Воскресение Христово: богословское значение

Некоторые христиане полагают, что в проповеди Евангелия следует упоминать лишь о смерти Христа. Автор статьи утверждает, что нам, безусловно, следует уделять большое значение смерти Христа или размышлять о ней. В конце концов, даже апостол Павел говорил: «Я проповедую Христа, и притом распятого». Однако он также проповедовал Христа, воскресшего из мертвых. Если мы пренебрегаем этой частью Евангелия, мы проповедуем Евангелие, лишенное силы, неспособное менять жизнь людей.

ВСТУПЛЕНИЕ

Сегодня многие думают, что вера в воскресение мертвых так же нелепа, как вера в реинкарнацию. Поэтому было бы полезно взглянуть на исторические свидетельства, подтверждающие факт воскресения Христа. И в одной из будущих статей мы непременно это сделаем. Однако в нынешней статье мы хотим сосредоточиться на богословском значении воскресения Христова.

Некоторые христиане полагают, что в проповеди Евангелия следует упоминать лишь о смерти Христа. Я не хочу сказать этим, что нам не следует уделять важное значение смерти Христа или размышлять о ней. В конце концов, даже апостол Павел говорил: «Я проповедую Христа, и притом распятого». Однако он также проповедовал Христа, воскресшего из мертвых. Если мы пренебрегаем этой частью Евангелия, мы проповедуем Евангелие, лишенное силы, неспособное менять жизнь людей.

Мы начнем наше исследование с того, что кратко взглянем на воскресение в Ветхом Завете, после чего поговорим о том, какое место занимало воскресение Христово в проповеди ранних христиан.

(1) Воскресение в Ветхом Завете

Ясных упоминаний о воскресении из мертвых в Ветхом Завете нет вплоть до самого позднего периода истории спасения. Лишь после того, как евреи оказались в Вавилонском пленении, в шестом веке до Р. Х., мы встречаем ясное утверждение на этот счет. Ключевым текстом является Даниила 12:1-2: здесь говорится о воскресении праведных и неправедных:

И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.

Почему эта истина не была ясно открыта людям прежде? Она была открыта лишь тогда, когда в ней возникла осознанная потребность. Евреи, лишившись настоящего (по причине пленения), были вынуждены смотреть в будущее. Откровение о воскресении мертвых было дано именно тогда, когда народу Божьему нужна была надежда на будущее.

Удивительно, как точно Бог понимает природу человека. В новозаветную эпоху в Палестине существовала религиозная группа, которая не верила в истинность учения о воскресении мертвых: это были саддукеи (см. Мк. 12:18). В их ведении находился иерусалимский храм. Они жили за счет жертвоприношений. По существу, они были предтечами современных телепроповедников. У них все было схвачено! Они были богатой знатью, которая диктовала все правила и законы.

Те, у кого все схвачено в веке нынешнем, зачастую не слишком усердно ищут будущего века. Саддукеи были тому отличным примером. Истина о воскресении из мертвых особенно дорога нищим и не имеющим надежды. Она дорога тем, кто настолько искренне стремится к небесам, что земное не имеет над ними власти.

Сегодня в мире правит новая элита — интеллектуальная. Как правило, они в еще большей степени, чем богатые, склонны отрицать сверхъестественное (достаточно послушать большинство современных университетских профессоров).

Однако христиане — нищие и богатые, умные и не слишком, образованные и не очень — должны ценить воскресение из мертвых величайшим образом. Вы являетесь подданным небес лишь в той степени, в которой для вас важно воскресение. Как апостол Павел писал колоссянам: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (3:1-2).

(2) Воскресение Христово в проповеди ранних христиан

Некоторые из нас делают такой упор на смерти Христа, что отодвигают на задний план Его воскресение. Но тем самым мы делаем Евангелие меньшим преткновением, чем оно должно быть. В глазах погибающих Евангелие — это юродство (глупость). Почему? Во-первых, потому, что это весть о некоем мертвом еврее, распятом на римском кресте, которая якобы имеет какое-то значение для меня. Во-вторых, потому, что этот мертвый еврей якобы воскрес из мертвых. И именно поэтому он, якобы, может простить мне мои грехи! Это, друзья мои, чистая глупость... для тех, кто находится на пути в погибель. И, надо признаться, Богу пришлось немало потрудиться, чтобы убедить нас в обратном.

