Мифы о древних источниках

В современном мире нередко считаются общеизвестными события, заявления, слухи и мифы, которые не соответствуют историческим фактам. Это особенно верно, когда речь заходит о жизни Иисуса, о начале истории христианства, о содержании Евангелий. Мы можем выделить несколько категорий таких домыслов.

Отрицание исторических фактов

Во все эпохи можно было встретить немногочисленных ученых и многочисленных обывателей, убежденных в том, что Иисуса из Назарета никогда не существовало, — хотя даже внешние источники и сочинения древних нехристианских авторов не оставляют сомнения в Его реальности.

Мифы и фантазии

Гораздо чаще мы сталкиваемся с мифологическими, придуманными историями. Некоторые из них появились еще в древности.

Новозаветные апокрифы

Вскоре после того, как в I столетии текст Нового Завета был завершен, появились апокрифические евангелия. Слово «апокриф» означает «скрытый». Возникли различные легенды, истории, мифы, зачастую приписываемые тем или иным известным ранним христианам. А поскольку они были якобы открыты только горстке людей или даже одному-единственному человеку, их иногда преподносили как истины, сокрытые от большей части христиан. Хотя на самом деле в этих текстах не было ни капли исторической достоверности.

В частности, в новозаветных апокрифах и в книгах, написанных в дополнение к ним в Средние века, говорилось о том, как...

  • Иисус в детстве сделал из глины воробьев, оживил их, и они улетели;
  • Иисус в детстве рассердился на соседского мальчика и поразил его смертью, а когда родители умершего пожаловались Иосифу, Иисус поразил и их слепотой.

В новозаветных Евангелиях есть лишь один эпизод, повествующий о том, как Иисус в 12-летнем возрасте учил в храме. Больше о Его детстве, отрочестве и молодости вплоть до 30 лет, когда Он приступил к публичному служению, мы не знаем ничего. Авторы апокрифов пытались заполнить эти пробелы.

В более поздние времена появились истории о том, что Иисус был ессеем, то есть принадлежал к движению монашествующих евреев, живших в пустыне или в обособленных кварталах больших городов, или что Он ходил в Индию, где учился у восточных мудрецов и гуру.

Мусульманские домыслы об Иисусе

В мусульманских кругах тоже появлялись самые разные мифы — например, так называемое «Евангелие от Варнавы». Этот текст дошел до нас в двух рукописях:

  • манускрипт XVI века на итальянском языке;
  • манускрипт XIV века на испанском языке.

Никаких более древних источников не существует. Иисус в этом документе изображается простым пророком, хотя даже в Коране Он именуется по крайней мере Мессией (хотя и не Сыном Божьим).

Между Евангелием от Варнавы и Кораном есть противоречия, о которых многие мусульмане не догадываются. Но самая серьезная проблема заключается в том, что этот апокрифический текст был написан в Средние века. Нет ни малейших свидетельств того, что он существовал ранее XIV века. Вероятно, в его основу легли превратные представления об иудаизме и христианстве, которые бытовали среди мусульман.

Как говорят историки, Мохаммед был знаком с некоторыми иудеями и христианами и поначалу испытывал к ним симпатию, поскольку они тоже исповедовали единобожие. Однако эти иудеи и христиане, по всей видимости, были не вполне ортодоксальными. Интересно, что единственное чудо Иисуса, описанное в Коране, — вышеупомянутая апокрифическая история о том, как Иисус вдохнул жизнь в глиняные фигурки птиц.

Фантазии Дэна Брауна

Сегодня мы сталкиваемся с самыми разными художественными вымыслами. Но ни один из них в последние годы не вызвал такого резонанса, как «Код Да Винчи» Дэна Брауна, изданный в 2003 году, переведенный на огромное количество языков и на протяжении года или двух бывший одной из самых продаваемых книг в мире. На основе этого произведения был снят художественный фильм, который, как ни странно, вызвал гораздо меньший интерес, в результате чего популярность книги тоже стала снижаться.

