«Награда за попытку»

В последнем выступлении на Генеральной конференции церкви СПД в апреле 2016 года апостол Джеффри Р. Холланд попытался ободрить тех святых последних дней, которые испытали разочарование, пытаясь исполнить все, что им заповедано. В этом выступлении, озаглавленном «Завтра сотворит Господь среди вас чудеса», Холланд упомянул об «уникальном духовном опыте», полученном Моисеем и Петром, Иаковом и Иоанном на вершинах гор, и пояснил:

Осознавая то, что мы все должны спуститься с вершины горы и заниматься повседневными делами, позвольте мне ободрить вас в конце Генеральной конференции [1].

Далее он сказал:

Во-первых, если в будущем вы увидите не только ограниченные возможности окружающих, но также и то, что в вашей жизни не все соответствует посланиям, услышанным вами в эти выходные, не падайте духом и не сдавайтесь. Евангелие, Церковь и замечательные собрания, проводимые раз в полгода, должны давать надежду и вдохновение. Они не должны повергать вас в уныние [2].

Холланд высказал мнение, что выступления на Генеральной конференции «должны давать надежду и вдохновение. Они не должны повергать вас в уныние». Посторонний человек может поинтересоваться: «А с какой стати человек должен впасть в уныние, побывав на Генеральной конференции?» Возможно, потому, что многие верные святые последних дней воспринимают сказанное во время этого происходящего раз в полгода мероприятия не как одобрительное похлопывание по плечу, а как напоминание — своего рода «пинок под зад». Руководители церкви, которые, как правило, не признают собственные недостатки, не упускают случая напомнить членам церкви о необходимости идти в ногу с указаниями и следовать распоряжениям руководства.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы указать на недостатки и побудить к правильным действиям. Но на Генеральных конференциях это делают с такой регулярностью, что многие святые последних дней только этого и ждут. Наверняка разочарование, вызванное неспособностью соответствовать требованиям, лежит тяжким бременем на плечах искренних приверженцев мормонизма.

Далее Холланд сказал:

Только сатана, наш общий враг, пытается убедить нас в том, что идеалы, описываемые на Генеральной конференции, обескураживающи и нереалистичны, что люди на самом деле не меняются к лучшему и никто не развивается. Почему же Люцифер дает такое послание? Потому что знает: он не может совершенствоваться, он не может расти, у него не будет светлого будущего. Он — несчастное существо, связанное вечными рамками, и он хочет, чтобы мы тоже были несчастными. Не поддавайтесь этому [3].

Для тех, кто разочаровался, Люцифер стал козлом отпущения. Однако вместо того, чтобы винить во всем Люцифера, следовало бы признать, что вина за разочарование, постигающее слушателей, в большей степени лежит на выступающих. И как раз в этот момент Холланд произнес самые запоминающиеся слова во всей своей речи:

Не поддавайтесь этому. Имея дар Искуп­ления и помощь силы Небес, мы можем совершенствоваться, а Евангелие уникально тем, что мы получаем награду за попытку, даже если она не увенчалась успехом [4].

Разговор с двумя святыми последних дней

В конце мая 2016 года на задней скамейке церкви, которую я посещаю, сидели две молодые женщины-мормонки. Обеим было лет по 19. Одна из них должна была выполнить задание по гуманитарным наукам, полученное в местном муниципальном колледже. После богослужения нам представилась возможность побеседовать. Беседа вышла искренняя и дружеская. Одна женщина спросила меня о кресте в передней части церковного зала и о том, почему символ креста столь важен для евангелических христиан. Приведя в подтверждение своих слов несколько библейских текстов, я объяснил, что Иисус на этом кресте заплатил за все грехи — прошлые, нынешние и будущие.

Когда я спросил, во что верят мои собеседницы, они ответили, что понятия «освящение» и «благодать» имеют для них большое значение. Когда мы заговорили о разнице между общим спасением и личным спасением, одна из моих собеседниц заметила:

Мне понравилось выступление Брэда Уилкокса, в котором он объяснил, как это работает. Кроме того, апостол Холланд недавно выступал на Генеральной конференции и сказал, что «мы получаем награду за попытку».

Должен признаться, меня совсем не удивило, что моя собеседница в точности процитировала слова Холланда. Еще когда я впервые читал текст его выступления, мне стало интересно, как скоро я услышу от мормонов ссылки на него. Судя по всему, много времени не понадобилось. Я спросил женщину: «Что именно он хотел сказать этими словами?» В ответ она рассказала мне, что Холланд понял, как трудно исполнять все заповеди, и «показал, что нам не нужно быть совершенными». Более того, сказала она, если человек искренне и серьезно покаялся, именно это нужно Богу, чтобы даровать ему прощение. Насколько успешно человек исполняет заповеди, судя по всему, имеет второстепенное значение.

