Должны ли христиане соблюдать правила кашрута?

Павел увещевал Тита: «Учи тому, что стало здравым учением» [1], — утверждая, что пресвитеры и епископы должны быть способны наставлять в здравом учении, чтобы усмирить пустословов. Он писал Тимофею, что настанут дни, когда люди не станут терпеть здравое учение. Так что сегодня многие не принимают твердую пищу или здравое учение Божьего Слова, но вместо этого носятся повсюду со своими взглядами, основанными на вырванных из контекста библейских текстах, которые допускают разные толкования. И поэтому Павел пишет, что полезным для научения следует считать все Писание [2], а Иисус говорил, что человек живет «всяким словом Божиим» [3].

Для христианского учения необходимо использовать не два-три избирательно процитированных отрывка, а много библейских текстов. И потому, исследуя вопрос об употреблении в пищу крови, мы попытаемся изложить здравое учение, ссылаясь на целый ряд текстов из Писания с учетом аналогии Писания, а не на основании единственного новозаветного отрывка, вырванного из контекста [4].

Обычное правило толкования заключается в том, что каждый отрывок должен быть частью единого целого, и если создается впечатление, что какой-то текст противоречит обычному пониманию других текстов, необходимо выяснить, почему это так, и согласовать их друг с другом. Нельзя отказывать в истинности остальному тексту Писания, если ваш ключевой отрывок говорит нечто другое.

Именно эта ошибка ведет к тому, что многие закрывают глаза на новозаветную истину, что Иисус [5] упразднил ветхозаветное деление пищи на чистую и нечистую, которое, как свидетельствуют многие стихи Нового Завета, было отменено и завершено Христом [6]. Однако люди отвергают новозаветную точку зрения, ссылаясь на текст Исаия 66:17, где говорится, что употребляющие в пищу свинину и мышей все погибнут. Полагая, что речь в этом тексте идет об Армагеддоне, и опираясь на него, люди ставят под сомнение все новозаветное учение о том, что «нет ничего в себе самом нечистого», и утверждают, будто проповедующие его «отступают от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским».

Будет прискорбной ошибкой использовать неверное толкование ветхозаветного пророчества [7], чтобы опровергнуть все новозаветное учение о том, что законы о нечистой пище были отменены, ведь, как сказал Иисус в 7-й главе Евангелия от Марка, «ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его… Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища».

Подходя к вопросу о крови, мы должны в логической и систематической последовательности проделать несколько шагов, чтобы удостовериться, что «верно преподаем слово истины» и тем самым «говорим то, что сообразно с здравым учением». Вот план, которому мы будем следовать:

  1. Мы исследуем ветхозаветные заповеди относительно употребления в пищу крови.
  2. Мы рассмотрим некоторые особые правила толкования, касающиеся обычаев и культурных норм.
  3. Мы отметим причины, которыми Ветхий Завет объясняет эти запреты.
  4. Мы ответим на вопрос: «Чья кровь священна в новозаветную эпоху: Иисуса или животных?»
  5. Мы рассмотрим ряд новозаветных текстов, в которых идет речь о пище и питье.
  6. Мы оценим действенность ветхозаветных запретов в новозаветном контексте.
  7. Мы исследуем текст Деяния 15:20-29 в контексте истории ранней Церкви, чтобы выяснить причину этого указания.
  8. Мы определим, в какой мере эта причина применима к сегодняшней Церкви.

Шаг 1: Ветхий Завет запрещает употреблять в пищу кровь.

До грехопадения Адама, когда человек был совершенен и жил в Эдемском саду, Бог дал ему в пищу растения, но не плоть животных. После грехопадения Бог велел человеку приносить животных в жертву за грех подобно тому, как поступил Авель (Быт. 4). Ною Бог заповедал:

Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную [8] даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее [9], не ешьте; я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша… кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека… (Быт. 9:3-4).

