Апологетика Иисуса

Если понимать апологетику в широком смысле — как фактические и логические аргументы в защиту христианской веры, то Иисус, несомненно, был апологетом, ведь Он, излагая Свое послание, ссылался на множество разных доказательств. А если апологетику разделить на две широкие категории: эвиденциальную и неэвиденциальную, — Его по тем же причинам можно назвать эвиденциалистом. Спаситель определенно не был фидеистом, поскольку не призывал слушателей верить без всяких оснований. Напротив, в подтверждение Своих слов Он предъявлял очень убедительные аргументы. Более того, если разделить апологетику в целом на рациональную и нерациональную, то Иисус, безусловно, был на стороне первой. Точно определить, какое место в современной классификации апологетических подходов Он мог бы занять, можно лишь после того, как мы проанализируем все данные и изучим Его конкретные доводы и приемы.

Апологетическая стратегия Иисуса

Иисус прибегал к помощи апологетики по меньшей мере девятью разными способами [1]. Каждый из них соответствовал определенной ситуации и аудитории. Это была контекстуальная апологетика. Господь точно знал, что повлияет на Его слушателей, и искусно пользовался логикой и фактами, чтобы убедить их в истинности Своих слов.

Свидетельства

В 5-й главе Евангелия от Иоанна Иисус ссылается на пять достоверных свидетельств: Иоанна Крестителя, собственных дел, Отца, Ветхого Завета и Моисея. В 8-й главе Евангелия от Иоанна Он ссылается на свидетельство Сво­его Небесного Отца и подкрепляет его свидетельствами Авраама и собственной безгрешной жизни. Убедительность словам Иисуса придавали безупречность и надежность источников. Он не только ссылался на достоверные сведения, но и от защиты переходил в нападение. Ни у одного разумного иудея не было веских причин отвергнуть Его доводы. Апологетические ссылки Иисуса на показания свидетелей были одновременно исчерпывающими и убедительными.

Отсюда мы можем извлечь несколько важных уроков. Во-первых, излагая Свое учение, Иисус подкреплял его логикой и фактами. Он не ожидал, что слушатели слепо примут Его слова на веру. Во-вторых, помимо прочих свидетельств Иисус ссылался на показания очевидцев и на сверхъестественные события. В-третьих, Он приводил множество доказательств. Подобные аргументы составляли важную часть апологетической стратегии Иисуса, которая включала в себя свидетельства из надежных источников. Таким образом, Иисус был эвиденциалистом, а не фидеистом — Он считал доказательства необходимыми для того, чтобы убедить слушателей в Своей правоте.

Чудеса

Иудеи, которым проповедовал Иисус, считали чудеса божественными подтверждениями истины. Никодим сказал: «Равви! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Бог часто подтверждал таким образом полномочия Своих посланников. И Моисей (Исх. 4), и Илия (3 Цар. 18) были засвидетельствованы чудесами. И во дни Иисуса иудеи также искали знамений от Бога (Мф. 12:39).

Проф. Бломберг справедливо утверждает:

Цели чудотворного служения Иисуса описывали по-разному — как эвиденциальные, евангелические, эмпатические и эсхатологические… Но прежде всего оно преследовало христологическую цель: показать, что Иисус — божественный Мессия, и что Царство Божье сейчас с новой силой вторгается в человеческую историю (Матфея 11:2-6; Луки 11:20) [2].

Во Второзаконии 18:14-20 Бог обещал, что однажды пошлет еще одного пророка, подобного Моисею, и будет говорить через него. Чудеса Христа были знамениями того, что Он пророк и даже больше, чем пророк. Иудеи, увидев эти знамения, должны были понять намек. Поверили не все, но многие увидели связь. Во 2-й главе Евангелия от Иоанна именно превращение воды в вино убедило учеников уверовать в Него: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». Иудейский начальник Никодим тоже счел чудеса божественным подтверждением (Ин. 3:2).

В Евангелиях для описания чудес используются несколько греческих терминов [3]. Слово τέρᾰς встречается в Новом Завете 16 раз и никогда не используется отдельно, но всегда в связке со словом σημεῖον («знак, знамение»). Оно подчеркивает удивление, впечатление, изумление — пробуждающий аспект чудес. Слово δύναμις подчеркивает власть, проявляющуюся в чудесах, и стоящую за ними духовную силу. Слово ἔνδοξος делает акцент на чудесах как делах, в которых проявляется слава Бога Отца и Бога Сына. Слово παράδοξος использовано один раз в Луки 5:26 и переведено на русский язык фразой «чудные дела». Оно подчеркивает, что чудо идет вразрез с естественным порядком вещей. Слово θαυμάσιος встречается только в Матфея 21:15 и означает нечто вызывающее удивление. Слово σημεῖον указывает на силу или смысл, стоящие за чудом, и в греческом языке чаще всего означает «знамение». В Новом Завете оно используется 77 раз, 48 из них — в Евангелиях. Основное значение слова σημεῖον — знак, с помощью которого можно узнать некоего человека или какой-то предмет, и который служит удостоверяющим признаком. Применительно к сверхъестественному оно может означать некое чудо, совершенное Богом или чудотворцем-человеком и противоречащее естественному положению вещей [4].

Термины, которые используются в Новом Завете для обозначения чуда, наводят на мысль, что чудеса — это уникальные и необыкновенные происшествия, которые вызывают изумление (τέρᾰς), совершаются божественной силой (δύναμις), преследуют некие практические и благие цели (ἔργον и ἔνδοξος) и подтверждают, что послание и посланник — от Бога (σημεῖον) [5].

