NL-64

Вестник ЦАИ 2016 #64

ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№ 64 (2016)

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apologetika.ru.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


Историческая надежность Нового Завета

Питер Уильямс

В целом… деятельность археологов, бесспорно, повысила нашу убежденность в надежности библейской истории.
Опыт раскопок в Палестине укрепил уважение к Библии не одного археолога.
Во многих случаях археология опровергла взгляды современных критиков.

— Миллар Берроуз, профессор археологии Йельского университета[1].

Шарлотта Аллен отмечает, что «академические библеисты [XIX] века в общем и целом игнорировали археологию, которая в то время была еще молодой наукой. Для великих немецких экзегетов той эпохи… путешествие в Палестину было делом ненужным, поскольку жизнь исторического Иисуса была для них исключительно вопросом толкования текстов»[2]. Сегодня ученым известно, что данные археологии могут быть ценным подспорьем при толковании текста, а также служить дополнительной независимой проверкой исторической достоверности текста.

Нельсон Глюк

Аллен утверждает, что археологические раскопки в Святой Земле «подтверждали историческую ценность Евангелий — по крайней мере, как источников сведений о том периоде времени»[3]. Как говорит Нельсон Глюк, с одной стороны, «можно категорически заявить, что ни одна археологическая находка никогда не противоречила ни одному библейскому тексту», а с другой, «было сделано множество археологических открытий, которые подтверждают исторические утверждения Библии в общих чертах или в мельчайших деталях»[4].

Археолог Уильям Олбрайт отмечает:

Излишний скептицизм, который проявляли по отношению к Библии значимые исторические школы XVIII и XIX столетий, отдельные моменты которого до сих пор периодически всплывают на поверхность, был постепенно дискредитирован. Одно открытие за другим подтверждало точность бесчисленных деталей и все чаще побуждало признавать ценность Библии в качестве исторического источника[5].

С ним соглашается Джозеф Фри: «Археология подтвердила достоверность бесчисленных отрывков, которые критики отвергали как неисторичные или противоречащие известным фактам»[6]. Богослов Крейг Бломберг пишет:

...археология может продемонстрировать, что упомянутые в Евангелиях места действительно существовали, и что обычаи, условия жизни, топография, предметы домашней утвари и рабочие инструменты, дороги, монеты, здания и прочий многочисленный «реквизит» соответствуют тому, как их описывают Евангелия. Она может показать, что имена некоторых евангельских персонажей названы точно, когда мы находим упоминания о них во внебиблейских надписях. Поступки и учения, приписываемые Иисусу, становятся понятны, а потому правдоподобны, когда мы сопоставляем прочитанное со всем, что нам известно о жизни в Палестине в первой трети I столетия[7].

Археолог Джонатан Рид отмечает, что «многие археологические открытия, имеющие отношение к людям, местам или названиям, упомянутым в книге Деяний, на определенном уровне подтверждают ее историчность: многие конкретные детали, упомянутые в Деяниях, соответствуют действительности»[8]. И как пишет Ли Стробел,

Пытаясь определить, правду ли говорит свидетель, журналисты и юристы подвергают проверке все проверяемые элементы его свидетельства. Если расследование покажет, что он ошибся в таких деталях, это ставит под серьезное сомнение достоверность всей его истории в целом. Однако, если мелочи проходят проверку, это уже является признаком — не решающим доказательством, но определенным признаком — того, что слова свидетеля в целом, возможно, заслуживают доверия[9].

Мы рассмотрим имеющиеся археологические свидетельства в трех сферах:

  • Культура: верования и обычаи
  • Места: городские центры и отдельные здания
  • Люди: титулы, имена и взаимоотношения

Культура

Вот подборка открытий, имеющих отношение к особенностям культуры, упомянутым в Новом Завете.

Жертва распятия

В 1968 году было обнаружено древнее захоронение, в котором было примерно 35 тел. Обе ступни одного из погребенных, которого звали Иоханан Бен-Хагалгол, были пронзены гвоздем длиной 19 сантиметров. Голени Иоханана были раздроблены ударом, аналогичным римскому crucifragium (Ин. 19:31-32). Эта находка доказывает, что жертва распятия (какой был Иисус) могла быть погребена по иудейским обычаям.

Назаретская надпись

«Назаретская надпись» представляет собой мраморную плиту, найденную в Назарете в 1878 году, на которой высечен текст указа, изданного ок. 41 г. н. э. императором Клавдием (41-54 гг. н. э) и под страхом смертной казни запрещавшего тревожить могилы и извлекать из них тела. Существование этого указа и место его находки правдоподобно объясняются тем, что Клавдий узнал о пустой гробнице Иисуса, разбираясь с римскими мятежами 49 г. н. э., и решил впредь исключить возможность появления подобных историй. Это логично в свете утверждений иудеев, что тело Иисуса было украдено (Мф. 28:11-15). Но «даже если осознанной связи с Иисусом из Назарета тут нет, этот указ все-таки свидетельствует, что власти империи того времени считали разграбление могил крайне серьезным преступлением, достойным смертной казни. И это делает еще более неправдоподобным предположение, что ученики (и без того перепуганные) могли отважиться на такой поступок»[10].

Проказа в первом столетии

Некоторые полагали, что никакой «проказы» (т. е. болезни Хансена или mycobacterium leprae) во времена Иисуса на Ближнем Востоке не было:

Однако благодаря археологии теперь мы располагаем яркими свидетельствами ее существования в начале первого столетия. Научные исследования савана, найденного в иерусалимской усыпальнице, подтвердили присутствие проказы… Радиоуглеродный анализ с помощью акселераторной масс-спектрометрии подтвердил, что и саван, и кости покойного датируются I столетием н. э. Анализ ДНК подтвердил, что завернутый в саван человек приходился родственником другим людям, останки которых были найдены в той же усыпальнице. Этот же анализ ДНК показал, что покойный страдал проказой...[11]

Галилейская лодка

Останки Иоханана Бен-Хагалгола

Надпись политархов

Рыбацкая лодка I века

В 1980-х из-за засухи Галилейское море обмелело, и на открывшемся дне была обнаружена хорошо сохранившаяся рыбацкая лодка первого века (длиной 8,2 м и шириной 2,35 м):

Под руководством Управления древностей Израиля археологи лихорадочно работали, пытаясь аккуратно извлечь лодку из донных отложений раньше, чем вернется вода… Впоследствии ее поместили в контролируемую среду, чтобы уберечь от старения… Горшки и светильники, найденные в лодке, позволили датировать находку I веком. Затем радиоуглеродный анализ подтвердил датировку. Устройство лодки было типичным для рыбацких лодок, использовавшихся в тот период на Галилейском море. На корме лодки было возвышение подобное тому, на котором, как указывается в евангельских повествованиях, мог спать Иисус. Лодка вмещала 15 человек помимо команды. Это археологическое открытие подтверждает описание, приведенное в Библии[12].

Надпись политархов

Лука рассказывает:

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых брать­ев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую (Деян. 17:1-10).

