Если на других планетах будет найдена жизнь, станет ли это концом христианства?

Один не в меру ретивый ученый провозгласил открытие Kepler-452b — землеподобной необитаемой планеты — «дурной вестью для Бога». 23 июля 1915 года Джефф Швейцер в статье «Земля 2.0: дурная весть для Бога» предсказал, что открытие Kepler-452b означает смерть Бога. Он заявил, что обнаружение любой жизни где-либо кроме Земли опровергает религиозную гипотезу о существовании Бога, сотворившего все сущее. Но при ближайшем рассмотрении этот тезис ущербен с логической, научной и богословской точки зрения.

Логическая ущербность

С точки зрения логики, между двумя посылками: (1) за пределами Земли есть жизнь, и (2) Бог существует, — нет противоречия. Возможно и то, и другое. Собственно, если Бог существует, и если Он создал вселенную (Быт. 1:1), вполне разумно, что эти два утверждения совместимы. Более того, утверждение Швейцера, что жизнь во вселенной не может существовать нигде, кроме Земли, потому что об этом не упоминается ни в книге Бытия, ни в Библии в целом, нарушает законы логики. Это логическая ошибка, именуемая argumentum ad ignorantiam (аргумент к невежеству). Доказать что-либо на основании того, чего нет, нельзя. Когда мы обнаружим на других планетах дома, машины и механизмы, тогда и поговорим.

Научная ущербность

Если говорить о науке, то даже агностик-астроном Роберт Ястров полагал, что астрономия в целом подтверждает книгу Бытия. Он писал: «Теперь мы видим, каким образом астрономические данные приводят к библейским представлениям о происхождении мира… Цепь событий, ведущих к появлению человека, начинается внезапно и резко в определенный момент времени, во вспышке света и энергии» (God and the Astronomers, 14). Астроном Хью Росс в своей книге «Творец и космос» дополнил это утверждение множеством подробностей.

Богословская ущербность

Швейцер настаивает, что «наличие жизни на другой планете совершенно не совместимо с религиозной традицией». Он заявляет: «...один лишь простой факт существования жизни где-то еще делает религию невозможной». Почему? Потому, что «в Бытии 1:1 мы читаем: „Сотворим человека по образу Нашему…“ О других мирах здесь нет ни слова». Ибо «нам также сообщают в недвусмысленных выражениях, что все живое было сотворено за шесть дней». Более того, «когда бог сказал: „Да будет свет“, — свет уже ярко сиял как минимум 10 миллиардов лет».

Как бы глубоки ни были познания Швейцера в «морской биологии», в богословии он разбирается очень слабо. Прежде всего, он неверно цитирует Библию. О сотворении человека по образу Божьему говорится не в Бытии 1:1, как утверждает Швейцер, а в Бытиии 1:26-27. Во-вторых, он ошибочно полагает, что, согласно Библии, свет во вселенной появился в ту же неделю, когда были сотворены люди. На самом деле, Библия говорит, что свет присутствовал изначально (Быт. 1:3), прежде других дней и до сотворения солнца (Быт. 1:16-19). В-третьих, он предполагает (но не доказывает), что все «дни» в книге Бытия длились 24 часа, и что никаких более длинных периодов времени не было. На самом деле, слово «день» (йом) в первых главах Бытия означает не только 24-часовой период. Оно используется для обозначения дня в противоположность ночи (1:3). Оно также используется для обозначения всех шести дней творения: «...в то время [йом], когда Господь Бог создал землю и небо...» (Быт. 2:4). Оно же обозначает период в несколько тысяч лет, когда речь идет о том, что Бог почил от Своих дел в седьмой день (Быт. 2:2), — этот период продолжается и по сей день (Евр. 4:9-10). Еще со времен блаж. Августина (IV век) многие христиане полагали, что этапы творения не были ограничены шестью 24-часовыми отрезками. Наконец, Библия нигде не сообщает, как давно существует вселенная; она всего лишь говорит, что у вселенной было «начало» (Быт. 1:1), когда бы оно ни было. Библия также нигде не называет общее число минувших поколений и не исключает возможность того, что какие-то поколения выпали из описания. Более того, некоторые пробелы вполне очевидны — например, в Матфея 1:8 говорится: «Иорам родил Озию», — хотя, как следует из 1 Паралипоменон 3:10-12, между Иорамом и Азарией (Озией) сменилось еще три поколения. Библия приводит верные родословия, но они необязательно полны.

