Есть ли в человеке что-то кроме тела?

«Раньше я думала, что чудеса Иисуса были похожи на исцеления, которые совершали ученики, — призналась моя подруга Розали. В этот момент я одной рукой держала телефонную трубку возле уха, а второй копалась в цветочной клумбе. — Ну те, знаешь, сверхъестественные вещи, которые Он мог делать благодаря силе, которую получал от Святого Духа».

«Именно так!» — воскликнула я, проследив за ходом ее мысли.

«Я никогда не думала, что Он творил чудеса собственной властью, как Бог», — продолжала она.

Действительно. Как мы обе прекрасно понимали, раньше мы верили, что Иисус не обладал никакими преимуществами, которых нет у нас. Конечно, Он был «совершенным Богом», но мы выросли с убеждением, что Он отказался от всей Своей «божественной власти», чтобы жить в точности как один из нас. Более того, нас учили, что не грешить Он мог лишь с помощью Святого Духа. А если, будучи одним из нас, Он был способен не грешить, полагаясь на Святого Духа, это под силу и нам [1].

Значение слова «дух»

Что же, в таком случае, отличало Иисуса от всех остальных? Откуда мне знать, что Он Бог? Каков был источник власти Иисуса? Как Он мог не грешить? Более того, Он не грешил потому, что был безгрешен, или же был безгрешен потому, что не грешил?

За последние несколько лет я осознала, что именно адвентистским пониманием «духа» объясняется вся неразбериха относительно природы Иисуса, Его безгрешности и понимания того, в каком смысле мы были сотворены по образу Божьему.

Отойдя от адвентизма, я обнаружила — вопреки прежним своим представлениям, — что самой характерной особенностью этого вероучения является вовсе не суббота и не ее роль в событиях последнего времени. В основе всех адвентистских толкований лежит их определение слова «дух». Адвентистское учение о том, что «дух и дыхание — одно и то же», играет основополагающую роль, потому что предопределяет адвентистское понимание того, кто такие люди, и кто такой Иисус.

Русское слово «дух» — это перевод еврейского ruach и греческого pneuma. В буквальном смысле эти слова обозначают ветер, дыхание или воздух. Однако в библейском контексте они обычно имеют другое значение. Слово ruach в Ветхом Завете часто означает божественную силу Бога, хотя иногда используется и в значении человеческого духа. Однако в Новом Завете слово pneuma встречается 379 раз. Из них в 250 случаях речь идет о Святом Духе. 40 раз это слово обозначает ту часть человеческой личности, которая способна поддерживать взаимоотношения с Богом. В оставшихся случаях речь идет о бесовских, нечистых, злых или небесных духах. Вопреки тому, что корни этих слов означают дыхание, воздух или ветер, их употребление в контексте — в особенности слова pneuma в Новом Завете — ясно указывает на нематериальную, однако реальную составную часть человека, сущность природы Бога и ангельских существ [2].

Начнем с Бога

И Елена, и Джеймс Уайт утверждали, что и у Иисуса, и у Бога в буквальном смысле были физические тела. «В видениях, которые мне часто давал Господь, я видела, что Иисус есть Личность. В одном из таких видений я спросила Его, имеет ли Его Отец такой же образ, как и Он, на что Он ответил: „Я есть точное подобие личности Моего Отца“» [3]. Джеймс писал, что «старый небиблейский тринитарный символ веры» побуждает «спиритистов» [тех, кто говорил, что Бог есть «Дух»] отказаться или отречься от «единственного Господа Бога и нашего Господа Иисуса Христа» [4]. Дело в том, что Уайт разделял Иисуса и Господа Бога и явно отрицал Троицу. Кроме того, как утверждали супруги Уайт, учение о том, что у Бога «нет тела и частей», изложенное в методистском вероисповедании [5], — это ересь, из-за которой «все величие и слава неба теряют всякий смысл и значение», и которая сжигает «в огне своего учения» «чудный образ Иисуса» [6].

