Чему на самом деле учит «Хижина»

Повесть «Хижина» разошлась тиражом в 20 млн. экземпляров и попутно породила не менее 20 млн. дискуссий на разные темы. Многие горячие споры были вызваны желанием отделить факты от вымысла, понять, какие именно идеи Пол Янг хочет донести до читателей посредством своего сочинения. Од­ни увидели в этой книге новаторский подход к изложению ортодоксального христианского учения, другие — явную ересь. В конечном итоге, одному лишь автору было точно известно, во что он верит.

Во всяком случае, так обстояли дела, пока в свет не вышла его новая книга «Хижина. От­веты» — на этот раз написанная в жанре non-fiction. В ней Янг разъясняет свои представления о грехе, религии, аде, заместительном искуплении, повиновении, спасении и ряде других вопросов, затрагивающих самую суть христианской веры. С этой целью он рассматривает 28 «ложных» убеждений, которых придерживаются люди — точнее говоря, евангелические христиане. Бакстер Крюгер в своем предисловии настаивает на том, что Янг исходит из общепринятых в христианстве идей. Время и место не позволяют мне оценить справедливость этого утверждения, рассмотрев его в свете каждой из 28 глав. Я уделю основное внимание лишь некоторым заявлениям автора, которые касаются наиболее важных для христианства моментов.

28 ложных идей

В этом разделе я вкратце изложу содержание самых важных глав книги «Хижина. Ответы». Насколько возможно, я позволю Янгу говорить самому за себя.

Глава 2: «Бог хороший. Я — нет». Здесь автор рассуждает о состоянии человека. «Многим кажется, что Бог считает людей неудачниками, жалкими, заведомо ущербными грешниками». Однако в реальности, пишет Янг, все обстоит совершенно иначе: «Пусть наши глаза порой искажают истину, но в глубине души никто из нас не ущербен. Мы — истина, мы — свет, но часто блуждаем в потемках и ведем себя глупо, реагируя на боль, причиненную нам нашими собственными заблуждениями, обижая себя, окружающих и все Божье творение. Мы слепы, но не ущербны». Первой жертвой становится учение о греховной испорченности человеческой природы.

Глава 3: «Бог все контролирует». Следом приходит очередь абсолютной власти Бога. Христиане часто говорят, что у Бога есть план относительно нашей жизни, и даже боль является частью этого замысла. «Неужели кто-то действительно верит, что весь кошмар, который творится в мире, — дело рук Бога, что он совершает это во имя своего всемогущества, как доказательство своей верховной власти? Некоторым верующим, в том числе христианам, свойствен мрачный детерминизм — фатализм, объясняемый личной волей некоего всемогущего существа. „Будь, что будет“, „что случилось, то случилось“. А поскольку Бог всему голова, то, должно быть, это часть его замысла». Янг настаивает, что Бог ничем не управляет единовластно — «Он покоряется нашему выбору, а не управляет им, и вместе с нами вынужден расхлебывать все проблемы, которые мы создаем». Как мы увидим ниже, эта идея о подчинении Бога человеку является одной из центральных тем книги.

Глава 5: «Бог — христианин». Здесь Янг намерен продемонстрировать, что делить людей на христиан и нехристиан бессмысленно и даже опасно. «Вера — это действие, а не категория. Правда в том, что каждый человек находится где-то посередине между верой и неверием. И несмотря на это, мы продолжаем разделять людей на „верующих“ и „неверующих“». Вместо этого нам следует понять, что все мы находимся на одном и том же пути, только на разных его этапах.

Глава 12: «Религию создал Бог». Янг часто говорит о красоте взаимоотношений и опасности религии. «Но религию создал не Бог. Скорее, религия относится к вещам, с которыми Он мирится, потому что мы, люди, поставили его перед фактом. Я уже говорил, что суть Бога — во взаимоотношениях; следовательно, любая церковь, община или религия, основанная на структуре, системе, разделении и программе, — дело рук человека, а не Бога».

Глава 13: «Каждый должен быть спасен». Здесь автор переходит к вопросу о спасении. Вот довольно обширная цитата, из которой следует, что он безоговорочно разделяет идею универсализма — что Бог уже спас или со временем спасет всех и каждого:

Так в чем же благая весть? И чему тут радоваться?

