Была ли перепись в правление Августа?

Евангелие от Луки, под каким углом на него не посмотри, представляет собой кладезь исторической информации. Начинается оно таким образом:

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях… то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1:1, 3-4).

Евангелист беспокоится, главным образом, о «порядке» и «правильности» изложения, чтобы его адресат (некий Феофил) «узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (ст. 4). Его повествование не только упорядочено, но и содержит великолепное описание того, что произошло в не такую уж тихую ночь две тысячи лет назад.

Великий археолог сэр Уильям Рэмси называл Луку «первоклассным историком», составившим…

исторические труды высочайшего уровня, в которых автор использует великолепные способы получения информации — либо через личное знакомство, либо благодаря доступу к оригинальным авторитетным источникам — и подходит к рассмотрению предмета исследования талантливо, с литературным мастерством и с сочувствующим историческим пониманием характера людей и развития событий. Такой автор ухватывает ключевые события и сосредоточивает на них внимание читателя, освещая их более полно…[1]

Одно из событий, к которым евангелист привлекает внимание читателя, — государственная перепись, осуществленная в правление Августа незадолго до рождения Христа. Зачастую люди относятся к этому поворотному моменту рождественской истории скептически.

В самом начале повествования о Рождестве Лука сообщает, что перепись проводилась во всем Римском мире (2:1-5). Эти слова нам хорошо знакомы, поскольку в рождественские дни они постоянно звучат в проповедях, спектаклях, мюзиклах и гимнах:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна (Лк. 2:1-5).

Многие годы историки и библеисты считали упоминание о повелении Августа сомнительным, а то и явной ошибкой. Действительно ли переписью был охвачен весь Римский мир, и действительно ли Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, чтобы их записали, как мы читаем в Евангелии от Луки?

Библеист-новозаветник д-р Гарольд Вальтер Хёнер составил список основных проблем, которые не позволяют считать повествование Луки исторически правильным:

Эмиль Шурер утверждает, что Евангелие от Луки не может быть исторически правильным, поскольку (1) в истории нет никаких сведений о всеобщей переписи во времена Августа; (2) для участия в римской переписи Иосифу не пришлось бы идти в Вифлеем, он зарегистрировался бы по месту постоянного проживания, а Марии вообще не нужно было регистрироваться; (3) в царствование Ирода в Палестине не могло быть никакой римской переписи; (4) Иосиф Флавий ничего не сообщает о римской переписи в Палестине при Ироде — перепись, проведенная в 6-7 гг. н. э. была для евреев невиданным событием; (5) перепись, осуществленная при Квиринии не могла произойти в царствование Ирода, потому что Квириний стал губернатором лишь после смерти Ирода[2].

На первый взгляд может показаться, что эти аргументы против историчности римской переписи императоре Октавиане Августе и губернаторе (легате) Квиринии неопровержимы и возразить что-то против них трудно, однако беспристрастное изучение исторических и археологических данных доказывает обратное.

В этой статье мы сосредоточимся на первых двух аргументах: (1) что в истории нет сведений о всеобщей переписи при Августе, и (2) что для участия в римской переписи Марии и Иосифу не понадобилось бы идти в Вифлеем.

Перепись при Августе

Обычно люди думают, что перепись, которую император Август повелел произвести «по всей земле», представляла собой единый комплекс мероприятий, одновременно организованных на всей территории Римской империи. Вопрос в том, так ли представлял это себе Лука, и такой ли смысл он вложил в свои слова. Скорее всего, нет.

Как пишет Хёнер, «имеется в виду, что переписи проводились в разных провинциях в разное время, поскольку Август впервые в истории повелел осуществить перепись (составить реестр налогоплательщиков) во всех частях империи. Дополнительным подтверждением этому служит то, что Лука использует глагол в настоящем времени — иначе говоря, Август повелел проводить переписи регулярно, а не один-единственный раз»[3].

Джек Финеган, специалист по новозаветной истории, пишет: «Что касается проведения такой регистрации вообще, из найденных египетских папирусов нам известно, что римская перепись проводилась в Египте (то есть, возможно, и по всей империи) регулярно, раз в 14 лет. Было найдено много подлинных отчетов о переписях, и в них используется то же слово (ἀπογράφω), которое мы встречаем в Луки 2:2 („перепись“)»[4].

Та конкретная перепись, которую упоминает Лука (2:2), «впервые состоялась, когда Квириний был правителем Сирии». Помимо Луки имя Квириния упоминают еще два древних автора: римский историк Тацит (Анналы III:48) и еврейско-римский историк Иосиф Флавий (Иудейские древности XVIII:1-2).

По словам Тацита, Публий Сульпиций Квириний скончался в 21 г. н. э.

Упоминание Квириния Иосифом Флавием в «Иудейских древностях» (XVIII:II:1) создает определенные проблемы, поскольку автор сообщает на, что перепись была окончена «в тридцать седьмом году после поражения [Марка] Антония Цезарем Августом при Акции» в 31 г. до н. э. Таким образом, речь идет о 6-7 гг. н. э., и эту дату никак не согласовать со временем рождения Христа, которое произошло, скорее всего, зимой 4-5 гг. до н. э[5].

