Интегральное христианство

В 20-й главе Деяний, в последней своей записанной проповеди апостол Павел предупреждал, что ложные учителя будут атаковать Церковь как снаружи, так и изнутри. Пагубные учения уже проникли в Церковь в виде идей «Нового мышления» [1] и философии Новой эры.

Некоторые христиане публично одобряют и даже проповедуют взгляды Новой эры или одобрительно отзываются об их проповедниках. В числе таких людей можно упомянуть Кена Блэнчарда, Роба Белла, Энн Ламотт, Ричарда Рора, Мэтью Фокса и Сью Монк Кидд. Они пропагандируют идеи Новой эры не явно, а переплетая их с христианскими или маскируя христианской терминологией. И на первый взгляд подобный синкретизм может сойти за христианство. Кроме того, язык Новой эры постоянно меняется и со временем становится все более изощренным. Зачастую используются двусмысленные и заковыристые выражения, благодаря чему выявить суть учения и проанализировать ее бывает довольно трудно.

Основные элементы Новой эры

В числе чуждых идей, которые чаще других выдаются за христианские, следует упомянуть восточную медитацию, присутствие образа Христа во всех религиях, пантеизм или панентеизм, а также отделение Иисуса от Христа.

Пантеизм — это мировоззрение, согласно которому все есть Бог, а Бог есть все. Бог отождествляется с творением. Мировоззрение панентеизма чуть сложнее: Бог присутствует во всем, и все присутствует в Боге, но Бог все-таки выше творения. И пантеизм, и панентеизм вполне сочетаются с недвойственностью — идеей о том, что все сущее едино, и никаких различий не существует. Панентеизм часто присутствует в мистических учениях, и соответствующие утверждения нередко можно найти в книгах, которые преподносятся как христианские.

Различие между Иисусом и Христом — идея, которую проповедует «Новое мышление» (называющее себя христианством), и которую можно встретить в сочинениях таких авторов, как Эммет Фокс и Эдгар Кейси, а также во множестве учений Новой эры. Суть ее в том, что Иисус — реальная историческая личность, человек, осознавший свою божественную природу. Христос же — не личность, а состояние сознания, достигаемое человеком при осознании своей природной божественности. Именно так Иисус стал Христом, и точно то же самое под силу любому человеку. Также используется термин «дух Христа», однако речь не о личностном духе, а о высшем знании, нисходящем на тех, кто подобно Иисусу осознал свою природную божественность. «Новое мышление» утверждает, что Иисус пришел не для искупления грехов, а чтобы исправить ошибочное мышление.

Цель «Нового мышления» и Новой эры — пробудить в людях это осознание посредством различных философий и практических методик, в особенности с помощью восточной медитации. Главное место в этих учениях занимают прорыв в сознании и новое восприятие реальности. Идея о том, что можно обрести свободу, достигнув осознания «истинной» реальности, также имеет буддистские корни. Поскольку Новая эра многое заимствует из «Нового мышления» и таких восточных религий, как буддизм, границы между источниками размываются, и понять, откуда пришла та или иная идея, и в чем ее подлинная суть, бывает непросто. Вдобавок, все эти понятия зачастую перемешаны с христианскими терминами и библейскими ссылками, образуя синкретическую смесь Новой эры, восточной философии и христианства.

Ниже мы поговорим об одном примере такого сочетания христианства с Новой эрой, в котором присутствуют некоторые из вышеупомянутых моментов. Моя цель — предостеречь читателей и помочь им понять, как легко взгляды Новой эры проникают в Церковь, используя христианские термины и каналы.

Интеграция с Новой эрой

Рон Мартойя (Ron Martoia) — «руководитель корпорации и ответственный коуч христианских организаций, светских аналитических центров и корпоративных управленческих групп». Область его специализации — «развитие человеческого потенциала, практика осознанности и семиотика; понимание нового и постоянно меняющегося ландшафта нашей постмодернистской культуры»2. Я упоминаю его имя в этой статье потому, что он был в числе участников конференции, организованной большой и влиятельной церковью Willow Creek Community Church[3].

Называя себя христианином, Рон Мартойя является участником движения «интегральной духовности» Кена Уилбера, но при этом продолжает сотрудничать с христианскими организациями:

Для христианских организаций — большая удача, когда человек, обладающий такими навыками, как Рон, знакомит их с трудами Кена Уилбера и переводит практику христианской жизни на интегральный уровень развития[4].

Кен Уилбер, который не причисляет себя к христианам, — сторонник синтеза духовности, и его взгляды, в основном, соответствуют философии Новой эры и буддизма. Уилбер — глубокий мыслитель и философ, автор нескольких книг, отражающих его убеждения. Одно из его сочинений, «Краткую историю всего» (A Brief History of Everything) настоятельно рекомендует в своей книге «Бархатный Элвис» (Velvet Elvis) Роб Белл. Все это привлекло к Уилберу внимание христианского сообщества, и некоторые идеологи «появляющегося» движения (emergent movement) [5] также с одобрением отозвались о нем.

