Библейское основание учения о Троице

Введение

Часто приходится слышать, что учение о Троице не является библейским. Но, хотя слова «Троица» действительно нет в Библии, суть этого учения определенно Библии соответствует. Учение о Троице всего лишь приводит в систему шесть библейских фактов, которые можно рассматривать как его исходные положения:

I. Есть только один Бог (т. е. единственный полноправный объект религиозного поклонения).

II. Этот Бог является одним божественным Существом и в Ветхом Завете именуется Яхве или Иеговой (в Синодальном переводе — Господом).

III. Отец нашего Господа Иисуса Христа — Господь и Бог.

IV. Сын, Иисус Христос, — Господь и Бог.

V. Святой Дух — Господь и Бог.

VI. Отец, Сын и Святой Дух некоторым образом отличны друг от друга.

В сякий, признающий справедливость этих шести утверждений, по существу, признает Троицу, потому что именно об этом учение о Троице и говорит. Следовательно, чтобы оспорить истинность учения о Троице, необходимо опровергнуть хотя бы одно из приведенных выше утверждений. Все остальное не имеет прямого отношения к предмету разговора. Возражения, основанные на особенностях языка, которым написаны тринитарные Символы Веры, на сложности учения о Троице для понимания, на политических аспектах церковных споров вокруг этого учения, на сомнительных поступках некоторых его приверженцев, не затрагивают вопрос о библейском основании учения о Троице.

Любопытно, что исповедующие истинность Библии антитринитарии отрицают не все перечисленные утверждения, хотя и не могут договориться друг с другом, какие именно из них следует считать истинными. С пунктом 3 согласны все антитринитарии. Антитринитарии, взгляды которых сходны с древней ересью монархианства или модализма, признают все пункты, кроме 6 (хотя на самом деле с пунктом 3 у них тоже есть сложности). Антитринитарии, взгляды которых сходны с древней ересью арианства, соглашаются с тем, что Яхве или Иегова — одно божественное Существо (см. п. 2), и признают пункт 3; они также соглашаются с тем, что Отец и Сын личностно отличны друг от друга, но в отношении Святого Духа делают оговорку (см. п. 6). Есть и другие варианты. Каждое из этих антитринитарных течений считает свою точку зрения бесспорно библейской. Таким образом, чтобы решить вопрос о Троице, нет нужды прибегать к соображениям внебиблейского характера, поскольку все принципиальные элементы учения так или иначе рассматриваются в Писании.

Приведенный ниже конспект представляет собой обзор библейского основания, на которое опираются вышеперечисленные шесть утверждений, а следовательно, и учение о Троице. Авторские пояснения намеренно сведены к минимуму: упор сделан на сами многочисленные тексты. Приведено около 1000 ссылок на более чем 300 различных глав Библии, в том числе из всех 27 книг Нового Завета. В конспекте нет прямых указаний на конкретные антитринитарные течения — я ставил перед собой задачу предложить читателю позитивные библейские свидетельства в пользу учения о Троице и дать исчерпывающий ответ на распространенные возражения. В конспекте нет ссылок на вторичные источники, хотя я, конечно же, пользовался целым рядом таковых.

Надлежащая оценка библейских свидетельств в пользу учения о Троице требует последовательного применения здравых принципов толкования Библии. Здесь я упомяну лишь о двух таких принципах, следование которым предотвратит практически любые ошибки толкования в данном вопросе.

Первый принцип: неявное толкуется в свете очевидного. Иными словами, при толковании отрывков, в которых интересующий нас вопрос не затрагивается прямо, нам следует руководствоваться текстами, в которых прямо говорится, что то-то и то-то истинно. К примеру, многие библейские отрывки прямо утверждают, что Бог всеведущ, т. е. Ему известно все, включая мысли человека и будущие события (1 Цар. 16:7; 1 Пар. 28:9, 17; Иов 37:16; Пс. 138:1-4; Ис. 41:22-23; 42:9; 44:7; Иер. 17:10). Прочие же тексты (напр., Быт. 3:9-13; 4:9; 18:9, 20-21), по прочтении которых может показаться, будто Бог чего-то не знает, хотя об этом в них прямо и не говорится, следует понимать в свете вышеперечисленных прямых утверждений.

Второй принцип: толкование должно быть логичным, но не рационалистическим. Воспользуемся тем же примером: если Бог знает все заранее, отсюда логически вытекает, что Он заранее знал о грехопадении Адама и Евы. Но логика не требует делать из этого вывод, что в таком случае Адам и Ева не могут нести ответственность за свое преступление. Этого требует рационализм. Нам может быть трудно понять, как человек может нести ответственность за свой грех, если Бог заранее знал, что он согрешит, однако это утверждение не противоречит само себе, т. е. не идет вразрез с логикой.

Следует также заметить, что плодотворность изучения вопроса о Троице в значительной степени зависит от правильного понимания природы Бога. В настоящем конспекте время от времени затрагивается тема атрибутов Бога, но я не ставил своей задачей рассмотреть весь библейский материал, имеющий отношение к данной теме.

I. Есть только один Бог

  1. Прямые утверждения:
    1. ВЗ: Втор. 4:35; 4:39; 32:39; 2 Цар. 22:32; Ис. 37:20:43:10; 44:6-8; 45:5; 45:14; 45:21-22; 46:9;
    2. НЗ: Ин. 5:44; Рим. 3:30; 16:27; 1 Кор. 8:4-6; Гал. 3:20; Еф. 4:6; 1 Тим. 1:17; 2:5; Иак. 2:19. Иуды 25.

     

  2. Нет подобного Богу (по природе):
    1. Прямые утверждения: Исх. 8:10; 9:14; 15:11; 2 Цар. 7:22; 3 Цар. 8:23; 1 Пар. 17:20; Пс. 85:8; Ис. 40:18, 40:25; 44:7; 46:5, 46:9; Иер. 10:6-7; Мих. 7:18;
    2. Возможность быть «как Бог» — это сатанинская ложь: Быт. 3:5; Ис. 14:14; Ин. 8:44;
    3. Падший человек стал «как Бог» лишь в том смысле, что присвоил знание добра и зла, но не потому, что обрел божественность: Быт. 3:22.

     

  3. Есть только один истинный Бог: 2 Пар. 15:3; Иер. 10:10; Ин. 17:3; 1 Фесс. 1:9; 1 Ин. 5:20-21:
    1. Иногда антитринитарии утверждают, что греческое слово alêthinos, переведенное в Ин. 17:3 словом «истинный», на самом деле означает «первичный, исконный», т. е. Отец является «прообразом», «оригиналом» Богом, а Христа, следовательно, можно назвать «Богом» в производном, вторичном смысле;
    2. Даже если бы такое толкование было возможно в случае Ин. 17:3, оно совершенно неприменимо к ветхозаветным текстам, поскольку еврейское слово ‘emet («истинный») такого значения не имеет;
    3. Во всех других случаях фраза «истинный Бог» в контексте противопоставляет Бога идолам и ложным богам, а не истинным, но вторичным божествам:
      1. 2 Пар. 15:3: чтобы Израиль не остался на многие дни «без Бога истинного», пока не обратится к Нему (стт. 3-4), царь Аса обратился к Нему и первым делом изверг и земли всех идолов (ст. 7);
      2. Иер. 10:10: Израиль не должен бояться идолов, которым поклоняются прочие народы (10:1-9); истинный Бог — живой Бог (ст. 10) и Творец мира (стт. 11-12);
      3. 1 Фесс. 1:9: фессалоникийцы обратились от идолов к живому и истинному Богу;
      4. 1 Ин. 5:20-21: мы пребываем в истинном Боге и жизни вечной (ст. 20) и должны хранить себя от идолов (ст. 21).
    4. Фразу «истинный Бог» в Ин. 17:3 нам следует понимать, как в свете ее употребления в других библейских текстах, так и в свете ее непосредственного контекста в Евангелии от Иоанна. Иисус говорит не о том, что Отец является «прообразом» Бога, производными от которого являются все остальные Боги, но что истинным Богом является только Отец, Которого Иисус, Его Сын, пришел прославить. Мысль о том, что Бога Отца невозможно познать помимо Сына, — одна из центральных тем в книгах Иоанна Богослова (напр., Ин. 1:18; 8:19; 14:6-7, 9, 23; 17:25-26; 1 Ин. 2:23; 5:20). Параллель с 1 Ин. 5:20 особенно важна: вечная жизнь заключается в познании Отца как истинного Бога и Иисуса Христа (Ин. 17:3); мы знаем Истинного в Его Сыне Иисусе Христе, и это есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5:20);
    5. Парадоксальным образом, критики учения о Троице зачастую используют стих Ин. 17:3 как доказательство того, что Иисус не может быть Богом, поскольку в тексте говорится, что Отец, а не Иисус Христос, есть истинный Бог. Однако Иоанн ясно и недвусмысленно называет Иисуса Богом (Ин. 1:1, 18; 20:28; см. раздел IV.A.2-4 ниже). Хотя в этом отрывке Христос смиренно называет Отца единственным истинным Богом, этот вовсе не означает, что Он Сам также не является Богом — и прямые утверждения Иоанна в том же Евангелии доказывают, что так понимать слова Иисуса не следует.

     

  4. Следовательно, все остальные «боги» — не боги вовсе, а идолы: Втор. 32:21; 1 Цар. 12:21; Пс. 95:5; Ис. 37:19; 41:23-24, 29; Иер. 2:11; 5:7; 16:20; 1 Кор. 8:4; 10:19-20.
  5.  

