Учение «Новой апостольской реформации» о чудесах

Вот уже много лет ведущие пророки, такие как Пол Кэйн и Боб Джонс, ясно пророчествуют,
предсказывая возникновение армии последних времен, которую они называют
«Армией Иоиля». Эти предсказания проверены временем и сейчас находятся в процессе исполнения.
Бобби Коннор

Под руководством апостолов и пророков Новой апостольской реформации [1] церковь должна стать чудотворной армией, которая положит начало царству Божьему. У этой армии есть разные названия, в том числе «Армия Иоиля» (согласно предложенному НАР толкованию 2-й главы книги Иоиля [2]) и «явленные сыны Божьи» (основано на предложенном НАР толковании текста Римлянам 8:19 [3]).

Вера в чудеса как современное явление не уникальна для Новой апостольской реформации. Большинство христиан верит, что Бог и сегодня творит в мире чудеса, — даже те, кто не верит, что Он дает людям сегодня сверхъестественные дары, как свидетельствует занятный сборник под названием Who’s Afraid of the Holy Spirit? («Кто боится Святого Духа?») [4]. Авторы вошедших в сборник статей полагают, что чудесных даров больше нет, однако Бог по-прежнему творит чудеса, в том числе исцеляет людей, — зачастую в ответ на молитвы. Другие — в особенности, относящие себя к числу пятидесятников или харизматов — заходят дальше и верят, что Господь продолжает наделять людей чудесными дарами, в том числе говорением на языках, пророчеством и божественным исцелением [5]. Как показало исследование, проведенное среди пятидесятников и харизматов десяти разных стран службой Pew Forum, огромное большинство опрошенных во всех десяти странах лично пережили или своими глазами видели божественное исцеление болезни или травмы [6].

От более распространенных представлений о чудесах учение НАР отличают три особенности: (1) под руководством апостолов и пророков церковь последних времен будет творить беспримерные по своему величию и количеству чудеса; (2) новые истины, открытые современным апостолами и пророками принципиально важны для «активации» чудесных даров в людях; (3) последователи апостолов и пророков будут возрастать в чудесных дарах, пока не «высвободят» Божий суд над землей и не станут бессмертными. Давайте исследуем эти утверждения.

Беспрецедентные чудеса

Майк Бикл, основатель церкви IHOP, заявил: «Последние времена — это звездный час церкви, когда будут твориться чудеса и озвучиваться сверхъестественные пророческие указания. Чудеса Деяний и Исхода преумножатся и сложатся друг с другом во всемирном масштабе». В подтверждение своих слов он ссылается на текст Михея 7:15 [7].

Более того, чудеса, творимые христианами в нынешнем поколении, будут настолько яркими, что на их фоне поблекнут чудеса биб­лейских пророков и апостолов. Рик Джойнер, один из наиболее влиятельных пророков Новой апостольской реформации, утверждает: «Разделение Красного моря едва ли будут вспоминать как значимое чудо после того, что сотворят служащие Богу в конце нынешнего века» [8]. Грандиозность чудес последнего времени затмит собой даже чудеса Иисуса [9]. Это ошеломляющее заявление лидеры НАР подкрепляют ссылкой на слова Спасителя, что верующие в Него будут творить те же дела, что и Он, «и больше сих сотворят» (Ин. 14:12) [10]. Вот какие «большие сих» чудеса будут творить апостолы и пророки НАР, а также их последователи:

  • исцелять каждого пациента в больницах и психиатрических лечебницах, просто возлагая руки на стены здания [11];
  • останавливать катастрофические наводнения одним словом [12];
  • обладать властью над всеми естественными законами, в том числе над силой тяжести, временем, пространством и массой [13];
  • повелевать горам буквально ввергнуться в море, и горы будут им повиноваться [14];
  • буднично умножать пищу и ресурсы [15];
  • пророчески указывать на простые, естественные причины смертельных болезней [16];
  • во всех подробностях предсказывать любые события до того, как они произойдут (ничто не застанет их врасплох) [17];
  • участвовать в регулярных совещания с ангелами [18].

Лидеры НАР отмечают, что чудеса — не самоцель. Они будут способствовать исполнению популярного в этих кругах пророчества о «жатве последних времен», согласно которому более миллиарда людей уверуют во Христа. Поскольку чудеса будут столь поразительными, следует ожидать массовые обращения в христианство:

Репортеры будут следовать за апостолами, словно за национальными лидерами, с нескрываемым энтузиазмом фиксируя великие чудеса. Некоторые из этих репортажей станут причиной большего числа обращений в христианство, чем христианские сообщества видели за все время своего существования…
Чудеса, превосходящие самые зрелищные библейские события, побудят целые страны склониться перед Иисусом [19].

Самые поразительные вещи, как обычно говорят, будут уделом апостолов и пророков, однако и все те, кто принял новые истины, открытые апостолами и пророками, тоже будут творить чудеса.

Активация чудесных даров через принятие новых истин

Прежде чем церковь сделается чудотворной армией Божьей, она должна быть укомплектована апостолами и пророками. Верующие должны принять новые истины (учения и правила), которые наделят их чудотворной силой. Билл Хэмон говорит: «Святые не начнут являть сверхъестественные дела Иисуса сами собой, сидя на скамейках и занимаясь „обычными делами“. Для того, чтобы пользоваться сверхъестественными силами и чудесами, христиане должны — если прибегнуть к библейской метафоре, имеющей сверхъестественную подоплеку, — „ходить по воде новой истины“» [20]. Ниже мы перечислим эти «новые истины» — практики, которые якобы должны разбудить в людях чудотворные способности.

Возложение рук

Чудесные дары (например, телесного исцеления или пророчества) апостолы и пророки могут «передавать» другим людям с помощью обряда, именуемого возложением рук [21]. Об этом говорит множество лидеров Новой апостольской реформации [22]. На многих конференциях НАР выделяется специальное время для передачи даров — посетители выходят вперед, и апостол или пророк возлагает на них руки.

