Роб Белл

Начало деятельности: в 1999 году Роб Белл основал внеденоминационную Библейскую церковь «Марс Хилл» в г. Гранд-Рапидс, штат Мичиган, США.

Основные книги: Velvet Elvis, Sex God, Jesus Wants to Save Christians, Drops Like Stars, Love Wins[1].

Мультимедиа: серия учебных видеофильмов NOOMA (24 фильма, 2001-2009); The Gods Aren’t Angry; Everything Is Spiritual; серия видеофильмов Poets/Prophets/Teachers (Five Downloads, 2009); Drops Like Stars.

 

История

Начало. Роберт Холмс Белл-младший родился 23 августа 1970 года в семье христиан Роберта и Хелен Белл. Роб, его сестра Рут и брат Джон росли в городке Окемос, пригороде Лансинга, штат Мичиган[2]. Их отец, Роберт-старший, был известным юристом, и в 1987 году президент США Рональд Рейган назначил его представителем Западного округа штата Мичиган в Федеральном окружном суде[3]. В то время Роб был обычным, ничем не примечательным верующим и посещал как баптистские, так и внеденоминационные церкви[4]. Впоследствии он поступил в Уитонский колледж, alma mater своего отца, где получил степень бакалавра в области психологии и познакомился с будущей женой, Кристен.

Во время учебы Белл также проявил музыкальные способности — помог создать музыкальную группу, игравшую в стиле инди-рок, которая пользовалась успехом, но неожиданно распалась, когда гитарист решил поступить в семинарию, а Белл заболел вирусным менингитом[5]. После выздоровления Робу предложили обучать вожатых в лагере Хани-Рок близ г. Три-Лейкс, штат Висконсин, где он подрабатывал во время летних каникул. Люди одобрительно отзывались о его преподавательских способностях, и Роб решил получить степень магистра практического богословия в Фуллеровской богословской семинарии, для чего они с женой переехали в г. Пасадена, штат Калифорния[6]. Какое-то время Белл участвовал в молодежном служении местной общины Lake Avenue Church и попытался вернуться на музыкальную сцену, приняв участие в создании еще одной музыкальной группы[7]. Однако он не оставлял намерений стать служителем церкви и по окончании семинарии вернулся в Гранд-Рапидс, где стал помощником Эда Добсона, пастора местной Часовни на Голгофе (Calvary Chapel). Именно там Беллу поручили проповедовать на вечерних собраниях по субботам, вследствие чего многие его богословские представления начали обретать конкретную форму.

Пасторское служение. В феврале 1999 года Белл покинул Часовню на Голгофе и вместе с группой людей, разделявших его отношение к церковному служению, начал проводить собрания в г. Вайоминг, штат Мичиган[8]. Новую общину решено было назвать «Марс Хилл» (т. е. «Аресовым холмом, ареопагом»), чтобы выразить таким образом солидарность со знаменитой проповедью апостола Павла афинянам в Деян. 17:24-27[9]. В первом собрании приняли участие более тысячи человек, и за следующие шесть месяцев число прихожан выросло до 4 тыс[10]. Школьный гимнастический зал, где в течение первых полутора лет проходили собрания, верующие называли «Ангаром»[11]. Но когда общине стало тесно в этом помещении, ей отдали здание бывшего торгового центра в г. Грандвилл, штат Мичиган, а в дальнейшем церковь приобрела и прилегающий участок земли[12]. Через несколько лет число прихожан выросло до 8 тыс. а в 2005 году достигло максимума — 11 тыс[13].

Однако за успехами неизбежно следует испытание «медными трубами». Например, в 2006 году газета Chicago Sun Times объявила Белла возможным новым Билли Грэмом, а в январе 2007 года сетевой журнал TheChurchReport.com поместил его на десятое место в своем списке пятидесяти самых влиятельных американских христиан[14]. Некоторые журналисты видели в нем восходящую христианскую «рок-звезду», поскольку он умел говорить на одном языке с представителями «поколения X» (родившимися в 1965-1979 годах) и поколения «миллениалов» (родившимися в 1981-2000 годах)[15]. Однако Белл вспоминает, что в самый разгар этой шумихи, во время празднования пятилетней годовщины церкви «Марс Хилл», он столкнулся с крайним психологическим переутомлением. Он обратился к врачу, который предупредил Роба об опасных последствиях перегруженного расписания, после чего Белл взял отпуск продолжительностью в 10 недель и все это время посещал психотерапевта[16]. Вернувшись к повседневным обязанностям, он составил себе более упорядоченный график работы, в котором предусмотрел один выходной в неделю, и начал делегировать часть своих полномочий сотрудникам[17].