В «Краткой истории всего» Уилбер разъясняет буддистскую идею «наблюдающего Свидетеля», «чистого наблюдающего «Я»», которое никогда не рождалось и никогда не умирает[6]. Это и есть то «истинное «Я»», к осознанию которого необходимо прийти — главным образом, с помощью восточной медитации[7]. Уилбер разделяет многие положения восточных религий и Новой эры, но некоторые из них отвергает, тем самым помещая себя в уникальную категорию, которую он назвал «интегральной духовностью».

Уилбер утверждает, что все вероучительные системы взаимосвязаны и в конечном счете ведут к осознанию единой истины. Однако не все убеждения равны. Каждое из них отражает некую часть высшей истины или движется к этой точке, однако конечная цель — достичь реализации чистой истины недвойственности, состояния, в котором человек осознает, что все сущее взаимосвязано, и никаких разграничений нет. С одной стороны Уилбер притягивает различные формы духовности друг к другу на основании взаимосвязанных истин; с другой стороны, он провозглашает чистейшей истиной недвойственность — взгляд, который не разделяют многие вероучения, и которому многие из них противоречат.

Кен Уилбер и перенниализм

Уилбер оказывает на современное общество огромное влияние посредством своих книг, веб-сайтов, последователей и организаций, которые можно найти повсеместно. «Интегральная духовность» — это термин, характерный именно для Уилбера и выражающий его точку зрения, что все религии являются частью истины и единого большего целого. Для того, чтобы ускорить рост движения, Уилбер привлек к сотрудничеству ряд единомышленников, в том числе, что удивительно, и некоторых христиан.

Уилбер часто упоминает перенниализм — более раннее движение, основанное на идее взаимосвязанной духовности, которое «рассматривает мировые религиозные традиции как части единой всеобщей истины, на основании которой выросли все религиозные знания и учения» [8].

В прошлом перенниализм пользовался большим влиянием в Соединенных Штатах:

В начале XIX столетия эту идею популяризировал трансцендентализм… К концу XIX века ее под названием «Религия мудрости» или «Древняя мудрость» еще больше популяризировало Теософское общество. В XX веке она приобрела популярность в англоязычном мире благодаря книге Олдоса Хаксли «Вечная философия», а также определенным направлениям в философии, венцом которых стало движение Новой эры[9].

Когда у христианина, выступающего перед тысячами единоверцев, обнаруживаются столь тесные связи с интегральной духовностью Кена Уилбера, это заслуживает внимания и тщательного исследования.

Рон Мартойя

Информация, которую Мартойя предоставляет о себе на собственной веб-странице, выглядит так:

Д-р Рон Мартойя — архитектор преображения. Его страсть — помогать людям и организмам, которым они служат, задумывать, осуществлять и переживать революционные изменения. За последние 10 лет Рон выступал перед более чем 30 тысячами лидеров на различных конференциях, начиная с Catalyst и заканчивая Willow Creek. Область его компетенции — развитие человеческого потенциала, практика осознанности, а также культурные тренды и то, как реагировать на них максимально эффективно[10].

Практика осознанности основана на буддистской медитации и представляет собой 7-й шаг Благородного восьмеричного пути (смрити). Осознанность, которая в нашей современной культуре преподносится как способ борьбы со стрессом, по существу, является разновидностью буддистской медитации, а также одним из столпов буддистского (в особенности дзен-буддистского) мировоззрения.

Буддизм утверждает, что привязанность к этой (ложной) реальности и к (несуществующему) «я» продлевает цикл реинкарнаций. Следовательно, развитие отстраненности необходимо для окончательного освобождения от перевоплощений. Медитация осознанности способствует достижению отстраненности, а это характеризует осознанность как мировоззрение.

Суть философии, стоящей за «осознанностью» в понимании буддизма или Новой эры, — пробуждение сознания для восприятия истинной реальности (также именуемой высшей истиной или разумом Будды). В основе буддизма и Новой эры лежит представление о ложности реальности, которую мы воспринимаем. Таким образом, практики, подобные медитации осознанности, нужны потому, что они якобы запускают процесс, приводящий к осознанию истины.

Глазение в поле

На веб-сайте Мартойи есть ссылка на некое упражнение, которое он называет «глазением в поле» (field gazing).

Глазеть в поле — это упражнение с целью освобождения, которое позволяет нам приблизиться к переживанию недвойственности. В чем его смысл. Медленное освобождение от ощущения своего «эго» («я») позволяет нам установить более глубокую связь с Молчанием/Богом, с творением и с другими людьми вокруг[11].

