Воскресение в учении Свидетелей Иеговы

Общество Сторожевой Башни (ОСБ) называет себя христианской организацией, но отрицает почти все основополагающие учения христианской веры. Они отрицают Троицу, божественность Христа, библейскую истину о том, что человеческая душа продолжает существовать после смерти, и так далее. Они утверждают, что верят в истинность Библии, но на самом деле признают ее лишь в толковании и с поправками своих руководителей. Они утверждают, что верят в библейского Бога, но Иегова, которого проповедует ОСБ, — мелкое ограниченное божество, которому неведомо будущее [1], и которое в любой момент времени способно находиться только в одном месте. Они верят в Иисуса, однако их «Иисус» — всего лишь человек, который в прошлой жизни каким-то образом был архангелом Михаилом, так и не вышел из гроба, но был сотворен заново как могучее духовное существо — тот же архангел Михаил! По словам ОСБ, Иисус, умерший за нас с вами, не вернулся к жизни и исчез навсегда! Они отрицают воскресение мертвых, но утверждают, что верят в него. Уже только поэтому они не могут быть настоящими христианами.

Воскресение — основополагающая истина

Если нет воскресения мертвых, то и Хрис­тос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15:13-14; 17-19).

Если телесное воскресение Иисуса Христа — неправда, мы можем просто махнуть на все рукой, ведь наша вера тщетна! О любом историческом лице можно сказать, что оно «воскресло» в духовном смысле. Но пустой гроб есть только в христианстве! И все-таки я осмелюсь утверждать, что множество (если не большинство) христиан не смогли бы защитить библейское учение о воскресении (и, как ни прискорбно, многие другие основополагающие догматы нашей веры), а потому становятся легкой добычей Свидетелей Иеговы (СИ), который стучатся в их двери. СИ предлагают христианам «вместе почитать» Библию, но при этом искажают тексты, в которых говорится о воскресении, и высмеивают христианское их толкование. По существу, ОСБ приучило Свидетелей Иеговы считать свою религию истинной и разумной, а христианское учение — нелогичным и основанным на языческих представлениях. «Как может быть, — спросят они, — чтобы практически разложившееся плотское тело человека, умершего столетия назад, вернулось к жизни? Воскрешать уже просто нечего!»

ОСБ настолько убедило своих последователей в нелогичности и ошибочности христианских убеждений, а христиане настолько заняты необходимостью защищаться от нападок в свой адрес, что никто из них не задумывается, насколько разумно или обосновано учение Свидетелей Иеговы. Христианам пора сменить тактику и начать для разнообразия задавать встречные вопросы.

Опирается ли учение ОСБ о воскресении на разумные основания? Категорически НЕТ!

Как выглядит христианское учение о воскресении на самом деле?

ОСБ уверяет, что исповедует христианское учение о воскресении, но это неправда. СИ используют похожую терминологию, но придерживаются совершенно иных взглядов, которые к тому же явно противоречат здравому смыслу. Прежде чем перейти к анализу взглядов ОСБ, необходимо определиться тем, что представляет собой библейское учение. Воскресение — это всегда возвращение к жизни физического тела (греч. ἀνάστασις, «подъем, вставание»). Все очень просто: если тело человека не вышло из могилы, воскресения не было.

На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус (Ин. 2:18-22).

Что Иисус обещал воскресить? Свое ТЕЛО! Плотяное, физическое тело. Кто, по словам Иисуса, должен был воскресить это тело? Он Сам! Это важно не только с точки зрения доказательства божественности Христа (никто, кроме Бога, не может возвращать мертвых к жизни), но и как свидетельство того, что в момент смерти существование Иисуса не прекратилось! Для того, чтобы воскресить Себя, Он, безусловно, должен был существовать. Не­существующие личности не могут даже шнурки на ботинках завязать, не говоря уже о том, чтобы вернуть кого-то к жизни.