Греческое слово, переведенное на русский язык фразой «городской начальник», — политарх. Поскольку это слово не встречается в классической литературе, «критики Нового Завета много лет утверждали, что Лука ошибся, употребив термин политархи… для обозначения фессалоникских градоначальников...»[13]. Однако это слово было найдено в надписи на арке I века, разрушенной в 1867 году. Т. К. Митчелл описывает ее так:

Надпись перечисляет людей, управлявших городом во II веке н. э., начиная с шести политархов, и называет по именам городского казначея и гимнасиарха (руководителя высшего образования). Надпись начинается со слова politarchounton («пока [нижеперечисленные] исполняли обязанности политархов»)... Стоит заметить, что два имени, упомянутых в надписи, Сосипатр… и Луций… носили два человека из Верии, которых Павел называет… «сродниками», но в данном контексте это, вероятно, означает, что они были христианами из иудеев (Рим. 16:21). Точно так же, имена Секунд… и Гаий… носили человек из Фессалоники (Деян.20:4) и македонянин (Деян. 19:29), бывшие спутниками Павла в его путешествиях. Конечно, это не были те самые люди, но данный факт показывает, что такие имена употреблялись в тех местах в столетие, следующее за периодом жизни Павла[14].

Палиндром из Помпеи

Граффито Алексаменоса

Мозаика из церкви в Мегиддо

Помпейские палиндромы

В Помпеях, римском городе, погребенном под слоем вулканического пепла в результате извержения вулкана Везувий в 70 г. н. э., были найдены две палиндромические надписи:

...знаменитые квадраты SATOR или ROTAS, один был выцарапан на стене частного дома, другой — на столбе в общественном дворе. В последующие века этот палиндром встречается на зданиях по всей Римской империи… Оригинальных объяснений этого замечательного квадрата было предложено множество. Следуя принципу, что самое простое объяснение — самое лучшее, первое место среди них занимает его расшифровка как христианского текста. Принимая во внимание букву N в центре, другие буквы можно переставить в виде креста, образующего фразу PATERNOSTER [«Отче наш»] по горизонтали и вертикали, начинающуюся и заканчивающуюся буквами A [альфа] и O [омега]. Если это так, то в Помпеях ранее 79 г. н. э. уже были люди, знавшие, как минимум, первые слова Молитвы Господней на латыни[15].

Граффито Алексаменоса

Эта карикатура, найденная в окрестностях холма Палатин в Риме и очень приблизительно датированная концом II века н. э.[16], очевидно, была нарисована каким-то римским солдатом в насмешку над сослуживцем-христианином. На ней изображен распятый человек с головой осла и другой человек, стоящий рядом. Подпись на греческом языке гласит: «Алексаменос поклоняется [своему] Богу».

Христианская церковь в Мегиддо

Джон Диксон сообщает: «В Мегиддо находится самое древнее из найденных до сих пор церковных зданий. В этом важном торговом городе есть руины христианского молитвенного зала, датируемого III веком. В нем есть три мозаичных надписи, указывающие, что его использовали христиане»[17]. Одна греческая надпись, относящаяся к столу посреди помещения, который, вероятно, использовался для Причастия, гласит: «Боголюбивая Экептус принесла этот стол в дар Богу Иисусу Христу». Рыба, украшающая центр одного из четырех мозаичных изображений в зале, — это христианский символ, слово ихтис («рыба» по-гречески) «представляет собой анаграмму слов Иесус Христос Теу Ийос Сотер: Иисус Христос, Сын Бога, Спаситель».

Места

Ниже речь пойдет об открытиях, связанных с географическими местами, упомянутыми в Новом Завете.

Вифлеем

В мае 2012 года Управление древностей Израиля объявило о находке буллы (маленькой глиняной печати), в которой упоминается Вифлеем, родина Иисуса (см. фотографию[18] и видеозапись[19] печати):

Недавно в Иерусалиме был найден первый древний артефакт, который представляет собой осязаемое свидетельство существования города Вифлеема, упомянутого в Библии. Во время просеивания почвы, изъятой с археологических раскопок, которые проводит в Городе Давида Управление древностей Израиля, была найдена булла размером около 1,5 сантиметров… Булла представляет собой кусок глины, использованный в качестве печати на документе или предмете. На булле был оттиск печати человека, пославшего документ или предмет, и ее неповрежденность свидетельствует о том, что этот документ или предмет не открывал никто уполномоченный это сделать. На булле присутствуют три строки текста на иврите:

Bishv’at
BatLechem
[Lemel]ekh

По словам Эли Шукрона, возглавляющего раскопки от лица Управления древностей Израиля, «похоже, что в седьмой год царствования (неясно, о каком царе идет речь, — Езекии, Манассии или Иосии) из Вифлеема царю в Иерусалим была отправлена посылка. Найденная нами булла относится к категории „фискальных“ — это административные буллы, с помощью которых запечатывали налоговые отправления в рамках системы налогообложения, существовавшей в Иудейском царстве в конце VIII-VII веках до н. э. Налоги можно было заплатить серебром или продуктами сельского хозяйства, такими как вино или пшеница». Шукрон подчеркивает: «Это первый раз, когда название Вифлеем появляется за пределами Библии, в надписи времен Первого Храма, и это доказывает, что в Иудейском царстве действительно существовал город Вифлеем — возможно, и в более ранние периоды»[20].

Представителям новостного портала Ecumenical News International Шукрон рассказал: «Здесь мы видим [слово „Вифлеем“], ясно упомянутое в надписи на иврите периода Первого Храма, на найденной в Израиле булле, прибывшей из Вифлеема в Иерусалим, возможно, с целью уплаты какого-то налога. Это тот самый Вифлеем неподалеку от Иерусалима, о котором говорится в Библии»[21].

Булла, в которой упоминается
Вифлеем

Источник Девы Марии в Назарете
1930-е годы

Назарет

Богослов Р. Т. Франс описывает Назарет так:

...настолько незначителен, что его название впервые встречается в иудейской литературе лишь через много лет после жизни Иисуса. Это была маленькая деревня, в значительной мере сосредоточенная на сельском хозяйстве, лежащая в стороне от главных дорог, ведущих к расположенному неподалеку городу Сепфорису, столице Галилеи… По оценкам, его население составляло от 500 до 2000 человек, и руины зданий не обнаруживают никаких признаков благополучия в интересующий нас период[22].

Ли Стробел говорит: «В течение долгого времени скептики утверждали, что Назарета не существовало в то время, когда, по словам Нового Завета, Иисус провел там детство»[23]. Например, «атеист Фрэнк Зиндлер отмечал, что Назарет не упоминают ни Новый Завет, ни апостол Павел, ни Талмуд (хотя в нем упоминаются шестьдесят три других галилейских города), ни Иосиф Флавий (который перечисляет сорок пять других деревень и городов в Галилее, включая деревню Яфу, находившуюся в каких-нибудь полутора километрах от современного Назарета). До начала четвертого века Назарет не упоминает ни один древний историк или географ»[24]. Однако Пол Барнетт сообщает, что «в 1961 году в Кесарии Приморской была раскопана мозаичная надпись, датируемая III столетием, в которой упоминается Назарет. Назарет… не упоминается ни в Ветхом Завете, ни в сочинении Иосифа Флавия. Это открытие сняло все вопросы о том, существовал ли он на самом деле»[25]. Д-р Джеймс Стрэйндж отмечает, что, «когда Иерусалим пал в 70 г. н. э., в храме священники больше не были нужны, потому что храм был разрушен, так что их отправляли в другие части страны, даже в Галилею. Археологи нашли список на арамейском языке, в котором были перечислены двадцать четыре „череды“, или семьи, священников, которые были переселены, и одна из них отмечена как перемещенная в Назарет»[26].


