Христианская Наука

ОСНОВАТЕЛЬ: Мэри Бэкер Эдди (Мэри Энн Морс Бэкер).

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 23 апреля 1879 г.

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: Общество Христианской Науки; Первая Церковь Христа, Научная (The First Church of Christ, Scientist); Церковь Christian Science, Научная Церковь Христа.

СИМВОЛИКА: Крест и Венец, окаймленный лентой со словами: «Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте».

ПИСАНИЯ: «Наука и Здоровье с ключом к Священному Писанию» - учебник Христианской Науки; «Руководство Матери-Церкви»; работы Мэри Бэкер Эдди, которые издаются под названием «Prose Works»: Miscellaneous Writings (Избранные сочинения); Retrospection and Introspection (Ретроспекция и интроспекция); Unity of Good (Единство добра), Christian Science versus Panteism (Христианская Наука против Пантеизма); Christian Healing (Христианское исцеление); The People's idea of God (Идея народа о Боге) и др.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ И ПРОГРАММЫ: «The Christian Science Monitor», ежедневная международная газета; «The Christian Science Journal», ежемесячный журнал; «Christian Science Sentinel», еженедельный журнал; «The Herald of the Christian Science», ежемесячное издание выходящее на 12 языках; Ежеквартальник Христианской Науки - «Еженедельные Библейские уроки»; «Вестник Christian Science»; коротковолновое вещание, одна из крупнейших в мире част-ных сетей КВ вещания, транслирует передачи на весь мир.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Центром органицации является Первая и главная церковь, штат Массачусетс, которой управляет Совет Директоров Христианской Науки согласно положениям «Руководства Матери-Церкви». Все остальные церкви - около 2400 ветвей в 70 странах мира - считаются ветвями «Матери-Церкви». Роль проповедников в Христианской науке выполняют чтецы, которые читают места из Библии, назначенные Комитетом по Библейским урокам в Бостоне, а затем объяснения к ним из «Науки и Здоровья». Большинство чтецов в церкви - женщины.

ЧИСЛЕННОСТЬ: Не более 150 тыс. человек по всему миру. Основательница Christian Science Мэри Бэкер Эдди установила правило, по которому численность Церкви не публикуется.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: В Христианской Науке за больных молятся «врачи» (practitioners). Эдди верила в «животный магнетизм» (ЖМ), который представляет собой отрицательную духовную энергию или силу на уровне черной магии. «Читальные комнаты» - это местные библиотеки Христианской Науки, куда члены общины ходят читать работы Эдди, чтобы способстввать своему духовному развитию.

ИСТОРИЯ

Основательница Христианской Науки Мэри Бэкер Эдди родилась в Бау, штат НьюХэмпшир, в 1821 году. Ее родители были благочестивыми христианами, и в 17 лет она присоединилась к конгрегационалистской церкви. Она была хронически больна и в детские и юношеские годы перенесла много болезней, включая паралич, истерию, припадки и конвульсии. В 22 года она вышла замуж за первого из трех своих мужей, Джорджа Гловера, умершего через 6 месяцев от желтой лихорадки.

После смерти Гловера Эдди увлеклась месмеризмом (гипнозом) и оккультными практиками спиритизма и ясновидения (Руфь Такер, Another Gospel, p. 152). По-прежнему страдая от болезней, в 1853 году она вышла замуж за Даниэля Паттерсона, зубного врача и сторонника гомеопатии. Именно тогда она познакомилась с целителем Патриком Паркхерстом Квимби, влияние которого сильно сказалось на убеждениях Христианской Науки. Квимби считал, что недомогание и болезнь можно вылечить положительным мышлением и правильным отношением, изменив представления человека о болезни. Эдди говорила, что Квимби исцелил ее - она почувствовала внезапное улучшение, но потом симптомы возобновились (там же, p. 155).

У миссис Паттерсон (Эдди) развилась психическая зависимость от Квимби, ощущение его духовного присутствия, она даже утверждала, что Квимби являлся ей в видениях (там же). После смерти Квимби в 1866 г. она приняла решение продолжать его дело.