Пост (воздержание от пищи) [23]

IHOP хочет стимулировать беспрецедентный всплеск чудотворных способностей в церкви. Для этого был объявлен Всемирный пост Жениха, который будет соблюдаться с первого понедельника по среду ежемесячно и семь дней подряд в декабре, начиная с первого понедельника, до тех пор, пока не вернется Христос [24]. Бикл утверждает, что наградой за пост будут чудотворные силы в личном служении и высвобождение беспрецедентного пророческого откровения в последние времена. Помимо прочего, Бог будет посылать ангелов к некоторым пророкам, чтобы передать им особые знания [25].

Молитва 24/7

Безостановочная круглосуточная молитва, известная в народе как «молитва 24/7», — еще один ключ к высвобождению в церкви чудотворных сил. В IHOP действует круглосуточная молитвенная комната, где с 1999 года непрерывно, 24 часа в сутки, продолжаются молитва и поклонение. Такие же комнаты впоследствии открылись в разных городах США и по всему миру. Однако здесь не просто христиане собираются, чтобы помолиться. Эти комнаты готовят молитвенных воинов, которым предстоит сыграть важную роль в «развязывании» божественного суда над царством антихриста [26].

«Отмокание»

Смысл этой практики в том, чтобы испытать большую близость к Богу, «отмокая» (soaking) в Его присутствии. Такая близость активирует чудесные дары и сверхъестественные переживания. Зачастую для отмокания требуется найти уединенное место, молиться на своем родном языке, говорить на иных языках и ждать, пока Бог проявит Свое присутствие. Его присутствие может выразиться во сне, видении, трансе, выходе из тела, явлении ангелов или «перенесении в Духе» подобно Филиппу — одному из первых христиан, который был чудесным образом перемещен из одного места в другое (Деян. 8:39-40) [27]. Производство особой музыки, помогающей людям «отмокать», превратилось в движении НАР в особую индустрию.

Говорение на иных языках [28]

Говорение на иных языках, или глоссолалия, считается важным элементом активации других духовных даров [29]. Во время так называемых «пророческих школ» (prophetic workshops), которые ведет, например, Хэмон, участники пытаются разбудить в себе чудесный дар пророчества с помощью особого упражнения: нужно выбрать напарника, начать говорить на языках, а потом произнести вслух все, что приходит в голову, в качестве пророческого слова для напарника.

Активация даров

Новая апостольская реформация уделяет огромное внимание активации в людях чудесных даров (также именуемой «обучением тому, как двигаться в сверхъестественном»). Эта практика описана в целом ряде книг, таких как Developing a Supernatural Lifestyle: A Practical Guide to a Life of Signs, Wonders, and Miracles популярного лидера НАР Криса Валлоттона [30], и о ней говорят на различных мероприятиях, таких как конференции Supernatural Lifestyle [31].

В «апостольских» церквях открылись школы сверхъестественных даров, многие из них связаны с церковью «Вефиль» Билла Джонсона в г. Реддинге, штат Калифорния, — для НАР это своего рода Лурд. Церкви приобретают учебный курс на DVD, стоимость которого только за первый год составляет 6495 долларов США. Однако подобные школы создаются не только в церквях НАР. Есть они и в общинах «Виноградника». В самой церкви «Вефиль» школа сверхъестественного служения была открыта в 1998 году, тогда в ней училось всего 36 человек. С тех пор она существенно выросла в размерах и в 2012-2013 учебном году выпустила более 1800 студентов [32].

Студенты активируют не только чудесные дары, но и другие. В течение двух лет, пока длится обучение в школе, они посещают разные церкви и обучают верующих так называемому «сверхъестественному благовестию». Иначе этот метод называют «пророческим благовестием» — речь идет о том, чтобы поделиться с людьми Божьей любовью с помощью чудесных даров, в том числе пророчества и исцеления [33].

Студенты организуют для членов церкви так называемую «охоту за сокровищами», в которой обычно участвуют команды из трех-четырех человек. Перед началом участникам мероприятия предлагают попросить у Бога пророческие «слова знания» [34] (подсказки) о конкретных людей, которых они встретят по дороге: имена, описания внешности, указания на проблемы со здоровьем (напр., регулярные головные боли или изувеченное колено) [35]. Студенты отмечают эти подсказки на карте, с помощью которой потом ищут соответствующего человека (сокровище).

Вот реальная история, рассказанная членом такой команды. «Охота за сокровищами» была организована в универмаге Walmart, и были получены такие подсказки, как «кофе Старбакс», «поврежденная правая рука» и «замороженные продукты». В результате в отделе замороженных продуктов они отыскали женщину, которая покупала мороженое со вкусом кофе Старбакс. Когда «охотники» заговорили с женщиной и рассказали ей о том, чем занимаются, она взглянула на список подсказок и призналась, что повредила правую руку. Новая знакомая позволила членам команды помолиться за нее, и рука тут же исцелилась [36].

Совершение казней и обретение бессмертия

Некоторые влиятельные лидеры НАР утверждают, что последователи апостолов и пророков будут возрастать в чудесных дарах до тех пор, пока не победят болезни и не очистят землю от зла. В итоге, когда это произойдет, каждый из них явится сыном Божьим по образу изначального Сына Божьего, Иисуса Христа. Как выразился Билл Хэмон, «Иисус должен был стать не единственным в своем роде, но первородным из многих в точности таких же, как Он» [37]. Все эти «явленные сыны Божьи» вместе станут своего рода совокупным Христом (corporate Christ) — буквальным продолжением земного воплощения Спасителя [38]. Это учение о пришествии совокупного Христа часто представляют в таком виде, что церковь родит «человеческого ребенка, состоящего из многих членов» (many-membered man-child).

