NL-64

Вестник ЦАИ 2016 #64

ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№ 64 (2016)

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apologetika.ru.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


Историческая надежность Нового Завета

Питер Уильямс

В целом… деятельность археологов, бесспорно, повысила нашу убежденность в надежности библейской истории.
Опыт раскопок в Палестине укрепил уважение к Библии не одного археолога.
Во многих случаях археология опровергла взгляды современных критиков.

— Миллар Берроуз, профессор археологии Йельского университета[1].

Шарлотта Аллен отмечает, что «академические библеисты [XIX] века в общем и целом игнорировали археологию, которая в то время была еще молодой наукой. Для великих немецких экзегетов той эпохи… путешествие в Палестину было делом ненужным, поскольку жизнь исторического Иисуса была для них исключительно вопросом толкования текстов»[2]. Сегодня ученым известно, что данные археологии могут быть ценным подспорьем при толковании текста, а также служить дополнительной независимой проверкой исторической достоверности текста.

Нельсон Глюк

Аллен утверждает, что археологические раскопки в Святой Земле «подтверждали историческую ценность Евангелий — по крайней мере, как источников сведений о том периоде времени»[3]. Как говорит Нельсон Глюк, с одной стороны, «можно категорически заявить, что ни одна археологическая находка никогда не противоречила ни одному библейскому тексту», а с другой, «было сделано множество археологических открытий, которые подтверждают исторические утверждения Библии в общих чертах или в мельчайших деталях»[4].

Археолог Уильям Олбрайт отмечает:

Излишний скептицизм, который проявляли по отношению к Библии значимые исторические школы XVIII и XIX столетий, отдельные моменты которого до сих пор периодически всплывают на поверхность, был постепенно дискредитирован. Одно открытие за другим подтверждало точность бесчисленных деталей и все чаще побуждало признавать ценность Библии в качестве исторического источника[5].

С ним соглашается Джозеф Фри: «Археология подтвердила достоверность бесчисленных отрывков, которые критики отвергали как неисторичные или противоречащие известным фактам»[6]. Богослов Крейг Бломберг пишет:

...археология может продемонстрировать, что упомянутые в Евангелиях места действительно существовали, и что обычаи, условия жизни, топография, предметы домашней утвари и рабочие инструменты, дороги, монеты, здания и прочий многочисленный «реквизит» соответствуют тому, как их описывают Евангелия. Она может показать, что имена некоторых евангельских персонажей названы точно, когда мы находим упоминания о них во внебиблейских надписях. Поступки и учения, приписываемые Иисусу, становятся понятны, а потому правдоподобны, когда мы сопоставляем прочитанное со всем, что нам известно о жизни в Палестине в первой трети I столетия[7].

Археолог Джонатан Рид отмечает, что «многие археологические открытия, имеющие отношение к людям, местам или названиям, упомянутым в книге Деяний, на определенном уровне подтверждают ее историчность: многие конкретные детали, упомянутые в Деяниях, соответствуют действительности»[8]. И как пишет Ли Стробел,

Пытаясь определить, правду ли говорит свидетель, журналисты и юристы подвергают проверке все проверяемые элементы его свидетельства. Если расследование покажет, что он ошибся в таких деталях, это ставит под серьезное сомнение достоверность всей его истории в целом. Однако, если мелочи проходят проверку, это уже является признаком — не решающим доказательством, но определенным признаком — того, что слова свидетеля в целом, возможно, заслуживают доверия[9].

Мы рассмотрим имеющиеся археологические свидетельства в трех сферах:

  • Культура: верования и обычаи
  • Места: городские центры и отдельные здания
  • Люди: титулы, имена и взаимоотношения

Культура

Вот подборка открытий, имеющих отношение к особенностям культуры, упомянутым в Новом Завете.

Жертва распятия

В 1968 году было обнаружено древнее захоронение, в котором было примерно 35 тел. Обе ступни одного из погребенных, которого звали Иоханан Бен-Хагалгол, были пронзены гвоздем длиной 19 сантиметров. Голени Иоханана были раздроблены ударом, аналогичным римскому crucifragium (Ин. 19:31-32). Эта находка доказывает, что жертва распятия (какой был Иисус) могла быть погребена по иудейским обычаям.