Событие, которое г-жа Эдди объявила рождением Христианской Науки, произошло в феврале 1866 г. Она объявила, что почти насмерть разбилась, поскользнувшись на обледеневшем тротуаре, но мгновенно исцелилась, как только «исцеляющая Истина коснулась моих чувств», - в этот момент родилось божественное исцеляющее служение (Miscellaneous Writtings, p. 24; «Наука и Здоровье», с. 107). Записи, оставшиеся после посещения врача, свидетельства личного врача, а также письма миссис Эдди того периода рисуют картину, сильно отличающуюся от «официальной» версии этого происшествия (Энтони Хоукема, Christian Science, pp. 12-13).

Период становления Научной Церкви Христа был омрачен соперничеством, скандалами и расколами. Одним из раскольников была Эмма Хопкинс, которая как независимый лидер Христианской Науки, обучала Чарльза и Миртл Филлмор, будущих основателей «Христианской Школы Единства». Поскольку г-жа Эдди стремилась к распространию Христианской Науки, в особенности среди высшего класса, она усилила свой контроль за всеми сторонами жизни движения и была нетерпима к любой нелояльности (Джорджин Милмайн, The Life of Mary Baker G. Eddy, p. 234).

Несмотря на все трудности, Христианская Наука начала расти и добилась некоторого успеха. Единственная церковь, насчитывавшая в 1882 г. 50 членов, к 1932 г. разрослась до 2 466 церквей с 350 000 членов. К 1972 г. число церквей достигло 3 200. Богатство и влияние группы также возросли, в том числе за счет издания уважаемой газеты «Крисчен Сайенс Монитор»(Christian Science Monitor).

Тем не менее, по ряду причин в церкви начался спад. Против родителей-христианских сайентистов, которые позволили своим детям умереть от вполне излечимых болезней, отказавшись от медицинской помощи в пользу «духовного исцелеления», были возбуждены многочисленные уголовные и гражданские дела (Руфь Такер, Another Gospel, p. 174).

Проблемы еще более усилились в 1992 г., когда обнаружилось, «что церковь тайно перевела 46,5 млн. долларов из взносов и пенсионных фондов для покрытия огромных убытков [телевизионного] канала «Monitor», составивших свыше 325 млн. долларов («Чикаго Трибьюн», 27 января 1993, p. 2).

К этому приложились убытки в сумме 36 млн. долларов, вследствие чего закрылась газета «Уорлд Монитор», выходившая с 1988 г. Говорят, что газета Christian Science Monitor ежегодно приносит 13 млн. долларов убытка (Мартин Гарден, The Healing Revelation of Mary Baker Eddy, p. 218).

В 1993 году внутри церкви начались новые разногласия. Совет директоров церкви опубликовал и одобрил книгу The Destiny of the Mother Church, написанную бывшим президентом Матери-Церкви Блиссом Наппом, - в качестве ответной услуги Напп завещал церкви фамильное имение стоимостью 98 млн. долларов. Автор, бывший руководитель церкви и близкий друг миссис Эдди, писал, что в лице основательницы Христианской Науки совершилось пришествие Святого Духа, предсказанное в 16-й главе Евангелия от Иоанна, что она была в буквальном смысле проявлением Бога и предсказанным вторым пришествием Христа (pp. 213, 274-278). Более того, Напп утверждал, что сама миссис Эдди подтвердила правильность этих учений (pp. 267-268). Многие приверженцы церкви считают это учение ересью, хотя книга и была опубликована официальным издательством церкви. Более 1/5 всех читальных комнат отказались ее принять.

Помимо разногласий, снижение числа последователей может объясняться неспособностью верующих, многие из которых находятся уже в довольно преклонном возрасте, постоянно привлекать новых молодых членов. По некоторым оценкам, к 1993 г. число членов церкви сократилось до 150 000 человек.

Христианская Наука появилась в России в 1906 году в Петербурге. 28 марта 1929 года Общество Христианской Науки Ленинграда было распущено властями. В 1995 году Общество Христианской Науки в С.-Петербурге было зарегистрировано Управлением юстиции, а в июне 1996 года признано ветвью Матери-Церкви, Первой Церкви Христа, Научной в Бостоне.

