Характерные черты культов

Применяя к какой-либо религиозной группе термин «культ», мы ни в коем случае не подразумеваем, что ее рядовые члены и руководители порочны или безнравственны. Это понятие попросту означает, что вероучение и обряды рассматриваемого течения выходят за рамки исторического христианства. Христианами себя называют многие, но далеко не все в действительности принадлежат к Телу Христову. Необходимо не только тщательно изучить вероучение каждой религиозной группы, но и рассмотреть в свете Слова Божьего, Библии, их структуру управления и обряды. Для того, чтобы облегчить исследователям эту задачу, мы подготовили краткое описание характерных черт культа.

ПРИБАВЛЕНИЕ К СЛОВУ БОЖЬЕМУ

«Долой авторитеты!» Таким был девиз поколения 60-х. Люди стремились таким образом освободиться от всех обязательств, но в результате всего лишь сменили внешние авторитеты на внутренние. Не желая подчиняться требованиям истэблишмента, поколение шестидесятых создавало для себя собственные законы и правила. Лозунг «Долой авторитеты!» постепенно приобрел смысл: «Я могу делать все, что хочу, потому что я сам себе голова». Подобным же образом культы променяли богословский авторитет Библии, полного и окончательного Слова Божьего, на свои собственные экзотические представления о Библии, порожденные человеческой гордыней.

Они сделали это тремя весьма интересными и отличными друг от друга путями.

Во-первых, некоторые культы утверждают, что Библия, будучи хорошей книгой, полной возвышенных идей и нравственных учений, никогда не была Словом Божьим. Скорее, это просто одна из многих книг, проповедующих нравственные принципы. Подобное отношение к Библии разделяют такие группы, как Общество сознания Кришны (кришнаиты) и Церковь Объединения (мунисты). Культы, исповедующие эту точку зрения, могут использовать отдельные части Библии, но при этом имеют свои собственные писания, которые считают более важными, чем Библия. Кришнаиты ссылаются на «Бхагавад-гиту», а мунисты - на «Божественный Принцип».

Второй подход признает, что Библия - Слово Божье, однако в ней есть ошибки, а потому ее следует рассматривать в свете других книг, которые, опять же, превосходят Библию по значению. К числу культов, которые придерживаются таких взглядов, относится Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны) со своей «Книгой Мормона» и «Первая Научная Церковь Христа» (Христианская наука) со своей книгой «Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию». Эти писания последних дней, как считают члены упомянутых групп, превосходят Библию. Они объясняют, что в Библии есть ошибки, неправильные толкования и неправильные переводы.

Третью разновидность труднее всего различить, и она представляет наибольшую опасность. Сторонники этой точки зрения утверждают, что Библия абсолютно правильна и точна. У них нет никаких иных писаний, и они заклеймят как лжепророка всякого, кто принесет иное писание. Они утверждают, что Библия - Слово Божье, истинное на все 100%, и что на нее следует полагаться в любой ситуации. Однако понять, чему на самом деле учит Библия, можно лишь придерживаясь того истолкования Библии, которое проповедует эта группа.

Такая позиция характерна для Свидетелей Иеговы и «Христианской Школы Единства». Хотя ни у одной из этих групп нет иных писаний, кроме Библии, обе они утверждают, что узнать высшую правду о Боге человек может, лишь присоединившись к их организации. Только в их организации можно найти правильное понимание Библии.

ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОСТИ ИИСУСА

Библия совершенно недвусмысленно утверждает, что Иисус был воплощенным Богом. Указание на это есть в самом первом стихе Евангелия от Иоанна, где говорится: «Слово было Бог». Другие новозаветные авторы также подтверждают, что Иисус был совершенным Богом. Эти же самые авторы прямо говорят и о человеческой природе Иисуса. В Евангелии от Иоанна говорится, что Слово [Иисус] «стало плотью и обитало среди нас». Несмотря на ясное учение Библии, что по Своей уникальной природе Иисус был одновременно совершенным Богом и совершенным человеком, культы придерживаются иного мнения.

Каждый культ, который только известен истории, искажал это ключевое учение, лишая Иисуса либо божественности, либо полноценной человечности. Ни одного исключения! Свидетели Иеговы учат, что изначально Иисус был создан Иеговой. Они утверждают, что до своего прихода на землю Иисус был известен как Архангел Михаил. А основатель культа «Путь» Виктор Поль Виервилль зашел так далеко, что даже написал книгу под названием «Иисус Христос - не Бог». Обе группы отрицают божественность Иисуса, не признавая Его совершенным Богом.

Мормоны согласятся с тем, что Иисус был воплощенным Богом, однако то же самое можно сказать потенциально обо всех людях. Как полагают мормоны, каждый из них способен стать Богом и править своей собственной планетой, как Небесный Отец правит Землей. Иисус - лишь один из сыновей Бога, равно как и все ныне живущие на земле люди.