Каждый из сынов Божьих обретет Бо­жест­венное Здоровье. Иначе говоря, по словам Джорджа Уорнока (1917-2007), одного из лидеров движения Позднего дождя и одного из первых проповедников данного учения, эти люди могут рассчитывать дожить до тысячелетнего возраста [39]. Пожилые приверженцы НАР помолодеют — в буквальном, физическом смысле [40]. Рик Джойнер также утверждает, что они смогут исцелить любой телесный недуг: «Не будет никакой язвы, болезни, телесной немощи, включая утраченные конечности, СПИД, отравление газом или поражение радиацией, способной сопротивляться исцелению и чудесным дарам, которые будут действовать в святых в это время» [41].

По словам одного из самых влиятельных лидеров Новой апостольской реформации Билла Хэмона, некоторые его единоверцы станут бессмертными. Но прежде, чем объяснить суть его точки зрения, следует отметить, что Хэмон зачастую использует выражения, которые иначе как двусмысленными и расплывчатыми не назовешь. Не всегда легко понять, что он имеет в виду. И об этом следует помнить, приступая к изучению его представлений о бессмертии.

Если мы правильно поняли смысл учения Хэмона, он полагает, что христиане, которые следуют за апостолами и пророками последних времен, станут бессмертными. Иначе говоря, они не умрут. Библейский прецедент Хэмон усматривает в двух героях Ветхого Завета: Енохе, которого «не стало… потому что Бог взял его», и Илии, который «понесся… в вихре на небо» (Быт. 5:24; 4 Цар. 2:11) [42]. Также он полагает, что обетование бессмертия присутствует в словах апостола Павла: «…и не только [тварь] но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23) [43].

Каким же образом верующие обретут бессмертие? Точно так же, как они активируют в себе чудесные дары, — постоянно принимая новые истины, открываемые апостолами и пророками. Судя по всему, в этом ключ к пониманию учения Хэмона. Можно было бы ожидать большей ясности в столь важном вопросе, однако суть, похоже, сводится к тому что, принимая новые истины, люди будут обретать все больше и больше чудотворной силы, пока, наконец, не смогут победить смерть, величайшего врага человеческого. Хэмон пишет:

Сейчас их вооружают откровением и могущественной властью, чтобы выступить против самых грозных крепости и стены, какие когда-либо воздвигал сатана [44]. Иисус заплатил, чтобы выкупить наши тела, и отнял у диавола ключи, после воскресения забрав их с Собой на небо. Иисус уже дал все необходимое для полного искупления наших духа, души и тела. Однако в истории церкви нет ни одного эпизода, в котором хотя бы один член Тела Христова смог бы воспользоваться победой Христа над смертью. Ни один из святых Божьих не покинул этот мир живым в своем физическом теле. Всех унесла смерть. Сатана исполнен решимости не допустить, чтобы кто-либо покинул мир, не претерпев смерти, но у Иисуса другие планы (1 Кор. 15:51-54; 2 Кор. 5:4; 1 Фесс. 4:13-18; 2 Фесс. 1:5-11; Пс. 101:19–21; Рим. 8:23)... Эта армия восстановления не только пребудет до тех пор, пока не будет восстановлена всякая истина, но и воспримет последнюю истину, которая позволит им одолеть последнего врага [45].

Мысль о том, что последователи апостолов и пророков последних времен станут бессмертными, впервые пришла в голову не Хэмону. Ее проповедовали лидеры движения Позднего дождя, в том числе Уорнок, еще в 1950-х [46]. Уорнок утверждал, что бессмертие можно обрести еще до возвращения Христа.

В отличие от Уорнока, Хэмон, по всей видимости, согласен с другими христианами, что искупление тел верующих произойдет при возвращении Иисуса. Однако вразрез с тем, во что исторически верили христиане, Его возвращение не будет «исключительно единовластным действием Бога, не связанным с божественным откровением, усвоенным верой святых» [47]. Иначе говоря, оно произойдет лишь после того, как христиане воспримут новые истины, возвещенные апостолами и пророками.

Представления Хэмона о том, что христиане могут обрести бессмертие через принятие новых истин, радикально даже по меркам Новой апостольской реформации. Мы подчеркиваем этот момент для того, чтобы у читателя не сложилось впечатление, будто все лидеры НАР разделяют подобные взгляды.

Цель обретения бессмертных тел — «дать армии Господа возможность завершить войну против всякого зла» и наделить эту армию «безграничными способностями» [48]. Хэмон пишет: «Армия Господа будет успешно сражаться до тех пор, пока не добьется всего, что можно сделать в ограниченном смертном теле» [49]. А затем, вооружившись безграничной чудотворной силой [50], они приведут в исполнение казни Божьи, описанные в Откровении: «Победоносная, все преодолевающая армия Господних святых последних дней воплотит в жизнь многочисленные тексты Писания, провозглашающие падение сатаны [51] и всякого зла; падение и разрушение Вавилона; покорение всех врагов под ноги Христа и т. п.» [52].

Эта революционная армия НАР может приступить к исполнению казней раньше, чем получит бессмертные тела. Майк Бикл утверждает, что церковь последних времен изольет на нечестивых казни Иисуса. Похоже, он думает, что это начнется еще до возвращения Христа. Казни, о которых идет речь, — это язвы, описанные в Откровении: град, падающие звезды, войско на огнедышащих конях. В результате будет уничтожена треть населения земли [53]. Бикл уверяет, что именно эти казни имел в виду Иисус, когда сказал, что Его последователи будут творить «бòльшие» дела по сравнению с Его земными делами: «Иисус никогда не превращал воду в кровь. Он превращал ее вино, но не в кровь. Он никогда не низвергал Римскую империю, порочных вождей Римской империи, однако Он низвергнет порочных вождей земли и низвергнет их всех. Он сделает это сообща со Своим народом» [54].