Я был очарован ее ответом. Я рассказал ей, что другой апостол (Спенсер В. Кимбалл, который впоследствии стал 13-м пророком СПД) однажды написал:

Пытаться недостаточно. И покаяние непол­но, если человек всего лишь пытается оставить грех [5].

Этой цитатой мнение Кимбалла по данному вопросу далеко не исчерпывается:

Покаяние должно включать в себя всесто­роннее и полное подчинение планам Го­с­по­да. Грешник не покаялся полностью, если он пренебрегает своей десятиной, пропус­кает собрания, нарушает день субботний, не соблюдает семейные молитвы, не поддерживает представителей власти Церкви, нарушает Слово Мудрости, не любит Госпо­да или ближних. Исправляющийся прелюбодей, который пьет или ругается, еще не покаялся. Раскаивающийся грабитель, занимающийся сексом для развлечения, еще не готов получить прощение. Бог не может простить согрешившего до тех пор, пока тот не проявит истинного покаяния, охватывающего все сферы его жизни [6].

Когда я процитировал первое высказывание Кимбалла, молодая женщина наморщила лоб. «Книга The Miracle of Forgiveness — не Писание», — сказала она без обиняков. Технически она права. Однако я возразил, что Брэд Уилкокс — профессор Университета им. Бригама Янга, а не один из руководителей церкви, и она, тем не менее, ссылалась на него в начале нашего разговора как на авторитетный источник. Кроме того, я объяснил, что Спенсер В. Кимбалл был апостолом, когда писал The Miracle of Forgiveness; более того, впоследствии он стал пророком и ни разу не опровергал какие-либо прежние свои взгляды. Его книгу даже дважды рекомендовали с трибуны Генеральной конференции. Следует заметить, что учение Кимбалла упоминалось в ряде церковных учебных публикаций (например, второе его высказывание, которое я привел, было дважды процитировано в учебных пособиях церкви СПД) и на других конференциях. В церковном учебном пособии под названием «Учения Президентов Церкви: Спенсер В. Кимбалл» приведены десятки цитат из книги The Miracle of Forgiveness. Какой еще авторитетности ей недостает?

Кимбалл также писал:

Христос стал совершенным через победу. Только побеждая, мы станем совершенными и будем двигаться в сторону божественности. Как я уже писал выше, делать это нужно сейчас, в смертном существовании [7].

И хотя моя собеседница не считала, что совершенство достижимо, Кимбалл, судя по всему, был другого мнения:

Этот прогресс по направлению к вечной жизни — вопрос достижения совершенства. Жизнь согласно всем заповедям гарантирует полное прощение грехов и дает человеку уверенность в возвышении посредством того совершенства, которое приходит через следование формуле, данной нам Господом. В своей Нагорной проповеди Он дал всем людям заповедь: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Быть совершенным значит восторжествовать над грехом. Это предписание Господа. Он справедлив, и мудр, и добр. Он никогда не потребовал бы от Своих детей того, что не было бы направлено к их пользе, и что было бы недостижимо. Следовательно, совершенство — достижимая цель [8].

Собеседование с епископом

Образцовые труды СПД подтверждают учение Кимбалла. Например, в 1 Нефии 3:7 в Книге Мормона говорится, что человек способен исполнить Божьи заповеди:

И было так, что я, Нефий, сказал своему отцу: Я пойду и сделаю то, что повелел Господь, ибо знаю, что Господь не дает повелений детям человеческим, не приготовив пути для них, дабы они могли исполнить то, что Он повелевает им.

Идея, что заповеди должны быть исполнены, несомненно, присутствует в Учении и Заветах. Например, в УиЗ 1:31-32 говорится:

Ибо Я, Господь, не могу смотреть на грех ни с малейшим попущением; тем не менее, тот, кто кается и соблюдает заповеди Господние, прощен будет...

Истинное покаяние, говорится в УиЗ 58:42-43, предполагает отказ от грехов:

Вот, тот, кто покаялся в своих грехах — тому прощается, и Я, Господь, их больше не вспоминаю. Таким образом вы можете знать, если человек кается в своих грехах: вот, он исповедуется в них и оставит их.