Тем не менее, последствия этого феномена поразительны. Поразительно ужасны, если вы подвизаетесь в сфере образования. До 2003 года ни одному уважающему себя мирянину, не говоря уже об ученых и преподавателях ВУЗов, не пришло бы в голову заявить, что Никейский собор 325 г. н. э. имел какое-то отношение к созданию канона новозаветных текстов.

Люди, выросшие в литургической среде, вероятно, знакомы с Никейским символом веры. Это древнее и весьма почитаемое вероисповедание о Лицах Троицы. Оно утверждает, что мы верим в Бога Отца, что мы верим в Иисуса Христа, Его единородного Сына, Господа нашего, что мы верим в Святого Духа. Главным в повестке дня Никейского собора было обсуждение и понимание тринитарного богословия.

Действительно, взойдя на престол, император-христианин Константин поручил изготовить и разослать в разные части Римской империи пятьдесят экземпляров рукописной Библии. Однако нет причин думать, что его указ вызвал споры о том, какие именно книги следует включить в Новый Завет.

Тем не менее, Дэн Браун включил в свой «Код Да Винчи» выдуманное утверждение, будто часть Никейского собора была посвящена вопросу о каноне, что Константин воспользовался своим политическим могуществом и надавил на собравшихся епископов, и что Новый Завет, по существу, был составлен победившей стороной после жарких споров. И вот, что самое ужасное: университетские профессора, ссылаясь на Брауна, рассказывают студентам, что Новый Завет появился на свет именно таким образом, хотя в этой истории нет ни слова правды.

Искажение недавно обнаруженных фактов

Далее мы переходим к еще менее очевидным искажениям «недавно» обнаруженных фактов. Слово «недавно» я взял в кавычки, поскольку речь идет о последних 60-70 годах, хотя в контексте церковной истории это относительно малый срок.

Свитки Мертвого моря

Вероятно, наиболее известной из всех недавних находок можно назвать Свитки Мертвого моря. Вскоре по окончании Второй мировой войны, в конце 1940-х годов, в очень отдаленной пещере на склоне одной из скал Иудейской пустыни в Израиле были найдены древние глиняные сосуды, в которых лежали буквально тысячи фрагментов рукописей. По счастью, в числе последних оказалось несколько хорошо сохранившихся текстов, написанных почти без исключения на иврите, — более 200 частичных копий всех ветхозаветных книг, за исключением книги Есфирь.

Однако не менее или даже еще более поразительной находкой были рукописи текстов, по-видимому, принадлежавших общине ессеев (монашествующих иудеев, о которых мы упоминали выше), существовавшей в окрестностях Мертвого моря (отсюда общепринятое название свитков), в месте под названием Кумран.

Таким образом, Свитки Мертвого моря подтвердили, насколько качественным был процесс копирования Ветхого Завета — ведь некоторые из найденных текстов были на тысячу лет старше самых ранних прежде известных текстов еврейской Библии. Количество разночтений в текстах, накопившихся за много столетий, оказалось очень небольшим.

Однако для нас больший интерес представляют как раз сектантские рукописи — книги, предположительно написанные членами общины ессеев. Именно здесь мы сталкиваемся с искажением фактов. Из этих текстов мы получили самые разные сведения о природе этого конкретного течения в иудаизме — в основном, датируемые несколькими десятилетиями или даже парой столетий до пришествия Христа и формирования Нового Завета.

Тем не менее, сегодня появляются книги и публикации, авторы которых утверждают, что среди Свитков Мертвого моря есть христианские тексты. Можно услышать, что информация, полученная из этих документов, полностью меняет наши представления об истоках христианства. Это не так. Все найденные тексты были переведены на несколько современных языков. Найдите их, прочитайте собственными глазами. Сами удостоверьтесь в моей правоте.

