Агни-Йога

 

ОСНОВАТЕЛИ: Елена Ивановна Рерих, Николай Константинович Рерих, Юрий Николаевич Рерих, Святослав Николаевич Рерих.

ДАТА ОСНОВАНИЯ: Первые строки откровений, полученных Еленой Рерих, записаны 24 марта 1920 года.

ЦЕНТРЫ И ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ В РОССИИ: Международный Центр Рерихов в Москве, Рериховский центр в Санкт-Петербурге «Мир», Самарский Рериховский центр духовной культуры, Уральское Рериховское общество, Сибирское Рериховское общество, Восточное Рериховское общество «Урусвати», Ярославское Рериховское общество «Орион» и др. Газеты «Знамя мира», «Орион», «Воин Света», журнал «На Восходе».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Единого руководящего центра не существует, на местах управление осуществляется через различные общества. Основу деятельности составляет распространение книг, проведение выставок работ Рерихов, семинары по Живой Этике.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Трансмутация энергий, Иерархия, Огненный Мир, Великие Учителя, пробуждение сердца, Сознание соизмеримости, Великие Гималайские Махатмы, Урусвати, Шамбала, Чинтамани, расширение сознания.

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: Живая Этика, Учение.

 

История

История возникновения учения Агни-Йоги — история семьи Рерихов. Они увлекались идеями восточной культуры, философией и дальними путешествиями. Итогом их совместных научных, философских и религиозных исканий явилось учение «Живой Этики».

В 1920 году в Лондоне, за три года до их первой совместной поездки в Индию, у Елены проявился дар «яснослышания». К слову сказать, она уже в детстве замечала у себяподобные способности. Таким образом, можно предположить, что еще до начала путешествий Рерихи, а в особенности Елена Ивановна, приступили к формированию своего «нового» учения. Интересно отметить тот факт, что Лондон в то время был одним из крупнейших центров Теософии, и основательница этого движения Е. П. Блаватская выпускала там свой самый нашумевший журнал, «Люцифер». Именно после посещения Лондона у Рерихов рождается замысел исследовательской экспедиции в Гималаи и Индию. Исследуя материалы этих экспедиций, приходишь к выводу: Рерихи предпринимали свои путешествия с уже заранее подготовленными по Блаватской планами духовных открытий. Для того, чтобы яснее понять истоки Живой Этики, важно помнить о тесной связи учения Рерихов с «Тайной доктриной» Елены Блаватской — сами последователи Агни-Йоги утверждали, что Теософия была как бы «предтечей» Живой Этики.

Во время первого путешествия в Индию и Тибет, Николай и Елена якобы посетили мистическую страну Шамбалу (описанную в последней книге Учения, «Надземное»), где, по их словам, получили благословение и выслушали наставления «Великих Гималайских Махатм». В 1925 году Рерихи совершают «Центральноазиатскую экспедицию», где, как и в первой экспедиции, занимаются различными научными и культурологическими изысканиями, а Елена Ивановна пополняет свою копилку мистических откровений.

В 1926 году Рерихи прибыли в Москву уже как посланники мистической страны Шамбалы и встретились с членами правительства Чичериным и Луначарским. Рерихи вручили им Послание Махатм, восхвалявшее победы нового коммунистического строя, и подарили ларец со священной гималайской землей, на котором была надпись: «На могилу брата нашего Махатмы Ленина».

На этом странствия Рерихов не закончились, далее были горный Алтай, Монголия, Тибет и снова Индия. Елена и Николай поселились на севере Индии, в Западных Гималаях, в очень живописной долине Кулу. Там они создали небольшой научно-исследовательский институт «Урусвати», что значит «Свет утренней звезды», названный так в честь Елены Ивановны, поскольку слово «Урусвати» было для нее своего рода псевдонимом.

Николай Рерих скончался в 1947 году, оставив после себя множество картин и зарисовок, а также путевых заметок, наблюдений и книг. Его дело по исследованию Востока продолжили жена и сыновья — Юрий и Святослав, но исследования Елены относились, скорее, к области оккультной духовности. Она работала над учением, которое должно было на столетия объединить и повести за собой все религиозные традиции мира.