Идея о том, что христиане будут изливать Божьи наказания, основана на уникальном для НАР истолковании Откровения. Большинство христиан, которые полагают, что в Апокалипсисе описываются события последних времен, считают, что верующие, дожившие до этого момента, будут восхищены к Христу до того, как Он изольет на землю Свои казни [55]. Даже те, кто не думает, что христиане будут восхищены до начала скорби, не считают, что они примут какое-то участие в излиянии казней. В отличие от большинства христиан, Бикл убежден, что церковь будет в это время находиться на земле и активно участвовать в исполнении казней.

 

Теперь давайте проанализируем и оценим учение Новой апостольской реформации о чудесах. Мы сосредоточим внимание на трех основных утверждениях:

  1. Что под руководством апостолов и пророков церковь последних времен будет в беспримерном количестве творить величайшие чудеса.
  2. Что новые истины, открываемые современными апостолами и пророками, — это ключи, активирующие в людях чудесные духовные дары.
  3. Что последователи апостолов и пророков будут возрастать в чудесных дарах до тех пор, пока не изольют на землю Божьи казни, а сами не станут бессмертными.

Беспрецедентные чудеса

Лидеры НАР предсказывают появление славной церкви последних времен во главе с апостолами и пророками — церкви, которая будет отличаться в том числе своим беспрецедентным чудотворным могуществом. Это убеждение во многом основано на своеобразном толковании обещания, которое Иисус дал ученикам в Иоанна 14:12:

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

Среди консервативных толкователей Нового Завета нет единодушного мнения о том, есть ли вообще в данном тексте обещание о чудесах. Одни (например, Дональд Карсон) считают, что Господь говорил в том числе и о чудесах. Другие (например, Андреас Кёстенбергер), в этом сомневаются [56]. Давайте, чисто теоретически, предположим, что обещание Спасителя включало в себя чудеса. Если так, всякая необходимость в современных апостолах и пророках исчезает. Почему? Потому, что обещание распространяется на всех Его последователей в истории — на всех верующих в Него, как сказано в Иоанна 4:12. Оно не было адресовано исключительно духовной элите, следующей за апостолами и пророками последних времен.

Но что это за «бòльшие» дела, о которых говорил Спаситель? Как полагают некоторые толкователи, дела учеников будут «больше» в том смысле, что они повлияют на большее количество людей. После вознесения Господа апостолы рассеялись по всему миру, их проповедь не была ограничена одним-единственным регионом, а их труд был удивительно плодотворен, в каком-то смысле даже революционен (см. Деян. 16:19-21; 17:6; 19:23-29). Но это еще не все. Слово «большие», вероятно также подразумевает расширение дел Иисуса и более полное их понимание. Дональд Карсон поясняет:

И слова, и дела Иисуса во дни Его плоти были в какой-то мере прикровенны; даже Его ближайшие последователи… понимали лишь часть сказанного Им. Однако Иисус вскоре вернется к Отцу, прославится, и в свете Его вновь обретенной славы последователи полность поймут кто такой Иисус, и что Он делает, и расскажут об этом, и каждое их слово, каждый их поступок будут принадлежать новой эсхатологической эпохе, которая тогда начнется [57].

Мы тоже так думаем. Но как бы мы ни понимали слово «большие», толкователи единодушны в том, что речь не может идти о величии чудес, творимых последователями Иисуса. Разве не очевидно? Какие чудеса могли бы превзойти поразительные дела Спасителя, который усмирял бури, возвращал зрение слепым и, что самое невероятное, воскрешал мертвых, включая Самого Себя (Ин. 10:17-18)?

Майкл Бикл полагает, что излияние на землю Божьих наказаний более зрелищно, чем все перечисленные чудеса. Но мы с этим не согласны. Возвращение к жизни умершего ничуть не менее (если не более) поразительно, чем обрушение на землю гибельного града. Более того, ничто в Евангелии от Иоанна — более широком контексте обещания Иисуса — не указывает на то, что Он имел в виду казни последнего времени, когда говорил о «бòльших делах». Предложенное Биклом толкование Иоанна 14:12 натянуто сверх любых допустимых пределов [58]. Странно, что с ним вообще кто-то соглашается.

Наконец, текст Иоанна 14:12 не дает оснований понимать «большие» как «более частые» — словно чудотворение должно стать более обыденным, привычным делом для учеников Иисуса, чем для Него Самого.

Активация чудесных даров через принятие новых истин

Лидеры Новой апостольской реформации усиленно подчеркивают, что чудесные дары могут быть «активированы» через принятие новых истин, открываемых апостолами и пророками. Апостол Павел, напротив, утверждал, что чудесные дары Дух Святой дает даром! Это не способности, требующие активации. Дух Святой Сам раздает их конкретным людям как сочтет нужным (1 Кор. 12:11). Их невозможно получить по собственному желанию.

Более того, Павел совершенно отчетливо дает понять, что перечисленные дары могут быть даны не всем. Он задает риторический вопрос: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:29-30). Правильный ответ — не все. Не все имеют дар пророчества, или чудотворения, или исцеления. Утверждение НАР, что чудесные дары можно активировать у всякого, кто желает их получить, противоречит библейским текстам, в которых об этом говорится подробнее всего.

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков (1 Кор. 12:7-10).

Вопрос о том, дает ли Бог и сегодня некоторые дары (например, дары исцеления и пророчества), вызывает в церкви жаркие споры. Но даже пятидесятники и харизматы, которые считают, что эти дары по-прежнему даются людям, не соглашаются с учением НАР об их активации посредством новых истин.

Например, Ассамблеи Бога, крупнейшая пятидесятническая деноминация в мире, публично выступила против учения о том, что духовные дары можно передать человеку посредством «возложения рук и пророчества». В документе сказано:

Однако, согласно Писанию, Дух и только Дух наделяет дарами исполненных Духом верующих… Только Святой Дух может дать сверхъестественные дары… Хотя мы должны быть сосудами, приготовленными к побуждению Духа, Святой Дух не полагается на то, что человек объявит о дарах, которые Он дает так, как Он один считает нужным [59].

