Убогое искусство различения без любви

Христиане призваны говорить правду («говорить правду с любовью», Еф. 4:15 РБО). Поэтому неудивительно, что излюбленная тактика нашего врага — обман (Отк. 12:9). Вследствие этой войны истины и лжи Писание увещевает христиан бодрствовать и различать истину и заблуждение (Деян. 17:11; Иуды 3).

К несчастью, современная церковь зачастую пренебрегает этой важнейшей обязанностью — подвизаться за истину. Хуже того, люди, называющие себя христианами, нередко глумятся над теми, кто пытается различать правду и ложь, упрекая их в отсутствии любви и субъективизме, а то и откровенно презирая. Именно поэтому те из нас, кто всерьез относится к необходимости различения, должны быть настороже, чтобы не стать воплощением того, в чем нас обвиняют зубоскалы. Подвизаясь за правильное учение, нужно постараться подкрепить свои слова правильными манерами и поступками (Титу 2:10). Но разве сегодняшние самопровозглашенные «апологеты» не ведут себя прямо противоположным образом? Некоторые христиане, начав со здорового интереса к различению правды и лжи, заканчивают нездоровым пристрастием к сплетням и спорам. Многие из них, осуждая заблуждения, делают это с жестокостью. Они высокомерны и едва ли не походя навешивают на людей ярлыки «лжеучителей». Так быть не должно.

Мы должны пользоваться навыками различения так же, как хирург — скальпелем. Да, мы призваны говорить правду. Но с любовью (Еф. 4:15). Это не значит говорить меньше правды. Однако мы должны следить за тем, с какими чувствами говорим правду. Как прискорбно, если лукавый воспользуется нашими попытками различения, чтобы превратить любовь к истине в пристрастие к сплетням и презрение к ближним. Что, если ему удастся соблазнить нас неправедными поступками, пока мы стараемся оградить от заблуждений свое богословие?

Для того, чтобы с любовью различать правду и ложь, нам нужно делать это с точностью, смирением и скорбью. Не для того, чтобы подсластить горькую пилюлю, но чтобы усилить действие истины своей любовью, прославив тем самым Христа и открыв глаза заблудшим.

Различение с точностью

С любовью различать правду и ложь значит делать это с точностью. Чарльз Сперджен как-то сказал: «Чтобы различать истину и ложь нужно не просто увидеть разницу между правильным и неправильным, а увидеть разницу между правильным и почти правильным». Джон Мюррей говорил: «Разница между истиной и заблуждением — не пропасть, а лезвие бритвы». Они были правы. Читая новозаветные послания, мы часто видим, как авторы задерживают внимание на богословских разногласиях, которые кажутся очень тонкими.

Таким образом, когда речь заходит о богословских вопросах, мы должны пользоваться навыками различения так же, как хирург — скальпелем, осторожно рассекая учение, чтобы отделить мертвую ткань заблуждения от здоровой ткани истины. Однако мы должны проявлять точность и в том, каким образом мы подходим к задаче различения. Ведь мы хотим не только иссечь лжеучение, но и убедить своих братьев и сестер сторониться его. Между тем, многие самопровозглашенные «дозорные» размахивают навыками различения, словно топором и своими необдуманными постами в соцсетях косят верующих налево и направо.

Иисус гневался на лжеучителей, но плакал о заблудших. Быть точными в применении навыков различения значит видеть разницу между обманутым и обманщиком и поступать с каждым из них соответственно. Между ложным учителем и тем, кто попался на крючок ложного учения, есть разница. Не нужно сжигать на костре свою тещу только потому, что она смотрит по телевизору выступления проповедников здоровья и преуспевания. Нужно, чтобы кто-нибудь с любовью, с молитвой, с терпением показал ей на основании Писания, почему это учение противоречит Библии. Точность означает понимание того, что твой приятель, исповедующий ложное богословие, блаженно непоследователен. Он не обязательно еретик — просто незрелый верующий, нуждающийся в исправлении. Обратите внимание на то, как по-разному наш Господь говорил с фарисеями и остальными людьми. Он гневался на лжеучителей, но плакал о заблудших.

С точностью различая правду и ложь, мы не обращаем внимания на слова тех, кто называет нас зилотами с выпученными от напряжения глазами, у которых ко всем есть какие-то претензии. Напротив, мы ведем себя безупречно, чтобы люди видели в нас искренних христиан, которые любят истину и просто хотят, чтобы остальные знали Бога и повиновались Ему. Но это не так просто, как может показаться, потому что для этого требуется смирение.

Различение со смирением

Среди тех, кто демонстрирует нездоровое отношение к различению, особенно часто наблюдается склонность к одному конкретному греху — гордыне.

Некоторые представляют себя в романтическом образе стража на стене, привратника истины, гласа вопиющего в пустыне. Им нравится развлекать нас историями о том, как они вступили в бой с тем-то и тем-то в Интернете. Такое ощущение, что их больше интересуют лавры победителей в споре, нежели перспектива покаяния оппонентов и их возвращения к истине. В их глазах заблудшие — непроходимые тупицы, которым просто нужно почитать Библию. Это гордыня чистой воды.

Различение со смирением означает, что при встрече с обманутым человеком мы всегда вспоминаем слова Джона Брэдфорда, сказанные при виде узников, ведомых на казнь: «Кабы не милость Божия, так шел бы и я». Смиренный апологет не злорадствует. Он не ссорится (1 Тим. 3:3). Он не испытывает нездоровой любви к спорам (1 Тим. 6:4). Смиренный апологет понимает, что только Святой Дух может открыть очи сердца нашего, чтобы мы могли увидеть истину, а потому его дело — терпеливо и с любовью исправлять заблуждения. Иногда эти обличения довольно резки (Титу 1:13), но никогда не делаются из гордости или без любви.

Точность и смирение, с которым мы подходим к различению правды и лжи, — это естественное следствие нашей любви к ближним. Однако есть еще один момент, на который следует обратить внимание, практикуя различение с любовью. Победив в споре, нам следует бить себя в грудь не с торжеством, а в скорби оттого, что сатана обманывает вечные души.

Различение со скорбью

Надеюсь, вы уже поняли мою мысль — само по себе различение правды и лжи не противоречит любви, вопреки утверждениям некоторых, но можно не проявить любовь, различая правду и ложь. Лжеучение — не только фарс, но и трагедия. При виде заблуждения в церкви мы должны ощущать глубокую скорбь. Чувствовать праведный гнев, даже искреннее возмущение при виде того, как люди распространяют ложь о Господе, — естественно (Пс. 68:10). Однако лжеучение — не только фарс, но и трагедия. Горько видеть, как имя Господне употребляют нечисто, и как Его народ заманивают в ловушку волки в овечьих одеждах.

Различая правду и ложь, нужно испытывать свое сердце. Чувствуете ли вы один только гнев, или вами движет и скорбь? Достаточно ли вас беспокоит участь обманутых людей, чтобы плакать и молиться о них? Ваша скорбь и ваше беспокойство, если они искренни, будут заметны людям, которых вы пытаетесь отвести от заблуждения. Искренняя забота об истине и о заблудших всегда приводит к тому, что мы различаем правду и ложь со скорбью.

С помощью Божьей мы не уклоняемся от сражения за истину. И тем более важно, чтобы нами двигала любовь к Господу, к Его истине и Его народу. И да будет наша верность очевидна для всех, когда мы различаем правду и ложь с точностью, смирением и скорбью.