Благая весть не в том, что Иисус дает вам возможность спасти, и вас «приглашают» принять Его в свою жизнь. Она в том, что Иисус уже принял вас в свою жизнь, и вы уже являетесь частью Его отношений с Богом-отцом и помазания Его Святым духом. Иисус принял вас, не спросив у вас разрешения. Можете верить этому или нет — ничего не изменится.
Что или кто дарует мне спасение? Господь уже сделал это через Иисуса, или мне самому придется этим заняться? Иисус — свидетельство того, что мы уже спасены; заявляя о том, что мое активное участие каким-то образом поможет в этом деле, я претендую на причастность к уже совершившемуся действию. Но не вера в спасение спасет нас, а вера в Иисуса [1].
Господь не ждет, что я сделаю выбор, чтобы потом взять и спасти меня. Он уже сделал этот выбор за все человечество — решительно и безоговорочно. Теперь от нас зависит, будем ли мы развиваться и участвовать в этой реальности или продолжать жить во тьме, воображая себя независимыми.
Так значит, все спасены? Верю ли я во всеобщее спасение?
Да, именно об этом и речь!
...истина в том, что любой человек, когда-либо рожденный на Земле, был включен в процесс смерти, погребения, воскресения и вознесения Иисуса. Когда Иисус вознесся на небеса, Господь «привлек» к себе всех людей (Евангелие от Иоанна, 12:32). Иисус — Спаситель всего человечества, особенно тех, кто верует (Первое послание к Тимофею, 4:10). Следовательно, каждый человек пребывает во Христе (Евангелие от Иоанна, 1:3), а Христос пребывает в них и в Отце (Евангелие от Иоанна, 14:20). Когда умер Христос — Создатель, в котором был сотворен весь космос, — умерли и все мы. Когда Христос воскрес, воскресли и мы (Второе послание к Коринфянам, 5).

Слова Янга не оставляют ни малейшего сомнения в том, что он исповедует универсализм. Желая подробнее развить эту тему, он включил в свою книгу отдельное приложение.

Глава 15: «Ад — это отлучение от Бога». Поскольку Янг уже высказался в пользу всеобщего спасения, теперь ему нужно придумать какое-то объяснение непростой проблемы ада. «Я могу сам убедить себя в этом или поверить чужим уговорам, что я заслуживаю отлучения от Бога. Эта ложь накрывает тенью всю мою жизнь, углубляя чувство отчуждения и усиливая мою иллюзию, что связь между мной и Богом нарушена, и наши отношения прекращены, Он перестал любить меня, перестал рассчитывать на меня. Многие люди на нашей планете живут с этой иллюзией сейчас... Я же заявляю, что ад, вероятно, вовсе не отлучение от Иисуса, а муки человека, сопротивляющегося спасению во Иисусе, но неспособного укрыться от Него, кто есть Истинная Любовь». Учение об аде тоже летит за борт.

Глава 17: «Крест придумал Бог». Теперь Янг предсказуемо выступает против идеи о том, что крест так или иначе был частью Божьего замысла. Для описания Бога, который придумал бы нечто подобное, автор заимствует у Стивена Чока выражение «божественное насилие над ребенком».

Так чьей идеей был крест?

Если его придумал Бог, значит, мы поклоняемся космическому садисту, который Божественной мудростью своей создал инструмент для самых изощренных и болезненных пыток. По правде говоря, именно такого жестокого и чудовищного бога отказываются признать атеисты; в него они отказываются поверить. И правильно — уж лучше никакого бога, чем такой.
Но есть и другая вероятность — что крест придумали мы, люди. Этот зверский инструмент — типичное свидетельство нашей слепой приверженности тьме. Это худшее надругательство людей над всем хорошим, над благим намерением Бога со­здавать, вершиной которого является человек. Это кулак, поднятый на Бога.
И как же Бог отреагировал на эту вопиющую порочность?
Он смирился с ней. Он добровольно взошел на эту машину пыток и встретился с людьми в самом темном уголке дьявольской темницы лжи, в которую они заключили себя сами. Лишь покорившись крес­ту раз и навсегда, Бог разрушил его силу. Иисус — лучшее, что дал нам Бог, в противовес худшему, что создали мы, — кресту.
Когда Бог смирился? Если верить Писанию, не в тот момент, когда Иисус явился на землю в облике человеческом, а задолго до сотворения мира (Откровение Иоанна Богослова, 13:8). Решив сотворить мир, Бог знал, какую цену Ему придется заплатить. Он знал, что Его собственные дети, венец творения, однажды попытаются уничтожить саму Жизнь.
Как же нам, людям религиозным, воспринимать эту жертву? Объявлять, что Бог убил Иисуса, так как это было необходимо, чтобы утолить Его кровавую жертву справедливости? [2]

Глава 19: «Бог требует приносить в жертву детей». Затем Янг обрушивается на учение об умилостивлении: «Один из распространенных мифов о Боге гласит, что в мире было столько греха, что Ему понадобилось принести в жертву свое дитя. Лишь таким образом Он смог утолить свой праведный гнев и священную ярость — принеся в жертву Иисуса. Если Богу можно, почему бы не последовать Его примеру? Но интуитивно мы понимаем, что думать так неправильно, что это отчаянное заблуждение».

