Свидетели Иеговы и Рождество

Рождество 2020 года будет непохоже на предыдущие. Мы не сможем делать то, что обычно делали бы на праздники. Встречи маленькими группами по квартирам, в защитных масках и на расстоянии двух метров друг от друга — совсем не то, что мы планировали на Рождество. Да, все будет по-другому… Если, конечно, вы — не Свидетели Иеговы. Для них это Рождество ничем не будет отличаться от любого другого. Свидетели Иеговы говорят: «Вздор это ваше Рождество!»

Я вспоминаю первое Рождество, проведенное со Свидетелями. Вместо того, чтобы 25-го декабря остаться дома с родными, открывать подарки, объедаться индейкой и смотреть фильмы про Джеймса Бонда, я копал котлован под новый зал собраний. Конечно, я поступил правильно: разве Рождество — не языческий праздник? Все мы знаем, что Иегове подобные вещи отвратительны.

Став Свидетелем Иеговы, я начал презирать тех, кто называл себя христианами, но с удовольствием отмечал языческий праздник. О церквях с рождественскими елками в алтаре я уже просто молчу. Конечно, Иегова скоро уничтожит тех, кто таким образом над Ним смеется.

Рождество в Сторожевой Башне

Свидетели Иеговы не всегда так относились к Рождеству. Было время, когда они радовались и веселились вместе со всем миром. Основатель организации без каких-либо колебаний одобрял и отмечал этот праздник:

Даже несмотря на то, что на самом деле Рождество — это не годовщина рождения нашего Господа, а, скорее, день благовещения или дата Его человеческого зачатия (Луки 1:28), тем не менее, поскольку празднование рождения нашего Господа не является божественным установлением или повелением, а всего лишь дань уважения Ему, нам нет нужды особо спорить по поводу даты. Мы вполне можем присоединиться к цивилизованному миру в праздновании этого великого события в тот день, когда его празднует большинство людей, — в «день Рождества» [1].

Если так, то что изменилось? Почему современные Свидетели Иеговы считают Рождество вздором?

В своей книге «Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога» они пишут:

Когда Свидетели Иеговы отказались от религиозных учений, имеющих языческие корни, они также перестали следовать многим обычаям, оскверненным подобным образом. Но какое-то время происхождение определенных праздников оставалось не изученным как должно. Взять, например, Рождество [2].

Под «каким-то временем» они имеют в виду первые 50 с лишним лет своей истории. Мы уже видели, что основатель организации не имел ничего против Рождества, и Общество Сторожевой Башни придерживалось этой точки зрения еще долго после того, как Расселл скончался в 1916 году. Взгляните на фотографию 1926 года, на которой работники Вефиля (штаб квартиры Свидетелей Иеговы) празднуют Рождество. Самое любопытное, что на ней присутствует президент Джозеф Франклин Рутерфорд и три следующих президента Общества Сторожевой Башни (Норр, Франц и Хеншель).

В журнале «Сторожевая башня» за декабрь 1926 года было сказано, что «Рождество очень важно вне зависимости от даты» [3].

Сторожевая Башня переписывает историю

Вне всякого сомнения, многие Свидетели Иеговы скажут, что «свет становится все ярче и ярче», и что со временем они начали понимать: Иегова недоволен Рождеством, и от этого праздника надо отказаться. Но так ли было на самом деле? Как обычно, Общество Сторожевой Башни сообщает своим последователям отредактированный вариант истории организации, надеясь на то, что никто не станет проверять услышанное.