Назаретская надпись

«Назаретская надпись» представляет собой мраморную плиту, найденную в Назарете в 1878 году, на которой высечен текст указа, изданного ок. 41 г. н. э. императором Клавдием (41-54 гг. н. э) и под страхом смертной казни запрещавшего тревожить могилы и извлекать из них тела. Существование этого указа и место его находки правдоподобно объясняются тем, что Клавдий узнал о пустой гробнице Иисуса, разбираясь с римскими мятежами 49 г. н. э., и решил впредь исключить возможность появления подобных историй. Это логично в свете утверждений иудеев, что тело Иисуса было украдено (Мф. 28:11-15). Но «даже если осознанной связи с Иисусом из Назарета тут нет, этот указ все-таки свидетельствует, что власти империи того времени считали разграбление могил крайне серьезным преступлением, достойным смертной казни. И это делает еще более неправдоподобным предположение, что ученики (и без того перепуганные) могли отважиться на такой поступок»[10].

Проказа в первом столетии

Некоторые полагали, что никакой «проказы» (т. е. болезни Хансена или mycobacterium leprae) во времена Иисуса на Ближнем Востоке не было:

Однако благодаря археологии теперь мы располагаем яркими свидетельствами ее существования в начале первого столетия. Научные исследования савана, найденного в иерусалимской усыпальнице, подтвердили присутствие проказы… Радиоуглеродный анализ с помощью акселераторной масс-спектрометрии подтвердил, что и саван, и кости покойного датируются I столетием н. э. Анализ ДНК подтвердил, что завернутый в саван человек приходился родственником другим людям, останки которых были найдены в той же усыпальнице. Этот же анализ ДНК показал, что покойный страдал проказой...[11]

Галилейская лодка

Останки Иоханана Бен-Хагалгола

Надпись политархов

Рыбацкая лодка I века

В 1980-х из-за засухи Галилейское море обмелело, и на открывшемся дне была обнаружена хорошо сохранившаяся рыбацкая лодка первого века (длиной 8,2 м и шириной 2,35 м):

Под руководством Управления древностей Израиля археологи лихорадочно работали, пытаясь аккуратно извлечь лодку из донных отложений раньше, чем вернется вода… Впоследствии ее поместили в контролируемую среду, чтобы уберечь от старения… Горшки и светильники, найденные в лодке, позволили датировать находку I веком. Затем радиоуглеродный анализ подтвердил датировку. Устройство лодки было типичным для рыбацких лодок, использовавшихся в тот период на Галилейском море. На корме лодки было возвышение подобное тому, на котором, как указывается в евангельских повествованиях, мог спать Иисус. Лодка вмещала 15 человек помимо команды. Это археологическое открытие подтверждает описание, приведенное в Библии[12].

Надпись политархов

Лука рассказывает:

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых брать­ев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую (Деян. 17:1-10).

Греческое слово, переведенное на русский язык фразой «городской начальник», — политарх. Поскольку это слово не встречается в классической литературе, «критики Нового Завета много лет утверждали, что Лука ошибся, употребив термин политархи… для обозначения фессалоникских градоначальников...»[13]. Однако это слово было найдено в надписи на арке I века, разрушенной в 1867 году. Т. К. Митчелл описывает ее так:

Надпись перечисляет людей, управлявших городом во II веке н. э., начиная с шести политархов, и называет по именам городского казначея и гимнасиарха (руководителя высшего образования). Надпись начинается со слова politarchounton («пока [нижеперечисленные] исполняли обязанности политархов»)... Стоит заметить, что два имени, упомянутых в надписи, Сосипатр… и Луций… носили два человека из Верии, которых Павел называет… «сродниками», но в данном контексте это, вероятно, означает, что они были христианами из иудеев (Рим. 16:21). Точно так же, имена Секунд… и Гаий… носили человек из Фессалоники (Деян.20:4) и македонянин (Деян. 19:29), бывшие спутниками Павла в его путешествиях. Конечно, это не были те самые люди, но данный факт показывает, что такие имена употреблялись в тех местах в столетие, следующее за периодом жизни Павла[14].

