Видеть невидимое: природа духовной войны

Иногда, если знать, что ищешь, можно «узреть» незримое и таким образом увидеть невиданное. Это не салонный фокус, а ценный духовный навык. И сделать это не так уж трудно, если знать, на какие подсказки следует обращать внимание. И я хочу показать вам, что это за подсказки.

Но сначала об одном принципиальном моменте. Я убежден, что большинство христиан ничего не понимает в духовной войне. Либо они вообще не подозревают об идущем незримом сражении, либо, даже признавая важность происходящего, сосредотачивают свои усилия не на главной проблеме, отвлекаясь на второстепенные моменты. Выражаясь военным языком, попадаются на обманный маневр. И вот в чем суть этой ошибки.

Некоторые христиане воображают, будто духовная война представляет собой противоборство с диаволом (или бесами), а молитвы определенного вида — главное оружие, с помощью которого можно победить или по крайней мере нейтрализовать («связать») силы тьмы. Любопытно, что Иисус никогда ни о чем подобном не говорил. Он учил нас не молиться нечистым силам, а просить Отца «избавить нас от лукавого» (Мф. 6:13) [1].

Я вовсе не хочу преуменьшить важность молитвы в любой сфере христианской жизни — и менее всего в этой, — но лишь пытаюсь привлечь ваше внимание к одному моменту, о котором вы, возможно, до сих пор не задумывались. Когда речь заходит о духовной войне, Новый Завет делает упор не на молитвенном противоборстве, а на чем-то совершенно ином, и я считаю, что мы упустим самую суть, если мы не поймем этого.

Невидимое поле брани

Мы живем в мире, сотворенном невидимым Существом, и в этом мире есть множество невидимых вещей. В каком-то смысле, они постоянно присутствуют «кругом», но многие их не замечают, потому что зримый и осязаемый мир впечатляет нас гораздо больше.

Во 2 Царств 6:15-17 слуга пророка Елисея увидел в материальном мире нечто поразительное — сирийскую армию, окружившую город конями и колесницами. «Увы! — воскликнул он, — господин мой, что нам делать?»

Елисей, напротив, нисколько не обеспокоился. Заглянув в невидимый мир, он увидел нечто большее, чем его слуга:

Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.

Елисей видел то, что было сокрыто от его слуги: окружившие город враги сами были окружены превосходящими невидимыми силами, готовыми вступить в бой ради защиты пророка. Он видел невидимое.

Конечно, обычным человеческим зрением слуга не мог увидеть то же самое. Ему нужна была помощь. И сегодня на помощь христианам приходят новозаветные тексты, подробно рассказывающие о том мире, который был доступен Елисею. Против нас тоже стоит незримая армия, и иногда, если мы настороже, мы можем заметить ее маневры.

Я бы хотел, чтобы вы вдумались в текст одного хорошо знакомого библейского отрывка. В нем есть мысль, на которую раньше вы, возможно, не обращали внимания. Вот его текст:

Наденьте Божьи доспехи — тогда вы сможете устоять перед кознями дьявола. Потому что мы ведем бой не с людьми из плоти и крови, а с Началами, с Властями, со вселенскими повелителями этого мира тьмы, с духовными силами зла в небесном мире. И поэтому наденьте Божьи доспехи, чтобы у вас хватило сил противостоять им в черный день и выстоять, все преодолев. Так стойте неколебимо, опоясав себя истиной и облекшись в панцирь праведности. Пусть обувью вашей будет готовность нести Радостную Весть о мире. И кроме того, крепко держите в руках щит веры — им вы погасите все раскаленные стрелы Врага. Возьмите еще шлем спасения и меч Духа, то есть Слово Бога (Еф. 6:11-13 РБО).

В этом отрывке Павел объясняет нам, что мы находимся в состоянии войны. Он признает реальность противодействия со стороны видимого мира («из плоти и крови»), но утверждает, что настоящее сражение происходит на более глубоком уровне, в мире невидимом («в небесном мире»). Но это вам уже известно.