Вот, в чем моя проблема с тем, как могут быть истолкованы слова Холланда. Если искренние люди действительно получают некую «награду за попытку», как примирить с этим слова Кимбалла? И Кимбалл, и Холланд в тот момент, когда говорили или писали приведенные выше слова, были апостолами. Если Алма 29:4 настаивает, что Бог «уделяет людям, да, определяет им постановления, которые неизменны», и если в 1 Нефии 3:7 говорится, что они выполнимы, как могут слова двух людей, именующих себя представителями высшей власти церкви, настолько противоречить друг другу? Когда я спросил двух своих собеседниц-мормонок, могут ли они показать текст из Писаний, подтверждающий, что награду можно получить за попытку, ответом мне было молчание. Тогда я предложил им вообразить беседу епископа с молодой супружеской парой, желающей запечатать свой брак в храме:

СУПРУГИ: Епископ, мы хотели бы получить храмовые рекомендации.
ЕПИСКОП: Хорошо, а вы платите десятину?
СУПРУГИ: Мы отдаем лишь 3 процента от своих заработков, но ведь мы получаем награду за попытку.
ЕПИСКОП: А как у вас дела со Словом Мудрости?
СУПРУГИ: Знаете, мы ходим в «Стар­бакс» всего лишь три раза в неделю. Но это большой прогресс по сравнению с прош­лым годом — тогда мы ходили каждый день! Мы сильно изменились к лучшему. И я рад, что у нас не будет с этим проблем — ведь мы пытаемся.
ЕПИСКОП: М-м-м… а как насчет посещения церкви?
СУПРУГИ: Дважды в месяц мы обязательно ходим на причастное собрание за исключением тех воскресений, когда футбольные матчи с участием нашей любимой команды проходят по утрам. Мы уверены, что Господь нас понимает, ведь мы люди недалекие. И, видит Господь, мы пытаемся!

Приведя этот пример, я спросил собеседниц, какое решение, по их мнению, принял бы епископ относительно способности этой супружеской пары посещать храм? Они готовы платить десятину, соблюдать Слово Мудрости и регулярно посещать собрания, но все это они делали в недостаточной мере. Должны ли они получить бумаги, необходимые для запланированной церемонии в храме? Мормонки ответили: «Наверное, нет». В конечном итоге они сказали: «Эти супруги не делали того, что должны были». Они признали, что отказ в разрешении посетить храм влечет за собой пагубные последствия, поскольку храмовый брак («на время и на вечность») является непреложным условием возвышения. Сам собой возникает вопрос: почему Бог обещает желающим обрести возвышение награду за попытку, но не оставляет никакой свободы другим, которые изо всех сил старались, но не смогли удовлетворительно пройти собеседование с епископом, чтобы получить допуск в храм. Если можно получить награду за попытку и удовлетворить требования Божьей справедливости, то странно, почему требования, предъявляемые к желающим войти в земной храм, гораздо выше. Значит ли это, что Божьи требования к тем, кто пытается получить доступ в храм, выше, нежели к тем, кто пытается достичь возвышения?

Цитаты из образцовых трудов в речи Холланда

Вернувшись домой, я отыскал текст речи Холланда в журнале Ensign за май 2016 года, чтобы посмотреть, ссылался ли он на писания в подтверждение своих слов. Ссылался. Давайте почитаем его речь дальше:

Когда в ранней Церкви возник спор относительно того, кто имеет право на благословения Небес, а кто — нет, Господь заявил Пророку Джозефу Смиту: «Истинно говорю Я вам, что [дары Бога] даются во благо тем, кто любят Меня и соблюдают… заповеди Мои, и также [тем], кто старается делать это». Ох, кто из нас не благодарен за эту приписку «и… старается делать это!» Она стала утешением, потому что иногда это единственное, что мы можем предложить! Нас успокаивает тот факт, что, если бы Бог награждал только идеально верных, Его список получателей был бы не таким уж и длинным [9].

А вот как звучит УиЗ 46:9 в контексте:

Ибо истинно говорю Я вам, что они даются во благо тем, кто любят Меня и соблюдают все заповеди Мои, и также тому, кто старается делать это...

Присмотритесь: если не считать опущенного слова «ибо» в начале цитаты и слов в квадратных скобках, быть может, вы заметите еще одну правку. Между словами «соблюдают» и «заповеди Мои» в цитате Холланда есть многоточие, указывающее на то, что одно или несколько слов пропущены. Пропущено слово «все». Если кому-то интересно, Холланд цитировал текст не по памяти, а читал по написанному, то есть это не случайный пропуск.