Книги и публичные выступления. Билли Сандей в начале XX века извлек максимум пользы из радиовещания; Билли Грэм во второй половине XX века — из телевидения; Белл в начале XXI столетия в полной мере использовал возможности электронной коммуникации, социальных сетей и авторских турне[18]. Впервые он снискал всемирную известность благодаря серии коротких видеофильмов под общим названием NOOMA (приближенная фонетическая транслитерация греческого слова πνεῦμα, т. е. «дух»), которые разошлись тиражом примерно 1,2 млн. экземпляров в 80 странах мира[19]. В 2005 году в издательстве Zondervan вышла в свет первая книга Белла под названием Velvet Elvis («Бархатный Элвис»), а в 2006 году он отправился в Чикаго читать серию лекций под общей темой Everything Is Spiritual («Духовно всё»). В марте следующего года, вслед за выходом в свет его очередной книги Sex God («Бог секса»), Белла пригласили выступить с лекциями несколько американских университетов. В июне 2007 года он отправился в Великобританию и Ирландию с лекциями о миротворчестве, а по возвращении в Чикаго выступил с серией семинаров The Gods Aren’t Angry («Боги не сердятся»). В 2008 году издательство Zondervan опубликовало его третью книгу, Jesus Wants to Save Christians («Иисус хочет спасти христиан»), а в 2009 году — четвертую книгу, Drops Like Stars («Капли, словно звезды»), выход которой в свет сопровождался международным турне. В июле 2009 года в Гранд-Рапидс он выступил с семинаром под названием Poets, Prophets, and Preachers («Поэты, пророки, проповедники»)[20].

Богословие

Белл утверждает, что свойственный Западу образ мышления помещает христианство в рамки юридических парадигм, которые лишают силы благую весть[21]. Соответственно, он полагает, что многие верующие упускают из виду таинственные и неосязаемые аспекты веры. В качестве альтернативы он хочет заново открыть христианство в качестве некоей восточной религии, которую характеризовал бы непрестанный поиск высшей реальности как образ жизни. Время от времени Белл говорит об этом как о необходимости быть своего рода «воинствующим мистиком»[22]. Однако христианское сообщество выражает все большее беспокойство в связи с тем, что этот путь постепенно привел Белла к отказу от таких ключевых догматов, как безусловная богодухновенность Писания и Sola Scriptura[23].

Перемены в мировоззрении Белла достигли переломной точки в 2011 году с выходом в свет его книги под названием «Любовь побеждает» (Love Wins). Она вызвала жаркие споры, поскольку в ней Белл открыто ставит под сомнение вечную участь неверующих. Он довольно туманно рассуждает о том, что, хотя неверующие пребывают в аду и сейчас, и после смерти, у них все равно остается возможность пережить в вечности новое творение, если они покаются[24]. Эта тонко сформулированная мысль с самого начала стала причиной разногласий с издательством Zondervan, которое сочло, что высказанные Беллом идеи не согласуются с задачами компании[25]. Ситуация осложнялась тем, что еще до выхода книги в свет в христианской блогосфере появились критические публикации, — Белл заранее выпустил рекламный видеоролик, в котором присутствовали прозрачные намеки на то, в каком направлении будут развиваться его мысли[26]. Потом свои возражения начали высказывать и христианские лидеры, что побудило новое издательство — HarperOne — выпустить книгу на две недели раньше первоначально объявленной даты[27]. Горячие споры по поводу того, какое влияние оказывают на людей идеи Белла, продолжаются и сегодня[28]. Поэтому на некоторые его рассуждения относительно ада необходимо обратить внимание.

