Культы сегодня

Культы вовсе не исчезли (как некоторым хотелось бы думать) с окончанием 1960-х и 1970-х годов — периода. когда растущее влияние и подчас сомнительные правила и методы таких групп впервые привлекли к ним внимание в самых разных частях света. На самом деле, культы и культовые взаимоотношения сейчас переживают расцвет, хотя многие старые движения действительно достигли зрелости и отказались от наиболее спорных обычаев. Если сегодня их проповедников можно реже встретить на улице беседующими со случайными прохожими, то лишь потому, что многие культы теперь используют в качестве площадок для вербовки профессиональные сообщества, студенческие организации, семинары личностного роста и сеть Интернет. Мы видим, как людей всех возрастов — даже целые семьи из нескольких поколений — вовлекают в самые разные группы, деятельность которых сосредоточена на чем угодно, от психотерапии до предпринимательства, от философии Новой Эры до толкования Библии, от боевых искусств до политических изменений. Известный специалист по культам, клинический психолог Маргарет Тэйлер Сингер оценивала число жителей Земли, в последние годы побывавших в одном или нескольких культах, приблизительно в 10-20 миллионов человек.

Отношение к термину «культ» неоднозначно, но я обычно пользуюсь именно им — на мой взгляд, он наиболее удачно описывает социальную структуру и социально-психологическую динамику таких групп. Понятие это имеет давнюю историю и восходит к работам покойного социолога Макса Вебера, писавшего в XIX столетии. В последние примерно десять лет некоторые исследователи, говоря о подобных группах, предпочитали называть их «новыми религиозными движениями»; однако мне такое обозначение кажется неудачным — хотя бы уже потому, что не все культы имеют религиозную природу. В минувшие годы для описания культов пытались использовать и другие формулировки — например, «группы с высоким уровнем требований» (high-demand groups), «группы с высоким уровнем контроля» (high-control groups), «тоталитарные группы» (totalistic/totalitarian groups), «закрытые харизматические группы» (closed charismatic groups), «сверхавторитарные группы» (ultra-authoritarian groups) и т. п. В академических кругах относительно употребления слова «культ» шли довольно острые споры, и некоторые ученые и исследователи, пользуясь своим авторитетом, пытались убедить коллег, юристов, психологов, журналистов и всех прочих, что называть подобные группы «культами» не следует.

Термин, «культ», напротив, имеет ценное преимущество — его долгое время использовали в социологических, психологических и религиозных работах, и он понятен современному обществу. Как бы мы ни называли эти группы, не следует игнорировать их структурные и поведенческие особенности, выявленные благодаря многолетним научным исследованиям и многочисленным свидетельствам людей, которые успешно порвали с культовыми группами и взаимоотношениями. Если мы сделаем вид, что культов не существует, или будем называть их как-то иначе, они никуда не исчезнут. И такой подход никак не поможет нам понять эти сложные социальные системы. Но, что важнее всего, сокрытие и приукрашивание фактов не поможет бывшим членам культа полноценным и здравым образом понять и принять свое прошлое.

Четкость определений, конечно, важна — без нее невозможно понять, как правильно использовать термины. Но существует множество разных толкований. С моей точки зрения, слово «культ» указывает на определенного рода властные структуры и внутренние взаимоотношения, основанные на харизматичном авторитете. Я предпочитаю следующее определение:

Культ может представлять собой либо четко очерченную социальную группу, либо социальное движение с размытыми границами, единство которого поддерживается общей преданностью харизматичному лидеру. Он отстаивает трансцендентную идеологию (зачастую, но не всегда религиозную по природе) и требует от своих членов высокой степени посвящения на словах и на деле.

Это определение не является оценочным, уничижительным или однобоким (т. е. не подразумевает, что группа, о которой идет речь, хорошая, плохая или какая-либо еще). Моя цель — донести до читателя системное представление о такой группе, которое включает в себя харизматичные взаимоотношения, а также обещание удовлетворения вкупе с методом его достижения.

Не все культы одинаковы, к тому же они могут меняться в зависимости от времени и места. Культы отличаются друг от друга идеологическими установками и богословскими взглядами, а также конкретными обычаями, требованиями и правилами. Некоторые могут быть более радикальными, чем остальные. Культы существуют за счет системы влияния (на своих членов и на общество) и системы контроля (от практически неощутимого до всеобъемлющего) и могут быть как вполне безобидными, так и реально опасными. Культы нередко представляют собой тоталитарные и замкнутые группы, но это не обязательный признак. Каждую группу необходимо изучать и оценивать отдельно, с учетом характерных для нее обычаев и проявлений.

