Что происходит, когда мы умираем?

Как-то раз друг попросил меня объяснить ему две вещи: учение Адвентистов седьмого дня о смерти и предполагаемом воскресении Моисея и притчу Иисуса о богаче и Лазаре (Луки 16:19-31). Размышляя о том, как лучше ответить на его вопросы, я понял, что для начала нужно заложить основание библейского понимания смерти. В этой статье я объясню, на чем основано историческое христианское понимание смерти, а потом вернусь к тем двум вопросам, которые задал мне друг.

Дыхание или существо?

Русским словом «дух» переводятся греческое pneuma в Новом Завете и еврейское ruach в Ветхом. Большинству адвентистов с детства говорили, что обычно эти слова в Библии используются в значении «дыхание». Безусловно, в надлежащем контексте эти слова могут означать «дыхание» или «ветер», однако обычно они используются в Библии иначе.

В правильной библейской герменевтике значение слова всегда определяется контекстом.

Как показывает авторитетный греческий лексикон Спироса Зодиатеса The Complete Word Study Dictionary, слово «дух» [pneuma/ruach] в Библии обычно употребляется в одном из трех значений:

  • Нематериальная природа человека, дающая ему возможность общаться с Богом, Который тоже есть дух.
  • Бесплотное, нематериальное существо, такое как ангел.
  • Святой Дух.

Чтобы увидеть, в каком контексте стоит слово «дух», проведите такой эксперимент. Прочитайте приведенные ниже отрывки, всякий раз подставляя слово «дыхание» вместо подчеркнутых слов «дух» или «Дух»:

Светильник Господень — дух [ruach] человека, испытывающий все глубины сердца (Прит. 20:27).
Потому что вы не приняли духа [pneuma] рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа [pneuma] усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух [pneuma] свидетельствует духу [pneuma] нашему, что мы — дети Божии (Рим. 8:15-16).
Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов [pneuma], чтобы жить? (Евр. 12:9).
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа [pneuma], не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа [pneuma] есть дух [pneuma]. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (Ин. 3:5-7).

Попросту говоря, слово «дух» в Библии обычно не означает «дыхание». Утверждать обратное будет неправдой, которая идет вразрез не только с контекстом, но и как минимум с тремя христианскими учениями:

  • Рождение свыше. Последним в приведенном выше списке я поставил текст Иоанна 3:5-7, чтобы подчеркнуть Евангелие, которое в нем, по существу, содержится. Если было бы можно сократить Библию до самой главной мысли, она была бы такой: человек согрешил и духовно умер. С тех пор все мы с рождения мертвы, отделены от Бога и нуждаемся в Спасителе. Иисус заплатил за наши грехи и предлагает нам жизнь и взаимоотношения с Богом. Когда мы приходим к вере, наш мертвый дух возрождается и с тех пор обретает способность общаться с Духом Божьим. Наш мертвый дух возрождается от Духа, и вечная жизнь становится нашим достоянием уже сейчас. Рождение свыше — не метафора; оно представляет собой суть спасения и является центром благой вести. Объявив свой дух всего лишь «дыханием», мы разрушим реальность рождения свыше и духовной жизни. Утверждение, что наше «дыхание» рождается свыше, противоречит тому, что говорит Библия, и пагубно для нашего понимания того, что значит быть спасенным.
  • Существо Божье. Настаивая на том, что слова pneuma и ruach в Библии означают «дыхание», мы идем вразрез с христианским пониманием Божьего существа. Бог — это чистый дух. Бесплотное, нематериальное существо. Именно об этом Иисус говорит в Ин. 4:24: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». По сути, Иисус здесь развивает учение, которое Он изложил Никодиму в 3-й главе. Поскольку Бог есть дух, чтобы поклоняться Ему, человек должен иметь дух, и притом живой. И снова, если подставить в утверждение Иисуса слово «дыхание», получится полная бессмыслица.
  • Личность Святого Духа. Настаивая на том, что слова pneuma и ruach в Библии означают «дыхание», адвентисты ставят под сомнение личность Святого Духа. «Святой Дух» по-гречески — hagios pneuma. Если мы настаиваем, что pneuma всегда означает «дыхание», в результате мы получаем «Святое Дыхание». Такое толкование будет ближе к учению Свидетелей Иеговы, согласно которому Святой Дух — это просто сила, нежели к библейскому учению о том, что Он личность.