Более того, «археологические раскопки… выявили в окрестностях Назарета гробницы первого века, что должно указывать на границы деревни, потому что согласно иудейскому закону захоронения должны были располагаться за пределами города как такового. В двух гробницах находились такие предметы, как глиняные светильники, стеклянные сосуды и вазы первого, третьего и четвертого веков»[27]. Археолог Джек Финеган утверждает, что «на основании этих гробниц… можно сделать вывод, что в Римский период Назарет был преимущественно еврейским поселением»[28]. Как сообщает Джон Макрэй,

Археологические раскопки в Назарете… проведенные Беллармино Багатти в 1955 году… показали, что Назарет времен Иисуса представлял собой сельскохозяйственное селение с несколькими винодельнями, маслодельнями, подземными амбарами для зерна и цистернами для воды и вина. Древнее предание связывает некоторые из этих сооружений, расположенные под базиликой Благовещения и церковью св. Иосифа к северу, с жизнью Марии и Иосифа. Осколки глиняной посуды, найденные в деревне, относятся к периоду с раннего Железного века (900-600 гг. до н. э.) по Византийский период (330-640 гг. н. э.), а некоторые римские черепки датируются временем жизни Христа[29].

В декабре 2009 года археологи из Управления древностей Израиля, производившие раскопки в Назарете, на земле, ранее принадлежавшей монастырю, обнаружили дом I века н. э. Руководитель раскопок Ярденна Александр говорит:

Эта находка чрезвычайно важна, поскольку она впервые дает нам возможность увидеть один из домов еврейской деревни Назарет и тем самым проливает свет на условия жизни во времена Иисуса. Найденное нами здание невелико и скромно, и оно, скорее всего, было типичным жилищем в Назарете того периода[30].

Капернаум

В Евангелиях Капернаум (ивр. «деревня Наума») у Галилейского моря упоминается шестнадцать раз: «Из новозаветного периода были найдены свидетельства коммерческой рыбной ловли (якоря, рыболовные крючки), которой занимались ученики, а также улица и дома, которыми они, несомненно, время от времени пользовались»[31]. Р. Т. Франс отмечает:

Дома, раскопанные в Капернауме, представляли собой одноэтажные здания с наружной лестницей, ведущей на плоскую крышу. Крыша была не каменная, но из деревянных брусьев или ветвей, переплетенных тростником и обмазанных глиной. Это объясняет рассказ Марка о том, как четыре человека подняли потенциального пациента на крышу и в буквальном смысле «раскрыли кровлю дома... прокопав ее», чтобы спустить человека вниз, к Иисусу (Марка 2:1-4), и размер комнат в таких домах (никогда не превышающий пяти метров в поперечнике, а зачастую гораздо меньше) показывает, как даже довольно скромная толпа могла сделать доступ через крышу единственно возможным[32].

Синагога в Капернауме

Дом Петра в Капернауме

Синагога в Капернауме

В Марка 1:21-22 и Луки 4:31-36 говорится, что Иисус проповедовал в синагоге Капернаума. В Луки 7:1-10 рассказывается, как Иисус исцелил слугу римского центуриона, несшего службу в этих местах. Люди убеждали Иисуса исцелить слугу, потому что римский офицер построил для них синагогу. Фундамент этой синагоги, построенной в I веке (датировка подтверждается черепками, найденными под настилом пола), сложен из черного базальта, и сегодня его можно увидеть под руинами синагоги, построенной в IV веке из известняка.

Присутствие римлян в Капернауме

Рэндалл Прайс отмечает, что «недавно факт римского присутствия получил подтверждение в результате того, что в Капернауме были раскопаны несколько зданий в римском стиле, включая римские термы»[33]. Как сообщает Иан Уилсон: «В этом отношении археологи нашли свидетельства римского военного присутствия в Капернауме в виде длинных термов, построенных явно не в еврейском стиле, которые почти наверняка принадлежали гарнизону под командованием Иисусова центуриона»[34].

Дом Петра в Капернауме

В Капернауме находятся руины восьмиугольной церкви, построенной в V веке. В 1968 году под ней археологи обнаружили руины еще более древней церкви. Она была построена вокруг здания, некогда бывшего частным домом, который христиане во второй половине II века очевидно использовали в качестве места собраний. Стены были оштукатурены, и на них видны нацарапанные надписи — некоторые исследователи истолковывают их как молитвы на древнеарамейском языке (а также на сирийском и еврейском), в которых есть такие фразы, как «Помоги, Господь Иисус Христос» и «Помилуй, Христос»[35]. Как это часто бывает с древними надписями, нацарапанными на стенах, мнения по поводу их смысла расходятся. Некоторые ученые полагают, что «они больше похожи на греческие, чем на арамейские… и необязательно имеют религиозное значение»[36]. В IV веке эта «домашняя церковь» была расширена и окружена новыми стенами. Она была известна ранним паломникам, таким как Эгерия, которая примерно в 380 г. н. э. писала: «В Капернауме дом князя апостолов был превращен в церковь, и его прежние стены все еще стоят. Именно там Господь исцелил парализованного». Питер Уокер утверждает: «Граффити, в которых Иисус был назван Господом и Мессией…. являются убедительным свидетельством того, что эту комнату использовали в качестве места христианского поклонения — почти наверняка потому, что ее считали той самой комнатой, которой пользовался Иисус, возможно, домом Симона Петра (Луки 4:38)... Учитывая, что древнее предание восходит к I столетию, это почти наверняка то самое место, где останавливался Иисус, — дом его главного апостола, Петра»[37].

Купальня Вифезда

Купальня Силоам

Иерусалим и купальня Вифезда

В Иоанна 5:1-15 описывается купальня в Иерусалиме, близ Овечьих ворот, под названием Вифезда, окруженная пятью крытыми колоннадами. До XIX столетия помимо Евангелия от Иоанна не существовало никаких свидетельств о существовании этой купальни, и необычное описание Иоанна «заставляло библеистов сомневаться в надежности рассказа Иоанна, однако купальня была, как полагается, найдена в 1930-х годах — с четырьмя колоннадами по краям и одной поперек»[38]. Иан Уилсон сообщает: «Тщательные раскопки, проведенные израильским археологом профессором Иоахимом Иеремиасом, извлекли на свет именно такое сооружение, которое по-прежнему включает в себя две огромных глубоких высеченных в камне цистерны, в окрестностях иерусалимской церкви св. Анны, построенной крестоносцами»[39].

Иерусалим и купальня Силоам

В 400-х годах н. э. над купальней, соединенной с водоводным туннелем Езекии, была построена церковь в память об исцелении слепого, описанном в Иоанна 9:1-7. До недавнего времени считалось, что это и есть купальня Силоам времен Христа. Однако в июне 2004 года во время замены сточных труб рядом с устьем тоннеля Езекии рабочие наткнулись на древние каменные ступени. К лету 2005 года археологи расчистили сооружение, которое «без сомнения представляет собой пропавшую купальню Силоам»[40]. Марк Робертс сообщает: «В штукатурке этой купальни были найдены монеты, которые позволяют датировать строительство купальни временем до и после Иисуса. Остается мало сомнений, что это действительно та купальня Силоам, куда Иисус отправил слепого в 9-й главе Евангелия от Иоанна»[41].