Категории культов

Культы бывают самых разных видов и размеров. Опыт конкретных людей не всегда хорошо укладывается в рамки перечисленных ниже категорий, однако этот список даст вам некое представление о том, насколько многообразны эти группы, и какие разные стороны человеческой жизни они затрагивают.

Восточные культы

Восточные культы характеризуются верой в духовное просветление, реинкарнацию, достижение божественности и нирвану. Как правило, лидер проповедует искаженные идеи, почерпнутые в индуизме, буддизме, сикхизме или суфизме. Иногда члены культа отказываются от мирской собственности и дают обет бедности или безбрачия. В число ритуалов и методов влияния входят продолжительная медитация, повторение мантр, измененные состояния сознания, безбрачие или ограничения в интимной жизни, пост и ограничения в пище, особые облачения и аксессуары, алтари и вхождение в транс с помощью пения, вращения или иным способом.

Религиозные культы

Религиозным культам свойственна вера в некоего бога или какое-то высшее существо, в спасение и в жизнь после смерти, иногда в сочетании с апокалиптическими ожиданиями. Лидер предлагает свое толкование Писания (Библии, Корана, Талмуда или каббалы) и зачастую называет себя пророком или даже мессией. Как правило, в группе существуют строгие правила, в некоторых случаях используются телесные наказания (например, розги) — особенно по отношению к детям. Зачастую членов группы поощряют уделять много времени проповеди неверующим. К этой категории относятся библейские, неохристианские, исламские, иудейские и прочие религиозные культы, нередко заимствующие убеждения и правила сразу из нескольких религий. Их ритуалы и методы включают в себя говорение на языках, пение, молитвы, уединение, продолжительные учебные занятия, исцеление верой, самобичевание, многочасовое благовестие, личное свидетельство, публичное исповедание грехов.

Политические, расистские или террористические культы

Политические, расистские и террористические культы подпитываются верой в изменение общества, революцию, низвержение противника (реального или мнимого) или избавление от враждебных сил. Лидер декларирует свое всеведение и всемогущество. В некоторых случаях радикальная идеология привлекает приверженцев больше, чем личность лидера. Обычно такие группы действуют как подпольные ячейки. Зачастую члены группы вооружены и участвуют в насильственных акциях: поджогах, похищении людей и подрывах зданий. Подобные группы, как правило, собираются тайно и используют шифры, пароли, особые рукопожатия и прочие ритуализованные методы опознания. Рядовые члены группы считают себя элитными бойцами, готовыми вступить в сражение. К числу ритуалов и методов влияния относятся военная подготовка, доносы друг на друга, страх, общее осуждение, внушенная паранойя, жестокие методы проверки лояльности, многочасовая идеологическая обработка, навязанное чувство вины из-за расовых, классовых или религиозных различий.

Психотерапевтические культы

Психотерапевтические культы основаны на вере в необходимость личностной трансформации и личностного роста. Лидер действует, опираясь на собственный авторитет, подчеркивает свое всеведение и особые таланты, иногда рекламирует себя как «непревзойденного специалиста». Методы и приемы, которые используются в таких группах, включают в себя групповые энкаунтеры, глубокий анализ личных обстоятельств и мыслей, измененные состояния сознания, вызванные с помощью гипноза или иных способов, использование наркотических веществ, осознанные сновидения, терапию прошлых и будущих жизней, регрессию, ребефинг, иммерсионные ванны, компрометацию и устрашение, словесные оскорбления, унижение (в том числе публичное).

Коммерческие культы

Коммерческие культы подпитываются верой в успех, власть, общественное влияние и возможность быстро разбогатеть. Лидер, зачастую ведущий откровенно расточительный образ жизни, утверждает, что нашел «путь». Некоторые коммерческие культы имеют много общего с политическими и религиозными, поскольку основаны на ультраконсервативных семейных ценностях, строгих нравственных нормах, здоровом образе жизни или патриотизме. Членов группы побуждают принимать участие в дорогостоящих, подчас длительных семинарах и продавать другим «продукцию» группы. Методы и приемы воздействия включают себя недобросовестные способы продажи, внушение стыда и чувства вины, давление окружающих, материальное стимулирование, магическое мышление и управляемые психические образы.

