаны из тумбаго, нам нужно найти объяснение еще двум фактам.

Первый факт состоит в том, что найденные в Андах изделия из тумбаго были покрыты зеленым налетом. Прежде, чем они стали хоть немного “похожи на золото”, их пришлось основательно отчистить. Этот зеленый налет появился в результате длительного пребывания предметов под землей и воздействия влаги на медную основу. Толщина золотого покрытия на всех найденных артефактах находится в пределах 1/2 – 2 микрон, что не превышает размеров обычной пылинки. Мельчайшая царапина или насечка откроет влаге и воздуху доступ к меди. Но нас убеждают, что покрытые золотом и гравированные листы Смита пролежали в земле 14 столетий без малейших повреждений и сохранили свой характерно золотой вид.

Кроме того, если мы признаем, что за историей с золотыми листами скрывались реальные и подлинные листы из тумбаго, нам придется также поверить в существование множества других листов, зарытых в горе Кумора. По словам Книги Мормона, пророк Мормон зарыл на этой горе “все остальные летописи, которые были вручены мне” (Мормон 6:6; РСПД — Мормон 3:8). Пол Томас Смит, директор библиотек и академических исследований церкви СПД, в 1980 году оказал огромную услугу исследователям истории мормонов, собрав семь мормонских документов, в которых говорится о множестве летописей, спрятанных в пещере горы Кумора.

По словам Иосифа Смита-младшего, “в той пещере были тонны отборных сокровищ и летописей”. Именно там, в пещере, Иосиф-старший и Оливер Каудери оставили золотые листы, когда перевод был завершен. Свидетельства о существовании этой сокровищницы по большей части принадлежат первым руководителям мормонов: Бригему Янгу, Хеберу К. Кимбаллу, Уитмеру и У.У.Фелпсу. А они, в свою очередь, утверждали, что узнали о пещере непосредственно от Каудери, Хайрама Смита, Иосифа-старшего, а также от Самуила и Дона Карлоса Смита — все эти люди, как говорят, побывали в сокровищнице и видели все своими глазами.

После обобщения данных, полученных из этих раннемормонских источников, нам представляется комната размером “около 16 квадратных футов”, скрывающаяся в недрах горы Кумора. Когда Иосиф-старший и Каудери подошли к горе, чтобы вернуть золотые листы, “гора раскрылась”, точнее “открылся вход”, и “они вошли в пещеру”. По словам Каудери, в этой подземной комнате “было светло как днем”. Комната была заполнена “огромными томами летописей” и являла собой настоящую “подземную древнюю библиотеку”, в которой “на столах друг на друга громоздились летописи”. Янг рассказывал, что под столом, на котором Иосиф-старший оставил золотые листы, “лежала стопка листов высотой в два фута”, другие листы “были сложены по углам и вдоль стены”. Соответственно, в комнате было “больше листов, чем можно было увезти на нескольких телегах”. Как-то раз Иосиф-старший, Каудери и другие вошли в гору Кумора и “бродили там из комнаты в комнату и видели сложенные повсюду листы”.

В комнате также хранились “нагрудный щит Аарона” и “меч Лавана”. Во время одного из визитов меч находился в ножнах и висел на стене. Однако во время последующих визитов он уже был извлечен из ножен, и на нем были написаны слова: “Этот меч извлечен из ножен и не будет снова в них вложен до тех пор, пока Царства этого мира не станут Царством нашего Бога и Его Христа”.

Каудери говорил, что лозоходцы и даже современная наука могут обнаружить и подтвердить, что комната, “полная сокровищ”, существует, однако никто никогда не увидит ни комнату, ни сокровища. Своей уверенностью он, несомненно, был обязан существованию “ангела” или “Посланника, который охранял комнату”.

Люди, которые, подобно Иосифу Смиту во времена его юношеского увлечения кладоискательством, верят в силу “деревенской магии”, всегда считали, что любой клад охраняют духи. Никто не может найти клад, пока дух-хранитель не согласится его отдать. Таким образом, те, кто отстаивает достоверность истории о золотых листах — и неважно, были эти листы из золота или тумбаго — должны также защищать достоверность историй о тоннах листов, все еще зарытых в горе Кумора, и оберегаемых от наших невежественных глаз святым посланником, охраняющим сокровища. Эти истории слишком нелепы, чтобы мы могли в них поверить.

Переведено и издано с разрешения служения “Personal Freedom Outreach” из “Quarterly Journal”, том 9, выпуск 2. Любое другое использование запрещено.