C-142

«Вечеря воспоминания» Свидетелей Иеговы

Каждый год Свидетели Иеговы отмечают смерть Иисуса при помощи церемонии, которую называют Вечерей воспоминания. В этом году (2004) она состоится после захода солнца в воскресенье, 4 апреля. Кроме того, каждый год в журнале «Сторожевая башня» (см. номер за 15 марта 2004 года, с. 4-7) появляется статья, которая должна подготовить людей к этому мероприятию. Статья разъясняет, что должно произойти, и как все сделать надлежащим образом.

Совместимо ли учение Общества Сторожевой Башни по данному вопросу с евангелическим христианством? Толкует ли Сторожевая Башня Писание правильно и в надлежащем контексте? В настоящей статье я хочу исследовать их учение об этом очень важном событии и, возможно, предложить некоторые соображения о том, о чем Вы можете поговорить со следующим встреченным Свидетелем Иеговы.

Совершенный человек

Своей смертью он показал, как никто другой, что он верный сторонник владычества Иеговы. Так Иисус доказал, что обвинения Сатаны против людей в том, что они служат Богу только из корыстных побуждений, — ложь (Иов 2:1-5; Притчи 27:11). Иисус был совершенным человеком, поэтому, умерев, он также «отдал свою душу как выкуп за многих» (Матфея 20:28). Когда Адам согрешил против Бога, он утратил совершенную человеческую жизнь и то, что она могла ему дать. Но «так возлюбил Бог мир [человечество], что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь» (Иоанна 3:16). Поистине «плата греха — смерть, а дар Бога — вечная жизнь благодаря Христу Иисусу, нашему Господу» (Римлянам 6:23) (с. 4-5).

Согласно утверждению Общества, смерть Иисуса доказывает, что сатана — лжец, поскольку сатана обвиняет людей в том, что «они служат Богу только из корыстных побуждений». Тем самым, Сторожевая Башня делает Иисуса простым человеком — таким же, как и мы с вами! Я с трудом понимаю, какое отношение к вопросу имеет стих Притчи 27:11, но Иов, вне всякого сомнения, был всего лишь человеком. Следовательно, Иисус в глазах общества — тоже всего лишь человек.

Это, конечно же, означает, что Он не может быть Сыном Божьим — даже по меркам богословия Сторожевой Башни. В понимании Свидетелей Иеговы, чтобы быть Сыном Божьим, Иисус должен быть особенным, уникальным творением — не таким же, как все остальные люди. Также следует заметить, что особенное, уникальное творение, придя на землю, не стало бы таким же, как любой другой человек, — благодаря предшествующей жизни на небесах. Как может организация, претендующая на роль Божьего пророка на земле, Общество Сторожевой Башни, приравнивать Иисуса Христа к простому человеку?

Проблема еще более осложняется тем, что в следующем предложении Свидетели называют Иисуса «совершенным человеком». Они явно не продумали богословские следствия, вытекающие из этого заявления. Когда Иисус стал совершенным человеком — человеком без греха? В конце Своей земной жизни, после того, как прожил 33 года, ни разу не согрешив? Или — второй и последний возможный вариант — в момент Своего рождения?

Какое бы толкование мы ни предпочли, возникают проблемы. Писание говорит: «…ВСЕ согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Кстати говоря, в конце абзаца из «Сторожевой башни», который мы здесь разбираем, процитирован параллельный стих, Римлянам 6:23, в котором сказано, что «плата греха — смерть».

Павел вполне отчетливо говорит в Писании, что согрешили ВСЕ, то есть каждый человек, когда-либо ходивший по этой земле, согрешил. Никому еще не удалось этого избежать! Однако нас убеждают в том, что Иисус был совершенным человеком! Но совершенных людей не бывает. Либо Иисус был совершенным, но не просто человеком, либо Он был просто человеком и грешил! Поскольку мы, как и Общество Сторожевой Башни, считаем, что Иисус ни в чем не согрешил, мы вынуждены признать, что Он был не просто человеком. В Нем было нечто, отличавшее Его от любого человека, единственная особенность, неподвластная греху, — Он был Богом!

Общество Сторожевой Башни хочет подвести нас к мысли, что, как Адам за свою непокорность «утратил совершенную человеческую жизнь», так Иисус вернул совершенную человеческую жизнь. Но если Иисус сделал только это, Он смог вернуть совершенную жизнь только Самому Себе. Один человек утратил, один человек вернул. Но то, что сделал Иисус, было предназначено для всех людей, чтобы они могли обрести вечную жизнь и прощение грехов. Это свершение превосходит способности «совершенного человека», потому что свершение Иисуса не теряет силы с течением времени. Мы говорим о том, что делает Бог, а не о том, что сделал простой совершенный человек.

Мы должны задаться и другим вопросом: когда мы получаем эту вечную жизнь? Если я не получу жизнь, простирающуюся за порог смерти, — вечную жизнь — до того, как умру; если я не получу прощение грехов до того, как умру, то другой возможности у меня уже не будет. Не получив прощения грехов и вечной жизни прежде чем сойти в могилу, я никогда оттуда не выйду, потому что окажусь в царстве смерти.

