Теософия

ОСНОВАТЕЛЬ: Елена Петровна Блаватская (1831-1891)

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1875 г.

ЦЕНТРЫ: Адьяр (Индия), Пасадена (США)

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ:

  • Журналы Theosophist, The Theosophical Digest (на англ. яз.)
  • «Вестник Адьяра» на англ. яз. (Adyar Newsletter) — www.ts-adyar.org/node/35
  • Журнал Quest (на англ. яз.) — www.theosophical.org/publications/quest-magazine

ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ:

  • Международное теософское общество, Адьяр (Индия) — www.ts-adyar.org
  • Американское отделение Международного теософского общества, Уитон (США) — www.theosophical.org
  • Российское теософическое общество — ww.theosophy.ru

Альтернативные структуры:

  • Теософское общество, Пасадена (США) — www.theosociety.org
  • Объединенная Ложа Теософов (ULT) — www.theosophycompany.org
  • Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха — www.roerichs.com
  • Антропософия в России — http://anthroposophy.ru
  • Московские служители Доброй Воли (обладатели эксклюзивного права на издание книг Алисы Бейли на русском языке) — www.oneworld.ru

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Древняя Мудрость; эзотерический/оккультный; махатма, духовный учитель; реинкарнация, эволюция, закон кармы; духовный, ментальный, астральный и материальный планы; внутреннее «Я», Божественное «Я», Абсолют, пантеизм; семеричный принцип: семь планов бытия, семь принципов человека, семь эволюционирующих рас; «Всемирное Братство Человечества».

ИСТОРИЯ

Интерес к теософии (от др.-греч. «божественная мудрость») как философской системе, главной целью которой было примирить все религии на основе единого универсального принципа — веры «в Высшую, Предвечную, Непознаваемую и Невыразимую Силу, управляющую вселенной посредством незыблемых, вечных законов»[1] — оказал значительное влияние на развитие ряда новых религиозных движений. С момента своего основания Теософское общество (по Уставу — Теософическое общество) стало духовным домом для тысяч людей, придерживающихся альтернативных религиозных воззрений. Во многом благодаря теософии, еще в конце XIX века американская и европейская публика познакомилась с идеей духовного наставника и такими понятиями, как карма, реинкарнация и астральный план. По словам создательницы учения Древней Мудрости Е. П. Блаватской, теософия «является сутью всех религий и Абсолютной Истины, только одна капля которой является основой каждого вероучения»[2], она отбирает то хорошее, что находит в каждой религии и философии.

Елена Петровна Блаватская родилась в России в 1831 году. После 25 лет скитаний, изучения оккультных наук и общения с духовными наставниками Мория и Кутхуми, она открыла в себе дар передачи Древней Мудрости человечеству[3]. Направляемая своими учителями, Блаватская переехала в Нью-Йорк, где в сотрудничестве с полковником Генри С. Олкоттом и Уильямом К. Джаджем 17 ноября 1875 года основала первое Теософическое Общество (ТО). Задачи новой организации отвечали духу времени, поскольку теософия стремилась ответить на разгорающийся конфликт науки и религии и отводила себе особую роль, заключающуюся в освобождении общественного сознания «от предрассудков богословия и от покорного раболепия перед самонадеянностью науки»[4] путем изучения многогранных возможностей человеческой души и проверки постулата о могуществе человеческой воли[5].

Учение образца 1875 года представляло собой синтез модной в то время оккультной спиритической практики с индуистским и буддийским учением. В ранних теософских трудах Блаватская подчеркивала разницу между спиритуализмом и теософией, в то же время указывая на важность первого в качестве предшественника нового учения. Фактически, спиритуализм представляет собой слияние учения шведского мистика Эмануила Сведенборга о жизни души и существовании других миров с «животным магнетизмом» Антуана Месмера. Гипнотический транс, знакомый публике по сеансам месмеристов, обрел новое применение в контактерстве медиумов, которые в состоянии транса передавали сообщения из потустороннего мира. Месмеризм, по мнению Блаватской, был «…наиболее важной отраслью магии, и его феномены суть результаты вселенской энергии, которая служит основой всякой магии, и которая во все века производила так называемые чудеса»[6]. Теософы полагали, что спиритуализм доказал наличие духовной составляющей человека и ее существование за пределами смертного тела, но, поскольку медиумы сообщали только поверхностную информацию о природе иных миров и планов, спиритуалисты нуждались в получении дополнительных знаний от духовных учителей (Махатм). Здесь прослеживается сходство теософии с гностической религией, т. к. она считает знание условием спасения и верит в существование иерархии существ, взаимные отношения которых определяются этим знанием.

