Текст, которого я раньше избегал
Когда я был пастором и учителем у Адвентистов седьмого дня, и у меня возникали вопросы по поводу первых девяти стихов 5-й главы 2-го Послания к коринфянам, я прибегал к тактике «когда тебя прижимают одним стихом, ссылайся на другой» — так же, как это делают Свидетели Иеговы. Я тут же предлагал прочесть текст Екклесиаст 9:5. Но теперь я себе этого не позволяю. Я обязан понять, о чем говорится в этом отрывке, исходя из его непосредственного контекста. Поэтому давайте внимательно изучим слова Павла, не беспокоясь о том, вписываются ли они в рамки учения, которое мы считаем истинным.
Этот отрывок содержит наставление в здравом учении, записанное ведущим богословом Нового Завета апостолом Павлом. Следовательно, с точки зрения учения он имеет наибольший вес — больший, чем поэтические книги или неясные высказывания Ветхого Завета. Но о чем здесь идет речь?
Памятуя о первом правиле герменевтики, мы должны обратить внимание на непосредственный контекст. В 3-й главе 2-го Послания к коринфянам Павел противопоставляет Ветхий и Новый Заветы. Он уподобляет Синайский Завет, включая расширенный завет (написанный чернилами, ст. 3) и слова завета (написанные на камне, ст. 7), «преходящему» (ст. 11) «служению осуждения» (ст. 9), которое не позволяет людям увидеть славу Нового Завета. Заканчивает эту главу он словами о том, что «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем [освободившись от „смертоносных букв“ Синайского Завета], как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».
В 4-й главе 2-го Послания к коринфянам Павел рассказывает о своем служении апостола. В 7-м стихе он пишет, что «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах». Какое сокровище он имеет в виду? Жизнь Христову, вечную жизнь, которую мы отныне обрели в духе. Это становится очевидно, когда мы читаем 11-й стих: «...мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей...» Далее, в 16-м стихе Павел пишет: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек [тело] и тлеет, то внутренний [дух] со дня на день обновляется». Заканчивает он 4-ю главу такими словами: «...когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно». Взор Павла устремлен не на земную жизнь в теле, но на небесное, вечное существование в духе. Именно поэтому он может встретить тяготы, гонения и даже смерть, не колеблясь в вере.
Таков контекст. В 5-й главе Павел развивает свое богословие, и мы рассмотрим его слова стих за стихом.
Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5:1).
Прежде всего обратите внимание на выражение уверенности: «знаем». Павел излагает не какую-то высосанную из пальца идею или умозрительную теорию, но традиционное христианское богословие, хорошо известное и ему самому, и его соработникам. Пишет он об этом для того, чтобы утешить читателей, живущих в смутное время. Вне всякого сомнения, под «земной хижиной» Павел имеет в виду тело. Это «дом», в котором мы живем. Иными словами, тело — это дом души или духа. Тело — не личность. Скорее, личностью является душа или дух, обитающая или обитающий в теле. Павел безапелляционно заявляет, что, если хижина разрушится (тело будет уничтожено смертью), у нас есть жилище от Бога…
Опять-таки, внимательно вчитайтесь в слова Павла. Павел не говорит, что жилище будет у нас когда-то в будущем, но что оно есть у нас уже сейчас. Это жилище нерукотворно (построено не человеком), вечно и находится на небесах. Когда одна форма бытия заканчивается, и наша земная хижина (тело) разрушается, нас сразу же ожидает другое бытие на небесах с Богом, и это бытие вечно. В словах Павла нет никаких сомнений: «...знаем… имеем...».
От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище… (2 Кор. 5:2).
По прошествии лет, с приближением старости слова Павла становятся более понятны. Да, в этом теле мы иногда «воздыхаем». Мы хотим перейти в вечное бытие, оставив позади старение, боль и страдания, когда наша «хижина» разрушится. Есть вполне реальные причины, по которым христианство сосредоточено на будущей жизни. Мы стремимся к ней, ждем ее и желаем ее превыше всего. Именно эта уверенность позволяет христианам без страха встретить смерть.
...только бы нам и одетым не оказаться нагими (2 Кор. 5:3).
Этот стих переводят по-разному. Привычный нам Синодальный перевод (как и перевод Кассиана) ставит под сомнение окончательность нашей «одетости» и звучит как предостережение от излишней самоуверенности. Напротив, англоязычные переводы передают чувство уверенности, что мы, одетые, нагими не останемся. Только некоторые из них (например, NASB) рассматривают нашу «одетость» как уже совершившееся событие: «...поскольку мы, одевшиеся, не останемся нагими», — а некоторые (например, NIV) толкуют этот оборот как описание будущих событий: «...потому что мы, когда оденемся, не останемся нагими». Я считаю вариант NASB правильным по двум причинам. Во-первых, Павел стремится внушить читателям уверенность, а не сомнение. Во-вторых, такое толкование согласуется со словами Павла в стихе 5:1, где апостол говорит: «...мы имеем...», — используя в греческом тексте настоящее продолженное время. Хотя сейчас мы еще не видим нашу небесную одежду, мы в нее уже облеклись. Это произошло, когда мы впервые уверовали во Христа. Благодаря этому совершившемуся факту мы не окажемся нагими, без небесной одежды праведности и жизни Христа.
Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью (2 Кор. 5:4).
В этом стихе Павел описывает нас всех. Мы не хотим «совлечься» и остаться нагими, в небытии. Мы не ждем, чтобы черви пожрали нашу плоть, и не видим никакого утешения в том, чтобы просто оставаться мертвыми до самого воскресения. Скорее, надежда Павла заключается в том, что произойдет мгновенный переход жизни, которая сейчас существует в смертной хижине тела, непосредственно в небесное бытие. Одна форма жизни будет «поглощена» другой.
На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа (2 Кор. 5:5).
Бог трудился для нас и в нас с явной целью: чтобы смертное было поглощено жизнью. Святой Дух, дарованный всем истинным верующим, — это великий аванс, залог грядущих изменений.
Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2 Кор. 5:6-9).
Эти четыре стиха следует рассматривать как одно целое, поскольку они объединены одной темой. Слово «итак» отсылает нас к тому факту, что мы уже получили Святого Духа, запечатлевшего всех истинных христиан в то мгновение, когда они уверовали (Еф. 1:13; 4:30), и являющегося залогом нашего будущего наследства во Христе. Это, в свою очередь, позволяет нам благодушествовать.
Теперь мы подошли к сути рассматриваемого текста. «...как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа...» Опять-таки обратите внимание на уверенность Павла: «знаем». Это не умозрительные рассуждения и не пустые фантазии, это знание. Слова «водворяясь в теле», несомненно, относятся к вечному духу или внутреннему человеку, упомянутому в стихах 4:16-18, который живет в «хижине», нашем теле. Иными словами, Павел имеет в виду земную жизнь. И он отчетливо говорит, что в земной жизни мы «устранены от Господа». И добавляет, что «мы ходим верою, а не видением». В существовании жизни после смерти нелегко убедиться с помощью физического зрения или видимых доказательств. Мы должны принять ее существование верой. Не слепой верой, но верой, опирающейся на воскресение Христа, жизни нашей, и вдохновленное Святым Духом Слово Божье. Затем Павел еще раз повторяет, что он и его соработники «благодушествуют», т. е. ходят верой, потому что они уже считают своим то, чего еще не видели.
Павел пишет: «...желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». Эти слова не могут относиться к бытию после воскресения тела, потому что тогда у людей снова будут тела. Несомненно, апостол говорит о промежуточном состоянии между смертью и воскресением. Он описывает это состояние как «водвориться у Господа». И мы, наконец, подошли к решающему доводу: «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными». Павел ревностно стремиться угождать Господу как в земной жизни, так и по ее окончании, в том числе и в промежутке между смертью и воскресением тела.
Описание этого промежуточного состояния как бессознательного сна или частичного исчезновения попросту не вписывается в контекст. Ревностное стремление быть угодными Богу — весомый аргумент в пользу наличия деятельных разума, чувств и воли, а не бессознательной спячки, которая, по существу, тождественна исчезновению. И потому, изучив контекст этого отрывка и то, о чем в нем говорится, я вынужден сделать вывод, что между смертью и воскресением есть промежуток сознательного существования, когда мы «выходим из тела и водворяемся у Господа». Только такое существование объясняет жизнь, которой присущи проявления разума, чувств и воли, и которая «лучше» нашей нынешней жизни «в теле». Вот почему в Филиппийцам 1:21 Павел может сказать: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». Павел желал бы «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».
Через несколько лет после выхода из адвентистской церкви я служил пастором общины Христианского и миссионерского альянса в г. Санта-Круз, штат Калифорния. Никогда не забуду первое отпевание, на котором я побывал в этой церкви! Умер один давний член общины, близкий друг окружного суперинтенданта пастора Рика Тейлора. Родственники попросили, чтобы богослужение провел он. Это было нечто совершенно новое для меня! Это было трогательное музыкальное богослужение, наполненное радостными, живыми, бодрыми песнями. В проповеди говорилось не только о надежде на воскресение, но и о нынешней уверенности, что наш брат во Христе «ушел к Господу»! Да, после богослужения люди плакали, но общий настрой был таким, какого я никогда не встречал на адвентистских похоронах. Почему? В чем причина такой разницы? В осознании реальности того, что наш брат во Христе уже радуется в присутствии Господа!
Да, это учение не определяет наше спасение и не является критерием истины. Но, как отметил апостол Павел, оно помогает нам благодушествовать и ревностно стремиться быть угодными Богу ныне и всегда! Это вписывается в новозаветное понимание благой вести. Это согласуется со словами Самого Господа:
...верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6:47).
Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11:25-26).
Оригинал статьи находится на сайте www.lifeassuranceministries.org.
Переведена и опубликована с разрешения правообладателя.