Учитывая особенности богословия Сторожевой Башни, любопытна и ссылка на стих Иоанна 3:16, из которого ясно следует, что обетование вечной жизни предназначено для «каждого». Не для немногих избранных, а для каждого. Как это уместно в статье, в которой говорится о тех, кто принимает от хлеба и вина, и тех, кто пропускает символы мимо себя. Если я знаю, что у меня есть вечная жизнь, я приму символы; если я не принимаю символы, я тем самым свидетельствую, что за порогом могилы для меня нет жизни.

Новый Завет

…так и пролитая кровь Иисуса утвердила новый завет. <…> Чтобы определить, кто имеет право принимать от символов на Вечере воспоминания, нужно понять, в чем состоит новый завет, и какие стороны участвуют в этом завете. В Библии говорится: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… …Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. …Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иеремия 31:31-43).

Новый завет делает возможными особые отношения с Иеговой Богом: посредством этого завета определенная группа людей становится его народом, а он становится их Богом (с. 5).

Авторы статьи убеждают нас, что понять, кому позволено принимать от символов, можно, лишь поняв суть нового завета. Те, кто вступил в новый завет, могут принимать от символов, а те, кто не вступил, должны пропустить их мимо себя.

Далее мы читаем:

Вечером, когда Иисус был со своими учениками последний раз, он тоже заключил с ними завет. «Я заключаю с вами завет, — сказал им Иисус, — как заключил со мной завет мой Отец, о царстве» (Луки 22:29). Этот завет — завет о Царстве. Число несовершенных людей, взятых в завет о Царстве, 144 000 (с. 6).

Если вы не принадлежите к 144 000, то не можете принимать от символов. Если вы не принадлежите к 144 000, то не являетесь участником «нового завета о Царстве». Вероятно, руководство Общества Сторожевой Башни использует это учение как способ удержать большинство своих членов в зависимости от взаимоотношений с организацией и подальше от непо­средственных взаимоотношений с Иисусом — тем самым они лишают своих членов надежды на вечную жизнь.

Чтобы увидеть библейскую картину происходящего, мы должны понять, что именно Библия говорит о завете.

По-гречески завет называется словом диатеке. Специалист по библейскому греческому языку У. Вайн объясняет это слово так: «…распоряжение собственностью посредством завещания или иным способом. В Септуагинте так переводится еврейское слово, которое означает завет или соглашение… само по себе это слово не подразумевает взаимные обязательства, но, по большей части, обозначает обязательство, взятое на себя одним человеком» (Vine’s Dictionary of New Testament Words: Unabridged Edition. McLean, VA: Mac Donald Publishing Company, pp. 252-253).

Отсюда следует, что мы должны лично знать того, кто устанавливает завет. Выгоды завета, которые можно получить через третьих лиц, попросту недостаточны. Между тем, «великое множество» не имеет этих личных отношений с Христом, о чем свидетельствует тот факт, что им запрещено принимать от символов во время Вечери воспоминания.
Трагическое следствие этого факта для каждого члена «великого множества» заключается в том, что они так и не узнали спасительную истину: на Голгофе Христос искупил их от вины за грех и власти греха, и в Нем они могут стать «новой тварью» (См. 2 Кор. 5:16-21 и Кол. 2:8-15). Тот, кто не является участником нового завета, не имеет права ни на какие блага этого завета. Эти блага невозможно получить через вторые или третьи руки лишь потому, что вы принадлежите к организации, некоторые члены которой являются участниками завета. На основании Библии мы приходим к выводу, что большинство Свидетелей Иеговы, ныне живущих на земле, не имеют никакой вечной надежды, поскольку сами не состоят в заветных отношениях.

Но если «великое множество» или «другие овцы» не являются участниками нового завета, то в каком же завете они участвуют? Очевидно, не в ветхом, потому что ветхий завет упразднен. Так в каком же? У них нет никаких взаимоотношений с Иеговой Богом и никакой надежды — ни в этом мире, ни в следующем. Обратите внимание на этот библейский стих: «Но вы приступили… к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления…» (Евр. 12:22- 24).

Для тех, кто не приступил к Иисусу, нет ни ходатайства, ни нового завета.

Как часто?

Стремясь еще более ясно подчеркнуть различия между своим учением и убеждениями христиан, Общество Сторожевой Башни говорит:

Нужно ли отмечать смерть Иисуса каждую неделю или даже, возможно, каждый день? Христос ввел Вечерю Господню и был несправедливо убит в Пасху. Еврейская Пасха отмечалась только один раз в год, 14 нисана. Во время этого праздника отмечалось освобождение израильтян из египетского рабства (Исход 12:6, 14; Левит 23:5). Поэтому смерть Христа, «нашей пасхи», следует отмечать только один раз в год, а не еженедельно или ежедневно (1 Коринфянам 5:7) (с. 6).

