NL-64

Вестник ЦАИ 2016 #64

ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№ 64 (2016)

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apologetika.ru.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


Историческая надежность Нового Завета

Питер Уильямс

В целом… деятельность археологов, бесспорно, повысила нашу убежденность в надежности библейской истории.
Опыт раскопок в Палестине укрепил уважение к Библии не одного археолога.
Во многих случаях археология опровергла взгляды современных критиков.

— Миллар Берроуз, профессор археологии Йельского университета[1].

Шарлотта Аллен отмечает, что «академические библеисты [XIX] века в общем и целом игнорировали археологию, которая в то время была еще молодой наукой. Для великих немецких экзегетов той эпохи… путешествие в Палестину было делом ненужным, поскольку жизнь исторического Иисуса была для них исключительно вопросом толкования текстов»[2]. Сегодня ученым известно, что данные археологии могут быть ценным подспорьем при толковании текста, а также служить дополнительной независимой проверкой исторической достоверности текста.

Нельсон Глюк

Аллен утверждает, что археологические раскопки в Святой Земле «подтверждали историческую ценность Евангелий — по крайней мере, как источников сведений о том периоде времени»[3]. Как говорит Нельсон Глюк, с одной стороны, «можно категорически заявить, что ни одна археологическая находка никогда не противоречила ни одному библейскому тексту», а с другой, «было сделано множество археологических открытий, которые подтверждают исторические утверждения Библии в общих чертах или в мельчайших деталях»[4].

Археолог Уильям Олбрайт отмечает:

Излишний скептицизм, который проявляли по отношению к Библии значимые исторические школы XVIII и XIX столетий, отдельные моменты которого до сих пор периодически всплывают на поверхность, был постепенно дискредитирован. Одно открытие за другим подтверждало точность бесчисленных деталей и все чаще побуждало признавать ценность Библии в качестве исторического источника[5].

С ним соглашается Джозеф Фри: «Археология подтвердила достоверность бесчисленных отрывков, которые критики отвергали как неисторичные или противоречащие известным фактам»[6]. Богослов Крейг Бломберг пишет:

...археология может продемонстрировать, что упомянутые в Евангелиях места действительно существовали, и что обычаи, условия жизни, топография, предметы домашней утвари и рабочие инструменты, дороги, монеты, здания и прочий многочисленный «реквизит» соответствуют тому, как их описывают Евангелия. Она может показать, что имена некоторых евангельских персонажей названы точно, когда мы находим упоминания о них во внебиблейских надписях. Поступки и учения, приписываемые Иисусу, становятся понятны, а потому правдоподобны, когда мы сопоставляем прочитанное со всем, что нам известно о жизни в Палестине в первой трети I столетия[7].

Археолог Джонатан Рид отмечает, что «многие археологические открытия, имеющие отношение к людям, местам или названиям, упомянутым в книге Деяний, на определенном уровне подтверждают ее историчность: многие конкретные детали, упомянутые в Деяниях, соответствуют действительности»[8]. И как пишет Ли Стробел,

Пытаясь определить, правду ли говорит свидетель, журналисты и юристы подвергают проверке все проверяемые элементы его свидетельства. Если расследование покажет, что он ошибся в таких деталях, это ставит под серьезное сомнение достоверность всей его истории в целом. Однако, если мелочи проходят проверку, это уже является признаком — не решающим доказательством, но определенным признаком — того, что слова свидетеля в целом, возможно, заслуживают доверия[9].

Мы рассмотрим имеющиеся археологические свидетельства в трех сферах:

  • Культура: верования и обычаи
  • Места: городские центры и отдельные здания
  • Люди: титулы, имена и взаимоотношения

Культура

Вот подборка открытий, имеющих отношение к особенностям культуры, упомянутым в Новом Завете.

Жертва распятия

В 1968 году было обнаружено древнее захоронение, в котором было примерно 35 тел. Обе ступни одного из погребенных, которого звали Иоханан Бен-Хагалгол, были пронзены гвоздем длиной 19 сантиметров. Голени Иоханана были раздроблены ударом, аналогичным римскому crucifragium (Ин. 19:31-32). Эта находка доказывает, что жертва распятия (какой был Иисус) могла быть погребена по иудейским обычаям.

