Духовные злоупотребления

Духовные злоупотребления являются столь же древними, как и сама лже-религия. Но, хотя явление как таковое существует давно, понятие «духовные злоупотребления», вероятно, было впервые употреблено Джеффом Ван-Вондереном.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Может иметь место при любой организационной структуре, но пирамидальные иерархические структуры особенно хорошо подходят для систематических духовных злоупотреблений.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Духовные злоупотребления - это неправомерное использование своего положения, силы или влияния в целях удовлетворения эгоистических интересов одной группы людей за счет других, действительно нуждающихся в помощи. Иногда злоупотребления обусловлены богослов-скими взглядами. В других случаях они вызваны тем, что правомерные личные потребности руководителя удовлетворяются неправомерным способом. Религиозным системам, склонным к духовным злоупотреблениям, свойственны такие черты как легализм (законничество), контроль над сознанием людей, фанатизм и авторитарность.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

1. Авторитарность

Наиболее характерным признаком религиозной системы или людей, склонных к духовным злоупотреблениям, является превышение власти. Претендуя на то, что их группа создана Самим Богом, руководители такой системы претендуют на право приказывать своим последователям.

Предполагается, что эту власть дает руководителям то положение, которое они занимают. В Мф. 23:1-2 Иисус сказал, что книжники и фарисеи «на Моисеевом седалище сели», т.е. заняли руководящее положение. Называть это положение можно по-разному, но в системе, где существуют злоупотребления, оно связано с властью, а не с нравственным авторитетом. Считается, что Бог действует среди Своего народа через иерархию или «командную цепь». В такой системе безусловное подчинение часто называется «защитным зонтиком», который якобы дает некие духовные благословения тем, кто подчиняется полностью. Возможно, последователям говорят, что Бог благословит их подчинение даже в том случае, если руководство ошибается. Не их дело судить или поправлять руководство - этим занимается Бог.

2. Создание привлекательного образа

Религиозная система, склонная к духовным злоупотреблениям, старательно поддерживает образ праведности. Историю организации часто излагают в несколько отредактированном виде, стремясь показать ее особые взаимоотношения с Богом. Ошибочные суждения и личные недостатки руководителей отрицаются или скрываются, чтобы укрепить их авторитет. Возможно, к членам организации предъявляются неисполнимо высокие законнические требования в отношении мыслей и поведения. То, что рядовые члены не могут соответствовать этим требованиям, является для них постоянным напоминанием о том, что они во всем уступают своим руководителям и должны им подчиняться. Стержнем таких религий является легализм.

Системам, склонным к духовным злоупотреблениям, свойственна также некоторая паранойя. Поскольку правда о такой религиозной системе, если ее показать во всей красе, вызовет у людей отвращение, посторонним показывают лишь позитивный образ группы. Оправдывается подобный подход тем, что «мирские» люди не могут понять религию, а следовательно, не имеют права знать. Как следствие такого отношения, члены группы неохотно рассказывают о некоторых учениях, особенностях внутренней политики и обрядах группы. Особенно старательно руководство охраняет свои тайны от последователей. Корни такой скрытности лежат в принципиальном недоверии к другим людям, поскольку вероучение ложно и не выдерживает проверки.

3. Подавление критики

Поскольку эта религиозная система не основана на истине, она не может допустить сомнений, разногласий или открытого обсуждения каких-либо вопросов. Проблему видят в человеке, который высказывает несогласие, а не в поднятых им вопросах. Истина по любому вопросу определяется «наверху», а затем спускается вниз по инстанциям. Любое сомнение расценивается как вызов руководству. Самостоятельное мышление подавляется под тем предлогом, что оно порождает сомнения, и изобличается как проявление недоверия Богу и помазанным Им руководителям. Таким образом, человек сам контролирует свои мысли, боясь усомниться в Боге.

4. Требование абсолютного совершенства

Естественно предположить, что человек ничего не получает даром. Если бы не однозначное учение о спасении благодатью через веру, данное Богом в Писаниях, было бы естественно счесть, что спасение нужно заслужить или, по меньшей мере, сохранить посредством добрых дел. Соответственно, в религиозных системах, прибегающих к духовным злоупотреблениям, получение любых благословений ставится в зависимость от выполнения духовных требований. Неудачи подвергаются суровому осуждению, поэтому альтернатива одна - совершенство. Пока человеку кажется, что он преуспевает в соблюдении требований, он, как правило, проявляет гордость и высокомерие. Но когда, в конце концов, ему приходится открыть глаза на неудачи и реальную жизнь, человек духовно «выгорает», а его вера может потерпеть крушение. Тех, чьи усилия окончились неудачей, клеймят как вероотступников, слабаков или навешивают другой ярлык, обозначающий, что система выкинула их за борт.

5. Преувеличение важности второстепенных вопросов

Религии, склонные к злоупотреблениям, должны как-то выделить себя среди всех других религий, чтобы иметь возможность говорить о своей уникальности и претендовать на особое положение у Бога. Обычно это делается за счет преувеличенного внимания к таким вопросам как пророчества, доведения до крайности библейских законов или использования странных методов толкования Библии. Созданная таким образом неустойчивая духовная «лошадка на палочке» рассматривается как уникальное знание, что якобы подтверждает претензии группы на особые взаимоотношения с Богом.