Основополагающим текстом раннего периода деятельности ТО стала книга Блаватской «Разоблаченная Изида» (Isis Unveiled, 1877). Руссский писатель Всеволод Соловьев, состоявший членом ТО до 1886 года, назвал это сочинение «компиляцией разных мистических и каббалистических сочинений»[7], огромным мешком, «в который, без разбору и системы, свалены самые разнородные вещи… Для того, чтобы сделать такой вывод об „Изиде”, вовсе даже не надо в течение трех лет изучать мистическую и оккультическую литературу… для этого достаточно прочесть хотя бы Элифаса Леви, Сент-Ива, Франка, Венсана, Гёрреса[8] и др., достаточно быть au courant [быть в курсе — фр.] новейших исследований по гипнотизму и близким к нему предметам»[9].

В 1879 году Блаватская и Олкотт отправились в Индию, где спустя три года открыли главную штаб-квартиру в Адьяре, предместье Мадраса. Там теософия получила новое развитие: Блаватская все больше говорила об общении с Махатмами, о карме и реинкарнации, которые едва упоминались в «Разоблаченной Изиде»[10]. Однако успех «теософических близнецов» (как любил называть их тандем полковник Олкотт[11]) в Индии был омрачен скандалом. В 1884 году «Лондонское Общество психических исследований» провело расследование в отношении деятельности Блаватской и ее соратников по ТО. Из отчета комиссии следовало, что: «…все чудесные рассказы, приводимые в доказательство тайного могущества махатм, должны быть объясняемы как результаты, или a) предумышленнаго обмана, совершенного г-жею Блаватской или по ее наущению или b) как самопроизвольные иллюзии, галлюцинации, бессознательные ложные представления, или выдумки со стороны свидетелей»[12]. Более того, «Относительно писем за подписью махатмы Кут-Хуми [духовного наставника Блаватской — прим. В. С.], экспертиза привела к заключению, что большинство этих писем написано также Е. П. Блаватской. Те же из них, которых она, по обстоятельствам, не могла сама написать, — оказываются произведениями ее пособника, индуса Дамодара»[13].

В 1885 г. Блаватская вернулась в Европу; осев два года спустя в Лондоне, она написала «Тайную доктрину» (1888) и «Ключ к теософии» (1889). В «Тайной Доктрине» она изложила теософский взгляд на картину духовной эволюции мира, частично основанный на индуистском и буддийском учениях и впервые подробно обрисованную в книге журналиста и теософа А. П. Синнетта «Эзотерический буддизм» (1883).

После смерти Блаватской в 1891 году наиболее значительное влияние на развитие теософии оказали Анни Безант, Чарльз Ледбиттер и Алиса Бейли. Впоследствии Теософическое общество раскололось на несколько групп:

1. Международное Теософское общество. Штаб-квартира находится в Адьяре, американская штаб-квартира — в Уитоне, штат Иллинойс. Первые президенты ТО — Генри С. Олкотт и Анни Безант.

2. Теософское общество. Штаб-квартира расположена в Пасадене, штат Калифорния. Группа под руководством У. К. Джаджа отколось от ТО в 1895 году. Ей принадлежит издательство Theosophical University Press и журнал Sunrise: Theosophic Perspectives.

3. Объединенная Ложа Теософов. Основана в 1909 году Робертом Кросби. Эта группа издает журнал Theosophy и публикует свои материалы при помощи издательстваThe Theosophy Company of Los Angeles.