Завет, который Бог заключил с Ноем, и который позволял людям есть все живое, но без крови, распространялся и на его потомков, так что Авраам жил в соответствии с этой заповедью Божьей. Он и его семья ели все. В 12-й и 17-й главах книги Бытия Бог не дает Аврааму никаких заповедей относительно пищи, поэтому он и его потомки, будучи потомками Ноя, соблюдали все те же диетические предписания. В Моисеевом Законе сказано:

Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; только крови не ешьте [10]: на землю выливайте ее, как воду (Втор. 12:15-16).

Второзаконие 14:7-19 вводит запрет на употребление «нечистого» (также подробно изложенный в 11-й главе книги Левит). Однако Второзаконие показывает историческую последовательность этих запретов [11].

Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами [12], будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того… потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови… (Лев. 17:10-14).
И всякий, кто будет есть мертвечину или растерзанное зверем, туземец или пришлец [13], должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера, а потом будет чист… (Лев. 17:15).
Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте [14] (Лев. 3:17).

Здесь Бог говорит Израилю, что тук (жир) им также запрещено употреблять в пищу (жир также использовался для жертвенника), и этот запрет распространялся на все поколения, находившиеся под Законом Моисеевым.

Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих [15], отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему.... (Втор. 14:21).
И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств [16], трапезу из чистых вин, из тука костей [17] и самых чистых вин… Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц… (Ис. 25:6, 8).

Шаг 2: особые правила толкования, касающиеся обычаев и культурных норм

Мы видим, что эти законы были культурно обусловлены и постепенно менялись. Только подумайте, как много ложных толкований могут породить попытки использовать приведенные выше стихи применительно к новозаветным верующим! Следовательно, нам необходимо с помощью правомерной библейской герменевтики определить, каким образом ветхозаветные обычаи и культурные нормы относятся к нам сегодня.

Д-р Уолтер Кайзер излагает принципы такой герменевтики в своей статье «Надлежащая герменевтика», опубликованной в 1979 году в сборнике Inerrancy («Непогрешимость Библии») [18], изданном под редакцией Нормана Гайслера. Эти принципы хорошо продуманы и весьма ценны — настоящая золотая жила качественного толкования Библии. Кайзер показывает два пути, которыми ветхозаветные обычаи переносятся в новозаветный период и становятся обязательными для христиан:

  • сохраняются и культурно-историческое воплощение обычая, и богословие, на которое он опирается — например, главенство мужа над женой, Бога над Христом и Христа над Церковью;
  • сохраняется богословие, но меняется культурно-историческое воплощение — например, мать и сына в случае кровосмешения не побивают камнями, а отлучают от Церкви.

Кайзер пишет:

Какова бы ни была собственная точка зрения толкователя, если он хочет обосновать свой выбор и учить, опираясь на авторитет Писания, ему необходимо обращать внимание на подсказки, вложенные в текст автором. Никакой толкователь не вправе простым мановением руки приписать общепризнанные положения Божьего Слова одному лишь влиянию культуры или наоборот… Прежде всего необходимо определить единственный смысл текста. Иными словами, полностью выявить смысл, который хотел донести до нас автор, прежде чем пытаться сформулировать его значение для нас здесь и сейчас (p. 142).

Кайзер перечисляет пять принципов толкования, с помощью которых можно определить, остается ли та или иная практика, включающая в себя культурно-исторические элементы, нормативной в новозаветную эпоху:

  • В каждом случае необходимо, изучив контекст, найти причину культурной заповеди, обычая или исторической практики. Если причина вызывающей сомнение практики или традиции кроется в неизменной природе Бога, тогда эти практика неизменно нормативна для всех христиан во все эпохи.
  • Культурно-историческое воплощение заповеди может измениться, даже если стоящий за внешней формой принцип остается неизменным для всех последующих поколений читателей.
  • Когда какие-то обычаи, обозначенные как неотъемлемая часть языческой культуры и противоречащие нравственной природе Бога, запрещены в ВЗ или НЗ, они запрещены и в нашей культуре.
  • Обычай или культурная заповедь неизменны, если в их основе лежит природа Бога или принципы творения.
  • Существуют библейские прецеденты, указывающие на то, что применение тех Божьих установлений, которые основаны не на Его природе, а на Его воле в отношении конкретных людей в конкретном контексте, может меняться под влиянием обстоятельств.