Назаретская надпись

«Назаретская надпись» представляет собой мраморную плиту, найденную в Назарете в 1878 году, на которой высечен текст указа, изданного ок. 41 г. н. э. императором Клавдием (41-54 гг. н. э) и под страхом смертной казни запрещавшего тревожить могилы и извлекать из них тела. Существование этого указа и место его находки правдоподобно объясняются тем, что Клавдий узнал о пустой гробнице Иисуса, разбираясь с римскими мятежами 49 г. н. э., и решил впредь исключить возможность появления подобных историй. Это логично в свете утверждений иудеев, что тело Иисуса было украдено (Мф. 28:11-15). Но «даже если осознанной связи с Иисусом из Назарета тут нет, этот указ все-таки свидетельствует, что власти империи того времени считали разграбление могил крайне серьезным преступлением, достойным смертной казни. И это делает еще более неправдоподобным предположение, что ученики (и без того перепуганные) могли отважиться на такой поступок»[10].

Проказа в первом столетии

Некоторые полагали, что никакой «проказы» (т. е. болезни Хансена или mycobacterium leprae) во времена Иисуса на Ближнем Востоке не было:

Однако благодаря археологии теперь мы располагаем яркими свидетельствами ее существования в начале первого столетия. Научные исследования савана, найденного в иерусалимской усыпальнице, подтвердили присутствие проказы… Радиоуглеродный анализ с помощью акселераторной масс-спектрометрии подтвердил, что и саван, и кости покойного датируются I столетием н. э. Анализ ДНК подтвердил, что завернутый в саван человек приходился родственником другим людям, останки которых были найдены в той же усыпальнице. Этот же анализ ДНК показал, что покойный страдал проказой...[11]

Галилейская лодка

Останки Иоханана Бен-Хагалгола

Надпись политархов

Рыбацкая лодка I века

В 1980-х из-за засухи Галилейское море обмелело, и на открывшемся дне была обнаружена хорошо сохранившаяся рыбацкая лодка первого века (длиной 8,2 м и шириной 2,35 м):

Под руководством Управления древностей Израиля археологи лихорадочно работали, пытаясь аккуратно извлечь лодку из донных отложений раньше, чем вернется вода… Впоследствии ее поместили в контролируемую среду, чтобы уберечь от старения… Горшки и светильники, найденные в лодке, позволили датировать находку I веком. Затем радиоуглеродный анализ подтвердил датировку. Устройство лодки было типичным для рыбацких лодок, использовавшихся в тот период на Галилейском море. На корме лодки было возвышение подобное тому, на котором, как указывается в евангельских повествованиях, мог спать Иисус. Лодка вмещала 15 человек помимо команды. Это археологическое открытие подтверждает описание, приведенное в Библии[12].

Надпись политархов

Лука рассказывает:

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых брать­ев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса. И встревожили народ и городских начальников, слушавших это. Но сии, получив удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую (Деян. 17:1-10).

Греческое слово, переведенное на русский язык фразой «городской начальник», — политарх. Поскольку это слово не встречается в классической литературе, «критики Нового Завета много лет утверждали, что Лука ошибся, употребив термин политархи… для обозначения фессалоникских градоначальников...»[13]. Однако это слово было найдено в надписи на арке I века, разрушенной в 1867 году. Т. К. Митчелл описывает ее так:

Надпись перечисляет людей, управлявших городом во II веке н. э., начиная с шести политархов, и называет по именам городского казначея и гимнасиарха (руководителя высшего образования). Надпись начинается со слова politarchounton («пока [нижеперечисленные] исполняли обязанности политархов»)... Стоит заметить, что два имени, упомянутых в надписи, Сосипатр… и Луций… носили два человека из Верии, которых Павел называет… «сродниками», но в данном контексте это, вероятно, означает, что они были христианами из иудеев (Рим. 16:21). Точно так же, имена Секунд… и Гаий… носили человек из Фессалоники (Деян.20:4) и македонянин (Деян. 19:29), бывшие спутниками Павла в его путешествиях. Конечно, это не были те самые люди, но данный факт показывает, что такие имена употреблялись в тех местах в столетие, следующее за периодом жизни Павла[14].