Палиндром из Помпеи

Граффито Алексаменоса

Мозаика из церкви в Мегиддо

Помпейские палиндромы

В Помпеях, римском городе, погребенном под слоем вулканического пепла в результате извержения вулкана Везувий в 70 г. н. э., были найдены две палиндромические надписи:

...знаменитые квадраты SATOR или ROTAS, один был выцарапан на стене частного дома, другой — на столбе в общественном дворе. В последующие века этот палиндром встречается на зданиях по всей Римской империи… Оригинальных объяснений этого замечательного квадрата было предложено множество. Следуя принципу, что самое простое объяснение — самое лучшее, первое место среди них занимает его расшифровка как христианского текста. Принимая во внимание букву N в центре, другие буквы можно переставить в виде креста, образующего фразу PATERNOSTER [«Отче наш»] по горизонтали и вертикали, начинающуюся и заканчивающуюся буквами A [альфа] и O [омега]. Если это так, то в Помпеях ранее 79 г. н. э. уже были люди, знавшие, как минимум, первые слова Молитвы Господней на латыни[15].

Граффито Алексаменоса

Эта карикатура, найденная в окрестностях холма Палатин в Риме и очень приблизительно датированная концом II века н. э.[16], очевидно, была нарисована каким-то римским солдатом в насмешку над сослуживцем-христианином. На ней изображен распятый человек с головой осла и другой человек, стоящий рядом. Подпись на греческом языке гласит: «Алексаменос поклоняется [своему] Богу».

Христианская церковь в Мегиддо

Джон Диксон сообщает: «В Мегиддо находится самое древнее из найденных до сих пор церковных зданий. В этом важном торговом городе есть руины христианского молитвенного зала, датируемого III веком. В нем есть три мозаичных надписи, указывающие, что его использовали христиане»[17]. Одна греческая надпись, относящаяся к столу посреди помещения, который, вероятно, использовался для Причастия, гласит: «Боголюбивая Экептус принесла этот стол в дар Богу Иисусу Христу». Рыба, украшающая центр одного из четырех мозаичных изображений в зале, — это христианский символ, слово ихтис («рыба» по-гречески) «представляет собой анаграмму слов Иесус Христос Теу Ийос Сотер: Иисус Христос, Сын Бога, Спаситель».

Места

Ниже речь пойдет об открытиях, связанных с географическими местами, упомянутыми в Новом Завете.

Вифлеем

В мае 2012 года Управление древностей Израиля объявило о находке буллы (маленькой глиняной печати), в которой упоминается Вифлеем, родина Иисуса (см. фотографию[18] и видеозапись[19] печати):

Недавно в Иерусалиме был найден первый древний артефакт, который представляет собой осязаемое свидетельство существования города Вифлеема, упомянутого в Библии. Во время просеивания почвы, изъятой с археологических раскопок, которые проводит в Городе Давида Управление древностей Израиля, была найдена булла размером около 1,5 сантиметров… Булла представляет собой кусок глины, использованный в качестве печати на документе или предмете. На булле был оттиск печати человека, пославшего документ или предмет, и ее неповрежденность свидетельствует о том, что этот документ или предмет не открывал никто уполномоченный это сделать. На булле присутствуют три строки текста на иврите:

Bishv’at
BatLechem
[Lemel]ekh

По словам Эли Шукрона, возглавляющего раскопки от лица Управления древностей Израиля, «похоже, что в седьмой год царствования (неясно, о каком царе идет речь, — Езекии, Манассии или Иосии) из Вифлеема царю в Иерусалим была отправлена посылка. Найденная нами булла относится к категории „фискальных“ — это административные буллы, с помощью которых запечатывали налоговые отправления в рамках системы налогообложения, существовавшей в Иудейском царстве в конце VIII-VII веках до н. э. Налоги можно было заплатить серебром или продуктами сельского хозяйства, такими как вино или пшеница». Шукрон подчеркивает: «Это первый раз, когда название Вифлеем появляется за пределами Библии, в надписи времен Первого Храма, и это доказывает, что в Иудейском царстве действительно существовал город Вифлеем — возможно, и в более ранние периоды»[20].

Представителям новостного портала Ecumenical News International Шукрон рассказал: «Здесь мы видим [слово „Вифлеем“], ясно упомянутое в надписи на иврите периода Первого Храма, на найденной в Израиле булле, прибывшей из Вифлеема в Иерусалим, возможно, с целью уплаты какого-то налога. Это тот самый Вифлеем неподалеку от Иерусалима, о котором говорится в Библии»[21].

Булла, в которой упоминается
Вифлеем

Источник Девы Марии в Назарете
1930-е годы

Назарет

Богослов Р. Т. Франс описывает Назарет так:

...настолько незначителен, что его название впервые встречается в иудейской литературе лишь через много лет после жизни Иисуса. Это была маленькая деревня, в значительной мере сосредоточенная на сельском хозяйстве, лежащая в стороне от главных дорог, ведущих к расположенному неподалеку городу Сепфорису, столице Галилеи… По оценкам, его население составляло от 500 до 2000 человек, и руины зданий не обнаруживают никаких признаков благополучия в интересующий нас период[22].