Церковь в Гадаре

Гробница Лазаря

Могила гадаринского бесноватого

Анджела Тильби сообщает: «Холм Умм-Кайс скрывает руины древнего города Гадары… известного своими горячими природными купальнями, обладавшими, как считалось, целебными свойствами. Город расположен на южном берегу Галилейского моря в местности, известной как Десятиградие. Это местность к юго-востоку от Иордана, в которой находились десять независимых городов, первоначально основанных Александром Македонским. Во времена Иисуса эти города оставались многонациональными общинами, в которых храмы и синагоги располагались по соседству. Евреи и язычники торговали и перемешивались друг с другом… под обширным культурным покровом той колониальной власти, которая в тот момент находилась на подъеме. В ходе недавних раскопок были найдены руины церкви IV века, которая столь велика, что, скорее всего, имела отношение к какому-то очень важному историческому месту. В этой церкви было не менее пяти рядов — это свидетельствует о том, что ее посещало большое количество паломников. Углубившись под фундамент, археологи обнаружили римское захоронение, датированное 25 годом н. э… Странно, что в полу церкви было отверстие, расположенное прямо над гробницей. Сама гробница расположена в заметном месте: прямо под аркой, обозначающей западную границу города. Христиане, построившие церковь, не сделали ничего, чтобы придать захоронению «христианский вид». Они не разрушили гробницу, не заменили ее другой, не украсили крестами или символами воскресения. По какой-то причине они хотели сохранить ее в прежнем виде. Существует большая возможность того, что это была одна из гробниц, в которых обитал гадаринский бесноватый. Она была сохранена под полом церкви, чтобы обозначить место, где из него был изгнан бес»[42].

Вифания и могила Лазаря

Питер Уокер пишет: «Общее местоположение Вифании не вызывает сомнений. В названии арабской деревни Эль-Азария сохраняется то, как ее называли византийцы, — Lazarium, т. е. „место Лазаря“. До недавнего времени это была крохотная деревня… Есть большая вероятность, что могила Лазаря была верно идентифицирована и сохранена. Конечно, традиционная могила, ныне известная как его гробница, в первом веке находилась на кладбище (непосредственно к северу были найдены другие могилы первого века). А упоминания об этой могиле есть в источниках, начиная с III века н. э. (в «Ономастиконе» Евсевия Кесарийского)»[43].

Люди

Вот подборка находок, имеющих отношение к людям, упомянутым в Новом Завете.

Монета Ирода

Надпись Ераста

Надпись из Дельф

Ирод Великий

У нас есть бронзовая монета, отчеканенная Иродом Великим. На аверсе (т. е. лицевой стороне) изображены треножник и церемониальная чаша, а также надпись «Ирод царь» и год, когда монета была отчеканена, «год 3» (царствования Ирода) или 37 г. до н. э.

В 1996 израильский профессор археологии Эхуд Нетцер обнаружил в Масаде глиняный черепок с надписью — такие называют словом «остракон» или «острак». Надпись на черепке содержала имя Ирода, и это был обломок амфоры, которую использовали для перевозки продуктов (вероятно, вина), датированной 19 г. до н. э. Надпись сделана на латыни и звучит так: «Ирод, Великий Царь Иудеев (или Иудеи)». Это первая надпись, в которой титул царя Ирода приведен полностью. Иродион — это рукотворная гора в Иудейской пустыне, возвышающаяся на 785 м над уровнем моря. В 23 г. до н. э. Ирод Великий построил здесь, на вершине природного холма, дворец-крепость. Были возведены семь этажей жилых помещений, складов, цистерн, термы и внутренний двор, заполненный кустами и цветущими цветами. Весь комплекс был окружен валом из земли и булыжника и частично погребен под ним. В 2007 году археолог Эхуд Нетцер нашел у подножия Иродиона гробницу и саркофаг Ирода.

Ераст, коринфский казнохранитель

Джон Макрэй сообщает:

Ранее 50 г. н. э. в северо-восточном углу театра в Коринфе, Греция, была вымощена камнем площадка примерно в 6 кв. мет­ров. В результате раскопок на этом месте была обнаружена высеченная на мостовой надпись на латыни, которая звучит так: «Ераст в благодарность за должность эдила положил [мостовую] за свой счет». В докладе о раскопках Ераст из этой надписи идентифицирован как Ераст, упомянутый Павлом в Послании к римлянам, письме, написанном из Коринфа, в котором Ераст называется «городским казнохранителем» [Римлянам 16:23]... Специфическое греческое слово, использованное Павлом в значении «казнохранитель» (ойкономос), — это подходящий термин для описания работы коринфского эдила или магистрата, надзирающего за общественными работами[44].

Как поясняет Иан Уилсон, «общепризнано, что это вполне могло быть ранним этапом в карьере Ераста как казнохранителя в местном правительстве. По меньшей мере, есть разумные причины полагать, что Ераст Павла и Ераст из надписи в Корифе — одно и то же лицо»[45].

Галлион, проконсул Ахайи

«Считалось, что этого обозначения должности, упомянутого в Деяниях 18:12-17, не могло существовать. Однако в надписи из Дельф этот человек называется именно таким титулом, и эта надпись позволяет датировать его жизнь тем временем, когда Павел был в Коринфе (51 г. н. э.)»[46]. В этой надписи император Клавдий упоминает «Галлиона, моего друга и проконсула»[47].

Евангелие от Луки 3:1-2

В Луки 3:1-2 упоминаются восемь исторических личностей:

В пятнадцатый же год правления [1] Тиверия кесаря, когда [2] Понтий Пилат начальствовал в Иудее, [3] Ирод был четвертовластником в Галилее, [4] Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области [ср. Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. 18, гл. 106-108], а [5] Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках [6] Анне и [7] Каиафе, был глагол Божий к [8] Иоанну, сыну Захарии, в пустыне [ср. Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. 18, гл. 5, §2].

Историчность всех восьми личностей несомненна, и археологические данные играют в этом не последнюю роль, как показывают приведенные ниже примеры:

Динарий Тиберия

Надпись из Кесарии

Руины дворца Ирода в Тивериаде

[1] Император Тиберий

Монету номиналом в один динарий, отчеканенную в 14-37 гг. н. э., обычно называют «динарием кесаря». На монете отчеканен профиль императора Тиберия. Крэйг Бломберг поясняет: «Знаменитые слова Иисуса о том, что нужно отдавать кесарю кесарево, а Богу Богово (Мк. 12:17 и параллельные тексты), становятся еще более понятны, кода узнаешь, что на большинстве римских монет того времени присутствовали изображения императора»[48].

[2] Понтий Пилат

«В 1961 году в Кесарии Приморской, где жил Понтий Пилат, была найдена надпись, которая помимо прочего подтверждает не только факт правления Пилата в Иудее, но и то, что он предпочитал именоваться „префектом“. Надпись не сохранилась в целости, но ее первоначальный смысл почти не вызывает сомнений»[49]. На латыни эта надпись выглядит так:

TIBERIEUM
IUS PILATUS
ECTUS IUDA

Первоначально текст выглядел так:

TIBERIEUM
[PONT]IUS PILATUS
[PRAEF]ECTUS IDUA[EA]

В переводе это означает: «Тиберию Понтий Пилат, префект Иудеи».

[3] Ирод Антипа, тетрарх Галилеи

Ежедневная израильская газета «га-Арец» от 8 апреля 2005 года сообщала:

В этом сезоне во время раскопок древнего города Тивериады был обнаружен мраморный пол, датированный I веком н. э. По словам археолога профессора Йицхара Хиршфельда, руководителя завершившихся вчера трехнедельных изысканий, этот пол, судя по всему, представляет собой остатки каменного пола дворца Ирода Антипы, сына Ирода Великого, правившего Галилеей с 4 г. до н. э. по 38 г. н. э. Мрамор I века н. э. в этой местности очень редок и встречается только в царских дворцах. «Кто знает — может быть, Саломея танцевала для царя на этом самом полу», — сказал Хиршфельд, имея в виду новозаветную историю о дочери Иродиады, жены Антипы, которая потребовала в обмен на танец голову Иоанна Крестителя на блюде. Раскопки были организованы Еврейским университетом в Иерусалиме и Управлением древностей Израиля и оплачены муниципалитетом Тивериады и Брауновским университетом из штата Род-Айленд. Они показали, что в IV веке поверх дворца была построена базилика[50].