Культы Новой Эры

Культы Новой Эры основаны на вере в божественность человека и спасение через самопознание, на желании знать будущее и найти быстрое решение проблем. Лидер зачастую преподносит себя как мистическое, высокодуховное существо, контактера, медиума или супергероя. В таких группах чаще, чем в любых других, лидерами являются женщины. Члены группы используют экзотические методы и инструменты: кристаллы, астрологию, руны, шаманские приспособления, холистическую медицину, травы, общение с духами, карты Таро и т. д. Обычаи и методы влияния включают в себя фокусы, измененные состояния мышления, давление окружающих, ченнелинг, наблюдения НЛО, чистку «кармы», исцеление верой, общение с Вознесенными Владыками, духовными существами и т. п.

Оккультные и сатанинские культы

Оккультные и сатанинские культы порождаются верой в сверхъестественные силы, а иногда поклонением сатане. Лидер называет себя воплощением зла. Распространены принесение в жертву животных, а также физическое и сексуальное насилие; некоторые группы утверждают, что приносят в жертву людей. Обычаи и методы влияния включают в себя экзотические и причудливые ритуалы, атмосферу таинственности, устрашение, насилие, татуировки и шрамирование, членовредительство и кровавые обряды, жертвоприношения и алтари.

Родственные культы

Семейные культы основаны на исключительной вере в своего спутника жизни, кого-то из родителей или учителя. В таких случаях близкие отношения используются для того, чтобы манипулировать и управлять супругом, детьми или студентами, которые приписывают доминирующему человеку особые знания или способности. Нередко имеет место жестокое и длительное психологическое, физическое и сексуальное насилие. Обычаи и методы влияния включают в себя принцип кнута и пряника, внушенные ощущения вины, зависимости, страха, насильственную изоляцию, побои и прочие проявления насилия, кровосмешение, депривацию.

Культы личности

Истоки культа личности лежат в вере, которая отражает харизму, интересы и наклонности почитаемого лидера. Такие группы обычно строятся вокруг какого-то конкретного увлечения — например, боевых искусств, оперы, танцев, театра, изобразительного искусства, того или иного вида целительства. Методы и способы влияния включают в себя интенсивные учебные занятия, ритуалы, откровенный эгоцентризм или снобизм.

Культы как властные структуры

На основании своих исследований структуры и развития культов я разработала новую теорию и систему понятий для изучения и анализа таких групп. Эта теория, именуемая «ограниченный выбор», впервые была представлена в моей книге Bounded Choice: True Believers and Charismatic Cults. В этой статье я изложу свои идеи в упрощенном виде. Границы социальной структуры и внутренней жизни культа образуются четырьмя пересекающимися измерениями. Здесь я четко разделю эти четыре измерения, чтобы бывшим членам культов (чьи воспоминания о пережитом зачастую запутаны и противоречивы) было проще разобрать и понять каждый этап индоктринации и контроля. Но на самом деле эти измерения неразрывны и взаимосвязаны.

Авторитет, основанный на харизме. Это эмоциональная связь между лидером и его последователями. Она придает легитимность лидеру и авторитетность его действиям, в то же время оправдывая и подкрепляя реакцию последователей на его личность, идеи и цели. Харизму можно определить как «крючок», с помощью которого личность и идеи лидера «цепляют» людей. Общая цель авторитета, основанного на харизме, — руководить людьми. Его конкретная цель — обеспечить лидеру легитимность, авторитет и право осуществлять руководство. Достигается это с помощью поощрений и приказов. Желаемый эффект, конечно, заключается в том, чтобы члены группы поверили лидеру, признали его своим главой и считали его необыкновенной личностью, достойной преклонения.

Трансцендентная система убеждений. Речь идет об основополагающей идеологии, которая удерживает людей в группе и побуждает их действовать в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Эта всепроникающая идеология привязывает последователей к группе и побуждает их вести себя в соответствии с определенными правилами и нормами. Она носит трансцендентный характер, поскольку предлагает исчерпывающее объяснение прошлого, настоящего и будущего, а также пути к спасению. Что важнее всего, лидер группы или группа в целом предписывает конкретный способ личностной трансформации, необходимой для того, чтобы идти по этому пути (и получить признание в качестве члена группы). Цель трансцендентной системы убеждений состоит в том, чтобы предложить людям мировоззрение, которое придает их жизни цель и смысл посредством нравственного императива. Такой императив требует от каждого человека пройти через процесс личностной трансформации. Желательно, чтобы в результате член группы ощутил свою сопричастность некоей великой цели и желание достичь спасения. Этот результат закрепляется посредством усвоения системы верований и соответствующих представлений и норм поведения.