Палиндром из Помпеи

Граффито Алексаменоса

Мозаика из церкви в Мегиддо

Помпейские палиндромы

В Помпеях, римском городе, погребенном под слоем вулканического пепла в результате извержения вулкана Везувий в 70 г. н. э., были найдены две палиндромические надписи:

...знаменитые квадраты SATOR или ROTAS, один был выцарапан на стене частного дома, другой — на столбе в общественном дворе. В последующие века этот палиндром встречается на зданиях по всей Римской империи… Оригинальных объяснений этого замечательного квадрата было предложено множество. Следуя принципу, что самое простое объяснение — самое лучшее, первое место среди них занимает его расшифровка как христианского текста. Принимая во внимание букву N в центре, другие буквы можно переставить в виде креста, образующего фразу PATERNOSTER [«Отче наш»] по горизонтали и вертикали, начинающуюся и заканчивающуюся буквами A [альфа] и O [омега]. Если это так, то в Помпеях ранее 79 г. н. э. уже были люди, знавшие, как минимум, первые слова Молитвы Господней на латыни[15].

Граффито Алексаменоса

Эта карикатура, найденная в окрестностях холма Палатин в Риме и очень приблизительно датированная концом II века н. э.[16], очевидно, была нарисована каким-то римским солдатом в насмешку над сослуживцем-христианином. На ней изображен распятый человек с головой осла и другой человек, стоящий рядом. Подпись на греческом языке гласит: «Алексаменос поклоняется [своему] Богу».

Христианская церковь в Мегиддо

Джон Диксон сообщает: «В Мегиддо находится самое древнее из найденных до сих пор церковных зданий. В этом важном торговом городе есть руины христианского молитвенного зала, датируемого III веком. В нем есть три мозаичных надписи, указывающие, что его использовали христиане»[17]. Одна греческая надпись, относящаяся к столу посреди помещения, который, вероятно, использовался для Причастия, гласит: «Боголюбивая Экептус принесла этот стол в дар Богу Иисусу Христу». Рыба, украшающая центр одного из четырех мозаичных изображений в зале, — это христианский символ, слово ихтис («рыба» по-гречески) «представляет собой анаграмму слов Иесус Христос Теу Ийос Сотер: Иисус Христос, Сын Бога, Спаситель».

Места

Ниже речь пойдет об открытиях, связанных с географическими местами, упомянутыми в Новом Завете.

Вифлеем

В мае 2012 года Управление древностей Израиля объявило о находке буллы (маленькой глиняной печати), в которой упоминается Вифлеем, родина Иисуса (см. фотографию[18] и видеозапись[19] печати):

Недавно в Иерусалиме был найден первый древний артефакт, который представляет собой осязаемое свидетельство существования города Вифлеема, упомянутого в Библии. Во время просеивания почвы, изъятой с археологических раскопок, которые проводит в Городе Давида Управление древностей Израиля, была найдена булла размером около 1,5 сантиметров… Булла представляет собой кусок глины, использованный в качестве печати на документе или предмете. На булле был оттиск печати человека, пославшего документ или предмет, и ее неповрежденность свидетельствует о том, что этот документ или предмет не открывал никто уполномоченный это сделать. На булле присутствуют три строки текста на иврите:

Bishv’at
BatLechem
[Lemel]ekh

По словам Эли Шукрона, возглавляющего раскопки от лица Управления древностей Израиля, «похоже, что в седьмой год царствования (неясно, о каком царе идет речь, — Езекии, Манассии или Иосии) из Вифлеема царю в Иерусалим была отправлена посылка. Найденная нами булла относится к категории „фискальных“ — это административные буллы, с помощью которых запечатывали налоговые отправления в рамках системы налогообложения, существовавшей в Иудейском царстве в конце VIII-VII веках до н. э. Налоги можно было заплатить серебром или продуктами сельского хозяйства, такими как вино или пшеница». Шукрон подчеркивает: «Это первый раз, когда название Вифлеем появляется за пределами Библии, в надписи времен Первого Храма, и это доказывает, что в Иудейском царстве действительно существовал город Вифлеем — возможно, и в более ранние периоды»[20].

Представителям новостного портала Ecumenical News International Шукрон рассказал: «Здесь мы видим [слово „Вифлеем“], ясно упомянутое в надписи на иврите периода Первого Храма, на найденной в Израиле булле, прибывшей из Вифлеема в Иерусалим, возможно, с целью уплаты какого-то налога. Это тот самый Вифлеем неподалеку от Иерусалима, о котором говорится в Библии»[21].

Булла, в которой упоминается
Вифлеем

Источник Девы Марии в Назарете
1930-е годы

Назарет

Богослов Р. Т. Франс описывает Назарет так:

...настолько незначителен, что его название впервые встречается в иудейской литературе лишь через много лет после жизни Иисуса. Это была маленькая деревня, в значительной мере сосредоточенная на сельском хозяйстве, лежащая в стороне от главных дорог, ведущих к расположенному неподалеку городу Сепфорису, столице Галилеи… По оценкам, его население составляло от 500 до 2000 человек, и руины зданий не обнаруживают никаких признаков благополучия в интересующий нас период[22].

