Претеризм: исполнились ли пророчества?

Полный претеризм утверждает, что все библейские пророчества уже исполнились: пришествие Христа и суд осуществились во время разрушения Иерусалима в 70 г. н. э., сатана и антихрист были брошены в огненное озеро, царство Божье наступило, воскресение следует понимать духовно, Великое поручение выполнено, все стало новым (прежние небо и земля миновали, появились новые небо и земля), обещанное восстановление произошло, и мир в нынешнем виде будет существовать до бесконечности. У этой точки зрения есть ряд изъянов: она не принимает во внимание новозаветный принцип «уже, но еще нет», она делает несоразмерно сильный акцент на некоторых евангельских текстах, оставляя без внимания другие, и она не согласуется с хронологией новозаветных книг, с нашим опытом жизни в мире и с богословием ранней церкви.

Претеризм (от латинского слова preter, «прошлое») представляет собой эсхатологическое учение, в соответствии с которым все пророчества исполнились в I веке н. э. «Частичный претеризм», как следует из названия, утверждает, что исполнилось большинство пророчеств («малый Апокалипсис», антихрист, скорбь, тысячелетнее царство и т. д.). «Полный претеризм» (о котором пойдет речь в настоящей статье, и который часто называют «гиперпретеризмом») утверждает, что исполнились все библейские пророчества: пришествие Христа и суд осуществились посредством разрушения Иерусалима в 70 г. н. э., сатана и антихрист были брошены в огненное озеро, царство Божье наступило, воскресение толкуется духовное, Великое поручение выполнено, все стало новым (прежние небо и земля миновали, появились новые небо и земля), обещанное восстановление произошло, и мир в нынешнем виде будет существовать до бесконечности.

Свои взгляды претеристы зачастую подкрепляют следующими библейскими текстами:

Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий (Мф. 10:23).
Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16:28).
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет… (Мф. 24:34).
Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие (Лк. 9:27).

Еще одним аргументом в свою пользу претеристы считают известные призывы быть готовыми к скорому возвращению Христа.

«Последовательная эсхатология» Альберта Швейцера утверждала, что Иисус ошибался в Своих ожиданиях близкого конца света. Полный претеризм, в свою очередь, позиционирует себя как единственный убедительный ответ на это «либеральное» учение.

Оценка и возражения

Несмотря на все разногласия, большинство исследователей библейских пророчеств с самого момента возникновения церкви полагали, что речь идет о завершающем, кульминационном вмешательстве Бога в историю мира, в результате которого возникнет заметно другой мировой порядок, ознаменованный телесным воскресением умерших и личным, телесным присутствием Господа Иисуса Христа. Подавляющее большинство христиан находит толкование Библии, предлагаемое полными претеристами, неожиданным. И на то есть много причин, о которых мы здесь можем лишь вкратце упомянуть.

Претеризм и библейское видение истории

Все «очень хорошее» и «благословенное», что было сотворено в первых двух главах Бытия, в третьей главе подверглось Божьему суду и наказанию. И последующие библейские авторы выражали надежду на то, что первоначальный порядок будет восстановлен, а проклятие снято, когда явятся «новое небо и новая земля» (Ис. 65:17; 66:22; 2 Пет. 3:13; Отк. 21:1). Даже если пророчества о «возвращении в Эдем» (напр., Ис. 9, 11, 25-26, 35, 65-66) следует понимать символически — а это далеко не факт, — есть и другие пророчества, смысл которых совершенно однозначен. Например, апостол Павел пишет (Рим. 8:18-23), что нынешний мир, который «покорился суете» (8:20), «стенает и мучится» (8:21), пребывает в падшем состоянии и «рабстве тлению» (8:21), надеется на полное обновление и исправление при воскресении праведников (8:23). Последствия человеческого греха отразились на тварном мире, и окончательное искупление человечества повлечет за собой восстановление тварного мира в первоначальном состоянии. Апостол Петр тоже призывает читателей ожидать дня возрождения вселенной:

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими до́лжно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3:10-13; ср. Отк. 20:11).