Учение Павла о воскресении

Наиболее обстоятельное изложение учения о воскресении мы находим в 15-й главе 1-го Послания к коринфянам, где Павел полемизирует с тогдашними еретиками, отрицавшими воскресение тела. Вопрос, стоявший на повестке дня, звучал так:

Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?» (1 Кор. 15:35).

Забавно, что сегодня ОСБ с изрядной долей цинизма задает все тот же вопрос:

Какое тело он даст им? Не то же самое тело, которое у него было, состоящее из тех же самых атомов. Тело умершего и похороненного человека разлагается на химические элементы, которые усваиваются растениями. Может так случиться, что эти растения съедят другие люди, и тогда атомы, из которых состоял человек, станут частью тел многих людей. Очевидно, что при воскресении одни и те же атомы не могут быть одновременно в воскрешенном человеке и в других людях [2].

Рассуждая таким образом, ОСБ не только проявляет недоверие к ясному библейскому учению, но и прибегает к софистической тактике подмены тезиса (т. н. «соломенное чучело»), приписывая христианам утверждение, будто в воскресшем теле должен присутствовать каждый атом изначального тела. Апостол Павел объясняет, что подобные скептические вопросы неуместны:

И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело (1 Кор. 15:37-38).

В 1 Коринфянам 15:36-38 Павел уподобляет тело зерну, которое при смерти сеется в землю. Спросите себя: когда яблоко падает на землю («сеется»), что с ним происходит? Оно гниет, разлагается естественным путем. Возможно, его едят животные или черви. Мешает ли это яблоку «воскреснуть» в виде яблоневого дерева? Вовсе нет! Для того, чтобы произвести на свет новую жизнь, достаточно одной маленькой части плода — зернышка. И неважно, что случится с остальным яблоком. Мы не ожидаем, что оно чудесном образом вернется в первоначальный вид, прежде чем пустит росток. Крохотная его частица преображается в «тело воскресения», т. е. дерево. И Бог не творит новую яблоню из ничего, не правда ли? Нет, между упавшим яблоком и новым деревом есть непрерывная связь. Новая жизнь рождается из старой. Нельзя посеять семя в штате Иллинойс и ожидать, что новое дерево вырастет из ничего в Китае!

В этом весь смысл сеяния семени: из него появляется новое растение! Так и воскресшее человеческое тело. Мы вовсе не ожидаем, что прежнее тело с точностью до атома соберется воедино и выскочит из могилы. И все-таки оно воскреснет!

И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2).

В каком «прахе» спят эти люди? Отчасти, по крайней мере, в прахе собственных смертных тел. Однако какая-то часть этого смертного тела (которую Павел уподобляет «семени») преобразуется в славное тело воскресения для искупленного или в презренный сосуд для неверующего. Происходит изменение, а не воссоздание.

Воскрешение и воссоздание

ОСБ отрицает всякую связь между умершим и новым телом, то есть на самом деле проповедует не воскрешение, а воссоздание:

Есть ли что-то невероятное в том, что Иегова Бог, сотворивший жизнь, способен воссоздать человека, который когда-то жил? [3]

Есть ли разница между воскрешением и воссозданием? Если я нарисую копию шедевра Пикассо, будет ли она той же картиной, что и оригинал? Конечно, НЕТ. Даже если копия верна до мельчайших деталей, она никогда не станет оригиналом!

Вернемся к 15-й главе

Давайте вернемся к словам апостола, поскольку именно ему, а не ОСБ, дано право объяснять, что такое воскресение.

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:42-44).

Что конкретно «сеется в тлении, восстает в нетлении»? Физическое тело. Однако ОСБ, как обычно, наводит тень на плетень, ухватившись за фразу «духовное тело». Свидетели Иеговы утверждают, что новое тело (во всяком случае, если вам посчастливилось оказаться в числе 144 тысяч [4]) будет не телесным, а бесплотным, «духовным». «Дух» действительно бесплотен, нематериален, однако слово «духовный» в Библии имеет несколько иное значение — речь идет о том, что поддерживает и чем управляет бесплотный Святой Дух. «Духовное» не обязательно нематериально. Апостол Павел в том же послании пишет:

...все [израильтяне] ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1 Кор. 10:3-4).