  6. Ложное поклонение вдохновляется не «богами», а бесами: Втор. 32:17; Пс. 105:37; 1 Кор. 10:20; Гал. 4:8.
  7.  

  8. В каком смысле люди могут быть «подобны Богу»?
    1. Фраза «образ Божий» означает, что человек должен представлять Бога и обладать таким же нравственным обликом, а не то, что человек может быть метафизически подобен Богу: Быт. 1:26-27; 5:1; 1 Кор. 11:7; Еф. 4:24; Кол. 3:10.
    2. Уподобиться Христу можно только в двух отношениях:
      1. Обрести такой же нравственный облик: 1 Ин. 3:2; Рим. 8:29;
      2. Воскреснуть в таком же прославленном и бессмертном теле, как и Он: Фил. 3:21; 1 Кор. 15:49.
    3. Фраза «соделаться причастниками Божеского естества», опять-таки, относится к нравственному облику («удалившись от господствующего в мире растления похотью»), а не к метафизической природу: 2 Пет. 1:4; см. также Евр. 12:10; относительно смысла слова «причастники» см. 1 Кор. 10:18, 20; 2 Кор. 1:17; 1 Пет. 5:1.

     

  9. Являются ли богами люди, обладающие властью и общественным положением?
    1. Писание никогда прямо не утверждает, что люди являются богами;
    2. Прямо говорится, что люди, обладающие властью и общественным положением богами не являются: Иез. 28:2, 9; Ис. 31:3; 2 Фесс. 2:4;
    3. Человек и Бог — это противоположные, взаимоисключающие категории: Чис. 23:19; 1 Цар. 16:7; 1 Пар. 29:1; Иов 32:13; Пс. 55:5, 12; Пр. 3:4; Ис. 31:3; Иез. 28:2, 9; Ос. 11:9; Мф. 19:26; Ин. 10:33; Дн. 12:22; 1 Кор. 14:2;
    4. Моисей был «как Бог», но не был богом на самом деле: Исх. 4:16; 7:1;
    5. В еврейском тексте Иез. 32:21 воины называются «богами сильными» (евр. elê gibbôrîm), однако из контекста понятно, что их считают таковыми языческие народы, а не Бог и не Израиль (см. Иез. 28:2, 9);
    6. Исх. 22:8-9, 28: в данном случае под elohim следует понимать не судей, а Самого Бога, перед которым предстают обвиняемые (ср. Втор. 19:17);
    7. В Псалме 81 словом elohim, вероятно, названы неправедные судьи, что подтверждается словами Иисуса в Ин. 10:34-36, и из этого не следует, что люди действительно могут быть богами:
      1. Словом elohim судей в Пс. 81:1 называет Асаф, а не Господь. Это важный момент, хотя текст псалма, конечно, богодухновенен;
      2. Асаф имел в виду не «Хоть вы и боги, но умрете, как люди», но, скорее, «Я назвал вас богами, но на самом деле вы умрете как и все люди, каковыми вы и являетесь»;
      3. Псалмопевец считает порочных судей истинными богами не более, чем он считает их поистине «сыновьями Всевышнего» (ст. 6);
      4. Таким образом, в Пс. 81:1 судьи названы elohim иронически. Вполне возможно, они решили, что по праву своего положения (см. п. 6) они действительно являются elohim, или богами, и Асаф объявляет людям, что эти так называемые «боги» — простые люди, которых осудит на погибель истинный Elohim (стт. 1-2, 7-8);
      5. То, как Христос ссылается на Пс. 81 в Ин. 10:34-36, не противоречит предложенному толкованию;
      6. Его слова: «...не может нарушиться Писание...», — в данном контексте, вероятно, означают: «Писание не может остаться без окончательного исполнения» (см. Ин. 7:23; Мф. 5:17). Таким образом, Иисус говорит, что Он на самом деле является тем, кем ветхозаветных судей называли иронически; Он делает то, на что они не были способны, и является Тем, кем они никогда быть не смогли бы (см. аналогичные ссылки на Ветхий Завет при противопоставлении Адама и Христа в Рим. 5:12-21 и 1 Кор. 15:21-22, 45);
      7. Фраза «тех, к которым было слово Божие» (Ин. 10:35) доказывает, что так называемые «боги» богами на самом деле не были;
      8. Наконец, эти порочные люди, конечно, не были «богоподобными» или «божественными» по природе, так что в любом случае слово elohim применительно к ним используется в фигуральном, а не в буквальном смысле.
    8. Даже если бы люди были богами (а это не так), это никак не отразилось бы на Иисусе, поскольку Он был Богом еще до сотворения мира (Ин. 1:1).

     

  10. Являются ли богами ангелы?
    1. Писание никогда прямо не утверждает, что ангелы являются богами;
    2. Бесы богами не являются (1 Кор. 10:20; Гал. 4:8); и то, что ангелы являются «сильными духами», не делает их богами;
    3. Следовательно, сатана — ложный бог (2 Кор. 4:4);
    4. Пс. 8:6 не утверждает, что ангелы являются богами:
      1. В Евр. 2:7 текст Пс. 8:6 перефразируется, а не цитируется дословно (аналогичным образом в Еф. 4:8 перефразируется Пс. 67:19). В Пс. 8:6 под слово elohim, несомненно, подразумевается Бог, а не ангелы, поскольку текст Пс. 8:4-9 параллелен тексту Быт. 1:1, 8 16, 26-28. (Автор Послания к евреям здесь следует Септуагинте, т. е. греческому переводу Ветхого Завета, и использует слово «ангелы» вместо слова «Бог»). Обратите внимание, что псалмопевец пишет о возвышенном положении человека в тварном мире, в то время как автор Послания к евреям, признавая возвышенное положение человека в сравнении с остальным творение, использует слова Псалма для описания униженного положения Христа, ставшего человеком, в сравнении с Его извечным божественным статусом. Таким образом, в Евр. 2:7 ангелы, возможно, и не приравниваются к богам (и автор Послания ни разу об этом не говорит);
      2. Было бы странно, если бы автор Послания к евреям, подчеркнув, что Христос, в отличие от ангелов, именуется «Богом» (1:8), тут же, буквально несколькими стихами ниже (2:7), назвал бы ангелов «богами»;
      3. Но даже если бы в Евр. 2:7 ангелы действительно приравнивались к «богам», в контексте 1-2 глав Послания к евреям, это означало бы, что ангелы неправедно превозносятся над Христом (поскольку центральная идея этих двух глав состоит в том, что Христос выше всех ангелов). См. также От. 19:10 и 22:8-9 (и, возможно, Кол. 2:18) относительно поклонения ангелам.
    5. Повсюду в Псалтири ангелы, если они названы богами (или «сынами богов»), считаются ложными богами: Пс. 28:1; 85:8-10; 88:7; 94:3; 95:4-5; 96:7-9 (обратите внимание, что эти ложные боги в Септуагинте названы «ангелами»); 134:5; 135:2; 137:1; ср. Исх. 15:11; 18:11; Втор. 10:17; 1 Пар. 16:25; 2 Пар. 2:5;
    6. Даже будь ангелы богами (каковыми они не являются, исходя из вышесказанного), это никак не отразилось бы на Иисусе, поскольку Он — не ангел, а Сын, которому ангелы поклоняются как своему Творцу, Господу и Богу: Евр. 1:1-13.

     

  11. Всегда ли существительное множественного числа Elohim следует переводить как «боги» или «Боги»?
    1. Действительно, еврейское слово elohim (которое обычно переводится словом «Бог») — это существительное множественного числа. Но когда это существительное используется для обозначения многочисленных богов (как правило, ложных), оно обычно сочетается с глаголами, прилагательными и местоимениями множественного числа (напр., «других богов» — Исх. 20:3; Втор. 5:7; «пусть то и то сделают мне боги» — 3 Цар. 19:2; «вы наши боги» — Ис. 42:17 и др.) Когда же оно используется применительно к истинному Богу, Творцу, которому должен был поклоняться Израиль, оно обычно сочетается с глаголами, прилагательными и местоимениями единственного числа. Например, глагол «сотворил» в Ин. 1:1 имеет форму единственного числа, несмотря на то, что существительное elohim («God») — множественного числа. Большинство гебраистов полагает, что такое употребление слова elohim во множественном числе применительно к Богу следует считать образчиком множественного числа, выражающего полноту;
    2. Уже тот факт, что время от времени в Ветхом Завете слово elohim употребляется применительно к одному языческому богу, такому как Астарта, Хамос или Милхом (3 Цар. 11:5, 33), убедительно свидетельствует о том, что слово elohim может употребляться применительно к одному божеству (см. также Суд. 6:31; 11:24; 16:23, 24; 1 Цар. 5:7; 3 Цар. 18:24-25; 4 Цар. 1:2, 3, 6, 16; 19:37);
    3. В Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) слово elohim в этих отрывках последовательно переводилось существительным единственного числа theos («Бог»), и когда новозаветные авторы цитируют Ветхий Завет, они также используют существительное единственного числа theos (напр. Втор. 6:13 в Мф. 4:10 и Лк. 4:8; Втор. 6:16 в Mф. 4:7 и Лк. 4:12; Исх. 3:6 в Мф. 22:32, Мк. 12:26 и Лк. 20:37; Пс. 21:2 в Мф. 27:46 и Мк. 15:34 и т. д.);
    4. Поскольку существительное во множественном числе elohim может употребляться и применительно к конкретным языческим божествам, нам не следует рассматривать этот момент как свидетельство в пользу Троицы.

