GI-025

Церковь последнего завета (Виссарион)

ОСНОВАТЕЛЬ: Сергей Анатольевич Тороп

ОСНОВАНИЕ: летом 1991 года прозвучала первая проповедь, в октябре 1994 года была зарегистрирована Община Единой Веры. 21 декабря 2000 года Церковь была перерегистрирована Минюстом РФ под названием «Церковь Последнего Завета», свидетельство № 575.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Слово Живое, Эпоха рассвета, Закон целесообразности, духовная ткань, Закон Гармонии, внеземной разум, подвижный разум.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: Последний Завет, Малая крупица Слова Виссариона, Благая весть, Последняя надежда, Книга основ, и др. Периодическое издание: «Земля обетованная» с приложениями.

ИСТОРИЯ

Летописцы Церкви Последнего Завета начинают свое повествование о Виссарионе с его родословной, и не просто со дня его рождения, а с «новой ветви корня Иессеева», которая продолжалась сначала в земле израильской, затем в Армении, а к моменту рождения Сергея Торопа, будущего Виссариона, — и «...средь народа кубанского. Ибо предначертано земле сей стать землею Назарета второго... И рождено было Чадо малое, познающее род человеческий, дабы однажды явить миру Суть Свою, пребывая во плоти Сына Человеческого» (БВ, сс. 6-7).

Сергей Анатольевич Тороп родился 14 января 1961 г. в Краснодаре, и когда Сергею исполнилось два года, его родители разошлись. Мать с сыном уехала к своей сестре в Шушенское, а отец остался в Краснодаре. К 1975 году мать Сергея уже жила в гражданском браке с другим мужчиной, от которого у них родилась дочь, после чего, переменив несколько мест жительства, новая семья Сергея переехала в Минусинск (Красноярский край). Там он окончил среднюю школу и в 1979 году был призван на срочную службу в армию: «Путь сей привел в земли монгольские, где Волею Отца Небесного Сын Его не был допущен к оружию смертоносному, а приступил к постижению дел строительных, созидая строения мирные» (ПЗ, с. 13).

Отслужив в армии, в 1981 году он на полгода возвращается в родной Краснодар, где «принят был Сергей в круг нетворческой молодежи как равный» (ПЗ, с. 14). В те времена, со слов летописца Вадима, Сергею приходилось знакомиться «с самым несчастным бытием человека, попадающего на дно мутного потока человеческого общества», и тогда «среда, принимая Его, раскрывалась перед ним, представляя возможность познать суть ее» (ПЗ, сс. 16-17). В начале 80-х Сергей серьезно увлекся живописью и значительно преуспел в копировании художественных работ. Позже эта способность сыграла немаловажную роль в формировании его образа, как Христа в кинофильме Франко Дзеферелли «Иисус из Назарета». Потом, после долгих скитаний без работы, по настоянию матери Сергей поступил на службу в милицию: «Сложная атмосфера вскоре окутала Его, но он касался ее во многом лишь формально, продолжая пребывать во время службы сей либо в раздумьях о житии человеческом, о Вечном; либо погружаясь в созерцательность, глядя на ночное небо...» (ПЗ, с. 19). В 1989 году он уволился из милиции и полностью погрузился в созерцательный образ жизни, но в «Повествовании от Вадима» это преподносится нам как прекращение всякого прикосновения «к неистинным путям общества человеческого». Это наводит на мысль о том, что примерно к 1990 году Сергей окончил свой «путь постижения жития человеков» и стал готовиться к следующему этапу в своей жизни, «ибо что-то таинственное и могущественное приблизилось к вратам дома Его» (ПЗ, с. 21).

В начале 1991 года произошло своеобразное «просветление мессии»: «Пробуждение предначертанное свершилось!» (ПЗ, с. 25). «И неслись слова из уст Господа: “Налагается раб Божий Виссарион Помазанием Моим во имя свершения дел благих. Проснись и твори! Впереди трудный путь. Иди и будь Творцом Моих Замыслов”» (БВ, с. 14). С этого момента Сергей представляет себя не просто человеком, но Виссарионом, Сыном Человеческим, посланным Отцом Небесным в мир, «который надлежало исцелять Ему и судить».

Как ни странно, но свое первое выступление новый Христос провел не среди верующих, а среди тех, кто, наверное, был ему особенно близок — в минусинском уфологическом центре, «и познали чада собравшиеся о Сути Слова Божия, Кое, подобно человеку, облачено в плоть и кровь» (БВ, с. 15). Однако днем первой проповеди считается другая дата, 18 августа 1991 года, и отмечается, как церковный праздник: «В сей день совершился первый выезд с открытой проповедью за пределы Минусинска» (БВ, с. 21).

