Церковь СПД признает многоженство Джозефа Смита

В ответ на настойчивые просьбы своих членов высказаться по поводу различных спорных вопросов, ставящих под сомнение ключевые претензии мормонизма, начиная конца 2013 года, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней на официальном сайте LDS.org опубликовала 14 статей. Последними, 22 октября 2014 года, на сайт были выложены четыре новых статьи о многоженстве среди мормонов, написанные церковными исследователями, имена которых не называются. В своем анализе мы коснемся одной из этих статей, в которой речь идет о многоженстве Джозефа Смита[1].

Что отныне бесспорно известно

Статья признает некоторые важные факты, которые уже давно были известны как сторонним критикам, так и церковным историкам[2], но которые церковь СПД до сих пор пыталась скрывать от своих рядовых членов:

  • «У Джозефа Смита было много жен, и он ввел эту практику среди своих близких соратников». В сноске говорится, что у Джозефа было от тридцати до сорока жен.
  • Джозеф вступал в интимные отношения с некоторыми из своих жен. В сноске даже есть признание, что «возможно, у него от многочисленных жен родилось двое или трое детей».
  • У Джозефа были интимные отношения с Фанни Элгер — девочкой-подростком, которая в начале 1830-х годов проживала у него в доме как служанка его супруги Эммы.
  • Самой младшей из жен Джозефа, Хелен Мар Кимбалл, было 14 лет, когда ее «запечатали» с ним.
  • «Джозеф Смит был запечатан с несколькими женщинами, которые уже были замужем» — таких женщин было от двенадцати до четырнадцати, и на тот момент их мужья были живы и здравствовали и состояли с ними в законном браке.
  • Джозеф и его окружение пытались сохранить его многоженство в тайне и даже откровенно отрицали этот факт, хотя и «тщательно выбирали слова».

Хотя церковь СПД признала все эти факты, некоторые аспекты многоженства не получили должного освещения.

Фанни Элгер: не многоженство, а прелюбодеяние

Второй женой Джозефа (после его законной жены Эммы) статья называет Фанни Элгер — девушку в возрасте от 16 до 19 лет, которая жила у него дома в качестве служанки (в период с 1833 по 1836 года). Некоторые мормоны, жившие в штате Юта в конце XIX столетия, называли Фанни женой Джозефа. Вопреки этим свидетельствам, вызывающим подозрения в силу их поздней датировки, некоторые факты указывают на то, что взаимоотношения Джозефа с Фанни были не полигамным браком, а простым прелюбодеянием:

  • Эмма выгнала Фанни из дому, когда узнала о ее связи с Джозефом.
  • Эмма не считала и не могла считать эту связь браком, тем более что Джозеф рассказал ей о многоженстве только в 1842 году — через 6-9 лет после интрижки с Фанни.
  • Оливер Каудери и Мартин Харрис, два ближайших соратника Джозефа, также считали эти взаимоотношения простым прелюбодеянием. В январе 1838 года Каудери написал своему брату Уоррену письмо, в котором упомянул о «его [Джозефа] грязной, непристойной, пошлой интрижке с Фанни Элгер».
  • Формальные «запечатывания» женщин с Джозефом в качестве жен начались только в 1841 году (все жены Джозефа — возможно, за исключением одной — были запечатаны с ним в 1841-1843 годах), через 5-8 лет после интрижки с Фанни.

Свидетельства Эммы, Оливера и Мартина вызывают гораздо большее доверие, поскольку все они в начале 1830-х годов находились в гораздо более близких отношениях с Джозефом, нежели мормоны, которые гораздо позже называли эту связь браком[3].

Жены-тинейджеры

В числе жен Джозефа было девять несовершеннолетних девушек (не считая Фанни Элгер), в том числе две 14-летние девочки (Хелен Мар Кимбалл и Нэнси Мария Уинчестер). Хотя брак с 14-летними девочками был законным, но не считался нормальным, и в большинстве случаев даже без многоженства стал бы объектом критики.

Некоторые факты указывают на то, что Джозеф, когда ему было 37 лет, вероятно состоял в интимной связи со всеми или почти всеми из тех семи своих жен, которым было от 16 до 19 лет от роду[4]. Церковь СПД, не желая признавать, что Джозеф спал с 14-летней девочкой, утверждает, будто «Хелен Мар Кимбалл говорила, что ее запечатление с Джозефом было „лишь на вечность“, и из этого следует, что из связь не подразумевала интимных отношений». Однако в действительности Хелен говорила нечто иное — она «думала», что это будет запечатление «лишь на вечность», из чего следует, что после запечатления с Джозефом все оказалось иначе[5]. Достаточно очевидно, что Джозеф считал всех своих жен-тинейджеров женами в полном смысле слова, полагая, что он может и имеет право заниматься с ними сексом[6].