     

  12. Заключение: если есть только один истинный Бог, а все прочие боги — ложные, если ни люди, ни ангелы не являются богами, и если никто даже не подобен Богу по природе (а обо всем этом Библия говорит отчетливо и неоднократно), мы приходим к неизбежному заключению, что есть только один Бог.

II. Этот единственный Бог — уникальное божественное Существо, известное в Ветхом Завете как Иегова или Яхве («Господь»)

  1. Этот единственный Бог известен в Ветхом Завете как Иегова или Яхве («Господь»):
    1. Тексты, в которых Иегова назван Богом (elohim или el): Втор.. 4:35, 39; ИисН. 22:34; 3 Цар. 8:60; 18:21, 39; Пс. 99:3; 117:27 и т. п.;
    2. Тексты, в которых используется составное имя «Господь Бог» (Yahweh Elohim): Быт. 2:4-9, 15-22; 3:1, 8-9, 13-14, 21-23; 24:3; Исх. 9:30; Пс. 71:18; 83:12; Иона 4:6;
    3. Есть только один Яхве/Иегова: Втор. 6:4; Мк. 12:29;
    4. Библия нигде не говорит о «богах» как о группе, которая включает в себя Яхве; равно и сотворение мира никогда не приписывается «богам»; равно Писание нигде не одобряет поклонение «богам»; также Библия не содержит ничего, что могло бы навести на мысль, что Яхве — одно из божественных существ. Более того, Библия недвусмысленно осуждает подобные идеи (напр., Втор. 5:6-10; 6:4-5, 13; Ис. 43:10; 44:6-8, 24);
    5. Заключение: Иегова — единственный Бог, единственный El или Elohim.

     

  2. Этот единственный Бог, Яхве, — уникальное божественное Существо:
    1. Библия всегда говорит о Яхве или о Боге в третьем лице единственного числа (Он, Его, Ему), но никогда — во множественном числе (Они), а библейские герои, которые обращаются к Богу (Яхве), всегда используют второе лицо единственного числа (Ты). Приводить конкретные тексты не имеет смысла, поскольку их слишком много, но вот несколько примеров: Быт. 1:5, 10; Исх. 3:6, 12-14; 20:7; Втор. 32:39; 3 Цар. 18:39; Пс. 23:4-5;
    2. Обращаясь к людям или прочим тварям, Бог (Яхве) в Библии обычно говорит о Себе в первом лице единственного числа (Я, Мой, а не Мы, наш). Очевидно, примеров тому множество, и самые известные можно найти в Исх. 3:14; Исх. 20:2; Втор. 5:6. В Ветхом Завете Он говорит «Я Господь» или «Я Господь Бог ваш (их)» 164 раза (особенно часто в книгах Исход, Левит, Числа, Исаии и Иезекииля);
    3. Этого вывода невозможно избежать с помощью утверждения, будто существует одно «Божество», состоящее из некоторого количества божественных существ. Словом «Божество» в Синодальном переводе передаются три близких по смыслу греческих слова: theion («божественная сущность, божественность», Дн. 17:29), theiotês («божественные свойства», Рим. 1:20) и theotês («божественная природа, божественное бытие», Кол. 2:9). Ни в одном из этих текстов слово «Божество» не относится к многочисленным божественным существам. В Библии слово «Божество» не используется для обозначения Троицы; само по себе оно вполне адекватно, но его следует понимать, как термин, обозначающий уникальное божественное Существо, а не группу богов.

     

  3. Тем не менее, Библия нигде не говорит, что Бог — «одна Личность»:
    1. В Евр. 1:3 в Синодальном переводе упоминается «ипостась» Бога, однако то же самое греческое слово hupostasis в Евр. 11:1 переведено словом «осуществление»; кроме того, под «Богом» в Евр. 1:3 явно подразумевается Отец;
    2. В Гал. 3:20 говорится, что «Бог один», не в том смысле, что Он — одна Личность, а в том смысле, что Он — одна сторона в завете между Богом и человеком.

     

  4. Использование Богом личных местоимений множественного числа в Бытии 1-11:
    1. Как уже было сказано выше, Библия всегда говорит о Боге в единственном числе, и Сам Он, обращаясь к тварным существам, обычно говорит о Себе в единственном числе (Я, Мне, Меня, Мой). Использование этих форм единственного числа никак не противоречит тому, что Бог существует в трех «Личностях», если эти Личности не являются тремя разными существами;
    2. По меньшей мере трижды Бог говорит о Себе, используя личные местоимения множественного числа (Быт. 1:26; 3:22; 11:7), и объяснить эти тексты вне учения о Троице невозможно:
      1. Маловероятно, что в этих текстах речь идет о Боге и ангелах. Смысл выражения «по образу Нашему» в стихе 1:26 объясняется параллельным выражением «по образу Божию» в стихе 1:27. Выражение «сойдем же и смешаем там язык их» в стихе 11:7 тут же объясняется в стихах 11:8-9: «И рассеял их Господь [Яхве] оттуда по всей земле... смешал Господь язык всей земли... рассеял их Господь по всей земле». Судя по всему, ангелы действительно присутствовали при сотворении человека (см. Иов 38:4-7), но Библия нигде не говорит об их участии в сотворении человека. Также Библия нигде не говорит, что человек создан по образу ангелов;
      2. То, что множественное число в этих отрывках следует понимать в некоем буквальном смысле, очевидно из стиха 3:22 («как один из Нас»), а также из того, что слова Бога в стихе 11:7 («сойдем же и смешаем») грамматически тождественны словам людей, которые в стихах 11:3-4 обращаются друг ко другу («наделаем... обожжем... построим... сделаем...»);
      3. Форма «литературного множественного числа» (литературный прием, когда единственный автор текста упоминает о себе во множественном числе) — возможно, хотя и не наверняка, присутствующая в посланиях Павла — не имеет отношения к этим ветхозаветным текстам, в которых Бог говорит, а не пишет;
      4. Гортативная форма множественного числа (например, «Давайте...») применительно к одной личности, судя по всему, в библейских книгах не встречается и, конечно, не объясняет множественного числа в Быт. 3:22 («как один из Нас»);
      5. Форма «множественного числа полноты» (которая, вероятно, объясняет использование существительного множественного числа elohim применительно к единственному Богу) не имеет отношения к употреблению личных местоимений множественного числа и, опять-таки, не объясняет Быт. 3:22 и 11:7;
      6. Форма «множественного величия» (царственное «Мы») возможно присутствует в 3 Царств 12:9; 2 Паралипоменон. 10:9; с большей вероятностью в книге Ездры 4:18; однако ни в одном из этих случаев нет очевидного использования этой идиомы; к тому же, и она не объясняет Быт. 3:22 и 11:7.
    3. Есть два возможных объяснения того, почему эти случаи употребления Богом личных местоимений множественного числа встречаются только в Бытии 1-11:
      1. Эти местоимения отражают общение между божественными Личностями, а не общение Бога с тварными существами, людьми или ангелами;
      2. Значимым может быть то обстоятельство, что эти местоимения множественного числа встречаются до того, как Бог открылся Аврааму, и задачей библейского откровения стало поддержание монотеистической веры. История Ветхого Завета — это история превращения Израиля в народ, безоговорочно верующий в единого Бога. В этом контексте явные указания на три божественные Личности триединого Бога могли бы стать причиной смущения. Этим же объясняется и тот факт, что в Ветхом Завете нет явного откровения трех Личностей.

     

  5. Уникальность Бога должна подготовить нас к возможности того, что в единой божественной сущности уникальным образом сосуществуют несколько Личностей
    1. Есть только один Бог, поэтому Он уникален: см. I.A;
    2. Нет никого даже похожего на Бога: см. I.B;
    3. Бога невозможно постичь во всей полноте: Ис. 40:18, 25; 1 Кор. 8:2-3;
    4. Бог познаваем лишь в той мере, в какой Сын Его открывает: Мф. 11:25-27; Ин. 1:18;
    5. Для описания Бога нужен язык аналогий: Иез. 1:26-28; От. 1:13-16;
    6. Бог трансцендентен, совершенно отличен от тварной вселенной — так же, как плотник отличен от сделанной им скамьи:
      1. Отличен от мира: Ис. 40:22; Дн. 17:24;
      2. Противопоставляется миру: Пс. 101:26-28; 1 Ин. 2:15-17;
      3. Сотворил мир: Быт. 1:1; Пс. 32:6; 101:26; Ис. 42:5; 44:24; Ин. 1:3; Рим. 11:36; Евр. 1:2; 11:3.

III. Отец Господа нашего Иисуса Христа — Бог

  1. Явные утверждения: Ин. 5:18; 6:27; 17:1, 3; 20:17; 1 Кор. 8:6; 2 Ин 3 и т. д.;
  2.  

  3. Выражение «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа»: Рим. 15:6; 2 Кор. 1:3; Еф. 1:3; Кол. 1:3; 1 Пет. 1:3; см. также 2 Кор. 11:31; Еф. 1:17; От. 1:6;
(Примечание: я не привожу здесь развернутого доказательства этого аспекта учения о Троице, поскольку все, кто исповедуют какую-либо, даже еретическую форму христианства, никогда или почти никогда не оспаривают данный тезис.)