Но проблема в том, что организация оставила за собой широкий след из публикаций. Так правда ли, что им просто понадобилось некоторое время, чтобы понять, что Рождество — языческий праздник? О чем говорят их старые публикации? В книге под названием «Царство Бога правит!» Сторожевая Башня признается, что Свидетели Иеговы знали о языческих истоках Рождества еще в 1881 году:

Исследователи Библии уже давно понимали, что Рождество уходит корнями в язычество и что Иисус родился не 25 декабря. В «Сионской сторожевой башне» за декабрь 1881 года говорилось: «Миллионы обращенных в христианство прежде были язычниками. Но, по сути, все, что для них изменилось, — это название: языческие священники стали христианскими, а языческие праздники — среди них и Рождество — получили христианские названия». В 1883 году в «Сторожевой башне» была напечатана статья под названием «Когда родился Иисус?», в которой объяснялось, что Христос родился примерно в начале октября [4].

Иначе говоря, «свет» засиял еще в 1881 году, но лишь 46 лет спустя он стал достаточно ярок, чтобы Свидетели Иеговы поняли, что Иегова недоволен празднованием Рождества, и перестали это делать!

Возникает вполне разумный вопрос: если Сторожевая Башня в 1881 году считала, что Рождество имеет языческие корни, почему в 1926 году в штаб-квартире организации состоялся рождественский праздник?

Далее можно вспомнить, что, по словам Свидетелей Иеговы, Сам Иисус избрал Общество Сторожевой Башни в 1919 году. Выбрал Он их якобы потому, что это была единственная организация на земле, которая проповедовала истину и жила по истине. Но если так, почему они продолжали праздновать языческий праздник еще целых семь лет — тем более, что о его языческих корнях им было известно еще в 1881 году?

Возражение

Как правило, Свидетели Иеговы верят, что Руководящий совет не станет им лгать и вводить их в заблуждение, поэтому не задаются этими вполне разумными вопросами. Они лишь приводят новые причины, по которым Рождество не следует отмечать. Возможно, вы слышали от них нечто вроде: «Но вы же знаете, что Иисус не родился 25 декабря, правда?»

Опять-таки, это относительно недавний аргумент. Их основатель вовсе не считал незнание точной даты достаточной причиной не праздновать Рождество:

Даже несмотря на то, что на самом деле Рождество — это не годовщина рождения нашего Господа, а, скорее, день благовещения или дата Его человеческого зачатия (Луки 1:28), тем не менее, поскольку празднование рождения нашего Господа не является божественным установлением или повелением, а всего лишь дань уважения Ему, нам нет нужды особо спорить по поводу даты. Мы вполне можем присоединиться к цивилизованному миру в праздновании этого великого события в тот день, когда его празднует большинство людей, — в «день Рождества» [5].

Когда в 1927 году был, наконец, получен «новый свет», Свидетели узнали, что на самом деле Рождество — от диавола, и от него нужно немедленно отказаться. Нынешним верующим рассказывают об этом так:

В статье «Происхождение Рождества», напечатанной в «Золотом веке» от 14 декабря 1927 года, было сказано, что Рождество — это языческий праздник, который нацелен на получение удовольствия и связан с идолопоклонством. В статье говорилось, что этот праздник не был установлен Христом, и делался меткий вывод: «Тот факт, что мир, плоть и Дьявол побуждают отмечать Рождество, является убедительным и окончательным аргументом против его празднования теми, кто полностью посвятил себя служению Иегове». Неудивительно, что в декабре того года вефильская семья не стала отмечать Рождество — и больше она его никогда не праздновала [6].

В «Ежегоднике» за 1975 год об этом писали так:

Что заставило Исследователей Библии прекратить праздновать Рождество? Ричард Барбер отвечал так: «Меня попросили выступить с часовой речью по радио на тему о Рождестве. Речь прозвучала 12 декабря 1928 года и была опубликована в „Золотом веке“ №241, а затем перепечатана год спустя в №268. Эта речь указала на языческое происхождение Рождества. Впредь наши браться в Вефиле больше никогда Рождество не праздновали [7].

Итак, Сторожевая Башня помахала Рождеству ручкой, и теперь Свидетелей Иеговы могут подвергнуть наказанию или даже лишить общение за празднование этого дня.

