Нужно ли знакомить молодежь с аргументами против христианства?

Ограждать молодежь от убеждений, идущих вразрез с христианством, — большая ошибка. Позвольте мне повторить эту мысль еще раз, чтобы вы наверняка ее услышали: ограждать молодежь от аргументов в пользу других религий или против христианства — неудачный способ растить из них верных учеников.

В своей книге «Ты меня потерял» (You Lost Me) исследователь Дэвид Киннаман настаивает, что «защита» детей от противоположных точек зрения в конечном счете губительна для их веры. Многим юным христианам кажется, что церковь ведет себя, словно «родители-вертолеты», которые «висят» над головами детей, пытаясь оградить их от любых мыслимых опасностей. Им кажется, что церковь тоже чрезмерно их опекает, демонизирует все за пределами церкви и не может подготовить юное поколение к сложностям «реальной жизни».

Чрезмерная опека внушает детям мысль, что хороших аргументов против христианства просто не существует. И когда они сталкиваются с такими аргументами (а сегодня этого столкновения избежать невозможно), многие спрашивают себя: о чем еще мне не рассказали в церкви? Неужели христиане настолько не уверены в своих убеждениях, что не хотят говорить правду? Чрезмерная опека разрушает доверие. И в результате, как отмечает Киннаман, многие молодые люди покидают церковь.

Теория вакцинации

Что же нам делать? Кое-чему нас может научить теория вакцинации, согласно которой люди, которых постепенно знакомят с противоположными точками зрения, в конечном итоге будут более готовы противостоять возражениям. Подобно вакцине, которая заражает человека ослабленным штаммом вируса, чтобы у него развился иммунитет, знакомя молодежь с аргументами противников христианства, мы помогаем им выработать интеллектуальную резистентность против еще более убедительных идей, с которыми они столкнутся в будущем.

Задумайтесь над результатами классического исследования, предпринятого покойным социологом Уильямом Дж. Макгуайром. Он набрал четыре группы студентов и сообщил каждой из них неочевидную мысль о том, что чистить зубы вредно для здоровья. Каждая группа прочла подготовленную ученым статью, полную «научных» аргументов, доказывающих бесполезность чистки зубов, после чего участников каждой группы опросили.

Первой группе просто сказали, что им дадут прочесть статью, в которой отстаивается некая точка зрения. Второй группе перед прочтением статьи сообщили информацию, подтверждающие привычную для них точку зрения (что чистить зубы полезно). Третью группу предупредили, что им предстоит прочесть статью, которая подвергает сомнению привычную для них точку зрения. Наконец, четвертую группу познакомили в сокращенном виде с аргументами как за, так и против чистки зубов? В какой группе больше всего опрошенных изменили свою точку зрения?

Вполне ожидаемо, в группе №4 (которую заранее познакомили с кратким содержанием статьи и контраргументами) свое мнение изменили меньше всего участников. Но было полной неожиданностью, что в группе №2 (которой перед прочтением статьи привели аргументы в пользу чистки зубов) изменивших свою позицию оказалось больше всего. На членов второй группы не только оказали наибольшее влияние аргументы против чистки зубов, но они же чаще всего признавали себя обманутыми, познакомившись с опровержением своих прежних убеждений.

Что из этого следует для нас?

Вывод такой: если мы просто знакомим молодежь с библейской точкой зрения на какой-то вопрос, но не сообщаем им доводы в пользу этой точки зрения, а также не рассказываем им об аргументах против нее, мы обрекаем их на неудачу, когда они столкнутся с умными и образованными оппонентами. И мы рискуем потерять их доверие.

Но если мы предложим молодежи библейскую точку зрения на какой-то вопрос, а также честно и постепенно познакомим их с противоположными мнениями, у них будет гораздо больше шансов устоять в вере, столкнувшись с противодействием.

Сделать это можно многими способами. Я преподаю в старших классах и стараюсь привить своих учеников против интеллектуальных опасностей, с которыми они неизбежно столкнутся в университете и в последующей жизни. Им нужно понять, что христианам нечего бояться, сталкиваясь с иными точками зрения, и что христианство вполне способно постоять за себя на арене идей.

Если говорить конкретно, мы со школьниками изучили «Иллюзию Бога» Ричарда Докинза (после того, как изучили «Христианскую апологетику» Дага Грутайса). Я регулярно предлагаю им читать статьи скептиков, смотреть видеозаписи, оспаривающие привычные для них взгляды, а иногда привожу в класс гостей, которые придерживаются противоположных убеждений. С помощью своего друга Бретта Канкла я каждый год езжу вместе со старшеклассниками в апологетические миссионерские поездки в такие места, как Калифорнийский университет в Беркли, где мы с ними посещаем лекции ведущих атеистов и скептиков. По моему опыту, подобные мероприятия значительно укрепляют их веру.

Если мы хотим, чтобы у молодежи была живая и крепкая вера, мы должны знакомить их с противоположными точками зрения в начале их интеллектуального развития. И мы должны излагать эти точки зрения честно и правильно. Это укрепит доверие учеников к нам, а также послужит им вакциной против будущих, еще более серьезных опасностей.

Если христианство действительно истинно, чего нам бояться?