УЧЕНИЕ

ТРОИЦА: Миссис Эдди в своих записках часто колеблется от личностного к безличному представлению о Боге. Хотя миссис Эдди и отрицала это, Христианская Наука проповедует, если не прямо, то косвенно пантеистическое представление о природе Бога:

1. Бог - это Всё-во-всём.

2. Бог есть добро. Добро есть Разум.

3. Так как Бог, Дух, есть всё, то ничто не является материей («Наука и Здоровье», с. 113).

Христианская Наука открыто отрицает Троицу: «Теория о трех лицах в едином Боге (то есть о личностной Троице или Триединстве) указывает скорее на политеизм, чем на единого, вечного Я ЕСМЬ...» («Наука и Здоровье», с. 256). «Жизнь, Истина и Любовь образуют три-единое Лицо, называемое Богом... Бога - Отца-Мать; Христа - духовную идею Сына; божественную Науку, или Святого Утешителя» («Наука и Здоровье», c. 331).

БОГ СЫН: Христианская Наука отрицает, что Иисус Христос - Бог во плоти. Она отрицает, что Иисус - одна Личность с двумя природами: совершенный Бог и совершенный человек. Христианская Наука изображает Иисуса Христа в терминах гностического дуализма: «Духовный Христос был непогрешим; Иисус как материальное человеческое существо не был Христом» (Miscellaneous Writtings, p. 84). «Христос, как истинная духовная идея - идеал Бога, сейчас и вовеки» («Наука и Здоровье», с. 361). «Христос бестелесен, духовен...», и в то же время «телесный человек Иисус был от рода человеческого» (там же, с. 332). Но «материя - эта смертное заблуждение..., материя нереальна и временна» (Miscellaneous Writtings, p. 21). Так что вывод, к которому приходит Христианская Наука, заключается в том, что физическая человеческая сущность Христа была иллюзией, «как это казалось смертным» («Наука и Здоровье», с. 315).

БОГ СВЯТОЙ ДУХ: Христианская Наука отрицает, что Святой Дух - личностное существо. Она учит, что Святой Дух - это Христианская Наука. «В моем понимании этот Утешитель и есть Божественная Наука» («Наука и Здоровье», с. 55). Это откровение мыслей и бесконечного разума Бога («Наука и Здоровье», сс. 502-503).

УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА: Поскольку Христианская Наука учит, что Бог есть добро, и что никакая реальность не существует вне Бога, следовательно, она рассматривает грех, болезнь и смерть как смертные заблуждения или иллюзию. Таким образом, Христос, Истина, пришел, чтобы Своим учением и примером избавить человека от этих ложных представлений («Наука и Здоровье», сс. 473, 475, 108). Христианская Наука отрицает искупительное, заместительное значение смерти Христа: «Материальная кровь Иисуса не была более действенной для очищения от греха, когда она была пролита на «проклятом дереве», чем когда она текла в его жилах, и он повседневно занимался тем, что принадлежало Отцу его» («Наука и Здоровье», с. 25). «Иисус учил пути Жизни посредством наглядного примера...» (там же). «К небу, к гармонии, ведет один лишь путь, и этот путь указывает нам Христос в божественной Науке» («Наука и Здоровье», с. 242). «Всеобщее спасение основывается на прогрессе и искусе... Смертных не ожидает «Страшный суд»...» («Наука и Здоровье», с. 291).

1. Христианская наука отрицает, что воплощение Христа было полнотой божества в человеческой плоти, отрицает совершенство человека Иисуса и пытается найти иное объяснение факту смерти и телесного воскресения Иисуса Христа («Наука и Здоровье», сс. 336, 29, 332, 53, 398, 313, 593; Miscellaneous Writings, p. 201).

2. Немощи и болезни иллюзорны и являются результатом ложных убеждений, а не прямым следствием греха («Наука и Здоровье», сс. 348, 386). «Причина всякой так называемой болезни мысленная - это смертный страх, ошибочное верование или убеждение в необходимости и силе болезни; и это также страх перед тем, что Разум не в состоянии защитить жизнь человека и неспособен ею управлять» (там же, с. 377).