Однако смысл чуда вовсе не ограничивается сверхъестественностью самого события. Можно назвать пять аспектов библейских чудес [6]. Во-первых, чудеса необычны. Они удивляют и притягивают внимание. Во-вторых, у чудес есть богословский аспект. Божественный Творец и Хранитель мироздания может вмешиваться в жизнь вселенной, когда и как Ему угодно. В-третьих, можно говорить о нравственном аспекте чудес. Они отражают образ Бога и прославляют Его. В-четвертых, у чудес есть доктринальный аспект. Они зачастую сопутствуют неким утверждениям и подтверждают истинность послания и посланника. В-пятых, у чудес есть конкретная цель. Они никогда не совершаются ради развлечения, а прославляют Бога и дают людям основание верить, что посланник говорит от имени Господа.

Чудеса Христа уникальны. Он не только совершал чудеса, но и делал это при свидетелях. И природа многих Его чудес такова, что найти им естественное объяснение невозможно. Он исцелял неизлечимые болезни, умножал хлебы, ходил по воде и воскрешал мертвых. Эти чудеса были неопровержимыми подтверждениями истинности того, о чем Он говорил. Наряду с воскресением они составляли «многие верные доказательства» (Деян. 1:3) божественности Спасителя.

О сверхъестественной власти Иисуса над вселенной свидетельствовал тот факт, что Он проявил способность управлять каждой категорией сущего, выведенной знаменитым греческим философом Аристотелем в трактате «Категории» [7]. Иисус властвует над…

  1. субстанцией (что?) — превратил воду в вино;
  2. количеством (сколько?) — накормил 5000 человек;
  3. качеством (какое?) — слепой прозрел;
  4. отношение (по отношению к чему?) — вернул Лазаря родным;
  5. пространством (где?) — на расстоянии исцелил сына царедворца;
  6. временем (когда?) — исцелил калеку, страдавшего 38 лет;
  7. расположением (на чем?) — ходил по воде;
  8. действием (над чем?) — торжество Его воскресения;
  9. претерпеванием (от чего) — Его искупительная смерть;
  10. обладанием (при каких условиях?) — поймал множество рыбы при отсутствии клева.

Когда Христос воцарится на земле, все творение будет Ему подвластно. Грех, болезнь и смерть будут окончательно побеждены (1 Кор. 15:25-26; Отк. 21:4), и подданные Его царства никогда ни в чем не будут знать нужды. Царь удовлетворит все их потребности. Чудеса Христа отражают Его божественность и демонстрируют Его власть над творением.

Воскресение

Особого рассмотрения заслуживает самое главное чудо Христа — воскресение. В Иоанна 11:25 он говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Иисус называл Себя источником жизни и победителем физической смерти. Подобные вещи говорили многие «спасители», но только Иисус Своим уникальным воскресением подтвердил, что говорил правду. Воскресение доказывает, что другого такого человека, как Иисус, не было и нет. Только Он предсказал Свою смерть, Свое погребение и Свое воскресение, и только Он в точности исполнил собственные предсказания. Все основатели всех религий умерли, но один лишь Христос предсказал и осуществил собственное воскресение из мертвых.

Иисус называл Себя Сыном Божьим и подкреплял Свои слова доказательствами. Самыми убедительными из этих доказательств были чудеса. Чудеса подтверждают истинность Божьего послания и Его посланника (Евр. 2:2-4). А самым важным чудом было Его воскресение из мертвых. Принимая во внимание теистический контекст, благодаря которому чудеса возможны, воскресение до сего дня остается самым убедительным аргументом в пользу истинности христианства.

Наша задача сегодня осложняется необходимостью доказать историчность этих событий [8]. Но поскольку количество доказательств огромно, воскресение Господа и по сей день остается наиболее убедительным свидетельством Его божественности [9].

Воскресение Иисуса является действенным апологетическим аргументом и по другой причине. Оно было исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии:

Он был схвачен и несправедливо судим. Кто может рассказать о Его потомках? Ведь Он был отторгнут от земли живых; за преступления Моего народа был поражен. Могилу Ему отвели с нечестивыми, но в Своей смерти Он был с богатым, хотя Он не совершал преступлений, и в устах Его не было никакой лжи. Но Господу было угодно сокрушить Его и предать мучению. Когда Его жизнь станет приношением за грех, Он увидит Свое потомство и продлит Свои дни; и преуспеет через Него воля Господня (Ис. 53:8-10, НРП).

Пророк говорит, что Мессия будет «отторгнут от земли живых». Иначе говоря, Он будет убит. Однако Мессия также «увидит Свое потомство и продлит Свои дни», а значит, будет воскрешен. В Псалме 16:10 сказано, что «святой» Божий не останется в Шеоле и не увидит «тления». В Псалме 2 есть предсказание воскресения: «...возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (2:7-8; ср. Деян. 13:33-34). Иисус не только называл Себя Мессией (Ин. 4:25-26; Мк. Mk.14:61-62), но и исполнил ветхозаветные мессианские пророчества. Других подобных прецедентов история религий не знает.