На самом деле, последний стих — 1 Кор. 5:7 — ничего не говорит о том, как часто мы должны отмечать Вечерю. Здесь сказано лишь, что Христос, Пасха наша, был принесен в жертву за нас. Однако в том же послании к коринфянам есть и другие стихи, которые Общество полностью игнорирует. Например, в 1 Кор. 11:25-26 говорится о том, что Вечерю следует совершать так часто, «как будете пить». Вовсе не во время ежегодного торжества! Этот стих явно позволяет христианам принимать пищу гораздо чаще. Такой же вывод следует из предыдущего отрывка (1 Кор. 11:17-22), где апостол Павел говорит о регулярном участии членов церкви в Вечере Господней.

Обязательно ли?

Обязательно ли принимать от символов, чтобы жертва Иисуса принесла пользу вам, и чтобы вы получили вечную жизнь на земле? Нет. Ничто в Библии не говорит о том, что после воскресения к жизни на земле такие богобоязненные люди, как Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иосиф, Моисей и Давид, будут принимать от этих символов (с. 7).

Здесь авторы статьи ставят телегу впереди лошади. Мы согласны, что участие в Вечере не является обязательным условием вечной жизни, однако мы принимаем от символов для того, чтобы поддерживать близкие взаимоотношения с Иисусом и знать, что у нас есть вечная жизнь.

Кроме того, Причастие совершается лишь до тех пор, пока Он не придет. Даже если перечисленные праведники должны воскреснуть на земле, это произойдет после возвращения Христа, когда участвовать в Вечере не будет уже никто. Но если я не познал реальность, стоящую за «символами», у меня не будет никакой вечной жизни.

А что, если кто-то не уверен полностью, что он состоит в новом завете и в завете о Царстве? Что, если ему также недостает свидетельства Божьего духа, что он является сонаследником Христа? Тогда для такого человека было бы неправильно принимать от символов. Бог, безусловно, был бы недоволен тем, если бы человек намеренно назвал себя призванным стать царем и священником на небе, в то время как в действительности у него нет такого призвания (Римлянам 9:16; Откровение 22:5) (с. 6).

Если верующий в такой ситуации не чувствует в себе уверенности, христиане предложили бы ему удостовериться, есть ли у него взаимоотношения с Тем, кто умер за него. Я убежден, что такого человека нужно не столько отговаривать от участия в Вечере, сколько побуждать его переосмыслить свою духовную жизнь и надежду. Вместо того, чтобы внушать ему, что Бог будет недоволен его участием в Вечере, как мне кажется, Библия призывает такого человека испытывать себя (2 Кор. 13:5) до тех пор, пока он не убедится, что знает Христа, и не сможет принимать причастие с радостью и уверенностью.

Заключение

Апостол Иоанн подчеркнул важность жертвы Иисуса словами: «Пишу вам [помазанным братьям] об этом, чтобы вы не грешили. А если кто и согрешит, мы имеем помощника у Отца — Иисуса Христа, праведника. И он — жертва умиротворения за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Иоанна 2:1, 2). Помазанники могут сказать, что жертва Иисуса — это жертва умиротворения за их грехи. Однако это также жертва за грехи всего мира, благодаря которой вечная жизнь возможна для послушного человека! (с. 7).

На всем протяжении статьи о Вечере воспоминания Общество Сторожевой Башни то и дело отступало от Библии, но этот абзац в самом конце статьи полностью выявляет небиблейскую сущность их взглядов. Где в Библии есть слова «помазанные братья»? Автор цитируемой статьи добавил в текст стиха слова, которых нет в греческом оригинале, пытаясь доказать существование двух классов верующих. Однако в оригинальном тексте нет и намека на это. Иоанн обращался ко всем верующим, не делая никакого различия между классами. Как трагично, что организация, претендующая на роль Божьего «канала», вкладывает в Его уста слова, которые изменяют смысл Писания. Более того — из-за него многие так и останутся в неведении относительно истинного смысла Вечери воспоминания.

Очевидно, что только помазанники могут назвать жертву Христа умилостивлением за свои грехи. Но разве все мы не должны узнать об этом? Конечно, должны Ведь только к Нему может прийти грешник, чтобы принять милость от Бога и познать прощение своих грехов.

Разве недостаточно было бы «великому множеству» знать, что «это жертва за грехи всего мира, благодаря которой вечная жизнь возможна для послушного человека»? Дело не в том, чтобы быть послушным человеку или образу человека. Дело в том, чтобы лично приступить к новозаветной жертве умилостивления, познать прощение своих грехов и тем самым вступить в истинные взаимоотношения с Самим Иисусом Христом.

Вне таких взаимоотношений у нас нет никакой надежды, но если такие взаимоотношения у нас есть, мы с радостью и уверенностью в духе будем вкушать хлеб и пить вино, вспоминая о том, что Иисус сделал для нас, и исполняясь надежды на вечное будущее.

Этот материал был любезно предоставлен британским апологетическим служением Reachout Trust. Прочие материалы этого служения (на английском языке) можно найти на Веб-странице www.reachouttrust.org.