Адвентистская идея о том, что у Бога есть тело, присутствовала и в более поздних сочинениях Елены Уайт, «Великая борьба» и «Воспитание»: «Вначале человек был сотворен по подобию Бога не только в своем характере, но и во всех внешних чертах» [7]. Далее она писала: «Сотворенный Адам по своей физической, умственной и духовной природе был подобен Творцу. „Сотворил Бог человека по образу Своему“...» [8] «...они внешностью походили на своего Творца...» [9].

Когда адвентисты размышляют над тем, в каком смысле человек сотворен по образу Божьему, зачастую их понимание этой идеи включает в себя физическое отражение неких физических качеств Бога. Многие адвентисты полагают, что, поскольку Иисус стал человеком, мы были сотворены по Его образу. Однако во время сотворения мира воплощение Иисуса еще не произошло. Как раз напротив, воплотившись, Иисус во всем уподобился нам (Евр. 2:17). Его тело было подобно нашему. Некоторые современные небиблейские организации, такие как Святые последних дней (мормоны) и Свидетели Иеговы, также утверждают, что у Бога есть физическое тело [10]. Библия, между тем, говорит нечто совсем иное.

Беседуя с женщиной-самарянкой возле колодца, Иисус открыл ей истину о Боге — и о человеке. Женщина спросила Иисуса, в каком месте следует поклоняться Богу, и Иисус ответил, что физические границы поклонения устарели. «Но настанет время и настало уже, — сказал Иисус, — когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23-24).

Иисус ясно провозгласил, что «Бог есть дух». Простой смысл этих слов очевиден: Бог не связан никаким физическим телом. Далее Иисус сказал, что «истинные поклонники» поклоняются Богу «в духе и истине». Иными словами, у человека есть дух, способный поклоняться Богу.

Следствия, вытекающие из этого текста, переворачивают адвентистские представления с ног на голову. Прежде всего, Бог не обладает физическим телом; Он — дух. Это означает, что «дух» реален и обладает сознанием, хотя и нематериален. Бог — это вечный Источник всякой власти, истины, мудрости, творческих возможностей, закона и реальности. Слово «дух» применительно к Богу не может означать просто «дыхание».

Во-вторых, тот факт, что истинное поклонение совершается «в духе и истине» означает, что человеческий дух способен поклоняться — но только если он наставлен в истине. В Библии истина отождествляется с Евангелием (Кол. 1:15), Божьим Словом (Ис. 45:19; Ин. 17:17), Законом (Пс. 118:142) и Самим Иисусом (Ин. 14:6). Более того, Иоанн сообщает нам, что Закон пришел через Моисея, а благодать и истина — через Иисуса (Ин. 1:17). Во 2-й главе 1-го Послания к коринфянам Павел объясняет, что истину Божью невозможно понять человеческой мудростью. «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога», — пишет он в стихе 12.

Очевидно, что мы можем поклоняться в духе и истине лишь в том случае, если наш дух просвещен Святым Духом. Пока мы не примем Святого Духа, то, что от Бога, кажется нам бессмыслицей, и мы не можем Ему поклоняться.

Третий аспект адвентистской парадигмы, которую переворачивает текст Иоанна 4:23-24, — идея о том, что мы физически сотворены по образу Божьему. То, что Бог сотворил нас по Своему образу, не может означать, что Он сделал нас физически подобными Себе. Наоборот, Он Сам описывает Себя нам как «дух»; следовательно, и Его образ, который мы имеем, тоже должен быть «духом» — той частью нашего существа, посредством которой мы поклоняемся Ему и общаемся с Ним.

Духовные следствия

В беседе с Никодимом Иисус открыл одну из ключевых истин о спасении:

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух… Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:5-6, 8).

Если мы сотворены с духом, отражающим образ Божий, почему Иисус сказал, что нам нужно «родиться от Духа»?

Контекст этих слов мы находим в Ефесянам 2:1-2, 4-5: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления… Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены...»

Когда я была адвентисткой, я считала этот отрывок (если вообще о нем задумывалась) всего лишь метафорой. Я знала, что все мы грешники, потому что Адам согрешил, но едва ли понимала, что это значит. Я также знала, что, согласно Божьему обещанию, Адам и Ева должны были умереть, если бы вкусили от плода древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Кроме того, как мне было известно, сатана сказал им, что они не умрут, но их глаза откроются (Быт. 3:4-5).