Потом, уже будучи Виссарионом, Сергей побывал со своими выступлениями во множестве городов бывшего СССР — Новосибирске и Красноярске, Москве и Санкт-Петербурге, Риге и Хабаровске, Тбилиси и Киеве, Воронеже, Новороссийске, и еще в десятках больших и малых городов. Минусинск же стал своеобразной земной обителью «мессии», куда он всегда возвращался к своей жене и детям, а в будущем и к своим последователям.

В ноябре 1992 года Виссарион отправился на «землю былого Обетования», в Израиль, чтобы донести весть до «чад земли Израильской о новом Союзе Бога с родом человеческим». А во время его второго посещения Израиля произошло перенесение Обетованной Земли в Сибирь. «Ныне Обетование покинуло земли Израильские, яко и было обещано... Посему многие ныне устремятся в землю Сибирскую, ибо ей — Предначертание Мое. Отныне и присно и во веки веков» (БВ, с. 224).

Во второй половине 1994 года группа последователей Виссариона приступила к организации особого поселения. Для официальных структур это «Эконосферное поселение», в котором происходит экологический эксперимент по выживанию человека в условиях тайги на основании принципов Последнего Завета. Для самих же общинников это — «Обитель Рассвета», обетованная земля, место новых откровений и благословений, которые они ожидают от своего бога. Поселение организовано на юге Красноярского края, и, по данным самих виссарионовцев, в августе 1999 г. там проживало 2906 последователей учения Виссариона включая детей. «Центр организованной Общиной Заповедной Зоны, который расположен на севере этого края и занимает 250 га, представлен горой Сухой, которую здесь считают землей обетованной и сердцем мира. На одной из ступеней, в седловине, строится Новый Иерусалим — Город Мастеров, или Город Солнца. На другой ступени, там, где — Храмовая Вершина, заложена Небесная Обитель: прямо над Камнем, являющимся Сердцем Земли — Матери» (http://www.vissarion.ru).

УЧЕНИЕ

Свой «Вопросник по “Последней Надежде”» Владимир, священнослужитель и летописец, предварил вступлением, которое весьма точно описывает впечатление от изучения доктрин Церкви Последнего Завета (далее ЦПЗ — прим. П.С.): «Разговаривая с ближним о “Последней Надежде”, я заметил одну закономерность. Пока читаешь Обращение, все понятно. Как только закрываешь книгу, с этого момента что-то связно, точно повторить, рассказать становиться очень сложно; а тем более все знания соединить и попытаться через осмысление информации погрузиться в неведомое... И вроде бы есть внутри знание, а выразить его в словах-образах не получается...».

Бог: Церковь ПЗ отрицает христианское представление о Боге и, в частности, существование Троицы, единство Бога, Его роль в творении, жизни человека и спасении. Виссарион преподает свое, совершенно не христианское учение, разделяя Бога на личный и безличный аспекты (Творца материальной и нематериальной энергий). «Постигайте, чада Божии, Великую Тайну, что Творец Вселенной и Отец наш Небесный не есть один и тот же Источник» (МК, с. 8). Для описания своего бога Виссарион использует сравнение с цветком, у которого «корнем Вселенной стал Единый или, как Его называют на Востоке, Абсолют. Он является Началом Истины Материального Бытия и источником Духа Жизни (материальной энергии)... И так как Он не обладает духовной тканью, то в Нем не заключено ни добро, ни зло... Прекрасным Благоухающим Бутоном во Вселенной для человека является Отец Небесный. Он есть Великий Отец душ человеческих и Сын Единого. Бог ваш является Началом Истины Духовного Бытия и Источником Святого Духа...» (МК, сс. 8-9). Но для того, чтобы избежать многобожия, Виссарион учит чтить оба закона — материального и духовного мира, а «поклоняться всем сердцем только Отцу Небесному» (ПН, с. 9).