История не просто завершится, и не просто продолжится в своем нынешнем падшем виде — она достигнет своей цели и увидит «совершение всего» (Деян. 3:21). Бог не желает оставить тварный мир — и человечество — в теперешнем греховном состоянии. Его «блаженному» намерению в отношении творения еще предстоит осуществиться (Еф. 1:10; Отк. 21-22). Мысль об этом пронизывает все библейские пророчества.

Претеризм и закономерности структуры библейских пророчеств

Действительно, наша эпоха — время исполнения пророчеств. Мессия пришел. Но это не вся картина. Новый Завет описывает нынешний период как неявное начало грядущего века — его полное откровение произойдет при завершении истории, когда вернется Христос. Пророчества о последних временах уже исполнились, однако кульминация их исполнения еще впереди («уже и вновь», «уже, но еще нет»). Претеризм не придает значения этой мысли, хотя она насквозь пронизывает пророческое Слово. Бытие 3:15, первое библейское пророчество, обрело исполнение в первом пришествии Христа, однако своей кульминации оно достигает постепенно (Мф. 12:22-29; Ин. 12:31; Рим. 16:20; Rev. 19-20). Царство Божье уже здесь (Мф. 12:28; Кол. 1:13) и грядет (Мф. 6:10; Лк. 19:11-28; 2 Тим. 4:1; 2 Пет. 1:11; Отк. 11:15). Царь пришел (Мф. 2:2) и занял Свое место у престола Божьего (Деян. 2:36), но еще придет, чтобы окончательно вступить в царские права (Лк. 19:11-28; Отк. 19:11-16). Великая скорбь уже началась, и антихрист уже здесь, однако им еще только предстоит явиться (1 Ин. 2:18, 22; 4:3; 2 Ин. 7). Мы уже новое творение (2 Кор. 5:17), но мы его ожидаем (Отк. 21:5). Мы ожидаем воскресения (Ин. 5:28-29), хотя час воскресения уже наступил (Ин. 5:25). Вечная жизнь уже наша (Ин. 5:24), и все-таки она откроется в последний день (Дан. 12:2).

Такое «поэтапное» исполнение пророчества («уже, но еще нет») — обычное дело в Писании. Мы живем в период, когда две эпохи наложились друг на друга. Мессианское царство уже наступило, но пока еще в неявном виде, и своей полноты оно достигнет в будущем. Для того, чтобы понимать библейские пророчества, необходимо помнить об этой особенности Писания. Нужно быть осторожными, чтобы не принять то, чего «еще нет», за то, что «уже». Иначе говоря, если мы видим исполнение некоего пророчества, само по себе это еще не означает, что оно не будет исполняться и в будущем.

Претеризм и библейское описание возвращения Христа

Теперь, когда мы разобрались с более общими вопросами, предмет нашего исследования сужается. Побуждают ли нас библейские пророчества ожидать чего-то нового? Безусловно, да!

В проповеди на горе Елеонской Сам Господь подтверждает, что Его возвращение будет личностным и видимым: «...и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» (Мф. 24:30; ср. Дан. 7:13-14; Мф. 26:64). При Его вознесении ангелы говорят о том же: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Апостол Иоанн согласен: «...увидим Его как Он есть» (1 Ин. 3:2). «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око...» (Отк. 1:7). Все это однозначно побуждает нас ожидать личностного, телесного, видимого и узнаваемого возвращения Господа в будущем. Более того, Сам Господь предостерегал, что нам не следует обольщаться словами говорящих, будто Он уже вернулся, и заверял, что Его пришествие будет совершенно очевидным, и все безошибочно узнают о нем (Мф. 24:23-27).