ТЕОСОФИЯ В РОССИИ

Российское Теософское Общество (РТО) было учреждено в 1908 году, хотя первые теософские кружки существовали уже с 1901 года[14]. РТО выпускало свои периодические издания: «Теософская Жизнь» в Самаре и «Вестник Теософии» в Петрограде. Вместе с тем, РТО испытывало противодействие со стороны Священного Синода Православной Церкви, который препятствовал публикации теософской литературы и регистрации лож на местах. Немалый урон репутации Блаватской нанесла и книга Вс. Соловьева «Современная жрица Изиды», изданная в 1893 году. Петербургский журнал «Ребус» сообщал, что все серьезные исследователи оккультных наук бросились проверять свои изыскания, дабы не быть уличенными в шарлатанстве и мистификации подобно Блаватской[15]. По свидетельству вице-председателя РТО Е. Ф. Писаревой, после появления книги Соловьева «ни один голос не поднялся в ее защиту вплоть до 1906 года, когда был опубликован первый русский перевод ее Tеософских сочинений».[16] В 1918 году декретом советского правительства о ликвидации всех мистических, религиозных и оккультных групп общество было распущено. После официального закрытия только некоторые члены РТО продолжали свою деятельность в эмиграции (Анна Каменская, Цецилия Гельмбольдт, Елена Писарева, Николай Рейнке)[17].

Общество возобновило свою работу только в 1991 году, зарегистрировавшись как общественная организация. Тогда же РТО попыталось возобновить свое членство в Международном Теософском Обществе (МТО), расположенном в Адьяре. Последнее, в свою очередь, выставило несколько требований, одним из которых был отказ от признания Рерихов и учения Агни-Йоги. Но, пойдя на уступки, новое РТО так и не получило регистрации в МТО.

Несмотря на эти разногласия, в начале 1990-х годов Pоссийское Общество активно развивалось: проводило лекции и семинары, теософские чтения и даже поэтические вечера и художественные выставки. В 1992 г. на базе РТО было создано издательство «Сфера», которое сразу же приступило к публикации теософских трудов. Однако в 1994 году в РТО произошел раскол, который значительно ослабил вновь созданную структуру и нарушил и без того шаткое единство. Раскол и, скорее всего, финансовые проблемы привели к целому ряду изменений; в частности, с 1997 года наметилась тенденция к официальному объединению теософских и рериховских групп. С 2000 г. в сети Интернет начал действовать сайт www.theosophy.ru, на котором находятся тексты не только по теософии, но и по Агни-Йоге и эзотерике[18].

УЧЕНИЕ

Монизм и пантеизм: Теософия «представляет собою веру в Божество, которое есть Всё — источник всего сущего, беспредельность, которую нельзя постичь или узнать…»[19], т. е. проповедует мировоззрение монизма. Кроме того, теософия утверждает, что все сущее есть Бог (пантеизм). В своей книге «Ключ к теософии» Блаватская пишет: «Мы верим во Вселенский Божественный принцип, корень Всего, из которого проистекает все, и который поглотит все в конце великого цикла Бытия»[20]. Помимо идеи, что Вселенная — это безличное божество, а человек един с ней («воплощенная душа и ее никогда не воплощающийся дух — реальное Я — вовсе не отделены ни от Мировой Души, ни от других духов пространством, но единственно лишь различием своих качеств…»[21]), теософы также верят, что физический мир нереален. В материальной Вселенной они видят лишь отражение, а индивидуальность считают иллюзией («В таком случае, Вы и я — тоже иллюзия?... Да, как изменчивые личности: сегодня одна, завтра другая»[22]).

Карма и реинкарнация: Понятия кармы и реинкарнации играют главную роль в представлениях теософов о человечестве и этике. Теософия «…верит в анастазис, или непрерывное существование, и в перевоплощение (эволюцию), или серию изменений души»[23]. Реинкарнация предполагает, что после смерти некоторая часть человека вновь воплощается. Теософия различает бессмертное, божественное Эго (индивидуальность) и смертное человеческое Эго (личность), которое уничтожается. Индивидуальность же (божественный человек) реинкарнирует и «облекается в одну личность за другой»[24]. Теософы верят, что человечество начало свою эволюцию в виде низших существ, но, однажды воплотившись в человеческом обличье, люди уже не возвращаются в низшие формы. Это положение отличает теософию от буддизма и других религий Индии, которым «полностью чужда идея эволюции», т. к. «переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой»[25].

