Очередное толкование слов «род сей»

В журнале «Сторожевая башня» от 15 апреля 2010 года есть статья под названием «Роль святого духа в исполнении замысла Иеговы». С помощью этой статьи в одно из учений Свидетелей Иеговы была внесена поправка. Чтобы убедиться в значимости учения, о котором идет речь, стоит лишь открыть электронную «Библиотеку Сторожевой Башни» и вбить в строку поиска фразу «род сей». Посмотрев на результаты поиска, можете сами решить, насколько важным было это учение на всем протяжении истории Сторожевой Башни. Более того, вдумайтесь, насколько важен смысл этой фразы для понимания наставлений Иисуса в 24-й главе Евангелия от Матфея и параллельных отрывках. Не будет преувеличением сказать, что смысл этих слов Иисуса определяет наше понимание всего отрывка.

Но как же понимает эту фразу Сторожевая Башня? Об этом говорит история предлагавшихся организацией толкований:

  • в 1927 году Свидетели считали, что под «родом сим» подразумевались помазанники, или «новая тварь»;
  • в 1951 году фраза «род сей» означала тех, кто родился в 1914 году или раньше;
  • в 1995 году под «родом сим» понимали нераскаявшихся людей, т. е. всех, кто не принадлежал к Свидетелям Иеговы;
  • потом, в 2008 году, организация вновь вернулась к толкованию 1927 года, когда под «родом сим» понимали «помазанников».

И вот, наконец, всего двумя годами позже, Сторожевая Башня вновь поменяла свою точку зрения и нашла этой фразе новое толкование:

Какое поколение Иисус имел в виду? В статье «Присутствие Христа: что оно значит для тебя?» объяснялось, что Иисус говорил не о нечестивых людях, а о своих учениках, которым вскоре предстояло быть помазанными святым духом. Именно помазанные последователи Иисуса, как в первом веке, так и в наши дни, могли не только увидеть признак, но и распознать его значение — то, что Иисус «близко, у дверей». Какое значение это объяснение имеет для нас? Хотя мы не можем определить, сколько точно времени охватывает «это поколение», нам нужно учитывать несколько моментов, связанных со словом «поколение». Обычно им называют людей разных возрастов, жизнь которых пересекается в какой-то определенный временной промежуток; период, в который живет поколение, не может быть очень долгим; и у него есть конец (Исх. 1:6). Как тогда понимать слова Иисуса об «этом поколении»? Очевидно, он имел в виду, что жизнь помазанников, которые видели начало исполнения признака в 1914 году, должна была пересечься с жизнью помазанников, которые увидят начало великого бедствия.

Оказывается, когда вы читаете слово «поколение» («род» в Синодальном переводе — прим. перев.) в таких отрывках, как Матфея 24, оно означает не какое-то одно конкретное поколение, но «пересекающиеся поколения». Для многих Свидетелей Иеговы это несущественная мелочь. Они сочтут это толкование «новым светом» и примут его без дальнейших рассуждений. В конце концов, никто ведь не совершенен, и Общество постоянно уточняет свои взгляды по мере лучшего понимания Писания.

Свидетели Иеговы часто спрашивают меня, почему я не критикую христианских толкователей Библии за то, что они меняют свои взгляды? Ведь я сам с готовностью признаю, что это происходит сплошь и рядом. Но я не думаю, что такое сравнение правильно. Просто потому, что большинство толкователей Библии не претендуют на авторитет, который приписывает себе Общество Сторожевой Башни. Иными словами, лишь очень немногие толкователи Библии настаивают на том, что их личные толкования следует принимать без рассуждений. Более того, нелегко найти толкователей Библии, которые претендовали бы на роль единственного Божьего канала общения в наши дни и утверждали бы, что неподчинение им или несогласие с ними означает непокорность Богу.

Поэтому изменения в учениях Сторожевой Башни имеют гораздо большую важность.

Вот некоторые вопросы, над которыми я предложил бы Свидетелям Иеговы подумать в свете последних изменений в их учении:

  • Согласны ли вы с этим изменением понимании фразы «род сей» («это поколение»)? Принимаете ли вы это изменение без рассуждений? Иными словами, когда вы изучаете вместе со своей общиной публикации Общества, сверяетесь ли вы с Писанием, чтобы убедиться, что новое толкование — наилучшее из всех возможных? Или же вы просто принимаете любое толкование, которое Сторожевая Башня может сопроводить цитатой из Библии?
  • Насколько вы уверены в правильности этого толкования? Принимая во внимание, сколько раз оно уже менялось в прошлом, считаете ли вы по-прежнему, что Сторожевая Башня заслуживает доверия в качестве источника понимания Библии? Как много изменений должно претерпеть учение, чтобы вы утратили доверие к его авторам? Пять? Десять? Двадцать? Или ничто и никогда не может вас навести на такую мысль?
  • Что случится, если вы не согласитесь с предложенным Сторожевой Башней толкованием этой фразы? Есть ли какие-то библейские основания не позволить вам придерживаться своей точки зрения, если вы считаете, что она согласуется с Библией? Или же вас попросят не поднимать эту тему, чтобы вас не сочли возмутителем спокойствия?
  • Наконец, считаете ли вы неясным смысл слов Иисуса в 24-й главе Евангелия от Матфея? Разве посторонний человек, посмотрев на многообразие толкований, предлагавшихся Сторожевой Башней, не придет к выводу, что на Иисуса нельзя полагаться? Ведь Сторожевая Башня, хоть и не претендуя однозначно на богодухновенность, утверждала, что ее толкования основаны не на человеческих мнениях. Так кто же здесь вносит путаницу — Иисус или Сторожевая Башня?

 

Майк Фелкер — бакалавр социологии, сотрудник апологетического служения CARM,
руководитель общества Ratio Christi в Университете штата Джорджия,
автор статей в журнале Journal for Trinitarian Studies and Apologetics
и ведущий блога The Apologetic Front.