«Переживание недвойственности» означает ощущение своего единства со всем сущим. Никаких различий нет. Переживание недвойственности (или осознание недвойственности) — цель большинства разновидностей восточной медитации.

Упоминание Мартойи об «освобождении от ощущения своего «эго»», которое помогает нам установить более тесную связь с «Молчанием/Богом», отражает свойственные Движению Новой эры и буддизму представления о том, что «эго» — временная сущность, а не часть подлинной реальности. Почему он пишет «Молчание/Бог» так, словно молчание тождественно Богу и наоборот? Дело в том, что Бог в рамках этого мировоззрения — скорее, некий абстрактный принцип, и о Нем часто говорят как о существе, не поддающемся описанию. Соответственно, когда мы отождествляем Бога с молчанием, мы лишаем Его личностных черт и одновременно подчеркиваем, что нужно вой­ти во внутреннее молчание, чтобы найти Бога. Однако Божье Слово открывает нам качества и личностную природу Бога и утверждает, что Бога можно познать через Христа и через Библию. Это противоречит идее о том, что мы встречаемся с Богом и познаем Его, когда обретаем молчание или обращаемся вовнутрь себя.

Подлинное христианство утверждает, что мы «связаны» с Богом благодатью через веру во Христа (Ин. 14:6, 21; Рим. 8:15; Флп. 3:8-11). После этого мы растем во взаимоотношениях с Ним, используя методы, описанные в Библии: чтение и изучение Библии, молитва, поклонение Богу, общение с другими христианами, повиновение Святому Духу, действующему в нашей жизни.

Медитация и дыхание

Вот еще одна цитата с сайта Мартойи:

Укоренившись в теле, сосредоточьте внимание на дыхании. Сделав несколько дыханий, полностью сосредоточившись на вдохах и выдохах, приступайте к упражнению в благодарности. На вдохе тихо скажите себе: «Я с благодарностью принимаю все, что Ты приготовил для меня сегодня». На выдохе: «Сегодня я выхожу в мир с благодарностью за то, что есть» [12].

На другой странице мы находим такое заявление:

Кстати, мне очень хотелось бы ЗАНЯТЬСЯ 21-дневной направленной медитацией[13].

«Сосредоточиться на дыхании» — фраза, которую используют в восточной медитации, а аффирмации, которые произносятся на вдохе и выдохе, — это идея «Нового мышления» и Новой эры. Благодарным быть всегда хорошо, однако христиане возрастают в благодарности, когда видят в Библии, что сделал Бог, каким образом Он освящает Духом жизнь христианина, а потом выражают благодарность за это Самому Богу. Аффирмации Новой эры — это подделка, заменяющая подлинную молитву истинному Богу. Считается, что аффирмация сама по себе воплощает в реальность то, о чем в ней говорится.

Направленная медитация — это когда один человек направляет другого, помогая ему определенным образом визуализировать желаемое после дыхательных и расслабляющих упражнений. По существу, это разновидность гипноза, который погружает медитирующего в состояние измененного сознания, когда он поддается внушению. Именно во время направленной медитации я сама в свое время познакомилась со своим основным духом-наставником. И именно таким образом людям чаще всего рекомендуют искать себе духа-наставника (падшего ангела). Но это случается и неосознанно, когда человек даже не понимает, что его с помощью направленной медитации знакомят с духом-наставником.

Интегральное христианство: иной Иисус

Приложенную к христианству Интеграль­ную философию можно увидеть на веб-сайтах, в книгах и выступлениях людей, разделяющих идеи Кена Уилбера. Ниже я процитирую рецензию с сайта Amazon на книгу «Интегральное христианство: призыв Духа к развитию» (Integral Christianity: The Spirit’s Call to Evolve, Paragon House, 2012), написанную баптистским пастором Полом Смитом и удостоившуюся одобрения самого Кена Уилбера. Смит регулярно пишет материалы для сайта Уилбера Integral Life.

Перспективы интегральной теории и практики, сформулированные Кеном Уилбером, помогают раскрыть интегральный подход, который рекомендовал Иисус, который Он демонстрировал с помощью образов, свойственных Его эпохе, — и который традиционное христианство в значительной мере не смогло увидеть.
Смит включает в свою книгу элементы традиционных, модернистских и постмодернистских богословских взглядов, в том числе прогрессивных, а также присущих Новому мышлению и движению Emergent. Однако он не останавливается на этом и переходит к христианству, которое привержено следованию как историческому Иисусу, так и Воскресшему Космическому Христу, Чей Дух манит нас из будущего[14].

Рецензент признает нехристианское влияние «Нового мышления», а также движения Emergent (изобилующего ошибками). Исторический Иисус не имеет ничего общего с «космическим Христом», о котором говорят Уилбер и его сподвижники. Иисус вырван из контекста ветхозаветных пророчеств, Его роли как Мессии и Искупителя и превращен в «космического Христа» — ложного Иисуса, мистика и универсалиста.