Рождество и дети

Несколько лет назад под Рождество пара Свидетелей Иеговы постучалась ко мне в дверь. С ними был ребенок. Я пригласил их войти, они согласились. Пока мы беседовали с супругами, их дочь явно заинтересовалась рождественской елкой. Ей явно понравились мишура и мигающие лампочки. И пока ее родители были заняты беседой со мной, девочка понемногу отодвигалась от них поближе к елке.

Оказавшись рядом с деревом, она начала трогать украшения. Неожиданно мать взвизгнула, словно ребенку угрожала опасность. Девчушка подскочила на месте и стремглав бросилась прочь от поганого дерева в безопасность материнских объятий. Как печально было за всем этим наблюдать...

Я всегда думал, что дети Свидетелей особенно тяжело переносят отказ от празднования Рождества. В школе они не могут участвовать в общем веселье, потому что им нельзя участвовать в праздничных мероприятиях. И пока «мирские» дети радостно считают дни до Рождества по календарю Адвента, дети Свидетелей могут наблюдать, как их родители стучаться в украшенные еловыми ветками двери домов, разнося свое унылое свидетельство.

Аргументы Сторожевой Башни

Под заголовком «Почему некоторые не празднуют Рождество?» [8] Сторожевая Башня перечисляет четыре причины:

1) «они не верят, что Иисус родился в декабре или январе»; 2) «единственное событие, которое Иисус повелел отмечать своим последователям,— это день его смерти, а не день его рождения»; 3) «нет никаких исторических подтверждений тому, что ранние христиане праздновали день рождения Христа»; 4) «празднование Рождества имеет весьма сомнительное происхождение». Правы ли Свидетели Иеговы? Действительно ли христианам не следует праздновать Рождество? Давайте внимательно изучим их аргументы.

Иисус родился не в декабре и не в январе

Как бы Свидетелям Иеговы ни нравилось думать, что христиане об этом не знают, я еще ни разу не встречал христианина, который всерьез считал бы, что Иисус появился на свет именно 25 декабря (или 7 января). Но это совершенно не важно. Официальный день рождения королевы Елизаветы отмечается в июне, хотя на самом деле она родилась в апреле, — аналогичным образом мы вспоминаем о Рождестве в декабре, хотя на самом деле Иисус родился в другой день (и мы не знаем, в какой).

Отсутствие точной информации о дне Его рождения не создает никаких проблем. Важно совсем другое: вместе с небесным воинством, возвестившим пастухам о пришествии Мессии, мы можем радостно воскликнуть:

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14)

Иисус не повелел христианам праздновать Его рождение

Это порочная логика. Если бы Свидетели Иеговы применяли этот принцип последовательно, они столкнулись бы с множеством проблем. Иисус не повелел Своим ученикам собираться в Залах Царства, не говорил, сколько часов им нужно проповедовать по домам, не заповедал крестить во имя «Отца, Сына и водимой духом организации».

Важно не то, что Иисус не повелел ученикам помнить день Его рождения, а то, что Он им этого не запрещал. Таким образом, празднование Рождества — это вопрос христианской свободы. Некоторые мои друзья-христиане не отмечают Рождество, и в этом нет ничего страшного, они в своем праве. Однако они не вправе говорить другим верующим, что праздновать Рождество не следует. Апостол Павел писал:

...грех не вменяется, когда нет закона (Рим. 5:13).

Иначе говоря, нельзя согрешить, вспоминая рождение Христа, если Писание явно не запрещает это делать. Нет никаких библейских причин этого не делать.

Первые христиане не праздновали Рождество

Если под «первыми христианами» Свидетели Иеговы имеют в виду людей, живших во время вознесения Христа, они правы. Но означает ли это, что и мы не вправе отмечать Рождество? Если Свидетели Иеговы доведут свою мысль до логического завершения, они столкнутся с большими проблемами. Например, нет никаких доказательств, что первые христиане употребляли имя «Иегова», считали Иисуса архангелом Михаилом или раздавали неверующим журналы «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня». Если следовать логике Свидетелей, они тоже должны отказаться от всего этого!