И вот, к какому выводу он приходит:

В Писании присутствует абсолютная верность заповедям, основанным на природе Бога или на принципах творения; в то же время оно демонстрирует гибкость в применении других заповедей, таких как гигиенические, диетические и обрядовые установления.

Шаг 3: причины, которыми Ветхий Завет объясняет эти запреты

Пользу перечисленных Кайзером принципов толкования для понимания того, какое отношение эти диетические предписания Ветхого Завета имеют к нам, новозаветным верующим третьего тысячелетия от Рождества Христова, невозможно переоценить. Изучая причины запрета против употребления крови в пищу, мы уже видим, что он основан на иудейской системе жертвоприношений, а не на неизменной нравственной природе Бога, или Его суверенной власти, или принципах творения. Библия также не связывает употребление крови в пищу с особенностями языческого поклонения. Эти факторы важны для решения вопроса о неизменности запрета на употребление крови в пищу, когда мы переходим в новозаветную христианскую эпоху.

Шаг 4: чья кровь священна в новозаветную эпоху: Иисуса или животных?

Употребление в пищу крови (в ветхозаветном контексте) запрещено. Причина достаточно проста. Искупление грехов приобреталось посредством принесения в жертву жизни животных в качестве замены человеческой жизни; и пролитие крови было самым важным элементом изглаживания греха. Отсюда и запрет на поглощение крови человеком (Harris, R. Laird; Archer, Gleason L.; Waltke, Bruce K. Theological Wordbook of the Old Testament, I:191).

Как мы видим из книги Левит 17:10-14, святость крови животных объяснялась ее использованием для покрытия грехов на всем протяжении Ветхого Завета, от грехопадения Адама до смерти Иисуса. Такое ее использование предназначалось для тех культур, которые приносили животных в жертву Богу в умилостивление за грех. Однако мы отмечаем, что, хотя грех Адама, возможно, и покрывался таким образом, это все же не делает святость крови принципом творения, ибо заповедь была дана только после грехопадения. Принципы творения существовали еще до грехопадения.

Смерть Иисуса навеки лишила значимости принесение животных в жертву за грехи. В 1 Петра 1:18-19 говорится, что «искуп­лены вы от суетной жизни… драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». Кровь животных не могла нас искупить — она лишь покрывала грехи! Вот почему в Евреям 10:1 мы читаем, что Закон с его жертвоприношениями не мог сделать человека совершенным. Жертвоприношения не могли уничтожить грехи (стт. 4-3). Бог ненавидел жертвоприношения, поэтому Христос упразднил Ветхий Завет, чтобы заключить Новый, согласно которому мы освящаемся Его кровью (стт. 8-10). В Евреям 9:11-12 говорится, что Христос приобрел вечное искупление Своей кровью, а не кровью козлов и тельцов! Так что отныне свята уже кровь Иисуса, а не животных. И вопреки ветхому запрету на употребление крови сегодня христиане вкушают кровь Иисуса, как Он учил в Иоанна 6:53-56: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» [19].

Именно о крови Иисуса Павел говорит в Евреям 10:29: «...сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» Так что сегодня святыней является кровь Иисуса. Кровь животных больше не используется для изглаживания грехов. Поэтому и причины, по которой она была под запретом, больше не существует.