Надпись с именем Лисания

Оссуарий Каиафы

Рекликварий с о-ва Святой Иван

[5] Лисаний, тетрарх Абилены

Ученые, как правило, утверждали, что Лука написал чушь, потому что, как всем было известно, Лисаний правил Халкидой и был убит в 36 г. до н. э. Но потом в окрестностях Дамаска была найдена надпись времен Тиберия (14-37 гг. н. э.), в которой Лисаний назван тетрархом — в точности, как писал Лука. Оказалось, было два правительственных чиновника по имени Лисаний!

[7] Первосвященник Каиафа

В захоронении, расположенном к югу от Иерусалима, были найдены несколько оссуариев, в одном из которых, как полагают многие ученые, находятся останки бывшего первосвященника Каиафы. На боковой и тыльной стенках оссуария есть надпись: «Йосеф бар Каифа». Не все ученые согласны с таким толкованием находки. Как бы то ни было, имя зятя Каиафы Феофила, сына Анны (или Анана), упомянуто на оссуарии Иеоханы, внучки первосвященника. Более того, в июне 2011 года Управление древностей Израиля объявило о находке краденого оссуария с надписью «Мириам, дочь Иешуа, сына Каиафы, священника Маазии из Бет-Имри»[51]. Как замечает Крейг Эванс, если имя этого священника читается как «Qayapha (а не Qopha или Qupha), тогда оно соответствует имени Каиафы. В таком случае мы нашли оссуарий внучки первосвященника, вынесшего приговор Иисусу»[52].

Оссуарии — особенно интересные археологические находки, поскольку они не просто подтверждают существование какого-то культурного обычая, но могут свидетельствовать о существовании поименованных личностей, их родственных связях и даже их религиозных убеждениях.

[8] Иоанн Креститель

28 июля 2010 года группа болгарских археологов во время раскопок нашла под алтарем церкви св. Иоанна Предтечи, построенной в IV веке на острове Святой Иван в Черном море у побережья Болгарии, небольшой алабастровый реликварий, в котором лежали несколько костных фрагментов. «Мы знали, что найдем там реликварий, и наши ожидания оправдались, — сообщил каналу Си-Эн-Эн в электронном письме руководитель экспедиции профессор Казими Попконстантинов. — Было бы довольно логично предположить, что основатели монастыря постарались привезти мощи своего святого покровителя»[53]. Этим святым был Иоанн Креститель, в честь которого были названы остров Святой Иван и церковь св. Иоанна Предтечи. Еще одно подтверждение гипотезы, что мощи принадлежат Иоанну Крестителю, было найдено на расстоянии 1,2 метра от реликвария в виде небольшой коробки из туфа, на которой были вырезаны надписи на древнегреческом: «Из надписи явствовало, что некий человек по имени Фома, „раб Божий, привез сюда частицу св. Иоанна 24-го“. Хотя некоторые буквы в конце надписи отсутствуют, из надписи на греческом явствует, что речь идет о [традиционной] дате Рождества Иоанна Крестителя, 24 июня»[54]. В пресс-релизе Оксфордского университета говорится:

На коробке из туфа есть надписи на древнегреческом, в которых прямо упоминаются Иоанн Креститель и день его памяти, а также текст с обращенной к Богу просьбой «помочь рабу Твоему Фоме». Изучение коробки показало, что она очень водонепроницаема и, скорее всего, была изготовлена в Каппадокии — одном из регионов современной Турции. Болгарские исследователи полагают, что мощи, вероятно, попали в Болгарию через Антиохию, древний турецкий город, где до X века хранилась десница св. Иоанна. В отдельном исследовании еще один ученый из Оксфорда, д-р Джордж Казан [из Оксфордского археологического института] с помощью исторических документов продемонстрировал, что во второй половине IV века (ок. 370 г. н. э.) монахи вывезли мощи Иоанна Крестителя, в том числе частицы черепа, из Иерусалима. Вскоре эти реликвии затребовал в Константинополь римский император, построивший для них церковь. Дальнейшие исследования д-ра Каздана указывают на то, что своей формой реликварий, в котором хранились эти мощи, мог быть похож на коробку в форме саркофага, найденную на Святом Иване. Археологические и письменные свидетельства позволяют предположить, что такие реликварии впервые начали изготавливать и использовать представители правящей элиты Константинополя примерно в то время, когда мощи Иоанна Крестителя, как считается, прибыли туда. Д-р Казан сказал: «Мои исследования позволяют предположить, что в V или начале VI века монастырь на Святом Иване вполне мог получить от представителя константинопольской элиты значительную часть мощей св. Иоанна Крестителя, а также престижный реликварий в форме саркофага. Возможно, подарок был приурочен к освящению или повторному освящению монастыря св. Иоанна, которому этот покровитель мог оказывать финансовую помощь»[55].

Как сообщила британская газета Telegraph, ученый из Оксфорда Кристофер Рэмси аналогичным образом утверждает, «ссылаясь на исторические документы… что монастырь Святого Ивана, возможно, получил часть мощей Иоанна Крестителя в V или начале VI века»[56]. Как говорит профессор Попконстантинов, «важно понимать одно: впервые в мире археологической практики мощи св. Иоанна найдены вместе с надписью, которая в буквальном смысле отчеканивает вывод, не оставляя никаких сомнений. Здесь нет никаких догадок»[57].

В реликварии находились три кости животных (овечья, коровья и лошадиная), а также человеческие зубы, правый край верхней челюсти (что совпадает с выводами д-ра Казана), правая ключица, ребро, локтевая кость и костяшка пальца. Результаты трех разных научных исследований, которым были подвергнуты человеческие кости, согласуются с теорией, что в реликварии находятся мощи исторического Иоанна Крестителя. Прежде всего, ученые из Оксфорда смогли путем радиоуглеродного анализа установить возраст костяшки пальца:

Оксфордские профессора Томас Хайэм и Кристофер Рэмси попытались путем радиоуглеродного анализа определить возраст четырех человеческих костей, но только одна из них содержала достаточно коллагена для успешной датировки. Профессор Хайэм заявил: «Мы были удивлены, когда радиоуглеродный анализ показал столь древний возраст. Мы подозревали, что кости могли иметь более позднее происхождение — возможно, III или IV век. Однако результаты исследования трансфалангеальной кости руки явно указывают на человека, жившего в начале I века н. э.»[58].

Во-вторых, д-р Ханнес Шредер и профессор Эске Виллерсли из Копенгагенского университета...

...полностью реконструировали геномную последовательность митохондриальной ДНК из трех человеческих костей, чтобы удостовериться, что все кости принадлежали одному и тому же лицу. Что особенно важно, они определили его гаплогруппу, и эта гаплогруппа чаще всего встречается на Ближнем Востоке — в том регионе, откуда был родом Иоанн Креститель. После анализа ядерной ДНК образцов они также определили, что кости, вероятно, принадлежали мужчине. Д-р Шредер сказал: «Мы беспокоились, что останки могли быть загрязнены современной ДНК. Однако в ДНК, которую мы обнаружили в образцах, присутствовали повреждения, характерные для древней ДНК, что придало нам уверенности в результатах. Вдобавок, вероятность того, что во всех трех образцах будет найдена одна и та же последовательность, невысока, принимая во внимание, что их, вероятно, держали в руках разные люди. Оба эти факта позволяют предположить, что выделенная нами ДНК действительно подлинна. Конечно, это не доказывает, что останки принадлежат Иоанну Крестителю, но и не опровергает такое предположение, поскольку полученные нами последовательности соответствуют ближневосточному происхождению»[59].