IV. Сын, Иисус Христос, — Бог

  1. Явные утверждения, что Иисус есть Бог:
    1. Ис. 9:6; ср 10:21. В еврейском тексте этих двух стихов используется один и тот же оборот el gibbôr («Бог крепкий» или «Бог сильный»). Обратите внимание, что тот же оборот в стихе Иез. 32:21, на который часто ссылаются критики, употреблен (а) в ином контексте, нежели в Ис. 10:21 и (b) применительно к ложным богам, ср. I.G.5. Некоторые полагают, что имя «Бог крепкий» в Ис. 9:6 употреблено в теофорическом смысле (т. е. сообщает нечто о Боге, а не о его носителе). Однако остальные части этого составного имени Мессии, несомненно, относятся к Самому Христу (в особенности «Князь мира»). Кроме того, конечно же, совершенно нелепо отрицать, что выражение el gibbôr является божественным титулом, и одновременно называть его теофорическим описанием Бога. В свете Нового Завета мы должны понять эту фразу как утверждение божественности Мессии;
    2. Ин 1:1. Даже если бы Иисус здесь был назван «богом» в нарицательном смысле (как полагают некоторые), поскольку Бог один, Иисус и есть этот самый Бог. Тем не менее, писать слово «Бог» с маленькой буквы в данном случае неправильно. В других новозаветных текстах, где слово theos употреблено в такой же грамматической конструкции, оно всегда переводится как «Бог»: Мк. 12:27; Лк. 20:38; Ин. 8:54; Фил.. 2:13; Евр. 11:16. В тех отрывках, где имеет место переход от ho theos (слово «Бог» с определенным артиклем) к theos (слово «Бог» без определенного артикля), смысл существительного никогда не меняется: Мк. 12:27; Лк. 20:37-38; Ин. 3:2; 13:3; Рим. 1:21; 1 Фесс. 1:9; Евр. 9:14; 1 Пет. 4:10-11. В контексте Ин. 1:1-18 Христос (именуемый «Словом») вечен (существовал до творения, 1:1-2), является Творцом мира (1:3, 10), объектом веры (1:12) и наделен божественной славой (1:14). Все это свидетельствует, что Он действительно Бог;
    3. Ин 1:18. В наиболее надежных рукописях здесь использована не фраза «единородный Сын», а фраза «единородный Бог». Слово monogenês, которое чаще всего переводят как «единородный», на самом деле означает «единственный в своем роде», «уникальный», хотя в Новом Завете всегда используется применительно к сыну или дочери. Но даже если перевести это слово как «единородный», противопоставления «рожденного бога» «нерожденному богу» здесь нет. Вероятно, лучше всего перевести эту фразу на русский язык как «Бог — единственный Сын» (перевод «Радостная Весть»);
    4. Ин. 20:28. Сравните с От. 4:11, где тот же автор (апостол Иоанн) использует ту же конструкцию, только не в единственном, а во множественном числе («наш» вместо «мой»). См. также Пс. 34:23. Обратите внимание, что Христос Своим ответом подтверждает справедливость восклицания Фомы. Кроме того, заметьте, что в Ин. 20:17 Иисус (по человеческой природе) называет Отца «Своим Богом», а потому слова Фомы в конце той же главы нельзя понимать в каком-то ином смысле. Таким образом, Отец является Богом для Иисуса по Его человеческой природе, а Иисус является Богом для Фомы (а, следовательно, и для нас);
    5. Дн. 20:28: «...Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Некоторые полагают, что последние слова следует переводить как «Кровию Своего» (т. е. кровью Своего Сына), однако, судя по всему, таким образом этот текст начали понимать лишь в последние полтора столетия;
    6. Рим. 9:5. Хотя грамматически традиционный перевод «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» — не единственный возможный, единообразие славословий в Писании, а также наиболее естественное прочтение текста свидетельствуют о том, что в этом стихе «Богом» назван именно Христос;
    7. Титу 2:13. С точки зрения грамматики и контекста, этот текст представляет собой одной из самых сильных доказательств божественности Христа. Первое правило Грэнвилла Шарпа, если его правильно понять и применить, указывает на то, что Христос в этом тексте назван «великим Богом и Спасителем нашим» (ср. аналогичные конструкции в Лк. 20:37; От. 1:6 и многих других текстах). Также примите во внимание, что Павел всегда использует слово epiphaneia («явление») применительно к Христу: 2 Фесс. 2:8; 1 Тим. 6:14; 2 Тим. 1:10; 4:1, 8. Версия, что Павел называет Иисуса Христа «славой великого Бога и Спасителя нашего», сопряжена с рядом трудностей. Например, предположение, что слово «Спаситель» в этом контексте относится не к Иисусу Христу, а к кому-то другому, неуклюже и неубедительно. Подобные альтернативные толкования никогда бы не родились, если бы Павел написал: «явления славы великого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа». Таким образом, корень проблемы — в предубеждении, что Павел не мог назвать Иисуса Богом;
    8. Евр. 1:8. Перевод «Бог есть Твой престол» не лезет ни в какие ворота: Бог — не престол, а Сидящий на престоле (От. 4)! Кроме того, если понимать фразу «Бог есть Твой престол» в том смысле, что источником власти Христа является Бог, то же самое можно было бы сказать о любом из ангельских начальств — однако в 1-й главе Послания к евреям речь идет о том, что Иисус превосходнее ангелов;
    9. 2 Пет. 1:1. Здесь использована та же конструкция, что и в Титу 2:13; см. параллельные тексты: 2 Пет. 1:11; 2:20; 3:2, 18. См. комментарии к Титу 2:13;
    10. 1 Ин. 5:20. Следует признать, что библеисты расходятся во мнениях относительно того, кто назван в этом тексте «истинным Богом» — Отец или Сын. В пользу того, что речь идет о сыне, говорят три соображения. Во-первых, ближайшее подходящее слово, сочетающееся со словом houtos («сей»), — это имя Иисуса Христа. Во-вторых, в стихе 1:2 «вечной жизнью» назван не Отец, а Иисус Христос, и это явный пример стилистического приема inclusio, когда какая-то идея или тема повторяется в начале и конце текста. В-третьих, вероисповедная формула houtos estin («Сей есть...») является сильным аргументом в пользу Иисуса Христа, а не Отца, поскольку Иоанн неоднократно использует ее в отношении Христа (Ин 1:30, 33, 34; 4:29, 42; 6:14, 42, 50, 58; 7:18, 25, 26, 40, 41; 1 Ин. 5:6), слепорожденного (Ин. 9:8, 9, 19, 20), ученика (Ин. 21:24), антихриста (1 Ин. 2:22; 2 Ин. 1:7), но ни разу в отношении Отца. Более того, Иоанн уже использовал эту формулу применительно к Христу в той же главе (1 Ин. 5:6).

     

  2. Иисус есть Яхве/Иегова (Господь):
    1. Рим. 10:9-13. Обратите внимание на повторяющийся союз gar («ибо»), который связывает эти стихи в единое целое. «Господь» из стиха 10:13 (где греческим словом kyrios переведено еврейское имя Яхве — см. Иоиль 2:32) не может быть никем иным, кроме как «Господом» из стихов 10:9, 12;
    2. Фил. 2:9-11. В контексте «имя выше всякого имени» — это «Господь» (ст. 11), т. е. Яхве;
    3. Евр. 1:10. Здесь Бог Отец называет Сына «Господом», цитируя Пс. 101:26 (ср. 101:25, где Тот, к Кому обращены эти слова, назван «Богом»). Поскольку здесь Отец обращается к Сыну как к «Господу», этот текст невозможно списать на то, что некое творение называет Христа Богом или Яхве просто как представителя Отца;
    4. 1 Пет. 2:3-4. 3-й стих — практически точная цитата из Пс. 33:9, где словом «Господь» переведено имя Яхве. Из текста 1 Пет. 2:4-8 также очевидно, что «Господь» в стихе 3 — это Иисус Христос;
    5. 1 Пет. 3:13-15. Эти стихи представляют собой ясную отсылку к Ис. 8:12-13, говорится, что «свято чтить» (или «святить») нужно Яхве;
    6. Тексты, где Иисус назван единственным Господом (ср. Втор. 6:4; Мк. 12:29): 1 Кор. 8:6; Еф. 4:5; ср. Рим. 10:12; 1 Кор. 12:5;
    7. Во многих других текстах Иисус назван «Господом» таким образом, что это ставит Его вровень с Яхве: Мф. 3:3, Мк 1:3 и Лк. 3:4 (ср. Ис. 40:3); Мф. 7:21-22 и Лк. 6:46; Мф. 8:25 и 14:30 (ср. Пс. 117:25); Деяния 1:24 (апостолы обращаются к Господу Иисусу [ср. ст. 21] в молитве и приписывают Ему божественное знание); 2:21 (ср. Иоиль 2:32), 36; 7:59-60; 8:25; 1 Кор. 1:2 (призывающими Господа), 8 (день Господа), 31 (ср. Иер. 9:23-24); 2:16 (ср. Ис. 40:13); 4:4-5; 5:4 (собрание во имя Господа); 6:11; 7:17, 32-35 (угодить Господу); 10:21-22 и т. д..