Что происходит, когда мы умираем?

Логически, следующий вопрос должен быть таким: «Если наш дух — это не просто наше дыхание, что происходит с телом и духом, когда мы умираем?»

Состояние тела и духа при смерти неодинаково. Библия часто использует применительно к смерти эвфемизм «сон». Однако этот эвфемизм применяется только к телу, но никогда — к духу. Кроме того, слово «сон» означает, что тело вновь воскреснет.

Согласно Писанию, в момент смерти дух покидает тело и возвращается к Богу, где пребывает в сознательном общении с Господом. При Втором Пришествии Бог приведет с Собой духи усопших святых и воскресит их, наделив бессмертными телами.

Рассмотрим несколько библейских текстов.

В момент смерти дух покидает тело.

И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть (Лк. 8:53-55).
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2:26).

Отсутствие духа — это определение смерти.

Дух возвращается к Богу.

...И высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл. 12:5-7).

Обратите внимание, что в «вечный дом свой» отходит человек, а не его дыхание.

...И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян. 7:59-60).

Опять-таки нет никакого смысла подставлять сюда слово «дыхание». Стефан просит Иисуса принять ту свою нематериальную часть, которая покидает тело, когда тело засыпает смертным сном.

Дух пребывает в сознательном общении с Господом.

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Отк. 6:9-11).

Даже если в этом отрывке есть какие-то символические элементы, Бог не стал бы объяснять истину, используя в качестве примера сатанинскую ложь. Как бы много ни было в этом отрывке символизма, очевидно, что Библия изображает усопших святых сознательно пребывающими в присутствии Господа.

При втором пришествии Христа Бог приведет с Ним отошедших в мир иной святых.

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фесс. 4:13-14).

Я бывал на адвентистских похоронах, где читали стихи 13 и 15, пропуская стих 14 так, словно его вообще не существует. Тот факт, что умершие святые придут с Иисусом при Его втором пришествии, неудобен для адвентистского богословия.

Затем Он даст им в воскресении нетленные тела.

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде… (1 Фесс. 4:15-16).
...вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15:52).

Все приведенные выше тексты свидетельствуют в пользу того, что дух человеческий не тождествен дыханию, и что он переживает физическую смерть. А теперь мы изучим два самых важных учительных (богословских) отрывка Нового Завета, в которых идет речь о смерти.

Выйти из тела и водвориться у Господа

Мы начнем с рассмотрения отрывка 2 Коринфянам 5:1-9.

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5:1).

Здесь Павел использует образ «хижины» (букв. шатра, палатки) для описания нашего нынешнего тленного тела. Палатка — не постоянный дом. Как и наше тело, ее легко разрушить. Однако благая весть заключается в том, что при воскресении мы можем обрести нетленное тело с небес, которое вечно и никогда не разрушится.

От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью (2 Кор. 5:2-4).

Об умерших Павел говорит как о «совлекшихся» (букв. раздетых). Мысль о том, что нас можно «раздеть», указывает на существование чего-то реального, что может быть раздето,— нашего духа. Быть бестелесным духом — неестественное для нас состояние. Мировоззрение христиан носит не платонический, но вполне материальный характер. Мы ожидаем окончательного состояния, когда мы вновь «облечемся» — на этот раз в нетленные вечные тела.

На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными… (2 Кор. 5:5-9).

Именно отсюда, из этого отрывка взята присказка, которую часто повторяют христиане: «Выйти из тела и водвориться у Господа». Простой смысл текста очевиден: пока мы находимся в этом теле, мы отделены от Господа. Когда мы находимся вне этого тела, мы находимся дома с Господом.

Если у нас нет духа, а есть только дыхание, как гласит учение адвентистов, как мы можем находиться вне своего тела и дома с Господом? Мысль Павла имеет какой-либо смысл лишь в одном случае: если у нас действительно есть дух, способный в ожидании воскресения находиться вне тела и со Христом.