Вселенная: «Во Вселенной существует Великая Гармония, где все упорядочено и развивается на основе Высшего Разума или, по-другому, закона Целесообразности, проявлением которого является закон «Бумеранга» (закон Кармы). Крайним проявлением закона Целесообразности является правило, гласящее: «Если меньшее мешает или угрожает большему, то оно подлежит уничтожению во благо большего». В рамках Гармонии Материальной Вселенной возникло огромное количество Цивилизаций, проявлений Подвижного Разума Вселенной. Но поскольку все они развиваются только на основе разумных логических проявлений, то во Вселенной отсутствуют ныне такие понятия, как милосердие, сострадание, бескорыстная помощь и самопожертвование, Любовь. Рождение Лучезарной Сущности Бога Сына (он же Отец Небесный – прим. П.С.) произошло относительно недавно по вселенским масштабам, при слиянии энергий Духа Жизни Бога Единого и энергий планеты Земля, которая является живой и в определенной степени разумной сущностью. Родившийся Сын вобрал в себя все качества Творца (Абсолюта – прим. П.С.), и к этому добавилась еще способность творить на основе любви.

Для того, чтобы проявиться во Вселенной, творить и умножать Силы Свои, Богу-Сыну потребовались помощники. С этой целью были созданы люди, а, следовательно, Он-то и является Отцом Нашим Небесным» (http://www.vissarion.ru).

Иисус Христос: Со слов Виссариона, Иисус Христос является не Богом, но только Божественным Словом. В книгах ЦПЗ Виссарион часто сравнивается с библейским Христом, и в ответах на вопросы сам заявляет: «Облик Мой ныне незначительно отличается от облика тех далеких Времен» (ПЗ, с. 266). Свое появление он называет Вторым Возгоранием и приписывает себе те имена, которыми назывался Сам Христос. Виссарион — это тот, кто был Иисусом Христом 2000 лет назад, Слово Господа, Сын Божий, Мессия, Единственный путь, Спаситель, он есть Истина, дающий жизнь, вторая реинкарнация Христа. «Я есть Путь и Истина, — сказал Учитель. — Ибо говорю не от Себя, Я и Отец — едины» (ПЗ, с. 64).

Историки нового мессии постоянно стараются проводить параллели между его жизнью и жизнью Иисуса Христа, рассчитывая на то, что такое копирование придаст особую достоверность фигуре нового мессии. Вот, например, как описывается посещение Виссарионом одного из храмов Киево-Печерской Лавры: «На стенах изображен был Сын Человеческий в багряном одеянии, а рядом стоял Сын Человеческий во плоти и крови в таком же багряном хитоне» (ПЗ, с. 30).

Второе пришествие: Согласно учению ЦПЗ, Второе Пришествие уже совершилось в лице Виссариона. Целью этого Пришествия был не суд, как мы читаем об этом в Библии, но проповедь нового пути Любви и Единой веры, приняв которую, человек может пережить время надвигающихся мировых катаклизмов и создать после этого новое поколение духовно развитых людей. Отец Небесный воплотил Виссариона, чтобы «дать наставления, необходимые детям своим многочисленным на уровне их разумения» (ПН, с. 80).

Но что же делать с предостережениями Иисуса Христа о том, что «многие придут под именем Моим»? «На это Виссарион отвечает: «Да, много Иисусов ходит по Земле, но “имя Мое новое” (Отк. 3:21) — Виссарион, что значит “Дающий жизнь”. А Христос — это не имя — звание, означающее: Спаситель, Мессия, т. е. Человек, призванный Богом на служение, несущий людям Слово Бога» (Инесса Колчеева, ред. газеты «Земля Обетованная»).

Спасение: Виссарион не устает утверждать, что сегодня настало время принятия Истины спасения не разумом, а сердцем, что прошли те времена, когда надо было доказывать что-то с помощью чудес, и что сама способность спасения зависит только от человека, от его свободной воли или выбора. Спасения как такового у виссарионовцев нет, они готовятся стать, в лучшем случае, членами новой расы или нового человечества. «В настоящее время на Земле происходит подготовка Человека, как помощника Отцу Своему Великому. Главное при этом сформировать в себе способность устойчиво управлять плотью своей в процессе творения во благо окружающего мира, наполняя труд свой любовью, добром, милосердием, состраданием, творчеством. Человечество должно стать абсолютно невредоносным. Только тогда его можно будет допустить на следующую ступень развития — творения Любви, Добра и Красоты уже во Вселенной. Сохранившие в себе хоть малейшее проявление агрессии по отношению к окружающему миру, должны будут закончить свое существование» (http://www.vissarion.ru).

Грех, ад и рай: Дьявол — это некий вирус зла, который появился среди людей и обитает только на Земле. Зло должно «пожрать само себя», то есть, если мы просто не будем совершать (или мыслить) злое, зло самоуничтожится. Добро и зло имеет относительный характер, и это отражается даже в заповедях: «Помните! Обман во имя себя — невероятное горе. Обман во имя человека, во имя развития души его — благо!» (ПЗ, с. 80). Интересно отметить, что второй «Христос» принес учение, в котором нет ни слова о покаянии и грехе, но на первое место поставлено призрачное «обретение истины».