     

  3. Иисус называется божественными титулами и именами:
    1. Титулы, принадлежащие только Богу:
      1. Первый и Последний (Начало и Конец, Альфа и Омега): От. 1:7-8, 17-18; 2:8; 22:13; ср. Ис. 41:4; 44:6; 48:12; От. 21:6;
      2. Царь Царей и Господь Господствующих: От. 17:14; 19:16; ср. Дан. 4:37; 1 Тим. 6:15.
    2. Титулы, в высшем их смысле принадлежащие только Богу:
      1. Спаситель: Лк 2:11; Ин. 4:42; Фил. 3:20; 2 Тим. 1:10; Титу 2:13, ср. ст. 10; 2 Пет. 1:11; 2:20; 3:2, 18; 1 Ин. 4:14; ср. Ис. 43:11; 45:21-22; 1 Тим. 4:10; о том, что Иисус стал источником спасения; Евр. 5:9, ср. Исх. 15:2; Пс. 118:14, 21;
      2. Пастырь: Ин. 10:11; Евр. 13:20; ср. Пс. 22:1; Ис. 40:11;
      3. Жених/Муж: Мф. 22:2; 25:1-13; Мк. 2:19; Ин. 3:29; 2 Кор. 11:2; Еф. 5:25-27; От. 19:7-9; 21:2, 9; ср. Ис. 54:5; 62:5; Иер. 31:32;
      4. Камень: 1 Кор. 10:4; ср. Ис. 44:8.
    3. Слова Иисуса о Самом Себе: «Я есмь»:
      1. Высказывания Иисуса, начинающиеся с egô eimi («Я есмь») и содержащие предикат, указывают на Его божественные функции: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35, 48; ср. 6:41, 51), «Я свет миру» (Ин. 8:12), «Я есмь дверь» овцам (Ин. 10:7, 9), «Я есмь пастырь добрый» (10:11, 14), «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25), «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин. 15:1, 5). В этих высказываниях Иисус, по существу, называет Себя всем, что нужно Его последователям для вечной жизни;
      2. Высказывания Иисуса, начинающиеся с egô eimi («Я есмь») и не содержащие предиката, указывают на Его божественную сущность как Бога Сына, ставшего Мессией: «это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27; Мк. 6:50; Ин. 6:20; ср. Ис. 43:2, 5); «Я» (Мк. 14:26); «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26, ср. Ис. 52:6); «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших... тогда узнаете, что это Я» (Ин. 8:24, 28, ср. Ис. 43:10-11); «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58, обратите внимание на ст. 59); «Я знаю, которых избрал... дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (Ин. 13:18-19, ср. Ис. 43:10); «это Я» (Ин. 18:5, ср. стихи 6-8). Обратите внимание на многочисленные параллели из книги Исаии, где Бог говорит о Себе «Я есмь». Практически все библеисты соглашаются, что «Я есмь» Иисуса являются отзвуком «Я есмь» в книге Исаии. Некоторые ученые также видят в них (особенно в Ин. 8:58) по крайней мере косвенную отсылку к словам Бога: «Я есмь Сущий» в Исх. 3:14.
    4. Новый Завет делает необычайно сильный акцент на «имени» Иисуса, характеризуя его как наивысшее из всех имен (Еф. 1:21; Фил. 2:9-11), называя его просто «Имя» (Дн. 5:41; 3 Ин. 7), прославляя Его имя (Дн. 19:13-18, ср. Пс. 19:8). Христиане призывают Его имя, чтобы спастись; они принимают крещение, получают прощение грехов и вечную жизнь во имя Его; они изгоняют бесов во имя Его; они страдают и рискуют своей жизнью во имя Его; они все делают во имя Его: Мф. 7:22; 10:22; 19:29; 24:9; Мк. 9:38-39; 13:13; Лк. 10:17; 21:12, 17; Ин. 1:12; 15:21; 20:31; Дн. 2:21, 36, 38; 3:6, 16; 4:7, 10, 12, 17-18; 30; 5:28; 8:16; 9:14, 21, 27-28; 10:43, 48; 15:26; 16:18; 19: 5; 21:13; 22:16; Рим. 10:12-13; 1 Кор. 1:13-15; 6:11; Кол. 3:17; 1 Пет. 4:14; 1 Ин. 2:12; 1 Ин. 3:23; 5:13; От. 2:3, 13; 3:8.

     

  4. Иисус принимал почести, подобающие только Богу:
    1. Честь: Ин. 5:23; Евр. 3:3-4;
    2. Любовь: Мф. 10:37; Лк 14:26; Ин. 14:15, 21; 15:10; Еф. 6:24;
    3. Молитва: Ин. 14:14 (достоверность слова «Меня» в этом тексте оспаривается, но, так или иначе, Иисус отвечает на молитву); Дн. 1:24-25; 7:59-60 (ср. Лк. 23:34, 46); 9:14; 22:16; Рим. 10:12-13; 1 Кор. 1:2; 16:22; 2 Кор. 12:8-10 (где «Господь» — наверняка Иисус, ср. ст. 9); 2 Фесс. 2:16-17; От. 22:20-21;
    4. Поклонение (proskuneô): Мф. 2:2, 11; 8:2; 9:18; 14:33; 15:25; 20:20; 28:9, 17 (ср. Мф. 4:9-10); Фил. 2:10-11 (ср. Ис. 45:23); Евр. 1:6 (ср. Пс. 96:7); От. 1:17; 5:14 (ср. От. 19:10; 22:8-9);
    5. Религиозное или священное служение (latreuô): Дан. 7:14; От. 22:1-3;
    6. Хвала и славословия: 2 Тим. 4:18; От. 13:20-21; 1 Пет. 4:11; 2 Пет. 3:18; От. 1:5-6; 5:13;
    7. Песнопения: Еф. 5:19; От. 5:9-10; ср. Пс. 92:1; 95:1; 96:2 и т. д.;
    8. Страх и трепет: 2 Кор. 5:10-11; Еф. 5:21; 6:7-8; Кол. 3:22-25; 1 Пет. 3:14-16; ср. Втор. 6:13; 10:20; Прит. 1:7; 2:5; 9:10; Ис. 8:12-13;
    9. Вера: Мф. 9:28; Ин. 1:12; 3:15-18, 36; 6:35, 40; 7:37-39; 8:24; 11:25-26; 14:1; 20:31; Дн. 3:16; 10:43; 16:31; 20:21; 22:19; 24:24; 26:18; Рим. 9:33; 10:11; Гал. 3:26; 1 Пет. 2:6; 1 Ин. 3:23; 5:1, 10, 13.

     

  5. Иисус творит дела, на которые способен только Бог:
    1. Творение: Ин. 1:3, 10; 1 Кор. 8:6; Кол. 1:16; Евр. 1:2, 10; От. 3:14 (где слово archê, вероятно, означает «глава»); относительно «через» Христа и «в» нем, см. Рим. 11:36; Евр. 2:10; Дн. 17:28; см. также Ис. 44:24;
    2. Поддержание существования вселенной: Кол. 1:17; Евр. 1:3, 11-12;
    3. Демонстрация божественной власти над тварным миром: Мф. 8:23-27; 14:13-33; 15:32-39; 17:24-27; Мк. 5:19-20; Лк. 5:1-11; 7:11-16; Ин. 2:1-11; Ин. 21:1-14;
    4. Говорит с божественной властью: Мф. 5:20-22; 7:24-29; 24:35; Мк. 1:22; 13:31; Лк. 4:32; Ин. 4:26; 7:46; ср. «Истинно говорю тебе» (употребляется в Евангелиях 74 раза); «слово Господне»: Дн. 8:25; 13:44, 48-49; 15:35-36; 16:32; 19:10, 20; 1 Фесс. 4:15.
    5. Спасение:
      1. В целом: См. C.2.a;
      2. Прощает грехи: Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26; обратите внимание, что Иисус прощает грехи, совершенные не против Него;
      3. Посылает Духа Святого и Его дары: Мф. 3:11; Лк. 24:49; Ин. 1:33; 4:10, 15; 7:37-39; 15:26; 16:7-14; 20:22; Дн. 2:33; Рим. 8:9; 1 Кор. 12:5; Еф. 4:8-11;
      4. Все духовные благословения (с Отцом): Еф. 1:2-3; 2 Фесс. 2:16-17; 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2; 2 Ин. 3; От. 1:4 и т. д..
    6. Воскрешение мертвых: Ин. 2:19-22; 5:28-29; 6:40, 54; 10:17-18, 27-28 (ср. Втор. 32:39); 11:25-26; Дн. 2:24;
    7. Суд: Мф. 25:31-46; Ин. 5:22-23; Дн. 10:42; 17:31; Рим. 2:16; 1 Кор. 4:4-5; 2 Кор. 5:10; 2 Фесс. 1:7-8; 2 Тим. 4:1; От. 2:23;
    8. Все дела Бога: Ин. 5:19.