В жизни мне приходилось немало писать. Я был соавтором трех книг и автором десятков журнальных статей. Я также преподавал анг­лийский язык в школе и университете. Хотя заменять многоточием одно-единственное слово не запрещено, я не понимаю, зачем Холланду понадобилось прибегать к этому приему в данном конкретном случае. Ведь речь идет об одном-единственном слове из трех букв. Пропуск этого слова даже не сэкономит место на странице, потому что многоточие тоже состоит из трех знаков. Может быть, Холланд не хотел огорчать своих слушателей напоминанием о том, что от них требуется исполнить «все» заповеди, а не просто «некоторые» или «большинство». Пропуск этого слова меняет смысл текста. Одно дело «соблюдать заповеди», но совсем другое — «соблюдать все Мои заповеди».

Конечно, в УиЗ 46:9 говорится то же самое, что и в многих других текстах — например, в УиЗ 25:15:

Соблюдай беспрестанно заповеди Мои, и ты получишь венец праведности. И если не сделаешь этого, то не сможешь прийти туда, где Я пребываю.

В своей речи на Генеральной конференции 1974 года апостол Марк Петерсен так разъяснял последний отрывок:

«А потому придите ко Мне и спаситесь; ибо истинно Я говорю вам, что, если вы не будете соблюдать заповеди, которые Я заповедал вам ныне, вы ни в коем случае не войдете в Царство Небесное» (3 Нефий 12:20). Остановитесь и подумайте, что эти слова могут означать для вас и для вашей семьи. Изучайте их. Размышляйте над ними. Они очень серьезны: «если вы не будете соблюдать заповеди, которые Я заповедал вам ныне, вы ни в коем случае не войдете в Царство Небесное». В начале истории нашей церкви Спаситель дал откровение, в котором, по существу, сказал то же самое: «Соблюдай беспрестанно заповеди Мои… И если не сделаешь этого, то не сможешь прийти туда, где Я пребываю» (УиЗ 25:15) [10].

В 1990 году апостол Роберт Хейлз заявил:

Старейшина Брюс Р. Мак-Конки, муж великой веры, сказал: «Вера — это дар Божий, который дается в качестве вознаграждения за личную праведность… Чем больше степень послушания Божьим законам, тем больше будет обеспеченность [даром веры]» [11]. Иными словами, послушание законам и установлениям евангелия необходимо для обретения веры в Господа Иисуса Христа. Учение и Заветы подчеркивают этот очень важный смысл послушания очень простым образом. Господь говорит: «Соблюдай беспрестанно заповеди Мои… И если не сделаешь этого, то не сможешь прийти туда, где Я пребываю» (УиЗ 25:15) [12].

Кроме того, если принять во внимание контекст УиЗ 46, становится понятно, что Холланд исказил смысл стиха, вложив в него смысл, совершенно отличный от авторского! Вот как звучат стихи 3-6:

Однако вам заповедано никогда и никого не изгонять с ваших публичных собраний, которые проводятся перед миром. Вам также заповедано никого из принадлежащих к Церкви не изгонять с ваших причастных служб; но если кто-либо согрешил, пусть он не принимает причастие, пока не совершит примирение. И опять говорю Я вам, что вы не должны изгонять со своих причастных собраний никого из тех, кто искренне ищет Царства Божьего, — Я говорю это касательно тех, кто не принадлежат к Церкви. И снова говорю Я вам о ваших службах конфирмации: если присутствуют те, кто не принадлежат к Церкви, но искренне ищут Царства Божьего, вы не должны изгонять их.

Если верить предисловию к УиЗ 46, «те, кто ищут истину, не должны изгоняться с причастных служб». Иными словами, этот раздел, обращаясь к святым последних дней, наставляет их «никогда и никого не изгонять с ваших публичных собраний», если эти люди «искренне ищут Царства Божьего». Понимание того, что в контексте речь идет как о мормонах, так и о немормонах, поможет читателю правильно истолковать отрывок. Позвольте мне пересказать стих 9 своими словами, используя современные выражения:

Дары Божьи даются тем святым последних дней, которые любят Меня и соблюдают каждую Мою заповедь. Кроме того, эти дары доступны для искренних внешних, если они прилагают старание.

Те, кто «старается» соблюдать Божьи заповеди, впоследствии могут стать святыми последних дней, но в данный конкретный момент они еще не пришли к «свету». Я не принадлежу к числу мормонских руководителей, я даже не святой последних дней. Однако мне, как постороннему человеку, понятно, что слова имеют смысл лишь в том случае, если их рассматривают в контексте. Истолковать текст должным образом невозможно, если человек вырывает стих из контекста, чтобы придать ему смысл, который никогда не приходил в голову автору. Когда Холланд сказал, что стих УиЗ 46:9 стал «утешением, потому что иногда это единственное, что мы можем предложить!», сознавал ли он, что занимается не экзегезой (надлежащим толкованием текста), а эйзогезой (вчитыванием смысла в текст). Поэтому его толкование совершенно бессмысленно.

