Христианская школа Единства

ОСНОВАТЕЛИ: Чарльз и Миртл Филмор

ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1889 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: «Ежедневное слово» выходит ежемесячным тиражом 1,14 млн. как журнал с темами для размышления на каждый день. Журнал «Единство» публикует статьи по вопросам метафизики. Другие публикации: «Немного мудрости», «Путь единства», «Аффирмации на каждый день».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Штаб-квартира: Юнити Виллидж, Миссури, США. В настоящее время президентом Единства является Конни Филмор Бэззи, правнучка основателей. Чарльз Р. Филмор, внук основателей, выполняет роль председателя Совета Единства.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: Метафизическое толкование, т.е. придание библейским понятиям «духовного смысла». Тихое единство — термин обозначающий медитацию, аффирмации — выражения для медитации.

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: Часто называется просто «Единство».

ИСТОРИЯ

История Христианской Школы Единства в действительности началась задолго до возникновения самой организации. Чарльз и Миртл (Пэйдж) Филмор, поженившиеся в 1881 г., были просто порождением своего времени и личных духовных исканий.

Одним из главных увлечений юного Чарльза был спиритизм. У него был друг, обнаруживший у себя способности медиума. Кроме того, «из первого номера его журнала Modern Thought мы узнали, что Чарльз Филмор был знаком и с такими учениями, как буддизм, брахманизм (индуизм), теософия и розенкрейцерство». Сам Чарльз Филмор признавался, что они с Миртл прослушали «более 40 курсов [по метафизическим дисциплинам]» (The Story of Unity, James Dillet Freeman, Unity Books Publishing, pp. 35, 41-42).

Подлинный интерес к метафизическим учениям Филморы начали проявлять в 1886 г., побывав на «лекции д-ра Е. Б. Уикса о Новом Мышлении (New Thought)» (A Unity Chronology, Clio Armstrong, p. 4). Миртл, будучи «безнадежно больной», посетила лекцию Уикса в надежде получить хоть какое-то исцеление. На этом семинаре она услышала утверждение: «Я — дитя Бога, и поэтому не наследую болезни». Благодаря этому она излечилась от своей болезни.

Затем Филморы прослушали «несколько курсов» Эммы Кертис Хопкинс, чтобы углубить свое понимание Нового Мышления. Хопкинс была редактором журнала Christian Science Journal, издаваемого Мэри Бэйкер Эдди — той самой Эдди, которая основала Первую Церковь Христа, Научную, более известную под именем «христианской науки» (The Story of Unity, pp. 43-45).

В 1889 г., когда, по официальной версии, было основано Единство, вышел в свет первый номер журнала Modern Thought. Этот журнал пропагандировал идеи метафизического исцеления, которые расцвели буйным цветом в конце XIX в. В 1890 г. название журнала было изменено на Christian Science Thought, затем его заменили на Thought и, наконец, в 1895г. — на Unity (A Unity Chronology, p. 5).

Некоторые историки датируют основание Единства 1891-м годом, когда Чарльзу Филмору во время безмолвной молитвы открылось название «Единство». Филмор объяснял, что он слышал это название «точно так же, как Павел слышал голос Иисуса» (The Story of Unity, p. 61). Хотя Филморы действовали под разными названиями, Фримэн утверждает, что Христианская Школа Единства была официально создана только в 1914 г. (там же, p. 70).

После смерти Миртл в 1931 г. Чарльз продолжал вести Единство по пути метафизических учений. Он скончался в 1948 г. (там же, pp. 204, 213). Хотя Джеймс Фримен восклицает: «Филморы никогда не были учениками Мэри Бэкер Эдди», — едва ли можно отрицать, что ее влияние, равно как и влияние многих других учителей метафизики того времени, оказало сильное воздействие на богословские воззрения Филморов (там же, p. 58).

ДОКТРИНА

ТРОИЦА: Единство не признает библейское понимание Троицы. Напротив, эта группа проповедует пантеистическую идею Движения Новой Эры о том, что Бог есть всё, и всё есть Бог. «Бог есть Дух, или созидательная энергия, которая является причиной всех видимых вещей. Бог — не существо и не личность, обладающая жизнью, разумом, любовью, силой. Бог - то самое невидимое, неосязаемое, но очень реальное нечто, которое мы называем жизнью. Каждая скала, дерево, животное, всё видимое является проявлением единого Духа-Бога и различается только по степени проявления; и каждая из бесчисленных форм проявления или индивидуальностей, какой бы незначительной она ни была, содержит целое» (Lessons in Truth, H. Emilie Cady, pp. 6, 8).

БОГ ОТЕЦ: В статье «Дух» «Метафизический библейский словарь» (Metaphysical Bible Dictionary) Единства утверждает: «Одно из имен Бога. Дух и Разум — синонимы; таким образом, мы знаем Бога-Духа как Разум, единственный Разум или Интеллект Вселенной». Далее «Словарь» сообщает: «Отец есть Принцип. Таким образом, мы также можем сказать, Отец есть Существо в абсолюте, неограниченное, ни с чем не связанное» (p. 629).

Кэди поясняет: «Детские, необученные умы говорят, что Бог — личностное существо. От слов о том, что Бог есть принцип, их бросает в дрожь, и они вопят от ужаса. Бог — это имя, которое мы даем тому неизменному, неумолимому принципу, который лежит у истоков всего сущего. Для отдельного сознания Бог обретает черты личности, но как созидательная первопричина всех вещей Он представляет собой безличный принцип; выраженный в каждом отдельном человеке, Он становится для него личным — личным, любящим, всепрощающим Отцом-Матерью» (Lessons in Truth, p. 11).