Означает ли это, что речь идет о нематериальной пище, нематериальном питье и нематериальном камне? Вовсе нет. Моисей ударил по вполне осязаемому камню, из которого полилась вполне настоящая вода. Пища тоже была материальной (Исх. 16:4, 14), иначе народ умер бы с голоду.

Возьмем другой пример: христиане духовны потому, что водятся Духом Христовым (Рим. 8:9), но при этом остаются вполне телесными существами. Со мной, во всяком случае, дело обстоит именно так. А с вами?

Воскрешенное тело Иисуса

Как мы уже отметили, согласно учению Общества Сторожевой Башни, 144 тысячи избранных Свидетелей Иеговы «воскреснут» (на самом деле будут заново сотворены) как «духовные существа» и взойдут на небеса, чтобы оттуда вместе с Христом править землей. Так называемое «великое множество» — Свидетели Иеговы второго сорта, составляющие большинство приверженцев этой религии, — никогда не попадут на небеса, в присутствие Иисуса, но получат заново сотворенные физические тела и будут жить здесь, на земле. Они навеки останутся в подчинении у своих более счастливых братьев первого сорта.

Между тем, Библия говорит, что тела всех искупленных (без какого-либо деления на сорта и классы) уподобятся прославленному телу Христа. Следовательно, нам нужно взглянуть на тело воскресшего Спасителя — разве Он был всего лишь бесплотным духом? Давайте рассмотрим самое явное свидетельство — историю из 24-й главы Евангелия от Луки, в которой Господь является ученикам:

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24:36-39).

Когда Иисус явился ученикам, те по ошибке приняли Его за духовное существо (что в точности соответствует учению Общества Сторожевой Башни). Но вместо того, чтобы похвалить апостолов за проницательность, Господь упрекает их: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» Сомневаться в телесном воскресении Христа значит сомневаться в Его воскресении как таковом!

И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (Лк. 24:40-43).

Почему Иисус вдруг решил поесть? Именно для того, чтобы доказать ученикам, что Он — не дух. Ведь духи не едят!

В чем усомнился «Фома неверующий»?

Все мы слышали о «Фоме неверующем». Но во что именно он не поверил? Фомы не было среди учеников, когда Иисус впервые явился им по воскресении из мертвых, поэтому он не поверил, что Учитель воскрес:

Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:25-28).

В Новом Завете о телесном воскресении говорится вполне отчетливо. Какое доказательство воскресения потребовал Фома? Он хотел увидеть раны на теле Спасителя! У духов ни ран, ни шрамов не бывает — для этого нужно иметь тело. Фома хотел прикоснуться к ранам на теле, чтобы удостовериться, что Иисус действительно вернулся к жизни. И сегодня мы должны сказать ему спасибо за эти сомнения — ведь именно в ответ на них ему (а заодно и нам с вами) было явлено вернейшее доказательство телесного воскресения. Иисус не стал ни в чем упрекать ученика, а просто показал ему Свое израненное тело, сказав при этом: «Не будь неверующим, но верующим».

Если Иисус был духом, зачем Он так поступил? Зачем обманул Фому (и нас с вами)? С того момента Фома уже не сомневался в воскресении Учителя. Он знал, что Господь исполнил обещание воскресить Свое тело через три дня, данное еще в Иоанна 2:19-22. Фома понял, что возвращение к жизни делает Иисуса не просто человеком и даже не ангелом, а… Господом Богом Всемогущим! «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул он (Ин. 20:28). В греческом тексте (ὁ κύριός μου καὶ ὁ θεός μου) использованы определенные артикли: тот самый Господь мой и тот самый Бог мой. В этом отрывке неразрывно сплелись воскресение Христа и Его божественность. ОСБ отрицает и то, и другое, но как СИ объясняют свое отрицание?

