Божественность Христа в Евангелии от Марка
Современные скептики часто утверждают, что Евангелие от Марка (которое считается самым древним) ничего не говорит о божественности Христа, и что христология ранней Церкви постепенно развивалась, пока в Евангелии от Иоанна (которое считается последним) Его личность не приобрела божественные черты. Насколько это утверждение соответствует действительности? Правда ли, что Марк ни словом не упоминает о божественности Иисуса? В своей статье я попытаюсь показать, что Иисус был Богом, на основании одного только Евангелия от Марка.
Приготовьте путь Господу
В Марка 1:1-3 мы читаем:
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Это, конечно же, отсылка к тексту Исаии 40:3, пророчеству, в котором речь явно идет о Яхве. Таким образом, заявление о божественности Христа присутствует уже в первых трех стихах Евангелия от Марка.
Святой Божий
В Марка 1:23-25 мы читаем:
В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
Даже бесы понимали, кто такой Иисус — Святой Божий (ὁ ἅγιος τοῦ θεοῦ)! Этот титул использовался в Ветхом Завете, причем чаще всего для описания Самого Яхве (напр., Пс. 70:22; 77:41; Ис. 12:6).
Кто может прощать грехи, кроме Бога?
В Марка 2:5-7 мы читаем:
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
Действительно, кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус претендовал на власть прощать грехи, которые были совершены не против Него. Только Бог обладает такими полномочиями. Книжники прекрасно поняли, какой вывод следует из слов Спасителя.
Господин субботы
В Марка 2:27-28, когда фарисеи обвинили Иисуса в том, что Он занимается противозаконными делами в субботу, Спаситель ответил:
Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
Как мог кто-либо, кроме Бога, объявить себя «господином субботы»?
Усмирение моря
Дважды в Евангелии от Марка мы читаем о том, как Иисус усмирил море (4:39-41; 6:50-51). Это вызывает в памяти отрывки из Псалтири, в которых такая же власть приписывается Яхве (напр., Пс. 88:10; 103:7; 106:29). В 6-й главе Иисус не только усмиряет море, но и ходит по поверхности воды — такая же способность приписывается Яхве в книге Иова 9:8 и 36:16.
Кто постыдится Меня
В Марка 8:38 мы находим слова Иисуса:
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Разве нечто подобное мог бы произнести простой человек?
Преображение
В 9-й главе Марк рассказывает о преображении Иисуса, и в этой истории есть поразительное сходство с явлением Яхве Моисею на горе Синай. Во-первых, все происходит на вершине горы. Моисей берет с собой трех спутников (Исх. 24:1-9), и лицо его тоже сияет (Исх. 34:29-35). Две фигуры, появившиеся рядом с Иисусом, — Моисей и Илия — также имеют значение, поскольку именно они в Ветхом Завете хотели «увидеть» Бога. Однако в обоих случаях Бог явился им не в полноте Своей славы: Моисей прятался в расселине скалы и смог увидеть Бога лишь со спины (Исх. 33:22-23), а Илия увидел лишь знамения Его присутствия (3 Цар. 19:11-12). В 9-й главе Марка Моисей и Илия уже не прячутся, но свободно общаются с Иисусом.
Проклятие смоковницы
В Марка 11:12-14 мы читаем о том, как Иисус проклял смоковницу:
На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
Опять-таки, это происшествие напоминает ряд ветхозаветных текстов, где часто встречается образ смоковницы, засушенной Богом (напр., Ис. 1:30; 34:2-4; Иер. 8:13; Ос. 2:14; 9:10, 15-16).
Сын Человеческий
Чаще всего в Евангелиях Иисус называл Себя «Сыном Человеческим», и в Евангелии от Марка этот титул встречается неоднократно. Наиболее примечателен, наверное, текст Марка 14:61-64, где рассказывается о допросе Иисуса первосвященником:
Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
Титул «Сын Человеческий» вкупе с фразой «грядущий на облаках небесных» — недвусмысленная отсылка к тексту Даниила 7:13-14:
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
По словам Даниила, эта виденная им божественно-человеческая фигура примет поклонение от всех народов — но кто, кроме Бога, вправе принимать поклонение? Первосвященник совершенно точно понял, что хотел сказать Иисус, — поэтому он разорвал свои одежды и объявил Спасителя богохульником.
Заключение
Я перечислил лишь немногие тексты из Евангелия от Марка, в которых есть ясные указания на божественность Христа. Утверждения, будто Марк не изображает Христа Богом, безосновательны.
Оригинальный текст статьи опубликован на сайте служения CrossExamined.org. Все права принадлежат автору.