«Падения в Духе»

С начала собрания прошло уже больше трех часов, и я начала ощущать реальное присутствие Бога в здании. Я стояла рядом с подругой, музыка звучала громко и мощно. Освещение создавало в зале атмосферу таинственности, в воздухе висела легкая дымка. Голос солиста завораживал — в духовной музыке столько помазания! Голоса людей вокруг меня звучали в унисон, и я чувствовала, как, раскачиваясь в такт музыке, погружаюсь в глубокий транс. Пастор снова и снова повторял, что мы должны быть готовы к встрече с Богом, и что Бог коснется каждого из нас особенным образом. Может быть, сегодня все мои жизненные проблемы останутся позади? Я так устала от душевной боли и неуверенности в будущем. Я устала слышать, что Слова Божьего и молитвы достаточно. Может быть, я, наконец, оказалась в нужном месте и в нужное время? Может быть, меня ожидает встреча, которую я ждала всю жизнь? И как раз в это мгновение пастор перестал петь и воскликнул: «Иисус здесь! Помазание принадлежит вам! Если вы хотите ощутить свежее прикосновение Бога, выходите вперед, к платформе!» Я быстро оглянулась на подругу и спросила: «Ты идешь?» Она нервно пожал плечами и не двинулась с места. Вероятно, она смотрит на все происходящее скептически — она же баптистка… Ей же хуже. Поток людей устремился в проходы между рядами кресел — другие тоже отчаянно спешили оказаться поближе к платформе. Пробираясь вперед, я чувствовала, как адреналин толчками пульсирует у меня в крови.
Вскоре я оказалась всего в нескольких шагах от пастора. Я смотрела на него и чувствовала, как Бог подсказывает ему, на кого возложить руки. Глаза пастора скользили по морю человеческих голов, колыхавшемуся у подножия платформы. И вот настал мой час! Он обратился к одному из помощников: «Приведите сюда эту девушку! На ней сила Божья!» Меня охватила такая радость, что я начала непроизвольно всхлипывать. Меня за руки подняли на платформу, и я словно оказалась в Святом Святых! Руки мои дрожали от возбуждения, я часто и тяжело дышала, спиной ощущая, как помощники занимают свои места. И тут пастор закричал: «ОГОНЬ!!! На тебе!!!» Я была уже не в силах осмысливать происходящее. Моим телом словно овладело что-то постороннее. Я отбросила все мысли, и какая-то сила заставила меня упасть навзничь. Я лежала на полу. Мое тело дергалось и извивалось. У меня изо рта вырывались звуки, каких я никогда раньше не издавала. Я слышала и чувствовала, как вокруг меня на пол падают другие люди. Кто-то истерически хохотал, кто-то прикасался ко мне и стонал, кто-то бегал на четвереньках и пронзительно верещал. Некоторые христиане называют подобные явления бесовскими. Кто-то говорит, что это просто гипноз. Честно говоря, я не видела в Библии ничего подобного и не знаю, как это объяснить… но я сердцем чувствовала, что это был Святой Дух...

Подобные истории еженедельно случаются по всему миру в десятках тысяч харизматических церквей, на «крусейдах исцеления», молодежных собраниях, в детских лагерях, на мероприятиях «Третьей волны» и конференциях Новой апостольской реформации. Многих христиан до смерти пугает мысль о том, что их ребенок может оказаться на одном из таких служений, но, если спросить, что именно их беспокоит, большинство верующих не смогут ответить и скажут лишь: «Это не по Библии». Или: «Это не от Бога».

Нам нужен более серьезный ответ.

Итак, что именно имеется в виду под «падениями в Духе»? Многие люди верят, что речь идет о прикосновении Божьем, сила которого в буквальном смысле сбивает тебя с ног. Ревностные защитники этого явления утверждают, что люди падают на собраниях из-за явного присутствия Бога. По их словам, сила Божья обычно распространяется через пастора, который возлагает на людей руки, дует на них, машет рукой или пиджаком или выкрикивает какие-то слова вроде «Огонь!» или «Коснись!» В результате люди валятся во все стороны как подкошенные. Иногда это происходит, когда группа прославления поет определенную песню, или когда в определенный момент собрания людей переполняют эмоции. Зачастую «упавшие в Духе» еще долго лежат на полу, издают животные звуки, ползают на четвереньках или по-пластунски, дрожат и трясутся, плачут и смеются, и находятся в состоянии эйфорического транса. Некоторые рассказывают, что при прикосновении пастора ощутили электрический разряд. Другие почувствовали тепло. Третьи еще несколько часов не могли подняться и стоять без посторонней помощи. Считается, что все это — действие Святого Духа, Который исцеляет и обновляет опустошенных и духовно искалеченных людей. «Падения в Духе» практикуют более 500 млн. харизматов и 1,5 млрд индуистов (практика «пробуждения Кундалини»), то есть не будет преувеличением сказать, что взгляды по меньшей мере 2/7 населения земного шара включают в себя падение или конвульсии под воздействием некоей духовной силы. Это вовсе не маргинальное явление. Теперь это уже традиционная практика, которую считают совершенно нормальной. И ее можно встретить повсюду.