Обратите внимание на еще две очень важные вещи:

  1. Павел пишет, что он желает «лучше выйти из тела»! Это утверждение имеет смысл лишь в том случае, если он будет пребывать с Христом сознательно. Не может же Павел иметь в виду, что он предпочел бы небытие или бессознательное состояние. Более того, Павел не подразумевает здесь второе пришествие и воскресение, потому что он конкретно говорит о времени, когда он будет находиться вне тела, но дома с Господом. Под этим пребыванием в присутствии Господа Павел не может иметь в виду воскресение, поскольку он говорит, что выйдет из тела. Павел описывает сознательное существование — вне тела, но в присутствии Господа, — которое находит предпочтительным.
  2. Павел свидетельствует, что в теле или вне тела можно быть угодным Господу (греческое слово имеет форму действительного залога настоящего времени). Мы можем активно быть угодными Господу, выйдя их тела, лишь в том случае, если наше существование будет сознательным и деятельным. Если Павел говорит о небытии или бессознательном состоянии, его учение превращается в бессмыслицу. Он конкретно говорит о выходе из тела.

Смерть — приобретение

То, что Павел написал во 2 Коринфянам 5:1-9 согласуется с его учением в других библейских книгах. Во 2 Коринфянам мы видели, что быть вне тела значить быть с Господом, и что, выйдя из тела, мы по-прежнему можем быть угодными Господу. Текст Филиппийцам 1:26-29 затрагивает те же темы, только более личным образом. Павел находится в тюрьме, и его, возможно, ожидает смерть.

Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп. 1:21).

В представлении Павла смерть — не состояние небытия, а состояние, которое можно описать как «приобретение».

Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать (Флп. 1:22).

По существу, Павлу настолько хочется быть с Господом, что он не в силах выбрать, какой вариант лучше — жить или умереть. Также обратите внимание: в словах апостола нет и намека на то, что единственный возможный выбор — между жизнью во плоти и состоянием небытия. Самое естественное понимание стоящей перед Павлом дилеммы таково, что речь идет о выборе между продолжением жизни во плоти и продолжением жизни в духе.

Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше… (Флп. 1:23).

Обе возможности — продолжение жизни во плоти и продолжение жизни в духе — представляются Павлу желательными. Павел знает, что, оставшись во плоти, он сможет продолжить свою работу и послужить встающей на ноги церкви. Но ему также известно, что быть с Христом несравненно лучше. Сказать, что быть со Христом несравненно лучше, нежели остаться жить на земле, можно, лишь если с Христом нас ждет сознательное бытие.

...а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1:24).

Опять-таки, спросите себя: «Какова диаметральная противоположность тому, чтобы „остаться во плоти“»? Самая прямая противоположность — «уйти в духе».

И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии (Флп. 1:25-26).

Как бы Павлу ни хотелось уйти и быть с Христом, он все же со смирением принимает тот факт, что останется на земле и продолжит свой труд. Весь этот отрывок, включая стоящий перед апостолом выбор, обусловлен библейским учением о том, что выйти из тела значит быть с Господом. Как христианам, нам очень утешительно узнать, что смерть — это приобретение, вход в само присутствие Господа нашего.

А как быть с текстом Екклесиаст 9:5?

«Мертвые ничего не знают». Наверное, мы все слышали эту фразу десятки раз, и многие из нас были уверены, что это исчерпывающее описание состояния умерших. Но что на самом деле означает эта фраза Екклесиаста, если изучить ее в контексте?

Прежде всего, нам нужно изучить непосредственный контекст, в котором звучит эта фраза. Затем нам нужно принять во внимание контекст всей книги, особенности жанра, в котором она написана, место книги в Ветхом Завете и во всей Библии. Только тогда мы сможем сказать, что изучили контекст отрывка. Если проследить контекст стиха Екклесиаст 9:5 по всем виткам герменевтической спирали, станет очевидно, что прежде, толкуя этот текст, мы вырывали его из контекста на всех уровнях.