Что сделать человеку, чтобы обрести милость?

Холланд приводит еще одну цитату из образцовых трудов:

Поэтому, пожалуйста, помните завтра и в остальные дни, что Господь благословляет тех, кто хочет совершенствоваться, кто принимает необходимость соблюдения заповедей и старается делать это, кто лелеет добродетели Христовы и изо всех сил стремится их приобрести. Если вы спотыкаетесь в этом стремлении, что происходит с каждым, Спаситель стоит рядом, чтобы помочь вам продолжать путь. Если вы падаете, взывайте к Его силе. Воскликните подобно Алме: «О Иисус… помилуй меня» [13].

Текст, который цитирует Холланд, — это Алма 36:18. Чтобы понять, как вообще понимают благодать в мормонизме, давайте взглянем на утверждения других руководителей, в том числе на выступление самого Холланда на конференции годом раньше:

Искупление было призвано одержать полную победу над физической смертью, безоговорочно даруя воскресение каждому, кто был или когда-либо будет рожден в этом мире. Кроме того, оно должно милостиво предоставить и отпущение личных грехов всем людям, от Адама до конца мира, при условии покаяния и послушания Божественным заповедям [14].

По словам Холланда, милосердие обусловлено двумя факторами: покаянием и послушанием. На той же самой конференции он сказал:

Иисус Христос, Единородный Сын Бога страдал, умер и восстал из мертвых для того, чтобы Он мог, подобно молнии в летнюю грозу, подхватить нас в нашем падении, удержать нас Своей силой и через наше соблюдение заключенных с Ним заветов вознести нас к вечной жизни [15].

Согласно учению мормонов, общее спасение (воскресение) даруется каждому, кто когда-либо появился на свет. Личное спасение, также именуемое возвышением, даруется тем, кто соблюдает заповеди и претерпевает до конца. Человеку, надеющемуся достичь вечной жизни, милосердие может предложить не все. Например, в одном учебнике СПД говорится:

Своим Искуплением Иисус Христос избавляет всех людей от следствий Падения. Все люди, когда-либо жившие на Земле, и те, кто когда-либо будут жить на Земле, воскреснут и вернутся в присутствие Бога на суд (см. 2 Нефий 2:5–10; Геламан 14:15–17). Благодаря дару милости Спасителя и искупительному милосердию все мы получим дар бессмертия и будем вечно жить в прославленных воскресших телах [16].

Другие руководители СПД говорили, что милость человеку нужно заслужить. Например, апостол Брюс Р. Мак-Конки говорил:

Чтобы стать свободными, все должны покаяться. Чтобы получить благословения евангелия, все должны быть послушны. Чтобы быть достойными милости, все должны соблюдать заповеди [17].
Бунт ведет к проклятию. Нет милости для знающих волю Божью и не исполняющих ее. «Горе тому, кому закон дан, — сказал Иаков, — да, кто имеет все заповеди Бога, подобно нам, и кто нарушает их и кто расточает дни своего испытания, ибо ужасно его положение!» (2 Нефий 9:27) [18].

Президент Эзра Тафт Бенсон объяснял:

Мы каждую неделю ходим в наши молитвенные дома, чтобы поклоняться Господу и обновлять свои заветы, принимая участие в таинстве. Тем самым мы обещаем взять на себя Его имя, всегда помнить о Нем и соблюдать все Его заповеди. Только когда мы делаем это, мы заслуживаем Его благословения и достойны Его милости [19].

Апостол Ричард Скотт в 2001 году выступил с речью на Генеральной конференции, в которой сказал:

Вновь и вновь на похоронах звучат утверждения о том, что умерший унаследует все благословения целестиальной славы, в то время как этот человек никоим образом не подготовился к целестиальной славе, получая необходимые таинства и соблюдая обязательные заветы. Этого не случится. Подобные благословения можно заслужить, лишь исполнив требования Господа. Его милость не превосходит требования Его закона. Они должны быть выполнены [20].

На Генеральной конференции в октябре 2006 года Скотт сказал:

Требования правосудия в случае нарушения закона могут быть удовлетворены посредством милости — ее вы можете заслужить своим постоянным покаянием и послушанием законам Бога. Такое покаяние и послушание абсолютно необходимы для того, чтобы Искупление до конца совершило свое чудо в вашей жизни [21].