Ранняя Церковь относилась к воскресению Христа со всей серьезностью. Этот факт был краеугольным камнем ее проповеди. Взгляните на проповеди из книги Деяний:

  • Деян. 1:22 (критерий выбора кандидата в апостолы): «надобно, чтобы один из таких людей был вместе с нами свидетелем воскресения Его».
  • Деян. 2:23-24 (ключевой момент первой проповеди Петра в день Пятидесятницы): «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».
  • Деян. 3:15 (вторая проповедь Петра): «Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели».

Обратите внимание и на следующие отрывки: Деян. 4:2 («они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых» — иными словами, что вместе с Ним можем воскреснуть и мы!); 4:10; 4:33; 13:30, 34; 17:3; 17:18, 31; 23:6; 24:21; 26:23.

Кроме того, обратите внимание на 1 Фес. 1:9-10 и 1 Кор. 15: 3-5. Церковь считала учение о воскресении истинным и принципиально важным для проповеди Евангелия.

(3) Что это меняет?

Что это меняет? Все! Рудольф Бультманн, самый влиятельный специалист по новозаветной библеистике в XX веке, хотел восстановить авторитет христианства в глазах современного человека, но для этого он изъял из Евангелия даже малейший намек на сверхъестественное. Это слишком дорогая цена. Апостол Павел не согласился бы с Бультманном категорически: обратите внимание на 1 Коринфянам 15:12-19. В молодости у меня был пастор, который утверждал, что, даже если бы Христос не воскрес из мертвых, у христиан все равно было бы преимущество перед остальными людьми, потому что они приняли нравственное учение, обязывающее их вести чистую жизнь. Однако апостол Павел настаивал, что в таком случае мы будем самыми несчастными из людей. Для него нравственность не стоила ничего, если Христос не воскресал. Для него краеугольным камнем нравственности была истина, а не ложь.

Я думаю, нам лучше принять сторону Павла, а не Бультманна. Однако нам все-таки будет полезно поразмышлять над значением воскресения. Каковы практические последствия воскресения? Почему оно так важно?

ЗНАЧЕНИЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА

Я хочу коснуться лишь нескольких моментов. Никому не под силу исчерпать эту великую тему до дна. Мы никогда не измерить всю глубину того, что смерть и воскресение Христа означают для нас, но, по крайней мере, можем отметить некоторые важнейшие аспекты. Это простая и бесхитростная проповедь. В ней нет ничего замысловатого. Я просто приведу библейские тексты в надежде на то, что Святой Дух коснется ваших сердец. Если вы еще не уверовали во Христа, сейчас самое время это сделать.

(1) Высшее проявление апологетики: подтверждение реальности библейских чудес

Джордж Элдон Лэдд в своем «Богословии Нового Завета» (с. 384) утверждает: «Бог являет Себя не в системе учений и не в богословской книге, но в серии событий, записанных в Библии. Пришествие Иисуса из Назарета было кульминацией этого ряда искупительных событий, и Его воскресение придает значение всему, что происходило до Него».

Библия говорит о том, что мир был сотворен, по существу, перстом Божьим, в то время как воскресение Христа потребовало вмешательства Божьей сильной руки! Это великое чудо! Иными словами, воскресение Христово косвенно представляет собой аргумент от большего к меньшему. Если мы способны принять верой это чудо, что может помешать нам принять верой чудеса меньшего порядка?

