Эндрю Уоммак

Эндрю Уоммак — основатель Служения Эндрю Уоммака и Библейского колледжа «Харис». Он распространяет свое учение по всему миру «используя возможности радио и телевидения». Но здравы ли его проповеди с библейской точки зрения? Поскольку Писание призывает христиан остерегаться лжеучителей, нам необходимо исследовать два основных потенциально пагубных аспекта убеждений Уоммака.

Здоровье и преуспевание

Уоммак говорит...

Утверждать, что «Бог — причина смерти людей», или что «Он налагает на нас болезни, чтобы смирить нас — с какой-то искупительной целью, чтобы усовершенствовать нас через страдания», — это «ложное учение» [1]. Напротив, как пишет Уоммак, «Слово Божье четко утверждает, что болезни и немощи — дела дьявола» [2]. Он также убеждает христиан, что «если вы в состоянии депрессии, вы испытываете демоническое влияние. Сатана пытается вам что-то навязать» [3].

По словам Уоммака, Бог «хочет исцеления каждого человека в каждом случае» [4]. Более того, крест Иисуса, как он утверждает, уже искупил верующих от всех болезней и немощей: «Как и прощение, исцеление — свершившееся дело! ...Бог — по благодати — уже исцелил всех» [5].

Вдобавок, верующие искуплены от бедности. Во 2 Коринфянам 8:9 Павел говорит, что Иисус «обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою», и эти слова следует понимать как в духовном, так и в материальном смысле. Смертью и воскресением Иисуса христиане не только прощены, но и «благословлены, исцелены и имеют процветание» [6] уже в этой жизни.

Для того, чтобы получить это исцеление и материальное благополучие, верующие должны воспользоваться своей властью (см. ниже).

На самом деле Библия говорит...

Хотя иногда причиной болезней и беднос­ти могут быть действия бесовских сил, очевидно, что Бог тоже может посылать подобные испытания. Например, в Книге Исход 4:11 Бог говорит Моисею: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли, Господь?» Апостол Иаков предупреждает верующих: «Вместо того чтобы вам говорить: „если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое“, — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (4:15).

Значит ли это, что Бог жесток и равнодушен? Нет! И хотя мы не всегда понимаем, какую конкретную цель преследуют те или иные болезни и страдания, с которыми мы сталкиваемся, Господь может использовать эти скорби для нашего блага. Псалмопевец признается: «Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню… Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:67, 71). По словам псалмопевца, многие обращаются к Господу в годину испытаний, а не благополучия. Поэтому логично, что Он использует такие средства, чтобы привлечь людей к Себе.

После того, как человек спасен, Бог продолжает использовать любые необходимые средства, чтобы воздействовать на него. Автор Послания к евреям объясняет, что «„...Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает“. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12:6-7). Хороший отец не наказывает ребенка из жестокости — не поступает так и Господь. Он наказывает нас с любовью, ради благой цели: чтобы преподать нам ценные уроки, которые иным способом мы могли бы не усвоить. Петр советует читателям: «Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:19).

И все-таки Библия действительно говорит, что однажды Бог исцелит всех Своих детей. Но не в этой жизни. Апостол Павел отмечает, что здесь, на земле, наши физические тела «тлеют» (2 Кор. 4:16). Только когда Иисус вернется, мы обретем прославленные тела, не стареющие и не подверженные болезням. В 1 Коринфянам 15:42-43, Павел описывает наши нынешние тела как тленные, которые «сеются в уничижении» и «немощи». Однако после воскресения наши новые тела станут нетленными и будут сеяться в славе и силе.

То же самое справедливо и в отношении преуспевания. В этой жизни кто-то из нас беден, а кто-то богат. В будущей жизни все наши нужды будут удовлетворены! Но пока нам следует довольствоваться нынешними обстоятельствами, стремясь приблизиться к Богу (Флп. 4:11-12). Это не означает, что с нашей стороны будет грехом искать более выгодную работу или иные способы улучшить свое материальное положение. Опасность возникает, когда мы делаем своей целью достаток, а не Бога. Павел предостерегает, что подобное отношение может привести к «бедствию и пагубе» (1 Тим. 6:9).

Власть

Уоммак говорит…

Бог повелел Адаму и Еве «владычествовать над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею...» (Быт. 1:26). По словам Уоммака, власть людей над миром была безграничной[7]. Как только Бог передал Свою власть Адаму и Еве, у Него Самого власти больше не осталось. Он больше не мог пользоваться Своей властью в этом мире, пока кто-нибудь не произнесет Его слова из Библии! Но, вкусив от запретного плода, Адам и Ева отдали свои полномочия сатане. Сегодня люди сталкиваются с той же проблемой: сатана обманом убеждает их принимать и говорить то, что противоречит Божьей воле.