А вот, чего вы, возможно, раньше не замечали. Павел сообщает, что враг действует в соответствии с определенной стратегией, которую апостол называет «кознями», — это своего рода план сражения, в соответствии с которым совершаются сатанинские маневры. Облекшись в правильные доспехи, мы сможем «устоять» перед замыслами лукавого, не поддавшись на его хитрости и уловки.

Известно ли нам что-нибудь об этих коварных замыслах? Думаю, известно.

Оружие номер один

Давайте рассмотрим четыре стиха, которые складываются в отрезвляющую картину, позволяющую увидеть направление главного удара сатаны в идущем духовном сражении.

Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19).
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную… (Отк. 12:9).
Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор. 4:3-4).
…Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим. 2:24-26).

Возможно, вам не приходило в голову, насколько абсолютна власть врага над человеческим разумом, однако процитированные выше стихи не оставляют никаких сомнений. Согласно Новому Завету, весь мир находится в смертельных объятьях сатаны. Он подчиняет людей своей воле с помощью хитрости и обмана, ослепляя умы погибающих, не позволяя им прийти в себя и увидеть мир таким, какой он на самом деле.

Иисус предупреждал, что сатана — «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44), и что даже христиане не находятся в полной безопасности от его уловок. Когда мы стали христианами, конечно, Бог вложил в нас новое сердце, однако наш разум все еще полон сатанинскими глупостями — той ложью, в которую мы легко верили. Павел говорит, что прежде мы были «заблудшими» и «рабами похотей» (Титу 3:3), что мы «жили по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2).

В таком случае, чтобы избавиться от этой власти, прежде всего необходимо повернуть этот процесс вспять. Мы должны «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины», а также, «отвергнув ложь, говорить истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:22-25). Вы уже поняли, к чему я веду?

В свете всего услышанного неудивительно, что, готовясь к сражению с лукавым, мы в первую очередь должны «опоясать себя истиной» (Еф. 6:14 РБО). И, вступив в бой, мы ведем его «не обычным оружием, а оружием Божественной мощи — оно сокрушает твердыни». Мы всей силой обрушиваемся на сатанинскую ложь и начисто истребляем ее, «сокрушаем хитросплетения ума и высокомерие, восстающие против познания Бога» (2 Кор. 10:3-5).

Обратите внимание: в процитированных текстах нет ни слова о «связывании и разрешении». Нет ни малейшего намека на духовный рестлинг.

Библейское откровение ведет нас в совершенно другом направлении. В одной своей статье я писал: «[Сатана] побеждает хитростью и скрытностью, он сокрушает противников с помощью лжи, клеветы, обольщения и ловких приемов. Если вы сомневаетесь в его способностях, берегитесь. Его оружие — незаметность. Сатана сознательно держится в тени, где его темные делишки трудно заметить» [2].

Таким образом, главное оружие в арсенале врага, позволяющее ему одерживать победы в духовной войне, — не сила, а хитрость. И поскольку стратегия, которой он следует в своих атаках, сводится к распространению лжи, самое мощное оружие, которое мы можем использовать в сражении с ним, прямо противоположно: распространение истины. Истина — это единственный способ противостоять лжи, достойный ответ на заблуждения, антидот против обмана. Следовательно, духовная война — это не силовое противоборство, а борьба за истину[3].

Видеть невидимое

Итак, мы находимся в состоянии войны. Мы сражаемся в невидимом мире с силами, не принадлежащими нашему миру, используя для этого оружие, способное противостоять духовным замыслам и бесовским козням, которые обрушиваются на нас. Наша задача — разрушать эти коварные планы, раскрывая их. Всеми силами удерживать свои позиции, противопоставляя лжи истину.

Однако следует взглянуть на ситуацию под еще одним углом, чтобы не упустить важный момент — ключ, который позволяет нам разоблачать тайные замыслы.