В октябре 2009 года апостол Даллин Оукс обратился к присутствовавшим на Генеральной конференции с такими словами:

Некоторые, похоже, чтут Божью любовь из-за своей надежды на то, что любовь Его настолько велика и безусловна, что милосердно дозволяет необязательное послушание Его законам. В противоположность этому те, кто понимают план Бога для Его детей, знают, что законы Бога неизменны, и этот факт — еще одно великое свидетельство любви Бога к Своим детям. Милосердие не может нарушить правосудие, и обретают милосердие лишь «соблюдавшие завет и исполнявшие заповедь» (УиЗ 54:6) [22].

Следующей осенью на конференции апостол Даллин Оукс заявил:

Благодаря тому, чего Он достиг благодаря Своей искупительной жертве, Иисус Христос имеет власть ставить условия, которые мы должны исполнять, чтобы заслужить благословения Его Искупления. Вот почему у нас есть заповеди и таинства. Вот почему мы заключаем заветы. Вот каким образом мы заслуживаем обещанные благословения. Все это приходит через милость и славу Святого Израилева «после всего того, что мы можем сделать» (2 Нефий 25:23) [23].

Нынешний пророк СПД Томас Монсон сказал:

Не подвергайте свою вечную жизнь опасности. Соблюдайте заповеди Божьи [24].

На апрельской конференции 2016 года — той самой, на которой Холланд выступил со своей речью, — В. Кристофер Уоделл, второй советник в Председательствующем Епископстве, сказал:

В простоте песни Первоначального общества заключена истина: «Учат Пророки: Заповедям следуй, в них мир и спасенье найдешь» [25].

Зайдите на официальный мормонский сайт www.lds.org, и вы увидите, что целью жизни верного святого последних дней должно быть целестиальное царство; она достигается только «в результате праведной жизни и верности своей цели»:

Целестиальное Царство — это высшее из трех Царств славы. Те, кто окажутся в этом Царстве, будут вечно пребывать в присутствии Бога-Отца и Его Сына Иисуса Христа. Вы должны наметить себе цель: унаследовать целестиальную славу и помочь другим людям получить это великое благословение. Этой цели невозможно добиться за одну попытку; она достигается в результате праведной жизни и верности своей цели [26].

Традиционно мормоны учили, что исполнить заветы можно посредством исполнения заповедей. По просьбе милость не получить. Ее зарабатывают посредством добрых дел точно так же, как зарабатывают деньги. Кимбалл без обиняков описывает «прощение» так:

Ваш Небесный Отец обещал прощение в обмен на полное покаяние и выполнение всех условий, но это прощение не дается просто по просьбе. Должны быть дела — много дел — и безоглядное, полное послушание с великим смирением и «разбитым сердцем и сокрушенным духом». От вас зависит, будете ли вы прощены и когда. Могут пройти недели, могут пройти годы, могут пройти века, прежде чем настанет счастливый день, когда у вас будет твердая уверенность, что Господь вас простил. Это зависит от вашего смирения, вашей искренности, ваших дел, вашего отношения [27].

Возможно, мормон ответит, что книга Кимбалла ошибочна и даже неавторитетна, как говорила женщина, о которой я рассказал в начале этой статьи. Но, повторюсь, автор (Кимбалл) на момент публикации книги был апостолом, а затем стал тринадцатым пророком. Если мы не можем доверять Кимбаллу, откуда нам знать, можно ли доверять Холланду?

Хотя некоторые воспользуются речью Холланда для оправдания своей неспособности выполнить все заповеди, не факт, что сам Холланд имел в виду именно это. Как вам такое краткое изложение его речи:

Пожалуйста, помните, что Бог благословляет тех, кто пытается выполнять заповеди, потому что они знают, как это важно. Чтобы выполнить заповеди, эти люди отдают все, что у них есть. Но бывают времена, когда мы, как и любой человек, спотыкаемся на этом пути. В таком случае воззовите к милости Бога, Который даст вам силу вернуться на правильный путь, чтобы вы могли выполнить заповеди, завет исполнить которые вы обновляете на каждом причастном служении.

Возможно, я ошибаюсь. Если так, с его стороны было бы уместно в ближайшем будущем пояснить свои слова. Но если я прав, то его утверждения никак не меняют учение, которое проповедовали руководители мормонов прежде. В пользу моего предположения свидетельствует такое высказывание Холланда:

Он поможет вам подняться. Он поможет покаяться, исцелиться, исправить то, что вам нужно исправить, и продолжить путь. В конце концов вы добьетесь того, к чему стремитесь [28].