Ли Стробел говорит: «В течение долгого времени скептики утверждали, что Назарета не существовало в то время, когда, по словам Нового Завета, Иисус провел там детство»[23]. Например, «атеист Фрэнк Зиндлер отмечал, что Назарет не упоминают ни Новый Завет, ни апостол Павел, ни Талмуд (хотя в нем упоминаются шестьдесят три других галилейских города), ни Иосиф Флавий (который перечисляет сорок пять других деревень и городов в Галилее, включая деревню Яфу, находившуюся в каких-нибудь полутора километрах от современного Назарета). До начала четвертого века Назарет не упоминает ни один древний историк или географ»[24]. Однако Пол Барнетт сообщает, что «в 1961 году в Кесарии Приморской была раскопана мозаичная надпись, датируемая III столетием, в которой упоминается Назарет. Назарет… не упоминается ни в Ветхом Завете, ни в сочинении Иосифа Флавия. Это открытие сняло все вопросы о том, существовал ли он на самом деле»[25]. Д-р Джеймс Стрэйндж отмечает, что, «когда Иерусалим пал в 70 г. н. э., в храме священники больше не были нужны, потому что храм был разрушен, так что их отправляли в другие части страны, даже в Галилею. Археологи нашли список на арамейском языке, в котором были перечислены двадцать четыре „череды“, или семьи, священников, которые были переселены, и одна из них отмечена как перемещенная в Назарет»[26].


Более того, «археологические раскопки… выявили в окрестностях Назарета гробницы первого века, что должно указывать на границы деревни, потому что согласно иудейскому закону захоронения должны были располагаться за пределами города как такового. В двух гробницах находились такие предметы, как глиняные светильники, стеклянные сосуды и вазы первого, третьего и четвертого веков»[27]. Археолог Джек Финеган утверждает, что «на основании этих гробниц… можно сделать вывод, что в Римский период Назарет был преимущественно еврейским поселением»[28]. Как сообщает Джон Макрэй,

Археологические раскопки в Назарете… проведенные Беллармино Багатти в 1955 году… показали, что Назарет времен Иисуса представлял собой сельскохозяйственное селение с несколькими винодельнями, маслодельнями, подземными амбарами для зерна и цистернами для воды и вина. Древнее предание связывает некоторые из этих сооружений, расположенные под базиликой Благовещения и церковью св. Иосифа к северу, с жизнью Марии и Иосифа. Осколки глиняной посуды, найденные в деревне, относятся к периоду с раннего Железного века (900-600 гг. до н. э.) по Византийский период (330-640 гг. н. э.), а некоторые римские черепки датируются временем жизни Христа[29].

В декабре 2009 года археологи из Управления древностей Израиля, производившие раскопки в Назарете, на земле, ранее принадлежавшей монастырю, обнаружили дом I века н. э. Руководитель раскопок Ярденна Александр говорит:

Эта находка чрезвычайно важна, поскольку она впервые дает нам возможность увидеть один из домов еврейской деревни Назарет и тем самым проливает свет на условия жизни во времена Иисуса. Найденное нами здание невелико и скромно, и оно, скорее всего, было типичным жилищем в Назарете того периода[30].

Капернаум

В Евангелиях Капернаум (ивр. «деревня Наума») у Галилейского моря упоминается шестнадцать раз: «Из новозаветного периода были найдены свидетельства коммерческой рыбной ловли (якоря, рыболовные крючки), которой занимались ученики, а также улица и дома, которыми они, несомненно, время от времени пользовались»[31]. Р. Т. Франс отмечает:

Дома, раскопанные в Капернауме, представляли собой одноэтажные здания с наружной лестницей, ведущей на плоскую крышу. Крыша была не каменная, но из деревянных брусьев или ветвей, переплетенных тростником и обмазанных глиной. Это объясняет рассказ Марка о том, как четыре человека подняли потенциального пациента на крышу и в буквальном смысле «раскрыли кровлю дома... прокопав ее», чтобы спустить человека вниз, к Иисусу (Марка 2:1-4), и размер комнат в таких домах (никогда не превышающий пяти метров в поперечнике, а зачастую гораздо меньше) показывает, как даже довольно скромная толпа могла сделать доступ через крышу единственно возможным[32].