Шаг 5: новозаветное учение о пище и питье

  • 2 Кор. 2:14-16: Христос положил конец ветхозаветным установлениям, пригвоздив их ко кресту, так что мы не должны позволять кому-либо осуждать нас за пищу или питье.
  • Кол. 2:21-22: «„не прикасайся“, „не вкушай“, „не дотрагивайся“» — все это истлевает от употребления.
  • Рим. 14:1-2: сильный в вере ест все.
  • Рим. 14:14: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто».
  • Рим. 14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие...»
  • Евр. 7:11-12: поскольку Христос стал нашим новым первосвященником, закон должен был измениться.
  • Рим. 10:4: Христос — конец закона, к нашей праведности.
  • 1 Кор. 8:8: Пища не приближает нас к Богу — едим мы или нет, это не сделает нас лучше.
  • 1 Кор. 6:12: для меня все законно.
  • 1 Кор. 6:13: для меня все законно.
  • 1 Кор. 10:23: для меня все законно.
  • 1 Кор. 10:25: ешьте все, что продается на рынке, не задавая вопросов ради спокойствия совести.
  • Мк. 7:14-19: ничто съеденное человеком не оскверняет его, т. е. всякая пища чиста.
  • Лк. 10:7-8: ешьте и пейте все, что вам дают.
  • Деян. 10:15: то, что Бог очистил, вам не следует считать нечистым.
  • Титу 1:14-15: «не внимая Иудейским басням… Для чистых все чисто...»
  • 1 Тим. 1:3-7: не учите иному, наша заповедь — любовь от чистого сердца, от которой некоторые уклонились, желая быть учителями закона, но не понимая, что говорят и что утверждают.
  • 1 Тим. 4:1-7: В последние времена некоторые отступят от веры и будут требовать, чтобы люди воздерживались от пищи, которую Бог сотворил, чтобы верующие и знающие истину принимали ее с благодарностью… Всякое творение Божье, и ни от чего не следует отказываться… поскольку оно освящено Словом Божьим и молитвой.

Перечисленные восемнадцать новозаветных отрывков единодушно говорят, что всякая пища на самом деле хороша и приемлема для христиан. Понятие всякой пищи включает в себя кровь, жир и удавленину. Мы не должны позволять, чтобы другие осуждали нас за это на основании законов, канувших в Лету вместе с ветхозаветным законом, на смену которому пришел новозаветный закон Духа. Мы можем есть все, потому что Бог освятил для нас все!

Шаг 6: оценка серьезности причин для пищевых запретов в век Церкви

Выше, на 4-м шаге, мы определили, что причин считать кровь животных святыней больше нет, а на 5-м шаге убедились, что всякая пища хороша, так что запрет на вкушение крови тоже больше не действует. Он тоже закончился вместе с ветхозаветным законом. «...конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4).

Таким образом, и закон против употребления в пищу жира (предназначенного для жертвенника) утратил силу, поскольку сами жертвоприношения закончились на кресте! Поскольку причин для этого запрета больше нет, и он в век Церкви больше не действует. Употребление в пищу жира нигде в Новом Завете не осуждается. Напротив, в книге Исаии 25:6 сказано, что пиршество, устроенное Богом для всех народов, будет включать в себя и жир, и костный мозг.

Сопоставляя между собой стихи 12:15-16 и 14:7-19 из книги Второзакония, мы видим, что законы об употреблении в пищу плоти животных носят строго обрядовый и культурный характер, поскольку то, что позволяется в главе 12, запрещается в главе 14. Таким образом, это никак не связано с моралью. Не следует связывать с моральными причинами и запрет на кровь, входящий в число законов о чистой и нечистой пище в 12-й главе Второзакония и 14-й главе Бытия, поскольку в 14-й главе Второзакония запрет на вкушение крови не распространяется на язычников. И поскольку запрет на запретную нечистую плоть отменяется в Новом Завете (см. шаг 5), то, по аналогии, запрет на вкушение крови также перестает действовать.

Сравнивая сказанное в книге Левит 17:15 с тем, о чем говорится в книге Второзакония 14:21, мы видим, что запрет против языческого употребления в пищу удавленных животных, в жилах которых остается кровь, снимается. Это показывает, что закон о крови носил исключительно культурный и обрядовый характер, и его действие было ограничено иудейским народом, поскольку язычникам вкушать кровь было позволено. Удавленину можно было продавать на рынке язычникам, чтобы они употребляли ее в пищу. Раз в Ветхом Завете (Втор. 14) язычникам была дана такая свобода, было бы непоследовательно считать, что Новый Завет запрещает им употреблять кровь, — тем более, что Христос отменил иудейский ветхозаветный закон, частью которого был этот запрет, а «тот, кого Сын освободит, истинно свободен будет». Запрет на вкушение крови, который более не действовал даже в отношении иудеев, ставших христианами, тем более не имеет силы в отношении язычников, на которых это ограничение не распространялось с тех пор, как был заключен завет закона [20].