Обратите внимание на фразу «в конце концов вы добьетесь того, к чему стремитесь». Иными словами, милость Божья поможет человеку вернуться на истинный путь и снова добиться успеха (в соблюдении заповедей).

Последняя цитата

В подтверждение своих слов Холланд приводит последнюю цитату из мормонских писаний (УиЗ 11):

«Как пожелаешь от Меня, так и будет дано тебе, — провозгласил Господь. — Уповай на того Духа, Который ведёт к делам добрым, да, к тому, чтобы поступать справедливо… И тогда… всё, что пожелаешь от Меня, относительно того, что праведно… получишь это» [29].

Потом он поясняет:

Я люблю это учение! Здесь снова и снова говорится, что мы будем благословлены за свое желание творить добро, если действительно стремимся быть добрыми. И это напоминает мне о том, что, чтобы претендовать на эти благословения, нам тоже нужно поступать соответствующим образом с другими: быть справедливыми и никогда не быть нечестными, быть кроткими и никогда не быть заносчивыми или гордыми, судить праведно и никогда не быть высокомерными или неправедными.
Мои братья и сестры, первая великая заповедь вечности — любить Бога всем своим сердцем, мощью, разумом и силой. Это первая и величайшая заповедь. Но первая и великая истина вечности заключается в том, что Бог любит нас со всем Своим сердцем, мощью, разумом и силой. Эта любовь является камнем, лежащим в основании вечности, и она должна лежать в основании нашей повседневной жизни. Более того, только при такой уверенности, пылающей в сердце, мы можем продолжать стараться меняться к лучшему, продолжать искать прощения наших грехов и продолжать проявлять эту благодать по отношению к ближнему [30].

Давайте рассмотрим текст, который цитирует Холланд, — УиЗ 11, стихи 8, 12 и 14. Я бы хотел заметить, что читателю всегда следует с подозрением относиться к цитате, составленной из разбросанных отрывков и содержащей избыточное количество многоточий. Читая 11-й раздел, я удивлялся тому, как часто в нем встречается оборот «соблюдай заповеди Мои» (стихи 6, 9, 18 и 20), хотя в цитате, приведенной Холландом, он не употреблен ни разу. Да, Холланд упоминает «первую великую заповедь» (любить Бога всем своим сердцем, мощью, разумом и силой), но в цитируемом отрывке это конкретное выражение не упоминается вовсе. Однако в 20-м стихе говорится: «Вот, это дело твое: соблюдать заповеди Мои, да, со всей своей мощью, разумом и силой». Между тем, чтобы любить Бога всем, что у нас есть, и тем, чтобы соблюдать заповеди всем, что у нас есть, — большая разница. Это не одно и то же. Поэтому я не уверен, каким образом Холланд пришел к выводу, что «Бог любит нас со всем Своим сердцем, мощью, разумом и силой», и как можно «продолжать стараться меняться к лучшему, продолжать искать прощения наших грехов и продолжать проявлять эту благодать…»

В УиЗ 11 не сказано, что человек получает «награду за старание». Поскольку ни один из трех отрывков, упомянутых в тексте выступления, не может подтвердить правоту Кимбалла, его утверждения в духе «одного старания мало» звучат более убедительно, чем идея, будет «награду» можно получить уже только за попытку.

Заключение

В конце своего выступления Холланд сказал:

Так что продолжайте любить. Продолжайте пытаться. Продолжайте доверять. Продол­жайте верить. Продолжайте расти. Небеса будут болеть за вас сегодня, завтра и всегда [31].

Однако это лишено всякого смысла. «Продолжайте любить?» «Продолжайте пытаться?» «Продолжайте доверять?» «Продолжайте верить?» «Продолжайте расти?» А как же насчет «продолжайте делать»? (Конечно, такая фраза шла бы вразрез с целью ободрить слушателей, заявленной в начале выступления.) Судя по всему, мормонского Бога больше интересует конечный результат, нежели процесс. Слова о том, что «небеса будут болеть за вас сегодня, завтра и всегда», конечно, звучат поэтически, но с точки зрения богословия СПД неверны. Согласно мормонскому учению, когда человека приписывают к тому или иному царству, он останется в этом царстве навсегда. Если так, и кто-то навсегда застрял в террестриальном или телестиальном царстве, лишившись права на целестиальное царство, как можно сказать, что «небеса» болеют за этих парней? В конце концов, Бог Отец не станет иметь дело ни с кем, кто недостоин целестиального царства; мормоны утверждали, что Он никогда не посещает другие царства и не общается с живущими там душами.