Контекст — это все

Прочтите 1-9 стихи 9-й главы книги Екклесиаста, чтобы познакомиться с отрывком, в котором находится 5-й стих. Контекст отрывка таков, что умершие больше не участвуют ни в чем, что творится «под солнцем» (т. е. ни в чем, что происходит в этом мире). Христиане не верят, что умершие бродят по земле в виде духов. Христиане не верят ни в привидения, ни в спиритические сеансы, ни в спиритизм вообще. Умершие находятся либо с Господом, либо в шеоле, где ожидают суда. Они уже не здесь, не «под солнцем», и больше не принимают непосредственного участия в делах мира.

Книга Екклесиаста была написана Соломоном (или от имени Соломона) в годы его отступничества. Основная мысль всей книги — тщетность жизни без Бога. Еврейское слово, которое переводят по-разному — «тщета», «бессмыслица», «суета», — использовано в книге Екклесиаст 33 раза, и всякий раз оно передает идею бессмысленности. В нескольких отрывках автор советует читателю жить на полную ногу: есть, пить и веселиться, потому что ничего больше в жизни нет. В нескольких отрывках он высказывает мысль, что между участью умерших праведников и участью умерших нечестивых нет разницы.

Однако христиане не верят, что жизнь бессмысленна, и уж, конечно, они не верят, что участь праведных и нечестивых одинакова! Значит ли это, что книга Екклесиаста проповедует ложь? Нет, но книга Екклесиаста должна показать нам безнадежность жизни без Бога, а не разъяснять состояние тех, кто обрел жизнь во Христе. Более того, книга Екклесиаст принадлежит к жанру т. н. «литературы мудрости», которая обычно не задумывается как наставление в здравом учении. Скорее, мы должны толковать литературу мудрости в свете учительных текстов.

Вся Библия богодухновенна; вся Библия истинна (2 Тим. 3:16); но Иисус — высшее откровение Бога (Евр. 1:1). Учение Иисуса и апостолов сделало ясным то, что в Ветхом Завете было тайной. Это не означает, что Новый Завет исправляет Ветхий, — он всего лишь сообщает нам новые сведения, которые расширяют и разъясняют многое, что в Ветхом Завете еще не было вполне известно. Среди тех вещей, которые были полностью или частично сокрыты в Ветхом Завете, но открыты в Новом, можно называть природу Божьего Мессии, Троицу, Церковь, воскресение и смерть. В Новом Завете у нас есть гораздо более ясное описание смерти, нежели в Ветхом, поэтому в качестве основы для богословия смерти нам следует использовать Новый Завет.

Оттолкнувшись от твердого основания очень ясного учения, данного новозаветной Церкви, мы можем правильно истолковать Ветхий Завет, в том числе и литературу мудрости. И напротив, если учение основано, главным образом, на ветхозаветной литературе мудрости, оно недостоверно, поскольку не основано на откровении Господа Иисуса, изложенном в учении Нового Завета.

Наконец, нам никогда не следует толковать конкретные тексты таким образом, чтобы это толкование шло вразрез с учением, представленным в других частях Писания. Библия отличается удивительным внутренним единством. Мы знаем, что если наше толкование того или иного отрывка противоречит какому-то другому библейскому тексту, ошибаемся мы, а не Библия. Этот принцип означает, что мы не можем толковать стих Екклесиаст 9:5 таким образом, чтобы он противоречил другим частям Библии, в том числе словам Павла в 5-й главе 2-го Послания к коринфянам и в 1-й главе Послания к филиппийцам.

А что насчет Моисея?

Многие из нас верили и в другое учение адвентистов: что Моисей воскрес из могилы в совершенном и нетленном теле подобном тому, какое однажды будет и у нас. Однако в Библии нет никаких указаний на воскресение Моисея. Вот несколько причин, в силу которых крайне маловероятно, что Моисей воскрес из мертвых в нетленном теле:

  1. Библия нигде не говорит, что Моисей воскрес; сказано лишь, что Бог его похоронил (Втор. 34:1-12).
  2. Библия прямо называет Моисея «умершим» (ИисН 1:1-2).
  3. Неканоническая книга «Завещание Моисея», отсылка к которой есть 9-м стихе Послания Иуды, не утверждает, что Моисей воскрес в нетленном теле, но говорит лишь, что его тело похоронил архангел Михаил.
  4. Иисус, а не Моисей, — первенец из умерших, первый, кто обрел нетленное тело по воскресении (1 Кор. 15:20-23). Иисус — Тот, кто победил смерть, и первый, кто воскрес из мертвых в нетленном теле.

