Н. Т. Райт неправ: надежда во время эпидемии

Многие знают Н. Т. Райта как библеиста-новозаветника, обладающего обширными познаниями и талантливым пером. Многие евангелические христиане выражают серьезную озабоченность его представлениями об оправдании, но с интересом относятся к его рассуждениям о новых небесах и новой земле. Что бы вы ни думали о сути убеждений Райта, его заслуги на научном поприще неоспоримы. По этой причине его новая статья, опубликованная в журнале Time и посвященная эпидемии коронавируса, вызвала у меня и у многих других большое удивление. Она вышла под заголовком «Христианство ничего не говорит о коронавирусе. И не должно». Я хочу рассмотреть четыре отрывка из публикации Райта, которые требуют более глубокого анализа — в особенности потому, что многие люди, ознакомившись со статьей в журнале Time, могут счесть, что высказанные в ней мысли отражают убеждения всех христиан. Как мы вскоре увидим, это не так.

1. Райт отрицает, что «у всего должно быть объяснение»

Он пишет:

Вне всякого сомнения, обычные нелепые подозреваемые расскажут нам, почему Бог так поступает с нами. Наказание? Предостережение? Знамение? Такова рефлекторная якобы христианская реакция в культуре, которая много поколений назад встала под знамена рационализма: у всего должно быть объяснение.

По всей видимости, Райт полагает, что, по мнению евангелических верующих, христианство дает конкретный и очевидный ответ на любой кризис. Между тем, большинство известных мне евангелических христиан вовсе не считает, что мы способны предложить людям объяснение конкретных проблем. Однако, опираясь на библейское учение, мы можем предложить общие ответы на главные жизненные вопросы. Вот один пример. Для нас загадка, почему Богу угодно призвать дорогого нам человека задолго до ожидаемого нами срока. Нам неизвестны точные подробности замысла, который Отец доводит до совершенного исполнения в Своем Сыне (Еф. 1:3-14). Но хотя мы не знаем, как объяснить то или иное конкретное событие, нам известна общая истина, которая распространяется и на это несчастье: «Бог все обращает во благо для тех, кто любит Его и кого Он призвал по Своему замыслу» (Рим. 8:28 НРП).

2. Райт утверждает, что нам следует «ждать, не надеясь»

Он пишет:

Что, если все-таки бывают моменты — как это понял Т. С. Элиот в начале 1940-х, — когда единственный возможный совет заключается в том, чтобы ждать, не надеясь, поскольку мы надеялись бы не на то, на что нужно?

Признаюсь, что мне такая формулировка кажется странной. Да, она преподнесена в виде условного вопроса. Однако в ней содержится утверждение, что бывают времена, когда нужно «ждать, не надеясь». Непривычно читать подобные строки, вышедшие из-под пера (из-под клавиатуры) богослова, открыто исповедующего христианство (особенно, если он написал книгу под названием «Настигнут надеждой» [Surprised by Hope]). Как верующие, мы всегда «ждем, надеясь». В любых обстоятельствах у нас есть твердая надежда и непоколебимая уверенность, потому что мы уверовали в Сына Божьего, распятого для нашего искупления и воскресшего три дня спустя для нашего оправдания.

Конечно, это не означает, что нам следует «надеяться не на то, на что нужно». Однако надежда на неправильные вещи — не единственная возможная альтернатива жизни без надежды. Какие бы беды ни обрушились на нас на земле, в том числе и коронавирус, мы всегда можем уповать на Бога. Именно потому, что Воскресение — о котором Райт исписал тысячи страниц! — действительно произошло. И его смысл не только в том, что случилось с Иисусом, а в том, что таким образом случилось с нами. Мы уже воскресли вместе с Христом и, следовательно, воскреснем вместе с Ним последний день (см. Кол. 3:1).

3. Райт отрицает, что Богу известно все, и что Он управляет всем

Он пишет:

Загадка библейской истории в том, что Бог тоже плачет. Некоторым христианам нравится думать, что Бог выше этого, все знает, всем управляет, спокоен и равнодушен к бедам Своего мира. В Библии мы видим не такую картину.

Это единственное место в статье Райта, где я частично и с тонкими оговорками готов с ним согласиться. Я не разделяю богословские представления, основанные на человеческом опыте, согласно которым Бог очень похож на нас, только больше. Это противоречит идее различия между Творцом и творением — невероятно важному богословскому принципу (я уже об этом писал). Однако с такой оговоркой я верю, что Господь в Своей бесподобной свободе добровольно вовлекается в дела нашего мира, и эта вовлеченность дорого обходится как Ему (в правильном понимании), так и нам.

Писание изображает Бога не только бесстрастным, но и эмоциональным, сострадающим горестям и радостям Своего заветного народа. Этот народ омыт кровью Христа, Который стал жертвой ужасного насилия и испытал нестерпимую боль и невыносимое чувство одиночество, когда на кресте испил чашу Божьего гнева вместо нас (см. Мф. 26:39; Лк. 22:20). Мы имеем дело не с абстрактным небесным божеством, а с Богом, испытавшим всю глубину нашей скорби и на Себе изведавшим тяготы мира.

Но, признав этот факт, я не могу не выразить безусловное несогласие с отказом Райта от мысли, что Бог «все знает» и «всем управляет». Его заявление удивительно похоже на слова какого-нибудь сторонника открытого теизма — богословской системы, которая утверждает, что стремление Бога сохранить свободу творения не позволяет Ему предопределить участь вселенной. Похоже Райт считает, что нам приходится выбирать между двумя крайностями: либо мы соглашаемся с тем, что совершенства Бога требуют, чтобы Он с любовью реагировал на добрые дела человечества и с неудовольствием — на злые, либо мы соглашаемся с тем, что Бог обладает безраздельной властью над тварным миром. Это ложная дилемма. На самом деле в Библии так или иначе говорится и о том, и о другом. Бог бесстрастен (божественно) — например, в отношении зла, когда Он допускает зло ради исполнения Своего совершенного спасительного замысла, основанного на любви.