Синагога в Капернауме

Дом Петра в Капернауме

Синагога в Капернауме

В Марка 1:21-22 и Луки 4:31-36 говорится, что Иисус проповедовал в синагоге Капернаума. В Луки 7:1-10 рассказывается, как Иисус исцелил слугу римского центуриона, несшего службу в этих местах. Люди убеждали Иисуса исцелить слугу, потому что римский офицер построил для них синагогу. Фундамент этой синагоги, построенной в I веке (датировка подтверждается черепками, найденными под настилом пола), сложен из черного базальта, и сегодня его можно увидеть под руинами синагоги, построенной в IV веке из известняка.

Присутствие римлян в Капернауме

Рэндалл Прайс отмечает, что «недавно факт римского присутствия получил подтверждение в результате того, что в Капернауме были раскопаны несколько зданий в римском стиле, включая римские термы»[33]. Как сообщает Иан Уилсон: «В этом отношении археологи нашли свидетельства римского военного присутствия в Капернауме в виде длинных термов, построенных явно не в еврейском стиле, которые почти наверняка принадлежали гарнизону под командованием Иисусова центуриона»[34].

Дом Петра в Капернауме

В Капернауме находятся руины восьмиугольной церкви, построенной в V веке. В 1968 году под ней археологи обнаружили руины еще более древней церкви. Она была построена вокруг здания, некогда бывшего частным домом, который христиане во второй половине II века очевидно использовали в качестве места собраний. Стены были оштукатурены, и на них видны нацарапанные надписи — некоторые исследователи истолковывают их как молитвы на древнеарамейском языке (а также на сирийском и еврейском), в которых есть такие фразы, как «Помоги, Господь Иисус Христос» и «Помилуй, Христос»[35]. Как это часто бывает с древними надписями, нацарапанными на стенах, мнения по поводу их смысла расходятся. Некоторые ученые полагают, что «они больше похожи на греческие, чем на арамейские… и необязательно имеют религиозное значение»[36]. В IV веке эта «домашняя церковь» была расширена и окружена новыми стенами. Она была известна ранним паломникам, таким как Эгерия, которая примерно в 380 г. н. э. писала: «В Капернауме дом князя апостолов был превращен в церковь, и его прежние стены все еще стоят. Именно там Господь исцелил парализованного». Питер Уокер утверждает: «Граффити, в которых Иисус был назван Господом и Мессией…. являются убедительным свидетельством того, что эту комнату использовали в качестве места христианского поклонения — почти наверняка потому, что ее считали той самой комнатой, которой пользовался Иисус, возможно, домом Симона Петра (Луки 4:38)... Учитывая, что древнее предание восходит к I столетию, это почти наверняка то самое место, где останавливался Иисус, — дом его главного апостола, Петра»[37].

Купальня Вифезда

Купальня Силоам

Иерусалим и купальня Вифезда

В Иоанна 5:1-15 описывается купальня в Иерусалиме, близ Овечьих ворот, под названием Вифезда, окруженная пятью крытыми колоннадами. До XIX столетия помимо Евангелия от Иоанна не существовало никаких свидетельств о существовании этой купальни, и необычное описание Иоанна «заставляло библеистов сомневаться в надежности рассказа Иоанна, однако купальня была, как полагается, найдена в 1930-х годах — с четырьмя колоннадами по краям и одной поперек»[38]. Иан Уилсон сообщает: «Тщательные раскопки, проведенные израильским археологом профессором Иоахимом Иеремиасом, извлекли на свет именно такое сооружение, которое по-прежнему включает в себя две огромных глубоких высеченных в камне цистерны, в окрестностях иерусалимской церкви св. Анны, построенной крестоносцами»[39].

Иерусалим и купальня Силоам

В 400-х годах н. э. над купальней, соединенной с водоводным туннелем Езекии, была построена церковь в память об исцелении слепого, описанном в Иоанна 9:1-7. До недавнего времени считалось, что это и есть купальня Силоам времен Христа. Однако в июне 2004 года во время замены сточных труб рядом с устьем тоннеля Езекии рабочие наткнулись на древние каменные ступени. К лету 2005 года археологи расчистили сооружение, которое «без сомнения представляет собой пропавшую купальню Силоам»[40]. Марк Робертс сообщает: «В штукатурке этой купальни были найдены монеты, которые позволяют датировать строительство купальни временем до и после Иисуса. Остается мало сомнений, что это действительно та купальня Силоам, куда Иисус отправил слепого в 9-й главе Евангелия от Иоанна»[41].