Логика

Важными составляющими служения Иисуса были проповедь истины, защита истины и исправление заблуждений (Ин. 8:32). При этом Господь показал Себя великолепным философом, с помощью законов логики раскрывая истину, опровергая возражения и разоблачая заблуждения. Анализируя доводы Иисуса, мы вскоре понимаем, что Он был величайшим мыслителем, когда-либо ходившим по земле. Современный философ Даллас Уиллард говорит:

Нам необходимо понять, что Иисус — мыслитель, что это не какое-то бранное слово, а важнейшее дело, и что остальные Его качества не исключают возможность мышления, но лишь делают Его, без сомнения, величайшим мыслителем человечества: „самым разумным человеком, когда-либо жившим на земле“. Он постоянно использует способность рассуждать логически, чтобы помочь людям осознать правду о себе и о Боге, опираясь на собственные сердце и разум. Наверняка эта способность играла роль и в Его Собственном возрастании в „премудрости“» [10].

Иисус прибегал к логике, указывая на ошибки фарисеев и книжников. Он не сформулировал законы логики как первоосновы всякого здравого мышления, однако, без сомнения, понимал и применял их в спорах с иудейскими начальниками. Первоосновы познания самоочевидны — иначе говоря, их истинность безусловна и неопровержима [11]. Поскольку первооснова представляет собой то, из чего в определенном порядке следует все остальное, первоосновы познания — это те фундаментальные посылки, из которых вытекает все остальное в сфере познания [12].

Здравый смысл и логика были неотъемлемыми составляющими апологетики Иисуса. С помощью тщательно выстроенных рассуждений Он опровергал доводы своих противников и разоблачал ошибки в их мышлении. Для обоснования Своей точки зрения Он указывал на противоречия и логические ошибки в утверждениях оппонентов. Также Он прибегал к категорическим и гипотетическим силлогизмам. Излюбленным логическим приемом Иисуса был аргумент a fortiori («тем более») [13].

Это не означает, что Иисус не придавал значения действию Святого Духа и полагался исключительно на логические рассуждения. Святой Дух, просвещая человека, воздействует на его способность разумно и логически мыслить. Д-р Джеймс Сайр утверждал, что понимание Божьей истины приходит через разум, «а не через какие-либо иррациональные способности вроде „эмоций“ или „чувств“. Познавать Божье откровение значит пользоваться разумом. Благодаря этому знанием можно поделиться с другими, его можно обсуждать. Божье Слово заключено в слова с обыкновенным разумным содержанием» [14].

Святой Дух должен открыть истину разуму человека, прежде чем тот сможет откликнуться на нее проявлением эмоций и воли. Бог хочет изменить наше сердце, но на пути к сердцу не обходит стороной голову. В связи с этим д-р Рой Зук напоминает нам, что «Дух — это „Дух истины“ (Ин. 14:17; 15:26; 16:13)», и что Он «не станет внушать людям идеи, не прошедшие проверку на истинность… Дух стремится помочь исполненному Духом человеку мыслить ясно и четко. Толкователь должен использовать принципы логики, делая индуктивные и дедуктивные умозаключения, проводя аналогии и сравнения» [15].

Истина согласуется с реальностью и не содержит внутренних противоречий. Следовательно, для того, чтобы истолковать истину и отделить ее от заблуждений, необходимо прибегать к помощи логики и здравого смысла. Иисус подал нам пример, используя рассудок, чтобы обличать заблуждения и излагать истину. Таким образом, применение фундаментальных правил и приемов здравого мышления было важнейшей частью апологетики Иисуса. Каждый человек — даже в падшем состоянии — способен здраво мыслить, и Господь пользовался этой способностью, чтобы помочь собеседникам увидеть истину. Какими бы падшими они ни были, в них еще осталось достаточно от образа Божьего (Быт.1:27; 9:6), чтобы Павел мог сказать, что общее откровение свыше «явно» и «видимо» для них, а потому они «безответны» (Рим. 1:19-20). Ведь образ Божий в падшем человеке искажен, но не уничтожен полностью. Если бы грех лишил падшего человека способности видеть истину общего откровения, грешника нельзя было бы призвать к ответу.

Притчи

Иисус использовал притчи, и это показывает, что история способна донести мысль до слушателя и убедить его даже в том случае, когда это не удается сделать с помощью простых объяснений. Возможно, отчасти именно поэтому Иисус не говорил о Своей божественности более открыто и прямо. Прямолинейные заявления такого рода большинству людей трудно переварить. Тем не менее, в частных беседах — например, с женщиной-самарянкой (Ин. 4:25-26) и с первосвященником во время суда (Мк. 14:61-62) — Господь признавал Себя Мессией. Но в последнем случае слова Иисуса лишь привели в ярость первосвященника, обвинившего Его в богохульстве (Мк. 14:64). И даже более завуалированные претензии на божественность вызывали недовольство слушателей (Ин. 10:30-33; Мк. 2:5-7). Стоит ли удивляться тому, что Иисус прибегал к помощи притч, желая сгладить реакцию людей на более откровенные высказывания.

Апологетические методы Иисуса были просты, но действенны. Опираясь на знание Ветхого Завета, Он рассуждал так: (1) в Ветхом Завете Бог изображен как Скала, Пастырь, Господин Виноградника и т. п.; (2) все эти титулы по праву принадлежат Мне; (3) следовательно, Я Бог. Богословский анализ того, как Иисус с помощью притч демонстрировал Свою божественность, можно найти, например, в диссертации д-ра Филипа Пэйна, которую он защитил в Кембридже [16].

У непрямого способа заявить о своей божественности с помощью историй есть еще одно преимущество: он побуждает слушателей делать собственные выводы. Лишь преподав Своим ученикам наставление в притчах, Иисус спросил их, кем они Его считают, и результатом было великое исповедание Петра: «Ты — Христос [Мессия], Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Таким образом, соединив «сократический» метод с притчами, Иисус смог убедить Своих последователей в истинности самого невероятного утверждения, какое только звучало из уст человека: «Я — Всемогущий Бог в человеческой плоти!» [17]. Это удивительно эффективный апологетический метод, который нам следует использовать, готовя почву для благовестия в нынешнем постмодернистском мире, с негодованием отвергающем заявления Христа.