Ли Стробел говорит: «В течение долгого времени скептики утверждали, что Назарета не существовало в то время, когда, по словам Нового Завета, Иисус провел там детство»[23]. Например, «атеист Фрэнк Зиндлер отмечал, что Назарет не упоминают ни Новый Завет, ни апостол Павел, ни Талмуд (хотя в нем упоминаются шестьдесят три других галилейских города), ни Иосиф Флавий (который перечисляет сорок пять других деревень и городов в Галилее, включая деревню Яфу, находившуюся в каких-нибудь полутора километрах от современного Назарета). До начала четвертого века Назарет не упоминает ни один древний историк или географ»[24]. Однако Пол Барнетт сообщает, что «в 1961 году в Кесарии Приморской была раскопана мозаичная надпись, датируемая III столетием, в которой упоминается Назарет. Назарет… не упоминается ни в Ветхом Завете, ни в сочинении Иосифа Флавия. Это открытие сняло все вопросы о том, существовал ли он на самом деле»[25]. Д-р Джеймс Стрэйндж отмечает, что, «когда Иерусалим пал в 70 г. н. э., в храме священники больше не были нужны, потому что храм был разрушен, так что их отправляли в другие части страны, даже в Галилею. Археологи нашли список на арамейском языке, в котором были перечислены двадцать четыре „череды“, или семьи, священников, которые были переселены, и одна из них отмечена как перемещенная в Назарет»[26].


Более того, «археологические раскопки… выявили в окрестностях Назарета гробницы первого века, что должно указывать на границы деревни, потому что согласно иудейскому закону захоронения должны были располагаться за пределами города как такового. В двух гробницах находились такие предметы, как глиняные светильники, стеклянные сосуды и вазы первого, третьего и четвертого веков»[27]. Археолог Джек Финеган утверждает, что «на основании этих гробниц… можно сделать вывод, что в Римский период Назарет был преимущественно еврейским поселением»[28]. Как сообщает Джон Макрэй,

Археологические раскопки в Назарете… проведенные Беллармино Багатти в 1955 году… показали, что Назарет времен Иисуса представлял собой сельскохозяйственное селение с несколькими винодельнями, маслодельнями, подземными амбарами для зерна и цистернами для воды и вина. Древнее предание связывает некоторые из этих сооружений, расположенные под базиликой Благовещения и церковью св. Иосифа к северу, с жизнью Марии и Иосифа. Осколки глиняной посуды, найденные в деревне, относятся к периоду с раннего Железного века (900-600 гг. до н. э.) по Византийский период (330-640 гг. н. э.), а некоторые римские черепки датируются временем жизни Христа[29].

В декабре 2009 года археологи из Управления древностей Израиля, производившие раскопки в Назарете, на земле, ранее принадлежавшей монастырю, обнаружили дом I века н. э. Руководитель раскопок Ярденна Александр говорит:

Эта находка чрезвычайно важна, поскольку она впервые дает нам возможность увидеть один из домов еврейской деревни Назарет и тем самым проливает свет на условия жизни во времена Иисуса. Найденное нами здание невелико и скромно, и оно, скорее всего, было типичным жилищем в Назарете того периода[30].

Капернаум

В Евангелиях Капернаум (ивр. «деревня Наума») у Галилейского моря упоминается шестнадцать раз: «Из новозаветного периода были найдены свидетельства коммерческой рыбной ловли (якоря, рыболовные крючки), которой занимались ученики, а также улица и дома, которыми они, несомненно, время от времени пользовались»[31]. Р. Т. Франс отмечает:

Дома, раскопанные в Капернауме, представляли собой одноэтажные здания с наружной лестницей, ведущей на плоскую крышу. Крыша была не каменная, но из деревянных брусьев или ветвей, переплетенных тростником и обмазанных глиной. Это объясняет рассказ Марка о том, как четыре человека подняли потенциального пациента на крышу и в буквальном смысле «раскрыли кровлю дома... прокопав ее», чтобы спустить человека вниз, к Иисусу (Марка 2:1-4), и размер комнат в таких домах (никогда не превышающий пяти метров в поперечнике, а зачастую гораздо меньше) показывает, как даже довольно скромная толпа могла сделать доступ через крышу единственно возможным[32].