Популярную в кругах Новой апостольской реформации идею, что людей можно научить пророчествовать — например, в школах сверхъестественного служения, — лидеры пятидесятнических и харизматических церквей тоже ставят под сомнение. Историк пятидесятническо-харизматического движения Винсон Сайнан пишет: «Похоже, что практика обучения пророчествованию в учебной аудитории берет дар Духа, который дается и направляется Святым Духом, и помещает его в человеческие руки вне контекста поклоняющейся Богу общины» [60].

А как же «сонмы пророков», о которых мы читаем в Ветхом Завете? Да, действительно, пророки объединялись друг с другом и создавали общины. Однако нет никаких указаний на то, что пресловутые «пророческие сонмы» представляли собой школы, где люди учились пророчествовать. Вероятнее всего эти сообщества состояли из людей, которые уже пророчествовали.

Учение НАР об активации даров имеет больше общего с философией Новой эры, нежели с библейским христианством. Последователи Новой эры полагают, что каждый человек рождается со сверхъестественными способностями, которые нужно лишь «активировать», «разбудить» или «высвободить» с помощью определенных обрядов [61]. В Новом Завете ничего подобного нет.

Конечно, многие обряды, практикуемые последователями Новой апостольской реформации (например, возложение рук, пост, молитва), взяты из Писания. Апостолы возлагали руки на людей и, по-видимому, наделяли их таким образом духовными дарами (Деян. 19:6; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6). Но обратите внимание, что во всех этих случаях ключевая роль принадлежала апостолам Христа [62]. В ситуации с Тимофееем, когда руки возлагали пресвитеры церкви (1 Тим. 4:14), присутствовал и апостол Павел (2 Тим. 1:6). Как мы уже доказали, нет никаких библейских причин считать, что чин апостола по-прежнему существует. Если для наделения духовным даром нужен апостол, желающим получить дары сегодня придется долго ждать!

Учение о таких обычаях, как пост и молитва, — вовсе не новые истины, открытые через современных апостолов и пророков. Они существовали в церкви на всем протяжении ее истории. Новы лишь конкретные разновидности поста и молитвы, «открытые» лидерам Новой апостольской реформации. Всемирный пост Жениха и круглосуточные молитвенные комнаты, организуемые IHOP, — это новшества. Лидеры IHOP утверждают, что участие во Всемирном посте Жениха необходимо для осуществления Божьих замыслов относительно последних времен, в том числе высвобождения в церкви беспрецедентной чудотворной силы. В заявлении, опубликованном на веб-сайте IHOP, говорится, что этот проект был учрежден Самим Иисусом и должен продолжаться до Его второго пришествия.

В январе 2002 года пришло слово Господне, которое гласило: «Я устанавливаю всемирный пост жениха; просите Меня, чтобы Я выделил сто миллионов христиан, которые будут единодушно представать предо Мною по три дня ежемесячно до тех пор, пока Я не вернусь» [63].

В числе целей этого поста — молитва о «духовном прорыве во всемирной церкви с беспрецедентными единством, чистотой и силой»; «великая жатва» и «исполнение всех пророческих обещаний, данных народу Израилеву» [64]. Таким образом, Всемирный пост Жениха — это новый стратегический прием, принципиально важный для успеха миссии церкви в мире [65]. Заявление о том, что в посте должны принять участие миллионы верующих, поражает воображение. Это впечатляющее откровение, которое ставить современных апостолов и пророков на один уровень с их библейскими предшественниками.

То же самое касается круглосуточных молитвенных комнат. Конечно, молитва — это хорошо. Нет ничего плохого в том, что желающие молиться сутки напролет так и поступают. Однако Бикл говорит, что это наша обязанность: «Иисус требует круглосуточной молитвы, чтобы полностью излить справедливость в церкви и обществе» [66]. В подтверждение своих слов он ссылается на Луки 18:7-8: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» [67].

В характерном для герменевтики НАР стиле Бикл забывает о контексте и закрывает глаза на иные, более убедительные толкования. В словах Спасителя нет никакого призыва организовывать беспрерывную круглосуточную молитву в особых помещениях. Здесь сказано всего лишь, что Бог явит справедливость тому, кто постоянен в молитве.

Если довести методы толкования, которыми пользуется Бикл, до логического завершения, мы придем к нелепым результатам. Такие тексты, как Иисуса Навина 1:8 и Псалом 1:2 можно будет считать предписаниями о создании комнат круглосуточного чтения Библии! (Надеемся, никто из читателей не подумает, будто мы всерьез считаем такое нововведение необходимым. Хотя читать Библию людям не помешало бы.) Чтение Писания — необходимая составляющая христианской зрелости, однако открывать особые помещения, где Слово Божье читалось бы сутки напролет, нет никакой необходимости. То же самое относится и к круглосуточным молитвенным комнатам.

Излияние казней и обретение бессмертия

Некоторые влиятельные лидеры НАР утверждают, что их последователи будут возрастать в чудесных дарах до тех пор, пока не победят болезни и смерть и не изольют на землю Божьи наказания, описанные в Апокалипсисе. Здесь мы вновь имеем дело с учениями, не основанными на Библии.

В основе идеи о победе над болезнями и смертью лежит ошибочное толкование текста Римлянам 8:19-23. Здесь действительно говорится о некоем событии последних времен, когда смертные тела христиан будут искуплены и станут бессмертными. Однако это искупление не будет происходить по частям или постепенно по мере того, как христиане принимают новые истины, открываемые современными апостолами и пророками. Одно произойдет сразу и полностью (1 Кор. 15:52). Кроме того, его осуществит Сам Христос — без участия новоявленных апостолов и пророков и вне всякой связи с новыми истинами, которые они провозглашают. Апостол Павел донес до нас чудесную истину:

Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Флп. 3:20-21).