Несмотря на то, что Холланд пытается дать своим беспокойным единоверцам основания для надежды, мормонизм остается евангелием, обреченным на неуспех. Одно дело, когда мормонский руководитель пытается с помощью остроумных или поэтических заявлений ублажить своих слушателей. Совсем другое — изменить образ мышления, которого мормоны традиционно придерживались десятки лет. По-моему, если сказать людям то, что им хочется услышать, не внося на самом деле серьезных изменений в мормонское богословие, это породит, скорее, путаницу, нежели ясность.

 

ССЫЛКИ

1. Холланд, Джеффри. Завтра сотворит Гос­подь среди вас чудеса. URL: www.lds.org/general-conference/2016/04/tomorrow-the-lord-will-do-wonders-among-you?lang=rus. Курсив в оригинале. [Назад]

2. Там же. [Назад]

3. Там же. [Назад]

4. Там же. [Назад]

5. Kimball, Spencer W. The Miracle of Forgiveness, p. 164. Курсив в оригинале. [Назад]

6. Там же, p. 203. См. также Doctrines of the Gospel Student Manual: Religion 231 and 232, p. 41. См. также Teachings of Presidents of the Church: Spencer W. Kimball, p. 43. [Назад]

7. Там же, p. 210. [Назад]

8. Там же, pp. 208-209. [Назад]

9. Холланд. Завтра... Курсив в оригинале. [Назад]

10. Petersen, Mark E. Eternal Togetherness // Ensign (Conference Edition), November 1974, p. 49. Многоточие в оригинале. [Назад]

11. McConkie, Bruce R. Mormon Doctrine, (Salt Lake City: Bookcraft, 1966), p. 264; курсив в оригинале. [Назад]

12. Hales, Robert D. The Aaronic Priesthood: Return with Honor // Ensign (Conference Edition), May 1990, p. 39. Скобки и многоточия в оригинале. [Назад]

13. Холланд. Завтра... Курсив мой. [Назад]

14. Холланд, Джеффри Р. И справедливость, и любовь. URL: www.lds.org/general-conference/2015/04/where-justice-love-and-mercy-meet?lang=rus&country=ru. Курсив мой. [Назад]

15. Там же; курсив мой. [Назад]

16. Искупление Иисуса Христа // Верой сильны: евангельский справочник. URL: www.lds.org/manual/true-to-the-faith/atonement-of-jesus-christ?lang=rus. [Назад]

17. McConkie, Bruce R. The Promised Messiah: The First Coming of Christ, p. 242. Курсив мой. [Назад]

18. McConkie. Mormon Doctrine, p. 619. [Назад]

19. The Teachings of Ezra Taft Benson, p. 442. Курсив мой. [Назад]

20. Scott, Richard G. First Things First // Ensign (Conference Edition), May 2001, p. 9. Курсив мой. [Назад]

21. Скотт, Ричард Г. Искупление может обеспечить ваш мир и счастье. URL: www.lds.org/general-conference/2006/10/the-atonement-can-secure-your-peace-and-happiness?lang=rus. [Назад]

22. Оукс, Даллин Х. Любовь и закон. URL: www.lds.org/general-conference/2009/10/love-and-law?lang=rus. Курсив мой. [Назад]

23. Оукс, Даллин Х. Две линии связи. URL: www.lds.org/general-conference/2010/10/two-lines-of-communication?lang=rus. [Назад]

24. Монсон, Томас С. Подготовка приносит благословения. URL: www.lds.org/general-conference/2010/04/preparation-brings-blessings?lang=rus. [Назад]

25. Уоделл, Кристофер В. Образец обретения покоя. URL: www.lds.org/general-conference/2016/04/a-pattern-for-peace?lang=rus. [Назад]

26. Царства славы // Верой сильны: евангельский справочник. Курсив мой. [Назад]

27. The Miracle of Forgiveness, p. 324-325. [Назад]

28. Холланд. Завтра... [Назад]

29. Там же. Курсив в оригинале. [Назад]

30. Там же. [Назад]

31. Там же. [Назад]

Сотрудник служения Mormonism Research Ministry Эрик Джонсон занимается изучением мормонизма с 1987 года. Он имеет степени бакалавра журналистики и магистра практического богословия. Он был соавтором двух книг о мормонизме и одним из редакторов «Апологетической учебной Библии для студентов». В течение 8 лет он преподавал английский язык в Гроссмонт-колледже (Эль-Кахун, Калифорния).

Оригинальный текст интервью опубликован на сайте www.mrm.org. Все права сохранены.