Чужие жены

Самым шокирующим в многоженстве Джозефа был тот факт (признанный в статье на сайте LDS.org), что около десятка его жен состояли в законном браке с другими мужчинами (это называется полиандрией или многомужеством). Авторы статьи пытаются различными способами оправдать Джозефа в том, что он взял в жены этих замужних женщин, создавая впечатление, будто между ними не было никаких интимных отношений. Между тем, факты свидетельствуют, что с несколькими из этих женщин Джозеф состоял в интимной связи[7]:

  • Зина Хантингтон Джейкобс писала в своей автобиографии: «Я принесла в жертву больше, чем свою жизнь, поскольку не ожидала, что люди, которых я горячо люблю, когда-нибудь снова взглянут на меня как на достойную женщину»[8]. Едва ли она беспокоилась бы о таком бесчестии, если она всего лишь согласилась быть «запечатленной» с Джозефом Смитом «на вечность». Слово «жертва» явно подразумевает, что ее связь с Джозефом включала в себя и интимные отношения.
  • Мэри Элизабет Роллинс в 1902 году в письменном виде засвидетельствовала, что в 1842 году Бригам Янг запечатал ее с Джозефом «на время и вечность»[9], что подразумевает возможность интимных отношений.
  • В 1882 году, будучи на смертном одре, Сильвия Сешнс Лайон рассказала своей дочери Джозефине, которая появилась на свет в 1844 году, что ее отцом был Джозеф Смит. Этот факт не получил широкой огласки[10]. Поскольку Сильвия оставалась замужем за своим супругом Уиндзором Лайоном и жила в его доме до самой его кончины в 1849, факты убедительно свидетельствуют о том, что Джозеф вступил с ней в интимную связь, когда она еще была замужем[11].

Отрицание многоженства

Хотя авторы статьи признают, что Джозеф Смит пытался сохранить свое многоженство в тайне, они не упоминают о том, что писания СПД запрещают многоженство, и что Джозеф неоднократно отрекался от этой практики:

  • Книга Мормона цитирует Бога, Который якобы сказал: «Ибо ни одному мужчине среди вас не иметь более одной жены, и ни одной наложницы не иметь ему» (Иаков 2:27), — разве только Бог даст на этот счет особое указание, захотев «воздвигнуть Себе потомство» (Иаков 2:30). Поскольку Джозеф стал многоженцем отнюдь не для того, чтобы произвести на свет потомство (от 30-40 жен у него было всего двое или трое детей), его многоженство противоречило Книге Мормона.
  • Изданная в 1833 году священная книга мормонов «Книга Заповедей» (Book of Commandments) гласила, что «брак назначен Богом человеку. А потому, законно ему иметь одну жену, и они двое будут одна плоть...» (BC 52:16-17). Эти слова и по сей день присутствуют в Учении и Заветах (49:15-16).
  • В разделе 101 Учения и Заветов издания 1835 года были такие слова: «Ввиду того, что эту церковь Христа обвиняли в преступном блудодеянии и многоженстве: мы провозглашаем, что мы верим, что у одного мужчины должна быть одна жена; а у одной жены только один муж, за исключением случая смерти, когда любой из них свободен вновь вступить в брак». Эти слова были изъяты из текста Учения и Заветов лишь в 1876 году, когда мормоны в Юте уже открыто практиковали многоженство.
  • В 1837 году, отвечая на вопрос: «Верят ли мормоны, что можно иметь больше чем одну жену?» — Смит сказал: «Нет, в одно и то же время нельзя» (Elder’s Journal, July 1838).
  • В мае 1844 года, за месяц до смерти, Джозеф отрицал, что у него было много жен: «Как можно обвинять мужчину в прелюбодеянии и в том, что у него есть семь жен, если я смог найти только одну»[12].

Заявление Джозефа о том, что он смог найти всего одну жену, можно расценить как верное с технической точки зрения, «тщательно сформулированное отрицание», поскольку законная жена у него действительно была только одна. Конечно, никто не утверждал, что у Джозефа было много законных жен. В течение предыдущих трех лет он взял себе в незаконные жены более тридцати женщин, вступал в интимные отношения с примерно половиной из них, в том числе с уже замужними дамами, что привело к появлению на свет по крайней мере двух или трех детей. Поэтому в контексте его слова о том, что он смог найти «только одну» жену, — явная ложь. Более того, многоженство Смита прямо противоречило тому, что он сам и образцовые труды мормонов (по большей части им же написанные) называли официальным учением церкви СПД.