Система контроля. Это набор известных — или явных — механизмов управления, с помощью которых осуществляется контроль за жизнью группы. В их число входят правила, нормы и процедуры, на которые ориентируются и которыми руководствуются люди в своих поступках. Общая цель системы контроля довольно проста — сформировать структуру организации. Конкретная цель заключается в том, чтобы с помощью правил, норм и санкций создать систему поведения и дисциплинарный кодекс. Результатом является соблюдение правил или, лучше сказать, повиновение.

Система влияния. Это система контактов и взаимных влияний внутри группы, формирующая ее социальный климат. Такая система и культура отношений, которую она создает, побуждают членов группы приспосабливать свои мысли, взгляды и поступки к новым убеждениям. Общая цель системы влияния — создать внутреннюю культуру группы. Конкретная цель — сформировать единое представление о нормах и правилах поведения, соблюдение которых ожидается от всех членов группы. Для этого используются различные формы давления со стороны лидеров и рядовых приверженцев, социально-психологическое воздействие и демонстрация образцов для подражания. Желаемый результат — стремление к единообразию и отказ от собственных желаний и идей. Это считается необходимым не только для того, чтобы стать частью группы, но и чтобы достичь конечной цели.

В результате сочетания этих четырех измерений: трансцендентной системы убеждений, всеобъемлющей системы взаимодополняющих структурных и социальных средств воздействия, а также основанных на харизме взаимоотношений между лидером (лидерами) и последователями, — возникает «самогерметизирующееся» сообщество, которое требует от своих основных членов высокого уровня преданности. Такое сообщество коротко замкнуто на самом себе, оно не позволяет своим членам рассматривать альтернативные точки зрения. В крайних случаях самогерметизирующееся общество считает себя единственной истиной, а свои убеждения — исчерпывающими (в том смысле, что они дают ответы на все вопросы). Как правило, подобные группы стремятся к какому-то далекому идеалу.

Однако побочным эффектом стремления к такой цели слишком часто становится утрата человеком собственного «я».

Ограниченный выбор — трагедия ортодокса

Опираясь на два десятилетия научных исследований, на свой собственный опыт жизни в культе и в особенности на результаты углубленного сравнительного изучения двух современных американских культов (Демократической рабочей партии, политического культа, и Небесных врат, религиозного культа, основанного на причудливом сочетании идей Движения Новой Эры, традиционного христианства и уфологии), я разработала новую модель, объясняющую свойственный культам образ мышления — прежде всего, почему некоторые культы совершают иррациональные поступки, причиняют себе вред или действуют вопреки собственным интересам.

Приведенные выше четыре пункта помогают понять, каким образом все стороны жизни тоталитарной структуры складываются воедино, словно трехмерная головоломка. Любые события — даже те, что происходят во внешнем мире, — четко вписываются в схему, выстроенную лидером. Создается впечатление, что случайностей почти не бывает. Все толкуется в соответствии с мировоззрением лидера, даже если для этого требуется изменить его собственную жизнь и жизни членов группы. Время от времени идеологию, лежащую в основе группы, тоже приходится пересматривать, чтобы согласовать ее с переменами в мире или отдельными событиями: например, руководство Свидетелей Иеговы регулярно находило объяснения несбывшимся пророчествам об Армагеддоне, а также изменениям в учениях о прививках, пересадке органов и переливании крови. Мормоны пересмотрели свое отношение к многоженству и другим сомнительным практикам, а также свою политику в отношении темнокожих членов церкви.

Аналогичным образом Маршаллу Эпплуайту, предводителю Небесных врат, пришлось пересмотреть пророчество о том, как его последователи «покинут эту землю», когда женщина, вместе с ним возглавлявшая этот культ, умерла от вполне земной болезни — от рака. Надежда на то, что приверженцев культа заберут («спасут») космические корабли, повисла на волоске. Еще одним возможным результатом этой преждевременной смерти стало то, что Эпплуайт (а вместе с ним и все его приверженцы) изменил отношение к самоубийству. Поначалу оба лидера культа клялись, что ни они сами, ни их «ученики» никогда пойдут на самоубийство. Они утверждали, что в буквальном смысле преобразятся (облекутся в новую телесную форму), прежде чем перейти на «следующий уровень». Преображения так и не произошло, а массовый суицид состоялся.

Властные структуры культов с их системами влияния и контроля отводят определенные роли как лидеру, так и рядовым членам. Цель рядового члена — стремиться к недостижимому идеалу и постоянно винить себя в неспособности его достичь. С другой стороны, цель лидера — подталкивать к совершенству своих последователей, которые постоянно стремятся к недостижимому идеалу и непрестанно восхваляют лидера. Если все работает как задумано, и лидеры, и члены культа в равной мере оказываются запертыми в «ограниченной реальности» — самогерметизирующемся сообществе, в котором все подчинено одной задаче: снова и снова доказывать работоспособность системы. В нем нет места альтернативным идеям, образам мышления и образам жизни. Социальный психолог Эдгар Шайн называет такой процесс насильственным убеждением.