Еще одно учение НАР (проповедуемое Биллом Хэмоном) заключается в том, что церковь — это своего рода совокупный Христос. Да, в Новом Завете словосочетание «Тело Христово» используется как метафора церкви. Она подчеркивает тот факт, что Христос обитает в верующих и действует через церковь. Однако это вовсе не дает Хэмону право проповедовать омерзительное учение о том, что церковь в буквальном смысле становится Христом.

Да, в Писании также сказано, что христиане становятся «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Но это означает лишь, что христиане, в которых живет Святой Дух Божий, преобразятся в образ или подобие Христа и тоже станут святыми. Мысль о том, что человек (будь то рожденный свыше или нет) способен каким-то образом обрести божественность (единолично или вместе с другими людьми) — однозначная ересь. Мы надеемся, Хэмон может представить доказательства того, что не придерживается таких представлений. Других же лидеров НАР, в том числе тех, кто благосклонно отзывается о книгах Хэмона [68], мы призываем занять в этих вопросах сторону исторического христианства. Если они этого не сделают, их последователи вскоре запутаются и впадут в опасное заблуждение.

Однако следует отдать Биклу должное: наиболее радикальные аспекты учения о явленных сынах Божьих он все-таки отвергает. Об этом свидетельствует заявление, размещенное на веб-сайте IHOP:

Мы утверждаем, что все рожденные свыше верующие будут «явлены» как сыны Божьи после второго пришествия Христа.
Мы отрицаем, что вступим в полноту своего наследия как сыны Божьи до возвращения Христа.
Объяснение: некоторые исповедуют ложное учение, что в нынешнем веке верующие могут обладать верой, которая позволит им обрести жизненные качества, которые могут иметь лишь верующие в воскресении [69].

Это объяснение не конкретизирует, какие «жизненные качества» верующие смогут иметь лишь после возвращения Христа. Возможно, к их числу относится бессмертие. Однако Бикл говорит, что формирует для последних времен движение людей, которые до возвращения Христа разовьют в себе чудотворные способности и изольют на землю Божьи наказания. Эти способности предназначены для нынешней эпохи и не откладываются до времени воскресения святых. Таким образом, вопросы относительно того, какие именно аспекты учения о явленных сынах Божьих Бикл принимает, остаются.

Идею о том, что христиане в последнее время будут изливать Божьи казни на землю, подкрепить Писанием невозможно. Богословы, которые считают, что церковь вместе с Христом будет «поражать народы» (Отк. 19:14), также убеждены, что здесь идет речь о духовной войне, а не о приведении в исполнение приговора. Некоторые полагают, что имеются в виду казни, однако они будут излиты после возвращения Христа, не раньше. Точный момент очень важен, поскольку наказания будут осуществляться под руководством и по указанию физически присутствующего вернувшегося Христа. Тогда же и христиане получат прославленные тела и будут полностью избавлены от греха. Никакие греховные побуждения не помешают истинным сынам Божьим трезво вершить справедливость вместе с Господом.

По всей видимости, Бикл полагает, что христиане будут изливать казни на неверующих посредством молитв еще до возвращения Христа, до своего прославления и полного освящения. Если так, это ужасная перспектива, чреватая злоупотреблениями и несправедливостью. Ведь Иисус упрекнул Иакова и Иоанна, которые хотели свести огонь с неба на людей, не принявших Иисуса (Лк. 9:54-55).

 

Примечания

1. См. статью в «Вестнике ЦАИ» №55 (с. 14). [Назад]

2. Название «явленные сыны Божии» взято из традиционного перевода слов апостола Павла в Римлянам 8:19. [Назад]

3. Wallace, Daniel B.; Sawyer, M. James, eds. Who’s Afraid of the Holy Spirit? An Investigation into the Ministry of the Spirit of God Today (Dallas: Biblical Studies Press, 2005). [Назад]

4. Недавно было опубликовано значимое исследование чудес в Библии и истории церкви — двухтомная монография Keener, Craig. Miracles: The Credibility of the New Testament Accounts (Grand Rapids: Baker, 2011). Это самый полный когда-либо изданный труд о чудесах, превосходящий все предыдущие глубиной анализа и широтой охвата. См. также Geivett, Douglas; Habermas, Gary, eds. In Defense of Miracles: A Comprehensive Case for God’s Action in Human History (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1997). [Назад]

5. Lugo, Luis. Spirit and Power: A 10-Country Survey of Pentecostals // Executive Summary, Pew Forum Survey (2006); URL: www.pewforum.org/2006/10/05/spirit-and-power-a-10-country-survey-of-pentecostals3/. [Назад]

6. 100 Most Frequently Asked Questions About the End Times; URL: www.ihopkc.org/hispano/files/2011/11/H-100-Most-Frequently-Asked-Questions-about-the-End-Times-2nd-Edit.pdf. [Назад]

7. Joyner, Rick. The Apostolic Ministry (Wilkesboro, NC: MorningStar Publications, 2004), p. 42. [Назад]

8. Joyner, Rick. Abiding in the King Produces Kingdom Authority—The Path of Life, Part 31; URL: www.morningstarministries.org/resources/word-week/2012/abiding-king-produces-kingdom-authority-path-life-part-31#.Uwpg0oV6V8o. [Назад]

9. Johnson, Bill. When Heaven Invades Earth: A Practical Guide to a Life of Miracles(Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, 2003), Kindle edition, 185; Bickle, Mike. Studies in the Book of Revelation: Session 1: Introduction and Overview of the Book of Revelation (2014), p. 8, MikeBickle.org; URL: www.mikebickle.org.edgesuite.net/MikeBickleVOD/2014/20140207_Introduction_and_Overview_of_the_Book_of_Revelation_BOR01_study%20notes.pdf [Назад]

10. Joyner. The Apostolic Ministry, p. 41; Joyner, Rick. The Harvest (Pineville, NC: MorningStar Publications, 1989), p. 27. [Назад]