Но есть ли в Библии какие-то доказательства того, что Дух Святой может заставлять людей трястись, ползать на карачках, хохотать, лаять или конвульсивно дергаться, лежа на полу в церкви? Когда Бог общается с людьми в Писании, разве Он бьет их током и вводит в состояние опьянения, так что у них заплетается язык, и они теряют контроль над собственным телом? Может ли проповедник (кричащий «ОГОНЬ!») на самом деле низвести силу с небес на землю? Возможно ли, что в некоторых харизматических переживаниях присутствует бесовское влияние, если они совершенно тождественны мистическим переживаниям последователей индуизма?

Лучший способ понять смысл «падений в Духе» — выслушать точку зрения тех, кто их поддерживает и практикует.

Что говорят энтузиасты «падений в Духе»?

Прежде всего, объяснения разнятся в зависимости от конкретной харизматической группы. Это само по себе свидетельствует о том, какая неразбериха царит вокруг данного явления.

Вот несколько ключевых утверждений:

  • «падения в Духе» — результат явного присутствия Бога Отца;
  • «падения в Духе» — дело рук Иисуса;
  • Святой Дух — неудержимая сила; когда Он прикасается к людям, те падают;
  • «пустые» люди должны пережить «падение в Духе», чтобы исполниться Им;
  • когда Бог прикасается к человеческой плоти, что-нибудь обязательно произойдет;
  • когда небеса прикасаются к земле, все дрожит;
  • сила Бога невыносима, когда она проявляется, люди падают.

В подтверждение этих общих заявлений и объяснений харизматы ссылаются на конкретные библейские тексты. Христиане, не слишком хорошо знакомые с Библией, обычно не замечают, какие герменевтические уловки при этом используются. Но если вчитаться в то, что Писание говорит на самом деле, мифы, окружающие «падения в Духе», оказываются несостоятельными.

Миф 1: То же самое было в Ветхом Завете

Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень (3 Цар. 8:10-11).

В контексте речь идет о завершении строительства храма Соломонова, когда слава Божья видимым образом буквально снизошла на здание. На всем протяжении Ветхого Завета мы читаем о присутствии Божьем в храме. Аналогичная ситуация произошла с Моисеем в книге Исход 40:34-38, когда он не смог войти в скинию собрания из-за облака славы Господа.

Объяснение: Слава Божья снизошла на храм, обозначив тем самым Его присутствие в храме. Священники не могли стоять в служении (3 Цар. 8:11; 2 Пар. 5:14), а Моисей — войти в скинию собрания потому, что помещение было наполнено облаком славы, а вовсе не потому, что они лежали на полу. Ничто из сказанного даже отдаленно не напоминает современную практику «падения в Духе». Ни разу присутствие Бога не повергло людей наземь, ни разу люди не бились в истерике, не закатывались «святым смехом» и не издавали странных звуков. Ничто из сказанного в Ветхом Завете о присутствии Бога в храме и о том, как Его присутствие воспринимали люди, не имеет отношения к современной практике «падения в Духе».

Если энтузиасты-харизматы настаивают на том, что подобные тексты оправдывают их выходки (хотя на самом деле это откровенная эйзогеза), им придется объяснить, почему ветхозаветные священники не могли стоять и служить в присутствии Господа, а современные проповедники, их помощники, музыканты, певцы и все остальные присутствующие могут не только стоять, но хлопать в ладоши, выходить в уборную, а также снимать на свои смартфоны все происходящее на сцене, где лишь немногие избранные ощущают «прикосновение» и «падают в Духе»? Если бы слава Божья действительно явилась, никто бы уже не снимал. Все бы лежали, уткнувшись лицами в пол.