Я узнала, что сатана оказался прав лишь на первый взгляд, — хотя Адам и Ева не умерли тут же, они начали умирать. Я узнала, что Божье обещание («смертью умрешь») исполнилось; Адам и Ева не испытали последствия смерти сразу, но процесс начался.

Опять же, Библия говорит нечто совсем иное. Из Римлянам 5:12-14; 1 Коринфянам 15:22 и Ефесянам 2:1-5 отчетливо следует, что мы все мертвы во грехах по вине Адама. Это утверждение явно не может относиться к физической жизни, поскольку люди появились на свет и дышат. Как адвентистка, я не видела иного выхода, кроме как объяснять это противоречие метафорически. Поскольку я считала «дух» синонимом «дыхания», я полагала, что «смерть» означает прекращение физического существования. Тот факт, что все живущие обладают физической жизнью, помешал мне понять идею духовной смерти, и я думала, что речь идет о накапливающихся генетических проблемах, из-за которых люди оказываются беззащитными перед грехом.

Вернемся к Адаму и Еве. Прежде чем вкусить от запретного плода, они и понятия не имели, что можно жить как-то иначе, кроме как в полной открытости перед Богом. Когда Адам и Ева попробовали плод, их тела остались живы — что на первый взгляд подтверждало правоту сатаны и ставило под сомнение серьезность Божьего предостережения. Однако произошло нечто новое. Вкусив от плода, они тут же осознали свою наготу и беззащитность. Они захотели чем-то прикрыться и поначалу просто спрятались.

Придя в сад, Бог позвал Адама: «Где ты?» (Быт. 3:9). Адам сразу же ответил, что испугался и спрятался, потому что наг.

Раньше я думала, что вопрос Бога: «Где ты?» — был чем-то вроде игры отца с ребенком в прятки. Бог есть Бог; Он явно знал, где Адам. Однако грех Адама и Евы неожиданно стал явным. Они испытали сильнейший стыд и страх. Им стало неуютно в присутствии Бога. Их дух, знавший Бога, умер в то самое мгновение, когда они вкусили от плода. Они оказались отделены от Бога и лишены Его праведности и присутствия, которые прежде защищали их от сознания наготы и от стыда.

Бог явно знал, где прятались Адам и Ева, но в Его вопросе: «Где ты?» — был сокрыт духовный смысл. Он знал, что они согрешили, потому что между Его Духом и их духами больше не было связи.

Избавить от этой смерти может лишь пролитие человеческой крови (Евр. 2:16-27; 9:22). Бог обещал послать Искупителя (Быт. 3:15) и сохранил человечество. Но грех Адама и Евы был полностью искуплен лишь после того, как несколько тысяч лет спустя умер Иисус (Рим. 3:21-26). Только после того, как разорвалась завеса в храме, преграда греха исчезла, и только в день Пятидесятницы Дух Божий теснейшим образом воссоединился с духом человеческим Своей силой [11].

Когда Иисус сказал Никодиму, что тот должен родиться вновь от Духа, это не было метафорой. Человек в буквальном смысле должен соединиться с Духом Божьим, чтобы его собственный мертвый дух ожил.

Будь дух человеческий просто дыханием, рождение свыше не имело бы никакого смысла.

А как же Иисус?

Мы уже установили, что Бог есть дух, что у Него нет физического тела. Аналогичным образом, мы убедились, что наш собственный дух должен поклоняться Богу, Который есть дух. Это означает, что наш дух — не просто «дыхание»; он способен принимать, распознавать Самого Бога и поклоняться Ему. Кроме того, мы убедились, что для того, чтобы наш дух, от рождения мертвый в грехе, мог поклоняться Богу, он должен возродиться от Святого Духа и тем самым вернуться к жизни.

В Евреям 2:17 сказано, что Иисус во всем уподобился Своим братьям. Значит ли это, что Он тоже родился с мертвым духом?

В бытность свою адвентисткой я никогда не задавалась этим вопросом. Я полагала, что Иисус обладал телом и дыханием, — так же, как и я сама. Но если Человек Иисус был всего лишь телом, наделенным дыханием, то суть Его безгрешности сводилась к тому, что Ему удавалось в совершенстве исполнять Закон вопреки ограничениям человеческой природы.