Зрячий человек едва ли упадет в яму, даже неглубокую. Он ее обойдет. Слепой же, напротив, легко может шагнуть с обрыва в самую глубокую и страшную пропасть, потому что не подозревает о ее существовании. Аналогичным образом, сатана может подбросить миру какую-нибудь большую ложь — настолько очевидную, что думающий христианин без особого труда ее распознает. Однако мир в целом ничего не заметит, потому что неспособен видеть. Люди ослеплены.

Это и есть ключ, «подсказка», которая раскрывает замысел лукавого и позволяет нам подготовить контрудар. Ищите чудовищную духовную ложь, которая кажется совершенно очевидной, простой ход, который представляется до нелепого неуклюжим, огромную яму, которую нельзя не заметить, но которую мир в упор не видит, — пропасть, в которую слепые люди без колебаний шагают один за другим. Если найдете ее, сможете определить направление сатанинской атаки.

Если вы спрашиваете себя, как можно попасться в столь явную духовную ловушку, если вас ошеломляет легковерность большинства людей, если вы ловите себя на неотступной мысли: «Это бессмыслица какая-то», — возможно, вы наткнулись на сатанинский план. Вы раскрыли его военную хитрость, потому что объяснить столь явную неспособность к трезвому суждению в духовных вопросах можно лишь духовной слепотой, а мы уже знаем, чьих это рук дело.

Позвольте привести пару примеров.

Два коварных плана лукавого

Первый план воплощается в жизнь уже давно, но люди по-прежнему ведутся на обман, несмотря на его явную абсурдность. За минувшие годы эта ложь претерпела ряд трансформаций, но суть ее сводится к простому тезису: истины не существует.

Утверждение, что истины не существует — отличный способ разом положить конец всем спорам о том, чьи религиозные убеждения правильнее. Если истины попросту нет, то дискутировать о том, какая религия истинна, бессмысленно. Зачем спорить о том, кто знает верный ответ, если верных ответов не существует в принципе?

Этот прием находит отклик у людей отчасти потому, что таким образом, как считается, можно прийти к толерантности, миру и гармонии между людьми. В определенном смысле («истинно для тебя»), по-своему прав каждый. Но при этом считать какую-то конкретную точку зрения истинной — заблуждение.

Когда люди говорят мне, что истины не существует, я не вполне понимаю, что они хотят услышать в ответ. Вероятно, они хотят, чтобы я с ними согласился. Но если я сочту, что они правы, и соглашусь с ними, то у меня сразу возникнет проблема. Согласившись с тезисом, что истина относительна, я признаю его истинным — но ведь именно это они и считают непозволительным. Понимаете, в чем загвоздка? Кроме того, утверждение, что истины не существует, выбивает почву из-под ног у Великого Поручения.

Обратите внимание на закономерность. В видимом мире происходит нечто явно ложное и при этом имеющее духовное значение, и средний человек, как правило, реагирует неправильно, сам того не осознавая. Почему? Потому что в невидимом мире пущен в ход коварный план, заговор с целью ослепить обывателей. А духовные последствия такой слепоты катастрофические.

Воплощение другого замысла лукавого в настоящий момент идет полным ходом. Еще 2000 лет назад Господь Иисус высказал одно очень простое наблюдение относительно тварного мира: люди созданы мужчинами и женщинами. Из этого факта Он сделал несколько вполне здравомысленных умозаключений относительно природы сексуальных и супружеских отношений: один мужчина и одна женщина становятся одной плотью однажды и до конца земной жизни (Мф. 19:4-6).

Говоря об этом, Иисус опирался не на Свой божественный авторитет и даже не на Свою несравненную проницательность. Для того, чтобы понять очевидное, не требуются ни сверхъестественные способности, ни духовная прозорливость. Скорее, Иисус высказал банальную мысль о том, что явно продиктовано природой (и ее Творцом): существуют мужской пол и женский, и они созданы друг для друга. Между тем, в наше время эта нехитрая истина уже не столь очевидна множеству людей. Более того, стройные ряды в целом вполне разумных людей агрессивно ее опровергают.