Святослав Николаевич — младший сын и последний из семьи Рерихов — умер в 1993 г. Семейные архивы, согласно его завещанию, были возвращены в Россию. Сейчас они находятся в Московском Международном Центре Рерихов. В Москве же, в Музее Рерихов, представлено и большое количество художественных работ Николая и Святослава Рерихов.

Учение

Учение создавалось в период с 1924 по 1938 год. Оно включает в себя ряд книг собственно учения: «Листы Сада Мории» (в двух частях), «Община», «Агни-Йога», «Беспредельность», «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный» (в трех частях), «АУМ», «Братство», «Надземное». Кроме вышеперечисленных книг есть еще дополнения: «Криптограммы Востока» (о Великих Учителях), «Напутствие Вождю» (краткое наставление лидеру-агни-йогу) и письма Елены Рерих, которые используются в качестве пояснений к «Агни-Йоге».

Одной из характерных особенностей работ по Агни-Йоге является широкое заимствование терминологии из различных учений и практик, чаще всего из индуизма, буддизма и оккультизма. Важно отметить, что почти все заимствованные термины получили совершенно новое значение в духе Агни-Йоги.

«Агни-Йога» в переводе с санскрита означает «связь с огнем». Второе название этого учения — «Живая Этика». Под «огнем» подразумевается психическая энергия. Считается, что психическая энергия — это источник Творения и, одновременно, материал, на основании которого строится Вселенная. С течением времени, агни-йог может научиться контролировать эту энергию и, тем самым, участвовать в Творении. Высшая ступень Агни-Йоги называется «Создатель», т. е. тот, кто помогает Вселенной эволюционировать. Второе название, «Живая Этика», означает, что человек не может быть только теоретическим исследователем учения, а обязательно должен стремиться применять учение в своей жизни, то есть поступать согласно определенной «Этике».

Четыре принципа Агни-Йоги: «Первый — Почитание Иерархии, признание существования в мире более продвинутых в плане мудрости, знаний и чистоты духовно-космических индивидуальностей — Великих Учителей.

Второй принцип духовного строительства — Сознание единения — означает признание единства мироздания и включение в это единство человека [как звена в иерархической цепи — В. П.].

Третья основа — Сознание соизмеримости. Речь идет об умении давать правильную оценку каждому событию в жизни, точно видеть сущность любого явления или события в целом процессе, в перспективе [с точки зрения связи духовной причины и физического следствия — В. П.]»[1].

Четвертый принцип — соблюдение Канона «Господом твоим». Необходимо перерасти ограниченность отдельной религии. С мусульманином говорить об Аллахе, доводя его до всевмещающего понятия. Индусу сказать о Брахме, творящем миры, с христианином обратиться к облику Христа. Каждому нужно говорить по его сознанию и пользоваться для этого близкими и знакомыми ему понятиями. Не навязывать свое мнение. Пусть христианин говорит, что кроме Христа нет иного Бога, но пусть признает, что Христос бесконечен и всевмещающ, а значит, вмещает в себя и Будду, и Кришну. Синтез сознания, Божественная Любовь без ограничения, широта мысли — вот что такое канон «Господом твоим».

Божественное: «Главный аспект Бога — Изначальное Вселенское Сознание, «Беспредельность». Он может мыслиться как Отец и Мать всего иного сущего. Он есть Единство Множества — взаимослитая Единая Совокупность всех Совершенных, когда-либо влившихся Своими Сознаниями в Него. Именно это “Объединенное Сознание управляет миром”»[2].

Понятие Личностного Бога отсутствует, мировосприятие Агни-Йоги наиболее близко передает индийская философия адвайта-веданты. «Ни философия наша, ни мы сами не веруем в отдельного Бога, и тем более в такого, местоимение которого требует прописной начальной буквы»[3].

«Слово “Бог” было придумано для обозначения неизвестной причины тех следствий, которыми, не понимая их, восхищался либо устрашался человек. А так как мы утверждаем и в состоянии доказать то, что мы утверждаем, — а именно знание этой причины и причин, — то мы можем настаивать, что за ними нет никакого Бога или богов» (там же).

Иерархия: Агни-Йога учит, что основным творческим Началом во Вселенной является Иерархия Сил Света. Эта Иерархия есть совокупность духов разных ступеней, притягиваемых Космическим Магнитом. Тот, кто отвергает Иерархию Сил Света, превращается в Космический мусор и подлежит полному уничтожению. На земле Иерархия проявляется через Великих Учителей (Махатм), таких как Будда и Христос.