Между тем, Библия сообщает нам, что Иисус был зачат от Святого Духа (Лк. 1:35). Иисус — единственный человек в истории, которому Дух Святой дал жизнь с момента зачатия. Это означает, что Он был единственным человеком в истории, который родился духовно живым (Адам был сотворен), и который не нуждался в возрождении. Более того, духовная жизнь Иисуса не была для Него чем-то внешним. Это была Его собственная жизнь, поскольку Он Бог.

Параллельные структуры: плоть и дух

Послание к римлянам 1:3-4 определяет Иисуса как Сына Человеческого и Сына Божьего. В 3-м стихе сказано, что Он «родился от семени Давидова по плоти», а в 4-м — что Он «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых». Эти стихи структурно параллельны друг другу. 3-й стих описывает Его принадлежность к роду Давида «по плоти», т. е. Его человеческую природу. 4-й стих описывает Его божественность, явленную через Его воскресение «по духу святыми». Иисус был настоящим человеком и настоящим Богом. Он воскрес из мертвых благодаря собственному духу святости (см. также Ин. 10:17-18). Власть, которой Он обладал, была Его собственной. Жизнь, бывшая в Нем, принадлежала Ему. Он всегда был духовно жив.

Безгрешен Иисус был не потому, что имел совершенный доступ к внешней силе Святого Духа. Он был безгрешен потому, что был Богом и был духовно жив с момента зачатия. Безусловно, у Него было преимущество, которого нет у нас, — но не ради Него Самого. Он пострадал за нас и сделался грехом и проклятием за весь мир [12].

Почему это важно?

Как мы уже убедились, вера в то, что дух человеческий — это просто дыхание, порождает по меньшей мере девять заблуждений, которые ведут к ереси:

  • Неверие в то, что Бог есть «дух», не имеющий физического тела.
  • Неверие в то, что у людей есть дух, который способен знать Бога и поклоняться Ему.
  • Неверие в то, что дух человеческий — это образ Бога в человеке.
  • Непонимание того, что первородный грех — это природная мертвость нашего духа.
  • Неверное понимание потребности в новом рождении и его сути.
  • Вера в то, что Иисус был просто «телом и дыханием».
  • Непонимание безгрешности Его природы.
  • Непонимание преимуществ, которые давала Ему природная божественность.
  • Неверное понимание, что праведность Бога всецело принадлежит Ему, и ее невозможно в совершенстве воспроизвести или скопировать.

На практическом уровне вера в то, что дух — это всего лишь дыхание, становится причиной небиблейского мировоззрения адвентистов. Поскольку они не понимают, что Бог — это бестелесный дух, они не понимают, что Он не такой, как они. Следовательно, они не считают, что Он обладает всей полнотой власти над всей реальностью, даже над злом и над решениями людей. Поскольку они не верят, что у них есть нематериальный дух, созданный по образу Бога, они рассматривают грех как прежде всего физическое явление — кумулятивный эффект генетических недостатков, из-за которых они подвержены искушениям. Поскольку они рассматривают грех как прежде всего физическое явление, ослабляющее волю и разум, они полагают, что спасение означает получение доступа к силе Святого Духа, с помощью которой человек может сопротивляться искушениям и со временем все лучше соблюдать Закон.

Более того, совесть — это не Святой Дух. Стих Римлянам 2:15 определяет «совесть» как способность, которая есть у всех людей, независимо от веры в Бога. Совесть может быть сформирована неправильно, и после того, как человек рождается свыше, Дух Святой исправляет ее через откровение истины.

Поскольку адвентисты убеждены, что человеческий дух — это дыхание, они не понимают, что значит родиться свыше. Они не знают, что у них в буквальном смысле есть дух, который мертв, пока Дух Святой не вселится в них и не вернет его к жизни.

Возможно, худшее следствие этого учения о том, что дух тождествен дыханию, заключается в следующем: адвентисты не понимают, что Господь Иисус Христос — не пример для них. Он Жертва, принесенная за них. Иисус пришел не для того, чтобы наглядно показать, как преодолевать искушения, полагаясь на внешнюю силу Святого Духа. Адвентисты не понимают, что Иисус смог Своей кровью искупить наш грех не потому, что был совершенно послушен Богу, но потому, что в Нем изначально была жизнь.