Церковь в Гадаре

Гробница Лазаря

Могила гадаринского бесноватого

Анджела Тильби сообщает: «Холм Умм-Кайс скрывает руины древнего города Гадары… известного своими горячими природными купальнями, обладавшими, как считалось, целебными свойствами. Город расположен на южном берегу Галилейского моря в местности, известной как Десятиградие. Это местность к юго-востоку от Иордана, в которой находились десять независимых городов, первоначально основанных Александром Македонским. Во времена Иисуса эти города оставались многонациональными общинами, в которых храмы и синагоги располагались по соседству. Евреи и язычники торговали и перемешивались друг с другом… под обширным культурным покровом той колониальной власти, которая в тот момент находилась на подъеме. В ходе недавних раскопок были найдены руины церкви IV века, которая столь велика, что, скорее всего, имела отношение к какому-то очень важному историческому месту. В этой церкви было не менее пяти рядов — это свидетельствует о том, что ее посещало большое количество паломников. Углубившись под фундамент, археологи обнаружили римское захоронение, датированное 25 годом н. э… Странно, что в полу церкви было отверстие, расположенное прямо над гробницей. Сама гробница расположена в заметном месте: прямо под аркой, обозначающей западную границу города. Христиане, построившие церковь, не сделали ничего, чтобы придать захоронению «христианский вид». Они не разрушили гробницу, не заменили ее другой, не украсили крестами или символами воскресения. По какой-то причине они хотели сохранить ее в прежнем виде. Существует большая возможность того, что это была одна из гробниц, в которых обитал гадаринский бесноватый. Она была сохранена под полом церкви, чтобы обозначить место, где из него был изгнан бес»[42].

Вифания и могила Лазаря

Питер Уокер пишет: «Общее местоположение Вифании не вызывает сомнений. В названии арабской деревни Эль-Азария сохраняется то, как ее называли византийцы, — Lazarium, т. е. „место Лазаря“. До недавнего времени это была крохотная деревня… Есть большая вероятность, что могила Лазаря была верно идентифицирована и сохранена. Конечно, традиционная могила, ныне известная как его гробница, в первом веке находилась на кладбище (непосредственно к северу были найдены другие могилы первого века). А упоминания об этой могиле есть в источниках, начиная с III века н. э. (в «Ономастиконе» Евсевия Кесарийского)»[43].

Люди

Вот подборка находок, имеющих отношение к людям, упомянутым в Новом Завете.

Монета Ирода

Надпись Ераста

Надпись из Дельф

Ирод Великий

У нас есть бронзовая монета, отчеканенная Иродом Великим. На аверсе (т. е. лицевой стороне) изображены треножник и церемониальная чаша, а также надпись «Ирод царь» и год, когда монета была отчеканена, «год 3» (царствования Ирода) или 37 г. до н. э.

В 1996 израильский профессор археологии Эхуд Нетцер обнаружил в Масаде глиняный черепок с надписью — такие называют словом «остракон» или «острак». Надпись на черепке содержала имя Ирода, и это был обломок амфоры, которую использовали для перевозки продуктов (вероятно, вина), датированной 19 г. до н. э. Надпись сделана на латыни и звучит так: «Ирод, Великий Царь Иудеев (или Иудеи)». Это первая надпись, в которой титул царя Ирода приведен полностью. Иродион — это рукотворная гора в Иудейской пустыне, возвышающаяся на 785 м над уровнем моря. В 23 г. до н. э. Ирод Великий построил здесь, на вершине природного холма, дворец-крепость. Были возведены семь этажей жилых помещений, складов, цистерн, термы и внутренний двор, заполненный кустами и цветущими цветами. Весь комплекс был окружен валом из земли и булыжника и частично погребен под ним. В 2007 году археолог Эхуд Нетцер нашел у подножия Иродиона гробницу и саркофаг Ирода.