Извечная проблема и ее решение

Искаженный образ Бога Интегрального христианства не находит поддержки в Писании. Бог отличен от Своего творения и не является его частью (Быт. 1-2; Пс. 103; Ис. 45:12, 18). Недвойственность означает, что различия между добром и злом не существует, а следовательно, нет ни праведного Бога, ни греха, ни нужды в историческом Иисусе Христе, искупившем грехи людей. В Иоанна 8:24 Иисус сказал: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших». Недвойственность и пантеизм/панентеизм полностью противоречат сущности Бога и Его откровению.

Как и предупреждал Павел в 20-й главе Деяний, деструктивные учения могут приходить в Церковь извне и изнутри. Смешение христианства с любым другим вероучением всегда ставит под угрозу христианскую веру, которую христиане призваны защищать (1 Тим. 6:3, 12; Титу 1:9; Иуды 3).

Извечная проблема состоит в том, что человек — по причине собственной греховной природы и желания идти своим путем, т. е. вопреки Божьему пути, — с самого рождения отделен от Бога и находится вне взаимоотношений с Ним. Иисус не говорил об истинных и ложных реальностях или восприятиях. Он пришел не для того, чтобы инициировать осознание высшей реальности или научить людей находить Бога в молчании. Напротив, Он сказал: «...Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28; см. также 26:28).

Центром Божьего откровения является истина о том, что Иисус — Мессия, исполнивший более трехсот ветхозаветных пророчеств, Искупитель, издавна обещанный как путь к спасению. Его крестная смерть открыла этот путь к спасению через веру в Него.

Красные флажки

Некоторые термины и понятия, смысл которых на первый взгляд не вполне очевиден, и которые могут быть вам незнакомы, указывают на присутствие синкретизма:

  • негативное отношение к физическому телу и материальной вселенной (восходит корнями к гностицизму);
  • медитация;
  • «Я»;
  • истинное и ложное «Я»;
  • Молчание;
  • Дух;
  • Недвойственность;
  • Гармонизация;
  • космический Христос или космический Иисус;
  • необычное толкование понятия «грех» — обычно как нереализованная врожденная связь с Богом или вселенной;
  • сознание;
  • осознанность;
  • эволюционный;
  • революционный;
  • новые формы христианства;
  • интегральная духовность или интегральная религия;
  • перенниализм.

 

Сноски

1. «Новое мышление» — это движение, сформировавшееся в XIX столетии и послужившее основой для возникновения Церкви христианской науки, Школы христианского единства, Церкви религиозной науки и других групп. «Новое мышление» претендует на принадлежность к христианству, использует в своем учении Библию и упоминает Иисуса. Однако Иисус «Нового мышления» — это человек, который стал Христом, образцом Сознания Христа для человечества, осознав свою внутреннюю божественность. [Назад]

2. URL: integrallife.com/contributors/ron-martoia [Назад]

3. URL: mrclm.blogspot.ca/2007/09/ancient-future-conference-at-willow.html [Назад]

4. URL: integrallife.com/future-christianity/evangelical-christianity-integral-christianity [Назад]

5. Движение Emergent, которое иногда называют движением «появляющейся церкви» (emerging church), возникло в 1990-х годах как попытка Церкви вступить в диалог с постмодернистами и невоцерковленной молодежью. Некоторые лидеры движения с одобрением отзывались об учителях в Церкви и за ее пределами, которые отступили от исторического христианства (таких, как Ричард Рор, Мэтью Фокс и Кен Уилбер). [Назад]

6. Wilber, Ken. A Brief History of Everything (Boston: Shambhala, 2007), pp. 330-336. [Назад]

7. Там же, p. 337. [Назад]

8. URL: en.wikipedia.org/wiki/Perennial_philosophy [Назад]

9. Там же. [Назад]

10. URL: ronmartoia.com/about-ron/ [Назад]

11. URL: ronmartoia.com/field-gaze-a-visual-silence-practice/ [Назад]

12. URL: ronmartoia.com/practices/gratefulness-breathing/ [Назад]

13. URL: ronmartoia.com/770/#comment-34 [Назад]

14. URL: www.amazon.com/Integral-Christianity-Spirits-Call-Evolve/dp/1557788006/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1377236516&sr=8-1&keywords=the+spirit%27s+call+to+evolve+paul+smith [Назад]

 

Марсия Монтенегро — руководитель апологетического служения CANA (Christian Answers for the New Age). До обращения ко Христу была профессиональным астрологом и глубоко изучала оккультные практики, восточные и эзотерические учения. Имеет степень магистра религиоведения. Оригинал статьи опубликован на странице Марсии Монтенегро в сети Фэйсбук.