Прямые утверждения

Иисус называет себя «Я есмь» (Богом, существовавшим еще до Авраама, Ин. 8:58) — в одном только Евангелии от Иоанна есть еще семь подобных утверждений:

      «Я есмь хлеб жизни» (6:35);
      «Я — свет миру» (8:12);
      «Я — дверь овцам» (10:7, 9);
      «Я есмь пастырь добрый» (10:11, 14);
      «Я есмь воскресение и жизнь» (11:25);
      «Я есмь путь и истина и жизнь» (14:6);
      «Я есмь истинная виноградная лоза» (15:1).

Он прямо рассказывал о Себе как отдельным людям (например, Никодиму в Ин. 3 и женщине-самарянке в Ин. 4), так и разным группам людей (например, фарисеям, саддукеям, книжникам и начальникам народа, см. Мф. 22).

Поскольку претензии Иисуса на божественность составляют существенный аспект уникальности и истинности христианской религии, подтвердить справедливость этих претензий очень важно. Иисус делал это несколькими способами — как прямо, так и косвенно. Он утверждал, что обладает качествами и делает дела, которые присущи и посильны только Богу. Он открыто называл Себя Яхве, великим «Я есмь» (Ин. 8:58), явившим Себя Моисею. Во многих случаях собеседники понимали, что Он претендует на божественность (Mк. 2:10; Ин. 8:59; 10:33; Мф. 26:65). Таким образом, этот столп христианской апологетики был надежно утвержден Христом. Ведь в контексте иудей­ского монотеизма (веры в существование личностного Бога и возможность чудес) Иисус не только называл Себя Богом в человеческой плоти, но и доказывал Свою божественность, подтверждая Свои слова различными сверхъестественными деяниями. Таким образом, эти прямые утверждения в контексте проповеди составляют существенную часть апологетического метода Иисуса.

Пророчества

В 18-й главе книги Второзакония мы находим важный признак ложного пророка:

Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его (18:22).

Одним словом, ложное пророчество — верный признак лжепророка, которых Господь увещевал нас «беречься» (Мф. 7:15; ср. 24:11). Признаком же истинного пророка является способность безошибочно предсказывать будущее. Истинный Бог возвестил устами Исаии: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.... Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю» (46:9-11). «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал?» (44:6-8). Самому же Исаие Бог сказал: «...поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: „идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть“» (48:5). Иначе говоря, только Бог может с неизменной точностью предсказывать будущее — в особенности отдаленное.

С учетом этого обстоятельства ссылки Иисуса на пророчества приобретают особое апологетическое значение. Он прекрасно понимал доказательную силу пророчеств и говорил: «Вот, Я наперед сказал вам», — подразумевая, что это укрепит доверие к Его словам (Мф. 24:25). В Иоанна 14:29 Он прямо говорит: «И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется».

Иисус сознавал, что Он исполняет ветхозаветные пророчества о Себе, и несколько раз упоминал об этом. Например, зная о предсказанном пророком Захарией торжественном входе в Иерусалим, Он поручил двум ученикам привести осла, на спине которого должен был въехать в город (Мф. 21:1-3). В следующем стихе мы читаем: «Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: „скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной“» (21:4-5). Тем, кто пришел арестовывать Его в Гефсиманский сад, Он сказал еще более прямо: «Сие же всё было, да сбудутся писания пророков» (Мф. 26:56).

Конечно, были и другие пророчества о Христе, о которых Господь знал, но исполнение которых не подвластно человеку [18], — в том числе колено, из которого должен прийти Мессия (Быт. 49:10), род, к которому Он должен принадлежать (2 Цар. 7:12-16), город, в котором Он должен родиться (Мих. 5:2), Его рождение от девственницы (Ис. 7:14). И этот список не полон, ниже я упомяну и о других.

Так или иначе, эти пророчества сыграли в жизни Христа важную апологетическую роль. Они беспрецедентны и беспримерны. Ни один другой религиозный лидер не делал столь значительных, многочисленных и долгосрочных предсказаний, которые полностью исполнились бы сотни лет спустя. Это поистине сверхъестественно.

Вдобавок к знанию о том, что Он исполняет пророчества Ветхого Завета, Иисус и Сам делал предсказания. Некоторые из них исполнились еще при Его жизни, другие — впоследствии, а остальные исполнятся при Его втором пришествии. Именно эти многочисленные пророчества Иисуса являются одной из причин, по которым критически настроенные библеисты настаивают на поздней дате составления Евангелий (между 70 и 100 гг. н. э.). Если они написаны ранее 70 г. н. э., предсказание о разрушении храма и Иерусалима (Мф. 24) носит сверхъестественный характер — но предубеждение против всего сверхъестественного, свойственное светским ученым, исключает такую возможность. Тем не менее, есть убедительные причины считать, что синоптические Евангелия были написаны в конце 50-х — начале 70-х годов I века [19]. Если Иисус действительно предсказал некоторые события раньше, чем они произошли, эти предсказания действительно свидетельствуют в пользу Его божественности.