Точно так же дело обстоит с предстоящим воскресением умерших. Никто не спорит с тем, что верующие уже в этой жизни духовно воскресают вместе с Христом (Ин. 5:25; Еф. 2:5), однако многочисленные библейские тексты заверяют нас, что впереди людей ждет и телесное воскресение (Ин. 5:28-29; Деян. 24:15; Флп. 3:11; 1 Фесс. 4:13-18). Даже рассуждения Павла в 15-й главе 1-го Послания к коринфянам сводятся к тому, что надежда на будущее телесное воскресение неразрывно связана с Евангелием. Подобно тому, как Христос воскрес из мертвых, и мы, которые в Нем, тоже воскреснем (15:20-23) в том же теле, как и сейчас, только приспособленном для жизни будущего века (15:35-57) по подобию тела воскресшего Иисуса (15:49; ср. Флп. 3:20-21). Бог хочет спасти нас целиком — Он вновь соединит наши тело и душу (Рим. 8:23). В будущем сама смерть будет уничтожена, даже обращена вспять (1 Кор. 15:54-55), а потом, наконец, «смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4). Такова радостная перспектива спасения, уготованного нам Богом.

Все то же самое относится к казням последнего времени. Разрушение Иерусалима в 70 г. н. э., каким бы ужасным оно ни было, не исполнило до конца пророчества о всемирном суде, который ждет человечество впереди (Деян. 17:31; Отк. 6-19). Еще настанет день, когда Бог сокрушит всех Своих врагов и возвысит Свой прежде гонимый народ (2 Фесс. 1:5-10).

Размеры статьи позволяют мне лишь вкратце упомянуть про обещанное обращение Израиля.

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23:37-39).

В рамках претеризма удовлетворить требования этого пророчества будет весьма непросто (ср. Рим. 9 — 11, в особенности 11:26).

Претеризм и книга Откровения

Для претеристов чрезвычайно важна дата написания Откровения. Иоанн описывает казни последнего времени и возвращение Христа столь красочно и однозначно, что претеризм просто невозможен, если книги была написана после 70 г. н. э. Поэтому претеристы датируют ее 60-ми годами первого столетия, периодом до разрушения Иерусалима.

Между тем, ранняя Церковь единодушно свидетельствует о том, что Откровение было написано после 70 г. н. э. И эти «внешние» указания на то, что Иоанн написал свою книгу в последнее десятилетие I века, при императоре Домициане (81-96 гг. н. э.), судя по всему, находят подтверждение в самом Апокалипсисе (см. Stauffer, Ethelbert. Christ and the Caesars, в особенности главу 11). Любимым титулом Домициана был Dominus et Deus noster — «Господь и Бог наш». Римский Сенат приветствовал его пением слов princeps principium, summe ducem — «принцепс принцепсов, верховный лидер». Другими его титулами были «Господин земли», «Непобедимый», «Благословенный», а еще одно приветствие в его адрес звучало так: «Достоин ты принять царство!» Обычно люди поклонялись императору, публично провозглашая его божественность и славу. Все это поразительно совпадает с тем, что говорится в Откровении о Христе, звере и лжепророке. Похоже, что Иоанн в некоторой степени реагирует на современные ему события.

Возможный интерес представляет и стих Откровение 2:4, где Господь критикует ефесскую церковь за то, что она «оставила первую любовь». Павел служил в Ефесе в 50-х, а Тимофей — в 60-х годах, но в соответствующих посланиях нет никаких упоминаний о нарастающем духовном охладевании. Похоже, с тех пор прошло достаточно много времени, и вряд ли Иоанн писал раньше 70 г. н. э.

«Тысяча лет», упомянутая в 20-й главе Откровения, тоже представляет проблему для претериста, ведь ему придется каким-то образом уместить это тысячелетие в первый век. Некоторые претеристы полагают, что речь идет о периоде времени между вознесением Христа и падением Иерусалима в 70 г. н. э. Другие видят в этих словах указание на падение Масады (70-73 гг. н. э.) или восстание Бар-Кохбы (132 г. н. э.). Так или иначе, трудно подобрать соответствие тысяче лет, как бы образно вы ее ни понимали, в столь коротком временном промежутке.

