Новое лицо атеизма

У атеизма — новое лицо. Для справки: я не говорю о «новых атеистах», которые вышли на арену после трагедии 11 сентября 2001 года и на протяжении последних полутора десятков лет были публичным лицом атеизма. Родоначальниками и вдохновителями этого тогда еще нового движения стали «четыре всадника» атеизма: Ричард Докинз, Сэм Харрис, Кристофер Хитченс и Дэниел Дэннетт.

Но времена изменились. Если считать показателем невысокую в последнее время посещаемость конференций «Reason Rally», эта разновидность атеизма, возможно, угасает. «Новые атеисты» все еще оказывают значительное влияние на культуру (даже Хитченс, умерший в 2011 году), однако уже появилось «новое лицо атеизма», которое постепенно набирает вес. Это движение представляет собой инициативу не сверху, как было с «новым атеизмом», а снизу, что делает его более похожим на церковь.

Особенности нового лица атеизма

Поскольку у этого нового движения пока нет официального названия, я буду называть его просто «новым лицом атеизма». У него есть несколько отличительных особенностей:

1. Более уравновешенное отношение к церкви. «Новые атеисты» выделялись своими язвительными высказываниями по поводу любых форм религии, в особенности — христианства. Хитченсу, к примеру, принадлежит знаменитая фраза, что религия все отравляет. Он не сдерживался и критиковал даже самых почитаемых религиозных деятелей, таких как Мать Тереза. А Докинз известен тем, что называл ветхозаветного Бога «самым неприятным персонажем художественной литературы».

Однако новое лицо атеизма следует иному подходу. Их цель — не изгладить из памяти людей любой намек на религию. Более того, некоторые из них иногда даже позволяют себе положительные высказывания о церкви в целом и христианах в частности. Они, безусловно, критически относятся к религиозным обрядам и учениям, но, судя по всему, стремятся не столько полностью заглушить голос церкви, сколько создать параллельные церкви секулярные общины (однако ситуация может быть иной, когда речь заходит о политике).

2. Акцент на общинной жизни и обрядах. «Новые атеисты» завоевали свое особое место под солнцем, интеллектуально критикуя религию. Используя естественные науки, философию, богословие, историю, психологию и многое другое, «новые атеисты» стремились дискредитировать религию и положить начало совершенно секулярному обществу. Я не думаю, что их критика была успешной. Более того, на их основные аргументы я отвечаю в своей книге Is God Just a Human Invention? Однако суть в том, что они стремились использовать логику для искоренения религии.

Напротив, новое лицо атеизма стремится создать секулярные общины, которые составили бы конкуренцию церкви. Примером этого акцента может служить, например, рост атеистических «церквей». Многие пытаются перенять у церкви положительные моменты — например, работу с людьми, вдохновляющие проповеди, общение, пение песен и прочие коллективные ритуалы, обычно ассоциирующиеся с церковью. Это делается для того, чтобы люди ощутили ту же общинную жизнь, которая часто присутствует в церкви (только без Бога, конечно), а также доносить до людей секулярную весть, которая затрагивала бы и умы, и сердца неверующих.

3. Меньший упор на апологетику. Логика была главным инструментом «новых атеистов». Они нападали на религию интеллектуально и гордились своим интеллектуальным превосходством над «невежественными и опасными религиозниками». Дэниел Дэннет даже предлагал атеистам называться «смышлеными» (англ. brights).

Напротив, новое лицо атеизма не выставляет на первый план интеллект. Они тоже не признают истинность христианства и часто высказываются против веры, однако, по всей видимости, уделяют больше внимания сердцу, чем уму. Я говорю это не в упрек им, но просто констатирую факт: они больше заинтересованы в том, чтобы помогать людям здесь и сейчас, нежели в том, чтобы спорить о богословии. Их больше привлекает возможность помочь людям найти свою общину и смысл в своей нынешней жизни, нежели возможность поспорить о второй посылке космологического аргумента. Некоторые даже сомневаются в важности и актуальности больших жизненных вопросов.

Представители нового лица атеизма

Поскольку это движение возникло, скорее, по инициативе снизу, у «нового лица атеизма» гораздо больше лидеров, чем «четыре всадника» «нового атеизма». Достойными представителями этого движения мне кажутся два человека.

Райан Белл

Наверное, Белл лучше всего известен, как пастор, проживший «год без Бога». Прежде чем стать атеистом, он 19 лет был пастором Адвентистов седьмого дня. Теперь он возглавляет организацию, созданную для того, чтобы помочь людям обратиться от религии. Он ведет блог, публикует подкасты, консультирует и стремится создать безопасную среду для тех, кто покинул религию.

В прошлое воскресенье у нас с Райаном состоялась публичная беседа о Боге и атеизме в корейской церкви Church Everyday. В роли ведущего выступил Джастин Бриерли, и вскоре запись этой беседы выйдет в эфир в популярной радиопрограмме Unbelievable. Об этом событии много чего можно сказать, но я хочу лишь подчеркнуть, каким образом Райан создает атеизму новое «лицо». Он обаятелен, умен, добр, любезен и приятен в общении. У него есть нечто общее с «новыми атеистами», однако он создает современному атеизму совершенно новое (и гораздо более привлекательное) лицо.

Барт Камполо

Некогда Барт Камполо был христианским евангелистом и инициатором «Года миссии». Теперь он капеллан-гуманист в Университете Южной Калифорнии. Впервые я услышал выступление в середине 1990-х, когда учился в Университете Байола. Он сразу произвел на меня впечатление человека умного, остроумного и глубоко преданного идее проповеди Евангелия. Много раз на моем жизненном пути он поддерживал меня, и по его настоянию я даже целый год проработал волонтером в лос-анджелесской церкви Dream Center.

Вместо того, чтобы создавать секулярную общину, которая бы устраивала диспуты, спорила о философии и активно стремилась искоренить религию, он создает общину для людей, не верящих в Бога. Кстати, когда в прошлом году мы встретились в Университете Южной Калифорнии, он рассказал, что, по существу, применяет к секулярному миру принципы, которым научился в церкви и в таких служениях, как Young Life. И, судя по всему, с большим успехом.

Каким должен быть наш ответ?

Цель данного поста — не предложить христианам стратегию противодействия «новому лицу атеизма». Может быть, я подниму этот вопрос в одном из будущих постов. Пока же я просто хочу отметить, что религиозный ландшафт меняется, и призвать христиан задуматься о том, что нам лучше всего предпринять в связи с этим.

Но одну вещь я все-таки должен сказать: принимая во внимание, что сегодня многие атеисты подчеркивают ценность не столько разума, сколько общины, возникает искушение списать апологетику и богословие в утиль. Но это было бы гигантской ошибкой. Если студенты становятся христианами главным образом потому, что находят общину, которая их устраивает, многие из них оставят веру, найдя такое общение в другом месте. Остаться твердым в вере студенту поможет убежденность в истинности христианства и наличие аргументов в его защиту. И апологетика для этого незаменима.

Д-р Шон Мак-Дауэлл — сын Джоша Мак-Дауэлла, профессор христианской апологетики в Университете Байола, автор 18 популярных книг и востребованный лектор.