В одном только Евангелии от Матфея содержатся 58 предсказаний Иисуса [20]. Профессор Бартон Пэйн отмечал, что «в Евангелии от Матфея присутствует больше предсказаний, чем в любой другой книге Нового Завета. А в масштабах всего Писания их количество уступает лишь главным ветхозаветным пророчествам Исаии и Иеремии» [21]. Они составляют целых «26% Евангелия от Матфея. Поистине высокий показатель для исторического повествования...» [22]. Вот некоторые из 58 предсказаний Иисуса, записанных Матфеем:

      Слово Божие пребудет вовек (5:18).
      Некоторые неверующие будут протестовать в день суда (7:19-23).
      Авраам, Исаак и другие в день суда будут в царстве (8:11).
      Придет день, когда Христос будет взят от земли (9:15).
      В день суда будут разные степени наказания (10:15).
      Апостолы будут гонимы (10:17-23).
      Иисус воссоединится с апостолами прежде, чем завершится время проповеди (10:23).
      Иисус взойдет на небеса (10:32-33).
      Иисус умрет и воскреснет три дня спустя (12:40).
      В конце времен будет воскресение верующих (12:41).
      В конце времен спасенные будут отделены от неспасенных (13:30).
      Царство небесное будет бурно расти (13:31-32).
      Церковь, построенная Христом, никогда не разрушится (16:18).
      Христос вернется в славе со Своими ангелами и вознаградит Своих последователей (16:27).
      Двенадцать апостолов будут царствовать с Христом над коленами Израилевыми (19:28).
      Христос будет отвернут Своим народом и предан в руки язычников (20:18-19).
      Иаков и Иоанн пострадают за Христа (20:23).
      Воскресение будет, но на небесах не будут жениться и выходить замуж (22:30).
      Иерусалим отвергнет Христа и придет в запустение (23:38).
      Иерусалим и храм будут разрушены (24:2).
      О том, что Мария помазала Иисуса маслом, будут помнить во всем мире (26:13).
      Предатель Иисуса, Иуда, будет обречен (26:24).
      Ученики Иисуса разбегутся при Его смерти (26:31).
      Петр трижды отречется от Христа (26:34).

Марк записал 47 предсказаний Иисуса. Почти все они совпадают с записанными Матфеем. В Евангелии от Луки предсказания составляют примерно 22% текста [23]. 26 из них находятся в первых двух главах, повествующих о событиях до Рождества. Из оставшихся большинство принадлежит Христу. Поскольку Иоанн предлагает новый подход, отличный от подхода синоптиков, в его Евангелии присутствуют предсказания, которых нет в первых трех. Вот некоторые из них:

      Есть еще одна группа овец, которых Иисус должен привести в стадо (10: 16).
      Лазарь воскреснет из мертвых (11:4, 11, 23, 40).
      Святой Дух придет и наставит учеников (14 и 16).
      Слова Иисуса в последний день будут судить тех, кто отвергает их (12:48).
      Ученики сотворят большие дела, нежели сотворил Иисус (14:12).
      Ученики поймают больше рыбы, если забросят сети по другую сторону лодки (21:6).
      Иоанн доживет до старости (21:18).

Конечно, не все пророчества, строго говоря, представляют собой предсказания. Некоторые носят типологический характер — в будущем им предстоит более совершенное исполнение. Греческий глагол πληρόω («исполнять») означает «наполнить, завершить, довести до конца». Матфей использует его 15 раз применительно к Христу (1:23; 2:15; 2:17-18; 2:23; 4:14-15; 5:17; 8:17;12:17-18; 13:14; 13:35; 21:4-5; 26:54; 26:56; 27:9; 27:35). И хотя эти высказывания нельзя назвать предсказаниями в строгом смысле, все они предвкушают будущее и находят исполнение во Христе. Аналогичным образом, пасхальный агнец был образом, которому предстояло найти исполнение во Христе. Павел писал: «...Пасха наша, Христос, заклан за нас.» (1 Кор. 5:7). В этом смысле Христос воплотил в реальность все ветхозаветные прообразы такого рода.

Ветхозаветные предсказания

Однако многие ветхозаветные тексты действительно содержат предсказания. Иначе говоря, в них конкретно идет речь о грядущем Мессии, а значит, их исполнение имеет очевидную апологетическую ценность. Как следует из сказанного выше, Иисус не только знал об этих предсказаниях, но и понимал, что, будучи Мессией, представляет Собой их исполнение. Большинство приведенных ниже отрывков, если не все они, относятся к этой категории.

Писание предсказало, что Мессия…

      родится от семени женщины: «...вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15);
      будет потомком Сифа: «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4:25);
      будет потомком Сима: «Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:26);
      будет потомком Авраама: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3; ср. Быт. 15:5);
      будет из колена Иудина: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10);
      будет из дома Давидова: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его» (2 Цар. 7:12, 16); «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле ...и вот имя Его, которым будут называть Его: „Господь — оправдание наше!“» (Иер. 23:5-6);
      будет рожден девственницей: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14);
      будет рожден в Вифлееме: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2);
      умрет примерно в 33 г. н. э.: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима [444 г. н. э.], до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины [483 года]» (Дан. 9:24-25) [24]; семь седмин и шестьдесят две седмины — это 69 седьмин, т. е. 483 лунных года еврейского календаря (по 360 дней в каждом); прибавьте сюда еще пять дней, помноженных на 483 года, и в результате получатся те самые 483 календарных года (477+6), которые разделяют 444 г. до н. э. и 33 г. н. э. Учтите также, что Даниил точно предсказал год смерти Мессии почти за 200 лет до этого события (даже если согласиться с поздней датировкой книги Даниила, 165 г. н. э.);
      Его пришествие возвестит Предтеча: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему...» (Ис. 40:3);
      будет провозглашен Царем: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9);
      пострадает и умрет за наши грехи: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… Господь возложил на Него грехи всех нас… за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого… Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению… Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53);
      Его бок будет пронзен: «...и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10).
      воскреснет: «...Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни...» (Пс. 15:10-11; ср. Деян. 2:30-32). «...Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное...» (Ис. 53:10). «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его… „Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя…“» (Пс. 2:2, 6-7; ср. Деян. 13:33-35).