Иисус — обманщик?

Невероятно, но ОСБ признает, что Иисус являлся людям в осязаемых телах (в т. ч. в 24-й главе Луки и в 20-й главе Иоанна), однако утверждает, что в каждом случае Он специально создавал Себе тело — иногда с ранами — чтобы внушить ученикам мысль, будто Он воскрес физически!

Однако в течение 40 дней после воскресения Иисус многократно являлся ученикам в различных плотских телах, так же как в древности ангелы являлись людям. Как и у тех ангелов, у него была способность по своей воле материализоваться, облекаясь в человеческое тело, и дематериализоваться — он использовал эту способность, чтобы люди увидели, что он был воскрешен [5].
Как понимать то, что сказано в Луки 24:36-39 о теле, в котором воскрес Иисус? ...Люди не могут видеть духов. Очевидно, ученики Христа думали, что перед ними призрак или что они видят видение… Иисус заверил их в том, что он не призрак... Подобным образом, ангелы в прошлом материализовались для того, чтобы люди могли их видеть… Воскресший Иисус не всегда являлся в одном и том же физическом теле (вероятно, он делал это для того, чтобы ученики ясно поняли, что он был духом), поэтому даже его близкие друзья не сразу его узнавали... [6]
Поэтому, чтобы успокоить их опасения, он заверил их, что они видят не духа. В тот момент он был духом, однако они видели не его, а только плотское тело, которое скрывало и в то же время являло его, и которое, в соответствии с его намерениями, помогло им, несмотря на несовершенство веры и знания, усвоить важный урок: он уже не мертв, но вовеки жив [7].

Получается, что Иисус хотел внушить ученикам мысль, будто у Него есть физическое тело, хотя на самом деле был бесплотен! Так и видишь волчий оскал, выглядывающий из-под овечьей одежды… Приведенные выше цитаты просто возмутительны. Разве стал бы Спаситель обманывать Своих учеников? Разве это было бы праведно с Его стороны? (См. Пр. 12:22)

«Мы не можем так думать»

Почему ОСБ так старается опровергнуть физическое воскресение Христа? Все очень просто: им приходится подгонять реальность под заранее выстроенную систему убеждений. Еще в 1908 году основатель Сторожевой Башни Чарльз Тэйз Расселл писал:

«А Он говорил о храме тела Своего». Ученики, судя по всему, подумали, будто он называет храмом Бога свое плотское тело, и предположили, что предсказание нашего Господа исполнилось через три дня после его распятия. Но мы не можем так думать [8].

Похоже, ОСБ всерьез полагает, будто правда известна им лучше, чем ученикам, которые присутствовали при описываемых событиях и слышали слова Иисуса собственными ушами! Какое яркое свидетельство ложности этой организации!

Определимся с терминами

Христиане верят, что у человека есть тело и внутренняя сущность, именуемая душой или духом. Когда тело христианина умирает, его душа продолжает жить и немедленно оказывается в присутствии Христа. Павел пишет:

Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа… то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа (2 Кор. 5:6-8).
Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1:23-24).

Обратите внимание: Павел не отождествляет себя с физическим телом, но пишет, что живет в теле. Однажды он покинет тело и будет с Христом — как и все получившие новое рождение через веру в Него и умершие до Его возвращения. Однако это еще не конец истории, и бесплотное существование на небесах — не окончательная участь христианина. Мы не обретем полноты и цельности, пока не воскреснем, и наши души не воссоединятся с воскрешенными телами.

Надежда усопших христиан

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фесс. 4:13-14).

Вернувшись, Христос приведет с собой души христиан, умерших прежде. Их тела вернутся к жизни и воссоединятся с душами. А все христиане, еще живущие на земле, преобразятся и тоже обретут новые тела.

...потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде… (1 Фесс. 4:16).

Когда «умершие в Иисусе» вернутся вместе с Ним, что будет ждать их на земле? Тела!

Вот краткая суть христианского учения: умершие во Христе не перестают существовать. Их души пребывают на небесах со Спасителем до тех пор, пока в воскресении не воссоединятся с прославленными телами.

Душа в учении Сторожевой Башни

ОСБ отвергает библейское учение о том, что внутри человека есть дух или душа, которая по смерти отделяется от тела и уходит к Христу. Они говорят, что человек и есть душа.

«Дух», который выходит из человека при смерти,— это жизненная сила, берущая начало у нашего Создателя... Когда жизненная сила перестает поддерживать человеческое тело, человек — душа — умирает [9].
Библия же показывает, что человек (живая душа), когда умирает, становится мертвой душой [10].

Итак, душа — это сочетание тела и животворящей силы (духа), которую ОСБ называет «жизненной силой». Может ли душа, с этой точки зрения, существовать после смерти? Нет.

Но кто-нибудь, возможно, задаст вопрос: «Разве нет у человека бессмертной души, которая остается после смерти?» Многие учат этому и даже говорят, что смерть — это дверь, ведущая в иную жизнь. Но это представление не исходит из Библии. Наоборот, Слово Бога учит, что ты сам являешься душой, что, на самом деле, твоя душа — это ты сам со всеми твоими физическими и умственными качествами [11].
Адам не существовал до своего сотворения; он был прахом. И за свое непослушание, или за свой грех, Адам был приговорен к возвращению в прах, в состояние небытия [12].

Таким образом, ОСБ утверждает, что человек и есть душа. Соответственно, когда умирает человек, вместе с ним умирает и душа. Даже Иисуса постигла та же участь:

Даже об Иисусе Христе написано, что «он отдал свою душу на смерть». Его душа была в шеоле. В это время он не существовал как душа или личность... Следовательно, при воскресении не происходит воссоединения души с телом [13].

Отрицание души как «внутреннего человека», способного пережить смерть тела, чревато серьезными проблемами, когда речь заходит о воскресении. Дух, который ОСБ называет «жизненной силой», не имеет ничего общего с христианскими представлениями о духе человеческом. Это всего лишь безличная сила.

Эта жизненная сила не имеет характерных особенностей человека, жизнь которого она поддерживает, так же как электричество не обладает свойствами оборудования, работу которого оно обеспечивает. Когда человек умирает, дух (жизненная сила) перестает поддерживать жизнь в клетках его тела; это похоже на то, как гаснет свет, когда отключают электричество [14].
Итак, дух — это невидимая жизненная сила, искра жизни, которая обеспечивает жизнедеятельность клеток. Эта жизненная сила поддерживается дыханием… Дух, или жизненную силу, можно сравнить с электрическим током, под действием которого работают приборы.... Жизненная сила тоже не имеет характерных особенностей живых существ, жизнь которых она поддерживает. Она не определяет характер или мыслительные способности... [15]

Ложная надежда усопших Свидетелей

Если верить апологетическому пособию ОСБ, книге под названием «Рассуждение с помощью Писаний»,

Воскресить человека — значит вернуть к жизни ту же самую личность со всеми ее особенностями, которые хранятся в памяти Бога. В зависимости от воли Бога человек воскрешается либо в физическом теле, либо в духовном, но в любом случае он остается той же самой личностью, с теми же чертами характера и со всеми воспоминаниями, которые были у него до того, как он умер [16].

В английском оригинале этой публикации, как и во многих других изданиях ОСБ, используется термин «life-pattern», который при переводе на русский язык постоянно заменяется обтекаемыми фразами «особенности личности», «все о личности» и т. п. Именно этот life-pattern, по учению СИ, хранится в памяти Бога. Что же он собой представляет? В книге Make Sure of All Things, изданной еще в 1953 году, мы находим следующее объяснение:

Life-pattern представляет собой личные данные тварного существа, сформированные на протяжении всей жизни его мыслями и жизненным опытом и включающие в себя определенные привычки, наклонности, умственные способности, воспоминания и историю. Кроме того, life-pattern представляет собой сводку интеллектуального роста человека и его особенностей, которые в совокупности составляют его личность [17].