Самой первой ошибкой человечества явилось неправильное «осмысление разницы в законах развития разума и души... И вот, вы серьезно споткнулись и неизбежно направили жизнедеятельность своих физических тел прямо по пути саморазрушения» (ПН, с. 11). Далее плоды научно-технических достижений человека направили его «на удовлетворение природно-инстинктивных эгоистических потребностей», тем самым было посажено «зерно глобального эгоизма» (ПН, с. 70).

С точки зрения общественного развития, самой главной проблемой человечества стал соревновательный процесс, причем его «уродливая форма, не связанная с гармоничным развитием... Соревнование, как процесс подавления и устранения вероятного соперника, является до сего дня характерным движителем бурного цветения дикости и невежества» (ПН, с. 36).

«Рай — это особый слой, опоясывающий Землю и находящийся на определенном удалении от Ее поверхности. Это начало Мира Отца Небесного, Его Великого Света... В раю ныне накапливаются те, кто в дальнейшем станет достойной основой будущего человечества...

Ад — это так же, как и рай — особый слой, опоясывающий Землю, но находящийся вблизи от поверхности Ее... Ад, так же как и рай, будет существовать до поры, когда дьявол будет повергнут, после чего суть ада распадется, а души, находящиеся там, претерпят вторую смерть... В дальнейшем туда (в души, претерпевшие вторую смерть — прим. П. С.) будет вложено новое предназначение, и пойдет зарождение нового человека, но прежний исчезнет» (ПЗ, сс. 199-202).

Внеземной разум: Внеземной разум (внеземные существа) был сотворен Единым и развивается на основе законов материального бытия, и поэтому не имеет ни малейшего понятия о духовных законах, на основе которых должно было развиваться человечество. Следствием такого незнания стала не всегда положительная для человечества помощь от этого внеземного разума. Он-то как раз и хотел нам помочь, да не знал как. И люди часто интерпретировали послания внеземного разума как добро и так же часто ошибались в том, как оценить его послания. Для Виссариона спиритический контакт — это «обыкновенный контакт с внеземной цивилизацией» (ПЗ, с. 37), главное — как его интерпретировать. Кстати, сам «Учитель» спокойно участвует в таких сеансах. В «Благой вести» внеземные существа называются братьями, а их послания порой принимают за пророческие: «Несколько дней спустя, поздним вечером, пребывая в доме у Виссариона, Владимир почувствовал, что с ним хотят говорить представители мира внешнего. И последовало общение с внеземными братьями. И поведали они о месте средь тайги, на котором должно быть Сыну Человеческому в назначенное время, дабы свершилось таинство, уготованное Творцом Вселенной. Сим местом должна была стать вершина горы близ озера Тиберкуль» (БВ, с. 18).

Внеземной разум стал своеобразным слепым поводырем в развитии человечества. В течение жизни множества поколений внеземной разум посылал «Учителей» для раскрытия истины, но они, не обладая настоящими духовными знаниями, смогли дать лишь неполное знание, и только в последнем воплощении Слова Отца Небесного (Виссарион) человечество получило возможность, ни много ни мало, воспринять незамутненное Знание о Пути своего будущего развития.

Переселение душ: «Переселение душ существует... Человек воплощается на земле в пределах 10 раз, но только в связи с тем, что никак не может раскрыть истинную суть свою... За сей период душа либо раскрывается и доходит до неспособности нести зло, либо окончательно загрязняется и падает, становясь неспособной развиваться. В этом случае бессмысленно давать ей новую плоть... Юная душа всегда вселяется в плоть, имеющую прекрасные физические качества, и ежели в течение жизни душа не раскрывается, то она наслаивает на себя всевозможные грязные наросты, и в дальнейшем ей будет дана более ущербная плоть» (ПЗ, с. 208-209).

«Тогда, если кто скажет вам: “вот здесь Христос”, или “там”, — не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:23-25).

 
СОКРАЩЕНИЯ

БВ — Благая весть. — СПб, 1998. — 270 с.

МК — Малая крупица слова Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего Его Отца Небесного. — 30 с.

ПЗ — Последний Завет. — СПб: «Общество Ведической Культуры», 1996. — 808 с.

ПН — Последняя надежда. — СПб, 1999. — 160 с.

 

При использовании материала ссылка на Центр апологетических исследований обязательна. Материал подготовлен в 2000 году.