Ераст, коринфский казнохранитель

Джон Макрэй сообщает:

Ранее 50 г. н. э. в северо-восточном углу театра в Коринфе, Греция, была вымощена камнем площадка примерно в 6 кв. мет­ров. В результате раскопок на этом месте была обнаружена высеченная на мостовой надпись на латыни, которая звучит так: «Ераст в благодарность за должность эдила положил [мостовую] за свой счет». В докладе о раскопках Ераст из этой надписи идентифицирован как Ераст, упомянутый Павлом в Послании к римлянам, письме, написанном из Коринфа, в котором Ераст называется «городским казнохранителем» [Римлянам 16:23]... Специфическое греческое слово, использованное Павлом в значении «казнохранитель» (ойкономос), — это подходящий термин для описания работы коринфского эдила или магистрата, надзирающего за общественными работами[44].

Как поясняет Иан Уилсон, «общепризнано, что это вполне могло быть ранним этапом в карьере Ераста как казнохранителя в местном правительстве. По меньшей мере, есть разумные причины полагать, что Ераст Павла и Ераст из надписи в Корифе — одно и то же лицо»[45].

Галлион, проконсул Ахайи

«Считалось, что этого обозначения должности, упомянутого в Деяниях 18:12-17, не могло существовать. Однако в надписи из Дельф этот человек называется именно таким титулом, и эта надпись позволяет датировать его жизнь тем временем, когда Павел был в Коринфе (51 г. н. э.)»[46]. В этой надписи император Клавдий упоминает «Галлиона, моего друга и проконсула»[47].

Евангелие от Луки 3:1-2

В Луки 3:1-2 упоминаются восемь исторических личностей:

В пятнадцатый же год правления [1] Тиверия кесаря, когда [2] Понтий Пилат начальствовал в Иудее, [3] Ирод был четвертовластником в Галилее, [4] Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области [ср. Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. 18, гл. 106-108], а [5] Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках [6] Анне и [7] Каиафе, был глагол Божий к [8] Иоанну, сыну Захарии, в пустыне [ср. Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. 18, гл. 5, §2].

Историчность всех восьми личностей несомненна, и археологические данные играют в этом не последнюю роль, как показывают приведенные ниже примеры:

Динарий Тиберия

Надпись из Кесарии

Руины дворца Ирода в Тивериаде

[1] Император Тиберий

Монету номиналом в один динарий, отчеканенную в 14-37 гг. н. э., обычно называют «динарием кесаря». На монете отчеканен профиль императора Тиберия. Крэйг Бломберг поясняет: «Знаменитые слова Иисуса о том, что нужно отдавать кесарю кесарево, а Богу Богово (Мк. 12:17 и параллельные тексты), становятся еще более понятны, кода узнаешь, что на большинстве римских монет того времени присутствовали изображения императора»[48].

[2] Понтий Пилат

«В 1961 году в Кесарии Приморской, где жил Понтий Пилат, была найдена надпись, которая помимо прочего подтверждает не только факт правления Пилата в Иудее, но и то, что он предпочитал именоваться „префектом“. Надпись не сохранилась в целости, но ее первоначальный смысл почти не вызывает сомнений»[49]. На латыни эта надпись выглядит так:

TIBERIEUM
IUS PILATUS
ECTUS IUDA

Первоначально текст выглядел так:

TIBERIEUM
[PONT]IUS PILATUS
[PRAEF]ECTUS IDUA[EA]

В переводе это означает: «Тиберию Понтий Пилат, префект Иудеи».

[3] Ирод Антипа, тетрарх Галилеи

Ежедневная израильская газета «га-Арец» от 8 апреля 2005 года сообщала:

В этом сезоне во время раскопок древнего города Тивериады был обнаружен мраморный пол, датированный I веком н. э. По словам археолога профессора Йицхара Хиршфельда, руководителя завершившихся вчера трехнедельных изысканий, этот пол, судя по всему, представляет собой остатки каменного пола дворца Ирода Антипы, сына Ирода Великого, правившего Галилеей с 4 г. до н. э. по 38 г. н. э. Мрамор I века н. э. в этой местности очень редок и встречается только в царских дворцах. «Кто знает — может быть, Саломея танцевала для царя на этом самом полу», — сказал Хиршфельд, имея в виду новозаветную историю о дочери Иродиады, жены Антипы, которая потребовала в обмен на танец голову Иоанна Крестителя на блюде. Раскопки были организованы Еврейским университетом в Иерусалиме и Управлением древностей Израиля и оплачены муниципалитетом Тивериады и Брауновским университетом из штата Род-Айленд. Они показали, что в IV веке поверх дворца была построена базилика[50].

Надпись с именем Лисания