Поверхностные ответы на трудные вопросы

Что общего между Стивом Джобсом, Вольтером и моей мамой? Все они когда-то получили легкомысленные ответы на сложные богословские вопросы.

Стив Джобс оставил христианство в возрасте 13 лет. Его огорчила обложка журнала, на которой были изображены два голодающих ребенка из Биафры. Он вырос в лютеранской церкви, поэтому принес журнал своему пастору и спросил, знает ли Бог об этих голодающих детях. Если верить биографии Джобса, написанной Уолтером Айзексоном, пастор ответил: «Стив, я понимаю, что тебе трудно в это поверить, но Господь знает и об этом». Из-за этого ответа Стив ушел из церкви и больше никогда туда не возвращался.

Вольтер тоже хотел получить ответ на сложный богословский вопрос. Когда 1 ноября 1755 года землетрясение в Португалии унесло жизни тысяч людей, Вольтер задумался о причине человеческих страданий. Не удовлетворенный полученными богословскими ответами, он взялся писать «Кандида». Эта работа представляла собой едкую критику богословского объяснения человеческих страданий, предложенного Готфридом Лейбницем.

Моя мама задавала сложные богословские вопросы. В шестилетнем возрасте она столкнулась с проблемой, над которой не должен задумываться ни один ребенок. Почему Бог позволил умереть ее отцу? В ту ночь, когда он умер от сердечного приступа, моя мама задала этот вопрос своему пастору. Тот ответил, что ее папа нужен Богу на небесах. Моя мама ответила, что ей папа нужен здесь, дома.

Каждая из этих трех историй должна послужить нам предостережением: легкомысленные ответы вредны. Серьезные богословские вопросы требуют серьезных ответов. На кону вечная истина.

Давать продуманные ответы на сложные богословские вопросы всегда трудно. Этим приходилось заниматься каждому поколению христиан: Павел давал серьезные богословские ответы христианам, жившим в Риме, Коринфе, Галатии и в других частях Римской империи. Ранняя Церковь столкнулась с трудными вопросами о Писании, Иисусе и Троице. Другие поколения христиан отвечали на сложные вопросы о крушении империй, бессмысленных эпидемиях и необъяснимых случаях геноцида.

Сегодня христианам точно так же задают сложные вопросы. В наш век неопределенности давать продуманные ответы на серьезные богословские вопросы особенно трудно. Мы привыкли к скоротечным разговорам, отрывочным мыслям и стремительным ответам. Развить в себе привычку к глубоким размышлениям, осторожным высказываниям и терпеливым объяснениям непросто.

Как же христианам лучше всего отвечать на серьезные и сложные вопросы? Как отвечать на них таким образом, чтобы проявить уважение к спрашивающему и не поступиться истиной? Вот несколько рекомендаций.

1. Почему они спрашивают?

Когда я учился на пастора, один из преподавателей в семинарии учил нас отвечать на сложные богословские вопросы встречным вопросом: «Почему это вас интересует?» Этот совет много раз меня выручал. Зачастую человек задает вопрос по какой-то неочевидной причине. Поняв эту причину, вы сможете дать более толковый ответ.

2. Серьезные ответы требуют времени

В годы Реформации возникало много богословских вопросов. И многие реформаторы были готовы давать на эти серьезные вопросы серьезные ответы. Например, в «Апологии Аугсбургского исповедания» артикул об оправдании начинается так: «Но поскольку этот спор затрагивает самую важную тему христианского учения… мы просим Его Императорское Величество любезно выслушать наши объяснения по этому важному вопросу». Они знали, что содержательный ответ нельзя дать за несколько секунд.

Не торопитесь с ответом. Возьмите паузу, чтобы с молитвой все обдумать и сформулировать внятное и убедительное объяснение. Всегда разумно ответить на сложный вопрос так: «Вы не против, если я отвечу немного позже? Я хотел бы обдумать свой ответ». Казалось бы, дать скоропалительный и поверхностный ответ проще всего. Но смирение заставляет нас помнить о том, что первая мысль, пришедшая на ум (а возможно, даже вторая и третья) может оказаться не самой лучшей: «Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного» (Экк. 7:8).

3. Мягкость и уважительность

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Мы очень легко позволяем первой части наставления апостола (будьте готовы дать ответ) взять верх над второй (но делайте это с кротостью и благоговением). Дать мягкий и уважительный ответ не значит придать своему голосу интонации радиоведущего. Это значит убедиться, что вы поняли суть вопроса, прежде чем приступать к объяснениям, дать собеседнику возможность правильно сформулировать вопрос и предложить ему продуманный и взвешенный ответ. Иногда уважительное отношение подразумевает смирение — когда приходится признаться собеседнику, что у вас нет убедительного ответа, и вы сами пытаетесь его найти.

4. Измените среду общения

Отвечать там же, где вам задали вопрос, — не всегда хорошая идея. Вы вовсе не обязаны отвечать точно таким же образом. Комментарии, СМС-ки, твиты и электронные письма — все эти средства коммуникации имеют свои недостатки. Иногда стоит сменить канал и выбрать другой, который позволяет общаться в более узком кругу. Результаты изучения социальных сетей свидетельствуют, что разговор с глазу на глаз оказывает на собеседника большее влияние, чем публичные комменты или посты. Если кто-то твитнул сложный вопрос, подумайте о том, чтобы ответить ему в личном сообщении. Если кто-то прислал вам СМС или e-mail, договоритесь о личной встрече.

Подходить к ответу на трудные вопросы следует с некоторой долей страха и трепета. В конце концов, «верно преподавать слово истины» (2 Тим. 2:15) — огромная ответственность. Бездумно рубя сплеча, можно наломать немало дров. Отвечать на трудные вопросы нужно вежливо, уважительно, серьезно и терпеливо. Будьте благодарны за то, что человек вообще задал вопрос (искренние возражения всегда лучше глухого безразличия), и что Бог счел вас для этого человека достойным собеседником.