Трудно представить, как можно объяснить исполнение этих пророчеств естественными причинами. Во-первых, в отличие от расплывчатых предсказаний Нострадамуса и многих современных провидцев, библейские пророчества конкретны и проверяемы. Во-вторых, в отличие от большинства спиритических предсказаний [25], библейские пророчества были долгосрочными — на сотни лет вперед — и исполнились в точности.

Многочисленные, конкретные и долгосрочные пророчества о первом пришествии Христа лежат за границами человеческих возможностей. И нет ничего сверхъестественного в том, что небольшая доля краткосрочных прогнозов предсказателей-людей сбывается. Этого можно добиться с помощью знания людей, инсайдерской информации, ловкости рук и везения. Но неоднократные долгосрочные, конкретные и очень точные предсказания о Христе выходят за рамки естественного хода вещей.

Аргументы в пользу существования Бога

Иисус никогда не прибегал к прямым доказательствам существования Бога. В этом не было необходимости. Его слушатели-иудеи верили в Бога, причем в единственного. Однако из ветхозаветных учений, истинность которых подтверждал Иисус, и из новозаветных учений апостолов Христа, отражающих взгляды их Учителя, можно составить представление о том, какие теистические аргументы против любого неверия в Бога мог бы использовать или одобрить Иисус.

Например, Иисус согласился бы с недосказанным аргументом Соломона от экзистенциальной потребности в Боге, который можно сформулировать следующим образом:

      Все, что по-настоящему нужно человеку, действительно существует.
      Каждому нужен Бог.
      Следовательно, Бог есть.

Инстинктивная потребность человека в Боге так сильна, что Ветхий Завет называет атеистов «глупцами». Давид говорил: «Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога“» (Пс. 13:1). Его сын Соломон, мудрейший человек, когда-либо живший на земле, заметил, что жизнь без Бога бессмысленна: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (Еккл. 1:2). Если нам на самом деле нужна вода, нелепо думать, что воды нигде нет. Вся природа стремится заполнить пустоту. И если в человеческом сердце есть пустота размером с Бога, должен существовать и Бог, Который способен эту пустоту заполнить.

Кроме того, Иисус согласился бы с доказательством существования Бога, которое предложил Давид (по сути, имеется в виду телеологический аргумент). Например, псалмопевец говорит: «Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс. 93:9). Это утверждение подразумевает, что у каждого следствия есть не просто причина, но причина, подобная ему.

Также в Псалтири Давид пишет: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:1). Этот аргумент можно представить в таком виде:

      Небеса обнаруживают признаки разумного замысла.
      Источником всякого разумного замысла является разумное существо.
      Следовательно, у небес есть разумный создатель.
      В 8-м псалме [26] мы даже находим отсылку к антропному принципу, к аргументу от точной настройки вселенной.
      Разбирая эти выводы и следствия, мы видим, что Иисус был рациональным теистом, который вполне мог бы воспользоваться космологическим, телеологическим и нравственным доказательствами существования Бога. Более того, Он согласился бы и с утверждением об экзистенциальной потребности в Боге.

Безгрешная жизнь Иисуса

Зная о том, что Христос был полностью и до конца человеком во всех отношениях, мы еще лучше понимаем, насколько удивительна Его безгрешность. О Его нравственной безупречности свидетельствуют все современники — и друзья, и враги.

Безгрешность Иисуса подтвердили те, кто лучше всего Его знал, — апостолы и ученики. Автор Послания к евреям, знавший двенадцать апостолов (Евр. 2:3-4), писал: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Петр, признанный лидер апостолов, писал: «...драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца… Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 1:19; 2:22). И добавил: «...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных...» (1 Пет. 3:18). Иоанн, «возлюбленный ученик» Иисуса, писал: «...Он праведник… Он чист» (1 Ин. 2:29; 3:3).

О нравственной безупречности Иисуса свидетельствовали Его враги и прочие люди. Иисус бросил противникам вызов: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). Его предатель Иуда признался: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4). Прокуратор Понтий Пилат, судивший Иисуса, объявил: «Невиновен я в крови Праведника Сего...» (Мф. 27:24). Жена Пилата сказала ему: «Не делай ничего Праведнику Тому...» (Мф. 27:19). Сотник, принимавший участие в казни Иисуса, воскликнул: «Истинно человек этот был праведник» (Лк. 23:47). А затем добавил: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). На разбойника на кресте Иисус произвел такое впечатление, что тот попросил: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). Даже иродиане, противники Иисуса, признавали: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо» (Мф. 22:16).

Таким образом, и друзья, и враги засвидетельствовали нравственную безупречность Иисуса. Никто не откликнулся на Его вызов и не обвинил Его в грехе (Ин. 8:46). Кроме того, внебиблейские сведения о противниках Иисуса ни в чем не расходятся со словами Его учеников. У Иисуса не просто были доказательства. Он Сам был доказательством. Он убеждал людей не только Своими доводами, но и Своей жизнью.

