Книга Урантии

ОСНОВАТЕЛЬ: Уильям С. Сэдлер

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1924 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: Фонд УРАНТИИ владеет авторским правом на Книгу УРАНТИИ и публикует периодические издания Newsflash и Urantian News. Товарищество Книги УРАНТИИ издает The Fellowship Herald Magazine и Mighty Messenger Newsletter. Школа Боулдер издает The Invisible Fellowship Magazine.

СТРУКТУРА: Головная организация — Фонд УРАНТИЯ (Чикаго, штат Иллинойс, США), который был создан в 1950 году для распространения книги УРАНТИЯ. Фонд управляется Советом Опекунов. Для объединения читателей книги во всем мире для помощи в ее изучении, как отдельным читателям, так и учебным группам, Опекунами Фонда была учреждена Международная Урантийская Ассоциация (МУА), в которую входят МУА ряда стран мира: Австралии, Колумбии, Перу, США, Финляндии, Франции и Эстонии. Деятельность МУА определяют ее основные документы — Хартия и Устав. Дочерние организации Фонда включают: Товарищество Книги УРАНТИИ и Товарищество Боулдер (Jesusonian Foundation).

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Урантия, Пятое Эпохальное Откровение, возвещатели, Остров Рай, моронтия, Хавона, Контактеры, Могущественные посланники, Одиночный посланник, Преобразователь сознания, Регулировщик сознания, Настройщик сознания.

ИСТОРИЯ

Д-р Уильям Сэдлер, служитель Адвентистов седьмого дня и соратник Елены Уайт, в 1897 году женился на Лене Селестии Келлогг (племяннице основателя компании по производству сухих завтраков и бывшего адвентиста седьмого дня Дж. Х. Келлогга, который занимался нетрадиционной медициной) (David Kantor, The First Century of the Fifth Epochal Revelation: A Historical Timeline of the URANITA Movement, http://www.ubfellowsip.org/archive/history/h_timlin.htm). Супруги Сэдлер все больше разочаровывались в Адвентистах седьмого дня в связи с критикой свидетельств и видений Елены Уайт, и, в конце концов, Уильям Сэдлер написал Уайт письмо, в котором оспаривал истинность ее учений (там же).

После получения степени доктора медицины в принадлежащем адвентистам Американском медицинском миссионерском колледже, с 1907 по 1915 г. Сэдлер читал популярные лекции по медицине в округе Чотоква (там же). В 1911 году состоялся его первый контакт со «спящим субъектом», описанный в книге The Mind at Mischief. Многие полагают, что этот «спящий субъект» является описанием процесса, посредством которого было получено пятое эпохальное откровение (William Sadler, The Mind at Mischief, edited by Mark Turin, 1929, http://www.ubfellowsip.org/archive/history/m_at_m.htm). Сэдлер (с помощью стенографистки) расшифровал высказывания, сделанные «спящим субъектом» в ходе 209 сеансов связи на протяжении 18 лет. По его словам, «сообщения, которые были записаны, или которые нам довелось услышать, сделаны большой группой существ, которые, как они сами утверждают, прилетают с других планет, чтобы по пути, когда они путешествуют от планеты к планете и от Вселенной к Вселенной, посетить этот мир и остановиться здесь в качестве приезжих исследователей для изучения и наблюдения» (там же).

Эти сеансы связи стали особенно важными в 1934 году, когда небесное существо Макивента Мелхиседек объявило, что данный способ сообщения между небесной группой возвещателей из школ Мелхиседека и человеческой Контактной Комиссией, которую предстояло создать, будет использоваться и в дальнейшем (David Kantor, The First Century, http://www.ubfellowsip.org/archive/history/h_timlin.htm). Контактная Комиссия состояла из д-ра Уильяма Сэдлера, д-ра Лены Сэдлер, Уильяма С. Сэдлера-младшего, Анны Келлогг (сестры Лены) и Уилфреда Келлогга (там же).

Сэдлер описывает процесс получения и составления откровений так: возвещатели оставляли в условленном месте рукописные документы. Контактная Комиссия читала эти документы Форуму, группе людей, собранной для изучения этих документов, и те на основе полученных откровений составляли список вопросов. Затем возвещатели писали новую порцию документов с ответами на заданные вопросы.