Проявление Бога в других религиях. Прежде всего, Белл утверждает, что Бог открывает людям спасительную истину не только явно, с помощью Евангелия, но использует для этого и другие средства. В качестве примера он ссылается на скалу, из которой пили израильтяне в 17-й главе книги Исход, и которую апостол Павел отождествляет с Христом (1 Кор. 10:4)[29]. По словам Белла, если Бог открылся видимо случайным образом народу, который не имел представления о подлинном источнике откровения, почему бы не предположить, что Он по-прежнему все время открывает истину другим народам с помощью самых разных способов. И если люди откликаются на эту истину, доходящую до них в любой форме — будь то через природу, религиозные учения или личные переживания, — они обретают спасение. Парадоксальным образом, Белл тут же оговаривается, что ведущие нравственную жизнь неверующие — не обязательно скрытые христиане[30]. Но, когда речь заходит о том, как определить настоящего верующего, Белл уходит от однозначного ответа, потому что сознательно стремится оставить этот вопрос открытым[31].

Точки невозврата не существует. Кроме того, по мнению Белла, если Бог действительно желает спасти каждого, идея ада как неизменного состояния противоречит Его воле[32]. Почему? Потому что ад — это окончательное состояние, которое Бог изменить не может. Он обрекает людей на вечную безнадежность. Следовательно, под сомнением оказывается либо всемогущество Бога, так как Он не может примириться с людьми после смерти, либо действенность Его любви, потому что она не способна завоевать сердца людей после их смерти. И тогда Белл предлагает решение: тот же Бог, Который с любовью дает людям возможность принять Его любовь в этой жизни, поступает аналогичным образом и в жизни будущей[33]. Если люди решат принять или отвергнуть Его в аду, Он исполнит их желание. И если со временем у них появится желание полюбить Его, Он примет их. Белл даже пытается подкрепить эту мысль ссылкой на описание Нового Иерусалима в 21-22 главах Откровения, где говорится, что врата города всегда открыты, чтобы всякий желающий мог в любой момент войти или выйти[34].

Ад ведет к восстановлению. Предыдущее утверждение Белл увязывает с мыслью о том, что истинная цель последнего суда — вернуть людей к Богу. Он ссылается на библейские примеры того, как Бог возрождал народы, в прошлом подвергшиеся суду: Египет, Израиль и даже Содом и Гоморру[35]. По мнению Белла, эта цель достигается с помощью периода усиленного исправления («подрезки ветвей», как он это называет). Белл утверждает, что под вечным наказанием следует понимать не бесконечное осуждение, но крайне жесткие воспитательные меры, цель которых — показать людям последствия их поступков и тем самым побудить их к покаянию[36].

Жестокий Бог — это не Бог Евангелия. В итоге Белл приходит к заключению, что образ Бога, обрекающего неверующих на вечное наказание, в нравственном отношении препятствует проповеди Евангелия, потому что искажает представление о самой природе Бога. Сказать, что Бог любит человека лишь до момента смерти, а потом внезапно становится беспощадным судьей, производит убийственный психологический эффект[37]. Неверующие, как полагает Белл, не хотят принять Иисуса именно потому, что не испытывают доверия к Богу, которого Он представляет[38]. Белл сомневается, что человека, умершего в 17-летнем возрасте, нужно приговаривать более чем к 17 миллионам лет за всего лишь 17 лет греха[39].

Библейский ответ

Инклюзивный универсализм. Один из главных «кубиков», из которых Белл выстраивает свою идею теоретического универсализма, — инклюзивизм, в соответствии с которым люди могут познать Бога многими способами, в том числе через разные религии и всевозможные личные переживания. К сожалению, при этом он принижает значение средств, с помощью которых Бог, согласно Новому Завету, открывает народам Свое Евангелие.

Это особенно заметно в тех выводах, которые Белл делает из предложенного Павлом толкования скалы в книге Исход. Он игнорирует контекст слов апостола. Весь Израиль, народ Божий, прошел через одно и то же Красное море, питался одной и той же небесной манной и пил из одной и той же скалы. Суть в том, что все евреи одинаково понимали, из какого источника они получали эти блага, потому что все они были участниками одного и того же завета.