Столь же неуклюжи ссылки и на другие ветхозаветные отрывки:

  • «крепкий сон напал на Аврама» (Быт. 15:12);
  • «гора же Синай вся... сильно колебалась» (Исх. 19:18);
  • «и почивал Дух Господень на Давиде» (1 Цар. 16:13);
  • «Дух Господень объял Гедеона» (Суд. 6:34).
На земле не найдется ни одного богослова, который из этих отрывков мог бы сделать вывод, что Библия оправдывает «падения в Духе». Являл ли Бог Свою силу в Писании? Да. продолжает ли Он сегодня действовать на земле? Конечно. Есть ли в Ветхом Завете хоть один текст, где Он заставляет кого-нибудь «упасть в духе» или велит пророку выстроить из людей «огненный тоннель» и валить их друг за другом в одну кучу? Конечно, нет!

Миф 2: То же самое было в Новом Завете

Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю (Ин. 18:5-6).

Иисус, Сын Божий, стоял лицом к лицу с предателем и толпой из солдат и первосвященников. Когда Спаситель объявил, кто он такой, все эти люди попадали наземь. Это было явное свидетельство власти Христа — в том числе над теми, кому Он позволил Себя убить. Агнец Божий не на секунду не утратил ни божественности, ни всемогущества.

Объяснение: Когда мы видим, как люди падают наземь перед Иисусом, не следует забывать о нескольких нюансах:

  • это были Его враги;
  • Он ничем их не помазал;
  • они не пережили эйфорической встречи с Богом;
  • они не лаяли, не тряслись, не корчились и не всхлипывали в истерике;
  • они не исполнились Святым Духом;
  • упав наземь, они не получили исцеления;
  • встав, они арестовали Спасителя.

Описываемые события невозможно отделить от их содержания. То, что сделал Иисус, и как отреагировала толпа, никоим образом не оправдывает современные «падения в Духе».

Столь же нелепы ссылки и на другие новозаветные тексты:

  • «[Петр и Иоанн] возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8:17);
  • «на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:12);
  • «среди дня на дороге я увидел... свет, превосходящий солнечное сияние… Все мы упали на землю» (Деян. 26:13-14);
  • «когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся» (Отк. 1:17).

Ссылаться на эти проявления Божьей силы в Новом Завете в оправдание ставшей привычной в наши дни практики «падений в Духе» — не просто вольное обращение с текстом. Это опасная герменевтика!

Что на самом деле говорит Писание?

В Библии нет буквально ни единого слова в поддержку этой практики и даже само это понятие нигде не встречается. Кто-то возразит, что термина «Троица» в Библии тоже нет, однако это не мешает нам верить в Триединого Бога. Но это неудачный аргумент, поскольку учение о Троице отчетливо подтверждается бессчетным количеством текстов, описывающих Отца, Сына и Святого Духа, и мы в точности следуем тому, о чем говорит Писание. Проблема с поиском библейских оснований «падений в Духе» — не в отсутствии терминологии, а в отсутствии свидетельств.

Даже самый известный отрывок, в котором речь идет о духовных дарах (1 Кор. 12-14), ничего не говорит об этой практике и не содержит свидетельств в ее пользу. Павел хочет ликвидировать хаос, царящий в коринфской общине, а не усугублять его, предлагая новые зрелищные фокусы.

Таким образом, бремя доказательств, необходимых для оправдания «падений в Духе», лежит исключительно на сторонниках этой совершенно небиблейской практики.

Почему люди падают?

Итак, мы пришли к выводу, что никаких «падений в Духе» в Библии нет. Следовательно, у происходящего должны быть какие-то другие объяснения. На протяжении 26 лет я сам неоднократно «падал» и много раз видел, как «падали» другие. Оглядываясь назад, я вижу пять причин, по которым люди могут валиться на пол, якобы под действием непреодолимой силы.

1. Люди думают, что должны упасть

Давление окружающих на подобных мероприятиях очень сильно. Никто не хочет выставить себя или проповедника в плохом свете. Если ты не «ощущаешь» Божье присутствие, и «помазание» никак на тебя не действует, все подумают, что у тебя какие-то проблемы. Соответственно, мнение людей — очень мощный фактор воздействия. К сожалению, чаще всего его жертвами становятся дети — они хотят заслужить одобрение взрослых и быстро вживаются в роль. Во многих случаях люди видят, как другие падают, и просто следуют их примеру. Наконец, верующие часто приходят на подобные мероприятия с мыслью, что они должны упасть, чтобы получить благословения, обещанные проповедником.