Невидимым правительством Земли является Белое Братство, все Великие Учителя были его членами и были посланы им. Основная цитадель Белых Братьев — Шамбала, место связи физического и духовного миров. Вместе с тем, Шамбала — это географическое место в Гималаях, где при начале эволюции Земли упал метеорит, посланный с Ориона. Части метеорита (называемые Чинтамани) посылаются в разные места на Земле, где «махатмы» хотят произвести новый эволюционный толчок.

Человек и его цель: Агни-Йога учит, что цель жизни — бесконечная эволюция. Человек как часть вселенской жизни также должен бесконечно эволюционировать. Эволюция возможна только с помощью Иерархии Сил Света.

Происхождение человека таково. Зерно духа (монада), она же — эманация Высших Духов, попадает в Мир Огненный и начинает в нем вращаться, подобно смерчу, обрастая материальностью этого слоя бытия. После этого монада опускается в тонкий мир и начинает вращаться в нем, обрастая, соответственно, материальностью данного слоя. И так до физического слоя. Человек есть монада плюс энергетические накопления духа, которые проявляются как индивидуальность. Монада бессмертна, индивидуальность может быть уничтожена в том случае, если она отвергает эволюционные принципы, которые изложены, в частности, в учении Агни-Йоги.

Человек имеет не только физическое тело, но еще и тонкое, а также огненное тело. Обычный человек не осознает эти тела. Агни-йог — тот, кто умеет этими телами сознательно управлять. Смысл жизни человека состоит в росте его индивидуального сознания. Важнейшим методом реализации этических принципов является развитие духовного сердца (сердце в понимании Агни-Йоги есть мост между материальным и духовным мирами, одновременно оно является местом синтеза миров). Раскрытие этого эмоционального центра становится решающим моментом, основой всего духовного Пути.

Эволюция: Чтобы участвовать в эволюции, человек должен непрерывно познавать (преобразовывать, трансмутировать) психическую энергию. Эту функцию выполняют чакры — особые энергетические центры, которые, пропуская психическую энергию, трансформируют ее свойства. За счет этого и происходит так называемое расширение сознания (эволюция сознания). Агни-Йога считает закон перевоплощений, закон кармы ключевыми элементами процесса эволюции человечества.

В процессе эволюции человечество должно пройти через семь рас. Подробная теория рас изложена в «Тайной доктрине» Блаватской. Согласно этой теории, сейчас мы переживаем конец пятой расы. Шестая раса, в частности, будет ознаменована тем, что к человечеству вернутся так называемые «сверхспособности»: ясновидение (видение на расстояние, предвидение событий), телекинез (энергетическое воздействие на физические предметы или их материализация), телепортация (перемещение физических предметов в пространстве), левитация (полет в физическом теле) и т. д. Непринявшие учения Агни-Йоги не перейдут в шестую расу и будут отправлены на Сатурн, где их ожидает новое эволюционное развитие. Это можно сравнить с экзаменом, когда студент должен поступить в аспирантуру, но в случае провала попадает в детский сад.

Все дело в том, что Иерархическая система учения подразумевает подчиненность Иерархов Сил Света Земли еще более высоким Иерархам других планет. В частности, в учении сказано, что эволюция Юпитера и Венеры превосходит земную эволюцию, и лучи этих планет помогают ей в развитии.

Спасение: Человек расширяет сознание (спасается) своими делами. Если человек захочет духовно развиваться, то «Силы Света» не смогут отказать ему в своей помощи. Человек получает справедливое воздаяние по делам и устремлениям (внутренняя мотивация как бы притягивает к человеку «Силы Света»). Иисус Христос не принимает никакого участия в спасении, поскольку Он является лишь одним из Великих Учителей и не обладает никакими исключительными способностями.

Рядом с нами незримо существуют Тонкий и Огненный миры, и после смерти человек продолжает жить в тонком мире в своем «тонком теле». Однако «истинного же своего бессмертия люди достигнут только тогда, когда разовьют свое огненное тело и смогут постоянно жить в Огненном мире, то есть станут подобны богам. Это не сказки и не выдумка, а великая реальность, которую увидели сами Рерихи, побывав в Шамбале»[4].