Для теософов карма — вселенский закон, отраженный в словах «что посеешь, то и пожнешь». В отличие от библейского учения, закон кармы не основывается на вере в личностного Бога, Который наказывает или вознаграждает, или на идее, что люди подобным образом реагируют на поступки других. Карма предписывает каждому человеку воздаяние по делам. Согласно этому учению, умершие вновь возвращаются к жизни, чтобы отработать свой кармический долг и пострадать за собственные поступки. Хорошее или плохое жизненное положение человека определяется деяниями, совершенными в прошлой жизни. Человек перестает воплощаться, когда достигает состояния совершенства или совершенного знания.

Противопоставляя свое представление об искуплении христианской идее прощения, Блаватская пишет: «А мы не верим ни в искупление чужой вины, ни в возможность прощения малейшего греха, никаким Богом, ни даже „личным Абсолютом” или „Беспредельным”, если такое явление вообще может иметь место. Во что мы верим — так это строгая и непредвзятая справедливость. Наша идея о неизвестном Универсальном Божестве, представленном Кармой, таково — что это та Сила, которая не может иметь недостатка, и поэтому не может иметь ни гнева, ни милосердия, только абсолютную Справедливость, которая позволяет каждой причине, большой или малой выработать свои последствия»[26].

Махатмы и ясновидение: Блаватская полагала, что теософское знание основано на преданности Махатмам и вере в них. Махатмы («великие души») или Мастера, Посвященные, Адепты — это люди, «необремененные гнетом „плотского человека”»[27]. Они пережили тот же человеческий опыт и поэтому «больше не нуждаются в повторных воплощениях»[28]. Подобно буддистским боддхисаттвам, они достигли просветления и способны сообщать человечеству знания, помогая его развитию. Махатмы «достигли такого уровня сознания, на котором могут непосредственно ощущать единство всей жизни, и в частности, связь друг с другом, и именно поэтому они составляют братство»[29]. Учителя способны сообщать человечеству знания, помогая его развитию и влиять на мировые события посредством воплощения идей, переданных ими людям[30]. Из письма Олкотта редактору «Спиритуалиста»: «Я знаю, что Братья — живые люди, а не духи; и они сказали мне, что существуют школы, где под руководством ныне живущих адептов регулярно преподаётся оккультная наука»[31]. Блаватская полагала, что теософское знание основано на преданности Махатмам и вере в них. Некоторые практические приемы теософии — например, медитативная практика и вегетарианство — призваны дать Мастерам возможность передать человеку тайное знание, поскольку духовный рост и переход на более высокие планы бытия достигаются через самопознание, очищение, самоуничижение и укрощение плотских желаний[32].

В подтверждение своих слов теософы заявляли, что их работой тем или иным образом руководили Учителя: «Вечером 4 августа махатма посетил Е. П. Б., и перед его уходом меня позвали увидеться с ним. Он продиктовал длинное и важное письмо нашему влиятельному другу в Париже и дал мне важные намёки относительно управления текущими делами Общества»[33]. Теософы называли некоторых Махатм по именам — например, главным собеседником Блаватской был Кутхуми (Учитель К.Х.)[34], Олкотт упоминал сахиба [господина — прим. В. С.] Морью[35], Ледбитер сообщал о контакте с Сен-Жерменом (или Князем Ракоши)[36], Бейли писала о Тибетце Джуале Кхуле [37]; однако, были и другие, иногда подчиненные друг другу.

Теософия и христианство: Блаватская не признавала во Христе воплощения Бога, видя в Нем исключительно величайшего реформатора в истории человечества, автора одного из наиболее возвышенных этических кодексов, неумолимого врага догматизма и слепого фанатизма: «Отцы насильственно навязали верящим в Христа Библию, предписанные в которой законы Христос нарушил первым; учение которой он полностью отвергал, за что, в конечном счете, был распят»[38]. Вследствие этого, теософия отрицательно относится к Церкви, считая, что христианство как религиозный институт исказило Его учение[39].