Таким образом, life-pattern представляет собой нечто вроде полного личного досье человека. Это не его «я». Скорее, это информация о нем, отчет о его жизни. Эти данные хранятся в мозгу человека и даже в его крови.

У каждого из нас складываются собственные личностные особенности, которые хранятся у каждого в могу и до какой-то степени в крови [18].

Заметим также, что именно на это обстоятельство ОСБ поначалу ссылалось в оправдание отказа от переливания крови, — они утверждали, что таким путем можно унаследовать особенности личности донора [19].

Фантастическая версия воскресения

Вопрос на миллион долларов: если тело не возвращается к жизни, и если у человека нет души или духа, способных пережить момент смерти, и даже если пресловутый life-pattern обрывается с окончанием жизненных процессов, как же верные Свидетели Иеговы надеются воскреснуть? Что ж, к счастью для них, в памяти Иеговы хранится нечто вроде файла с личными данными каждого человека, который Он «загружает» во вновь сотворенное тело.

Способность Бога воскрешать. Для Того, кто обладает способностью и силой со­здать по своему образу человека, имеющего совершенное тело и способного в полной мере раскрыть заложенные в нем замечательные качества, не станет непреодолимой трудностью воскресить человека. Если ученые могут использовать установленные Богом законы, чтобы сохранять и затем воспроизводить видеоизображения, сопровождаемые звуком, то тем более Верховному Владыке и Творцу несложно воскресить человека, воссоздав в новом теле ту же самую личность [20].

Иными словами, Бог попросту копирует вас! В премудрости Своей Он сделал бэкап вашего life-pattern, т. е. сведений о вашей личности и записей вашего опыта и ваших воспоминаний, и поместил его на огромный жесткий диск Своей памяти. Когда придет время, Ему останется только загрузить копию этой информации в мозг вновь сотворенного тела, и вуаля: вы снова с нами!

Но вот, что по-настоящему замечательно: ваша копия (клон) помнит, как она была вами, и в представлении Сторожевой Башни именно это делает ее вами!! Но разве это «вы»? Нет, это всего лишь ваша копия! Даже копия копии! А копия никогда не может быть оригиналом! Для вашей новой личности, которая никогда не жила и не умирала, в этом нет ничего плохого. А как же ваше старое «я», которое на самом деле прожило вашу земную жизнь? То самое «я», которому пришлось усердно трудиться, чтобы обеспечить вечную жизнь вашему клону? Его больше нет!

Проделки Большого Ксерокса

Даже по учению ОСБ копия не может быть «вами», поскольку, как мы помним, «вы» — это душа, т. е. сочетание вашего тела и вашей жизненной силы. Однако ни та, ни другая часть не сохраняется после вашей смерти! Life-pattern, даже подлинник, — тоже не «вы»; это всего лишь ваши «личные данные», информация. Но информация воскреснуть не может. Воскресает только тело!

Можете ли вы представить себе, что дочь, которой нужна настоящая мама (та, которая ее родила, которую она любит, и с которой жила под одной крышей), удовольствуется новенькой «копией мамы»? С другой стороны, и сама «воскресшая» дочь тоже никогда не жила на земле… Она — всего лишь клон, хранящий воспоминания о настоящей маме, которая когда-то существовала, но которой больше нет.

Таким образом, даже если оставить в стороне библейские возражения, представления ОСБ о воскресении несостоятельны логически. Пресловутый life-pattern — всего лишь информация, которая никогда не жила и не умирала. Она не может воскреснуть. И тело не воскресает. А душа — это всего лишь комбинация тела (которое не воскресает) и жизненной силы (которая даже не является личностью). Так что и она не воскресает. Что же, в конечном итоге, воскресает, по мнению Сторожевой Башни? Дырка от бублика!