Агни-Йога отвергает покаяние, заменяя его разумным сотрудничеством. Вера есть забытое знание, и, в принципе, вера и знание — синонимы. Человеку не надо спасать душу, а только, эволюционируя, развивать знания, расширять сознание, чтобы потом выйти на уровень космического сознания. Человек не грешен, он просто несовершенен.

Практика

Основная практика Агни-Йоги заключается в следующем:

  1. Изучение книг Учения. Считается, что человек, начиная изучать книги, обращает на себя внимание Великих Учителей, и те посылают на него лучи, расширяющие его сознание.
  2. Постоянная визуализация на уровне третьего глаза или в сердце изображения махатмы Мории (давшего учение) или грядущего «мессии» Майтрейи. Визуализация должна перейти в непрерывное видение образа при любых обстоятельствах.
  3. Обращение к «владыкам» с помощью специальных молитв.
  4. Рекомендуется не есть мяса и стать чистым вегетарианцем.
  5. Имеются вспомогательные рекомендации по усилению своей психической силы — например, употребление мускуса (выделения мускусных баранов). Считается, что мускус является мощным конденсатом психической энергии, и употребление мускуса усиливает психическую силу человека.

В процессе подобной «духовной» практики происходят явления, которые приписывают водительству «Великих Учителей». Например, у человека возникает вопрос, и он неожиданным путем получает на него ответ. Это может быть книга, открытая как раз на том месте, которое вас интересует, или неожиданная встреча с незнакомцем, который вдруг захочет поговорить об интересующем вас предмете. При чтении книг Учения в тексте могут возникать подчеркивания тех мест, на которые нужно обратить внимание.

Далее появляется ясновидение, человек чувствует, что способен влиять на других, подчинять их своей воле, программировать события, его желания начинают сбываться (на достаточно высоких ступенях Агни-Йоги). Наивысшим достижением считается способность «слышать» в сознании голос, который выдает себя за кого-либо из Рерихов или самого «махатму» Мории. Впрочем, можно слышать и голоса умерших родственников, и голос «бога отца».

Агни-Йога и христианство

К христианству в его конфессиональном выражении Агни-Йога относится отрицательно и учит, что христианство безвозвратно извратило учение Христа и превратилось в религию, а религия в понимании Агни-Йоги — деградировавшее Учение, переданное от Первого Учителя и адаптированное для профанов. Восстановить Учение можно только через Агни-Йогу. Иисус Христос в Учении изображается более совершенным, эволюционно продвинутым по сравнению с человеком, но ни в коем случае не Богом. Человек на определенном этапе своей эволюции может стать таким же, как Христос, а то и превзойти Его по своим способностям.

«Их [христиан] собственная Библия, их Откровение (Апокалипсис) разрушает все моральные совершенства, которые они ему (церковному Богу) приписывают, разве только в самом деле они считают совершенством те качества, которые здравый смысл и разум каждого человека относит к недостаткам, гнусным порокам и тяжким грехам. Более того, читающий наши буддийские писания, предназначенные для суеверных масс, не найдет в них демона, столь же мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как сей небесный тиран, которому христиане с рабским усердием воздают поклонение, и кому их богословы приписывают совершенства, которые опровергаются на каждой странице их Библии. Воистину и по правде говоря, ваша теология создала своего (христианского) Бога лишь для того, чтобы уничтожить его по частям. Ваша церковь — это мифический Сатурн, рождающий детей лишь для того, чтобы пожрать их»[5].

Материал подготовлен в 2001 году.

Сноски

[1] Ключников С. Введение в Агни-Йогу. URL: http://www.agni-yoga.net/vbulletin/content.php?r=144-Agni-Yoga-for-beginers [Назад]

[2] Иерархия. Набережные Челны, 1991. С. 178. [Назад]

[3] Новая эпоха: Дух и Материя. Космос и Бог. Догматизм и невежество религий. Сборник. 1997. URL: http://uchenie.narod.ru/Brosh/New_era/1.html [Назад]

[4] Баныкин Н. П. Семья Рерихов. Восточное Рериховское общество «Урусвати». Владивосток, 1999. URL: http://uchenie.narod.ru/FAMILY/Sr.htm [Назад]

[5] Новая эпоха: Дух и Материя. Космос и Бог. Догматизм и невежество религий. Сборник. 1997. URL: http://uchenie.narod.ru/Brosh/New_era/1.html [Назад]