Теория частичной богодухновенности

Теория частичной богодухновенности признает божественный авторитет Писания, но утверждает, что некоторые его части не авторитетны или не богодухновенны. В соответствии с этой теорией, Библия не является Божьим Словом, а содержит Божье Слово.

Сторонники частичной богодухновенности или частичной авторитетности Писания обычно говорят, что в священных текстах все-таки можно найти истину Божию, хотя некоторые их части содержат противоречия и ошибки. Они не считают нужным настаивать на божественной авторитетности и правильности всех частей Писания.

Иногда сторонники этой теории полагают, что вдохновлены свыше лишь те учения, которые были непостижимы для авторов-людей. Сведения, которые люди могли получить собственными усилиями, не были открыты им свыше и не были ограждены от ошибок. Следовательно, непогрешимы лишь те части Писания, в которых речь идет о незримых реалиях, таких как Бог, ангелы, небеса и ад. В остальных частях Библии могу присутствовать ошибки.

Относительно этой точки зрения можно делать несколько наблюдений.

Откуда мы знаем, какие части достоверны?

Главная ахиллесова пята этой теории состоит в определении того, какие части Писания богодухновенны, а какие нет. Кто принимает решение? В результате у каждого человека получится своя Библия, подогнанная под его собственные желания. Иными словами, мы поменяемся ролями с Богом. Не будет никакого абсолютно авторитетного источника.

Попытка провести границу между тем, что познаваемо для человека, и тем, что нет, тоже не решит проблему. По существу, это будет означать, что в тех моментах, которые поддаются исследованию и проверке, Библия может ошибаться, — иначе говоря, события происходили не так, как их описывает Библия. С другой стороны, мы должны принять на веру, что духовные реалии, описанные в Библии, которые мы не способны ни исследовать, ни проверить, описаны со 100-процентной точностью! Получается, мы должны верить, что Библия содержит ошибки в том, что мы можем изучить, но твердо стоять на том, что Библия всегда права в вещах, которые для нас непостижимы. Очевидно, что такая теория не слишком убедительна.

Нет двух одинаковых мнений

Кроме того, не будет единодушия относительно того, какие именно части Писания — от Бога, а какие нет. Поскольку люди не могут договориться между собой, каким частям Писания следует доверять, а каким нет, эта теория лишена смысла.

Например, некоторые хотят верить только словам Иисуса, но не словам апостолов. Однако такой вариант противоречит учению Самого Христа. Иисус наделил апостолов Своим авторитетом. И все, что мы знаем о жизни, смерти, воскресении и небесном служении Иисуса, мы знаем из уст апостолов, а не из уст Самого Христа. Отрицая полную достоверность Писания, человек неизбежно придет к пониманию жизни и служения Спасителя, которое будет радикально отличаться от новозаветного.

Все Писание авторитетно

Само Писание утверждает, что все оно богодухновенно — не только какая-то его часть. Павел писал Тимофею:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16-17).

Некоторые части Писания могут быть для нас более актуальными по сравнению с другими, но все Писание одинаково богодухновенно. Более того, все его части играют одинаково важную роль в Божьем откровении Его замысла относительно нашего мира. Нигде в Писании мы не находим и намека на то, что Господь вдохновил лишь некоторые его части, а остальные не богодухновенны.

Более того, не верить какой-либо части Писания значит не верить Бога. В день Своего воскресения Иисус упрекнул двух учеников неверие в то, что говорится о Нем в Ветхом Завете. Лука пишет:

Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (Лк. 24:25).

Если мы хотим быть последовательными, нам следует верить всем, что сказано в Писании.

Заключение

Уникальность богодухновенности исключает возможность как частичной богодухновенности Писания, так и различной степени богодухновенности отдельных его частей. Все Писание одинаково вдохновлено Богом Святым Духом. Библия обладает божественным авторитетом лишь в том случае, если она полностью богодухновенна.

Не следует забывать, что первое свое нападение, известное нам, сатана совершил на Божье Слово. Вот какой разговор произошел между ним и Евой в Эдемском саду:

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3:1-5).

Змей поставил под сомнение истинность слов Бога. С тех пор ничего, по существу, не изменилось. Отрицание истинности слов Господа, пусть даже в некоторых частях Писания, по-прежнему остается отрицанием Божьего Слова. Библия утверждает, что Слово Божье истинно без всяких оговорок. Ничто меньшее не согласуется с утверждениями Библии о самой себе.

Подведем итог

Теория частичной богодухновенности признает, что в Писании где-то содержится Слово Божье, но отрицает, что Слово Божье тождественно Писанию. Одни части Писания содержат Божье Слово, другие нет. И, несмотря на все ошибки и противоречия в Библии, Слово Божье в ней все равно можно отыскать.

Это теория, несмотря на ее популярность в определенных кругах, лишена смысла. Нет никакой логики в том, чтобы выбирать лишь те части Библии, которые согласуются с вашими представлениями о мире. Прежде всего, невозможно определить, какие части Библии авторитетны, а какие нет. Нет никакого божественного стандарта, позволяющего вынести такое суждение. В результате каждый принимает собственное решение, чему доверять, а чему нет. Сам человек становится мерилом авторитета. Кроме того, эта теория идет вразрез с библейским учением. Нигде в Библии нет и малейшего намека на то, что какие-то ее части не авторитетны. Следовательно, для тех, кто принимает Библию всерьез, теория частичной богодухновенности неприемлема.

 

 

Дон Стюарт — руководитель служения Educating Our World (educatingourworld.com), известный христианский писатель, апологет, автор и соавтор более 70 книг, переведенных на 30 языков и разошедшихся миллионным тиражом.

 

Оригинал статьи опубликован на сайте www.blueletterbible.org, все права принадлежат автору.