(2) Доказательство того, что Бог есть Бог Живой и Бог живых

Об этом красноречиво говорится в нескольких библейских текстах (см. Мф. 22:32; Лк. 20:38; Рим. 1:4; 6:9; 1 Кор. 15:20-26, 54-57), но ни один не излагает это так красочно, как 1 Кор. 15:20-26:

Но Христос восстал из мёртвых, начаток усопших. Ибо, поскольку чрез человека — смерть, чрез Человека и воскресение мёртвых. Ибо, как в Адаме все умирают, так и во Христе все будут оживотворены. Но каждый в своем чине: начаток Христос, затем Христовы в пришествие Его. Потом конец, когда Он предает Царство Богу и Отцу, когда Он упразднит всякое начало и всякую власть и силу. Ибо надлежит Ему царствовать до тех пор, пока Он не положит всех врагов под ноги Свои. Как последний враг, упразднена будет смерть (перевод еп. Кассиана).

Как отмечает Лэдд (с. 384): «Если Христос не воскресал из мертвых, то все длительное течение искупительных деяний Бога, ведущих Его народ к спасению, заканчивается тупиком, приводит к гробнице. Если воскресение Христа нереально, то мы не можем быть уверены, что Бог — живой, так как последнее слово остается за смертью. Вера тщетна, потому что объект этой веры не был воскрешен [в англ. оригинале «не оправдал Себя»] как Господь жизни. Тогда христианская вера покоится в могиле вместе с окончательным и высшим откровением Бога во Христе — если Христос действительно мертв».

Но если Христос воскрес из мертвых, то Бог действительно владычествует над всем, даже над смертью.

(3) Исполнение пророчеств Иисуса и Ветхого Завета

Вновь, на это указывают нам несколько библейских отрывков (см. Мф. 17:9; Лк. 24:46; Ин. 2:22; 20:9; 1 Кор. 15:4). Обратите особое внимание на два из них:

Когда же Он воздвигнут был из мертвых, вспомнили ученики Его, что Он это говорил, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус (Ин. 2:22, перевод еп. Кассиана).
...и что Он был погребён, и что Он воздвигнут в третий день по Писаниям... (1 Кор. 15:4, перевод еп. Кассиана).

Следовательно, если Христос не воскрес из мертвых, Он был лжецом. А если Он был лжецом, Его смерть не могла искупить наши грехи.

(4) Существенная часть Евангелия (см. Ин. 11:25, 26; Деян. 1:22; 2:31; 3:15; 4:2, 10, 33; 13:30, 34; 17:3; Рим. 10:9; 1 Кор. 15:4; 2 Тим. 2:8.)

Некоторые тексты из книги Деяний мы с вами уже читали. Давайте обратим внимание на два других отрывка:

Сказал ей Иисус: Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет... (Ин. 11:25, перевод еп. Кассиана).
Потому что, если ты исповедаешь устами твоими Иисуса Господом и уверуешь сердцем, что Бог воздвиг Его из мёртвых, ты будешь спасён (Рим. 10:9, перевод еп. Кассиана).

(5) Безусловное проявление божественности Христа

Воскресение Христово уникально по двум основным причинам:

  • все прочие, воскрешенные из мертвых, впоследствии вновь умерли (например, Лазарь, дочь Иаира, Евтих);
  • воскресение Христово было единственным, совершенным без посредника.

Обратите также внимание, кто участвовал в воскрешении Христа: Отец (Гал. 1:1), Святой Дух (Рим. 8:11) и Сын (Ин. 2:19-22).

Очевидно, что Христос, если Он Сам воскресил Себя из мертвых, не мог быть просто человеком! Его воскресение без посредников является безусловным подтверждением того, что Он Бог.

(6) Залог воскресения верующих (см. Рим. 8:11; 1 Кор. 15:12-14, 20; Кол. 1:18; 1 Пет. 1:3; Откр. 1:5)

Опять же, обратите внимание на некоторые ключевые тексты: 1 Кор. 15:12-14 и Кол. 1:18 (фразу «Первородный из мертвых» [перевод еп. Кассиана] следует понимать не в смысле хронологического первенства, но как указание на Его превосходство —ср. 1:15).

(7) Здравое представление о духовном состоянии человеческого тела (см. Рим. 8:23; 1 Кор. 6:13-20; 15:32-34; 2 Тим. 2:18.)