     

  6. Иисус обладает качествами Бога:
    1. Всеми качествами: Ин. 1:1; 12:45; 14:7-10; Рим. 8:29; 2 Кор. 4:4; Фил. 2:6; Кол. 1:13, 15, 19; 2:9; Евр. 1:3;
    2. Имеет жизнь в Самом Себе: Ин. 5:26;
    3. Неизменный: Евр. 1:10-12 (в том же смысле, что и Яхве); 13:8;
    4. Вечный: Ин. 1:1-3; 8:56-59; 17:5; Кол. 1:16-17; Евр. 1:2, 10-12; 7:3;
    5. Вездесущий: Мф. 8:5-13; 18:20; 28:20; Мк. 7:24-30; Лк. 7:1-10; Ин. 1:47-49; 3:13; 4:46-54; Еф. 1:23; 4:10-11; Кол. 3:11;
    6. Всеведущий: Мф. 9:4; 11:21-23; 12:25; Мк 2:6-8; 8:31-32; Лк. 6:8; 10:13-15; 21:20-24; Ин. 2:23-24; 4:16-18; 11:11-15; 13:10-11, 21-29, 36-38; 16:30-31; 21:17; Дн. 1:24; 1 Кор. 4:5; От. 2:23; ср. Мк. 13:30-32;
    7. Всемогущий: Мф. 28:18; Ин. 2:19-22; 10:17-18; 1 Кор. 1:23-24; 2 Кор. 12:9; Еф. 1:19-21; Кол. 2:10; 1 Пет. 3:22;
    8. Любящий (высочайшей и безграничной любовью): Ин. 13:34; 15:9, 12-13; Рим. 8:35-39; Гал. 2:20; Еф. 3:19; 5:2; От. 1:4; ср. Рим. 5:8;
    9. Непостижимый: Мф. 11:25-27.

     

  7. Иисус равен Богу:
    1. Ин. 5:18: хотя Иоанн рассказывает о том, как поняли слова Иисуса иудеи, контекст показывает, что они поняли Его правильно, — в ст. 17 Иисус утверждает, что на Него и на Отца заповедь о субботе не распространяется, а в 5:19-29 говорит, что делает все дела Отца и достоин равной чести с Отцом;
    2. Фил. 2:6: Иисус не пытался добиться признания мира благодаря равенству с Богом, но добился этого признания, смирив Себя и быв вознесен Отцом (стт. 7-11).

     

  8. Иисусу принадлежит власть Бога:
    1. Иисус восседает на престоле Бога, занимая высочайшее возможное положение: Пс. 109:1; Мф. 22:44; 25:31; 26:64; Мк. 12:36; 14:62; Лк. 20:42-43; 22:69; Дн. 2:33-35; 5:31; 7:55-56; Рим. 8:34; 1 Кор. 15:25; 2 Кор. 5:10; Еф. 1:20; 2:6; Кол. 3:1; Евр. 1:3, 13; 8:1; 10:12-13; 12:2; 1 Пет. 3:22; От. 3:21; 7:17; 22:1, 3;
    2. Иисус властвует над всем: Мф. 11:25-27; 28:18; Лк. 10:21-22; Ин. 3:35; 13:3; 16:15; Дн. 10:36; 1 Кор. 15:27-28; Еф. 1:22; Фил. 2:10; 3:21; Евр. 1:2; 2:8; От. 5:13;
    3. Власть Иисуса вечна: Лк. 1:33; Еф. 1:19-21; Евр. 1:8; От. 11:15; ср. Еф. 5:5; От. 22:1, 3.

     

  9. Иисус — Сын Божий:
    1. Слово «Сын» в Писании может означать того, кто обладает природой чего-то или кого-то другого в буквальном или образном смысле (напр., «сын человеческий», «сыны гром», «сыны противления», ср. Мк. 3:7; Еф. 2:1);
    2. Обычно, когда выражение «сын такого-то» используется применительно к личности («сын Авраама», «сын Давида» и т. п.), сын обладает природой своего отца;
    3. Очевидно, что Иисус не является «сыном» Бога в обычном, буквальном смысле, поскольку Он не был физически зачат Богом;
    4. С другой стороны, Иисус очевидно является Сыном Бога в некоем уникальном, необычном смысле (ср. «единородный Сын», Ин. 1:14; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9), а также в некоем превосходном смысле (и. е. это понятие подходит Ему больше, чем кому бы то ни было другому, — напр., Евр. 1:4-5);
    5. Писание недвусмысленно говорит, что Сын обладает сущностью или природой Бога (см. IV.F);
    6. Иисус неоднократно называл Себя Сыном Божьим, и иудейские вожди неизменно расценивали Его слова как богохульную претензию на равенство с Богом, причем Иисус не отрицал, что они правы: Ин. 5:17-23; 8:58-59; 10:30-39; 19:7; Мф. 26:63-65.
    7. Следовательно, по природе Иисус — Сын Божий, а не Божье творение и не Божий слуга; Иисус — Сын Божий, ставший рабом ради нас и ради славы Отца (Ин. 13:13-15; 17:4; Фил. 2:6-11; Евр. 1:4-13; 3:1-6; 5:8 и т. д.).

     

  10. Возражения:
    1. Прит. 8:22: этот текст представляет собой не буквальное описание Христа, но поэтическое одушевление премудрости (см. Прит. 1-9, в особенности 8:12-21; 9:1-6), и здесь поэтически говорится, что Бог «имел» мудрость прежде всего остального — иными словами, что мудрость у Бога была всегда;
    2. Кол. 1:15: этот текст не называет Христа первым творением, поскольку здесь Он изображается как Сын и главный наследник Отца (ср. стт. 12-14); таким образом, слово «первородный» здесь означает «наследник» (ср. Пс. 88:28; см. также Быт. 43:33; 48:14-20; Исх. 4:22; 1 Пар. 5:1-3; Иер. 31:9); обратите внимание, что в 16-м стихе о Сыне говорится как о Творце, а не как о творении (ср. IV.E.1);
    3. От. 3:14: слово archê («начало») здесь использовано в значении «источник» (ср. От. 1:8; 21:6; 22:13); в других случаях Христос именуется archê в значении «начальник» (Кол. 1:18, ср. то же слово во множественном числе, archai, в Кол. 1:16; 2:10, 15, также в Лк. 12:11; Рим. 8:38; Еф. 3:10; 6:12; Титу 3:1; ср. Лк. 20:20; Иуды 6; 1 Кор. 15:24; Еф. 1:21). Существует версия, что archê От. 3:14 указывает на положение Христа как главы нового творения;
    4. 1 Кор. 11:3; 15:28: Отец и Сын равны по природе, но Сын послушен Отцу, в особенности по причине того, что Он навеки облекся в человеческую природу (возможно, что Сын подчинялся Отцу и в вечности до Воплощения — христиане не вполне единодушны в этом вопросе);
    5. Ин. 20:17; Рим. 15:6; 1 Кор. 15:24; 2 Кор. 1:3; От. 1:6; 3:12: Иисус называет Отца «Своим Богом» как Человек, в силу Своего Воплощения — обратите внимание на противопоставление «Мой Бог»/«ваш Бог» в Ин. 20:17 (Иисус ни разу не называет Отца «нашим Богом», указывая тем самым на особый смысл Своих отношений с Ним);
    6. Мк. 13:32: слова Иисуса о том, что Он не знает времени Своего возвращения, объясняются Его добровольным облечением в смиренный образ и подобие человека (Фил. 2:7) — после воскресения Он уже не включает Себя в число тех, кому неизвестны времена и сроки (Дн. 1:6-7); кроме того, Иисус, будучи Богом, был всеведущ (см. IV.F.6);
    7. Мк. 10:17-18: здесь Иисус не отрицает, что Он Бог, но просто напоминает собеседнику, что называть «благим» в безусловном смысле нельзя никого, кроме Бога. Это создает проблемы для тех, кто признает совершенную благость Христа, но отрицает Его божественность;
    8. Евр. 4:15: Иисус был искушаем (ср. Иак. 1:13), но не мог грешить (Ин. 5:19). Бог Сын, по Своей божественной природе, не мог быть искушаем, однако Он облекся в плоть (Ин. 1:1, 14) и по этой, человеческой природе, был в полной мере подвержен искушению;
    9. Ин. 1:18: Бога никто не видел, но Иисуса люди видели (напр., 1 Ин. 1:1-2); однако теперь, после Вознесения, Иисус вновь невидим (1 Тим. 6:16). Кроме того, увидеть Иисуса значит увидеть Отца (Ин. 14:9);
    10. 1 Тим. 1:17: Бог не может умереть, но Иисус умер (см. Фил. 2:8); речь в 1 Тим. 1:17, конечно же, идет о том, что божественная природа бессмертна, а не о том, что Бог не может облечься в смертную человеческую природу. Заметьте, что никто не мог отнять у Иисуса жизнь, но смерть не могла его удержать, и Он воскрес из мертвых: Ин. 10:18; Дн. 2:24; Ин. 2:19-22;
    11. 1 Кор. 8:6: Отец назван Богом, Иисус — Господом; здесь «Бог» и «Господь» — синонимы (ср. ст. 5; ср. также Рим. 14:3-12, где есть хороший пример взаимозаменяемости слов «Бог» и «Господь»); более того, этот текст отрицает, что Иисус — Бог, не в большей степени, чем он отрицает, что Отец — Господь (Мф. 11:25); ср. Иуды 4, где Иисус назван единственным Господом;
    12. 1 Тим. 2:5: на первый взгляд, Иисус здесь отличается от Бога; однако Он также отличается и от людей (падших), хотя Он Человек; аналогичным образом, Иисус отличен от Бога (Отца), но тоже является Богом;
    13. Втор. 4:12, 15-25. Бог не являлся Израилю в облике человека, чтобы они не впали в идолопоклонство, но это не исключает возможности Его явления в облике человека впоследствии, когда они научатся отвращаться идолопоклонства;
    14. Во многих текстах Иисус упоминается наряду с Богом: Он называется Сыном Бога, Он послан Богом и т. п.; во всех этих случаях под «Богом» подразумевается Отец.