То же самое справедливо и в отношении воплощения Христа. Понять, Кто Он такой, можно лишь в свете Его служения как Мессии Израиля, Который принесет спасение всем народам. Вмешательство Бога в историю человечества всегда происходило в контексте завета, и сегодня таким контекстом является Евангелие. Вне этого контекста любые поступки людей, каким бы ни было их мировоззрение, представляют собой всего-навсего разновидность идолопоклонства.

Примирение «всего» не означает примирения «всех». Рассуждая о восстановлении творения, Белл допускает две грубые ошибки. Во-первых, когда Писание говорит о спасении людей из всех племен, колен и языков, это не означает, что спасутся все люди из всех племен, колен и языков. Некоторые составят царство священников Агнца (Отк. 5:9-10), но будут и те, кто попытается спрятаться от Его гнева (Отк. 6:15-17).

С другой стороны, рассуждения Белла о желании Бога спасти всех людей могут иметь какой-то смысл, только если люди способны покаяться в аду. Однако нигде в Библии об аде ничего подобного не говорится. Кроме того, примирение всего не означает спасения всего человечества. Новый Завет рассказывает о том, что посредством искупления Христос победил силы нынешнего века, грех, смерть и сатану. Зачем? Благодаря этому во Христе возникнет новое человечество, потом небеса навсегда опустятся на новую землю, а все неверующие испытают на себе божественный суд.

Последний суд не преследует цель искупления. Несмотря на все сомнения Белла по поводу вечного воздаяния в аду, Библия никогда не связывает с последним судом задачу исправления или восстановления. Примеры восстановления мятежных народов, на которые ссылается Белл, к делу не относятся, поскольку в большинстве случаев речь идет о Божьем обещании восстановить остаток Израиля ради завета, заключенного с Авраамом.

В цитате о Содоме и Гоморре из Евангелия от Матфея тоже ничего не говорится о восстановлении этих городов. Как раз наоборот, Господь возлагает на них большую вину. А когда Белл рассуждает о Новом Иерусалиме, он c легкостью закрывает глаза на описание суда в 19-20 главах Откровения и на слова Иоанна о том, что в городе будут жить только записанные в книгу жизни Агнца (Отк. 21:27), а остальные останутся за воротами (Отк. 22:15).

Бог, который никому не нужен. Что же касается утверждения, будто образ Бога, вечно карающего неверующих, наносит психологическую травму, не следует забывать, что Библия полна сцен и событий, которые эмоционально неприемлемы для современного человека. Бог уничтожает всех жителей земли, за исключением Ноя и его семьи (Быт. 7:23); первосвященнику Аарону не позволено публично оплакать двух своих погибших сыновей (Лев. 10:4-6); Моисею отказано в праве войти в землю обетованную за один-единственный акт непослушания (Чис. 20:11-12); Иезекиилю велено не оплакивать умершую жену (Иез. 24:15-17); ангел предупреждает Иосифа о замысле Ирода убить младенца Иисуса, но ничего не говорит остальным вифлеемским матерям (Мф. 2:13-18); Бог утешает мучеников, жаждущих справедливости, обещанием, что еще многие разделят их участь (Отк. 6:9-11).

Настоящая проблема Белла заключается в том, что он, парадоксальным образом, рассуждает как совершенно западный человек. Он хочет «одомашнить» Бога, сделать Его интеллектуально приемлемым для тех, кто в эпоху модерна или постмодерна готов более-менее серьезно отнестись к христианству. Но Бога невозможно ни приручить, ни деконструировать. Тот же Бог, Который будет судить неверующих в будущем (2 Фесс. 1:5-10), гневается на них уже сейчас (Ин. 3:36). Так что после смерти человека Он не меняет гнев на милость. Скорее, после смерти человек в полной мере испытывает на себе Его гнев (Евр. 9:27).