Богач и Лазарь

Меня с детства учили верить в то, что идея сознательного существования после смерти была первой ложью сатаны, который сказал Еве: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Поэтому любой учитель, проповедник, фильм, любая песня, книга или телепрограмма, которые допускают сознательное существование после смерти, имеют бесовское происхождение, потому что распространяют сатанинскую ложь и проповедуют спиритизм. Но если сознательное существование после смерти — сатанинская ложь, а те, кто его проповедует, — лжеучителя, как нам быть с нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом? В Евангелии от Луки 16:19-31 Иисус рассказывает очень интересную историю о богаче, который умер и попал в ад, и о бедняке по имени Лазарь, который умер и оказался на лоне Авраамовом. Прочтите эту притчу, прежде чем мы продолжим разговор.

Некоторые отмахиваются от этого отрывка со словами: «Это просто притча, и речь в ней вовсе не о состоянии умерших». Очень может быть, что это просто притча, но в таком случае это единственная известная нам притча Иисуса, где Он называет одного из персонажей по имени. Поэтому многие толкователи полагают, что Иисус рассказывал подлинную историю о людях, которые могли быть известны некоторым из Его слушателей. Но давайте предположим, что это «просто притча».

В Своих притчах Иисус всегда использовал примеры из реальной жизни для иллюстрации еще более глубоких духовных истин. Иисус не стал бы прибегать ко лжи, чтобы проиллюстрировать истину. Можно ли вообразить, чтобы Иисус сказал: «Понимаете, что я имел в виду? Что ж, все это правда, но иллюстрация, которую Я использовал, — чистая ложь. Более того, чтобы разъяснить Свою мысль, Я воспользовался сатанинской ложью. Мой пример — это опасный спиритизм, но основная мысль все равно правильна»?

Предыдущий абзац звучит практически богохульством, но, по существу, если разгрести всю словесную шелуху, именно это и говорят те, кто пытается отделаться от притчи о богаче и Лазаре поверхностным объяснением. Мы говорим о воплощенном Боге. Иисус, вечный Бог, неспособный лгать (Титу 1:2), не сказал бы того, что совершенно не соответствует действительности, введя тем самым в заблуждение целые поколения христиан. Мы говорим о величайшем Учителе, Проповеднике и Пророке, какой только ходил по земле. Он выбрал именно такую иллюстрацию, и люди в Его иллюстрации после смерти сохраняют сознание и способность общаться.

В этой притче нет никакого «спиритизма». Она отражает духовную реальность, известную Иисусу, которую подтверждает остальной текст Библии. Я не хотел бы делать подобный отрывок главным основанием своих богословских взглядов, но иллюстрация Иисуса прекрасно согласуется с остальными Его учениями и с богословскими представлениями Его апостолов, поэтому я могу считать эту притчу отражением духовной реальности. Я не испытываю ни потребности, ни желания от нее отмахиваться.

Заключение

Я убежден, что мы виновны в том, что понапрасну обвиняли некоторых наших братьев и сестер во Христе в спиритизме, поскольку они проповедовали и учили то, что проповедует и чему учит сама Библия. Я знаю, что и мне самому необходимо в этом покаяться. Я осуждал и обвинял других из-за собственного невежества, но ответственность за это невежество полностью лежит на мне.

Теперь, изучив отрывок в библейском контексте, я убежден, что после смерти буду сознательно пребывать с Господом в ожидании воскресения в совершенном и нетленном теле. Я не знаю в точности, что означает эта реальность, и как она будет выглядеть, но я знаю, что она, по словам Павла, будет «несравненно лучше» этой жизни, каким бы стоящим и многообразным ни было мое земное существование.

Я уповаю на обещание, данное в 1 Коринфянам 2:9: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

 

Оригинал статьи находится на сайте www.lifeassuranceministries.org.

Переведена и опубликованас разрешения правообладателя.