БОГ СЫН: Как и большинство пантеистических групп Новой Эры, Единство проводит различие между человеком — Иисусом и божественным сознанием — Христом. Единство объясняет: «Иисус являет собой воплощенную идею Бога о человеке; Христос является этой идеей в абсолютном выражении».

Приведенная ниже цитата должна дать вам более четкое представление не только об этом метафизическом различии, проводимом авторами Единства, но и о методах толкования Библии, используемых Единством. «Для индивидуального сознания то, что Иисус родился в Вифлееме Иудейском, означает, что принципы Истины завладели разумной субстанцией Духа (Вифлеем) и посредством хвалы (Иудея) вызвали проявление Христа. Мудрым поступком будет оберегать новорожденное духовное сознание от контакта с Иродом — личностным эго. Ирод ищет «младенца, чтобы убить его», но под водительством Духа никакой вред Младенцу причинен не будет. Его увозят в Египет (защищенные области подсознания), чтобы он оставался там, пока личностное эго не уничтожит себя; потом Младенец может свободно выйти в мир и выразить себя» (Metaphysical Bible Dictionary, pp. 345-346).

БОГ СВЯТОЙ ДУХ: Чарльз Филмор, опять же в соответствии с пантеистической идеологией того времени, утверждал, что Святой Дух — не личность, но всего лишь безличная сила. Он писал: «Святой Дух в Божественном Разуме соответствует мысли в нашем разуме. Таким образом, мы можем представить себе безграничный Божественный Разум, но когда этот Разум попадает в наш мир или в наше сознание, он ограничен нашим пониманием его» (Atom-Smashing Power of Mind, p. 69).

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: Когда идеи Единства о вселенском сознании Христа, присутствующем во всех вещах, соединяются с представлением о Святом Духе как обезличенном, всепроницающем мыслительном процессе, подобном человеческим мыслям, легко понять взгляд Единства на предназначение человека. Они говорят: «Каждый из нас имеет в себе Христа, точно так же, как имел Его Иисус, и мы должны заглянуть в себя, чтобы признать и осознать свое сыновство, свое божественное происхождение и рождение, как это сделал Он. Путем постоянного единения себя с Высшим своими мыслями и словами мы тоже станем сыновьями Бога» (Metaphysical Bible Dictionary, p. 150).

Кэди упрощает этот процесс, говоря: «Твой Господь — не мой Господь, так же как мой Господь — не твой Господь. Твой Господь — Христос внутри твоего существа. Мой Господь — Христос в моей душе» (Lessons in Truth, p. 117).

ДРУГИЕ УЧЕНИЯ

1. Как и другие группы Новой Эры, Единство отрицает реальность зла, боли, болезни, бедности, старости и смерти, объясняя, что они «не реальны» (там же, pp. 36-37).

2. Единство было одной из первых групп, которые стали открыто проповедовать реинкарнацию в Америке. «Мы верим, что разложение духа, души и тела вследствие смерти аннулируется возрождением тех же самых духа и души в другом теле здесь на земле. Мы верим, что череда воплощений человека — это милостивое провидение нашего любящего Отца, имеющее своей целью, чтобы все мы могли получить бессмертие путем возрождения, как это сделал Иисус» (Unity's Statement of Faith, Article 22).

3. Поскольку философия Единства утверждает, что все религии проповедуют истину, Библия — лишь одна из священных книг. Чарльз Филмор писал: «Нет необходимости презирать писания иудеев, индусов или любого другого народа, но вы должны относиться к ним должным образом: как к оставленным людьми записям о своих переживаниях при общении с вездесущим Богом» (The Twelve Powers of Man, p. 115).

4. Раз все писания следует признать истинными, отсюда неизбежно следует, что все религии истинны. Чарльз Филмор писал: «Единство говорит, что другие духовно просвещенные люди — проповедники, священнослужители или любые религиозные учителя — могут помочь человеку ступить на истинную дорогу, ведущую к Богу, но, в конечном счете, каждый человек должен лично найти Бога. Другими словами, Единство говорит, что истинный религиозный рост представляет собой индивидуальный проект» (The Adventure Called Unity, p. 6-7).

5. В брошюре Twenty Questions About Unity рассматриваются представления этой группы о рае и аде. «Рай и ад — это состояния сознания, а не географические места. Своими мыслями, словами и делами человек создает для себя свой собственный рай и ад здесь и сейчас» (p. 9).

ОТВЕТ С ПОЗИЦИИ ХРИСТИАНСТВА

1. Бог не есть всё, и всё не есть Бог. Бог — Творец всего (Бытие 1:1; Исайя 44:24; Иоанна 1:2-3; Колоссянам 1:16).

2. Отец, Сын и Святой Дух обладают личностными качествами. Они говорят (Исход 24:12; Деяния 13:2), рассуждают (Исайя 1:18), испытывают сострадание (Луки 13:34; Иоанна 3:16-18).

3. Иисус не был наделен сознанием Христа, Он есть Христос (Матфея 1:18; Луки 2:11).

4. Не все религии истинны (Матфея 7:21, 24:24; Иоанна 14:6; Деяния 4:12).

5. Нищета, грех, болезнь и смерть реальны (Матфея 4:14; Марка 14:7; Римлянам 3:23, 6:23; 1-е Иоанна 1:7-10).

6. Реинкарнация противоречит Библии (Евреям 9:27).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Берри, Гарольд Дж. Во что они верят. М.: Духовное возрождение, 1994.

2. Боа, Кеннет и Литтл, Пол. Лабиринты веры и путь к истине. Slavic Gospel Press, 1992.

3. Мак-Дауэлл, Джош и Стюарт, Дон. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М.: «Протестант», 1993.