По представлениям Блаватской, Иисус «…был верующим в метемпсихоз или перевоплощение»[40] и делил свое учение на две части — экзотерическую, открытую для всех, и эзотерическую, доступную только посвященным: «Христос, или, во всяком случае, четвертое Евангелие, проповедует перевоплощение как уничтожение личности, если только забыть о буквальном значении и придерживаться эзотерического Духа»[41]. В «Разоблаченной Изиде» Блаватская создает образ гностического Христа, утверждая, что Он «…страдал за нас духовно и притом намного острее, чем страдал иллюзорный Иисус, когда его тело мучили на кресте»[42]. Кроме того, она берет под сомнение телесную смерть и воскресение Иисуса, считая, что Его материальное тело было предано земле, а то, что увидели ученики и последователи, представляло собой астральную душу — «тело, сотканное из эфира»[43]. Для нее «…истинный эзотерический СПАСИТЕЛЬ — это не человек, но БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП в каждом человеческом существе».[44]

Блаватская не скрывала своего скептического отношения к Евангелиям и утверждала, что они «...не были написаны ни Иисусом Христом, ни Его апостолами, но долгое время спустя какими-то неизвестными личностями, которые, хорошо рассудив, что едва ли им поверят, если они будут повествовать о делах, которые они сами не видели, озаглавили свои повествования именами апостолов или последователей, живших одновременно с последними»[45].

БИБЛЕЙСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Личностный Бог, отдельный от Своего творения: Бог связан с миром близкими отношениями, но Сам не является одним с миром. Бог сотворил Вселенную из ничего. Творение существует само по себе и не является ни Богом, ни Его частью. Писание говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В книге пророка Неемии мы читаем: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6).

Стих Евреям 11:3 не оставляет сомнения, что Бог сотворил все из ничего: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Комментарий к Ветхому Завету так поясняет этот отрывок : «„В начале... Бог…” имеет ту же грамматику, что подтверждается всеми древними рукописями и недвусмысленно утверждает истину, о которой говорится и в других отрывках (например, Евр. 11:3), что, пока Бог не сказал, ничего не было»[46]. Завершая очередной день творения, Бог смотрел на дело Своих рук и увидел, что оно хорошо весьма (Быт. 1). Физический мир играет важную роль и в иудейском, и в христианском мировоззрении. Роль Бога как Творца означает, что материальный мир реален и не является тенью или иллюзией. От Бытия до Откровения мы читаем о любящем и заботливом Боге. Господь проявляет свою любовь к грешнику со справедливостью и милосердием. Бог — Отец, и Он печется о Своем творении подобно садовнику или пастуху. В Мф. 6:25-34; Лк. 12:22-34 написано о том, как Бог питает птиц и одевает цветы в прекрасные одежды. Более того, Бог Писаний — Личность, а не безмолвный Абсолют или братство неких существ, находящихся на высшей ступени эволюции и руководящих людьми. Апостол Павел говорит, что верующие имеют «ум Христов» (1 Кор. 2: 16) и призывает их возлагать все заботы на Бога, открывая в молитве пред Ним все желания и просьбы, которые Бог соблюдет во Христе Иисусе (Фил. 4: 6-7).

Воплощение и искупление, а не реинкарнация и карма: Иисус Христос сошел на землю, приняв человеческую плоть, чтобы явить миру Свою любовь и милость. Воплощение означает, что Бог с нами. Мы не заперты насильно в стальной клетке кармы — Бог дает прощение ради смерти Иисуса на голгофском кресте. Апостол Павел пишет: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). Апостол Петр пишет: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных…» (1 Пет. 3:18). С другой стороны, столь благодатный дар дается нам только в этой жизни. «...Положено человекам однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9:27). Человек не воплощается из одной личности в другую, восходя по ступеням эволюции, чтобы в конце концов раствориться в безличной божественности. Те, кто омыл и убелил свои одежды кровью Агнца, будут вечно пребывать в радости общения с Богом (Отк. 7:15-17). Как Иисус воскрес во плоти (Лк. 24:38-39; 1 Кор. 15:3-8), так и верующим в Него обещано воскресение из мертвых в нетленном теле (1 Кор. 15:42), а земле — искупление (Рим. 8:20-21).