2. Людям говорят, что они упадут

Внушение и гипноз реально действуют. Как уже давно доказали авторы документальных фильмов, таких как Miracles for Sale, гипнотизер может заставить совершенно посторонних людей делать все, что ему заблагорассудится. Для тех, кто знаком с психологией и социологией, это не новость, однако многим христианам все еще невдомек, что многие харизматические проповедники, у которых на собраниях люди «падают в Духе», великолепно умеют гипнотизировать людей и манипулировать ими. Три часа чувственной, убаюкивающей музыки, перемежающейся бесконечными возгласами: «Иисус здесь! Он хочет прикоснуться к тебе! Ты почувствуешь то, чего не чувствовал никогда! Только прими помазание!» — приводят человека в нужное состояние. Он готов к употреблению. Кроме того, хорошо известно, что гипноз погружает человека в состоянии транса, — а это нередко случается на подобных мероприятиях.

3. Люди хотят упасть

В «Третьей волне», Новой апостольской реформации и радикально-харизматических кругах почитанию лидеров придается очень большое значение. Верующих учат воспринимать проповедников как божественных существ, поскольку они в буквальном смысле богоравны. Многие бывшие последователи перечисленных движений рассказывали, что искали более тесной связи с Богом и желали получить помазание, обещанное лидерами. И падали в надежде получить новый духовный опыт. Именно они чаще всего плачут и эмоционально молятся, когда пастор возлагает на них руки.

4. Люди имитируют падение

Среди моих друзей, родных и знакомых есть люди, которые просто притворялись. Те, кому по милости Божьей не довелось расти в окружении харизматического хаоса, такое даже не придет в голову. Но когда ты с детства посещаешь как минимум одно «особенно помазанное» мероприятие в неделю, которое длится 4 часа, рано или поздно ты начинаешь падать просто для того, чтобы все поскорее закончилось. Однажды я спросил своего хорошего знакомого, зачем он падает навзничь и безумствует на платформе. Он ответил: «Да брось, мужик, надо сделать так, чтобы он хорошо выглядел, и побыстрее с этим разделаться». Можете не сомневаться, люди притворяются.

5. Это бесовское влияние

Во многих случаях, когда современные «падения в Духе» ассоциируются с именем того или иного лжеучителя, они очень напоминают библейские истории о бесноватых и одержимых (Мк. 9:17-18). Многое из того, что можно увидеть на подобных мероприятиях — судороги, падения наземь, напряженно выгнутое тело, — в Писании происходит с бесноватыми. Я вовсе не хочу сказать, что все «падения в Духе» обязательно имеют демоническую природу, но если первые четыре объяснения неприменимы, есть все основания опасаться, что речь идет о чем-то большем, нежели безобидная харизматия. Кто-нибудь, возможно, осудит меня за то, что я посмел объяснить «чудо» бесовским вмешательством. Но вдумайтесь: может ли лжеучитель, проповедующий ложное евангелие, служащий сатане (2 Кор. 11:13-15), передать ложным христианам (да хоть бы и любому человеку) истинную силу Святого Духа? Конечно, нет. Это обманщик и мошенник — бесовский дух.

В лучшем случае благонамеренного человека, ищущего встречи с Богом в неправильном месте и неправильным способом, ждет конфуз и разочарование. В худшем случае отчаявшийся человек под действием гипноза или бесовских духов думает, будто ощутил действие Святого Духа.

Если это не совпадает с Библией, если этого нет в Библии, если это не может быть подкреплено здравым толкованием Библии, вы ничего не потеряете. Святой Дух сегодня по-прежнему доступен посредством Евангелия, и Его миссия заключается не в том, чтобы устраивать зрелище, а в том, чтобы прославлять Господа Иисуса Христа (Ин. 16:14-15). Если люди повинуются Христу, охотно принимают действие Святого Духа в их жизни и подчиняются Библии как достаточному и окончательному откровению, «падения в Духе» им не нужны.

Все христиане, как бы они ни относились к существованию духовных даров в наши дни, должны решительно отказаться от любых предложений «упасть в Духе».

 

Кости Хинн — племянник Бенни Хинна, выросший в среде Движения Веры, а потом покинувший ее. Сейчас он служит пастором в Библейской церкви Искупителя (Гилберт, штат Аризона) и возглавляет служение For the Gospel. Он окончил Среднезападную богословскую семинарию и написал несколько книг, в том числе More Than a Healer (Zondervan, 2021) и God, Greed, and the (Prosperity) Gospel (Zondervan, 2019).

 

 

Оригинал статьи был опубликован в блоге служения For the Gospel (www.forthegospel.org).