Почему же очевидное перестало быть таковым? Почему столь многие (к сожалению, среди них есть и христиане) игнорируют слова Иисуса, когда дело доходит до определения гендера, гомосексуализма и всевозможных сексуальных развлечений? Чем объяснить агрессивное отношение к людям, которые видят то, чего не видят другие? Причины этого носят не естественный, а сверхъестественный характер. Эта ложь приводится в действие незримой силой из невидимого мира. В центре нынешних споров вокруг гендера и человеческой сексуальности — ни то, ни другое. На самом деле, яблоком раздора является вопрос о том, кто здесь главный — творение или Творец, Горшечник или глина.

На свет из тени

Наверное, вы уже поняли, как серьезны вышеназванные лживые идеи с точки зрения духовной войны. Все они имеют своей целью ослепить людей и внушить им ошибочные представления о чем-то имеющем духовное значение. Релятивизм сводит на нет все попытки отделить истину от лжи и позволяет отцу лжи царствовать безраздельно. «Гендерные войны» доводят право выбора, которым обладает человек, до почти смехотворной крайности и превращает сторонников Божьей точки зрения на секс и супружество в объекты преследования.

Вот в чем ключ. Если вы хотите увидеть невидимое, ищите некие радикальные изменения в видимом мире, имеющие духовное значение и при этом настолько явные, что, казалось бы, всем они должны быть понятны, однако же на самом деле все не так. Это верный признак. Это подсказка. Именно так мы узнаем, что ступили на территорию, где враг готовит главный удар.

Остальные люди не видят, что происходит, потому что за этими событиями стоят темные духовные силы из мира, который сокрыт от их глаз, однако нам все открыто. Мы понимаем, что замыслил лукавый, мы можем подтянуть к этому участку «фронта» все резервы истины, мы можем предпринять все мыслимые шаги — руководствуясь мудростью, истиной и любовью, которые нам даровал Бог, — чтобы «все преодолевши, устоять».

Хочу закончить словами Джона Ньютона — бывшего работорговца, ставшего христианским гимнописателем и пастором, — взятыми из его самой первой проповеди, прочитанной в лондонской церкви св. Марии Вулнотской 19 декабря 1779 года. Он проповедовал на текст: «…говоря с любовью истину…» (Еф. 4:15, Новый русский перевод):

Библия — это великий кладезь истины, делиться которыми с вами будет делом и радостью моей жизнью. Это законченная система божественной истины, к которой ничего невозможно прибавить, и от которой ничего нельзя безнаказанно отнять. Любая попытка затушевать или смягчить какую-либо часть этой истины в угоду царящим вокруг на вкусам, а также во избежание недовольства или ради стяжания благосклонности таких же смертных людей неизбежно будет оскорблением для величия Божьего и изменой по отношению к человечеству. Призываю свою совесть во свидетельство того, что я намерен возвещать среди вас истину» [4].

 

Сноски

1. Конечно, когда Иисус непосредственно сталкивался с бесами, Он разбирался с ними тут же, на месте. Однако необходимо сделать две оговорки. Во-первых, мы редко сталкиваемся с бесами лицом к лицу так же, как Иисус. В нашей повседневной жизни все происходит несколько иначе. Во-вторых, когда некая служанка, одержимая прорицательным духом, донимала апостола Павла, он много дней терпел, прежде чем изгнать из нее беса (Деян. 16:16-18). Таким образом, для нас прямое противоборство с силами тьмы представляется, скорее, исключением, нежели правилом. [Назад]

2. Koukl, Gregory. The Story of Reality (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2017), p. 85. [Назад]

3. Именно поэтому защита истины (апологетика) является необходимой составляющей духовной военной стратегии Церкви. [Назад]

4. Aitken, Jonathan. John Newton — From Disgrace to Amazing Grace (Wheaton, IL: Crossway, 2007), p. 272. [Назад]

 

Оригинал статьи находится на сайте служения Stand to Reason (www.str.org)