Процесс, посредством которого Контактная Комиссия расшифровывала эти документы, был совершенно уникален. По словам Мередит Спрунгер, бывшего президента Братства УРАНТИИ, «как только заканчивалось копирование оригинальных документов, оригиналы всегда исчезали. Между страниц положили десять долларовых купюр и обнаружили, что оригиналы исчезли, а купюры остались лежать в запертом сейфе. Контактная Комиссия обнаружила, что некоторые документы исчезали после того, как их прочитывали и клали в сейф. Другие документы после прочтения перед Форумом изменялись. Можно предположить, что эти бумаги нужно было прочесть Форуму, чтобы духовные существа могли наблюдать человеческую реакцию на содержащийся в них материал» (там же).

Интересно, что впоследствии Сэдлер охотно и подробно обсуждал процесс передачи Книги УРАНТИИ, но отказывался раскрыть два ключевых момента: 1) имя человека, которого возвещатели использовали в качестве передающего канала между собой и Контактной Комиссией, и 2) конкретный способ передачи документов, вошедших в Книгу УРАНТИИ (Meredith J. Sprunger, The Origin of the URANTIA Book, Boulder, Co: The Jesusonian Foundation, 1981, p. 3).

Первые 118 документов из Книги УРАНТИИ были закончены в 1934 году; IV часть, «Документы Иисуса», была закончена в 1935 году (David Kantor, The First Century). В 1939 году группа из 70 добровольцев, известная под именем «Семидесяти», приступила к изучению документов УРАНТИИ; возвещатели руководили их работой вплоть до опубликования Книги УРАНТИИ в 1955 году, после чего возвещатели прервали контакт, передав сообщение: «Теперь вы сами по себе» (там же).

Фонд УРАНТИИ, центральная группа, связанная с Книгой УРАНТИИ и владеющая авторскими правами на это издание, был создан за пять лет до публикации книги. Решительно отказавшись создать на основе Книги УРАНТИИ церковь, в 1955 г. Фонд создал для читателей УРАНТИИ «братское общество» под названием «Братство УРАНТИИ» (William Sadler, A History of the URANTIA Movement, Chicago, Il: n.p., 1960, http://www.ubfellowsip.org/archive/history/histumov.htm).

Книга УРАНТИИ стремительно распространялась. К 1960 году был продан 4 291 экземпляр, к 1980 году — более 100 000 экземпляров, а к 1996 году ежегодно расходилось более 30 000 экземпляров (David Kantor, The First Century). 70-е годы ознаменовались для УРАНТИИ значительным ростом. Несколько человек начали читать отрывки из книги УРАНТИИ на радиостанциях в Южной Калифорнии, а в 1972 Университет Калифорнии в Бейкерсфилде предложил своим абитуриентам курс «Введение в Книгу УРАНТИИ» (там же). Фонд УРАНТИИ также успешно захватил рынок сбыта Книги УРАНТИИ, заявив в 1972 г. авторские права на слово «УРАНТИЯ» и подписав в 1974 году лицензионные соглашения (там же).

Несмотря на успех УРАНТИИ, этот период роста также явился началом раскола в движении. В 1975 году Фонд УРАНТИИ начал судебное преследование своего члена Боба Бэртона за то, что тот предоставил материалы УРАНТИИ всем членам Конгресса, и в 1976 году вынудил Братство УРАНТИИ продать Фонду права на УРАНТИЮ за 1 доллар (там же). Раскол достиг своей кульминации в 1990 году, когда Фонд УРАНТИИ лишил Братство УРАНТИИ всех прав, разослав в апреле 1990 года читателям УРАНТИИ внушительных размеров Особый Отчет с разъяснением, что Фонд создает «новую ассоциацию Братства УРАНТИИ — менее политизированную и способную больше сконцентрироваться на своей духовной миссии» (Trustees of the URANTIA Foundation, Letter to Readers of The URANTIA Book, 16 April 1990).