11. Joyner. The Harvest, p. 27. [Назад]

12. Joyner, Rick. The Fullness of Time // MorningStar Prophetic Bulletin 73; URL: www.morningstarministries.org/resources/prophetic-bulletins/2012/fullness-time#.Uou-EuIoEYB. [Назад]

13. Joyner. Abiding in the King Produces Kingdom Authority. [Назад]

14. Joyner. The Fullness of Time. [Назад]

15. Enlow, Johnny. The Seven Mountain Prophecy: Unveiling the Coming Elijah Revolution (Lake Mary, FL: Creation House, 2008), p. 109. [Назад]

16. Joyner. The Apostolic Ministry, pp. 41-42. [Назад]

17. Joyner. The Fullness of Time. [Назад]

18. Bickle, Mike. Growing in the Prophetic: A Practical, Biblical Guide to Dreams, Visions, and Spiritual Gifts (Lake Mary, FL: Charisma House, 2008). Эту цифру, «миллиард», лидеры НАР часто повторяют. Судя по всему, она впервые прозвучала в некоем пророчестве, исходившем от Боба Джонса. См. LeClaire, Jennifer. Prophet Bob Jones Passes Away // Charisma News, February 14, 2014; URL: www.charismanews.com/us/42794-prophet-bob-jones-passes-away. [Назад]

19. Joyner. The Harvest, pp. 25-26. [Назад]

20. Hamon, Bill. The Day of the Saints: Equipping Believers for Their Revolutionary Role in Ministry (Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, 2002), p. 45. [Назад]

21. Hamon, Bill. Apostles, Prophets, and the Coming Moves of God: God’s End-Time Plans for His Church and Planet Earth (Santa Rosa Beach, FL: Destiny Image Publishers, 1997), pp. 192-193, 283. [Назад]

22. Johnson. When Heaven Invades Earth, p. 79. [Назад]

23. Hall, Franklin. Atomic Power with God with Fasting and Prayer (Phoenix, AZ: Hall Deliverance Foundation, 1992) — эта книга, написанная одним из лидеров движения Позднего дождя, популяризировала учение о том, что пост — ключ к получению чудесных даров. Лидеры НАР часто говорят, что книга Холла повлияла на их собственные представления о важности поста. [Назад]

24. Global Bridegroom Fast; URL: www.ihopkc.org/about/global-bridegroom-fast. [Назад]

25. Bickle, Mike; Chandler, Dana. The Rewards of Fasting: Experiencing the Power and Affections of God (Kansas City, MO: Forerunner Books, 2005). [Назад]

26. Более подробно о том, как, по мнению Бикла, можно использовать молитву для «высвобождения» Божьих казней, см. ниже. [Назад]

27. Oates, Gary. Soaking: The Key to Intimacy with God URL: www.elijahlist.com/words/display_word.html?ID=10620. [Назад]

28. Говорение на языках, иначе глоссолалию, часто рассматривают как чудесный дар общения на некоем небесном языке. Некоторые также считают, что речь идет о земных, человеческих языках, неизвестных говорящему, и что это дар предназначен для благовестия. [Назад]

29. Hamon, Bill. Seventy Reasons for Speaking in Tongues: Your Own Built In Spiritual Dynamo (Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, 2012), p. 137. [Назад]

30. Vallotton, Kris. Developing a Supernatural Lifestyle: A Practical Guide to a Life of Signs, Wonders, and Miracles (Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, 2007). Валлотон — один из руководителей церкви «Вефиль» в г. Реддинге, штат Калифорния. [Назад]

31. Эти конференции устраивает служение Kevin Dedmon Ministries — организация, действующая на базе церкви «Вефиль» в г. Реддинге, штат Калифорния. [Назад]

32. Mission; URL: bssm.net/about/mission. [Назад]

33. Другое название «сверхъестественного благовестия» — «благовестие с силой» (power evangelism). [Назад]

34. Под «словом знания» (1 Кор. 12:8) часто понимают чудесный духовный дар получения сверхъестественного зания от Бога. [Назад]

35. Сведения об этой практике мы нашли в книге Кевина Дэдмона, преподавателя Вефильской школы сверхъестественного служения и координатора проводимых в этой школе «охот за сокровищами». См. Dedmon, Kevin. The Ultimate Treasure Hunt: A Guide to Supernatural Evangelism through Supernatural Encounters (Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, 2007). [Назад]

36. Там же, p. 23. [Назад]

37. Hamon, Bill. Prophetic Scriptures Yet to Be Fulfilled: During the Third and Final Church Reformation (Shippensburg, PA: Destiny Image Publishers, 2010), 39. [Назад]

38. Хэмон называет церковь «единым вселенским совокупным Телом Христа, состоящим из многих членов» (см. Prophetic Scriptures Yet to Be Fulfilled, p. 40), и утверждает, что она представляет собой «полное выражение Христа Иисуса так же, как Иисус есть полное выражение Своего небесного Отца» (см. The Day of the Saints, p. 74]. Также он пишет: «Пока Иисус находился на земле, домом и штаб-квартирой Бога здесь, на земле, было Его тело. Теперь церковь, как совокупное Тело Христово, служит домом и штаб-квартирой Иисуса Христа здесь, на земле» (The Day of the Saints, pp. 73-74). Насколько нам известно, Хэмон утверждает это без каких-либо оговорок, никак не разделяя воплощение Бога Сына в Иисусе Христе и Его воплощение в совокупном Теле Христовом. Учение о том, что церковь должна быть буквальным воплощением Христа, также проповедовал Эрл Полк — основатель Собора на Чэпел-Хилл, мегацеркви в г. Декейтере, штат Джорджия. См. Bowman, Robert M.; Hawkins, Craig S.; Schlesinger, Dan R. The Gospel According to Paulk: A Critique of «Kingdom Theology» // Christian Research Journal 11, no. 1 (Summer 1988). [Назад]