Действительно, жизнь Иисуса, исполненная жертвенной любви, была величайшим свидетельством в пользу христианства. В проявлении жертвенной любви есть нечто такое, что убеждает людей в его неподдельной искренности. Любовь, без сомнения, — самое важное свидетельство. Иисус сказал: «По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Любовь и истина — два мощных оружия в войне за души человеческие. Любовь их привлекает, а истина просвещает. Холодная истина часто отталкивает людей. «Белая и пушистая» любовь, напротив, вызывает в людях теплые чувства, но без истины она не способна изменить их жизнь к лучшему. Иисус сказал: «...познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Однако Павел напомнил нам, что мы всегда должны «говорить с любовью истину» (Еф. 4:15 НРП). Это сочетание — лучшая апология.

Иисус и другие мировоззрения

Иисус никогда непосредственно не сталкивался с пантеистами и атеистами, поэтому мы не располагаем прямыми свидетельствами о том, как Он подошел бы к решению этой апологетической задачи. Тем не менее, у нас есть два косвенных источника, на основании которых мы можем высказать предположение. Во-первых, Иисус был прекрасно знаком с Ветхим Заветом. Более того, Он говорил о Себе как об исполнении Ветхого Завета (Мф. 5:17-18). Итак, мы можем с полным правом заключить, что диалог с другими мировоззрениями Иисус вел бы подобно тому, как это делали ветхозаветные пророки.

Во-вторых, Иисус обучил апостолов и обещал, что их проповедь будет направлять Святой Дух (Ин. 14:26; 16:13). Исходя из этого, мы можем сделать несколько предположений относительно того, как Иисус подошел бы к полемике с другими мировоззрениями. Прежде всего, это означает, что Он обращался бы к «язычникам» так же, как апостол Павел в 14-й главе Деяний, т. е. ссылался бы на общее откровение. Но с образованными неверующими Он говорил бы во многом так же, как это сделал Павел в Римлянам 1:19-20 (ср. Деян. 17), развивая мысль от творения к Творцу (по существу, это космологический аргумент).

Учитывая здравость такого метода, Иисус, вероятно, отдал бы предпочтение классическому апологетическому подходу. Ведь Он ссылался на факты, свидетельства, чудеса (включая воскресение) в общении с людьми, которые уже верили в Бога (иудеи-монотеисты). И толкование Ветхого Завета, и Его собственное учение, адресованное апостолам, требовали доказательств существования Бога, и Иисус наверняка последовал бы классическому апологетическому подходу: сначала привел бы доводы в пользу существования Бога (которое, в свою очередь, делает возможными чудеса), а потом использовал бы все сказанное для подтверждения собственной божественности. Именно так Он поступал в Евангелиях.

Наверняка можно сказать несколько вещей. Прежде всего, Иисус не был фидеистом. Во-вторых, Он считал необходимым ссылаться на факты в подтверждение Своих слов. В-третьих, учитывая Его глубокую приверженность Писанию (в котором в том или ином виде присутствуют обычные аргументы в пользу существования Бога), у нас складывается образ Иисуса как сторонника классической апологетики.

Заключение

Конечно, Иисус полагался на то, что Святой Дух обличит Его слушателей и внушит им веру в истину (Ин. 16:7). Святой Дух открывает людям истину (2 Тим. 3:16) — более того, только Он способен просветить их разум, чтобы они осознали ее важность. Писание говорит, что люди, которые окончательно и необратимо отвергли истину, «хулят» Святого Духа (Мк. 3:28-30). Иисус знал, что никто не может прийти к Богу, если его не привлечет Отец (Ин. 6:44) силой Святого Духа.

Более того, Иисус сознавал ограничения апологетики, когда сказал о некоторых фанатичных и жестокосердных противниках: «...если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Кстати говоря, рассказав о нескольких бесспорных чудесах Иисуса, кульминацией которых стало воскрешение Лазаря, Иоанн пишет: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него...» (12:37). Иисус знал, что с помощью фактов и логики можно привести апологетическую лошадь к воде, но только Святой Дух может убедить ее напиться. Апо­логетика помогает разуму понять, что Он говорил истину, но для того, чтобы уверовать, нужна еще и воля. Иисус с горечью воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37). Он знал, что можно увидеть истину из апологетических фактов и аргументов, но все равно упрямо отказываться верить в Христа, на Которого эта истина указывает. И те, кто по упрямству своему не желают признать факты, «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).

 

Примечания

1.Эта статья написана на основе материала, собранного для книги «Апологетика Иисуса», которую мы с Пэтом Цукераном собираемся вскоре издать (Geisler, Norman L.; Zukeran, Patrick. The Apologetics of Jesus: A Caring Approach to Dealing with Doubters [Grand Rapids, MI: Baker Books, 2009]). Каждому из основных тезисов будет посвящена отдельная глава. [Назад]

2.Blomberg, Craig. Jesus and the Gospels (Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1997), p. 275. [Назад]

3.Pentecost, Dwight. The Words and Works of Christ (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing, 1981), p. 117. [Назад]

4.Brown, Colin, ed. Dictionary of New Testament The­ology (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing, 1986), 2:629, 626. [Назад]

5.Witmer, John. Immanuel (Nashville, TN.: Word Publishing, 1998), pp. 97-98. [Назад]

6.Гайслер, Норман Л. Энциклопедия христианской апологетики (СПб.: Библия для всех 2009), с. 1050. [Назад]

7.Geisler, Norman L. Survey of the New Testament (Grand Rapids, ML: Baker Books, 2007). [Назад]