Глава 21: «Смерть могущественнее Бога». Следует ли нам убеждать людей откликнуться на Божий призыв к покаянию, пока они еще живы? По словам Янга, это не обязатель­но.

...Бог никогда не скажет, что после смерти ваша судьба решена, и Он уже ничем не может помочь… Да, на мой взгляд, идея о том, что человек теряет возможность выбирать после смерти физического тела, — вопиющая ложь, которую необходимо опровергнуть; у этой лжи множество далеко идущих последствий… Мне кажется, зло существует, потому что мы отказываемся от прямых отношений с Богом и говорим «нет» Ему, а следовательно, и жизни, свету, истине и добру. Бог относится к нам с глубоким уважением и почтением и потому смиряется с нашим выбором, хотя тот ему неприятен. Бог, который есть любовь, не только позволяет нам сделать этот выбор, но и присоединяется к нам в нашем человеческом несовершенстве, чтобы спасти нас от выбора, причиняющего вред и разрушения. Бог прилагает огромные усилия, чтобы сохранить за нами свободу выбора, хотя этот выбор порой оборачивается невыразимой болью и утратой.

Глава 27: «Грех отделяет нас от Бога». В завершение своей книги Янг переходит к рассуждениям о природе греха и его влиянии на наши взаимоотношения с Богом.

Вот истина о том, кто вы есть: Господь назвал вас «самым благим творением», и это ваша суть. Самое благое творение — ваша форма, ваш источник, истина, сокрытая в вашем «я». Тогда грех — все, что отрицает, умаляет или искажает эту истину, какой бы красивой или уродливой она ни была. А поведение — прямое выражение вашей истинной благой сути или попытка скрыть стыд за ошибочное суждение о себе (свою якобы никчемность). Второе есть внешнее, поверхностно «правильное» поведение. Какова же ваша истинная суть? Бог. Вы созданы по Его образу и подобию, и ваша суть — Бог.

Возвращаясь к «Хижине»

На протяжении 28 коротких глав Янг систематически рассматривает и опровергает одно за другим положения исторического христианского вероучения. Он отрицает греховную испорченность человеческой природы и суверенность Божьей власти. Он заявляет, что у Бога нет любимчиков, и что организованная религия противоречит божественному замыслу. Он настаивает на том, что все человечество либо уже спасено, либо будет спасено Евангелием, что ада не существует, что Бог просто смирился с реальностью креста, что любой Бог, наказавший Сына вместо людей, отвратителен, и что сама идея умиротворения недостойна Всевышнего. Он отрицает, что грех отделяет нас от Бога, и что после смерти уже невозможно откликнуться на Его предложение спасительной благодати.

Общеизвестно, что третий президент США Томас Джефферсон вырезал из своей Библии все тексты, которые казались ему неприемлемыми. Аналогичным образом Янг выкинул из христианского вероучения все, что представляется ему отвратительным. Оставшееся лишь отдаленно напоминает веру, «однажды преданную святым».

Теперь, когда Янг изложил свои убеждения, его поклонникам стоило бы взглянуть на «Хижину» по-новому, поскольку автор сам положил конец многим спорам. Проповедует ли «Хижина» универсализм? Безусловно. По­буждает ли она людей обратиться к Иисусу Христу с покаянием и верой? Преследует ли она цель внушить людям большее доверие к Библии? Убеждает ли она читателя в необходимости присоединиться к поместной общине? Нет, нет и еще раз нет. Много лет назад в своей рецензии на «Хижину» я написал: «Несмотря на обилие некачественного богословия, больше всего меня беспокоит, наверное, другое: эта книга негласно преследует цель разрушения. Похоже, Янг вознамерился дискредитировать историческое христианство». «Похоже»? Теперь мы точно знаем, что его намерения именно таковы. Он хочет опровергнуть самые основы христианской веры и подменить их чем-то другим.

Наблюдения

Прежде чем я закончу, позвольте мне высказать еще несколько мыслей о книге «Хижина. Ответы».

Приведенные выше цитаты отражают наиболее важные заявления Янга, однако озабоченность вызывают не только они. Вряд ли в книге есть хоть одна глава, которая не ставит под сомнение то или иное драгоценное учение. Во многих случаях автор опирается на экзотические толкования библейских отрывков и на креативный лексический анализ.