Из сказанного выше следует, что из двух путей, о которых говорит Уолтер Кайзер (см. шаг 2), к вопросу об употреблении крови в пищу применим второй — сохраняется богословский принцип святости крови, только в Новом Завете святыней становится кровь Иисуса, а не животных [21].

Шаг 7: причина запрета в Деяниях 15:20-29 — «особые обстоятельства»

Четвертый из перечисленных Кайзером принципов толкования гласит, что заповеди, которые носят обрядовый или культурный характер, могут быть отменены или изменены в соответствии с обстоятельствами. В истории ранней Церкви мы находим несколько ярких тому примеров, которые тождественны предписанию, данному в 15-й главе Деяний, и проливают свет на его причины:

  • Деяния 21:21-26. Иерусалимские пресвитеры, которые составили предписание из 15-й главы, предложили Павлу вместе с еще несколькими братьями обрить голову и совершить иудейский обряд очищения, что подразумевало принесение в жертву животных в соответствии с требованиями закона. В таком случае, если бы иудеи обвинили Павла в том, что он учит вопреки их закону, он напомнил бы им о письме из 15-й главы Деяний в доказательство своей невиновности. Пресвитеры надеялись таким образом избавить апостола от цепей, уготованных ему по пророчеству.
    Это означает, что письмо и предписание о крови, удавленине и идоложертвенном из 15-й главы Деяний преследовали цель уберечь от преткновения иудеев, которых новообращенные христиане из язычников пытались привести ко Христу. Поступок Павла, обрезавшего Тимофея ради иудеев (Деян. 16:1-3), был воплощением принципа «для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых», который он сформулировал в 1 Коринфянам 9:19-23.
  • В 1 Коринфянам 8:4-8 Павел объявляет факт принесения пищи в жертву идолам несущественным, потому что идол — ничто. Это опять-таки свидетельствует о том, что письмо из 15-й главы Деяний было предназначено для конкретного времени и конкретных обстоятельств, когда Евангелие проповедовалось «во-первых, Иудею, потом и Еллину» [22]. Чтобы никому не подавать соблазна, христиане должны были не по обязанности, а от души исполнять новозаветные предписания в 18 текстах, перечисленных в 5-м шаге, а также применять правила библейского толкования, перечисленных в 6-м шаге..

Можно считать, что это пример применения 4-го герменевтического правила — об особых обстоятельствах, которые влияют на исполнение заповедей, носящих культурный характер. Приняв обрезание, христианин отпадает от благодати и остается без Христа (Гал. 5:4). Тем не менее, ради иудеев Павел обрезал Тимофея и, взвесив все обстоятельства, принял участие в иудейском обряде очищения, который предполагал кровавые жертвоприношения [23].

Еще один пример того, как Павел был всем для всех, чтобы приобрести для Христа некоторых, мы видим в его обыкновении посещать по субботам синагоги, чтобы проповедовать иудеям Христа. Хотя при этом апостол убеждал слушателей не соблюдать ветхозаветные праздники [24], в книге Деяний можно запросто насчитать не менее тринадцати подобных ситуаций. Между тем, обличая галатов, Павел писал: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас». Он беспокоился, что верующие, соблюдая субботу, тем самым вновь возвращаются к Синайскому закону, о котором сказано: «Изгони рабу» [25].

Шаг 8: применение к современной культуре

Библейское учение о нашей свободе во Христе необходимо совмещать со всеопределяющим учением о христианской любви: не уязвляйте совесть немощного брата, пользуясь своей свободой в его присутствии. Например:

  • 1 Кор. 8:9-13 и 10:22-33 — об идоложертвенном;
  • Рим. 14:15, 20-21 — об употреблении мяса и вина;
  • 1 Кор. 9:19-23 — о необходимости быть всем для всех, чтобы больше приобрести для Христа;
  • Гал. 5:1-13 — сказав: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос», — Павел добавляет: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти», — поскольку это становится для некоторых соблазном.