V. Дух Святой — Бог

  1. Отождествляется с Богом и Господом: Дн. 5:3-4; 2 Кор. 3:17-18
  2.  

  3. Обладает уникальными качествами Бога:
    1. Вечный: Евр. 9:14 (это создает проблему для всех, что считает Духа Святого чем-то отличным от Бога, поскольку предполагает, что помимо Бога есть еще некто вечный или нечто вечное);
    2. Вездесущий: Пс. 138:7;
    3. Всеведущий: 1 Кор. 2:10-11.

     

  4. Участвует во всех делах Бога:
    1. Творение: Быт. 1:2; Пс. 103:30;
    2. Воплощение: Мф. 1:18, 20; Лк. 1:35;
    3. Воскресение: Рим. 1:4; 8:11;
    4. Спасение: Рим. 8:1-27.

     

  5. Является личностью:
    1. У Него есть имя: Мф. 28:19. Хотя «имя» может быть и у неодушевленного объекта, здесь, поскольку речь идет об одном имени Отца, Сына и Святого Духа, Дух может быть только личностью;
    2. Утешитель:
      1. Другой Утешитель: Ин. 14:16, ср. 1 Ин. 2:1; обратите внимание, что греческое слово paraklêtos всегда или почти всегда использовалось применительно к личностям;
      2. Послан во имя Иисуса, чтобы учить: Ин. 14:26;
      3. Придет и будет свидетельствовать: Ин. 15:26-27;
      4. Послан Христом, чтобы обличать во грехе, будет говорит не от Себя, но от лица Христа, прославит Христа, проявив тем самым смирение: Ин. 16:7-14.
    3. Именуется Святым Духом — в отличие от злых и нечистых духов: Мк. 3:22-30, ср. Мф. 12:32; 1 Тим. 4:1; 1 Ин. 3:24-4:6;
    4. Говорит, и Его слова цитируются: Ин. 16:13; Дн. 1:16; 8:29; 10:19; 11:12; 13:2; 16:6; 20:23; 21:11: 28:25-27; 1 Тим. 4:1; Евр. 3:7-11; 10:15-17; 1 Пет. 1:11; От. 2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22;
    5. Ему можно солгать: Дн. 5:3;
    6. Принимает решения, выносит суждения: Дн. 15:28;
    7. Ходатайствует за христиан перед Отцом: Рим. 8:26;
    8. «Безличные» образы используются не только применительно к Святому Духу, но и к заведомым личностям:
      1. Святой Дух как огонь: Мф. 3:11; Лк. 3:16; ср. Исх. 3:2-4; Втор. 4:24; 9:3; Евр. 12:29;
      2. Дух Святой изливается: Дн. 2:17, 33; ср. Ис. 53:12; Фил. 2:17; 2 Тим. 4:6;
      3. Исполнение Святым Духом: Еф. 5:18 и т. д.; ср. Еф. 3:17, 19; Ин. 14:10.

VI. Отец, Сын и Дух Святой различимы между Собой
(т. е. изображаются как три «личности»)

  1. Мф. 28:19:
    1. «...во имя Отца и Сына и Святаго Духа»: использование определенного артикле перед каждым существительным в греческом тексте указывает на то, что речь идет о трех личностях, если нет явного указания на обратное; ср. От. 1:17; 2:8, 26;
    2. Толкования, согласно которым Отец и Сын — две разные личности, а Дух Святой — не личность, или речь идет о трех разных проявлениях или функциях одной и той же личности, грамматически невозможны (не говоря уже о том, что в Писании «дух» — всегда личность, если контекст явно не указывает на обратное);
    3. Означает ли слово «имя» в единственном числе, что речь идет обо одной Личности? Нет; ср. Быт. 5:2; 11:14; 48:6 и особенно 48:16. Таким образом слово «имя» в единственном числе может относиться особо к каждой из трех Личностей (Отец, Сын и Святой Дух) и из этого необязательно следует, что все три Личности имеют одно и то же имя;
    4. «Имя» может означать не личное имя, а титул: Ис. 9:6; Мф. 1:23.

     

  2. Дн. 2:38 и Мф. 28:19:
    1. Ни один из двух текстов не предписывает конкретную форму, которую следует использовать при крещении; в Библии ни разу никто не говорит: «Крещу тебя во имя...»;
    2. Те, кого крестили во имя Иисуса (вне зависимости от того, использовалась ли при этом формула «во имя Иисуса»), были уже знакомы с ветхозаветным учением о Боге:
      1. Иудеи: Дн. 2:5, 38; 22:16;
      2. Самаряне: Дн. 8:5, 12, 16;
      3. Богобоязненные язычники: Дн. 10:1-2, 22, 48;
      4. Ученики Иоанна Крестителя: Дн. 19:1-5;
      5. Первые обращенные в Коринфе были иудеями и богобоязненными язычниками: Дн. 18:1-8; 1 Кор. 1:13.
    3. Тринитарная формула крещения (если в Мф. 28:19 представлена именно она) была дана апостолам в контексте поручения нести Евангелие «всем народам», в том числе не знавшим библейского Бога;
    4. Использование Деяний 2:38 и прочих аналогичных текстов из книги Деяний для обоснования исключительной истинности крещения «во имя Иисуса», а Матфея 28:19 — для доказательства того, что Иисус есть Отец, Сын и Святой Дух, герменевтически неприемлемо, поскольку ни один из этих текстов ни о чем подобном не говорит, и ни в одном из них не говорится, что крещение должно совершаться с использованием конкретной формулы.

     

  3. Бог Отец и Бог Сын, Иисус Христос, — две Личности:
    1. Приветствия: Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Еф. 1:2; 6:23; Фил. 1:2; 1 Фесс. 1:1; 2 Фесс. 1:1, 2; 1 Тим. 1:1, 2; 2 Тим. 1:2; Титу 1:4; Флм. 3; Иак. 1:1; 2 Пет. 1:2; 2 Ин. 3;
    2. Два свидетеля: Ин. 5:31-32; 8:16-18; ср. Чис. 35:30; Втор. 17:6; 19:15;
    3. Отец послал Сына: Ин. 3:16-17; Гал. 4:4; 1 Ин. 4:10 и т. д.; ср. Ин. 1:6; 17:18; 20:21;
    4. Отец и Сын любят друг друга: Ин. 3:35; 5:20; 14:31; 15:9; 17:23-26; ср. Мф. 3:17; 17:5; 2 Пет. 1:17;
    5. Отец говорит с Сыном, а Сын — с Отцом: Ин. 11:41-42; 12:28; 17:1-26;
    6. Отец знает Сына, а Сын — Отца: Мф. 11:27; Лк. 10:22; Ин. 7:29; 8:55; 10:15;
    7. Иисус — наш ходатай перед Отцом: 1 Ин. 2:1.

     

  4. Иисус — не Бог Отец:
    1. Ис. 9:6: фраза «Отец вечности» означает «вечный» — сравните другие имена, включающие слово «отец»: Ави-Албон, т. е. «отец крепости» = крепкий (2 Цар. 23:31), Авиасаф, т. е. «отец собрания» = собиратель (Исх. 6:24), Авигея, женское имя (!), «отец радости» = радующийся (1 Цар. 2:16);
    2. Ин. 10:30:
      1. Иисус не сказал «Я и есть Отец», или «Я и Отец одна личность»;
      2. Глагол первого лица множественного числа esmen («мы есть») указывает на то, что речь идет о двух личностях;
      3. Здесь Иоанн использует слово среднего рода hen («одно»), которое предполагает сущностное единство, а не личностное тождество;
      4. Ин. 10:30 в контексте является убедительным указанием на божественность Христа, но не означает, что Христос — Отец.
    3. Ин. 5:43: тот факт, что Иисус пришел во имя Отца, означает не то, что Он и был Отцом, но, что, тогда как остальные приходят во имя свое (т. е. являются самозванцами), Иисус приходит во имя Отца (т. е. с властью Отца);
    4. Ин. 8:19; 16:3: не знающий Иисуса действительно не знает Отца, но это не означает, что Иисус — Тот, Кого Он называет «Своим Отцом».
    5. Ин. 14:6-11:
      1. Отец и Сын — один Бог, но не одна личность;
      2. Иисус сказал: «Я в Отце», а не «Я Отец»;
      3. Утверждение «Отец во Мне» не означает, что Иисус — это Отец; ср Ин. 14:20; 17:21-23;
      4. Ин. 14:18: взрослый старший брат может позаботиться о своих младших братьях, оставшихся без родителей, не будучи им отцом;
      5. Кол. 2:9: это не означает, что Иисус — Отец или воплощение Отца; скорее, поскольку слово theotês означает «божественность», т. е. речь идет о сущности или природе Бога, Иисус являет совершенным Богом, но не единственной божественной Личностью. Под словом «Божество» здесь следует понимать не Отца (обратите внимание, что Иисус в Отце, — Ин. 10:38; 14:10, 11; 17:21), но природу Отца. См. II.B.3..

     

  5. Отец и Сын одинаково участвуют в некоторых делах: воскрешении Иисуса (Гал. 1:1; Ин. 2:19-22), воскрешении мертвых (Ин. 5:21; 6:39-40, 44, 54, 1 Кор. 6:14), ответе на молитвы (Ин. 14:13-14; 15:16; 16:23), ниспослании Святого Духа (Ин. 14:16; 15:26; 16:7), привлечении людей к Иисусу (Ин. 6:44; 12:32) и т. д. Эти общие дела доказывают равную божественность Отца и Сына, но не доказывают, что Иисус — это Отец.
  6.  