Существует старое доброе правило спора: прежде чем критиковать убеждения собеседника, нужно удостовериться, что мы правильно их понимаем и излагаем. Судя по всему, Янг ничуть об этом не беспокоится. Напротив, он сплошь и рядом представляет убеждения евангелических христиан в искаженном свете. Снова и снова он рисует уродливые карикатуры, чтобы потом втоптать их в прах.

Янг ни разу не поднимает вопрос о том, остается ли за Библией последнее слово в определении того, что есть истина, а что — ложь. Соответственно, он редко подтверждает свои слова или аргументирует свои убеждения ссылками на Писание. Даже критикуя христианские учения, он чаще всего не апеллирует ни к какому авторитету, кроме самого себя.

Написать книгу, которая ставит вопросы, но не дает ответов, проще простого. В особенности, когда автор путает смирение с неуверенностью, а уверенность — с гордыней. А Янг поступает именно так: «В этой книге вы не найдете догм, — пишет он так, словно это достоинство. — Ни одно из моих разоблачений „лжи“ не заканчивается финальным, безоговорочным постулатом. Скорее, они становятся поводом к продолжению разговора» [3]. Между тем, внимательный читатель заметит, что неуверенность Янга отнюдь не распространяется на представления, которые он считает ложными. Когда речь заходит о многих ключевых истинах христианства, его неуверенность исчезает, и он с непререкаемым апломбом обличает как сами учения, так и их приверженцев.

Заключение

В книге «Хижина. Ответы» мы видим Пола Янга, не прячущегося за субъективизмом художественного повествования. Объявляя о том, что он отрицает и утверждает, Янг выводит себя за пределы христианской ортодоксии. Его книга представляет собой символ ложной веры, исповедание откровенной ереси. Я говорю это без всякого удовольствия или злорадства, но с полной уверенностью. Христианским книготорговцам, которые продают его книги, должно быть стыдно. Христианам не следует прислушиваться к его учению и рекламировать его книги, потому что Янг презирает здравое учение, ведущее к спасению, и отстаивает ложное учение, уводящее прочь от Бога.

Теперь, когда я прочел книгу «Хижина. Ответы» от начала до конца, одна короткая фраза кажется мне особенно важной: «Чтобы понять, кто такой Бог на самом деле, нужно взглянуть на себя прямо — ведь вы созданы по Его образу и подобию». В этих словах автор выразил самую суть своей богословской методы: его Бог очевидно и беззастенчиво создан по образу Пола Уильяма Янга.

 

ССЫЛКИ

1. Дословно этот абзац переводится так: «Что или кто меня спасает? Либо это сделал Бог в Иисусе, либо я сам спасаю себя. Если я каким-либо образом участвую в законченном акте спасения, осуществленном в Иисусе, то в действительности меня спасает мое участие. Спа­сительная вера — это не наша вера, а вера Иисуса» («What or who saves me? Either God did in Jesus, or I save myself. If, in any way, I participate in the completed act of salvation accomplished in Jesus, then my part is what actually saves me. Saving faith is not our faith, but the faith of Jesus»). [Назад]

2. Дословно этот абзац переводится так: «Как же мы, религиозные люди, истолковываем эту жертву? Мы провозглашаем, что Иисуса убил Бог, безжалостно лишив Его жизни ради удовлетворения Своей кровожадной потребности в справедливости» («And how would we religious people interpret this sacrifice? We would declare that it was God who killed Jesus, slaughtering Him as a necessary appeasement for His bloodthirsty need for justice»). [Назад]

3. Дословно этот абзац переводится так: «Эта книга не является изложением того, в чем я уверен. Ни одна из глав, в которых я рассматриваю разные стороны „лжи“, не приводит к окончательной или абсолютной точке зрения по данному вопросу. Скорее, это предвкушение более глубокого разговора» («The book is not a presentation of certainty. None of the examinations of ‘lies’ results in a final or absolute view on a subject. Rather, they are tastes of larger conversations»). [Назад]

Тим Чаллис — известный христианский блоггер и писатель из Канады. С 2002 года он ведет собственный блог challies.com, а также редактирует блог Discerning Reader, полностью посвященный обзорам книг, участвовал в создании издательства CruciformPress и выпустил в свет пять книг о разных сложных вопросах христианской жизни: The Discipline of Spiritual Discernment (Crossway, 2007), Sexual Detox: A Guide For Guys Who Are Sick of Porn (Cruciform Press, 2010), The Next Story: Life and Faith After the Digital Explosion (Zondervan, 2011), Do More Better: A Practical Guide to Productivity (Cruciform Press, 2015), Visual Theology: Seeing and Understanding the Truth About God (Zondervan, 2016). Тим несет служение пресвитера в церкви Grace Fellowship Church в г. Торонто.

Оригинал статьи был опубликован в блоге

challies.com.