39. Warnock, George H. Feast of Tabernacles (The Church in Action, 1951), chapter 12. [Назад]

40. Joyner. The Apostolic Ministry, p. 171. [Назад]

41. Joyner. The Harvest, pp. 167-168. [Назад]

42. Hamon. Apostles, Prophets, and the Coming Moves of God, pp. 265-266. [Назад]

43. Там же, p. 263. [Назад]

44. Издательство Destiny Image Publishers сознательно не пишет слово «сатана» с большой буквы, как это принято в английском языке, поскольку не желает «признавать его даже ценой нарушения грамматических правил» (см. Apostles, Prophets, and the Coming Moves of God, p. iv). [Назад]

45. Там же, pp. 263, 265. [Назад]

46. Warnock. Feast of Tabernacles, chapter 14. [Назад]

47. Hamon. Apostles, Prophets, and the Coming Moves of God, p. 265. [Назад]

48. Там же, p. 265. [Назад]

49. Там же, pp. 264, 265. [Назад]

50. Вдобавок к безграничным чудотворным способностям обретшие бессмертие будут наделены своего рода нравственным совершенством или необычайной святостью. В отсутствие такого совершенства Бог не мог бы вверить им столь огромную власть. См. Hamon. Apostles, Prophets, and the Coming Moves of God, p. 259. [Назад]

51. Напомним, что издательство Destiny Image Publishers сознательно не пишет имя сатаны с большой буквы. [Назад]

52. Hamon. Apostles, Prophets, and the Coming Moves of God, p. 266. [Назад]

53. См. Отк. 9:18. Некоторые библеисты убеждены, что эта армия — не люди на конях, а бесы. Учение Бикла о том, как церковь будет «высвобождать» казни труб, можно найти в его публикации Studies in the Book of Revelation: Session 1: Introduction and Overview of the Book of Revelation. [Назад]

54. Там же, p. 8. [Назад]

55. «Догневное» толкование не рассматривает печати как проявления Божьего гнева — только трубы и чаши. Соответственно, согласно этой точке зрения, церковь увидит снятие первых шести печатей. См. Kurschner, Alan. Antichrist Before the Day of the Lord: What Every Christian Needs to Know About the Return of Christ (Pompton Lakes, NJ: Eschatos Publishing, 2013). [Назад]

56. Carson D. A. The Gospel According to John (Grand Rapids: Eerdmans, 1991), p. 495. [Назад]

57. Köstenberger, Andreas J. The «Greater Works» of the Believer according to John 14:12 // Didaskalia: The Journal of Providence College and Seminary 6, no. 2 (Spring 1995), p. 42. [Назад]

58. Carson. The Gospel According to John, p. 496. [Назад]

59. Бикл также ссылается на стих Михея 7:15, чтобы показать, что церковь последнего времени будет творить беспрецедентные чудеса и высвобождать божественные казни. Однако складывается впечатление, что он «вчитал» в этот текст собственные представления — так же, как и в Иоанна 14:12. Для того, чтобы истолковать Михея 7:15 таким образом, ему придется доказать по крайней мере три момента: (1) что под «дивными делами» имеются в виду божественные наказания; (2) что «дивные дела» будут явлены в последние времена непосредственно перед возвращением Христа; и (3) что «дивные дела» будут явлены церковью. Судя по всему, доказать третий момент будет особенно непросто. [Назад]

60. Imparting of Spiritual Gifts; URL: ag.org/top/Beliefs/topics/sptlissues_imparting_spiritual_gifts.cfm. [Назад]

61. Synan, Vinson. 2,000 Years of Prophecy //Understanding the Fivefold Ministry, ed. Matthew D. Green (Lake Mary, FL: Charisma House, 2005), p. 55. [Назад]

62. См., например, следующие книги приверженцев Новой эры: Rosen, Rebecca. Spirited: Unlock Your Psychic Self and Change Your Life (New York: HarperCollins, 2010); Virtue, Doreen. The Lightworker’s Way: Awakening Your Spiritual Power to Know and Heal (Carlsbad, CA: Hay House, 1997). Христианская точка зрения на Движение Новой эры представлена в книге Groothuis, Douglas R. Unmasking the New Age (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1986). [Назад]

63. Вспомните наше определение «апостолов Христа», т. е. апостолов, упомянутых в 1 Коринфянам 15:1-7, которые видели воскресшего Христа и обладали в первое столетие христианской истории особым авторитетом. [Назад]

64. Global Bridegroom Fast; URL: www.ihopkc.org/about/global-bridegroom-fast. В тексте конкретно не сказано, к кому пришло Слово Господне. [Назад]

65. Там же. [Назад]

66. В указаниях относительно поста на веб-странице International House of Prayer говорится, что пост — всегда дело добровольное, его нельзя делать принудительным или обязательным. Но даже при том, что «Всемирный пост Жениха» не обязателен для конкретных людей, он описывается как обычай, который должен быть воспринят многими верующими для того, чтобы Божьи замыслы относительно последних времен воплотились в жизнь. Таким образом, он не обязателен для отдельных людей, но обязателен для церкви в целом или, по крайней мере, для значительной ее части. См. Fasting Guidelines and Information; URL: www.ihopkc.org/about/fasting-guidelines-and-information. [Назад]

67. Bickle, Mike. What the Spirit Is Saying about the Church; URL: www.mikebickle.org.edgesuite.net/MikeBickleVOD/2010/20101014_What_the_Holy_Spirit_Is_Emphasizing_in_this_Generation_IPP3.pdf [Назад]

68. Там же. [Назад]

69. О его книгах положительно отзывались многие известные лидеры НАР, в том числе Питер Вагнер, Синди Джейкобс и Дэвид Каннистрачи, и они продаются в принадлежащем IHOP книжном магазине Forerunner. [Назад]

 

 

Эта статья представляет собой объединенный текст 18-й и 19-й глав книги "Новая апостольская реформация?" (ЦАИ, 2022)