Христос умер за всех, и человеческие души имеют гораздо большую ценность, чем мое право есть все, что хочется.

Теперь, когда после событий 15-й главы Деяний прошло 2000 лет, обстоятельства, в которых живет большинство христиан, разительно отличаются от ситуации, которая существовала в I столетии. Во многих наших общинах нет или почти нет обращенных иудеев — ни среди прихожан, ни среди частых гостей. Главенствующее положение в большинстве стран занимает либо христианство, либо другая неиудейская религия, а культура этих стран носит по преимуществу языческий характер. Соответственно, наш образ питания для них не оскорбителен, и нам не приходится выпускать из мяса всю кровь, чтобы не соблазнить брата, воспитанного в иудейских традициях.

Впрочем, нам и незачем это делать, поскольку Новый Завет ясно говорит, что всякая пища хороша. Тем нашим современникам, кому нравится кровяная колбаса, не стоит беспокоиться, что 15-я глава Деяний относится к ним, поскольку это были особые указания — licit pro tempore, предназначенные для конкретного времени и конкретных обстоятельств, — которые постепенно вытеснила новозаветная норма, как следует из приведенных выше восемнадцати отрывков.

Нет у нас и причин волноваться и о язычниках, приносящих пищу в жертву идолам, прежде чем выставить ее на продажу (см. 1 Кор. 8).

Отсюда же следует, что люди, которые отказываются от переливания крови, заблуждаются, видя в 15-й главе Деяний повеление воздерживаться от крови. Они допускают сразу несколько ошибок — игнорируют учение Нового Завета в целом и вырывают нужные слова из конкретного контекста. Более того, в Деяниях речь идет об употреблении крови в пищу, когда она проходит по пищеварительному тракту и извергается вон. Авторам этого послания и в голову не приходило, что 19 столетий спустя люди научатся вливать в свою кровеносную систему чужую кровь, чтобы не погибнуть от массивной кровопотери, — но не в качестве пищи. Бог не хочет, чтобы кто-нибудь погиб, и Христос умер, чтобы спасти людей от погибели. Таким образом, идея переливания крови отлично сочетается с Божьей любовью к нам и Его замыслом относительно нас!

Но если бы мы занимались благовестием среди иудеев, наша ситуация, конечно, была бы совершенно иной [26]. Тогда бы нам, как и Павлу, следовало бы стать всем для всех: избегать употребления в пищу мяса, кровяной колбасы и всего, что может стать преткновением для иудея. Мы могли бы посещать их синагоги по субботам, с почтением относясь к месту и времени их богослужений, чтобы обратить их ко Христу.

Однако эти особые обстоятельства очень отличаются от того, чему нам следует учить христиан, у которых есть полнота свободы во Христе, которые могут «есть все», и для которых «ничто не предосудительно». Проповедуя эту полноту свободы, мы становимся «добрыми служителями Иисуса Христа», наставляющими братьев в здравом учении, к чему Павел призывал Тита и Тимофея.

 

Примечания

 

1. Титу 2:1; 1:9-13. [Назад]

2. 2 Тим. 3:15-16. [Назад]

3. Лк. 4:4. [Назад]

4. Иными словами, при толковании следует принимать во внимание все контексты: исторический, географический, лингвистический, культурный и религиозный. [Назад]

5. Мк. 7:14-23. [Назад]

6. Кол. 2:14-16; 1 Тим. 4:1-7; Рим. 14:14; Деян. 10:9-16 и т. д. [Назад]

7. Их ошибка в том, что при толковании этого стиха они забыли правило непосредственного контекста. Здесь Бог обращается к сынам Израилевым, которые в то время поклонялись идолам в своих рощах и питались этими нечистыми животными. Он предсказал им погибель от руки ассирийцев. Возможно, хотя и не обязательно, это предсказание следует воспринимать в контексте стихов 18-21, где говорится о рассеянии Израиля и их последующем собрании из всех народов, где они проведут несколько столетий. [Назад]