Из Свитков Мертвого моря мы узнали много подробностей о конкретной иудейской секте ессеев:

  • ее взгляды обнаруживают любопытное сходство с некоторыми учениями Иоанна Крестителя;
  • ее приверженцы считали, что готовят путь не одному, а двум Мессиям — царю и священнику, принадлежащим к разным коленам дома Израилева;
  • она связывала мессианские надежды с некоторыми из ветхозаветных текстов, на которые ссылались и новозаветные авторы;
  • в рукописях упоминается титул «Сын Божий», он не всегда обозначает божественное существо, но в некоторых случаях в иудейском контексте выступает просто как синоним слова «мессия».

Кроме того, мы получили массу интереснейших сведений о многообразии религиозной жизни иудеев на рубеже двух эпох, но не узнали ничего нового о христианстве и не нашли ничего, что противоречило бы нашим представлениям о христианстве.

Гностическая литература

Следует также упомянуть широко известную гностическую литературу. Гностицизм, если угодно, возник во II веке н. э. как мутация или синтез различных античных философских идей с вкраплениями христианства.

Гностики были радикальными дуалистами. Иначе говоря, они считали, что материальный и нематериальный миры необходимо четко разделять. В их мифологии сотворения мира материя предстает изначальным злом, поскольку некая эманация первоначальной божественности восстала против полноты божества, сотворив материальный мир.

Соответственно, в гностицизме, в отличие от христианства, цель искупления заключается не в прощении грехов, а в освобождении из материального мира. Гностики не ожидали телесного воскресения, они стремились обрести бессмертие души, избавленной от оков тела и материального мира, и призывали людей испытать это избавление уже в земной жизни, следуя подчас очень жестким аскетическим практикам, соблюдая строгие посты, оставаясь безбрачными и т. п. Хотя небольшая часть гностиков парадоксальным образом ударилась в противоположную крайность и утверждала, по сути, что, раз материя не имеет никакого значения, следует пользоваться ей в этой жизни как можно больше, ведь в вечности ее уже не будет.

Литература Наг-Хаммади

Примерно в то же время, когда были обнаружены Свитки Мертвого моря, в Египте, в месте под названием Наг-Хаммади, в конце 1940-х годов тоже начали находить гностические тексты. Как и в случае со Свитками Мертвого моря, прошло несколько десятилетий, прежде чем наиболее фрагментарные из этих текстов, наконец, были переведены на современные языки, включая английский. Давайте рассмотрим некоторые документы, вызвавшие наибольший ажиотаж.

Евангелие от Иуды

Евангелие от Иуды получило известность совсем недавно, в середине 2000-х годов. Об этом тексте мы знаем из сочинений христианского автора Иринея Лионского, жившего во II в. н. э., однако до недавнего времени мы не располагали даже частично сохранившимся его экземпляром. Текст дошел до нас не полностью. Он рассказывает не обо всей жизни Христа, а лишь о последней ее неделе. Иуда предстает героической личностью. В конце концов, чтобы Иисуса казнили, и Он искупил грехи мира, кто-то должен был Его предать. Иуда согласился сыграть роль злодея, каким он описан в канонических Евангелиях, но на самом деле Иисус тайно пообещал, что в качестве вознаграждения Иуда тоже окажется на небесах.

Нам уже давно было известно, что в церкви очень рано появилась гностическая секта каинитов. Мы не можем точно сказать, они ли написали Евангелие от Иуды, хотя этот текст вполне в их духе — они превратили большинство героев Нового Завета в злодеев, а злодеев — в героев. Таким образом, мы не узнали ничего нового об Иисусе, но узнали много нового о некоей гностической секте, существовавшей, скорее всего, в конце II столетия.

Евангелие от жены Иисуса

Спустя несколько лет, осенью 2012 года, Интернет вновь загудел, узнав о появлении документа под названием «Евангелие от жены Иисуса». Вы знали, что у Иисуса была жена? На самом деле, не было. Однако профессор Карен Кинг из Гарвардского университета возвестила миру, что в ее руках оказался древний папирус, судя по всему IV в. н. э., написанный на коптском языке (одном из языков древнего Египта, где были найдены многие гностические тексты). От документа сохранились лишь отдельные фрагменты. Но в одной из строк присутствовали слова, которые можно было перевести так: «Иисус сказал им: „Моя жена…“» Выяснить, о чем шла речь, сохранившийся текст не позволил.