Не столь ужасная участь грешников

А что происходит после смерти с порочными людьми (в большинстве своем это «отступники», т. е. бывшие Свидетели, и массовые убийцы)? Неужели Бог и их «воссоздает» и «возвращает к жизни»? Если верить учению ОСБ, Иегова о них попросту «забывает». Он стирает их с «жесткого диска» Своей памяти, и от них не остается вообще ничего. Но обратите внимание на одну любопытную подробность: после смерти грешники оказываются там же (в небытии), где и верные Свидетели, которые по 60 с гаком лет ходили по домам, рабски исполняя повеления организации! У грешника всего лишь нет копии (клона), которая по «воскресении» будет обладать его воспоминаниями и жить на земле рядом с копиями (клонами) его родных и друзей.

Вопрос на миллион долларов

Но что же случилось с телом Иисуса? Объяснение, на котором ОСБ неизменно настаивает, не выдерживает критики:

1888 год: «Однако человеческое тело нашего Господа было сверхъестественным образом удалено из могилы; ведь если бы оно осталось там, это стало бы непреодолимым препятствием для веры учеников, еще не наставленных в духовных вещах...» [21] 1923 год: «Возможно, мы не знаем, каким образом Бог сохранил [тело Христа] от тления; мы знаем лишь, что Он удалил его» [22]. 1930 год: «Что касается буквального тела, в котором Господь был распят, о нем можно сказать только следующее: Бог избавился от него сообразно Своему совершенному знанию, скорее всего, разложив его в прах...» [23] 1953 год: «Иегова Бог избавился от [тела Христа], разложил его на составляющие или атомы» [24]. 1988 год: «...несомненно, тело Иисуса не подверглось гниению, оно сразу было разложено на химические элементы» [25]. 1990 год: «Но Бог воскресил Иисуса и удалил Его человеческое тело таким образом, чтобы оно не испытало тления» [26]. А что произошло с телом Иисуса если верить Библии? Христианам прекрасно известно, где оно находится:
...Его нет здесь — Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6).

Евангелист Марк пишет, что Иосиф Аримафейский, «купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе» (Мк. 15:46). Кого «Его»? Если Иисус перестал существовать, тело Иисуса уже не было Им! Далее ангел продолжает эту мысль: «Он воскрес, Его нет здесь» (Мк. 16:6). Кого «Его»? Конечно, Иисуса, Которого положили в гроб! Аллилуйя!

 

Сноски

1. «Иегова» Общества Сторожевой Башни всего лишь делает обоснованные предположения о том, что должно произойти в будущем. Он опирается на известные события прошлого, чтобы строить прогнозы на будущее. Как ни абсурдно, СИ утверждают, что Бог, знай Он все наперед, нес бы ответственность за грехи и преступления человечества. Этот образ ограниченного Бога восходит ко временам основателя Общества Сторожевой Башни Чарльза Тэйза Расселла, который еще в 1915 году писал:

Мысль о том, что Бог присутствует во всяком месте, в каждом уголке пространства по всей вселенной, представляется нам абсурдом, и Библия об этом не говорит; и мысль, будто Бог знает о всяком маленьком головастике, мальке, микробе, или что Он хотя бы обращает внимание на каждый поступок каждого представителя человеческой семьи, когда их насчитываются миллионы, не укладывается у нас в голове. Если даже сузить внимание Бога до рамок Церкви, все равно их будут тысячи, а понимать десять или двадцать тысяч человек и взаимодействовать с ними каждое мгновение представляется нам невозможным» (The WATCH TOWER, February 15, 1915, p. 55).