3. Ни один истинный последователь Христианской Науки никогда не обратится к врачу или в больницу и не будет принимать никаких лекарств, ибо поступать так - значит отрицать «Божественную Науку» (Christian Science Sentinel, 9 мая 1942, p. 469). В официальном издании церкви The Christian Science Standard of Healing приводятся слова Мэри Бэкер Эдди: «Невозможно овладеть телом каким-либо иным путем [кроме божественного Разума]. В этом основном вопросе робкий консерватизм совершенно не допустим. Только всецело полагаясь на Истину можно обрести научную исцеляющую силу» («Наука и Здоровье», с. 167; Radical Reliance in Healing, 1958, p. 1).

4. Хотя миссис Эдди и утверждала, что Библия была ее «единственным источником» («Наука и Здоровье», с. 126), в реальной жизни «христианские сайентисты» принимают Библию лишь через призму ее истолкования в писаниях Мэри Бэкер Эдди. Она говорила, что Библия искажена, а «Наука и Здоровье» - «первая книга», «не засоренная человеческими гипотезами» (The First Church of Christ, Scientist and Miscellany, p. 115; «Наука и Здоровье», сс. 99, 139, 456-457).

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

1. Бог - это триединое, личностное, трансцендентное Существо, создавшее «мир и всё в нем» (Деян. 17:24). Он не пантеистическое «Всё-во-всём». Он свят и справедлив не меньше, чем любящ. Бог сотворил и ныне держит в Своей руке весь мир, включая человека (Деян. 17:24-27).

2. Материя - не иллюзия, а реальность, и она была создана отличной от Бога. Он объявил ее «хорошей» (Быт. 1:31). Грех, болезнь и зло - не иллюзия, а результат сознательного выбора человека, восставшего против Святого Бога. Смерть (как физическая, так и вечное отлучение от Бога) является результатом греха (Рим. 3:10, 23; 5:12-14; 1-е Ин. 1:8-10).

3. Иисус Христос - не божественная идея Бога, но Сам Бог, уникальным образом явивший Себя во плоти, истинный Бог и истинный человек, одна Божественная Личность, имеющая две неразделимые природы, наш Спаситель и единственный истинный Господь (Ин. 1:1-3, 14; Кол. 2:9; Фил. 2:6-7; Ин. 14:6).

4. Спасение не приобретается путем «самопожертвования», но представляет собой объективную праведность Христа, данную нам благодатью через одну лишь веру (Еф. 2:8-9; Рим. 5:17,19; Фил. 3:8-9) в завершенное дело Христа на кресте, то есть в Его смерть и телесное воскресение (1 Кор. 1:30-31, 15:1-4; Рим. 6:23).

5. Святой Дух - Личность, а не «Божественная наука» (Ин. 16:13-14).

6. «Христианские сайентисты» верят, что Мэри Бэкер Эдди получила Истину путем божественного откровения («Наука и Здоровье», с. 110). В действительности же она виновна в плагиате, позаимствовав многое в своих писаниях из работ метафизика Георга Гегеля, П. П. Квимби, Френсиса Либера и других (Уолтер Мартин, Christian Science, сс. 7-13; Мартин Гарднер, The Healing Revelation of Mary Baker, pp. 145-158).

Хотя медицинские приемы Христианской Науки могут помочь при психосоматических заболеваниях, было научно доказано, что при лечении органических болезней они не эффективны. Сравнение уровня смертельных исходов среди «христианских сайентистов» и в контрольных группах показало, что среди последователей Христианской Науки смертность значительно выше (Journal of the American Medical Association, 22/29 сентября 1989, pp. 1657-1658 и Vorbidity Weekly Report, 23 августа 1991, pp. 579-582).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Боа, Кеннет и Литтл, Пол. Лабиринты веры и путь к истине. - Slavic Gospel Press, 1992. - 316 с.

2. Мартин, Уолтер. Царство культов. - СПб: «Логос», 1992. - 351 с.

3. Харм, Фредерик Р. Как противостоять «научным» религиям. - СПб: Фонд «Лютеранское Культурное Наследие», 2000. - 47 с.