В настоящее время ситуация в кругах, связанных с УРАНТИЕЙ, остается напряженной, но постепенно улучшается: в 1995 г. Фонд УРАНТИИ лишился авторских прав на книгу УРАНТИИ; сейчас эта книга является общественным достоянием. Разговоры о судебном иске Фонда против Братства УРАНТИИ и Джизусонианского Фонда (организация УРАНТИИ, расположенная в Боулдере, штат Колорадо) прекратились в 1996 году. И, наконец, в 1997 году Фонд УРАНТИИ и Братство УРАНТИИ договорились о совместной работе над переводом Книги УРАНТИИ на иностранные языки (Patricia Mundelius and Janet Farrington Graham, Letter to Readers of The URANTIA Book, 10 October 1997).

Сейчас полным ходом идет работа над тем, чтобы увеличить число переводов Книги до 60 языков к 2030 году и создать каналы распространения Книги по всему миру. В начале августа 2000 года в Нью-Йорке прошла очередная международная Урантийская Конференция.

В настоящее время закладываются основы для создания Российской Урантийской Ассоциации. Первое русскоязычное издание Книги УРАНТИИ вышло в 1997 году тиражом в 5000 экземпляров. Первые 500 экземпляров Книги были приобретены российскими читателями на Московской Международной книжной ярмарке. К настоящему времени, по оценкам Санкт-Петербургского Фонда УРАНТИИ, в России читают и изучают книгу УРАНТИИ более полутора тысяч человек во многих крупных городах от Санкт-Петербурга до Владивостока (http://www.urantia.spb.ru/readers.html).

УЧЕНИЕ

КОСМОЛОГИЯ: Космос, грубо говоря, делится на пять слоев. Центральный слой, имеющий форму почти плоского эллипса, — это Остров Рай, место пребывания Бога (Ruth Burton, Basic Concepts of The URANTIA Book, Chicago, Il: The URANITA Brotherhood, n.d., p. 1) и источник всего сущего. Хавона, центральная Вселенная вращается вокруг этого неподвижного острова (A Guided Tour of The URANTIA Book, Boulder, Co: The Invisible Fellowship Magazine, 1994, p. 7). Она состоит из семи концентрических колец с миллиардом совершенных миров, которые служат эталоном для творения (там же). Вокруг Хавоны расположены черные гравитационные тела, которые изолируют Хавону и Остров Рай от развивающихся сверхвселенных. За гравитационными поясами расположены семь сверхвселенных эволюционного творения; наша сверхвселенная, Орвонтон, имеет диаметр примерно 500 млн. световых лет (там же). За пределами сверхвселенных расположены четыре необитаемых уровня внешнего космоса; некоторые небесные существа считают, что за четвертым уровнем внешнего космоса может начаться еще не явленное творение (там же).

ТРОИЦА: В Книге УРАНТИИ говорится о Троице Троиц; самой важной является экзистенциальная Райская Троица, состоящая из Всеобщего Отца, Вечного Сына и Бесконечного Духа. Вторая Троица, находящаяся в настоящее время в процессе преобразования вселенной в богов, представляет собой эмпирическую Предельную Троицу, состоящую из Высшего Существа, Высших Создателей и Зодчих Мироздания. Третья Троица, находящаяся в настоящее время «в стадии актуализации», представляет собой эмпирическую Абсолютную Троицу: она состоит из Бога-Высшего, Бога-Предельного и «пока еще нераскрытого Завершителя Вселенского Пути» (The URANTIA Book, Предисловие, с. 16).

БОГ ОТЕЦ: Книга УРАНТИИ учит: «Всеобщий Отец является Богом всего творения, Первым Источником и Центром всех вещей и существ. Думайте о Боге, прежде всего, как о создателе, затем как о властителе и только потом — как о бесконечном вседержителе» (там же, с. 21). Всеобщий Отец — это личностное существо, которое следует считать отцом человечества: «как отец, настоящий отец, истинный отец любит своих детей, так и Всеобщий Отец любит своих созданных сынов и дочерей и неустанно печется об их благополучии» (там же, с. 40). Высшее стремление людей — познать Всеобщего Отца и быть похожим на него.