Кроме того, как уже было сказано выше, трудно представить себе, как события последнего времени, описанные Иоанном (суд над сатаной, конец проклятиям и смерти, обновление всего и т. п.), могут произойти в земной жизни.

«Библейские аргументы» претеристов

Каковы же, в таком случае, библейские аргументы претеристов? Размеры статьи не позволяют рассмотреть все толкования соответствующих текстов, но мы выделим наиболее распространенные.

В Матфея 24:34 мы читаем: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет...» Возможно, под «всем сим» имеется в виду разрушение Иерусалима и другие пророчества Христа о нынешнем веке, но вовсе не Его возвращение. Или, быть может, события 70 г. до н. э. были началом эпохи, кульминацией которой станет грядущий суд. Любое из этих толкований вполне удовлетворяет тому, что мы видим в тексте. Претеристское толкование совершенно не очевидно.

В Матфея 10:23 Иисус говорит Своим ученикам: «... не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий». Существует много разных толкований этого стиха. Вероятно, проще всего считать, что Иисус говорит о Своем «посещении» (с целью наказания) Иерусалима в 70 г. н. э. Но такое понимание ни в коем случае не отменяет последующее возвращение Христа для окончательного установления царства. Более того, первое «пришествие» в таком случае следует рассматривать как провозвестие Его возвращение в конце времен.

В Матфея 16:28 Иисус говорит Своим ученикам: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Это утверждение прекрасно соответствует принципу «уже, но еще нет», которому Матфей следует при описании царства. Господь явил Свое царство при воскресении, вознесении, в день Пятидесятницы, при разрушении Иерусалима и когда объявил начало проповеди язычникам.

Нельзя забывать и о тех отрывках, в которых возвращение Иисуса названо «скорым» или «близким» (Иак. 5:8; 1 Пет. 4:7; Отк. 22:20), однако их следует рассматривать вкупе с другими текстами, в которых говорится, что Он «медлит» или придет «по долгом времени» (Мф. 25:5, 19; ср. Лк. 12:41-48; 20:9). Притча о минах в 19-й главе Евангелия от Луки, кстати, была рассказана именно для того, чтобы опровергнуть ошибочные представления о Его очень скором пришествии (19:11-27). И вся 3-я глава 2-го Послания Петра была написана с целью объяснить, что пришествие царства откладывается. Господь не будет ждать бесконечно. Он обязательно вернется, но до тех пор мы призваны «быть долготерпеливыми» (Иак. 5:7-8).

Претеризм и ранняя Церковь

Наконец, нужно хотя бы вкратце упомянуть о том, что христиане, жившие после разрушения Иерусалима не придерживались претеристских взглядов, но ожидали в будущем возвращения Христа, телесного воскресения и суда. Это очень важный момент: если претеристы правы, и апостолы связывали исполнение пророчеств с событиями 70 г. н. э., почему первое поколение их учеников все еще придерживалось традиционных представлений? Разумно предположить, что после 70 г. н. э. убеждения христиан остались прежними.

Несколько мыслей напоследок

Складывается впечатление, что претеристское толкование абсолютизирует «уже» исполнившиеся пророчества, включая в их число предсказания, которые «еще не» сбылись. Тем не менее, общий контекст Писания побуждает нас с надеждой ожидать возвращения Господа в будущем. На это указывают многие конкретные пророчества. И ранняя Церковь понимала их именно так. Надежда Церкви покоится на твердом основании. Маранафа! Господь грядет.

 

Фред Заспел — пастор реформатской баптистской церкви в г. Франкония, штат Пенсильвания, и адъюнкт-профессор систематического богословия в Южной баптистской богословской семинарии, автор двух книг о теологии Бенджамина Уорфилда и ряда других статей и брошюр. Оригинал статьи был опубликован в блоге The Gospel Coalition (US edition).