В таком контексте решениями отдельного человека становятся решения организации — а решения от имени организации, по существу, принимает лидер, поскольку он один обладает достаточными полномочиями и квалификацией. Личный выбор (если он вообще возможен) ограничен правилами и образом мышления культа, в которых первое место всегда отводится организации. Кроме того, этот выбор ограничен образом мышления, присущим каждому члену группы, в котором первое место, опять-таки, отводится организации. В этом и заключается суть модели ограниченного выбора. В результате успешной индоктринации и ресоциализации человек в каком-то смысле становится микрокосмом в большой самогерметизирующейся системе. Он приходит в состояние, которое психолог Роберт Джей Лифтон называл «закупориванием личности» — самоограничением в рамках большей самогерметизирующейся системы. Для члена культа это становится психологической ловушкой. Закрытое состояние сознания, которое является кульминацией жизни в культе, помещает человека в глубокую изоляцию, поскольку он разрывает связь как с внешним, так и с собственным внутренним миром.

В культах установлены жесткие пределы познания, которые подкрепляются с помощью ресоциализации, идеологии и механизмов общественного воздействия. Цель этого глубокого изменения мировоззрения заключается в том, чтобы создать личность человека заново. Конечная цель — приучить человека отождествлять себя с «социализирующим агентом», т. е. с лидером культа, патриархом (матриархом) или деспотичным и склонным к насилию супругом. Желаемый результат — новое «я» (сформированное культом), чьи поступки диктуются «воображаемой волей» авторитетной личности. Иначе говоря, ни лидеру, ни кому-то из его помощников не обязательно указывать конкретному члену культа, что делать. Преданный и искренний верующий, усвоивший все уроки и образ мышления группы, точно знает, как следует поступать, чтобы не лишиться благосклонности всеведущего и всемогущего лидера. Такому человеку остается лишь «представить себе», что нужно делать, осознавая при этом, что он в любом случае останется в границах созданной культом реальности, поскольку в определенном смысле его личность уже слилась с лидером и другими членами группы. Существует ли для него какая-то иная реальность? Если поистине преданный верующий чего-то не может вообразить, так это жизни вне группы. Иначе говоря, он руководствуется как внешними (реальными или вымышленными), так и внутренними, усвоенными запретами. В такой ситуации любой выбор, который он сделает, будет ограниченным. Да, это все равно выбор, но уже не свободный. По существу, с учетом контекста, это выбор между жизнью и смертью — в образном, но иногда и в буквальном смысле.

Социально-психологический феномен ограниченного выбора обогащает наше понимание того, почему так трудно вырваться из культа или взаимоотношений, связанных с насилием. Надеюсь, что бывшие культисты, которые воспользуются моделью, представленной в этой статье, чтобы проанализировать свое прошлое, смогут понять, почему они оставались в группе, почему они совершали такие поступки и почему верили в такие вещи. Члены культов находятся под мощным воздействием сразу нескольких сил, которые зачастую носят тоталитарный, манипулятивный и деструктивный характер. Осознав величину проблемы, бывшие члены культов смогут избавиться от сомнений в себе, перестать винить самих себя, почувствовать некоторое облегчение и понять причины своего прихода в культ и совершенных поступков. Это вовсе не значит, что культисты не несут никакой личной ответственности за свои действия — все мы ответственны за то, что делаем (разве что к нашему виску приставили дуло пистолета). Однако следует принять во внимание, что члены культов находятся под давлением и принуждением, которые на юридическом языке квалифицируются как «злоупотребление влиянием». Свободной воли как таковой культисты не лишены, но она, без сомнения, искажена и ограничена.

Д-р Янья Лалич (Janja Lalich) до выхода на пенсию была профессором социологии в Университете штата Калифорния в Чико, стипендиатом Фулбрайта. Состоит членом Американской социологической ассоциации, Ассоциации социологии религии, Общества научных исследований религии и Тихоокеанской социологической ассоциации. Она основала и возглавляет Исследовательский центр влияния и контроля. Ее перу принадлежит целый ряд публикаций о культах и манипулятивном воздействии.

Статья впервые была опубликована в блоге д-ра Лалич Cult Research (cultresearch.org). Переведена и опубликована с разрешения автора.