В-третьих, д-р Лачезар Савов воспользовался современными медицинскими сканнерами, чтобы получить трехмерные изображения мощей[60]. Это «подтвердило выводы, сделанные ранее другими методами, — что кости принадлежат мужчине ближневосточного типа, 30-40 лет от роду, питавшегося вегетарианской пищей [ср. Мк. 1:6 и Мф. 3:4]»[61]. Вне зависимости от того, понимаем мы библейские «акриды», которыми питался Иоанн, буквально или как плоды рожкового дерева, предположение, что диета Иоанна была преимущественно вегетарианской, вполне правдоподобно[62]. По словам Цони Дражевой, директора Бургасского исторического музея и заместителя руководителя раскопок на острове Святого Ивана, с первого взгляда видно, что кости не обладают достаточной плотностью, и это значит, что жизнь их обладателя была нелегкой [ср. Мк. 1:4-6 и 6:17-28][63]. Предположение, что человеческие останки в реликварии Святого Ивана принадлежат Иоанну Крестителю, не находится за пределами сомнений, однако общий объем косвенных доказательств делает его правдоподобным.

Оссуарий Александра

Гробница св. Филиппа

Оссуарий Иакова

Александр Киринеянин

Когда Иисус шел на распятие, римские солдаты заставили человека по имени Симон из города Киринея нести поперечную перекладину (ср. Мф. 27:32; Лк. 23:26). У Симона были сыновья, которых звали Александр и Руф (Мк. 15:21; Рим. 16:13). В 1941 году израильский археолог Элеазар Сукеник обнаружил в долине Кидрон в восточном Иерусалиме захоронение. По глиняным черепкам она была датирована I веком н. э. В гробнице находилось одиннадцать оссуариев — на них в общей сложности было пятнадцать надписей, содержавших двенадцать имен. Некоторые из этих имен довольно распространены в Киренаике. Надпись на одном из оссуариев гласит: «Александр (сын) Симона». На крышке этого оссуария есть надпись с именем Александр на греческом, а затем еврейские буквы QRNYT. Смысл последнего слова неясен, но возможно, что автор надписи имел в виду QRNYH — «Киринеянин» на иврите. Том Пауэрс комментирует:

Если принять во внимание необычность имени Александр, заметить, что надпись на оссуарии описывает его родственные отношения с Симоном так же, как и Новый Завет, и вспомнить, что гробница содержит останки людей из Киренаики, вполне возможно, что Симон, упомянутый на оссуарии, — это Симон Киринеянин, упомянутый в Евангелиях[64].

Семья Варсавы

В начале книги Деяний Лука описывает, как одиннадцать учеников Иисуса выбирали замену Иуде после того, как тот покончил с собой: «Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» (Деян. 1:21-23). Потом они бросают жребий, и жребий выпадает Матфию. Впоследствии «апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями» (Деян. 15:22). Современные археологические находки проливают свет на эти упоминания об Иосифе и Иуде Варсаве. Как сообщается в журнале Jerusalem Christian Review (онлайн-версия за декабрь 2000 года), израильские археологи обнаружили на склоне горы неподалеку от долины Кидрон захоронение, в котором находились оссуарии, украшенные знаками креста. Надписи указывали на то, что эта гробница — могила семьи Варсавы. Историк Ори Мазар утверждает, что «по крайней мере некоторые члены этой семьи были в числе первых учеников Христа». Среди погребенных в гробнице были:

  • Симон бар-Сава (еврейский аналог имени «Симон Варсава»)
  • Мария, дочь Симона, — возможно, одна из нескольких женщин по имени Мария, упомянутых в Новом Завете (напр. Мф. 28:1)
  • Иосиф Варсава
  • Матфий — второй кандидат, упомянутый в Деяниях, — возможно, принадлежал к этой же семье, поскольку на одном из оссуариев в той же гробнице значится имя M’T’I’, еврейский вариант имени «Матфий»
  • Еще одного сына Савы звали Иуда Варсава

Профессор Мазар комментирует:

...значимость этих интереснейших открытий умножается, когда мы принимаем во внимание другие находки, сделанные в гробнице, такие как монеты и артефакты, которые ясно указывают на то, что гробница была герметически запечатана менее чем через десять лет после распятия Христа. Это произошло за несколько лет до того, как была написана хотя бы одна книга Нового Завета, и это доказывает, что Писания согласуются с археологическими данными.

Могила апостола Филиппа

В пресс-релизе Библейского археологичес­кого общества от 28 июля 2011 года говорилось: «Во время раскопок церкви византийского периода в древнегреческом городе Иераполе (на юго-западе современной Турции) профессор Франческо Д’Андриа и его археологическая экспедиция обнаружили могилу св. Филиппа, одного из двенадцати апостолов»[65]. «Мы много лет искали могилу св. Филиппа, — сказал в интервью каналу Fox News, — Наконец, мы нашли ее в руинах церкви, которую раскопали месяц назад»[66]. Статья на сайте examiner.com объясняла:

Во время раскопок в Иераполе был обнаружен мартириум, предположительно принадлежащий святому Филиппу. Все были уверены, что, когда мартириум будет полностью раскопан, археолог найдет могилу Филиппа. К несчастью, никакой могилы там не было. Франческо Д’Андриа, руководитель раскопок, был удивлен и разочарован, но продолжил раскопки в окрестностях. Примерно в 40 метрах от мартириума Д’Андриа обнаружил маленькую церквушку. Внутри церквушки они нашли римское захоронение I века. Все указывает на то, что гробница была построена в I веке, и церковь была построена вокруг гробницы где-то в начале XI века. Как полагает Д’Андриа, факты указывают на то, что поначалу, в I веке, в эту гробницу были помещены останки святого Филиппа и оставались там на протяжении более 400 лет, прежде чем их перевезли в Константинополь[67].

Оссуарий Иакова, сына Иосифа, брата Иисуса

Иаков, брат Иисуса, погиб мученической смертью в 82 г. н. э. На найденном в 2002 году известняковом оссуарии I века н. э. есть надпись «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса» (Ya’akov bar Yosef akhui di Yeshua). Историк Пол Майер утверждает, что «есть убедительные (хотя и не абсолютно безусловные) доказательства не только того, что, да, этот оссуарий и надпись на нем аутентичны, но и того, что имена, упомянутые в надписи, принадлежат новозаветным персонажам»[68]. Бен Уитерингтон, библеист, специализирующийся на Новом Завете, пишет: «Если этот оссуарий, найденный в окрестностях Иерусалима и датируемый примерно 63 г. н. э., действительно представляет собой саркофаг Иакова, брата Иисуса, что представляется вероятным, то эта надпись — самое важное внебиблейское свидетельство такого рода»[69]. По словам Хершеля Шэнкса, главного редактора журнала Biblical Archaeological Review, «этот ящик, вероятнее всего, — оссуарий Иакова, брата Иисуса из Назарета. По моему мнению… эта надпись, вероятно, на самом деле упоминает Иакова, Иосифа и Иисуса из Назарета».

