Как распознать богословие преуспевания?

Пастор Джон, как распознать богословие преуспевания, когда оно не бросается в глаза? Каковы ключевые признаки «мягкого» богословия преуспевания?

Дерек. Большое спасибо за вопрос. Я с удовольствием перечислю моменты, на которые следует обращать внимание, — не думаю, что это сложная задача. Наверное, любой мог бы сесть и составить такой список. Так что я подумал о по крайней мере шести признаках, на которые нужно обратить внимание, и если они присутствуют, весьма вероятно, что вы имеете дело с не вполне развитым, мягким или зарождающимся богословием преуспевания.

Во-первых, отсутствие серьезного, основанного на Библии, учения о необходимости и естественности страданий. Как сказано в Деяниях 14:22, апостол Павел, посещая разные церкви, учил верующих, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Проповедуют ли в общине принципиальную мысль о том, что скорби необходимы, многочисленны, и через них нужно пройти. Насколько важная роль отводится стиху Римлянам 8:23 при столкновении с болезнью и невзгодами? Мы, имеющие Духа Святого, «стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Есть ли серьезный акцент на том, что христиане, исполненные Святого Духа, в результате грехопадения тоже болеют раком и стонут от бедствий и тягот? Иоанна 15:20: «Если Меня гнали, будут гнать и вас». Делается ли упор на то, что верные христиане будут гонимы? Евреям 12 и 2 Коринфянам 1 — всякая наша боль подвластна Богу, и Он посылает ее для нашего освящения.

Во-вторых, отсутствие ясного и четко выраженного учения об отречении от себя свидетельствует о наличии каких-то проблем. Иисус говорил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). Павел говорил: «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13). «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса» (Флп. 3:8). Иными словами, в обычном случае христианский рост происходит за счет того, что мы говорим «нет» менее важным вещам и «да» — Христу. Многие из этих менее важных вещей представляют собой удовольствия, отказывать себе в которых проповедники преуспевания не любят.

В-третьих, обращайте внимание на отсутствие серьезного толкования Писания. Относятся ли проповедники к Библии серьезно и разъясняют ли, о чем на самом деле говорится в тексте? Разбирают ли они библейские отрывки, объясняя, как развивается мысль автора? Или складывается впечатление, что у пастора есть любимые темы, к которым он возвращается снова и снова, используя для этой цели ограниченное число текстов. Так что ожидайте последовательного и внимательного разъяснения Писания, а если вы слышите исключительно тематические проповеди, посвященных нескольким любимым темам пастора с явным упором на преуспевание, будьте настороже.

В-четвертых, обращайте внимание на нежелание разбираться с трудными текстами Писания. Иными словами, упоминает ли проповедник о текстах, видимо противоречащих тем, которые он рассматривает, и дает ли потом тщательные разъяснения того, как они на самом деле согласуются? Или же он просто удовлетворяется тем, что сказано в одном конкретном отрывке, и никогда не задается трудными вопросами? Возможно, есть еще с десяток отрывков, в которых говорится о чем-то другом. Мне кажется, это плохой признак, если вы из недели в неделю спрашиваете себя: «Разве он не понимает, что его толкование этого текста противоречит нескольким другим библейским отрывкам? Похоже, он не в курсе, или его это просто не волнует». Это серьезная проблема.

В-пятых, ведет ли руководство церкви неоправданно роскошный образ жизни? Водят ли они машины, живут ли они в домах, ездят ли они в места, куда по средствам ездить только очень богатым, и которыми могут владеть только очень богатые люди? Живет ли пастор роскошнее, чем его средний прихожанин? Почему? Я знаю, что это можно объяснить особенностями культуры или традиции, но есть ли для этого библейские причины? Попытайтесь разузнать? Откуда у пастора средства? Почему он так много значения придает одежде, которую носит, машине, на которой ездит, району, в котором живет, способам, которыми путешествует, и условиям, которые ему предоставляют во время путешествий? Это мало похоже на Иисуса, у Которого не было места, чтобы приклонить голову.

В-шестых и в-последних, присутствует ли возвышение себя и принижение величия Бога? Не складывается ли впечатление, что проповедник рисуется? Не говорит ли он слишком много о себе? Можно ли сказать, что он влюблен в славу Божью в Евангелии? Сокрушается ли он о своих грехах? Заметны ли в нем кротость и смирение? Склонен ли он к публичному самоуничижению? Раскаивается ли он в своих грехах и являет ли собой пример ежедневного осознания милосердия, явленного ему Иисусом на кресте? Или же он принижает величие благодати тем, как возвышает самого себя?

На эти моменты я обратил бы внимание, если бы пытался понять, не склоняется ли та или иная церковь к евангелию преуспевания.