Поняв, что дух человеческий — это нематериальная реальность, созданная по образу Божьему, мы, наконец, обретем надежду. Мы знаем, что после смерти мы не перестаем существовать. Мы знаем, что Иисус обладал божественными преимуществами, которые позволили Ему занять наше место во всех отношениях: Он был Богом и принял образ человека, чтобы пролить совершенную, безгрешную кровь в качестве жертвы, которую требовал Его собственный Закон. Поскольку у нас в буквальном смысле есть дух, Дух Божий в буквальном смысле возвращает нас к жизни и навсегда соединяет нас с Ним в момент рождения свыше. Нам не просто доступна сила Божья; Сам Бог делает нас новыми, живыми творениями, которые «от Бога родились» (Ин. 1:13).

Теперь я знаю, что Иисус, даже в Своем воплощении, всегда был совершенным Богом (Кол. 1:19). Чудо не в том, что Он смог быть совершенным человеком, а в том, что как Бог Он разрушил власть греха, пролив безгрешную человеческую кровь. Своим телом Он открыл новый и живой путь к Отцу (Евр. 10:20), поэтому я теперь могу находиться в Его присутствии без стыда и осознания своей наготы. Я знаю, что стала Его праведностью, потому что Он стал моим грехом (2 Кор. 5:21), и я обладаю Его праведностью — которая не зависит от моего совершенства и является внешней по отношению ко мне, — потому что Он живет во мне Своим Духом и вменяет мне Свою праведность (Рим. 5:18-21). Я знаю, что моя жизнь сокрыта с Ним в Боге (Кол. 3:3).

И я радуюсь вместе с Павлом, моим братом в Иисусе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:19-20).

 

Примечания

1. Уподобившись нам. Он был призван показать пример послушания. Для этого Он принял человеческое естество и прошел через выпадающие на долю человека испытания. «Он должен был во всем уподобиться братиям» (Евр. 2:17). Если бы нам пришлось переносить то, что не довелось испытать Иисусу, сатана мог бы утверждать, что Божья сила недостаточна для нас. Поэтому Иисус был «подобно нам искушен во всем» (Евр. 4:15), и Он перенес все испытания, которые переносим мы, и не воспользовался ни единым Своим преимуществом, ничем, что было бы недоступно и нам. Придя на землю человеком, Спаситель боролся с искушением и побеждал силой, данной Ему Богом. Он говорит: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс. 39:9). Утешая приходящих к Нему, пораженных сатаной. Он открывал людям суть Божественного закона и смысл Своего служения. Вся Его жизнь свидетельствует о том, что и мы способны повиноваться Божьему закону (Уайт, Елена. Христос — надежда мира. URL: www.otkrovenie.de/white/knigi/KV3_Hristos-nadezhda_mira/index.htm.

2. New Bible Dictionary (IVP, 1997), p. 1125.

3. Уайт, Елена. Ранние произведения, с. 77. URL: www.otkrovenie.de/white/knigi/14_Rannie_proizvedeniya/index.htm. См. также с. 55 и 92.

4. White, James. Day Star, January 24, 1846.

5. The Doctrines and Discipline of the Methodist Episcopal Church, 1888, pp. 16, 17

6. Уайт. Ранние произведения, с. 77.

7. Уайт, Елена. Великая борьба (Заокский: Источник жизни, 2006), с. 570.

8. Уайт, Елена. Воспитание. URL: www.otkrovenie.de/white/knigi/18_Vospitanie/index.htm.

9. Там же.

10. URL: www.beliefnet.com/story/80/story_8035_1.html; www.beliefnet.com/story/80/story_8034_1.html

11. Некоторые полагают, что апостолы получили Святого Духа до вознесения Иисуса (Ин. 20:22), но силу Духа приняли в день Пятидесятницы.

12. 2 Коринфянам 5:21 и Галатам 3:13.

 

Оригинал статьи находится на сайте www.lifeassuranceministries.org.

Переведена и опубликованас разрешения правообладателя.