Пустая гробница Иисуса

По словам Джона Макрэя, «хотя абсолютные доказательства местонахождения гробницы Иисуса нам недоступны, археологические свидетельства и древние письменные источники убедительно свидетельствуют в пользу тех, кто отождествляет ее с храмом Гроба Господнего»[70]. Дэн Бахат, бывший главный археолог Иерусалима, аналогичным образом утверждает: «Возможно, у нас нет абсолютной уверенности, что территория храма Гроба Господнего — это место погребения Иисуса, однако у нас наверняка нет другого места, претензии которого имели бы даже приблизительно сравнимый вес, и у нас нет ровным счетом никаких причин отрицать аутентичность этого места»[71]. Мартин Биддл добавляет: «Ясно, что тип гробницы, на который указывают евангельские повествования, соответствует тому, что ныне известно о практике, бытовавшей в окрестностях Иерусалима в то время: высеченная в скале гробница, низкий вход, закрываемый каменной плитой, и приподнятое погребальное ложе внутри[72].

Пустая плащаница

Многократно подвергнутая анализу «Туринская плащаница», на которой отпечаталось поверхностное негативное изображение исхлестанного и распятого человека (причем это изображение содержит и трехмерные элементы), была отвергнута многими после проведенного в 1988 году радиоуглеродного исследования, в результате которого ее датировали Средними веками. Однако недавние находки, прошедшие проверку научного сообщества, показывают, что результаты радио­углеродного анализа недостоверны, потому что изучению были подвергнуты образцы, взятые из средневековой заплаты[73]. С другой стороны, многочисленные исторические и документальные свидетельства указывают на более раннюю датировку плащаницы — возможно, I век. Например, эксперты усматривают связь между плащаницей и окровавленным погребальным платом, известным как «судариум из Овьедо», — артефактом, историю которого можно проследить вплоть до VII столетия[74]. Более того, факты опровергают гипотезу, что изображение на плащанице — художественная подделка[75].

Статистическое сопоставление данных, извлеченных из плащаницы, и новозаветного описания различных разрозненных подробностей наказания, которому был подвергнут Иисус, позволяет говорить, что плащаница, если она представляет собой подлинный артефакт I века, вероятно, действительно была погребальной пеленой Иисуса. Таким образом, плащаница является археологическим подтверждением достоверности евангельского описания бичевания и распятия Иисуса и справедливости утверждения, что после того, как Иисуса распяли, Он был удостоен почетного погребения. Таким образом, плащаница опровергает некогда популярную «теорию обморока» (в соответствии с которой Иисус на самом деле не умер на кресте). Более того, тот факт, что (а) в плащанице нет тела, и (б) на ней есть неповрежденные сгустки крови, представляет собой дополнительное свидетельство в общем ряду доказательств реальности воскресения Иисуса из мертвых.

Заключение

Археология усиливает совокупность свидетельств в пользу исторической надежности Нового Завета тем, что эмпирически подтверждает достоверность упоминаемых в нем конкретных обычаев, верований, мест и людей. Как пишет Пол Барнетт:

...археология не доказывает и не опровергает истинность Нового Завета. Однако во многих моментах она подтверждает правильность повествования — особенно это касается надписей, которые конкретны по своей природе. В них мы встречаемся с людьми, роль которых вторична по отношению к главной истории — с Иродами, с первосвященником и несколькими римскими правителями. Более того, благодаря археологии мы можем заполнить картину фоновыми подробностями, которые обогащают повествование как Евангелий, так и книги Деяний. Археологические находки подтвердили, что новозаветные тексты от начала до конца носят исторический и географический характер[76].