ИИСУС ХРИСТОС: Вечный Сын и Всеобщий Отец сотворили всех «единородных» Сыновей-Создателей, принадлежащих к «чину Михаила», которые отвечают за сотворение, развитие и совершенствование локальных вселенных (там же, с. 234). До воплощения на нашей планете Иисус был Михаилом нашей вселенной Небадон, 611 121-й «оригинальной концепцией бесконечной индивидуальности, одновременно возникшей во Всеобщем Отце и Вечном Сыне» (там же, с. 366). Несмотря на то, что он является «оригинальной концепцией», Иисус — не Вечный Сын, он обладает «даже большим могуществом и властью, ибо он не только олицетворяет Вечного Сына, но является полноправным представителем и действительным воплощением личностного присутствия Всеобщего Отца в локальной вселенной» (там же, с. 366).

IV часть Книги УРАНТИИ, помимо дальнейшего развития евангельских сюжетов, содержит описание «потерянных лет» жизни Иисуса. Документы 123-128 год за годом прослеживают детство Иисуса, детально описывая даже события каждого дня, проведенного им в иерусалимском Храме в возрасте 12 лет (там же, сс. 1377-1380). Далее в Книге сообщается, что Иисус ездил в Рим в качестве переводчика и воспитателя сына богатого индийского купца Гонода (там же, сс. 1427-1483).

Книга УРАНТИИ также оснащает новыми подробностями историю воскресения. После своего распятия Иисус претерпел «моронтийный переход», в результате чего «воскрешенная моронтийная форма и личность [т.е. дух без физического тела] Иисуса Назарянина покинули гробницу» и встретились с Гавриилом и другими небесными правителями (там же, сс. 2020-2021). Введение Иисуса в моронтийный мир (следующий уровень существования) заняло больше часа земного времени и дважды прерывалось, потому что Иисус хотел объяснить происходящее своим последователям, пришедшим к могиле (там же, с. 2022).

ГРЕХ И ИСКУПЛЕНИЕ: Понимание учения Книги УРАНТИИ о грехе жизненно важно для понимания того, что она говорит о Христе и искуплении.

По словам Иисуса Книги УРАНТИИ: «Зло есть незрелые решения и бездумные поступки тех, кто сопротивляется добродетели, отвергает красоту и предает истину. Зло есть всего лишь заблуждение незрелости или разрушительное и искажающее воздействие невежества. Зло — это неизбежная тьма, неотступно следующая за неразумным отвержением света. Зло есть то, что мрачно и неистинно, и что, при сознательном приятии, становится грехом» (там же, с. 1429). Человек может преодолеть зло, просто приняв решение творить добро: «В очищающей энергии нового и искреннего духовного чувства заключена огромная сила. И вновь я говорю вам: не уступайте злу, а побеждайте зло добром» (там же, с. 1739).

Поскольку воздержание от греха — это вопрос выбора, «Иисус умер на кресте не для того, чтобы искупить первородный грех смертного человека или указать на некий способ эффективного обращения к оскорбленному и неумолимому Богу, ...[и] не предлагал себя в качестве жертвы для того, чтобы усмирить Божий гнев и открыть путь для спасения греховного человека, ...[а] идеи искупления и умиротворения являются ошибочными» (там же, с. 2016). «Спасение должно быть само собой разумеющимся для тех, кто верит в богоотцовство. Главной заботой верующего должно быть не корыстное желание собственного спасения, а бескорыстное стремление любить и, следовательно, служить своим собратьям так, как любил смертных людей и служил им Иисус» (там же, с. 2016). Это стремление к совершенству вырабатывается в течение многих жизней на многих планетах. Последователи УРАНТИИ утверждают, что «весь звездный маршрут нашего непостижимо длинного эволюционного пути к духовному статусу [включает в себя] обучение на миллиардах миров Хавоны, ...такова длинная и заманчивая дорога в Рай» (Burton, Basic Concepts of The URANTIA Book, 2).

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

1. Люди не должны принимать новое Евангелие от духовных существ (Гал. 1:8), но должны полагаться на Библию как на авторитетный источник истины (2 Тим. 3:15-17; Деян. 17:11).

2. Иисус — не просто пример Бога, но Тот, в Ком пребывает вся полнота Божества (Кол. 2:9).

3. Люди не перевоплощаются снова и снова, но живут лишь один раз, после чего предстают перед судом Божьим (Евр. 9:27). Кроме того, спасение невозможно заслужить никакими человеческими делами, и оно дается лишь по безграничной милости Бога (Рим. 3:28).