Если вы не согласны с этим вторым принципом (похоже, что Райт с ним не согласен), вы не сможете предложить людями никакого утешения и никакой надежды. Если Бог не всеведущ, Он определенно не всевластен. А если Он не всевластен, мы оказываемся в отчаянном положении. Конечно, с библейским учением о Боге такая картина не имеет ничего общего. По словам Писания, Бог всеведущ и всемогущ, Он предопределяет все (см. Ис. 45:1-7). Он обладает всей полнотой власти над всем. Даже воробей не умирает без Его позволения (Мф. 10:29-31).

Это распространяется на все аспекты истории, в том числе на центральное ее событие. Как уже было сказано, Отец запланировал и предопределил смерть Сына, жившего в силе Святого Духа (Еф. 1:3-14). Как мы видим из этого текста и из других отрывков, Троица согласованно приводит в исполнение славный план искупления. Как показывает книга Откровения, все время течет в соответствии с мудрым замыслом Бога. История длинна, и страдание падшей земли велико, но все склоняется перед Христом и все находит разрешение во Христе.

4. Райт отрицает, что христианам следует хотя бы попытаться найти объяснение

Он пишет:

Следовательно, призвание христианина не включает в себя способность объяснить, что и почему происходит. Более того, призвание христианина отчасти состоит в неспособности это объяснить — и взамен плакать.

В ответ следует вернуться к тому, чего мы уже вскользь коснулись выше: мысли Бога бесконечно превосходят наши (Ис. 55:8-9). Тем не менее, хоть мы и не обладаем всеведением, у нас нет недостатка в откровении. (Похоже, Райт путает эти два понятия, что следует считать существенной ошибкой.) Нет, мы не располагаем точным пониманием конкретного смысла каждого события, происходящего в нашей жизни. Но с помощью благого дара специального откровения, которое рассеивает сомнения, и при поддержке Духа, дающего нам силы доверять Божьему Слову, у нас есть общие представления о Боге и Его замысле.

Благодаря этому мы можем — вопреки утверждению Райта — «объяснить», что происходит в это время ужасных страданий, охвативших весь мир. Конечно, мы не анализируем эти славные истины, словно бесстрастные мыслители. Нет, мы плачем с плачущими (Рим. 12:15). У нас есть реальные причины оплакивать страдания, происходящие в нашем мире — страдания, которые не приносят никаких добрых плодов, и причиной которых является реальное историческое грехопадение реального исторического Адама (Быт. 3:1-13).

Но и оплакивая страдания, мы все равно обязаны дать «отчет в своем уповании» (1 Пет. 3:15). Греческое слово ἀπολογίαν, переведенное здесь как «отчет», можно перевести как «защита». (Аналогичным образом в Флп. 1:16 Павел пишет, что он «поставлен защищать [ἀπολογίαν] благовествование».) Хотя Райт в своей статье насмехается над тем, что мы могли бы назвать библейским разумением, и Петр, и Павел связывают надежду, предлагаемую Церковью, с истиной, которую мы имеем во Христе, и которая поддается аргументированной защите. Это есть у всех христиан. Об этом пасторы и пресвитеры, церковные лидеры должны говорить постоянно. В конце концов, пасторы — богословы, и их призвание состоит в том, чтобы проповедовать Слово. Разбирать его, объяснять его, применять его и почитать его (2 Тим. 4:2).

Заключение

Поразительно, что в своей статье Райт высказывается и против надежды, и против разумного подхода (в библейском смысле). В конечном итоге он остается ни с чем. Иначе говоря, чтение статьи не укрепляет нас силой надежды на воскресение и не поражает нас красотой истинного и неуязвимого Евангелия благодати. Вместо этого автор оставляет нас размышлять о том, что Бог оплакивает зло и страдания, но не обладает ни всеведением, ни всевластием.

Мы уже вплотную приблизились ко времени Пасхи. У меня много разногласий с Райтом, и некоторые из них весьма существенны. И все же я надеялся, что статья, написанная в это время года, будет посвящена теме, о которой автор столь много рассуждал в прошлом: воскресению Христа. Но этого не произошло. Его статья, как ни странно, заканчивается на политической ноте.

Райт упустил свой шанс, но я надеюсь, что многие пасторы свою возможность не упустят. Я молюсь о том, чтобы в эту Пасху (и во все воскресенья до и после нее) эфирные волны гудели от проповедей о Христе, распятом и воскресшем ради таких грешников, как мы с вами. Это не повод для упражнений в богословской зауми. Это самая суть того, к чему Бог призвал людей, омытых кровью Его Сына: дать отчет в своем уповании, в незыблемой надежде, опирающейся на победу Христа над гробом.

 

Оуэн Стракан — выпускник Евангелической богословской школы Святой Троицы, кандидат богословия. В настоящий момент занимает пост адъюнкт-профессора христианского богословия в Среднезападной баптистской богословской семинарии (Канзас-Сити, штат Миссури). Его перу принадлежат несколько книг, в том числе монография Reenchanting Humanity: A Theology of Mankind. Кроме того, в соавторстве с Дагом Суини он издал пятитомник о жизни и сочинениях Джонатана Эдвардса.

Оригинал статьи был опубликован в блоге Reformanda (www.reformandamin.org)