Сноски

  1. Burrows, Millar. What Mean These Stones? (New York: Meridian Books, 1956), p. 1.[Назад]
  2. Allen, Charlotte. The Human Christ: The Search for the Historical Jesus (Oxford: Lion, 1998), p. 187.[Назад]
  3. Там же, p. 286.[Назад]
  4. Glueck, Nelson. Rivers in the Desert: A History of the Negev (New York: Farrar, Strauss & Cudahy, 1959), p. 31.[Назад]
  5. Albright, William F. The Archaeology of Palestine, pp. 127-128, цит. по McDowell, Josh. The New Evidence That Demands A Verdict (Nashvile: Thomas Nelson, 1999), p. 61.[Назад]
  6. Free, Joseph. Archaeology and Bible History (Scripture Press, 1969), p. 1.[Назад]
  7. Blomberg, Craig L. The Historical Reliability of the Gospels (Nottingham: Apollos, 2007), p. 327.[Назад]
  8. Reed, Jonathan L. The Harper Collins Visual Guide to the New Testament: What Archaeology Reveals about the First Christians (New York: HarperOne, 2007), p. 100.[Назад]
  9. Strobel, Lee. The Case for Christ (Grand Rapids, Michigan: Zondervan, 1998), pp. 127-128.[Назад]
  10. Walker, Peter. In the Steps of Jesus: An Illustrated Guide to the Places of the Holy Land (Oxford: Lion, 2006), p. 40.[Назад]
  11. Evans, Craig A. Jesus and His World: The archaeological evidence (London: SPCK, 2012), p. 110. Ср. Jones, Steve. Burial Shroud Proves Turin Shroud Shroud not from 1st century C.E. Jerusalem?[Назад]
  12. Muncaster, Ralph O. 101 Reasons You Can Believe: Why the Christian Faith Makes Sense (Eugene, Origon: Harvest House, 2004), pp. 72-73.[Назад]
  13. McRay, John. Archaeology and the New Testament (Grand Rapids, Michigan: Baker Academic, 1991), p. 295.[Назад]
  14. Mitchell, T. C. The Bible in the British Museum: Interpreting the Evidence (The British Museum Press, 1988), p. 114.[Назад]
  15. Там же, p. 10.[Назад]
  16. Millard, Alan. The First Christians — Archaeologically Invisible? // Faith & Thought, October 2008, No. 45, p. 9.[Назад]
  17. Dickson, John; Clarke, Greg. Life of Jesus Guidebook (Sydney: CPX, 2008), pp. 119-120.[Назад]
  18. Seal Proves Bethlehem Existed Long Before Jesus.[Назад]
  19. youtu.be/n7cllKnMdsU.[Назад]
  20. www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?sec_id=25&subj_id=240&id=1938&module_id=#as.[Назад]
  21. Sudilovsky, Judith. Israeli archaeologists find seal that mentions Bethlehem.[Назад]
  22. France, R. T. The Evidence for Jesus (London: Hodder & Stoughton, 1986), p. 143.[Назад]
  23. Strobel, p. 102.[Назад]
  24. Там же.[Назад]
  25. Barnett, Paul. Is The New Testament Reliable? (Downers Grove: IVP, 2003), p. 159.[Назад]
  26. Strobel, p. 103.[Назад]
  27. Там же.[Назад]
  28. Цит. по Strobel, p. 103.[Назад]
  29. McRay, John. Archaeology and the New Testament, pp. 157-158.[Назад]
  30. For the Very First Time: A Residential Building from the Time of Jesus was Exposed in the Heart of Nazareth. См. также House From Jesus’ Time Found In Nazareth.[Назад]
  31. Price, Randall. The Stones Cry Out: What Archaeology Reveals about the Truth of the Bible (Eugene, Origon: Harvest House, 1997), p. 305.[Назад]
  32. France, p. 148.[Назад]
  33. Price, p. 303.[Назад]
  34. Wilson, Ian. The Bible is History (London: Weidenfeld & Nicolson, 1999), p. 218.[Назад]
  35. Там же.[Назад]
  36. Millard, p.7.[Назад]
  37. Walker, p. 76.[Назад]
  38. Там же, p. 170.[Назад]
  39. Wilson, p. 221.[Назад]
  40. Dickson & Clarke, p. 5.[Назад]
  41. Roberts, Mark D. Can We Trust the Gospels? (Wheaton, Illinois: Crossway, 2007), p. 152.[Назад]
  42. Tilby, Angela. Son of God (London: Hodder & Stoughton, 2001), p. 90.[Назад]
  43. Walker, pp. 113, 115.[Назад]
  44. McRay, John. Archaeological Evidence for the New Testament // Ashton, John; Westacott, Michael (eds.). The Big Argument: Does God Exist? (Green Forest: Master Books, 2006), p. 299.[Назад]
  45. Wilson, p. 234.[Назад]
  46. Geisler, Norman L.; Brooks, Ronald M. When Skeptics Ask: A Handbook on Christian Evidences (Grand Rapids, Michigan: Baker, 2008), p. 201.[Назад]
  47. См. Barnett, p. 162.[Назад]
  48. Blomberg.[Назад]
  49. Roberts, p. 152.[Назад]
  50. Ashkenazi, Eli. Tiberias dig unearths very rare marble floor // Haaretz. См. также, Ancient Tiberias Reveals More of Its Beauty.[Назад]
  51. www.antiquities.org.il/article_Item_eng.asp?sec_id=25&subj_id=240&id=1849&module_id=#as.[Назад]
  52. Эванс, Крейг. Иисус и Его мир. Новейшие открытия (М.: Эксмо, 2015), с. 155.[Назад]
  53. Цит. по Hooper, Simon. Are these the bones of John the Baptist?[Назад]
  54. Bulgaria, Sozopol in Euphoria over St. John the Baptist Find.[Назад]
  55. Dating evidence: Relics could be of John the Baptist.[Назад]
  56. Scientists find new evidence supporting John the Baptist bones theory.[Назад]
  57. Bulgaria, Sozopol in Euphoria over St. John the Baptist Find.[Назад]
  58. Dating evidence: Relics could be of John the Baptist.[Назад]
  59. Там же.[Назад]
  60. Relics of St John the Baptist examined by scanner.[Назад]
  61. Там же.[Назад]
  62. По поводу диеты Иоанна см. Kelhoffer, James A. John the Baptist’s “Wild Honey” and “Honey” in Antiquity. См. также Did John the Baptist Survive by Eating Grasshoppers (Locusts)? и Leong, Kristie. Does a Vegetarian Diet Lead to Weaker Bones?[Назад]
  63. Там же.[Назад]
  64. Biblical Archaeology Review, July / August 2003, p. 51.[Назад]
  65. www.free-press-release.com/news-tomb-of-st-philip-one-of-the-twelve-apostles-discovered-in-turkey-1311961620.html.[Назад]
  66. Tomb of St. Phillip the Apostle Discovered in Turkey.[Назад]
  67. Original Tomb of St. Phillip Discovered.[Назад]
  68. Maier, Paul L. The James Ossuary.[Назад]
  69. Цит. по Meister, Chad V. Building Belief: Constructing Faith from the Ground Up (Eugene, Oregon: Wipf & Stock, 2009), p. 146.[Назад]
  70. McRay, Archaeology and the New Testament, p. 216.[Назад]
  71. Bahat, D. Does the Holy Sepulchre Church Mark the Burial of Jesus? // Biblical Archaeological Review 12.3 (1986), pp. 26-45.[Назад]
  72. Biddle, Martin. The Tomb of Christ (Stroud, Gloucestershire: Sutton Publishing, 1999), p. 55.[Назад]
  73. Rogers, Raymond N. Studies on the Radiocarbon Sample from the Shroud of Turin // Thermochimica Acta, Vol. 425, pp. 189-194; Rogers, Raymond N.; Arnoldi, Anna. The Shroud of Turin: An Amino-Carbonyl Reaction (Maillard Reaction) May Explain the Image Formation // Ames J.M. (ed.), Melanoidins Vol.4 (Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2003), pp. 106-113; Brown, John L. Microscopial Investigation of Selected Raes Threads from the Shroud of Turin.[Назад]
  74. См. Guscin, Mark. The Sudarium of Oviedo: Its History and Relationship to the Shroud of Turin. Так же см. Guscin, Mark. Recent Historical Investigations on the Sudarium of Oviedo, и Moreno, G. et al. Comparative study of the Sudarium of Oviedo and the Shroud of Turin.[Назад]
  75. См. The Shroud of Turin: Forgery or Divine? A Scientist Writes.[Назад]
  76. Barnett, p. 164.[Назад]

Оригинал статьи опубликован на сайте www.bethinking.org. Все права сохранены.

Оглавление

Камень из Назарета

Сергей Головин

Ирод Великий

Некогда в Иудее правил царь по имени Ирод — внук того Ирода, который устроил избиение младенцев в Вифлееме. Большую часть жизни он провел в тени своего великого предка.

И предок, надо признать, был незаурядным человеком. Уже в двадцать пять лет его назначили наместником, т. е. «исполняющим обязанности царя», а в тридцать шесть — и царем (звучит странно, но так оно и было: царей в Римской империи именно назначали). Брак Ирода-деда с Мариамной, хасмонейской принцессой из рода Маккавеев, добавил к его царской должности еще и царское достоинство. А поразительная способность строить дипломатические отношения со всеми одновременно позволила ему посреди перипетий гражданской войны, сотрясавшей империю, не только не потерять власть, но и упрочить ее. К тому же строить он умел не только отношения. От грандиозных архитектурных проектов, осуществленных Иродом-дедом в Иерусалиме, захватывало дух. С неимоверным размахом он реконструировал Храм, потешив гордость иуде­ев, а заодно на радость эллинам построил амфитеатр для гладиаторских боев. Для римского гарнизона он возвел грозную цитадель — крепость Антония, — однако не обделил и себя, построив роскошный дворец. Но когда в стране начался голод, царь собрал все золото во дворце и обменял его в Египте на хлеб, чем снискал любовь народа[1]. В общем, выдающийся был человек. Недаром его впоследствии стали называть Иродом Великим.

Впрочем, и психом он тоже был редкостным. Он параноидально боялся потерять власть, и когда накатывал очередной приступ подозрительности, не щадил никого. В числе многих других были преданы смерти его жена Мариамна и трое его сыновей, в том числе Аристовул, отец героя нашего повествования, Ирода Агриппы.

Овдовевшая мать Агриппы Береника, племянница Ирода Великого, перевезла юношу в Рим — поближе к императорскому двору и подальше от грозных дедовских очей. Она хотела дать сыну лучшее в империи образование. Наставником и покровителем Агриппы стал Друз, сын императора Тиберия. Юноша учился вместе с будущими императорами Клавдием и Гаем Германиком. Однако жизнь при дворе требовала немалых расходов, и по смерти Друза Агриппа, растративший материнское состояние, возвращается в Палестину, где оказывается под покровительством галилейского четвертовластника Антипы — своего дяди, сожительствующего с сестрой Агриппы Иродиадой. Однако со временем отношение родственников к Агриппе охладело, и молодой человек снова отправился в Рим.

Там ему, наконец, улыбнулась удача: Гай Германик взошел на престол под именем Калигула и назначил Агриппу царем Итуреи и Трахонитской области — земель, ранее принадлежавших другому дяде Агриппы, четвертовластнику Филиппу (Лк. 3:1). В Палестине вновь появился царь Ирод — причем, в отличие от прославленного деда-идумеянина, царь не только по должности, но и по крови. Ведь и сам Агриппа, и его двоюродная сестра Кипра, которую он взял в жены, по бабке были прямыми потомками великого рода Хасмонеев!

Между тем, успешная карьера родного брата не радовала честолюбивую Иродиаду. Она не