Ученые сразу же отметили, что одно и то же слово может означать как «жена», так и просто «женщина». Соответственно, далеко не факт, что речь идет о супруге Иисуса. Сама Карен Кинг отчетливо заявила, что, даже если документ окажется подлинным, он в лучшем случае докажет лишь существование в IV веке некоей секты, которая верила, что у Иисуса была жена. Но, конечно, пресса пропустила это мимо ушей. Журналистов заинтересовала возможность то-го, что Иисус был женат.

Однако уже через две недели Фрэнсис Уотсон из британского Даремского университета убедительно доказал, что документ представляет собой современную подделку, составленную из фрагментов действительно древнего гностического Евангелия от Фомы, текст которого в буквальном смысле порезали на части и привели в желаемый вид, а потом перенесли результат на папирус IV века. Следовательно, никто в древности ничего подобного не писал.

Гробница семьи Иисуса

Середина 2000-х годов явила миру еще одно искажение недавно найденных свидетельств. Тогда в свет вышли книга и документальный фильм на канале Discovery, в результате чего заговорили о находке «семейного захоронения Иисуса».

Если Иисус был погребен, а потом Его останки были перенесены в оссуарий (небольшой каменный саркофаг, куда помещали кости умершего спустя 9-12 месяцев после погребения — отчасти для того, чтобы они не занимали лишнее место под землей или в склепах маленькой страны), Он очевидно не мог воскреснуть из мертвых на третий день.

В южной части Иерусалима, в квартале Восточный Тальпиот, где бульдозер расчищал место для новых построек, было обнаружено захоронение, в котором находились оссуарии — украшенные резьбой саркофаги — с именами Иисуса, Марии, Иосифа, Иакова, а также именами некоторых учеников. Трудно представить себе, почему ученики могли быть похоронены вместе с родственниками Иисуса, ну да ладно, допустим, что межде ними сложились очень близкие отношения.

Проблема в том, что эта гробница по всем признакам датируется эпохой Маккавеев (II в. до н. э.), а резьба на оссуариях позволяет думать, что речь идет о захоронении некоей зажиточной семьи. Ничто из этого не соответствует обстоятельствам жизни Иисуса. Но как объяснить совпадение имен? В древней иудейской культуре выбор имен не был таким широким, как сегодня. Мария (в честь сестры Моисея) было самым распространенным женским именем. Имена Симон (как у Петра), Иошуа (которое в греческом варианте стало звучать как «Иисус»), Иаков, Иосиф и еще несколько других носило непропорционально большое количество мужчин. Если провести статистическое исследование, подсчитать количество мужчин, живших в Израиле на протяжении одного столетия, и вычислить вероятность встретить подобный набор имен в нескольких разных захоронениях, случайное совпадение окажется вполне вероятным.

Не торопитесь с выводами

Давайте подведем итоги. Мы уже слышали множество сенсационных заявлений и со временем наверняка услышим нечто новое, о чем сегодня даже не догадываемся. Относитесь ко всем новым заявлениям скептически. Какие-то открытия могут оказаться подлинными. Это случается. Однако они относительно редки по сравнению с громкими, но ни на чем не основанными теориями. И даже когда открытия действительно имеют место, их значение зачастую преувеличивают, их смысл нередко искажают, и пишут о них во многих случаях на волне энтузиазма, вызванного находкой. Сегодня мы не привыкли долго ждать удовлетворения своего любопытства. Но все же потерпите несколько месяцев или даже лет, пока страсти не улягутся, и научное сообщество не определит истинное значение новых свидетельств.

Относительно исторических подтверждений Евангелий и описываемых в них событий есть много домыслов. Однако за последние годы не появилось никаких новых данных, так или иначе ставящих под сомнение традиционные представления о достоверности Евангелий.

 

 

Оригинал статьи был опубликован в блоге служения Майкла Паттона Credo House (credohouse.org). Все права принадлежат автору.