Вопрос не в том, что делали и чего не делали первые христиане, а в том, запрещает ли Писание это делать.

Анонимный автор статьи в «Сторожевой башне» также ссылается на то, что Свидетели Иеговы — не единственные, кто отказался праздновать Рождество. В качестве примера он приводит пуритан, которые тоже не были в восторге от этой идеи. Предположительно, пуритане говорили:

Рождество было не чем иным, как языческим праздником, покрытым христианскими блестками [9].

Кто-то однажды отозвался о пуританах как о людях, которые постоянно боялись, что кто-нибудь может получить удовольствие от жизни. По правде говоря, в то время Рождество превратилось в развратный, похабный карнавал, в котором мужчины и женщины менялись ролями, упивались вином и предавались разврату. Едва ли кто-то может упрекнуть в чем-то подобном настоящих христиан.

Трудно не согласиться с тем, что христиане всегда по-разному относились к празднованию Рождества. Однако Писание не запрещает это делать, и существуют другие христианские традиции, тоже сложившиеся после смерти апостолов, — поэтому христиане вправе вспоминать рождение Спасителя, если хотят.

Рождество имеет языческие корни

Некоторые христиане упорно осуждают традицию ставить елку на Рождество. Они свято верят, что это языческая традиция, и переубедить их невозможно, сколько бы исторических фактов и аргументов вы ни приводили. Аналогичным образом, Свидетели Иеговы упорно считают саму идею Рождества языческой, как бы вы ни пытались доказать обратное.

Дорогие мои Свидетели, христиане не отмечают языческий праздник. Они вспоминают воплощение Сына Божьего. Да, современные христиане ставят и украшают елки, вешают на двери еловые венки, едят индейку со спаржей и запеченных в тесте поросят, но при всем этом мы не поклоняемся ни Зевсу, ни Одину! Мы благодарим Отца Небесного за Младенца, появившегося на свет в Вифлееме — родившегося, чтобы стать Спасителем мира!

Свидетели Иеговы могут сколько угодно подозревать нас в следовании языческим традициями, но они не понимают (или не хотят понимать), что полностью отделаться от языческого прошлого практически невозможно. Однако можно помнить о том, что все мы вышли из язычников, но самим не быть язычниками.

Спросите женатого Свидетеля, почему он носит обручальное кольцо. Разве он не в курсе, что эта традиция имеет языческие корни? Разве англоязычные Свидетели не знают, что названия дней недели имеют языческое происхождение? Зная об этом, откажутся ли они носить кольца и перестанут ли использовать привычные названия дней недели? Вряд ли. Правда, в 1935 году они все-таки попытались заново изобрести календарь, избавившись от языческих коннотаций [10].

Повторюсь: нигде в Писании нет запрета вспоминать рождение Иисуса. Это вопрос христианской свободы. Христиане могут отмечать этот праздник, если хотят. И Свидетели Иеговы напрасно делают из этого проблему.

 

Примечания

1. Zion’s Watch Tower 01.12.1904, p. 364. [Назад]

2. Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога, с. 199. [Назад]

3. Watchtower 15.12.1926, p. 371. [Назад]

4. Царство Бога правит! (2014), глава 10. [Назад]

5. Zion’s Watch Tower 01.12.1904, p. 364. [Назад]

6. Царство Бога правит!, глава 10. [Назад]

7. 1975 Yearbook of Jehovah’s Witnesses, p. 147. [Назад]

8. Сторожевая башня 01.12.2012, с. 10. [Назад]

9. URL: www.onthisday.com/articles/the-day-they-banned-christmas [Назад]

10. Thomas, Michael. Jehovah’s Calendar: Rewriting the Calendar. URL: https://reachouttrust.org/jehovahs-calendar/ [Назад]

 

Оригинал статьи был опубликован на сайте служения Reachout Trust (reachouttrust.org). Все права принадлежат автору.