8. Некоторые ссылаются на эту фразу, чтобы поставить под сомнение всеохватность слова «все», которое использует Бог, — они утверждают, что Бог ограничил число съедобных растений в Эдемском саду, запретив людям вкушать от дерева познания добра и зла. Однако такая экстраполяция сказанного в 9-й главе Бытия неразумна, Богу приписывается противоречие, порожденное искаженной человеческой логикой. [Назад]

9. Тем не менее, хотя Бог разрешил есть «все движущееся, что живет», Он запретил употреблять в пищу кровь живых существ — во всяком случае, тех, что были принесены в жертву. Однако в тексте нет ни слова о вкушении только чистых и воздержании от нечистых, хотя некоторые «вчитывают» сюда эти запреты (см. предыдущую сноску). Более того, некоторые полагают, что деление живых существ на чистые и нечистые существовало уже во дни Ноя, ссылаясь при этом на Быт. 7:2. Однако в стихах 2-3 Господь велит патриарху взять по семь представителей каждого вида птиц и чистых животных, но всего по два животных от каждого нечистого вида. Но в стихах 6:19-20 Он велит Ною взять лишь по одной паре «из всякой плоти», и в стихах 7:8-9 мы видим, что в ковчег вошла лишь одна пара «из скотов чистых и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле» («как Бог повелел Ною» в стихах 6:19-20). Помимо того, что количество птиц и животных не совпадает, в стихе 2 птицы не делятся на чистых и нечистых, в отличие от животных. Без сомнения, эту путаницу привнесли в повествование иудейские священники, которые впоследствии вставили это уточнение в текст, нарушив тем самым хронологическую последовательность.

Деление на чистых и нечистых было открыто Моисею гораздо позже (Втор. 12:15; ср. Втор. 14:2-21; Гал. 3:19; Рим. 5:20; Втор. 5:3), и служило иллюстрацией отделения обрезанных иудеев от необрезанных язычников (Лев. 20:24-26). Но поскольку в Новом Завете Бог упразднил всякое различие между иудеем и язычником (Гал. 3:28), деление пищи на чистую и нечистую также утратило свой иллюстративный характер (Деян. 10:9-16, 28; 11:11-18).

Как и в сноске 7, эта правка создает видимость противоречия в тексте Писания, которое можно устранить, удалив из 7-й главы Бытия деление на «чистое» и «нечистое» и приведя текст к тому виду, в каком он вышел из-под водимого Духом пера Моисея. Безошибочностью обладают только автографы (авторские редакции) библейских книг, но не исправления, добавленные людьми впоследствии. В Пятикнижии есть и другие подобные вставки — например, упоминание о смерти Моисея, фраза «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3) и текст стиха Исх. 20:11, отредактированный с учетом Быт. 2:3 и Исх. 31:17. [Назад]

10. Здесь Бог по-прежнему считает нормой употребление в пищу любых животных, согласно указаниям, данным Ною и его потомкам, а также Аврааму и его потомкам. [Назад]

11. В книге Бытия Моисей иногда использовал пророческий язык, используя названия населенных пунктов, которые те получили гораздо позже (напр., Вефиль в Быт. 12-13, хотя это название селению было дано лишь в Быт. 28). Похоже, этим приемом он воспользовался и во Втор. 12, хотя на самом деле деление на «чистое и нечистое» возникло лишь в момент, указанный во Втор. 14, из чего мы можем сделать вывод о том, когда вступило в силу деление, предписанное в Лев. 11. [Назад]

12. Здесь запрет на употребление в пищу крови распространяется только на израильтян и живущих среди них пришельцев, а не на язычников в других странах. [Назад]

13. Снова запрет, адресованный израильтянам и пришельцам среди них — не язычникам в целом, в других странах. [Назад]

14. Однако другим народам такой запрет не адресован, откуда следует, что эта заповедь культурно обусловлена. [Назад]

15. Это отменяет ограничение, наложенное на пришельцев в Лев. 17:15. Также снимается ограничение на употребления крови язычниками, наложенное в рамках Ноева Завета. Иными словами, они не обязаны были выпускать на землю кровь, прежде чем есть мясо, как это требовалось теперь от евреев. Мы вновь видим, что эти заповеди культурно обусловлены. [Назад]