Этот Бог не всеведущ, Ему приходится узнавать новое. В журнале «Сторожевая башня» за 15 января 1964 года мы читаем: «Но как только первая человеческая пара согрешила, Бог знал это или узнал об этом, поскольку теперь они чувствовали вину и спрятались». Иегова понял, что Адам и Ева согрешили, по тому, как они себя вели. Наверное, если бы они лучше притворялись, им все сошло бы с рук! Бог Сторожевой Башни абсолютно точно не знает будущего, и это лишний раз доказывает, что Свидетели Иеговы проповедуют бога, который не имеет ничего общего с всеведущим, всемогущим и безграничным Богом Библии! [Назад]

2. Статья «Воскресение» из справочника «Понимание Писания», с. 801; URL: wol.jw.org/ru/wol/d/r2/lp-u/ 1200003709. [Назад]

3. Пробудитесь!, 09.2008, с. 6. [Назад]

4. Общество Сторожевой Башни проповедует уникальную систему спасения, предполагающую существование двух классов. 144 тысячи избранных, которых именуют «помазанниками» и «братьями Христа», относятся к первому классу. Считается, что они воскреснут в виде «духовных существ» и будут править землей с небес. Все остальные, которых называют «великим множеством» и «прочими овцами», путешествуют вторым классом — они будут заново сотворены в виде телесных человеческих существ, и их бытие будет ограничено землей, где они будут прислуживать Христу и 144 тысячам, не покладая рук занимаясь очищением земли после Армагеддона и проповедуя другим «воскресшим», которые в прежней жизни не были Свидетелями Иеговы. Свидетели не могут даже быть уверены в своем спасении — стоит им отступить от правил, как они станут «неверными». Хорошо спасение! [Назад]

5. Статья «Воскресение». [Назад]

6. Рассуждение с помощью Писаний, с. 100-101. [Назад]

7. ZION’S WATCHTOWER, June 15, 1896, p. 142. [Назад]

8. ZION’S WATCHTOWER, January 15, 1908, p. 27. [Назад]

9. Познание, ведущее к вечной жизни, с. 82-83. [Назад]

10. Сторожевая башня 01.09.1987, с. 23. [Назад]

11. Какая надежда существует для любимых умерших? с. 4. [Назад]

12. Какая надежда существует для любимых умерших? с. 3. [Назад]

13. Статья «Воскресение» из справочника «Понимание Писания», с. 801; URL: wol.jw.org/ru/wol/d/r2/lp-u/ 1200003709. [Назад]

14. Познание, ведущее к вечной жизни, с. 82-83. [Назад]

15. Есть ли у вас бессмертный дух? с. 3-4. [Назад]

16. Рассуждение с помощью Писаний с. 99-100; см. также Сторожевая башня 01.03.2013, с. 6. [Назад]

17. Make Sure of all Things, p. 311. [Назад]

18. The WATCHTOWER, April 15, 1963, p. 242. [Назад]

19. The WATCHTOWER, May 15, 1962, p. 302. [Назад]

20. Статья «Воскресение» из справочника «Понимание Писания», с. 801; URL: wol.jw.org/ru/wol/d/r2/lp-u/ 1200003709. [Назад]

21. The Time is at Hand (1888), p. 129. [Назад]

22. The WATCHTOWER, March 15, 1923, p. 91. [Назад]

23. The WATCHTOWER August 15, 1930, p. 250. [Назад]

24. The WATCHTOWER, September 1, 1953, p. 518. [Назад]

25. Статья «Тело» из справочника «Понимание Писания», с. 3739; URL: wol.jw.org/ru/wol/d/r2/lp-u/1200000783. [Назад]

26. Сторожевая башня 01.06.1990, с. 12. [Назад]

 

Супруги Дон и Джой Вейнот — основатели американского евангелического апологетического служения Midwest Christian Outreach, Inc.. Они занимаются благовестием культистам с 1987 года. Дон возглавляет объединение Evangelical Ministries to New Religions (EMNR), аккумулирующее ресурсы нескольких десятков апологетических служений.