БИБЛЕЙСКАЯ ОЦЕНКА

В Библии можно найти множество примеров духовных злоупотреблений. Бог обличает «пастырей Израиля», которые кормили себя, а не свою паству, которые не лечили страждущих и не пытались вернуть заблудших, бросив их на произвол судьбы, но правили людьми с насилием и жестокостью (Иезекиль 34:1-10). Иисус пришел в ярость при виде воровства менял в Храме, которые использовали Божий народ ради собственной наживы (Матфея 21:12-13; Марка 11:15-18; Луки 19:45-47; Иоанна 2:13-16). Он гневался на тех, кого больше заботили правила и законы, чем людские страдания (Марка 3:1-5). В 23-й главе Матфея Иисус дает очень подробное описание духовного вождя, злоупотребляющего своим положением. В 9-й главе Иоанна фарисеи «выгнали вон» слепорожденного только за то, что, рассказывая правду о своем исцелении, он тем самым обличал их развращенность. В Деяниях 7:51-56 Стефан призывает иудейских вождей к ответу за духовные злоупотребления. Своим свидетельством он оправдывал казненного этими людьми Иисуса и осуждал их самих. Иудеи-законники пришли в такую ярость, что до смерти забили Стефана камнями. В Послании к галатам Павел разоблачал «христианство», зависящее от успеха в добрых делах, которое ведет к законничеству. И таких примеров еще много.

Будучи Богом во плоти, Иисус обладал законной духовной властью. Но Он не использовал ее для укрепления собственного положения или для того, чтобы помыкать другими и контролировать их при помощи законов и правил. Он сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28). Словом «обремененные» в Синодальном переводе передано греческое понятие phortizo, которое означает здесь «чрезмерно озабоченные обрядами (или духовными волнениями)» (Strong's Concordance, #5412). Иисус выразил должное представление об авторитете, обусловленном положением человека, сказав: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель - Христос, все же вы - братья» (Матфея 23:8). Сказав: «Говорящий сам от себя ищет славы сам себе...» (Иоанна 7:18), Он дал еще один ключ к распознаванию злоупотреблений.

Иисус не заботился о своем «имидже». Он был готов общаться с пьяницами, жуликоватыми сборщиками налогов и даже с проститутками. Он обвинял законников-фарисеев в том, что они «учат учениям, заповедям человеческим» (Матфея 15:9), и уподоблял их показную, лицемерную праведность «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матфея 23:27).

Иисус также не страдал паранойей. Его служение было предельно открыто для всеобщего обозрения. Когда на суде (Иоанна 18) Его спросили об учении, которое Он проповедует, Иисус ответил: «Почему тытак Меня спрашиваешь?». Господь указал на то, что Он всегда проповедовал публично и никогда не таился, предложил спросить Его учеников. Ему нечего было скрывать.

Иисус не боялся критиковать религиозных вождей или их ошибочные учения (например, Матфея 15:1-9; 23:1-13 и т.д.). Сталкиваясь с критикой или коварными вопросами, имевшими своей целью опорочить Его, Он никогда не затыкал людям рот. Скорее, Он давал логичные и основанные на Библии ответы на их возражения (например, Луки 7:36-47; Матфея 19:3-9).

Иисус придерживался высокого стандарта Закона и все же ставил действительные нужды людей выше любых правил и установлении (Матфея 12:1-13; Марка 2:23-3:5). В Священном Писании ясно сказано, что никто не может полностью избавиться от греха в этой жизни (Екклесиаст 7:20; 1 Иоанна 1:8). Однако из Библии также явствует, что человек может еще в земной жизни узнать, что у него есть вечная жизнь (Иоанна 5:24; 6:37-40) - эту тему развивают в своих посланиях Павел и Иоанн (1 Иоанна 5:10-13).

Фарисеи, наиболее яркий образчик духовных злоупотреблений, имели несколько странное представление о том, что наиболее важно для Бога. Иисус говорил, что они «... дают десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру...» (Матфея 23:23).

ПОСЛЕДСТВИЯ

Духовные злоупотребления способны уничтожить человека. Духовным лидерам часто оказывают очень большое доверие. Предполагается (и это правильно), что такое доверие следует уважать и оберегать. Когда доверие преступают, нанесенная рана может быть очень глубокой. Иногда она настолько глубока, что пострадавший человек никогда уже не сможет доверять даже правомерной духовной власти.

Аналогичная трагедия происходит с жертвами кровосмешения. Эмоциональные и психологические симптомы, наблюдаемые у жертв кровосмешения, в значительной степени подобны проблемам, вызванным духовными злоупотреблениями. Главным симптомом является неспособность нормально относиться к людям, которые явились источником их эмоциональной травмы.

Помимо болезненного страха перед духовными авторитетами и глубокого разочарования в любой власти, человек, пострадавший от духовных злоупотреблений, может испытывать трудности в том, чтобы довериться даже Самому Богу. «Как Он мог допустить [Почему Он допустил], чтобы это случилось со мной?» Гнев в его сердце столь же силен. Сам по себе гнев не всегда является злом: Бог и Сам гневается на духовные злоупотребления (см. раздел «Библейская оценка»). Однако даже самый оправданный гнев, если он не выражается и не остужается должным образом, может вылиться в горький цинизм по отношению ко всему духовному.

ИСЦЕЛЕНИЕ

Возвращение к нормальной жизни после духовных злоупотреблений должно начаться с понимания того, что и как произошло. Жертва обычно думает, что никто, кроме него (нее), не видит проблему. Важно суметь хотя бы определить суть проблемы.

Потом такой человек должен узнать истинную природу Божьей благодати, любви и прощения. Это первый шаг к тому, чтобы когда-нибудь суметь простить своего обидчика. Умение поделиться своим опытом и помочь другому человеку, оказавшемуся в такой же ситуации, также очень важно. Это можно сделать в контексте группе поддержки, состоящей из людей со сходным опытом, которые могут поделиться друг с другом исцеляющей любовью Христа.

Наконец, для полного исцеления потребуется много времени.