Может быть не значит есть

В лучшем случае, существование планеты Kepler-452b доказывает лишь то, что какая-то жизнь на ней возможна. Однако от этого два гигантских шага до утверждения, что на ней существует разумная жизнь. Во-первых, выводы ученых свидетельствуют, что жизнь возможна, но не доказывают, что она существует. Сухие листья огнеопасны, но для того, чтобы они загорелись, нужен источник огня. Во-вторых, от существования некоей примитивной жизни до существования разумной жизни — еще один шаг. Попытки объяснить этот гигантский разрыв с помощью натуралистической макроэволюции несостоятельны, поскольку эта теория, в свою очередь, опирается на бездоказательные утверждения: во-первых, что спонтанное зарождение жизни возможно (хотя Франческо Реди и Луи Пастер доказали, что это не так), и, во-вторых, что появление новых форм жизни возможно без разумного вмешательства (хотя это предположение не подтверждается никакими наблюдениями или экспериментами, основой любых научных выводов).

Иная жизнь? Мы не знаем

В понимании Швейцера, если в книге Бытия сказано, что Бог сотворил «всякую душу животных» (Быт. 1:21), это безусловно исключает возможность существования каких-либо форм жизни где-либо еще во вселенной. Однако это противоречит основному правилу толкования: любой текст следует понимать в свете контекста. Очевидно, что в 1-2 главах Бытия речь идет о сотворении жизни на земле, а не во вселенной.

Есть ли где-то еще во вселенной животная или человекообразная жизнь? Мы этого не знаем. Мы еще не видели никакого подтверждения этому.

Возможно ли, чтобы где-то во вселенной существовала физическая жизнь? Да, но мы не вправе выводить реальность из простой возможности. Повторюсь, сухие листья сами по себе не загораются. Между условием и причиной есть существенная разница.

Что, если где-то еще во вселенной существует разумная жизнь, похожая на человеческую? Слишком много «если». (1) Если во вселенной есть жизнь, и (2) если это разумна жизнь, и (3) если это падшая жизнь, тогда что? Тогда имеет смысл почитать рассуждения Клайва Льюиса в статье «Религия и космические ракеты» (http://narnianews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=463&mode=&order=0&thold=0). Если где-то есть падшие живые существа, тогда Бог, Который есть любовь (1 Ин. 4:16), любит их и даровал им искупление. Подробности подлежат дальнейшему богословскому осмыслению.

Хорошая весть для Бога

Между тем, здесь, на планете Земля, мы знаем две вещи. Во-первых, существование Kepler-452b — вовсе не «дурная весть для Бога». Если уж на то пошло, это хорошая весть для Бога. Иоганн Кеплер, в честь которого названа планета, искренне верил в Бога. Он хотел, чтобы «вера в сотворение мира укрепилась благодаря этому внешнему подтверждению, чтобы мысль о Творце читалась в природе мира, и чтобы Его неисчерпаемая мудрость день ото дня сияла все ярче» (Mysterium Comographicum).

Действительно, хотя Карл Саган говорил, что во вселенной слишком много «впустую потраченного пространства», если в ней нет разумной жизни, сегодня, после открытия «антропного принципа», астрономы знают, что вселенная была создана для жизни человека. Как говорит псалмопевец: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Даже великий философ-агностик Эммануил Кант признавался, что верит в Бога: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Конечно, открытие того, насколько безбрежна и многообразна вселенная, не только не принижает желание Кеплера, но и является его осуществлением.

Во-вторых, единственным достоверным путешествием по вселенной было пришествие Логоса (Христа) в мир при воплощении (Ин. 1:14) и Его возвращение за пределы мира при вознесении (Деян. 1:9-10). Тем временем, здесь, на планете Земля, Он дал нам важное поручение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...» (Мф. 28:18-20). Когда мы, наконец, донесем Божью любовь до всех жителей нашей планеты, которые находятся в пределах нашей досягаемости, тогда — если это когда-либо станет возможным — мы сможем донести эту любовь до любых наших космических двоюродных братьев, которые сейчас, возможно, для нас недосягаемы.

На русском языке статья опубликована в "Вестнике Центра апологетических исследований" №66