Откровение: В своих посланиях Церкви апостол Иоанн упоминал о гностическом варианте откровения. Он разъяснял, что верующие, получив в момент обращения Святого Духа, уже не нуждаются в дополнительном особом знании вне христианской общины (1 Ин. 2:24-29). Их «знание» основывалось на еврейских Писаниях, учении апостолов и наставлениях Духа Святого, Который приводил им на память слова Господа (Ин. 14:26)[47]. И сегодня верующие в Иисуса, подобно первым христианам, не нуждаются в эзотерическом знании, потому что Он — окончательное откровение: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние сии дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2).

 

Сноски

[1] Блаватская Е. П. Что такое Теософия? Статья впервые опубликована в журнале Theosophist в октябре 1879 года.URL: www.theosophist.ru/index_wit.html (20.01.2012). [Назад]

[2] Блаватская Е. П. Ключ к Теософии. URL: http://www.theosophist.ru/Works/Key_to_Theosophy/title.html (10.02.2012). [Назад]

[3] Ellwood R. Theosophy: A Modern Expression of the Wisdom of the Ages. Wheaton, IL: Quest Books. Theosophical Publishing House, 1986. [Назад]

[4] Олкотт Х. С. Инаугурационная речь Президента Теософического Общества.URL: www.theosophy.ru/lib/olcottin.htm (19.01.2012). Девиз Общества: «Нет религии выше истины». Цели oбщества в соответствии с Уставом 1890 г.: «…Образовать ядро Всемирного Братства Человечества, без различия рас, вероисповеданий, пола, касты или цвета кожи... Способствовать изучению арийской и прочей восточной литературы, религий, философий и наук, и демонстрировать их важность для человечества… Исследовать необъяснённые законы Природы и психические силы, скрытые в человеке».URL: www.theosophy.ru [Назад]

[5] Там же. URL: www.theosophy.ru/lib/olcottin.htm [Назад]

[6] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. Том 1. Наука. М.: Эксмо-Пресс, 2007. Серия «Теософия», книга 1. С. 133. [Назад]

[7] Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е. П. Блаватской и „теософическим обществом". М.: Издательство «Республика», 1994. С. 292. [Назад]

[8] Элифас Леви — литературный псевдоним Альфонса-Луи Констана (1810-1875), французского оккультиста. Жозеф Александр Сент-Ив Д’Альвейдр (1842-1909) — французский оккультист. Иоганн-Йозеф Гёррес (1776-1848)— немецкий публицист, историк и католический мистик. [Назад]

[9] Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е. П. Блаватской и „теософическим обществом". М.: Издательство «Республика», 1994. С. 68. [Назад]

[10] Ellwood R. Theosophy. In Miller T. (Ed.) America's Alternative Religions. (SUNY Series in Religious Studies). NY: State University of New York Press, 1995. [Назад]

[11] Там же. [Назад]

[12] Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е. П. Блаватской и „теософическим обществом". М.: Издательство «Республика», 1994. С. 101. [Назад]

[13] Там же. С. 165. [Назад]

[14] По имеющимся в годовых отчетах данным на 1 сентября 1915 года всего в Обществе состояло 388 членов (в конце 1909-1913). Из них: в Петербурге — более 170 человек; в Киеве — 60; в Москве — 45; в Ростове-на-Дону — 30; в Калуге — 20; в Ялте — 12. Остальные распределялись по разным провинциальным городам. [Назад]

[15] Carlson M. No Religion Higher Than Truth: A History of the Theosophical Movement in Russia, 1875-1922. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1993. [Назад]

[16] Pisareva E. F. The Light of the Russian Soul. A Personal Memoir of Early Russian Theosophy. Wheaton, IL: Quest Books. Theosophical Publishing House, 2008. P. 2. [Назад]

[17] Там же. [Назад]

[18] Лебедева Е. С. История теософического движения в России (1908-2000). URL: www.theosophy.ru/ts-hist.htm (06.02.2012). [Назад]