По словам Уоммака, именно поэтому должен был родиться Иисус: «У Бога не было материального человеческого тела, поэтому Он не мог просто так свободно действовать на земле. Ему пришлось стать человеком. Иисусу — Слову, ставшему плотью, Богочеловеку — пришлось стать материальной личностью, чтобы иметь власть на этой земле (Ин. 1:14)» [8]. Однако Иисус не мог просто взять и прийти, когда Ему вздумается. Чтобы родиться, Ему нужна была власть, а у Него ее не было. Уоммак пишет: «Богу в буквальном смысле понадобилось четыре тысячи лет, чтобы найти достаточное число людей, которые проявят достаточно веры, чтобы говорить и пророчествовать то, что нужно было сказать для сотворения тела Иисуса» [9].

На самом деле Библия говорит...

Бог действительно наделил Адама и Еву владычеством над всей землей. Однако это владычество не состояло в высвобождении Божьей силы с помощью наполненных верой слов. Бог всего лишь поставил людей во главе Своего творения. И такое владычество не означает, что Всемогущий Бог утратил право вмешиваться в жизнь мира. В противном случае как бы Он смог проклясть сатану (змея) или человечество в Бытии 3:14-24, если к тому моменту только сатана имел право произносить действенные проклятия? Однако Всевышний Господь Сам навсегда изгнал Адама и Еву из Эдема (3:23-24). Таким образом, какими бы ограниченными правами и полномочиями Бог ни наделял людей, они все равно подчинены Его бесконечным власти и воле. Именно поэтому Он мог смешать языки в Вавилоне (Быт. 11:1-9) и сокрушить стены Иерихона (Нав. 6:1-20). И именно поэтому древний Израиль так и не обрел покоя, хотя множество лжепророков возвещало ему благоденствие (Иер. 14:11-14). Бог не обязан был повиноваться их словам; они не могли противиться Его решению. Вот почему человек может «обдумывать свой путь», но в конечном итоге именно «Господь управляет шествием его» (Прит. 16:9). Всемогущий Бог Писания владычествует над всем — не только над этим миром, но и над всей вселенной!

Выводы

Поскольку учения Уоммака противоречат Писанию, они порождают заблуждения и наносят людям вред. Он проповедует небиблейского бога, который не способен даже претворить в жизнь собственную волю. Например, Уоммак рассказывает историю о двух мальчиках-подростках, которые в 1999 году пришли в свою школу и убили двенадцать учащихся, одного учителя, а потом покончили с собой. По словам Уоммака, Бог не хотел, чтобы так случилось, и сделал все, что было в Его силах, чтобы остановить убийц. Незадолго до трагедии Бог даже заговорил через молодежного служителя церкви и «старался остановить их и ставил препятствия на их пути» [10]. Однако Господь потерпел неудачу, и двое подростков успешно осуществили свой кровавый замысел.

Кроме того, Уоммак дает язвительный совет скорбящей матери, чей 17-летний сын случайно застрелился в гостях у друга. Опираясь на свое небиблейское учение о сверхъестественной силе произнесенных вслух слов, Уоммак заявляет, что подлинной причиной трагедии стала ссора, произошедшая между юношей и его матерью перед тем, как он в тот день вышел из дому. Уоммак обвиняет мать в смерти сына[11].

Бог призывает христиан не к ложной вере, сосредоточенной на преуспевании и отрицающей Его абсолютную верховную власть, а к истинной вере, к тому, чтобы уповать на Него в любой ситуации. Апостол Павел «научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Флп. 4:11-12). Он также объясняет, что «великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу...» (1 Тим. 6:6-9).

Эндрю Уоммак проповедует ложного бога и внушает слушателям ложные надежды. Будем уповать на истинного Бога и Его Слово!

Сноски

1. Уоммак, Эндрю. Бог хочет, чтобы ты был здоров (Древо жизни, 2012). [Назад]

2. Уоммак, Эндрю. У вас уже все есть! Бог уже дал все благословения: не старайтесь их заслужить (СПб.: Древо жизни, 2014). [Назад]

3. Уоммак, Эндрю. Как лучше молиться (Древо жизни, 2012). [Назад]

4. Andrew Wommack Ministries, “Faith for Healing Is Based on Knowledge” (www.awmi.net/extra/article/healing_knowledge). Accessed Sept. 25, 2014. [Назад]

5. Уоммак. У вас уже все есть! [Назад]

6. Там же. [Назад]

7. Уоммак, Эндрю. Власть верующего. То, чему не учат в церкви (Брайт Стар Паблишинг, 2017). [Назад]

8. Там же. [Назад]

9. Там же. [Назад]

10. Уоммак. Бог хочет, чтобы ты был здоров. [Назад]

11. Уоммак. Власть верующего. [Назад]