«Христианская наука», многие из направлений Новой Эры, а также «Христианская Школа Единства» (своим уникальным способом) доказывают, что Иисус не был человеком, поскольку материя - тело и кости - это иллюзия. Таким образом, Иисус, выглядевший, как человек, был всего лишь существом, которое проявляло сознание Христа. То же самое, по мнению перечисленных культов, можно сказать обо всех людях, которые придут к осознанию иллюзорности греха, болезни, материи и смерти. Все существа обладают сознанием Христа, но не все его проявляют.

Наконец, некоторые из культов, чьи исторические корни находятся в Индии, видят в Иисусе великого Гуру или просто одно из многих воплощений (аватар) божества. Именно так божественность Иисуса отрицают кришнаиты. Они просто считают как Иисуса, так и Кришну аватарами.

УМНОЖЕНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ СПАСЕНИЯ

В Послании к Ефесянам 2:8-10 Павел объясняет, что спасение - это дар Бога, основанный на вере. Но и сама вера дается Богом. Затем, после обращения, идут добрые дела. Зачем по незаслуженной милости Бога людям даруется вера? Одна из причин, по словам Павла, - чтобы мы творили добрые дела. Бог делает людей новым творением во Христе «на добрые дела». Христиане непременно творят добрые дела, но не потому, что этим они должны заслужить свое спасение, а потому, что этого требует их новая природа. Став новым творением во Христе, они стремятся творить добро.

Обычно культы всегда считают добрые дела условием спасения. Какие дела? Каждый культ имеет свой собственный, характерный для него, список дел, которому надо следовать буквально, иначе спасение недостижимо.

Мормоны связывают полное спасение со своей Храмовой церемонией. Но для того, чтобы войти в Храм, верный Святой последних дней должен отдавать церкви полную десятину. Таким образом, в церкви мормонов спасение непосредственно связано с деньгами.

Многие направления Новой Эры также связывают спасение, просвещение или освобождение от проблем с денежными взносами. Посредством сеансов связи с духовным миром, воскресных собраний и обязательного приобретения аудиокассет и книг многие секты убедили людей, что полное освобождение от плохой кармы, событий прошлой жизни или сегодняшних проблем не может быть достигнуто без помощи группы. Но эта необходимая помощь обойдется вам недешево! В выходные дни многие группы проводят семинары, призванные дать людям ответы на давно мучающие их вопросы или избавить их от боли и проблем. Однако в конце этого мероприятия участникам сообщают, что настоящие ответы они услышат на следующем семинаре, который будет стоить ещё дороже.

Некоторые культы связывают спасение с выполнением физической работы. От Свидетелей Иеговы требуется ходить по домам и распространять журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!». Они делают это в надежде, что усердная работа и преданность организации поможет им избежать полного уничтожения в грядущем Армагеддоне. Последователи Церкви Объединения верят, что и они должны совершать особый труд, чтобы оказаться достойными милости Бога. Вот почему на улицах многих городов мира можно увидеть мунистов, которые продают цветы или собирают средства для различных организаций.

И, наконец, еще один способ увязать дела и спасение - точное выполнение ветхозаветного Закона. Некоторые группы настаивают, что поклонение следует совершать в воскресенье (ветхозаветная суббота), и что необходимо соблюдать праздничные дни. Кроме того, они отстаивают идею о соблюдении ветхозаветных установлений о пище.

ЭКСКЛЮЗИВИЗМ

Из всех четырех названных характеристик, эту, наверное, легче всего объяснить и труднее всего понять христианам. Попросту говоря, все рассматриваемые здесь группы, какие бы учения они не проповедовали, объединены одной общей идеей. Каждый культ подвержен тому, что мы называем «синдромом единственной истинной церкви».

Членам каждой конкретной организации из этого числа внушают, что их церковь, организация или община - единственно истинная, а все остальные заблуждаются. Таким образом, когда христианин пытается благовествовать культисту, его может постигнуть разочарование, потому что собеседник просто не захочет принять христианское толкование некоторых библейских отрывков. (Вспомним также первую характеристику культов: прибавление к Слову Божьему).

Это разочарование во многом объясняется именно четвертой характеристикой. Руководители культов отрицают, что можно служить Богу, не являясь членом конкретной организации. Культист должен быть предан и Богу, и организации. Лидер любого культа утверждает, что именно его группа является единственным каналом, через который Бог возвещает истину для нашей эпохи.

Более того, всем членам группы говорят, что, решив выйти из культа, они покинут не только организацию, но и самого Бога. Таким образом, человеку, который какое-то время провел в культе, гораздо тяжелее покинуть его, чем представляется большинству христиан. Культист считает, что выход из организации равносилен отречению от Бога.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Боа, Кеннет и Литтл, Пол. Лабиринты веры и путь к истине. - Slavic Gospel Press, 1992. - 316с.
  2. Мак-Дауэлл, Джош и Стюарт, Дон. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. -Москва: "Протестант", 1993. - 224с.
  3. Мартин, Уолтер. Царство культов. - СПб: "Логос", 1992. - 351с.
  4. Порублев Николай. Культы и мировые религии. - Москва: "Благовестник", 1994. - 335с.