8.См. Blomberg; Брюс Ф. Документы Нового Завета: достоверны ли они? (Чикаго: SGP, 1990); Habermas, Gary. The Historical Jesus: Ancient Evidence for the Life of Christ (Joplin, MO: College Press, 1989). [Назад]

9.См. Habermas, Gary. The Resurrection of Jesus: An Apologetic (Grand Rapids, Ml: Baker Books, 1980). [Назад]

10.Willard, Dallas. Jesus the Logician // Christian Scholars Review (Summer 1999), p. 610. [Назад]

11.См. раздел, посвященный необходимости и применению логики в Geisler, Norman L. Systematic Theology (St. Paul, MN: Bethany House Publishers, 2002). [Назад]

12.Geisler, Norman. Thomas Aquinas: An Evangelical Appraisal (Eugene, OR: Wipf and Stock Publishers, 1991), p. 73. [Назад]

13.Иисус утверждал, что, если позволительно делать доброе дело обрезания в субботу, то в еще большей степени позволительно сделать в субботу доброе дело исцеления человека (Мк. 3). [Назад]

14.Sire, James W. Scripture Twisting (Downers Grove, IL: lnterVarsity Press, 1980), p. 17. [Назад]

15.Zuck, Roy B. The Role of the Holy Spirit in Hermeneutics // Bibliotheca Sacra 141 (April-June 1984), p. 126. [Назад]

16.Эта манера Иисуса использовать притчи в подтверждение Своей божественности была великолепно описана в диссертации, которую д-р Филип Пэйн защитил в Кембридже в 1980 году. [Назад]

17.В Евангелиях записаны более 200 вопросов, заданных Иисусом. Многие являются примером Его непрямого апологетического послания. Эта область апологетики Иисуса относительно мало изучена. [Назад]

18.Тем самым опровергается древняя идея о «пасхальном заговоре» — что Иисус якобы выдавал Себя за Мессию и для этого нарочно подстроил все так, чтобы казалось, будто Он исполнил ветхозаветные мессианские пророчества. См. Schonfield H. J. The Passover Plot: New Light on the History of Jesus (NY: Bantam, 1967). [Назад]

19.Историк Колин Хернер в 9-й главе своей знаковой монографии (Herner, Colin. The Book of Acts in the Setting of Hellenic History (Winona Lake, IN: Eisenbraums, 1960]) доказал, что книга Деяний была написана ранее 62 г. н. э. Это означает, два других синоптических Евангелия (от Матфея и Марка) были написаны еще раньше — не позже конца 50-х годов I века. Англиканский епископ Джон Робинсон — либеральный библеист, специалист по Новому Завету и сторонник «богословия смерти Бога» — полагал, что некоторые Евангелия были написаны уже в 40-х годах! (См. Robinson, John A. T. Redating the New Testament [Philadelphia: Westminster Press, 1976]). [Назад]

20.Payne, J. Barton. Encyclopedia of Biblical Prophecy: The Complete Guide to Scriptural Predictions and Their Fulfilment (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1987), pp. 477-493. [Назад]

21.Там же, p. 477. [Назад]

22.Там же, p. 477. [Назад]

23.Там же, p. 501. [Назад]

24.См. Hoehner, Harold. Chronological Aspects of the Life of Christ (Grand Rapids, Ml: Zondervan, 1978).

25.Возьмите, к примеру, предсказания спиритистов на год вперед, которые оказались ошибочными на 92%! В числе несбывшихся прогнозов были следующие: (1) все трое ведущих программы новостей будут уволены; (2) английская королева отречется от престола; (3) Кэти Ли Гиффорд займет место телеведущего Джея Лено; (4) Синди Кроуфорд родит тройняшек; (5) Хиллари Клинтон признает себя виновной в мелком воровстве из магазинов; (6) Чарльз Мэнсон сделает себе операцию по смене пола; (7) Уитни Хьюстон выйдет замуж за Майка Тайсона; (8) будет найдено африканское растение, способное излечить СПИД; (9) в результате вулканической активности между Кубой и материком возникнет перешеек; (10) певица Мадонна выйдет замуж за Боя Джорджа; (11) небоскреб Сирс-тауэр в Чикаго накренится подобно Пизанской башне; (12) подросток изготовит ядерную бомбу и взорвет ее в Южной Каролине; (13) в результате общенациональной лотереи в США налоги будут снижены наполовину; (14) певица Мадонна выйдет замуж за шейха и станет домохозяйкой; (15) ученые построят автомобиль, работающий на воде из-под крана. См. Kole, Andre; Jansen, Al. Miracles and Magic (Eugene, OR: Harvest House, 1984). [Назад]

26.См. Ross, Hugh. The Fingerprints of God (Orange, CA: Promise, 1989); автор предлагает современную версию этого аргумента в пользу существования Бога.

 

Норман Лео Гайслер (1932-2019) — выдающийся христианский богослов и философ. Участвовал в основании двух евангелических семинарий (Veritas International University и Southern Evangelical Seminary). Защитил кандидатскую диссертацию в Университете им. Лойолы и был автором более 90 книг и огромного количества статей по вопросам богословия, апологетики, философии, библеистики, этики и т. п. На русский язык переведены его книги «Энциклопедия христианской апологетики», «Непоколебимые основания», «Сын свободной», «Ответы критикам Библии».

Оригинальный текст статьи был опубликован в журнале Journal of the International Society of Christian Apologetics, Volume 1, No. 1, 2008. Электронная версия статьи выложена на сайт theologicalstudies.org.uk.