Три поразительных факта о ранней Церкви, о которых мы узнаем из прото-новозаветных текстов

На всем протяжении Нового Завета мы находим ранние символы веры, богословские формулы и гимны, появившиеся раньше, чем был написан сам Новый Завет. Подобные тексты часто называют «прото-новозаветными». Они были составлены ранней Церковью — теми, кто видел Иисуса собственными глазами. Вероятно, самый востребованный из прото-новозаветных текстов — 1 Коринфянам 15:3-8, содержащий важные сведения о явлениях воскресшего Спасителя. Относительно этого отрывка Рой Кьямпа и Брайан Роузнер пишут:

«Павел уже писал о „принятии“ и „передаче“ преданий в стихе 11:23, где речь шла о Вечере Господней. Сведения о Евангелии передавались из уст в уста, поскольку они имели первостепенную важность. Хотя использованное здесь греческое выражение может означать и „первоначально“ (и Павел, без сомнения, рассказал коринфянам Евангелие в самом начале своего служения среди них), англоязычные переводы Библии почти единодушно отдают предпочтение варианту „первостепенной важности“ — и, наверное, это справедливо».

Тот факт, что апостол принял эти сведения о Христе, никак не противоречит его словам в Галатам 1:12 о том, что он принял Евангелие «через откровение Иисуса Христа». Суть Евангелия он воспринял через откровение от Господа, но формула, которую он использовал для проповеди Евангелия, включала в себя моменты, услышанные от тех, кто стал христианами раньше него, — в том числе, наверное, что Христос умер за грехи наши, и что это произошло по Писанию, что Его воскресение состоялось в третий день, и что это тоже было по Писанию, а также информацию об очевидцах воскресения Христова.

Итак, что мы можем узнать об этой самой ранней Церкви из прото-новозаветных текстов? В следующих двух разделах я приведу перечень наиболее известных — и в целом общепризнанных — прото-новозаветных исповеданий веры и гимнов. В завершение мы поговорим о том, какой свет эти тексты проливают на убеждения первых христиан.

ИСПОВЕДАНИЯ ВЕРЫ

  1. Римлянам 1:3-4: «...о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем...»
  2. Римлянам 10:9: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься...»
  3. 1 Коринфянам 11:23-29: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».
  4. 1 Коринфянам 15:3-8: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне...»
  5. 2 Коринфянам 4:5: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса...»
  6. 1 Тимофею 3:16: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог (в древнейших рукописях „Он“) явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».
  7. 2 Тимофею 2:8: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему...»
  8. 2 Тимофею 2:11-13: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может».
  9. 1 Иоанна 4:2-3: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире».

ГИМНЫ

  1. Филиппийцам 2:5-11: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
  2. Колоссянам 1:15-20: «[Он] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.».
  3. Евреям 1:1-3: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте...»
  4. 1 Петра 2:21-25: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших».

ВЫВОДЫ

Итак, что же можно понять из вышеупомянутых прото-новозаветных текстов? Нечто разительно отличающееся от утверждений многих либеральных богословов, будто божественностью и способностью творить чудеса Иисуса наделили много позже. Можно сделать три наблюдения, и поразительно, какое большое внимание ранняя Церковь уделяла именно этим трем истинам.

1. С самых первых дней истории Церкви христиане верили, что Иисус телесно воскрес из мертвых. Воскресение Иисуса было одним из самых важных убеждений ранней Церкви. Первые христиане нимало не сомневались, что Иисус действительно телесно воскрес из мертвых. Признание этого факта стало существенной частью веры в Иисуса.Таким образом, воскресение не было позднейшей выдумкой. Скорее, уже с точки зрения первых христиан оно было общепризнанным и несомненным фактом.

2. С самых первых дней истории Церкви христиане верили, что Иисус — божественный Сын Бога. Божество Иисуса как Сына Божьего было общепризнано и не было позднейшей выдумкой. Меня поразила убежденность, звучащая в словах гимнов из Кол. 1:15-20 и Евр. 1:1-3. Даже утверждение «Иисус есть Господь» указывает на божественную природу Иисуса. В Септуагинте личное имя Бога («ЙХВХ») было переведено с помощью греческого эквивалента еврейского слова «адонай», т. е. «кириос». Провозгласить, что «Иесус эс кирион» («Иисус есть Господь») значило отождествить сущность Иисуса с сущностью Отца. Божественную природу Иисусу не приписали впоследствии. Это был один из первых догматов христианской Церкви.

3. С самых первых дней истории Церкви христиане верили, что Иисус — единственный путь к спасению. Первые христиане не проповедовали универсализм — учение о том, что все в конечном итоге окажутся на небесах. Не были они и инклюзивистами — не признавали, что есть много путей на небеса. Напротив, Церковь с самого начала признавала, что Иисус, как Мессия и Сын Бога Живого, является уникальным путем к Отцу.

Историки, апологеты, богословы и простые прихожане — все могут найти много полезного для себя в прото-новозаветных текстах. В этой статье я упомянул лишь часть древних текстов, вошедших в состав Нового Завета — например, я даже не коснулся вопроса о богатейшем многообразии прото-новозаветного материала в четырех канонических Евангелиях. Наш Новый Завет представляет собой достоверный источник сведений об Иисусе из Назарета, потому что опирается на свидетельство самой ранней Церкви, принявшей благую весть от Самого Иисуса.