16. Это означает, что слово «вечное», использованное в Лев. 3:17, означает не «бесконечное», но «указывает на неопределенную продолжительность в очень отдаленном будущем» (TWBOT II:672 #1631a). [Назад]

17. Здесь Бог обещал, что в Эпоху Царства Он устроит пир для всех народов (включая евреев) с вином, туком и костным мозгом (в котором есть кровь). Речь идет о будущем веке, когда Его запреты на этот счет будут отменены как бездейственные. [Назад]

18. Если у вас в библиотеке еще нет этой замечательной книги, настоятельно рекомендую вам ее приобрести. [Назад]

19. См. также 1 Кор. 10:16-17; 11:27; Мк. 14:24 и Мф. 16:27, где говорится, что все мы будем пить Его кровь. [Назад]

20. Эта мысль усиливается сравнением с субботним днем, который язычники, живущие в еврейских городах, должны были соблюдать. В соответствии с Новым Заветом язычники не были обязаны соблюдать субботы — тем менее они должны были соблюдать запрет на употребление в пищу крови, который был снят с них гораздо раньше. [Назад]

21. Однако можно сказать, что, поскольку некоторые язычники по-прежнему приносят животных (свиней и куриц) в жертву своим богам, в наше время кровь жертвенных животных отвратительна в глазах Бог — даже тех жертв, которые все еще приносят иудеи, потому что они до сих пор отвергают жертву своего Мессии. [Назад]

Однако Бог, возможно, сочтет это грехами, совершенными в неведении (Деян. 17:30).

22. Рим. 1:16-17. [Назад]

23. Тем не менее, в этом случае Бог нарушил их планы — Павел был арестован до наступления последнего дня обряда, когда приносили в жертву животных. Тем самым Бог показал, что есть граница, за которую мы не должны заходить, пытаясь быть всем для всех. В этом случае принесение крови животных в жертву для очищения явно противоречит новозаветному учению, изложенному в 8-10 главах Послания к евреям, и является отрицанием действенности крови Христовой, кроме которой ничто не способно избавить нас от греха и нечистоты.

Кроме того, мы не вправе нарушать нравственные предписания Божьего закона, чтобы приводить людей ко Христу, как это делали некоторые культы — например, «Семья любви» в 1970-х и 1980-х годах. [Назад]

24. См. объяснение таких текстов, как Гал. 4, Кол. 2, Рим. 14, Деян. 15 и т. д. в главах 12 и 12B книги Bible Answers for Sabbath Questions.

Чтобы оставаться последовательными, они должны были бы вернуться и к соблюдению дней очищения — тем более, что существовал только один закон, а не два, как утверждают современные субботники (см. 6-ю главу Bible Answers). Даже возвращение к соблюдению суббот в том виде, в каком этого требовал закон, предполагает совершение особых животных жертвоприношений каждую субботу (Чис. 28; Иез. 46). [Назад]

25. Однако это не означает, что иудеев оскорбили бы кровавые жертвоприношения — они вполне добровольно совершают их по мере надобности без каких-либо угрызений совести по поводу нарушения Быт. 9, Лев. 3, 17 и других предписаний. Это показывает, как велика разница между тем, как сегодня толкуют эти отрывки Свидетели Иеговы, и толкованием тех, кто получил эти заповеди от Моисея и понимал, каким образом Бог хочет, чтобы они исполнялись. [Назад]

 

Верль Стрейфлинг вырос в набожной семье адвентистов и учился в адвентистских учебных заведениях. В 26 лет после длительного изучения Библии он покинул церковь АСД и стал евангелическим христианином. В 1984 году он был рукоположен в пасторы, а к 1990 году защитил кандидатскую диссертацию. С тех пор он написал множество брошюр и статей, а также книгу Bible Answers for Sabbath Questions. Выйдя на пенсию, они с женой поселились и служат на Филиппинах.

 

Оригинал статьи опубликован на сайте www.lifeassuranceministries.org