Манипуляция и многоженство

Мормоны, признающие, что у Джозефа было много жен, и что он имел интимные отношения с некоторыми из них, обычно утверждают, будто Смит поступал так неохотно, повинуясь повелению Господа. Собственно, автором этого оправдания был сам Джозеф: как можно прочесть в статье на сайте LDS.org, по словам Смита, ему явился ангел с мечом и пригрозил ему погибелью, если он не послушается божественного повеления. Возможно, преданные мормоны принимают эту историю всерьез, однако именно к таким манипулятивным утверждениям обычно прибегают неразборчивые в средствах религиозные лидеры, чтобы склонять молодых женщин и их родителей к согласию на тайный полигамный брак.

Другое манипулятивное заявление, с помощью которого Джозеф убеждал женщин сделаться его женами, а их родных — смириться с этим, заключалось в том, что таким образом будет гарантировано возвышение и полнота спасения как самим этим женщинам, так и их семьям. Смит представлял эту мысль не как свою собственную, но как откровение свыше. Именно так, например, он поступил 27 июля 1842 года, когда возвестил Ньюэлу К. Уитни откровение, содержащее наставления относительно обряда запечатывания его дочери Сары Энн с Джозефом[13]. Аналогичным образом, Хелен Мар Кимбалл вспоминала, как Джозеф сказал ей: «Если ты решишься, это гарантирует вечное спасение и возвышение тебе, и семье твоего отца, и всей твоей родне». Впоследствии Хелен объясняла: «Это обещание было так велико, что я с готовностью отдала себя, дабы обрести столь славное воздаяние»[14]. По существу, Джозеф воспользовался своего рода духовным подкупом, чтобы соблазнить эту 14-летнюю девочку сделаться его «женой».

Многоженство Джозефа не имело ничего общего с ветхозаветным многоженством

Желая подкрепить заявление, что многоженство Джозефа было повелением свыше, статья на сайте LDS.org утверждает, будто «в библейские времена Господь повелел некоторым из Своего народа практиковать многоженство», и в качестве примера ссылается на союз Авраама и Агари. Автором этого аргумента был Джозеф Смит, который в одном из мормонских образцовых трудов заявил, что Господь повелел Аврааму и другим ветхозаветным святым взять многочисленных жен (УиЗ 132:1, 34-37; см. также стихи 49-51, 57, 65). Библия не дает никакого основания для подобных утверждений. Скорее, Бог терпел или, в лучшем случае, позволял многоженство. Что же до Авраама, то здесь Библия прямо опровергает толкование, предложенное Джозефом. Как говорится к книге Бытия, вступить в интимные отношения с Агарью Аврааму предложила его жена Сара, а Бог ему ничего подобного делать не велел (Быт. 16:2-5)[15].

Многоженство в Ветхом Завете последовательно описывается далеко не лестным образом:

  • Адам и Ной, оба в свое время бывшие патриархами всего человечества, изображены моногамными (Быт. 2:21-25; 7:7).
  • Первым многоженцем назван потомок Каина Ламех, который «взял себе две жены» и сообщил им, что жестоко и несоразмерно отомстит всякому, кто причинит ему вред (Быт. 4:19-24).
  • Интимная связь Авраама с Агарью, как уже было сказано выше, изображается неудачной идеей Сары.
  • У сына Авраама Исаака была только одна жена, Ревекка, — вопреки утверждению Джозефа Смита, что Бог оправдал Исаака в том, что у него было много жен и наложниц (УиЗ 132:1).
  • Исав, старший, неверующий сын Исаака, точно был многоженцем (Быт. 26:34-35; 36:1-3).
  • Иаков, младший сын Исаака, собирался взять в жены одну Рахиль, но его хитростью принудили сначала взять в жены ее сестру Лию (Быт. 29). Потом обе жены, боровшиеся друг с другом за внимание Иакова, убедили его зачать детей от их служанок (Быт. 30).
  • Вопреки утверждению Джозефа Смита, что у Моисея было много жен (УиЗ 132:1, 38), Библия упоминает лишь об одной жене Моисея, Сепфоре (Исх. 2:21; 18:2).
  • Многочисленные жены Давида и Соломона (у Соломона было 700 жен и 300 наложниц — 3 Царств 11:3) нарушили Закон Моисея, который предостерегал царей Израилевых не иметь много жен, чтобы сердце царя не отвратилось от Господа (Втор. 17:17)[16].