Телесное воскресение Христа красноречиво говорит о духовном состоянии человеческого тела. Неправда, что тело человека изначально порочно, а его разум изначально свят. Бог сотворил и то, и другое хорошо; но и тело, и разум были извращены в результате грехопадения человека. Древние гностики полагали, что свят только разум. Некоторые христиане встали на ту же точку зрения и живут аскетической жизнью, отказывая своему телу в присущих ему по природе функциях и удовольствиях. Другие исповедуют гедонизм: они верят, что тело греховно, но думают: «Зачем с ним бороться?»

Однако если наше тело будет воскрешено из мертвых, как и тело Христа, то оно будет полностью искуплено. А если оно будет искуплено, значит, оно не совсем безнадежно... Более того, мы можем посвятить свое тело Богу и использовать его ради славы Божьей уже СЕЙЧАС («представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» [Рим. 12:1]). Однако уже тот факт, что наше тело нуждается в искуплении, означает, что оно до крайности испорчено грехом.

Обратите внимание на стих 2 Тим. 2:18, который осуждает всех верующих в некое иное, не телесное воскресение святых. Обратите также внимание и на текст Римлянам 8:22-23:

Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Синодальный перевод).

(8) Пришествие Духа и сила воскресения (см. Ин. 14:17; Деян. 2:38; Рим. 6:4; 8:11-14; Еф. 1:13-14, 20; Фил. 3:10-16)

Уверовавшим во Христа был обещан Дух Святой. Очень важно, чтобы мы с вами понимали: без действия Духа Святого в нас мы бы не могли веровать. Он отделяет нас для Бога и дает нам необходимую силу для освящения.

(9) Прощение грехов (Ин. 19:30; Деян. 2:32-38; Рим. 10:9; 1 Кор. 15:3-4, 17)

Обратите особое внимание на Ин. 19:30. Иисус с креста закричал: «Совершилось». На греческом языке Его вопль звучит tetelestai — данное слово в те времена использовалось в торговле. Его часто писали на долговых расписках, и означало оно, что долг полностью выплачен. Воскресение — это своего рода квитанция, расписка которую Бог выдал человечеству в том, что смерть Иисуса действительно и сполна уплатила цену наших грехов. (Всех грехов мира было недостаточно, чтобы удержать Христа в могиле! Его воскресение — это доказательство того, что наши грехи прощены!)

Два момента. Во-первых, цена прощения была велика (крест), но благодаря воскресению мы избавлены от постоянного чувства вины. Если бы Бог предал смерти Своего Сына и оставил Его в могиле, каждый наш грех возлагал бы на нас невыносимое бремя вины! Мы бы говорили: «Именно из-за таких вот грехов Иисуса с нами больше нет!»

Однако воскресение означает, что грехов, насколько отвратительных, чтобы мы не могли себе простить, не существует. Некоторые из вас в свое время совершали очень плохие поступки. Пустая могила означает, что они прощены и забыты!

Во-вторых, вы не вправе лишать прощения других людей. Вы должны прощать своему супругу, своему другу, своему начальнику, своему ближнему и даже своим врагам. Если Бог во Христе простил всех людей, то, лишая кого-либо из них своего прощения, я тем самым претендую на праведность большую, чем праведность Бога! Я тем самым как бы говорю, что смерть Христа не была достаточна. Друзья мои, это богохульство. Вы должны прощать! Вы должны простить ближнему его мелочь, потому что Бог уже простил вам миллионный долг!

Подведем итоги: жизнь, взаимоотношения, прощение, освящение, будущие, святость тела. Вся философия, все мировоззрение сосредоточены в воскресении Христа. Живите так, словно ваша жизнь напрямую зависит от воскресения Христа — потому что так оно и есть!

Он воскрес! Он воскрес! Это лучшая новость, какую мы только можем возвестить умирающему миру.

Текст статьи взят с сайта www.bible.org, переведен и опубликован с разрешения автора.