  7. Сын существовал до Воплощения, даже до сотворения мира:
    1. Прит. 30:4: ничто в тексте не указывает, что речь идет о будущем;
    2. Сын сотворил все, и это, естественно, означает, что Он уже существовал в момент сотворения мира. См. IV.E.1;
    3. Иисус был «у» (pros или para) Бога Отца до сотворения мира: Ин. 1:1; 17:5; pros в Ин. 1:1 не означает принадлежности, хотя в Евр. 2:17; 5:1 (где pros используется вместе с ta);
    4. Иисус, Сын Божий, существовал до Иоанна Крестителя (который родился раньше Иисуса): Ин. 1:15, ср. 1:14-18, 29-34;
    5. Иисус, Сые Божий, сошел с небес, исполняя волю Отца, и вернулся на небеса, к Отцу: Ин. 3:13, 31; 6:33; 38, 41, 46, 51, 56-58, 62; 8:23, 42; 13:3; 16:27-28; ср. Дн. 1:10-11; ср. ниспослание Святого Духа, Ин. 16:5-7; 1 Пет. 1:12;
    6. Иисус как Сын Божий (Ин. 8:54-56) утверждает, что существовал вечно до Авраама: Ин. 8:58;
    7. О Сыне прямо говорится, что Он существовал «прежде всего»: Кол. 1:17, ср. 1:12-20;
    8. Все сказанное нельзя объяснить одним лишь Божьим предведением:
      1. Мы все были «в Божьем разуме» до сотворения, однако в таких отрывках, как Ин. 1:1 и Ин. 17:5, о Христе явно говорится нечто необычное;
      2. Если все было сотворено через Христа, это значит, что Он должен был существовать при сотворении мира;
      3. Ни о ком другом в Писании не говорится, что он был с Богом до сотворения мира.
    9. Тексты, в которых говорится о том, что Отец «ныне» родил Сына, не означают, что Он стал Сыном в какой-то конкретный день, поскольку речь идет о Его вознесении после воскресения (Дн. 13:33; Евр. 1:3-5; 5:5; ср. Пс. 2:7; см. также Рим. 1:4).

     

  8. Иисус — не Святой Дух:
    1. Святой Дух — «другой Утешитель»: Ин. 14:16; ср. 1 Ин. 2:1;
    2. Иисус послал Святого Духа: Ин. 15:26; 16:7;
    3. Святой Дух проявляет смирение в отношении Иисуса и стремится Его прославить (Ин. 16:13-14);
    4. Личности Сына и Святого Духа различаются в Мф. 28:19;
    5. Святой Дух сходил на Иисуса: Лк. 3:22;
    6. Является ли Иисус Святым Духом?
      1. 2 Кор. 3:17: здесь Дух называется «Господом» в значении Яхве, а не отождествляется с Иисусом (ср. ст. 16, где цитируется Исх. 34:34); обратите внимание на Дн. 28:25-27, ср. Ис. 6:8-10;
      2. 1 Кор. 15:45: Иисус назван «Духом животворящим» не в том смысле, что Он был Святым Духом, Которого Он послал в день Пятидесятницы, но в том смысле, что Он — прославленный Богочеловек, и что Он, будучи Богом, является Духом по природе. Все три Личности Троицы есть Дух, но существует на три божественны Духа, и только одна Личность именуется «Святым Духом»;
      3. Рим. 8:27, 34: тот факт, что за нас ходатайствуют две Личности, согласуется с тем, что у нас есть два Утешителя (Ин. 14:16; Рим. 8:26; 1 Ин. 2:1);
      4. Ин. 14:18: здесь Иисус говорит о Своих явлениях ученикам после Воскресения (ср. 14:19), а не о пришествии Духа;
      5. И Иисус, и Святой Дух одинаково участвуют в некоторых делах: воскрешение Иисуса (Ин. 2:19-19-22; Рим. 8:9-11), воскрешение Иисуса (Ин. 5:21; 6:39-40, 44, 54, Рим. 8:9-11), обитание в верующих (Ин. 14:16; 2 Кор. 13:5; Кол. 1:27), ходатайство за верующих (Рим. 8:26; Евр. 7:25), освящение верующих (Еф. 5:26; 1 Пет. 1:2) и т. п. Эти общие дела доказывают равную божественность Отца и Святого Духа, но не доказывают, что Иисус — это Святой Дух.

     

  9. Отец — не Святой Дух:
    1. Отец посылает Святого Духа: Ин. 14:15; 15:26;
    2. Святой Дух ходатайствует за нас перед Отцом: Рим. 8:26-27;
    3. Личности Отца и Святого Духа различаются в Мф. 28:19;
    4. Является ли Отец Святым Духом?
      1. Мф. 1:18; Лк. 1:35: некоторые полагают, что Дух Святой — Отец воплощенного Сына; этот аргумент игнорирует то обстоятельство, что «зачатие» в данном случае не является следствием физической связи мужчины и женщины!
      2. И Отец, и Святой Дух одинаково участвуют в некоторых делах: воскресение Иисуса (Гал. 1:1; Рим. 8:11), утешение христиан (2 Кор. 1:3-4; Ин. 14:26), освящение христиан (Иуд. 1; 1 Пет. 1:2) и т. п. Большинство этих фактов доказывает, что Отец и Дух Святой трудятся вместе, но не доказывают, что Отец и Дух Святой — одна Личность.

VII. Заключение: Библия проповедует Троицу

  1. В Писании содержатся все составные части учения о Троице:
    1. Один Бог, обладающий единой и неделимой божественной природой (см. I и II);
    2. Отец — Бог (см. III);
    3. Сын — Бог (см. IV);
    4. Дух Святой — Бог (см. V);
    5. Отец, Сын и Дух Святой — три Личности, т. е. не тождественны друг другу и не безличны, но взаимодействуют друг с другом личностным образом (см. VI).

     

  2. Новый Завет последовательно представляет Отца, Сына и Святого Духа (Бога, Христа и Духа) как единую триаду: Мф. 28:19; 2 Кор. 13:14; см. также Лк. 1:35; 3:21-22; 4:1-12; Ин. 4:10-25; 7:37-39; 14-16; 20:21-22; Дн. 1:4-8; 2:33, 38-39; 5:3-4, 9, 30-32; 7:55-56; 10:36-38, 44-48; 11:15-18; 15:8-11; 20:38; 28:25-31; Рим. 1:1-4; 5:5-10; 8:2-4, 9-11, 14-17; 1 Кор. 6:11; 12:4-6, 11-12, 18; 2 Кор. 1:19-22; 3:6-8, 14-18; Гал. 3:8-14; 4:4-7; Еф. 1:3-17; 2:18, 21-22; 3:14-19; 4:4-6, 29-32; 5:18-20; Фил. 3:3; 1 Фесс. 1:3-6; 2 Фесс. 2:13-14; Титу 3:4-6; Евр. 2:3-4; 9:14; 10:28-31; 1 Пет. 1:2; 1 Ин. 3:21-24; 4:13-14; Иуд. 20-21; От. 2:18, 27-29.

Таким образом, Библия проповедует Троицу.

 

VIII. В чем практическая значимость учения о Троице?

  1. Самодостаточность: Поскольку между тремя божественными Личностями извечно существуют взаимоотношения, мы можем быть твердо уверены в том, что Бог сотворил нас не из каких-то эгоистичных соображений, а для того, чтобы разделить с нами Свою любовь: Дн. 17:25; Ин. 17:21-26.
  2.  

  3. Тайна: Триединый Бог совершенно не похож ни на что в тварном мире, а потому превосходит самые смелые наши идеи и представления: Рим. 11:33-36; Ис. 40:18.
  4.  

  5. Спасение: Бог один замыслил нас спасти, пришел, чтобы нас спасти, и обитает в нас, чтобы совершить наше спасение: 1 Пет. 1:2; Еф. 1:3-18 и т. д.
  6.  

  7. Молитва: Мы молимся Отцу через Сына, а также Самому Сыну, в Духу: Ин. 14:13-14; Еф. 2:18 и т. д.
  8.  

  9. Поклонение: Мы поклоняемся Отцу и Сыну в Духе: Ин. 4:23-24; Фил. 3:3; Евр. 1:8 и т. д.

     

  10. Любовь: Взаимная любовь трех божественных Личностей — основа и образец для взаимной любви между людьми: Ин. 17:26.
  11.  

  12. Единство: Единство трех Личностей — основа и образец для единства Церкви: Ин. 17:21-23.
  13.  

  14. Смирение: Подобно тому, как Личности Троицы ищу славы Друг Друга, и мы должны ставить интересы других людей выше своих собственных: Фил. 2:5-11; Ин. 16:13-14.
  15.  

  16. Сыновство: Мы — «сыны Божьи», если мы соединены с Сыном Божьим работой святого Духа и усыновлены Отцом:: Ин. 1:12-23; Рим. 8:14-17.
  17.  

  18. Истина: Все, кто желает поклоняться Богу и любить его, должны стремиться узнать Его таким, каков Он по истине, на самом деле, поскольку Триединый Бог, Отец, Сын и Святой Дух, есть истина: Ин. 4:24; 14:6, 17; 15:26; 16:13.

 

 

Источник: http://bib.irr.org/biblical-basis-of-doctrine-of-trinity