Согласно Новому Завету, Бог ожидает, что последователи Иисуса Христа будут либо одинокими, либо моногамными. Апостол Павел включает фразу «муж одной жены» в списки качеств, которыми должен обладать тот, кто несет христианское служение (1 Тим. 3:2, 12; Титу 1:6). «Жениться» на женщине, состоящей в замужестве с другим мужчиной, — как поступил Джозеф не менее чем с дюжиной женщин — это просто прелюбодеяние (Рим. 7:2-3). Многоженство Джозефа представляет собой не «восстановление» хорошего, но отступление от хорошего к плохому и ясное нарушение учения Нового Завета.

Наконец, никакой аспект полигамии какого бы то ни было героя Ветхого Завета не коим образом не оправдывает и не обосновывает особенности понимания и практики многоженства у Джозефа Смита:

  • Джозеф утверждал — вопреки Библии, — что в некоторых случаях многоженство было заповедано Богом.
  • Среди многочисленных жен Джозефа были, по меньшей мере, одна мать с дочерью — Пэтти и Сильвия Сэшнс. Библия прямо запрещает подобные браки (Лев. 18:17).
  • Среди многочисленных жен Джозефа были три пары сестер: Зина и Пресендия Хантингтон (обе замужние), Эмили и Элайза Партридж, а также Мария и Сара Лоуренс. Библия конкретно запрещает мужчине брать в жены сестер (Лев. 18:18).
  • Многочисленные браки Джозефа заключались в тайне и вопреки законам страны. У ветхозаветных многоженцев все, конечно, было не так.
  • Среди многочисленных жен Джозефа была по крайней мере дюжина женщин, состоявших в супружестве с живыми, законными мужьями. Подобная практика вообще не имеет ни прецедента, ни оправдания в Библии.
  • Джозеф лгал, отрицая свое многоженство, и его собственные писания осуждали эту практику; так не поступал ни один библейский патриарх, пророк, священник или царь.

Похвальные признания церкви СПД относительно многоженства Джозефа Смита, к которым ее принудила широкая доступность фактов в Интернете, нельзя считать проявлением подлинной открытости. Многочисленные браки Джозефа подразумевали интимные отношения как с замужними, так и с незамужними женщинами на основании лживых ссылок на Божью волю, и им сопутствовало незаконное и аморальное поведение. По мере того, как все это будет приобретать все более широкую огласку, многоженство Джозефа будет вызывать беспокойство у все большего числа думающих мормонов.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Plural Marriage in Kirtland and Nauvoo. URL: https://www.lds.org/topics/plural-marriage-in-kirtland-and-nauvo. [Назад]

2. См. Compton, Todd. In Sacred Loneliness: The Plural Wives of Joseph Smith (Salt Lake City: Signature Books, 1997); Hales, Brian C. Joseph Smith’s Polygamy (Salt Lake City: Greg Kofford Books, 2013). [Назад]

3. См. Bowman, Robert M. Joseph Smith and Fanny Alger. URL: http://mit.irr.org/joseph-smith-and-fanny-alger. [Назад]

4. Hales 1:285-287. [Назад]

5. Там же 2:295. [Назад]

6. См. Bowman, Robert M. Joseph Smith’s Teenage Plural Wives. URL: http://mit.irr.org/joseph-smiths-teenage-plural-wives. [Назад]

7. См. Bowman, Robert M. Joseph Smith’s Polyandrous Plural Marriages. URL: http://mit.irr.org/joseph-smiths-polyandrous-plural-marriages. [Назад]

8. Цит. по Compton, p. 81; Hales 1:254. [Назад]

9. Hales 1:265. [Назад]

10. Там же 1:349-354. [Назад]

11. Compton, pp. 181-185; ср. Hales 1:354-364. [Назад]

12. Smith, Joseph. History of The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, ed. B. H. Roberts (Salt Lake City: Deseret News Press, 1902), 6:410-411. [Назад]

13. Marquardt, H. Michael. The Joseph Smith Revelations: Text & Commentary (Salt Lake City: Signature Books, 1999), p. 315. [Назад]

14. Цит. по Compton, p. 499. [Назад]

15. См. Bowman, Robert M. Abraham, Hagar, and Joseph Smith’s Polygamy. URL: http://mit.irr.org/abraham-hagar-and-joseph-smiths-polygamy-mormon-use-of-abraham-precedent-plural-marriage. [Назад]

16. См. Bowman, Robert M. The Polygamy of David and Solomon. URL: http://mit.irr.org/polygamy-of-david-and-solomon. [Назад]