Примечания

1. Информацию о его книгах можно найти на сайте https://robbell.com/project-type/books/.[Назад]

2. Hamilton, Terri Finch. Profile: Mars Hill Bible Church pastor Rob Bell (Grand Rapids Press, 2008); URL: http://blog.mlive.com/grpress/2008/03/mars_hill_bible_church_pastor.html[Назад]

3. Bell, Robert Holmes; URL: https://www.fjc.gov/history/judges/bell-robert-holmes.[Назад]

4. Meacham, Jon. Pastor Rob Bell: What if Hell Doesn’t Exist? // Time. URL: http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,2065289,00.html. Hamilton.[Назад]

5. См. Meacham; Hamilton. Своими мыслями об этом опыте Белл делится в статье My Faith: Suffering My Way to a New Tomorrow; URL: http://religion.blogs.cnn.com/2011/02/13/my-faith-suffering-my-way-to-a-new-tomorrow/.[Назад]

6. Meacham.[Назад]

7. Домашняя страница церкви «Марс Хилл»; URL: https://marshill.org/history/.[Назад]

8. Там же.[Назад]

9. Там же. См. Meacham.[Назад]

10. Hamilton.[Назад]

11. Домашняя страница церкви «Марс Хилл».[Назад]

12. Там же.[Назад]

13. Hamilton.[Назад]

14. Falsani, Cathleen. The next Billy Graham? // The Chicago Sun Times (June 6, 2006). Miller, Corey. The Websites of the 50 Most Influential Evangelicals in America (2007); URL: http://archive.is/eh4y.[Назад]

15. Van Biema, David. The Hipper-Than-Thou Pastor // Time (December 6, 2007); URL: http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,1692051,00.html. Hoogland, Julie. Rob Bell, Christian rock star, meets Sammy Hagar, real rock star, on Good Morning America set // The Grand Rapids Press (March 15, 2011); URL: http://www.mlive.com/news/grand-rapids/index.ssf/2011/03/rob_bell_christian_rock_star_m.html. Hamilton.[Назад]

16. Hamilton.[Назад]

17. Там же.[Назад]

18. Meacham.[Назад]

19. Hamilton.[Назад]

20. Хронологию поездок Белла и выхода в свет его книг можно найти на его домашней странице, URL: https://robbell.com.[Назад]

21. Crouch, Andy. The Emergent Mystique // Christianity Today; URL: http://www.christianitytoday.com/ct/2004/november/12.36.html?start=8.[Назад]

22. Galli, Mark. The Giant Story // Christianity Today; URL: http://www.christianitytoday.com/ct/2009/april/26.34.html.[Назад]

23. Bell, Rob. Velvet Elvis (Grand Rapids: Zondervan, 2005), pp. 65-68.[Назад]

24. Bell, Rob. Love Wins (San Francisco: HarperOne, 2011), pp. 63-119.[Назад]

25. См. Marrapodi, Eric. Firstorm Grows Over Christian Heresy Book // CNN; URL: http://religion.blogs.cnn.com/2011/03/08/firestorm-over-bell-book-continues/.[Назад]

26. Там же. См. Taylor, Justin. Between Two Worlds; URL: https://blogs.thegospelcoalition.org/justintaylor/2011/02/26/rob-bell-universalist.[Назад]

27. Marrapodi.[Назад]

28. Одна церковь уволила пастора за то, что он выразил одобрение книге Белла в Фэйсбуке. См. Seidl, Jonathon M. Pastor Fired After Backing New Rob Bell Book Questioning Hell // The Blaze; URL: http://www.theblaze.com/news/2011/03/24/pastor-fired-after-backing-new-rob-bell-book-questioning-hell.[Назад]

29. Bell. Love Wins, pp. 140-144.[Назад]

30. Там же, pp. 154-155.[Назад]

31. Там же, p. 155.[Назад]

32. Там же, pp. 95-119.[Назад]

33. Там же, pp. 115-116.[Назад]

34. Там же, pp. 112-113.[Назад]

35. Там же, pp. 83-89. Рассуждая о Содоме и Гоморре, Белл серьезно искажает смысл 16-й главы Иезекииля и Мф. 10:15.[Назад]

36. Там же, pp. 91-93.[Назад]

37. Там же, pp. 174-175.[Назад]

38. Там же, p. 175.[Назад]

39. Интервью Белла Джастину Брайерли, ведущему британской радиопрограммы Unbelievable; URL: https://www.premierchristianradio.com/Shows/Saturday/Unbelievable/Episodes/Unbelievable-23-Apr-2011-Rob-Bell-defends-Love-Wins.[Назад]

 

Английский оригинал этой статьи опубликован служением Watchman Fellowship на сайте www.watchman.org. Все права сохранены.