Лука в стихе 2:2 пишет о «первой» переписи, имевшей место во время правления Квириния Сирией, то есть перепись, упомянутая Флавием, вполне могла быть второй, более поздней.

Глисон Арчер также отмечает, что Лука «таким образом хорошо знал о второй переписи, проведенной Квиринием в 7 г. н. э., на которую ссылается Иосиф Флавий… Нам об этом известно потому, что Лука (живший гораздо ближе к тому времени, чем Иосиф) также цитирует слова Гамалиила о восстании Иуды Гамалиила „во время переписи“ (Деян. 5:37)»[6].

необходимое для проведения переписи, упомянутой в Луки 2:2. В 1874 году близ Тиволи, в 30 с небольшим километрах на восток от Рима, была найдена надпись на латыни. Она получила название Lapis Tiburtinus и, по словам Джека Финегана, «содержит утверждение высокопоставленного римского чиновника о том, что, став правителем Сирии, он занял этот пост во второй раз (лат. iterum). Возникла даже мысль, что этим человеком мог быть Квириний…»[7].

Кем бы ни был римский чиновник, упомянутый в надписи, это, как минимум, свидетельствует о том, что римским прокураторам случалось занимать пост дважды. А в результате дополнительных исследований еще может оказаться, что речь все-таки идет о Публии Сульпиции Квиринии.

Нужно ли было Марии и Иосифу идти в Вифлеем?

В Луки 2:4-5 мы читаем: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна».

Скептики утверждают, что для участия в римской переписи Иосифу не было необходимости отправляться в Вифлеем, и он мог зарегистрироваться по основному месту проживания, а Марии так и вообще регистрироваться было не нужно.

По общему мнению, римское законодательство требовало, чтобы владельцы недвижимости зарегистрировались как налогоплательщики в том регионе, где находилась принадлежащая им земля. Тем не менее, «один папирус, датированный 104 г. н. э. содержит сведения о некоем египетском префекте, который потребовал, чтобы египтяне для проведения переписи вернулись в дома своих предков. Поскольку собственность иудеев переходила от отцов к детям, римские чиновники в I веке, без сомнения, позволяли им сохранить обычай заявить права собственности на семейную недвижимость в целях налогообложения»[8].

Поскольку всем нужно было посетить родину предков, и поскольку Мария была обручена Иосифу и ждала ребенка, они отправились в Вифлеем вместе. Конечно, Мария и Иосиф понимали смысл Писаний, в том числе пророчеств о Мессии, Который должен родиться в Вифлееме (Мих. 5:2). Наверняка они с удивлением наблюдали за тем, как отдельные части мозаики постепенно складываются в единую картину — даже те части, которые представляли собой официальные распоряжения римских властей!

И вновь Писание, подвергнутое тщательной проверке в свете исторических и археологических данных, удивительным образом выдерживает испытание.

Это лишь один маленький пример того, как археология и история подтверждают слова Писания в мельчайших деталях. Евангелие от Луки — первая часть двухтомного сочинения наряду с книгой Деяний. В своем обширном исследовании The Book of Acts in the Setting of Hellenistic History Колин Хемер перечисляет по меньшей мере 84 факта, упомянутых в последних 16 главах Деяний, которые получили подтверждение в ходе исторических или археологических изысканий.

Лука поистине замечательный историк. Как и Феофил, мы можем «узнать твердое основание того учения, в котором были наставлены» (Евангелия Иисуса Христа).

 

Примечания

1. Ramsay, William. Saint Paul: The Traveler and Roman Citizen (Grand Rapids: Kregel Publications, 2001), p. 16. [Назад]

2. Hoehner, Harold W. Chronological Aspects of the Life of Christ (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1977), p. 14. [Назад]

3. Там же, p. 15 [Назад]

4. Finegan, Jack. Light from the Ancient Past: The Archaeological Background of the Hebrew-Christian Religion (Princeton: Princeton University Press, 1969), II:258. [Назад]

5. См. Там же, p. 259. См. также монографию Хёнера (в особенности первую главу), который более подробно рассматривает первоисточники (pp. 29-44). [Назад]

6. Archer, Gleason L. New International Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids: Zondervan, 1982). [Назад]

7. См. Finegan, Jack. Handbook of Biblical Chronology: Principles of Time Reckoning in the Ancient World and Problems of Chronology in the Bible (Peabody, MA: Hendrickson Publishers, 1998), p. 304. Это же точки зрения придерживался Уильям Рэмси — см. Ramsay, William. Bearing of Recent Discoveries on the Trustworthiness of the New Testament (London, 1920), pp. 275-300. [Назад]

8. См. Hoehner, p.15. [Назад]

 

 

Оригинал статьи опубликован в блоге служения CrossExamined.org. Все права принадлежат автору.