[19] Блаватская Е. П. Что такое Теософия? URL: www.theosophist.ru/index_wit.html [Назад]

[20] Блаватская Е. П. Ключ к Теософии. URL: www.theosophist.ru/Works/Key_to_Theosophy/title.html [Назад]

[21] Блаватская Е. П. Что такое Теософия? URL: www.theosophist.ru/index_wit.html [Назад]

[22] Блаватская Е. П. Ключ к Теософии. URL: www.theosophist.ru/Works/Key_to_Theosophy/title.html [Назад]

[23] Блаватская Е. П. Что такое Теософия? URL: www.theosophist.ru/index_wit.html [Назад]

[24] Блаватская Е. П. Теософский словарь. М.: Издательство «Сфера» Российского Теософского Общества, 1994. С. 255. [Назад]

[25] Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 23. [Назад]

[26] Блаватская Е. П. Ключ к Теософии. URL: www.theosophist.ru/Works/Key_to_Theosophy/title.html [Назад]

[27] Там же. [Назад]

[28] Теософия и Теософическое общество. Часто задаваемые вопросы.URL: www.theosophy.ru/faq.htm (19.01.2012). [Назад]

[29] Там же. [Назад]

[30] The Mahatma Letters to A.P.Sinnett from THE MAHATMAS M. & K.H. Transcribed, Compiled and with an Introduction by A. T. Barcer. 2nd Ed. London: T. Fisher Unwin LTD, 1926. [Назад]

[31] Свидетельства полковника Хенри Олкотта о его встречах с Учителем Морьей. The Himalayan Brothers, Light (London), 4 марта 1882, с. 98. URL: http://theosophy.ru/olcott-m.htm (01.02.2012). [Назад]

[32] Блаватская Е. П. Некоторые указания для каждодневного пользования. URL: www.theosophy.ru/lib/citatnik.htm (26.10.2011). [Назад]

[33] Там же. Х. С. Олкотт, "Страницы старого дневника: единственная аутентичная история Теософического Общества", т. II. URL: http://theosophy.ru/olcott-m.htm (01.02.2012). [Назад]

[34] Блаватская Е. П. Письма Л. М. Дондукову-Корсакову (1881-1884). Письмо 9, 1 октября 1882 г. // Письма друзьям и сотрудникам. Сборник. М.: «Сфера», 2002 C. 274-278. См. там же. Письма западноевропейским теософам. Письмо Холлис Биллингс. 2 октября 1881. C. 381-383. [Назад]

[35] Свидетельства полковника Хенри Олкотта о его встречах с Учителем Морьей. «Неопубликованные дневники Х.С. Олкотта», запись от 15 июля 1879 г., Бомбей, Индия. URL: http://theosophy.ru/olcott-m.htm (01.02.2012). [Назад]

[36] Ледбитер Ч. Учителя и путь. М.: «Амрита-Русь», 2004. [Назад]

[37] Бейли А. А. Посвящение Человеческое и Солнечное. М.: Белые альвы, 1999. Серия: «Учение Иерархии». [Назад]

[38] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. Т. II. Теология. М.: «Эксмо», 2007. С. 173. [Назад]

[39] Там же. С. 441. [Назад]

[40] Там же. С. 198. [Назад]

[41] Блаватская Е. П. Ключ к Теософии. URL: www.theosophist.ru/Works/Key_to_Theosophy/title.html [Назад]

[42] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. Т. II. Теология. М.: «Эксмо», 2007. С. 216. [Назад]

[43] Там же. С. 254. [Назад]

[44] Блаватская Е. П. Эзотерический характер Евангелий. URL: www.theosophy.ru/lib/esoevang.htm (13.02.2012). [Назад]

[45] Там же. См. также Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. Т. II. Теология. М.: «Эксмо», 2007. С. 326-327. [Назад]

[46] Kinder D. Genesis: An Introduction & Commentary. In Tyndale Old Testament Commentaries. Wiseman D.J. (Ed.) Leicester, England: InterVarsity Press, 1997. P. 43. [Назад]

[47] Bruce F. F. The Epistles of John. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1970. PP. 75-77. [Назад]